--PAGE_BREAK--2. Социально-экономическое развитие.
После сосредоточения власти в своих руках «Свободные офицеры» начали действовать ещё в двух направлениях: организации активной политической деятельности масс в поддержку новому режиму и осуществлении целенаправленной политики по вопросам социального и экономического развития страны.
Для реализации первого направления 9 сентября 1952г. был принят закон об аграрной реформе. Необходимо отметить, что 1952г. около 2 тыс. землевладельцев имели в своей собственности более 1200 тыс. федданов[75]посевной площади, а 31 % феллахов – 13 %. Поэтому, в среднем на одного землевладельца приходилось по 1000 федданов, тогда как 3 млн. крестьян владели по 1 феддану на семью. К тому же, ежегодный прирост населения Египта составлял в среднем 300 тыс. чел.[76]
По новому закону крупное землевладение ограничивалось 200 федданами на одного человека. Имеющие землю свыше этого максимума, сохраняли за собой ещё 100 федданов, которые делились между членами семьи. Остальная часть земли изымалась в пользу государства. Из неё образовывался специальный фонд, из которого участками по 2 – 5 федданов наделялись феллахи, не имевшие земли. Цена участков равнялась десятикратной ставке арендной платы. Получавший землю обязан был платить за каждый феддан в среднем по 14 ег. ф. в год в течение 30 лет. Крупным землевладельцам, у которых была изъята часть земельной собственности, государство обещало выкуп через 30 лет. В момент отчуждения земли правительство вручало помещику специальные боны, по которым он мог получать ежегодно 4,5% годовых. Помещикам предоставлялось право продавать землю ещё до её изъятия. Земля, принадлежавшая 175 членам королевской семьи, изымалась без выплаты компенсации.
Для надзора за изъятием и распределением земли был создан Высший комитет аграрной реформы. Каждый, кто владел землёй сверх установленного максимума, должен был к 31 января 1953г. представить в комитет отчёт о том, какая земля остаётся у него, а какую он передаст государству. Отчуждение земли не на основе кадастровых переписей, а на базе подсчётов и документов, предъявляемых самими владельцами, создало широкую возможность сокрытия земли, подпадавшей под действие аграрной реформы.[77] После передачи в Высший комитет аграрной реформы материалов, на основе которых должно было осуществляться изъятие земли, комитет давал указание департаменту земледелия обмерить землю, что делалось в обязательном порядке с помощью владельца, а также представителей местной власти, зачастую являвшихся агентами крупного землевладельца. Помещику предоставлялось право обжаловать решение по изъятию в специальных комиссиях по рассмотрению жалоб и претензий землевладельцев или в Высшем комитете аграрной реформы. Только после рассмотрения этими органами претензий помещиков могло быть принято окончательное решение об изъятии земли. Владельцы с помощью апелляций «выигрывали время для затягивания сроков осуществления реформы, а также для маневрирования с целью её обхода».[78]
Для всей страны устанавливалась единая арендная ставка: каждый, кто сдавал землю в аренду, имел право получить не больше, чем семикратный размер сельскохозяйственного налога. Если арендная плата взималась натурой, то она не должна была превышать 50 % урожая. Закон об аграрной реформе несколько облегчил положение арендатора. По некоторым данным, выиграло от закона 1952г. около 6 млн. арендаторов, доходы которых возросли на 35 млн. египетских фунтов ежегодно. Сократилась арендная плата в Верхнем Египте. Но это сокращение, как правило, не достигало уровня семикратного земельного налога, как это предусматривалось законом об аграрной реформе. В результате выполнения закона об аграрной реформе 1952г. выиграла та группа крестьян-арендаторов, которая после изъятия земли у её бывших собственников стала арендовать эту землю у государства.[79]
В целом, реформа коснулась 1789 землевладельцев, выкупу подлежало 600 тыс. федданов. Так, к примеру, к июлю 1954г. было распродано 34,4 тыс. федданов, приобретенных 67 тыс. крестьянами.[80]Всего к концу 1961г. было распределено 326 732 феддана, попавшие в руки 263 тыс. семей. Если принять за основу среднюю численность каждой семьи в пять человек, то можно утверждать, что всего аграрная реформа в Египте охватила 1 300 тыс. человек. Осуществление аграрной реформы стимулировало крупных землевладельцев на вложения в промышленность. Характерно, что её проведение сопровождалось целым рядом решений, которые освобождали вновь создаваемые египетские предприятия от налогов в течение пяти лет, а также от уплаты налогов на импортируемое оборудование.[81] В то же время она способствовала развитию капитализма в деревне. Наряду с этим появились возможности создания благоприятных условий для фермерского хозяйства. «Аграрная реформа рассматривалась … как первый, но, очевидно, не последний шаг на пути к действительному решению аграрной проблемы в стране».[82]
Другой тенденцией в области экономических преобразований стало постепенное государственное вмешательство в экономику страны. Первоначально для этой цели были созданы постоянный Совет развития национальной продукции и Совет социальных услуг для изучения проектов развития экономики, представленных на рассмотрение министерств, а также для координации их деятельности, связанной с функционированием традиционно государственных предприятий.[83] Постоянный совет развития национального производства к июлю 1953 г. выработал четырехлетнюю программу государственных капиталовложений, сумма которых по сравнению с предыдущими годами была значительно увеличена: в 1950 – 1952гг. в среднем по 28 млн. ег. ф., в 1953 – 34 млн., в 1954 – 53 млн., в 1955 – 62 млн. и в 1956 – 66 млн. ег. ф.[84] Данные капиталовложения предназначались для создания инфраструктуры (ирригация, дренаж, электроэнергетика, дороги и транспорт), которая способствовала бы более высокому росту частного предпринимательства, от которого ожидалось усиление активности по созданию национальной промышленности. Для привлечения частного капитала в развитие промышленности египетское правительство пошло на ряд уступок. Новые акционерные компании были освобождены от налогов на семь лет, а доходы от новых акций не должны были облагаться налогами в течение пяти лет. По закону, принятому в 1953г. 50 % всех нераспределенных доходов компаний также было освобождено от налогов. Правительственные гарантии займов, выдававшихся фирмам Промышленным банком, были повышены до 5 млн. ег. ф. С целью привлечения мелких акционеров по закону 1954 г. минимальная стоимость акций была снижена с 4 до 2 ег. ф.[85] Также правительство активно взаимодействовало с Египетским промышленным союзом, в состав которого входили представители крупной национальной буржуазии. По рекомендации Египетского промышленного союза были снижены налоги на доходы в промышленности и повышены таможенные пошлины на иностранные товары. Компании с капиталом более 10 тыс. ег. ф. должны были присоединиться к промышленным палатам, полностью подчинявшимся Египетскому промышленному союзу.
