15
Если объем определяющего понятия уже объема определяемого, имеет место ошибка слишком узкого определения. Такую ошибку допускает, в частности, тот, кто определяет "барельефы" как "скульптурное изображение, изготовленное из камня и выступающее на плоской поверхности менее чем на половину объема изображенного предмета". Из числа барельефов исключаются этим определением все те, которые изготовлены не из камня, а, скажем, из металла или других материалов.
Второе правило определения запрещает порочный круг: нельзя определять понятие через самое себя или определять его через такое другое понятие, которое, в свою очередь, определяется через него.
Содержат очевидный круг определения "Жизнь есть жизнь" и "Поэзия - это поэзия, а не проза". Задача определения - раскрыть содержание ранее неизвестного понятия, и сделать его известным. Определение, содержащее круг, разъясняет неизвестное через него же. В итоге неизвестное так и остается неизвестным. Истину можно, к примеру, определить как верное отражение действительности, но только при условии, что до этого верное отражение действительности не определялось как такое, которое дает истину.
Третье правило говорит, что определение должно быть ясным. Это означает, что в определяющей части могут использоваться только понятия, известные и понятные тем, на кого рассчитано определение. Желательно также, чтобы в ней не встречались образы, метафоры, сравнения, т.е. все то, что не предполагает однозначного и ясного истолкования.
Не особенно ясны такие определения, как "Дети - это цветы жизни", "Архитектура есть застывшая музыка", "Овал - круг в стесненных обстоятельствах", "Арба - повозка, на которой третье колесо является пятым" и т.п. Они образны, иносказательны, ничего не говорят об определяемом предмете прямо и по существу, каждый человек может понимать их по-своему.
Ясность не является, конечно, абсолютной и неизменной характеристикой. Ясное для одного может оказаться не совсем понятным для другого и совершенно темным и невразумительным для третьего. Представления о ясности меняются и с углублением знаний. На первых порах изучения каких-то объектов даже не вполне совершенное их определение может быть воспринято как успех. Но в дальнейшем первоначальные определения начинают казаться все более туманными. Встает вопрос о замене их более ясными определениями, соответствующими новому, более высокому уровню знания.
Определение всегда существует в некотором контексте. Оно однозначно выделяет и отграничивает множество рассматриваемых вещей, но делает это только в отношении известного их окружения. Чтобы отграничить, надо знать не только то, что останется в пределах границы, но и то, что окажется вне ее. [ Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. - М., 1996.
]
Можно, например, сказать, что копытные - это животные, которые "ходят на кончиках пальцев, или на цыпочках". При этом никто, разумеется, не спутает лошадей, коров и других животных с балеринами, которые иногда передвигаются по сцене на кончиках пальцев.
Правило четвёртое. Определение по возможности не должно быть отрицательным. То есть в определении понятия следует фиксировать наличие существенных признаков мыслимых в нем предметов, а не их отсутствие. В противном случае определение неинформативно.
Например, суждение: “Реферат не диссертация” хотя и справедливо, однако практически ничего не говорит о реальном реферате. Однако в некоторых случаях существенной может быть фиксация именно отсутствия признака, например: ”Отчисленный - человек, не сдавший академическую задолженность”.
В любой науке всем основным понятиям даются определения, причем в правовых науках точное определение понятий имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В самом деле, если, например, в уголовном праве не будет точных определений понятий «умысел», «соучастие», «вина», «неосторожность», «необходимая оборона» и т. д., то это может привести к ошибочному толкованию этих понятий, к неправильному пониманию отраженных в них явлений, а следовательно, к ошибкам суда и следствия.
Определение через род и видовое отличие - наиболее распространенный вид определения, широко применяемый во всех науках, в том числе и в правовых. Так, в теории государства и права дается следующее определение республики: республика - форма правления (род), при которой высшая государственная власть предоставлена выборному органу, избираемому на определенный срок (видовое отличие).
В гражданском процессе решение определяется как процессуальный документ (род), выносимый судом первой инстанции при рассмотрении гражданского дела по существу (видовое отличие). [ Тимощук А.С. Методическая разработка (лекция №2) проведения занятия по теме 3 “Понятие” курса “Логика” для слушателей дневной формы обучения. - Владимир: ВлЮИ МЮ РФ, 1999. ]
Широко применяется этот вид определения в уголовных кодексах. Так, ст. 158 УК РФ определяет кражу как тайное похищение чужого имущества. Ближайшим родом в этом определении является понятие «похищение чужого имущества», видовым отличием - понятие «тайное». Этот признак отличает кражу от грабежа, разбоя и других видов хищения государственного или общественного имущества. Более широким для понятия «кража», как и для всех понятий преступлений, предусмотренных 21 главой Особенной части УК РФ, является понятие «преступление против собственности». Это понятие отражает родовой объект посягательства, т. е. объект, единый для группы однородных преступлений.
