Глава I.Манифест 17 октября1905 г.
Минуло 95 летс того дня, когдаграждане Россиивпервые в историистраны обрелиосновныедемократическиесвободы. Документэтот, будучикрайне небольшимпо объему, посодержанию явился поворотныммоментом вистории страны.В нем, в частности, декларировалосьвысочайшееповеление
1. Дароватьнаселениюнезыблемыеосновы гражданской свободы на началах действительнойнеприкосновенностиличности, свободысовести, слова, собраний исоюзов.
3. Установитькак незыблемоеправило, чтобыникакой законне мог воспринять силу без одобренияГосударственнойдумы и чтобывыборным отнарода обеспечена была возможность действительногоучастия в надзореза закономерностьюдействий поставленныхот нас властей.
Не тольколиберальнойоппозиции, нои многим высшимсановникамимперии казалось, что «теперьначнется новаяжизнь». Так, вчастности, говорил всесильныйв то время фаворитНиколая II петербургскийгенерал-губернаторТрепов, а видныйдеятель политическогосыска Рачковскийвообще считал, что «завтрана улицах Петербургабудут христосоваться».Но вышло всес точностьюнаоборот. Манифестот 17 октябряне только неостановилреволюцию, нодал ей новыйимпульс. Радикалыиз лагеря либералови социалистовиспользовали«дар» НиколаяII для усиленияборьбы противрежима. Знаменателентот факт, чтоименно 17 октябрявидный либералПавел Милюковна одном избанкетов заявилсвоим единомышленникам, что «ничегоне изменилось, война продолжается».
С другойстороны, свободы, обещанныеМанифестом17 октября 1905 г., вусловиях революцииоказалисьпустым звуком.Когда кругомшли арестыподозреваемых, говорить онеприкосновенностиличности былонекому. Свободаслова такжебыла минимизированаЗаконом от 13февраля 1906 г., согласно которомулюбое лицомогло бытьподвергнутопреследованиюза «антиправительственнуюпропаганду».Свобода забастовокбыла резкосужена Закономот 2 декабря1905 г., запрещающимбастоватьгосударственнымслужащим ирабочим предприятий, имеющих жизненноважное дляэкономикистраны значение.И все же, Манифест17 октября былвыполнен вглавном — в частивыборов вГосударственнуюДуму.
Сам НиколайII, оценивая значениеМанифеста 17октября, писал, что решениедать Россиигражданскиесвободы и парламентбыло для него«страшным», но тем не менееэто решение«он принялсовершенносознательно».Наконец, императорпишет следующее:«После такогодня головастала тяжелойи мысли сталипутаться. Господи, помоги нам, усмири Россию».Россия успокоиласьтолько на 11 снебольшим лет.Но все это времяи либералы, исоциалисты, и сама властьдемонстрировалинеспособностьк совместнойработе на благостраны как встенах самогопарламента, так и в публичнойполитике. РешениеНиколая II датьРоссии гражданскиесвободы и парламентоказалосьроковым и дляимперии, и длянего лично.Широко известнымногие отрицательныеотзывы о значенииМанифеста 17октября 1905 годадля России. Вчастности, двоюродныйдядя императоравеликий князьАлександрМихайловичсчитал, что 17октября 1905 годаРоссийскаяимперия пересталасуществовать.Насколькосправедливытакого родаоценки? Этот, да и многиедругие шагиимператораНиколая II впоследниенесколько летстали предметомспоров не толькоисториков.
Сегоднясуществуетвполне реальнаяопасность«нового прочтения»истории царствованияНиколая II в духебезудержно-апологетическихоценок личностии деятельностипоследнегоимператора.КанонизацияНиколая II, ксожалению, создает благоприятныйфон для искаженияего политическогооблика. Последнийроссийскийимператор насамом деленесет огромнуюответственностьза все катаклизмы, которые произошлисо страной в1917 году. Многиеего решения, принятые поддавлениемдалеко негосударственномыслящих людей, коих было визобилии и всамой династииРомановых, обернулисьдля странытрагедией.