Однако египетская буржуазия предпочитала вкладывать капиталы в непроизводительные сферы экономики, прежде всего в жилищное строительство, где ее капиталовложения в 1954г. составили 40 млн. ег. ф., в 1955 – 42,5 млн. и в 1956 – 51,4 млн. ег. ф. В 1954 г. в строительство было вложено 62% всего египетского частного капитала.[86] Поэтому, несмотря на все усилия правительства, египетский частный капитал не смог обеспечить значительный рост промышленности. В 1956г. национальный доход Египта составил примерно 900 млн. ег. ф., из которых на долю промышленности приходилось всего 100 млн. ег. ф.; количество наемной рабочей силы, занятой в промышленности, составляло 11 % от ее общего числа.[87]
Одновременно правительство стремилось привлечь в страну иностранный частный капитал. С этой целью оно пошло даже на пересмотр закона 1947г., по которому в смешанных компаниях не менее 51 % акций должно было принадлежать египтянам: по закону 1953г. предусматривалось снижение этого процента до 49. Однако данный шаг правительства не привел к серьезному увеличению иностранных капиталовложений, поскольку внутриполитическое положение в стране оставалось еще достаточно неопределенным.
Новой тенденцией в экономическом развитии страны являлось то, что правительство стало вкладывать свои капиталы в промышленные компании и назначать в их административные советы своих представителей. Также оно непосредственно занялось планированием экономических объектов, взяло на себя переговоры с иностранными фирмами о закупках оборудования.
Политика развития государственного капитализма способствовала «египтизации» важнейших отраслей национальной экономики: сельского хозяйства, связанного с выращиванием длинноволокнистого хлопка, а также текстильной промышленности. Одним из результатов этой политики стало создание в 1956г. министерства промышленности – важнейшего инструмента по обеспечению контроля за экономикой. Однако главным результатом правительства в экономической области стала национализация французского и английского капитала: 1 ноября 1956г. был наложен секвестр на 1371 отделение французских и английских банков, промышленных, сельскохозяйственных и акционерных обществ, торговых фирм, страховых агентств, номинальный капитал которых составлял 135 млн. ег. ф.[88]
В области социального реформирования за первые годы революции также были достигнуты определенные результаты. В декабре 1952г. был принят ряд законов о труде, предусматривавших увеличение компенсаций при увольнении, санкционировавших организацию национальных федераций профессиональных союзов и разрешавших работникам сельского хозяйства объединяться в профсоюзы.[89] Также в городах был открыт ряд музеев, больниц, общеобразовательных и средних профессиональных учреждений на основе всеобщего бесплатного обучения.[90] Однако положение сельского населения оставалось критическим: по мнению обозревателя газеты «Правда» в Египте В. Маевского, египетские деревни были «лишены каких бы то ни было санитарных условий; единственным источником воды, которая ценится на вес золота, является Нил и каналы».[91]
Стабилизация в социально-экономической сфере нашла свое отражение и в ускорении процесса развития национальной науки и культуры. Впервые в истории страны египетский археолог М.З. Гонейм обнаружил вблизи от Саккары новую пирамиду, за короткий период в Египте был создан ряд танцевальных и театральных коллективов. Танцевальный ансамбль Н. аль-Хамрави делал попытки возродить по фрескам, обнаруженным на стенах гробниц, древнеегипетские танцы. В области кинематографии появились такие впоследствии всемирно известные киноактеры, как Ф. Хамама и О. Шариф.
Таким образом, проведение аграрной реформы, существенные вложения капитала в национальную промышленность, а также увеличение ассигнований на проведение социальных программ привели к частичному решению вопроса о земле, росту числа подготовленных профессиональных кадров, увеличению темпов экономического развития Египта, а также способствовали восстановлению и дальнейшему развитию национальной культуры.
В целом, внутриполитическое развитие Египта в рассматриваемый период было неразрывно связано с процессом трансформации политической системы, борьбой за власть и, следовательно, выбор дальнейшего пути преобразований как между членами Совета руководства революцией, так и «Свободными офицерами» с ведущими египетскими политическими организациями: ВАФДом и Ассоциацией «Братьев-мусульман». Используя неконституционные методы решения своих политических проблем, «Свободные офицеры» приближались к формированию в стране режима военной диктатуры. Однако, благодаря позиции Насера, отрицавшего возможность создания такого типа функционирования политической системы, оформление государственного устройства пошло по пути постепенной его демократизации. Преобразования в социально-экономической сфере также способствовали подъему экономики, некоторому улучшению материального положения египтян, росту их национального самосознания на фоне успехов проводимой правительством политики.
Глава вторая
Внешняя политика Египта в 1952-1956 гг.
1. Египет в системе международных отношений.
После смены власти перед новым руководством страны встала задача обеспечения безопасности существования режима, а также вопрос о возможности ведения самостоятельной внешней политики. Поэтому одной из первоначальных внешнеполитических задач египетского правительства являлась необходимость признания нового режима мировым сообществом.
Используя противоречия между Англией и США на Ближнем Востоке, Насер решил установить дипломатические отношения с США, в обход Великобритании. Это давало определенные гарантии безопасности для нового египетского руководства.[92] В свою очередь американское правительство также пошло навстречу новому режиму. Еще накануне июльских событий американские спецслужбы догадывались о готовившемся армейскими офицерами перевороте: в мае 1952г. в докладе сотрудника ЦРУ К. Рузвельта госсекретарю США Д. Ачесону прозвучала мысль о его возможной поддержке, так как «руководители переворота выдвигают разумные требования».[93] Чтобы заручиться поддержкой нового режима американский посол в Египте Кеффери даже назвал английское присутствие в стране «империалистическим».[94] По словам одного из руководителей «Свободных офицеров» – Халида Мохиеддина — «в те годы не все понимали цели американской политики. США были для египтян «новой» державой. Они знали колонизаторов – англичан и искренне думали, что могут опереться в борьбе с ними на США»[95]. Что касается СССР, то об этой стране «египтяне имели искаженное представление. Империалистическая пропаганда запугивала египтян коммунизмом».[96] Советская сторона не знала о готовившемся перевороте, а также о его руководителях: первоначально в СССР считалось, что переворот был совершен под руководством М. Нагиба, мотивом действий которого являлся отказ короля Фарука назначить генерала на пост военного министра.[97]
Необходимость в сильном союзнике, представлявшемся вначале египетскому руководству в лице США, диктовалась важнейшей внешнеполитической задачей, стоявшей перед Египтом с 1922 года — проблеме обретения реальной независимости от бывшей метрополии – Великобритании, чего, в свою очередь, можно было достигнуть, добившись вывода английских войск из зоны Суэцкого канала с последующей его национализацией. Необходимо отметить, что четко сформированной внешнеполитической программы египетского руководства на первоначальном этапе не существовало. Главные черты внешней политики Египта, по мнению Насера, заключались в «защите свободы и благосостояния народов», поддержке права «всех народов на самоопределение», ориентацию на деятельность ООН, а также «расширении масштаба сотрудничества государств афро-азиатского блока»,[98] а также политика неприсоединения к военно-политическим блокам. Последний принцип позиции Насера в вопросах внешней политики имел немаловажное значение во взаимоотношениях Египта в начале 50-х годов с ведущими мировыми державами: СССР и США.
Конец 40-х – начало 50-х годов XX века ознаменовался новым периодом противостояния двух систем: социалистического лагеря во главе с СССР и капиталистического под эгидой США. Создание региональных военно-политических блоков стало неотъемлемой частью этого противостояния. В этом отношении Ближний Восток представлял собой важнейший стратегический объект, необходимый для усиления позиций той или иной стороны. В начале 50-х годов обстановка на Ближнем Востоке и в Северной Африке в значительной степени регулировалась Тройственной декларацией. Обнародованная в мае 1950г., она была «производным англо-франко-американской политики в регионе, реакцией… на израильско-арабское перемирие, заключенное в 1949г.». Важнейшей частью декларации являлось взятое на себя Англией, Францией и США обязательство контролировать поставки оружия в страны Ближнего Востока. По этому вопросу предусматривались политические консультации между Лондоном, Парижем и Вашингтоном.[99] Однако в условиях подъема национально-освободительного движения в арабских странах, а также обострения отношений с Советским Союзом в условиях «холодной войны» стало очевидно, что необходим более эффективно действующий союз, включающий в себя в качестве полноправных членов не только ведущие западные страны, но и страны самого региона. Это было необходимо для осуществления контроля за действиями стран – участниц и, следовательно, невозможности вести ими самостоятельную политику на международной арене.
Странами – членами Северо-Атлантического союза была предпринята попытка создания так называемого Средневосточного командования (СВК) под эгидой США. В середине 1951г. правительства США, Англии, Франции и Турции выступили с планом его формирования.[100] На блок возлагалась задача «остановить…«цепную реакцию» распространения социализма, а также «воспрепятствовать распаду колониальной системы».Для усиления американского влияния в Египте правительство Соединенных Штатов планировало увеличить объем экономической и военной помощи этой стране, оказание которой, по мнению американского руководства, следовало увязывать с участием Египта в военных приготовлениях США и их союзников на Ближнем Востоке. Дорогу к военно-политическому сотрудничеству Соединенных Штатов и Египта, как считали в Вашингтоне, должно было открыть заключение англо-египетского договора о выводе британских войск из зоны Суэцкого канала, где находилась военная база Великобритании. Соединенные Штаты, добиваясь скорейшего заключения договора относительно Суэцкой базы, играли роль посредника в переговорах между Лондоном и Каиром, оказывая, при необходимости, нажим на британское руководство.[101]
В мае 1953г. Египет с визитом посетил госсекретарь США Дж. Ф. Даллес с целью вовлечения страны в военный пакт против СССР.[102] Одним из способов давления на египетское руководство стал вопрос о предоставлении Египту возможности закупок современного американского вооружения. Еще накануне революции между королем Фаруком и правительством США был заключен секретный договор о военной помощи Египту на сумму в 5 млн. долларов. Согласно данному документу, в страну должно было быть доставлено легкое вооружение: бронемашины и пулеметы – эффективное средство для решения внутренних задач. Новое египетское правительство решало вопросы внешней обороны страны, поэтому в октябре 1952г. военному атташе американского посольства был передан новый список необходимого Египту вооружения: танков, реактивных самолетов, тяжелой артиллерии, канонерок и др. В это время состав египетского вооружения был «от верблюжьих эскадронов, винтовок времен Первой мировой войны до легкой бронированной техники»[103]. Для переговоров о поставках оружия в США была отправлена комиссия во главе с Али Сабри, не решившая, в конечном итоге, возложенной на нее задачи.[104] Поставки в Египет американского оружия означали бы ослабление позиций Великобритании в Средиземном море, выгодное Соединенным Штатам, однако усиление Египта негативно сказалось бы на взаимоотношениях США и Израиля, «…уже тогда становившимся щитом для американских монополий на Ближнем Востоке».[105] Поэтому, не без оснований полагая, что в действительности администрация Белого Дома ведет переговоры не о поставках именно современного оружия, а пытается создать лишь видимость реальной военной помощи, Совет революционного командования Египта решил обратиться с аналогичной проблемой к Советскому Союзу и Чехословакии.[106]Это было началом отхода Насера от проамериканской политики, особенно четко обозначившейся в его выступлении в г. Мина эль-Камх 20 декабря 1953г.[107] От вступления в военный пакт против СССР египетское руководство отказалось, мотивируя это тем, что СССР не угрожает арабам.[108]
Взаимоотношения Каира с Парижем также были далеки от взаимопонимания. После начала 1 ноября 1954г. национально-освободительной войны в Алжире отношения Франции с Египтом резко ухудшились. Поэтому Франция всё активнее начала оказывать поддержку Израилю, став в середине 50-х годов основным поставщиком оружия для израильской армии, «что неминуемо привело к дальнейшей эрозии франко-арабских отношений». Премьер-министр Ги Молле начал считать Насера «врагом Франции на Ближнем Востоке № 1».[109]
Для Великобритании договор о СВК играл важную роль в реализации планов «создания неоколониальной военно-политической системы…на всем Ближнем и Среднем Востоке».[110] Ближний Восток традиционно являлся английской сферой влияния, поэтому для Лондона было неприемлимо подчинение интересов Великобритании интересам Северо-Атлантического блока, тем более, что 6 марта 1951г. главком вооружённых сил НАТО генерал Д. Эйзенхауэр потребовал предоставления себе верховных полномочий по вопросам, касающимся стран Ближнего и Среднего Востока.[111] Ещё в январе 1950г. на конференции министров иностранных дел Британской империи обсуждался «план Коломбо», предназначенный для создания системы «обороны от Порт-Саида до Хоккайдо», и направленный на укрепление позиций Англии.[112] С началом национально-освободительных революций в арабских странах создание военно-политического союза стало для британской ближневосточной политики приоритетной задачей. Основой такого союза стала идея подписания Багдадского пакта, призванного «спасти британские интересы на Ближнем Востоке». При помощи Багдадского пакта Англия намеревалась соединить НАТО и СЕАТО, что, в свою очередь, гарантировало поддержку новому блоку со стороны США, так как он вписывался в систему «возмездия» Д. Даллеса.[113] Также, при помощи Багдадского пакта Англия намеревалась сильнее влиять на арабские страны: А. Иден считал, что с созданием нового союза революцию в Египте можно остановить или «направить в русло ничего не значащих реформ».[114] США также были заинтересованы в создании Багдадского пакта, однако от вступления в него на правах полноправного члена Вашингтон удерживала возможность обрести союзников в лице Египта и других арабских стран, известных своими антибританскими настроениями. Вхождение Франции в Багдадский пакт не предусматривалось – этим шагом Англия стремилась вытеснить из ближневосточного региона своего конкурента.
После возвращения с поездки на Ближний Восток государственный секретарь США заметил в своём выступлении по радио 1 июня 1953г., что система коллективной безопасности в данном случае должна появиться в результате «усилий изнутри». Это означало предложение Англии предоставить арабам возможность самим «проявить инициативу в деле создания военного союза, а не навязывать им Багдадский пакт».[115] У главы американской дипломатии сложилось устойчивое мнение о невозможности создания военной организации региона, членами которой были бы, наряду с другими странами, Израиль и арабские государства. Даллес предлагал сосредоточить усилия на формировании блока стран так называемого «северного яруса» в составе Турции, Ирака, Ирана и Пакистана.[116]
Стремление Великобритании вовлечь Египет в Багдадский пакт усилилось еще и теми обстоятельствами, что в результате англо-египетского соглашения от 19 октября 1954г., заключенного при поддержке США, британский военный контингент был выведен из зоны Суэцкого канала.[117] Но Насер занимал достаточно жесткую позицию в отношении вхождения Египта в данный военно-политический блок. По его мнению, высказанному А. Идену зимой 1955г. на встрече в Каире, «сама идея Багдадского пакта разделяет арабский мир и имеет своей целью изолировать Египет».[118] Это, в свою очередь, оказало влияние на позиции таких потенциальных членов союза как Сирия и Иордания, отказавшихся вступить в блок. Однако, несмотря на это противодействие со стороны Египта, 24 февраля 1955г. Багдадский пакт был подписан между Турцией и Ираком. 5 апреля 1955г. к нему присоединилась Великобритания. В течение того же года в блок вошли также Иран и Пакистан.
Начиная с весны 1955г. взаимоотношения Египта и Великобритании осложнились, так как в Лондоне произошла смена лидера консервативной партии. После ухода У. Черчилля в отставку 6 апреля 1955г. Елизавета II поручила сформировать новое правительство Англии его преемнику – сэру А. Идену, который «считал себя арабистом» и поэтому всегда уделял политике Великобритании на Ближнем Востоке особое внимание. Консервативный взгляд А. Идена на взаимоотношения Англии с бывшими колониями не способствовал мирному урегулированию конфликта с Египтом, возникшего в зоне Суэцкого канала, а также признанию Лондоном самостоятельности Египта в вопросах внешней политики.[119]
В создавшейся ситуации в Каире был создан специальный комитет, в функции которого входил анализ возможных последствий появления нового британского премьер-министра для англо-египетских отношений. Председателем комитета был назначен доктор М. Фавзи. Результатом работы стал вывод: А. Иден, несмотря на то, что пост министра иностранных дел в его правительстве займёт С. Ллойд, будет продолжать оставаться «главой собственного внешнеполитического ведомства». К тому же, по мнению М. Фавзи, одними из задач А. Идена будут: обеспечение вступления арабских стран в Багдадский пакт, а также попытка изолировать Египет, что, в свою очередь, смогло бы нейтрализовать влияние Насера на позицию арабских стран в отношении расширения на Ближнем Востоке военно-политического блока.[120] Однако к этому времени Насер укрепил свои позиции не только как национального, но и как общеарабского лидера. «Всё, что происходило в Каире, немедленно отзывалось мощным политическим эхом во всех арабских столицах».[121] Ослабление английских позиций выразилось в отступлении Лондона от реализации первоначальных целей своей ближневосточной политики: в августе 1955 г. министр иностранных дел Великобритании С. Ллойд заявил египетскому послу в Лондоне, что Англия готова прекратить свои усилия, направленные на вовлечение других арабских стран в Багдадский пакт, если Египет прекратит свою пропагандистскую деятельность против этого военно-политического блока. Одновременно с этим Соединенные Штаты совместно с Великобританией разработали план ближневосточного переговорного процесса под кодовым наименованием «Альфа», построенный на допущении взаимных уступок со стороны Израиля и Египта: в ноябре 1955г. А. Иден, выступая с речью в Гилдхолле (Лондон), предложил этот план урегулирования арабо-израильского конфликта. Основой соглашения конфликтующих сторон должны были стать новые границы Израиля «между линиями перемирия 1949г. и линиями раздела Палестины в 1947г.».[122] А. Иден стремился таким образом примирить Израиль и арабские страны и, следовательно, после этой «миротворческой» акции попытаться вовлечь Египет и Палестину в Багдадский пакт.Однако, принимая во внимание военный инцидент с Израилем в феврале 1955г. в районе Газы[123], Насер считал невозможным урегулировать конфликт даже с учётом прав палестинских арабов, потребовав от Израиля половины его территории.[124]
Обострение противоречий между Лондоном и Каиром было вызвано еще и тем, что, нарушив обязательства С. Ллойда перед Египтом, А. Иден направил фельдмаршала Г. Темплера в Амман с целью вынудить Иорданию вступить в Багдадский пакт. Попытка Ллойда сгладить вновь возникнувший конфликт между Насером и Иденом не привела к положительному результату, так как во время переговоров 1 марта 1956г. в Каире, посвещённых проблеме вступления Иордании в Багдадский пакт, король Иордании Хусейн сместил со всех постов проанглийски настроенного генерала Глабба и выдворил его из страны. По мнению А. Идена, только влияние Г. Насера на короля Хусейна могло привести к смещению генерала Глабба и, следовательно, провалу английской политики в Иордании.[125]
В создавшейся ситуации в палате общин английского парламента состоялись дебаты о положении на Ближнем Востоке. Глава так называемой «Суэцкой группы» Ч. Уотерхауз заявил 7 марта 1956г., что «Англия – всё ещё могучая держава, и при необходимости нам следует применить силу».[126] В то же время 28 марта 1956г. Д. Эйзенхауэр одобрил план экономического и политического давления на Египет, получивший кодовое название «Омега». Этот план предусматривал затягивание решения вопроса о предоставлении Египту экономической помощи, в том числе, и для сооружения высотной Асуанской плотины и демонстративную поддержку Багдадского пакта. 19 июля 1956г. Вашингтон заявил об отказе участвовать в финансировании сооружения высотной плотины в Египте. Как полагал Дж. Ф. Даллес, это решение, чреватое в краткосрочном плане негативными последствиями для интересов США в Египте, в долгосрочной перспективе должно было принести положительный результат. Оценивая наиболее вероятные ответные действия Египта на отказ США финансировать сооружение Асуанской плотины, специалисты госдепартамента прогнозировали усиление пропагандистской кампании Каира против западных стран и официальное обращение за экономической помощью к Советскому Союзу.[127]
Подъем национально-освободительного движения на Ближнем Востоке, проблема ликвидации иностранного влияния, а также военная активность Израиля способствовали установлению сотрудничества между арабскими странами. В октябре 1955г. Египет заключил с Сирией и Саудовской Аравией, а в апреле 1956г. с Йеменом договоры о совместной обороне.[128] Особенно активно в военном отношении Египет взаимодействовал с Сирией. Совместно с сирийскими спецслужбами египетская разведка под руководством А. Сабри проводила организацию диверсионных акций «федаинов»[129] против Израиля, а под контролем Камаля эд-Дина Рифаата совершались подпольные операции против арабских стран.[130] Также, стремясь заручиться поддержкой арабских стран египетское правительство добилось от Великобритании подписания соглашения, заключенного 12 февраля 1953г. в Каире, предоставившего Судану право на самоопределение.[131] Эти обстоятельства способствовали тому, что уже к середине 50-х годов Насер превратился лидера арабского мира.
2. Сближение с Советским Союзом.
Взаимоотношения Египта и СССР формировались на основе постепенного экономического и военного сотрудничества. Позиция Насера по отношению к странам социалистической ориентации трансформировалась под влиянием политики Англии и США в отношении Египта. Первоначально египетские политики имели смутное представление о СССР, однако после неудачной попытки закупки оружия у США, а также задержек в предоставлении Вашингтоном экономической помощи Египту ориентация Насера на Запад начала изменяться в направлении усиления сотрудничества со странами социалистического блока и в первую очередь с СССР.Советская внешнеполитическая концепция предусматривала возможность мирного сосуществования двух блоков, а также «зоны мира» в лице стран третьего мира, и, так как баланс сил двух лагерей не позволял рассчитывать на скорое расширение мировой социалистической системы, «казалось разумным поддерживать стремление к независимости нейтральных стран, отказавшихся от присоединения к военным блокам».[132] к которым советская дипломатия начиная с 1954 – 1955 гг. стала проявлять большое внимание. По мнению Н. С. Хрущева «ожидаемые дивиденды существенно перевешивали траты: наша помощь не подарок, мы вернем свои деньги с процентами, так поступают все коммерсанты. Политически мы выиграем неизмеримо больше — плюс продемонстрируем миру совершенство своей строительной науки и техники».[133] Уже в 1953г. было заключено первое советско-египетское торговое соглашение,[134] а в марте 1954г. правительство СССР и Египта преобразовали свои дипломатические миссии в посольства.[135] Необходимо отметить, что в Советском Союзе вплоть до лета 1955г. «египетский режим оценивался как фашистский или близкий к тому», так как коммунистические партии страны не оказывали практически никакого влияния на общественно-политическую жизнь страны. Советский посол в Египте Д.С. Солод оценивал заявления Насера о стремлении к освобождению страны от колониального влияния, намерении добиться ликвидации английской военной базы и взять под свой контроль экономику страны как демагогические.[136] Однако, после неудачной попытки закупки вооружения у США и обращения Насера за помощью к СССР, отношение к Египту со стороны Н. С. Хрущева изменилось. 22 июля 1955г. в Каир прибыл официальный представитель Москвы, председатель Комиссии по международным делам Совета Союза Верховного Совета СССР, главный редактор газеты «Правда» Д. Т. Шепилов для заключения соглашения о поставках советского оружия.[137] Результатом переговоров стало заключение в сентябре 1955г. соглашения с Чехословакией о поставках вооружения в обмен на хлопок и рис. На деле это означало поставки советского вооружения в Египет. В июне 1956г. Насер заручился обещанием Москвы оказать Египту экономическую помощь, в том числе и в строительстве плотины.[138] Курс на укрепление национальной независимости и создание сильной армии получал материальную базу благодаря помощи СССР и других социалистических стран. В обмен на предоставленную помощь Насер был обязан провозгласить в стране социалистическую ориентацию, а также одобрять все внешнеполитические действия СССР. Однако«социализм в понимании азиатских и африканских лидеров не имел, как правило, ничего общего с тем, что вкладывалось в это понятие в Москве».[139] Наряду с активизацией отношений с СССР Египет с 1953г. по 1956г. установил дипломатические отношения с Чехословакией, Румынией, Польшей,[140] а середине мая 1956г. объявил о дипломатическом признании Китайской Народной Республики.[141]
Проблема национализации Суэцкого канала, давление, оказываемое со стороны США, Великобритании и Израиля вызвали необходимость заручиться поддержкой у мирового сообщества. В этом плане на деятельность Бандунгской конференции[142] Насер возлагал особые надежды, считая, что в условиях кризисной ситуации в ООН необходимо заручиться поддержкой на региональном уровне в предстоящей борьбе за освобождение Суэцкого канала. В своем выступлении Насер потребовал, «чтобы каждая страна уважала политическую независимость других стан, соблюдала их территориальную целостность и не вмешивалась в их внутренние дела», считая, что «каждая страна имеет право избирать такой политический и экономический режим, который она считает для себя подходящим».[143] Это выступление было окончательным закреплением внешнеполитической позиции Насера – «политики неприсоединения», а также стало отправной точкой в освобождении страны от иностранного присутствия. Для Насера стало очевидно, что мирным путем проблему решить не удастся.
26 июля 1956г., выступая в Александрии на митинге, посвященном четырехлетию изгнания короля Фарука из Египта, Насер объявил о том, что он подписал декрет о национализации компании Суэцкого канала. В декрете подчеркивалось, что все акционеры и держатели учредительных акций получат возмещение за свои акции по их котировочной стоимости на парижской бирже ценных бумаг в день, предшествующий вступлению в силу декрета.[144] Однако 30 октября 1956г. израильские войска перешли границу и оккупировали часть Синая. На следующий день в Порт-Саиде и других районах Суэцкого канала были высажены англо-французские войска. Решающее значение в разрешении Суэцкого кризиса сыграла позиция СССР. По мнению Н.С. Хрущева, в результате поддержки Египта «народы Ближнего и Среднего Востока увидят воочию, где их истинные друзья»[145]. Поэтому 5 ноября 1956г. Председатель Совета Министров СССР Н. А. Булганин направил в Лондон, Париж и Тель-Авив предупреждения о том, что советское правительство полно решимости «применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке»[146] В результате 7 ноября 1956г. военные действия в отношении Египта были прекращены. 22 декабря 1956 г. Англия и Франция вывели свои войска из страны, а в марте 1957г. с Синая и из сектора Газы были эвакуированы и израильские войска.[147]
Для египетского руководства главная задача внешней политики была решена: страна доказала свое право на суверенитет и самостоятельные взаимоотношения с другими странами. Развитие сотрудничества с Советским Союзом и другими социалистическими странами благотворно повлияло на экономическое развитие Египта во второй половине 50-х – конца 60-х годов. Жесткая позиция СССР предопределила направления внешней политики Египта и арабских стран в целом. После Суэцкого кризиса Египет упрочил свои позиции общеарабского лидера, а Насер стал для египтян национальным символом свободы и независимости. Однако, с другой стороны, переход страны под покровительство СССР фактически означал присоединение Египта к одной из концепций мирового развития, что, в свою очередь, негативно повлияло на провозглашенную Насером политику «неприсоединения» страны к военно-политическим блокам.
Заключение
23 июля 1952г., после продолжительного политического кризиса, группа египетских армейских офицеров под руководством Гамаля Абделя Насера совершила военный переворот, ставший началом египетской революции. За первые несколько лет нахождения военных у власти практически все сферы жизни египетского общества претерпели кардинальные изменения. Необходимо отметить противоречивость характера революционных преобразований. С одной стороны, проведение аграрной реформы и постепенный переход к государственному регулированию экономики способствовали стабилизации экономического развития, повышению жизненного уровня египтян. Реорганизация социальной структуры общества вела к спаду социальной напряженности и, следовательно, упрочению политической власти в стране.
С другой стороны, после военного переворота в Египте был существенно ограничен ряд демократических прав. Неконституционный способ прихода к власти негативно сказался на всем политическом развитии страны в данный период. Ликвидация монархического института власти и установление в стране республиканского строя не обозначили собой глубокий процесс демократизации общественно-политической жизни. Запрещение политических партий и движений, преследование определенных групп населения по политическим мотивам, отсутствие представительных органов власти, объединение функций законодательной и исполнительной власти в рамках Совета руководства революцией, а также сращивание партийных и государственных структур способствовали возможному установлению в Египте авторитарного режима во главе с харизматическим лидером, а также формированию единой идеологии с акцентом на панарабизм.
Однако, существенное ограничение ряда прав и свобод, присущих обществу с демократической системой управления было оправдано сложившейся внутриполитической ситуацией и связано с необходимостью проведения быстрой модернизации общественных структур, основанной на создании условий для индустриализации страны и построении развитого экономического общества, решении национального вопроса. Ужесточению режима внутри государства также способствовало иностранное влияние, основанное, прежде всего на присутствии военного контингента, оказывавшее отрицательное воздействие на проводимые в стране преобразования.
Практически сразу после эвакуации английского военного контингента в 1954г. последовал ряд мер по демократизации общественно-политической жизни страны: отменен закон о военном положении, амнистированы все политические заключенные, принята конституция, а также сформирован постоянно действующий законодательный орган – парламент. Легитимизация власти была завершена созданием правительства, заменившего собой распущенный в 1956г. Совет руководства революцией.
Комплекс преобразований в Египте в период с 1952г. по 1956г. не подразумевал собой шаг на пути к построению социализма. Узурпация власти неконституционным путем осуществилась в целях дальнейшего становления буржуазно — демократического общества и развития капитализма. Однако противоречия между Египтом и ведущими капиталистическими странами привели к резкой конфронтации в их взаимоотношениях, что, в свою очередь, предопределило направление египетской внешней политики в сторону упрочения связей с социалистическими странами. Особенно четко эта тенденция прослеживается после Суэцкого кризиса 1956г., в результате которого была решена национальная проблема страны: национализация Суэцкого канала, осуществленная благодаря активной поддержке со стороны СССР.
В целом, рассматривая данный период египетской истории, необходимо отметить широкий спектр проблем, решенных частично или полностью руководством, не имевшим опыта и определенной подготовки в вопросах, касающихся управления государством, а также, первоначально, четко выработанной программы преобразований. Возможно, эти факторы сказались на определенной противоречивости в ведении как внутренней, так и внешней политики, однако, благодаря деятельности Совета руководства революцией и, в частности, Г.А. Насера, за несколько лет в стране была сформирована база для успешного экономического развития, а также созданы условия для интеграции Египта в мировое сообщество в качестве самостоятельного члена.