В ряде случаев широко используется так называемое остенсивное определение. Эти определения применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. Например, при ознакомлении с криминалистической техникой демонстрируют содержимое следственных комплектов (приборы, инструменты, приспособления для обнаружения, фиксации и изъятия следов, принадлежности, предназначенные для фотографирования, и т. д.), обозначая каждый предмет соответствующим термином.
Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же в этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий -- приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение и др. [ Титов В.В. Системно-морфологический подход в технике, науке, социальной сфере. - М., 2006. ]
Описание играет важную роль в следственной практике, например при осмотре места совершенного преступления. Следователь, составляя протокол осмотра, должен стремиться к наиболее полному описанию, фиксируя не только то, что явно связано с событием, но и то, что может и не быть с ним связано.
Например, при осмотре места, где был найден труп убитой женщины, следователь, составляя протокол, подробно описал в нем пустырь, на котором был найден труп, указав, в частности, на то, что почва на пустыре глинистая и после недавно прошедших дождей вязкая. Именно эта деталь и сыграла решающую роль в изобличении убийцы. На ботинках подозреваемого была обнаружена глина. Криминалистическая экспертиза установила однородность этой глины с глиной, взятой с места преступления. При розыске преступников дается описание их внешности и в первую очередь особых примет, чтобы люди могли их опознать и сообщить об их месте нахождения.
И тогда в тексте договора о каком-либо объекте, наименование которого допускает неоднозначное толкование, появляется фраза типа: "<Объектом>, в смысле настоящего договора, называется..." и далее идет перечень тех характеристик и свойств, которые в настоящем договоре (и только в нем!) определяют смысловые контуры того, что названо <объектом>.
Впрочем, это помогает не всегда, и недобросовестные партнеры договоров частенько находят даже в самом скрупулезном определении-предписании белые пятнышки, раскрашивая их в суде в выгодные для себя цвета.
Заключение
Значение определения понятия играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Выражая в сжатом виде знания о предмете, оно является существенным моментом в познании действительности.
Однако содержащаяся в определении «сжатая» информация о предмете не может дать достаточно полного знания о нем. Изучить какую-либо науку только по ее определениям невозможно.
Раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.
Определение - прекрасное средство против неясности наших понятий и рассуждений. Но при его использовании нужно, как и в случае любых других средств, чувствовать и соблюдать меру.
Прежде всего, невозможно определить абсолютно все, точно так же как невозможно доказать все. Определение сводит неизвестное к известному, не более. Оно всегда предполагает, что есть вещи, известные без всякого определения и разъяснения, ясные сами по себе и не требующие дальнейших уточнений с помощью чего-то еще более очевидного.
Искусство определения как раз в том и состоит, чтобы использовать определения тогда, когда это требуется существом дела. При этом следует обращаться именно к тем формам определений, которые наиболее уместны в конкретной ситуации. В одном случае полезным может быть явное родовидовое определение, в другом - контекстуальное, в третьем - определение путем указания на интересующий предмет и т.д.
В науке, как и в любых других областях, определение ценно не само по себе. Оно должно быть естественным итогом и закономерным выводом предшествующего процесса изучения предмета.
Литература
1. Гетманова А. Д. Логика. - М.: Изд-во „ Омега-Л “, 2007.
2. Гусев Д. Краткий курс логики: глоссарий. - М., 2003.
3. Иванов Е.А. Логика. - М., 1996.
4. Ивин А., Никифорович А. Словарь по логике. -М., 1998.
5. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. Издание 2-е. - М.: Издательство "Знание", 1998.
6. Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. - М., 1996.
7. Кемеров В. Философская энциклопедия. - М.: "Панпринт", 1998.
8. Курбатов В.И. Логика; Логика в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону, 1997.
9. Локтионов В.И. Логика. М.,2004.
10. Тимощук А.С. Методическая разработка (лекция №2) проведения занятия по теме 3 “Понятие” курса “Логика” для слушателей дневной формы обучения. - Владимир: ВлЮИ МЮ РФ, 1999.
11. Титов В.В. Системно-морфологический подход в технике, науке, социальной сфере. - М., 2006.
12. Упражнения по логике / Под ред. В.И. Кириллова. - М.,2002.
13. Яшин Б.Л. Логика. - М., 2004.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |