Реферат по предмету "Исторические личности"


Искусство Рима 1-3 вв нэ

Реферат

натему

«ИскусствоРима 1-3 вв. н.э.»

своё имя я стёр

Преподаватель: СтрогановаЕ.Д.

Москва
1999
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………3
ЗОЛОТОЙДОМ……………………………………………………………4
КОЛИЗЕЙ………………………………………………………………………5
ФОРУМ ТРАЯНА………………………………………………………7
КОЛОННАТРАЯНА……………………………………………………9
ПОРТРЕТЭПОХИ ФЛАВИЕВИ ТРАЯНА…………………………………………………………………………10
ПАНТЕОН………………………………………………………………………11ТЕРМЫ КАРАКАЛЛЫ…………………………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………15

Литература

1.ИСТОРИЯИСКУССТВ/УЧЕБНОЕПОСОБИЕ/
Авт.-сост.: Воротников.А.А., ГорошковозО.Д., Ёркина О.А.
1997г.

2.ДРЕВНИЙ РИМ /УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ/
Авт.-сост.: Бутромеев.Б.
1996г.

3.ИСКУССТВОДРЕВНЕГОМИРА
Авторы: Гордон.К.Ю.Васильков.Р.М.
1992г.

4.ИСТОРИЯРИМА
Автор: Момзен.М.
1936г.ВВЕДЕНИЕ
Извсех цивилизацийримская известнанам большевсех. Римлянеоставили обширноелитературноенаследие, позволявшеепроследитьисторию во всёмизобилиеподробностей, которые неперестают насудивлять. Нокак это непарадоксально, труднее всегонайти ответна вопрос:«Чтопредставляетсобой искусствоДревнего Рима».
Существовалли вообще стильв искусстве, присущий именнодревнему Риму.
Наиболееочевидноеобъяснение кроится в том, что римлянеприклонялисьперед греческимискусствомвсех эпох инаправлений.Они тысячамивывозили изГреции созданныетам оригиналыи копии. Вдобавокто, что создавалосьв самом Риме, было явнымподражаниемгреческимобразцам, амногие работавшиетам скульпторыи художники, начиная совремён республикии заканчиваяэпохой крушенияимперии, былигреческогопроисхождения.
Римлянесумели создатьодну из самыхзнаменитыхцивилизацийс императорскойформой правления, это оказалоогромное влияниена искусствотого времени.
Монументальнаяскульптураотличаетсяистинно римскимвеличием.Архитектурныепамятникистроятся споразительнымразмахом и изредких и ценныхматериалов(мраморнаяоблицовка, различныхцветов позолота, рельефы и томуподобное).
Такво временаправленияКалигулы КлавдияНерона стеныи потолки домовукрашалисьросписями втак называемом четвертомпомпеянскомстиле. Отличавшемсяособой роскошью в украшениифасадов дворцов.Огромными повеличине орнаментами.Такими жеграндиознымибыли и театральныедекорации.Оказавшеебольшое влияниена оформлениежилых и парадныхпомещений. ВПомпеях сохранилисьдома с фресками, выполненнымив этом стиле.Часто росписистен представлялисобой копиисо знаменитыхкартин греческиххудожников.
ЗОЛОТОЙДОМ
Золотойдом построенныйпо приказуимператораНерона в 6О годах1 в. н.э. сочеталчерты дворцаи огромнойтеатральнойдекорации.Нерон былпоклонникомтеатра. Он дажевыступал вкачестве трагическогоактера в театре.Нерон выстроилзагородноепоместье прямопосреди столицы.Невзирая навозникавшиев таком проектетрудности.«Золотой дом»был окруженсадами полянами, лесом, деревенькойи даже мельницей.В самом центреРима на холмахПалатин и Эсквилиина огромномучастке земли(предварительноочищенном отпрочих строений)стояло поместьеНерона. Включавшее дворец, Паркис беседкамии статуями.Озеро с лебедями, виноградники, бани, акведукии т. д. Внутридворец былотделан разноцветныммрамором, украшенросписями вчетвертом стилеживописцемФабуллом. Росписибыли покрытыпозолотой, чтои послужилопричиной названиядворца «Золотойдом».