продолжение
--PAGE_BREAK--Приложение № 1[148]
Краткие биографии ведущих членов организации «Свободные офицеры»:
Гамаль Абдель Насер. Подполковник, родился 15 января 1918г. в Александрии. В 1936-1937 гг. учился на факультете права Каирского университета. В 1938г. окончил Египетскую военную академию. После окончания Военной академии был направлен для прохождения службы в Мункабад. Проходил подготовку в школе военных инструкторов сухопутных войск, административной школе, Штабном колледже, в котором затем преподавал тактику. В мае 1948 – марте 1949гг. участвовал в Палестинской войне, находясь в действующей армии. Заместитель премьер-министра и министр внутренних дел в 1953г. Председатель Исполнительного комитета Совета руководства революцией в 1954-1956 гг. Премьер-министр Египта с 1954г. по 1956г. Автор книги «Философия революции», вышедшей в 1955 г. С 23 июня 1956г. по 28 сентября 1970г. являлся президентом страны.
Абдель Хаким Амер. Майор, 1919г. рождения, родом из деревни Исталь, губернии аль-Миния. Окончил Египетскую военную академию в 1938г., затем в 1948г. – Штабной колледж. Офицер-пехотинец. Перед тем как вступить в организацию «Свободные офицеры», принадлежал к Ассоциации «Братьев-мусульман». Член ИК СРР с 1952г. В 1953г. назначен главнокомандующим вооруженных сил Египта.
Абдель Латиф аль-Богдади. Подполковник, 1917 г. рождения, родом из деревни Шауа, губерния Декаглия. Окончил Египетскую военную академию в 1938г., затем в 1939г. – военно-воздушную академию, спустя десять лет учился в Штабном колледже. Служил в ВВС. Участвовал в антианглийской деятельности в 1941-1942гг. Член ИК СРР с 1952г. В 1953г. назначен министром военных дел Египта.
Кемаль эд-Дин Хусейн. Майор, 1921 г. рождения, родом из г. Банха. Окончил Египетскую военную академию в 1939г., затем в 1949г. – Штабной колледж. Служил в артиллерии. Являлся инструктором-преподавателем в Штабном колледже. Перед тем как вступить в организацию «Свободные офицеры», принадлежал к Ассоциации «Братьев-мусульман». Член ИК СРР с 1952 г.
Хасан Ибрагим. Майор ВВС, 19родился в 1917г. в Александрии. В 1939г. окончил Египетскую военную академию. Служил в ВВС. До вступления в организацию «Свободные офицеры» был членом националистической партии «Мыср аль-Фатат». Член ИК СРР с 1952 г.
Закария Мохи эд-Дин. Подполковник, 1918г. рождения, родом из округа Кафр аш-Шукр, Мит-Гамр. В 1938г. закончил Египетскую военную академию, затем в 1948г. – Штабной колледж. Служил в пехоте. Член ИК СРР с 1952г.
Халед Мохи эд-Дин. Майор, год рождения 1922, родом из округа Кафр аш-Шукр, Мит-Гамр. После окончания школы получил диплом бакалавра коммерции. В 1940 г. закончил Египетскую военную академию, в 1950 г. – Штабной колледж. Служил в танковых частях. До вступления в организацию «Свободные офицеры» активно контактировал с марксистами. Член ИК СРР с 1952г.
Муххамед Нагиб. Генерал-майор, год рождения 1901. Родился в Хартуме (Судан). В 1917 г. окончил Египетскую военную академию, в 1939г. – Штабной колледж. Имеет степень бакалавра литературы. Служил в пехоте. Занимал пост командующего сухопутными войсками Египта в 1950-1952гг. В 1952г. выбран председателем Исполнительного комитета Совета руководства революцией, назначен главнокомандующим египетскими вооруженными силами. С 1952г. по 1953г. занимал пост премьер-министра Египта, а в 1953-1954гг. являлся президентом страны.
Анвар ас-Садат. Подполковник, 1918г. рождения, родом из губернии Кальюбия. В 1938г. окончил Египетскую военную академию. Служил в войсках связи и пехоте. До вступления в организацию «Свободные офицеры» был близок к «Мыср аль-Фатат» и к «Братьям-мусульманам». Член ИК СРР с 1952г. Президент АРЕ с 1970г.
Гамаль Салем. Подполковник ВВС, родился в 1918г., место рождения – Судан. В 1938г. окончил Египетскую военную академию. Служил в ВВС. До вступления в организацию «Свободные офицеры» принадлежал к Египетской социалистической партии. Член ИК СРР с 1952г.
Салах Салем. Майор, родился в 1920г. в Судане. В 1938г. окончил Египетскую военную академию, в 1948г. – Штабной колледж. Служил в Генеральном штабе армии. Преподавал тактику в Штабном колледже. Член ИК СРР с 1952г. Министр национальной ориентации и министр по делам Судана с 1953г.
Хусейн Шафии. Подполковник, родился в 1918 году в г. Танта. В 1938г. окончил Египетскую военную академию, в 1958г. – Штабной колледж. Служил в танковых частях. Член ИК СРР с 1952 г.
Али Сабри. Подполковник. Возглавлял разведку египетских ВВС.
Список использованных источников и литературы
I. Источники
I.I. Произведения, речи и выступления Гамаля Абделя Насера
I.I.1. Насер Г. А. Речь в Мина эль-Камх 20 декабря 1953 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979.
I.I.2. Насер Г. А. Речь на праздновании II годовщины египетской революции 23 июля 1954 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979.
I.I.3. ТАСС. Пресс-конференция премьер-министра Египта Насера // Правда. 26.07.54. (№207).
I.I.4. Насер Г. А. Речь в резиденции организации «Освобождения» в Каире 5 сентября 1954г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979.
I.I.5. Насер Г. А. Речь на Бандунгской конференции 18 апреля 1955 г. // Насер Г.А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979.
I.I.6. Заявление Насера в Калькутте // Правда. 29.04.55. (№119).
I.I.7. Выступление египетского премьер-министра Насера // Правда. 21.05.55. (№141).
I.I.8. Насер Г. А. Выступление на народном митинге в Александрии 26 июля 1956 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979.