Давая Россиигражданскиеправа и парламентв то самое время, когда практическивсе оппозиционныесамодержавиюслои населенияжелали толькоодного — отнятьу царя как можнобольше, а повозможности, и всю власть, Николай II либодемонстрировалнепониманиеполитическойситуации, либопросто «умылруки», внявсоветам премьер-министраВитте, которыйпроделал основнуюработу по подготовкеманифеста 17октября. ОднакоВитте предлагалцарю и альтернативу- ввести жесткуюдиктатуру, ноимператордобровольноограничил своювласть, давсогласие насозыв ГосударственнойДумы. Сам жеНиколай II своерешение обосновывалнежеланиемлить новуюкровь своихподданных, атакже темсоображением, что лучше «даватьвсе сразу, нежелибыть вынужденнымв ближайшембудущем уступатьпо мелочам ивсе-таки прийтик тому же».
Манифест17 октября нельзяоднозначносчитать счастливымприобретениемдля Россииначала ХХ векаи не толькоиз-за того, чтогражданскимисвободамиоппозициявоспользовалосьдля усиленияборьбы с самодержавием, что привелотолько к новойкрови (хотя быпри подавлениивосстания вМоскве в декабре1905 года), но и потому, что сама властьне знала и непонимала, чтотакое парламентаризм, политическиепартии и общественноемнение в условияхсвободы печати.Россия по волеНиколая II вошлав качественноиное государственноесостояние, будучи абсолютнок этому не готовой.И императорничего не сделалдля того, чтобыего министрынаучилисьработать вновых условиях, которые он жеим и создал.Бюрократия, подчиненнаятолько царю, была абсолютнонеспособнак парламентаризмуевропейскоготипа. Она нетолько не хотела, но и не понимала, что такое отчетправительстваперед народнымипредставителямиили обсуждениес этими жепредставителямибюджета. Царскиечиновники заредким исключениембыли абсолютноне готовы кпубличнойполитике, депутатымногих министровдоводили доистерик. «ВРоссии, славабогу, парламентанет», — это изречениепремьер-министраКоковцова, которое возмутилодо глубины душидепутатов IIIГосударственнойДумы, выражалоне только неприятиебюрократиейпарламентаризма, но и элементарноенепониманиецарскими сановникаминовых реалий, которые возниклис появлениемв стране политическихпартий и парламента.НачальникПетербургскогоохранногоотделения А.Герасимоввспоминал, чтокогда в декабре1905 года он спросилминистра внутреннихдел П. Дурново,«с какими партиямиправительствосогласно будетработать и скакими партиямидля правительствасотрудничествоневозможно», то министрответил: «Окаких партияхвы говорите? Мы вообще никакихпартий в Думене допустим.Каждый избранныйдолжен будетголосоватьпо своей совести.К чему тут партии?»«Мне стало ясно,- пишет далееГерасимов, — что для новыхусловий Дурновоеще меньшеподготовлен, чем я».
Неподготовленностьвласти к политическойборьбе в условияхмногопартийности, парламентаризмаи свободы печатисослужила ейнедобрую службу.Царские сановникикидались изодной крайностив другую. Онизаигрывалис кадетами, предлагая имсоздать коалиционноеправительство.Столыпин всесвои основныезаконопроектыпроводил, преодолеваярезкое недовольстводепутатов ислева, и справа.Сам НиколайII был вынужденраспускатьпарламент трираза (последнийраз в 1917 году этоему уже не удалось), что само посебе свидетельствовалоо том, что «дарованный»России парламентоказался насамом делелегальнымцентром борьбыпротив самодержавия.В конце концовпротивостояниеГосударственнойДумы и императорскойвласти закончилосьпобедой первой.Те, кто боролсяза депутатскиемандаты, оказалисьпрекрасноподготовленык парламентскойборьбе с властью.Именно к борьбе, а не к сотрудничеству.На призыв царяк депутатамI ГосударственнойДумы сплотитьсяради интересовОтечества инарода депутатыответили требованиемрасширенияполномочийпарламента, а либеральнаяпечать всяческииздевалась.Во всех Думахтон задавалиполитики, которыевидели в парламентеисключительнополитическуютрибуну дляборьбы с режимом.Витте и Столыпинпрекраснопонимали, чтоте же кадетыидут в парламентне только длятого, чтобыбезропотносанкционироватьцарские указы, а также длятого, чтобы изкресел депутатовпересесть вкресла министров.Во всех переговорах, которые велиВитте, Трепови Столыпин слидерами либеральныхпартий, требованиеминистерскихпортфелей былоглавным состороны либералов.Причем либералыне особенноцеремонились.Милюков, например, прямо заявилСтолыпину, чтоего присутствиена посту министравнутреннихдел «общественноемнение» неодобряет.