ПослесверженияНерона «Золотойдом» был частичноразрушен, а в15-16 веках в эпохуВозрождениябыл раскопани продолжалудивлять художниковВозрождения.Им любовалисьи Микеланджело, и Рафаэль, ахудожник ФранческоД, Оландов 1538 годуперерисовалроспись сводакомнаты №60, отличавшуюсяособым богатствомдекора.
КОЛИЗЕЙ
Послетого как разрушили«Золотой дом», в Риме освободилосьтак много места, что этого местана возведениедвух другихграндиозныхсооружений–терм Тита иКолизея. НапостройкуКолизея, былисобраны деньгис римлянамипроживавшихв высоких (допяти этажей)домах. Работатьэти люди неочень хотели, зато любилиразного родасмуты и революции, от которых ихприходилосьотвлекатьбесплатнымираздачами хлебаи организациейпростых и грубыхзрелищ. Однимиз подобныхмероприятийв Риме являлисьгладиаторскиебои, собиравшиетолпы народа.Для гладиаторскихбоев строилиспециальныеамфитеатры, крупнейшимиз которых сталКолизей.
Колизейбыл выстроенв конце 1 в. вправлениеимператоровиз династииФлавиев–Веспасианаи Тита. Он былрассчитан на56 тысяч зрителей.Своим видомКолизей, каки другие амфитеатры, больше всегопоходил насовременныестадионы.Эллиптическуюарену со всехсторон окруженнуюподнимающимисявверх рядами.Для большейпомпезностискамейки былиоблицованымрамором. Подместами длязрителей находилисьсводчатыегалереи, выстроенныеиз кирпича ибетона (римлянестали первымиприменять бетонв строительстве), а снаружи огромнаяпостройкаограничиваласьовальной стенойс регулярнымиарками (римлянепервые придумалиарки). Когда-тов арках размещалисьстатуи, но ихпохитили оттудапосле паденияРимской империи. Что касаетсясамого Колизея, то, несмотряна неоднократныепопытки разрушитьего, он до сихпор украшаетцентр Рима.
Меньшеповезло дворцуФлавиев нахолме Палатин, вытроенномудля императоровархитекторомРабирием. Негонясь за славойноватора, Рабирийпросто увеличилдо размеровдостойныхимператорскойперсоны традиционныйримский домс параднымзалом и примыкающимик нему помещениями.
ПриФлавиях же нафоруме Романумбыли выстроеныхрам Веспасианаи триумфальнаяарка Тита, возведеннаяимператоромТитом по случаюпобеды в Иудейскойвойне. Аркаобильно украшенасложными композициямии декоративнымиорнаментами.Интересно, чтоглавные рельефы, повествующиеоб императорскомтриумфе, размещенынескольконеожиданно–врамочном проеме.С одной стороны, изображен самТит на параднойимператорскойколеснице, запряженнойчетверкой конейи крылатаябогиня победы, венчает победителялавровым венком.
Сдругой стороныв пролете аркиТита помещенысолдаты егоармии, с сосредоточеннымилицами несущиечерез ту самуюарку трофеи, награбленныеими в храмеСоломона вИерусалиме.В центре композициипомещен большойсемисвечник– главная реликвия, захваченнаяТитом в Иудее.Известно, чторимляне в туэпоху все ещераскрашивали, по примеругреков, своискульптурыи покрывалиотдельные частипозолотой, чтопридавалорельефам особуювыразительность.
ФОРУМТРОЯНА
Аполодориз Дамаска.Расцвет искусствавсегда прямосвязан с экономическимподъемом. Удачныеторговые операции, рост производстваили победоноснаявойна приносятобществу тесредства, которыенеобходимыдля содержанияхудожественныхшкол, оплатытруда работскульпторови архитекторовдля обширныхстроительныхработ и дорогихматериалов.Кроме того, вбогатом обществезначительнобольше образованныхлюдей с тонкимвкусом, способныхвыступить вроли заказчиковтого или иногодостаточнокрупного произведенияискусства, будьто храм, статуя, картина иливаза.