I.I.6. Nasser G. A. The Philosophy of Revolution. Buffalo. 1959. / Ковтунович О.В. Революция «Свободных офицеров» в Египте М., 1984.
I.I.7. Nasser G. A. The Philosophy of Revolution. Buffalo. 1959. / Вавилов В.В. Гамаль Абдель Насер // Политические портреты борцов за национальную независимость. М., 1983.
I.2. Мемуары журналистов и общественных деятелей
I.2.1. аш-Шафии Ш.А. Развитие национально-освободительного движения в Египте (1882-1956). Пер. с араб. В. И. Соловьева. М., 1961
I.2.2. Громыко А. А. Памятное. Кн. 1. М., 1988.
I.2.3. Гамаль Абдель Насер и «примкнувший» Шепилов. Заметки о первой дипломатической миссии Дмитрия Шепилова, когда он еще не был министром иностранных дел / faces.ng.ru/necropolis/1999-12-24/6_naser.html
I.2.4. Нетаниягу Б. Место под солнцем / netanyahu.info/book7-6.html
I.2.5. Хамруш А. Революция 23 июля в Египте. Сокр. Пер. с араб. В. И. Соловьева. М., 1984.
I.2.6. Хрущев Н. С. Мемуары // Вопросы истории. 1992. № 1-2.
I.3. Периодическая печать
I.3.1. Михайловский А. Британские империалисты маневрируют // Известия. 25.01.51. (№ 20).
I.3.2. ТАСС. Англо-американское соперничество на Ближнем Востоке // Известия. 06.03.51. (№ 53).
I.3.3. Миллер А. Средневосточное командование как орудие усиления колониального гнета // Новое время. 1952. № 3.
I.3.4. ТАСС. Государственный переворот в Египте // Правда… 24.07.52. (№206).
I.3.5. ТАСС. Создание регентского совета в Египте // Правда. 05.08.52. (№218).
I.3.6. ТАСС. К положению в Египте // Правда. 12.08.52. (№225).
I.3.7. И. Александров. Англо-египетское соглашение и планы США на Среднем Востоке // Правда. 08.08.54. (№220).
I.3.7. Маевский В. В Египте / Правда… 15.08.54. (№227).
I.3.8. Франс Пресс. Агентство Франс Пресс об аресте верховного главы египетской ассоциации «Мусульманское братство» // Правда. 31.10.54. (№304).
I.3.9. ТАСС. Аресты в Египте // Правда. 05.11.54. (№309).
I.3.10.ТАСС. Смещение президента Египта Нагиба // Правда. 15.11.54. (№319).
I.3.11. ТАСС. Роспуск ассоциации «Мусульманское братство» в Египте // Правда. 06.12.54. (№340).
I.3.12. ТАСС. Казнь руководителей «Мусульманского братства» в Египте // Правда. 08.12.54. (№342).
II.
Литература
II.1. Акопян Г. С. Международные отношения и внешняя политика СССР на Ближнем и Среднем Востоке после Второй Мировой войны. Курс лекций. М., 1953.
II.2. Агарышев А. Насер. М., 1975.
II.3. Беляев И. П. Страницы недавнего прошлого Египта // Вопросы истории. М., 1976. №9.
II.4. Беляев И. П., Примаков Е. М. Египет: время президента Насера. М., 1981.
II.5. Вавилов В. В. Гамаль Абдель Насер / Политические портреты борцов за национальную независимость. М., 1983.
II.6. Верт Н. История советского государства. М., 2000.
II.7. Внешняя политика стран Ближнего и Среднего Востока / Под ред. А. А. Куценкова, А. И. Чичерова. М., 1984.
II.8. Вольфсон С.В. Обоснование Дж. Ф. Даллесом внешнеполитической программы республиканской партии на президентских выборах в США в 1952 г. // Вопросы истории международных отношений Томск, 1976. Вып. №7.
II.9. Дейр-Йасин И. Золотой юбилей Июльской революции / www.left.ru/2002/leto/egipt.html
II.10. Исави Ш. Египет в середине ХХ века. Экономический обзор. М., 1958.
II.11. История международного рабочего национально-освободительного движения / Под ред. Б. С. Попова. Ч. IV. М., 1969.
II.12. Кацва М. Оттепель. М., 2001.
II.13. Ковтунович О. В. Революция «Свободных офицеров» в Египте. М., 1984.
II.14. Левин З. И. Развитие арабской общественной мысли. 1917-1945. М., 1979.
II.15. Малышева Д. Б. Ислам (до начала XXвека) // Вопросы истории. М., 1980. №11.
II.16. Мохи-эд-Дин Х. Египетская революция, её развитие и перспективы // Проблемы мира и социализма. 1966. №8.
II.17. Новейшая история арабских стран (1917-1966). М., 1967
II.18. Румянцев В. П. Политика американского правительства Д. Эйзенхауэра в связи с Суэцким кризисом (1956 – 1957 гг.). Томск. 2000. С. 6. / http://search.rаmbler.ru./сgi- 26.02.03. 17 ч. 45 мин.
II.19. Урсу Д. П. Историография истории Африки: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «история». М., 1990.
II.20. Юрьев М. Ф. История стран Азии и Северной Африки после Второй Мировой войны.(1945-1990). М., 1994.
II.21. Chedid H. Political Organizations in the United Arab Republic since 1952. The Arab Socialist Union. Beirut, 1969. // Беляев И. П., Примаков Е. М. Египет: время президента Насера. М., 1981.
II.22. Kubes Z. The idea of Arab unity during the period of egyptian revolution and it’s a her math. (1952-1957). // Asian and African studies. Bratislava. 1976. № 12.
II.23. Roberts J. M. The Pelican History of the World. 1980.
II.24. http://search.rambler.ru/cgi-‘Изистории арабских спецслужб’ 27.02.03. 17 ч. 30 мин.
III
. Справочная литература
III.1. Арабская Республика Египет. Справочник / Отв. Ред. А. М. Васильев. М., 1990.
III.2. Большая советская энциклопедия: В 30 тт. Изд. 3-е. Т. 17. / Под ред. Прохорова. М., 1974.
III.3. Энциклопедический словарь: В 3-х тт. Т. 1. / Под ред. Б. А. Введенского. М., 1953.
--PAGE_BREAK--