Конечно, вовзаимоотношенияхДумы и императорскойвласти былоне толькополитическоепротивостояние.Время от времениобе стороныприходили ксогласованнымтрезвым решениям, но все равновзаимное недоверие, часто переходящеев ожесточеннуюборьбу, вносилопостоянныйраскол в общество.Николай II упустилисторическийшанс ввестироссийскийлиберализмв созидательноегосударственноерусло, когдана заре своегоцарствованияпод влияниемобер-прокурораПобедоносцеваотверг самыескромные просьбыроссийскойлиберальнойобщественностио расширенииправ земств.Не пожелавпойти на малыеуступки, высокомернотретируя обидчивыхроссийскихлибералов, императорпродемонстрировалполитическуюслепоту, отсутствиегибкости и самтолкнул их натотальнуюборьбу с самойсистемойсамодержавия.С другой стороны, дав Россиигражданскиесвободы и парламентв разгар революции, когда оппозиционнонастроенныеслои интеллигенциипомышляли ужене о частичныхреформахсамоуправления, а, по меньшеймере, о серьезномограничениивласти царя, Николай II собственнымируками подготовилуничтожениеимперии. Опьяненнаяуспехами революции, оппозиционнаяинтеллигенциярасценилаМанифест 17 октябряне только каксвою победу, но и как тотфундамент, накотором следуетстроить дальнейшиепланы по захватувласти. Дляэтого были всеоснования. Впереговорах, которые правительствовело с кадетамив 1906 году, Д. Треповдал согласиена формированиекоалиционногоправительстваи даже согласилсяотдать кадетампост премьера.Возможно, чтоэто был простоотвлекающийманевр, но кадетовподобные предложениятолкали к ещеболее активнымдействиям повхождению вовласть.
Гражданскиесвободы и парламент, дарованныеНиколаем II, пришлисьнесколько неко времени. Вохваченнойпожаром революциистране свободанеминуемопревращаетсяв одну из своихпротивоположностей- диктатуру илианархию. Потому, что эту свободуи власть, и оппозициястремятсяупотребитьне для созидания, а для сиюминутныхполитическихцелей. Императордарил свободуи парламентв наивной надежде«усмиритьРоссию», разношерстнаяоппозицияупотребилаэти свободына дальнейшееразжиганиереволюции. Вседемократическиесвободы и институтыстали разменнойкартой в ожесточеннойборьбе властис оппозицией, в которой последняяпостепеннонабирала всебольше очков, посколькусумела эффективноработать собщественныммнением. Этомнение становилосьвсе болееантимонархическим.Императорпостепенноостался бездееспособнойполитическойэлиты, самамонархическаяидея началатерять всякуюпривлекательностьне для простогонарода, а дляобразованного, мыслящего слоя.Николай II, давобществу самыеширокие свободы, вольно илиневольно содействовалдевальвациичувства государственнойответственностиу новоиспеченнойэлиты, засевшейв парламентеи в редакцияхгазет, и не смогсплотить вокругсебя прочныйслой государственныхлюдей, способныхработать вусловияхпарламентаризма.Обретя 17 октября1905 года гражданскиесвободы и парламент, Российскоегосударствои обществопришли не кдолгожданномусогласию, а кновому виткуконфронтации.Беспринципноеполитиканство, инсинуациии ненавистьвместо государственнойответственностии политическогокомпромисса- вот что получиластрана в результатезнаменитогоМанифестаНиколая II.
Глава II.ГосударственнаяДума по Основнымзаконам
Российскойимперии 1906 г.
Окончательноезаконодательноезакреплениеправовое положениеГосударственнойДумы получилов 1906 г., после выходав свет Основныхзаконов Российскойимперии.