2-йвек н.э., а особеннопервую егополовину называют«золотым веком»Римской империи.Император Траян(98-117) расширилграницы государствадо самых большихза всю римскуюисторию пределов, что принеслоРиму новуюславу и богатства, позволившиене экономитьна монументальнойпропаганде.Окрыленныйпобедами Траянзадумал удивитьсовременникови потомков, воздвигнувсамый большойархитектурныйкомплекс ДревнегоРима. Для осуществленияпроекта Траянпригласилвыдающегосяримского архитектора, который вытроилв Риме новыйфорум.
ФорумТраяна получилсяне только самымбольшим, но исамым сложнымпо устройству.На его территориюпопадали черезтриумфальнуюарку, за которойпростираласьобширнаяпрямоугольнаяплощадь, украшеннаяпо краям статуямии колоннами.По праздниками другим выдающимсядням площадьслужила местомсбора римскихграждан. А чтобыдругие жителигорода своимикриками немешали проведениюторжественныхцеремоний, площадь обнесливысокой каменнойстеной. Справаи слева стенаобразовывалаобширные ниши, служившие длязрительногорасширенияпространстваплощади, причёмснаружи к однойиз ниш примыкалрынок с пятиэтажнымиторговымидомами, с крышкоторых посторонниемогли наблюдатьза происходящим.
Другиеболее важныечасти форумаТраяна былинедоступныпостороннемувзгляду. Напротивтриумфальнойарки за площадьюпоперёк форумарасполагаласьогромная базиликаУльпия с пятьюнефами (просветмежду колонны).Сразу за базиликойпомещалсянебольшой дворс колоннамии примыкавшимислева и справабиблиотеками-греческой илатинской. Вцентре дворавозвышаласьмемориальнаяколонна Траянасо статуейимператорана вершине ирельефнойлентой, по спиралипокрывавшеювсю колонну, за двором сколонной находилсяещё один дворс храмом Траяна, то есть, пообыкновениюмногих повителей, и не толькоримских, посвящённымимператоромсамому себе.
КОЛОННАТРОЯНА
Самымвыдающимсясооружениемна самом большомримском форумеявлялось, безсомнений, именноколонна Траяна.Поднимавшаясяиз глубинытесного двораколонна быларассчитанана то, чтобысмотреть нанеё можно былотолько изнутрифорума, и непредназначаласьдля стороннихнаблюдателей.Высота колоннывместе со статуей Траяна составляла38 метров. В этойже колонне изахоронен прахимператора.
Темойдля рельефапослужил, удачныйпоход римскихвоинов противдаков на Дунайв 101-102, а также в105-106гг. общая длинарельефной лентыпримерно 200 метров.
Посуществу, колоннаТраяна естьрассказ о римскойвоенной жизнии о жизни дарков2-го века н.э.
Вкомпозициирельефов чувствуетсярука одногомастера, однакофрагменты былиисполненыразными мастерами.Основной смыслколонн Трояна-демонстрациядействий римскойвоенной машины, прославлениепобед, и несомненногосударственноймощи. Сам императоризображен наколонне 90 раз(среди болеечем 2000 фигур), причём в отличиеот египтянизображавшихсвоего фараонаболее крупнымчем слуги, египтянеже не выделяяразмером своегоимператора.Траян выделенсвоим начальственнымположением(во главе группылегионеров, на возвышении), и это выглядитболее правдоподобно.
Снизурассматриватьспиральныйрельеф колонныТраяна былоочень не удобно, и для удобстваримляне, специально, оборудоваликрыши двухбиблиотек, находившихсяне подоплеку.
ПОРТРЕТЭПОХ ФЛАВИЯИ ТРАЯНА
Характернаядля классическойГреции идеализацияобраза сменяетсяискусством, в которое напервый план индивидуальныособенностиличности, сложныйхарактер. Связаноэто было с интересомримского общества к эллинизмукак объединительнойидеи, способнойна основе глубокогопочитаниягреческойкультуры разрозненныечасти Римскойимперии. Характеренпортрет Нерона, хранящийсяв Риме, в национальноммузее. В неместь частьклассическогогероя чертылица подчеркнутыйтяжелый взглядиз-под тяжелоголба, и в то жевремя подбородокневоздержанноготирана.
Окончательноеэллинистическоевлияние сталопреобладатьв последнейтрети 1 в. В Лурве(Париж) изменяетсяпортрет императораВителлия. Вителийпредставленне молодымлысеющим человеком, однако энергичныйповорот головыи ясный, проницательныйвзгляд выдаютнатуры действенную, с чувствомюмора. Близкийк этому портретус изображениемсамого Веспвсия, а также дочериТита Юлия — ужене молодойженщиной. Ковремени Флавияв женском портрете, как и мужском, точное портретноесходство ценилосьвыше, чем попыткиидеализироватьобраз. Римскиескульпторыумели найтив своих моделяхособое, присущеекаждому конкретномучеловеку обаяние, и ненавязчиво, с чувством мерувынести егона первый план.
ПриимператореТраяне стильпортретногоискусстваменяется. Всоответствиисо вкусом самогоправителя, искавшего вискусствепростоту иясность. ПортретТраяна (первоедвадцатилетие2 в.), а также егожены Плотиныи множестводругих римляни римлянокэтого временивыдержаны встиле республиканскогоРима. В модескромностьи умеренностьо том всё свидетельствует, что за их плечамистояла греческаятрадиция скульптурнойпластики, котораяограниченнойчастью вошлав римское искусство.

ПАНТЕОН
ПослеТраяна управлятьРимской империейстал Адриан.Как и его предшественник, Адриан покровительствовалнаукам и искусствам.
Адрианвошёл в историюне только какзаказчик несколькихграндиозныхсооруженийв Риме, но и какархитекторнекоторых изних. Адриан былгорячим поклонникомгреческойкультуры, накоторую иориентировалсяв своих идеалах.Его увлечениегреческимидревностямивыразилосьв постройкевиллы в Теоле(окрестностиРима). Здесь споразительнойточностью быливоспроизведеныотдельныездания Афини Александрии, например афинскийЛикей или предместьеАлександрииКаноп или такназываемый«пёстрый тортик», стоящий в Афинахи расписанныйтам знаменитымхудожникомПолигнотом.Пол и стеныпомещений виллыбыли украшенымозаичнымикартинами, также повторявшимив несколькоупрощеннойманере, знаменитыегреческиеоригиналы.Изображениеголубой чашис водой восходитк мозаике знаменитогопергамкогомастера Соса.
Всамом РимеАндриан пособственномупроекту построилвозле Колизеяхрам Венерыи Ромы, тожеотличавшийсяграндиознымиразмерами ивлияниемэллинистическогоискусства.ЗанимаемоеАндрианомобщественноеположение итехническиевозможностибогатейшегогосударстватогдашнегомира позволилиАндриану несчитаться струдностями.Увлеченныймонументальнымиформами правительРима Андиантут и там расставилпо городу сооруженияогромногоразмаха, к каждомуиз которыхподходят определения«крупнейший»,«выдающийся»,«грандиозный».Даже собственныймавзолей Андрианвыстроил втаких масштабах, что он сталкрупнейшимнадгробнымсооружениемРима. Круглыйпо плану, мавзолейимел оченьтолстые стены, а сверху заканчивалсяскульптурнойгруппой. Опасаясьза сохранностьгробницы, Андриан, казалось, знал, что через многовеков итальянцыпеределаютмавзолей воборонительнуюкрепость, апозднее дажев тюрьму.
Однакосамым знаменитыми выдающимсясооружениемэпохи Андрианаявляется Пантеон.Пантеон (храмвсех богов) воснове своегоплана имееткруг. Массивныецилиндрическиестены, облегченыза счет устроенныхв их толще парадныхниш, служившихв древнеримскоевремя алтарями.На верхнюючасть краямиопираетсягигантскийкупол, своимпролетом (43 м.)перекрывающийбез единойопоры все внутреннеепространство.В самом центрекупола имеетсянебольшоекруглое отверстиедля освещениявнутренностихрама. ПостройкаПантеона датирована125 г. н.э., а его купол, изготовленныйиз бетона икирпича, до сихпор считаетсянастоящимархитектурно-инженернымшедевром. Подобноостальнымримским храмам, Пантеон былбогато украшени производилсвоим монументальнымвеличием неизгладимоевпечатлениена видевшихего людей разныхэпох.
ЖеланиеАдриана бытьзапечатленнымв образе греческогофилософа выразилосьв мраморномбюсте императора, изображающемего с отрешеннымвыражениемлица, погруженнымв раздумье(этот бюст хранитсяв Ватикане). Стого временина протяжениивсего 2 в. в римскомпортретномискусстве сталагосподствоватьтема самоуглубления, раздумья, печали.Мраморныестатуи пересталибыть раскрашенными, стал ценитсявысокий уровеньобработкимрамора. Зрачкистатуй со временАдриана иногдаспециальноне намечаютсярезцом, чтобы образ был болееотрешенным.

ТЕРМЫКАРАКАЛЛЫ
Следующий,3 в., прошел дляРима в обстановкеразвивающегосякризиса. Гражданскихвойн. У властиудерживалисьв это времятолько наиболеежестокие исуровые императоры.В портретномискусствестановитсяважной не детальнаяпроработка, а обобщеннаялепка лица схарактернымичертами образа.Главное вниманиескульпторасосредоточенона волевомхарактереобраза. Таковпортрет «солдатскогоимператора»Филиппа Аравитянина(Эрмитаж), а такжеКаракаллы, изображенногожестоким игрубым, одногоиз самых свирепыхримских тиранов.
Каракалла, однако, прославилсяеще и тем, чтопостроил в Римеобщественныетермы–бани. Помимо ванни бассейновон устроил тамплощадки дляфизическихупражнений, места для отдыха, библиотекуи даже магазин.В термах Каракаллымогли одновременнонаходиться18ОО человек.При строительстветерм былииспользованывсе, применявшиесяв то время вримском строительствеархитектурно-художественныеприемы. Императоррешил превзойтивсех в сложностии многообразиидекоративныхэлементов ипышности оформления.Термы Каракаллы–этоархитектурнаяэнциклопедиядля ученых, онибыли украшенымозаиками, изображавшимиатлетов-победителейс венками ипальмовымиветками, лицаих были подчеркнутогрубыми, а тела- неправильными, с анатомическойточки зрения.
Переживаяупадок вместес империей, римское искусствона протяженииследующеговека окончательноутратило классическиечерты эллинистическогоискусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вначалеистории Римскойимперии идеаломдля римлян быликлассическиегреческиеобразцы.
Однаково временарасцвета имогуществаРимской империиримское искусствоприобретаетистинно римскиечерты: пышность, размах, богатствоукрашений(«Золотой дом»Нерона 60г н.э., Колизей 1-в н.э., Колонна Траяна).
2-вн.э. называют«золотым веком»Римской империи.При императореТраяне (98-117) Римувеличил своиграницы, славуи богатства.Расцвет империиотразился вархитектуреграндиозногоФорума Траяна, колонны Траяна, Пантеон, «Пестрыйпортик», Колизей.В портретномискусствехарактернаядля классическойГреции идеализацияобраза смениласьинтересом киндивидуальнымхарактернымособенностямличности (портретНерона).
Скульптурныепортреты современи Адрианастановятсяотражениемнесбывшейсямечты римляно «золотомвеке», спокойнаяясность обликасменяетсямеланхолиейи печалью (портретАнтиноя, коннаястатуя Адриана).
3 векн.э. – век кризисаимперии и гражданскихвойн отразилсяв портретахсуровых и жестокихтиранах (портретФилиппа Аравитянина).Ко времениупадка Римскойимперии римскоеискусство окончательноотошло отэллинистическихобразцов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.