Обсуждениепроекта Основныхгосударственныхзаконов происходилона совещаниивысших сановниковимперии в ЦарскомСеле с 7 по 12 апреля1906г. Единствои неделимостьроссийскогогосударстваи монархическаяформа правленияне подлежалидискуссии, ностатья, содержавшаяопределениемонархическойвласти, вызвалагорячие споры.ПредседательСовета министровграф СергейВитте предложилсохранитьупоминаниео самодержавнойвласти, изъятьиз царскоготитула определение«неограниченный»и оставить«самодержавный».Впрочем, изменениеформулировкимало что означало, и недаром опытныйсановник АлександрСтишинскийподытожил:«Следует толькослово исключить, а власть сохранить».Основныегосударственныезаконы закрепилиза императоромогромные полномочия.Его особа являласьсвященной инеприкосновенной, ему принадлежалпочин по всемпредметамзаконодательства, включая исключительноеправо на пересмотрОсновных законов, император былверховнымруководителемвсех внешнихсношений российскогогосударстваи державнымвождем армиии флота.
Вместе с темпровозглашалось, что «ИмперияРоссийская»управляетсяна твердыхоснованияхзаконов, изданныхв установленномпорядке, иповторялосьположениеманифеста 17октября о том, что никакойзакон не можетпоследоватьбез одобренияобеих палати воспринятьсилу без утвержденияцаря. В Основныхзаконах конкретизировались«незыблемыеосновы гражданскихсвобод», дарованныеманифестом17 октября. Провозглашаласьнеприкосновенностьжилища, каждыйроссийскийподданный имелправо свободноизбирать местожительстваи беспрепятственновыезжать заграницу. Каждыйподданный имелправо устраиватьсобрания, устнои письменновысказыватьсвое мнениеи распространятьего посредствомпечати илииными способами.Разрешалосьобразовыватьобщества исоюзы в целяхне противоречащихзаконам. Провозглашаласьсвобода совести.
Все это можнобыло бы назватьнастоящейхартией вольности, если бы не Витте, который считал, что «весь этототдел с практическойточки зренияне имеет значения».За несколькомесяцев властиуспели принятьряд постановлений, ограничивавшихсвободу слова.Была установленауголовнаяответственность«за распространениеложных сведенийо деятельностиправительственныхустановленийи должностныхлиц», принятывременныеправила, разрешавшиеминистру внутреннихдел во всякоевремя закрыватьобщества исоюзы, если онсочтет ихдеятельностьугрожающейобщественномуспокойствию.Характерно, что в Основныхзаконах не былостатьи, ограждающейтайны частнойкорреспонденции.Государствопо-прежнемупревалировалои над обществом, и над отдельнойличностью.Основные законыявлялись документомпереходнойэпохи, отпечатокпротиворечивостилежал на каждойстатье. Но какбы ни критиковалиэти законы, каким быантидемократическимни было ихсодержание, они все же сталиопределеннымшагом в направлениик правовомугосударству.
Итак, Основныезаконы Российскойимперии законодательнооформили первоепредставительноеучреждениепарламентскоготипа (в новейшемпонимании этоготермина). Онополучило название- Государственнаядума. Дваждыее разгонялоправительство, но она просуществовалаоколо 12 лет, вплотьдо падениясамодержавия, имея четыресозыва (первая, вторая, третья, четвертаяГосударственныедумы).
Официальновсесословноепредставительствов России былоучрежденоМанифестоми закономо созданииГосударственнойдумы, изданными6 августа 1905 года.Николай II поддавлениемлиберальногокрыла правительствав лице, главнымобразом, егопремьера С.Ю.Виттерешил не накалятьобстановкув России, давпонять подданнымо намеренииучесть общественнуюпотребностьв наличиипредставительногооргана власти.Об этом прямоговорится вуказанномманифесте:
«Ныне насталовремя, следуяблагим начинаниямих, призватьвыборных людейот всей землиРусской к постоянномуи деятельномуучастию в составлениизаконов, включаядля сего в составвысших государственныхучрежденийособое законосовещательноеустановление, коему предоставляетсяразработкаи обсуждениегосударственныхдоходов и расходов».
Как видноиз манифеста, первоначальнопредполагалсятолько законосовещательныйхарактер новогооргана.
Порядоквыборов в первуюДуму определялсяв законе о выборах, изданном вдекабре 1905 года.Согласно емуучреждалисьчетыре избирательныекурии: землевладельческая, городская, крестьянскаяи рабочая. Порабочей куриик выборам допускалисьлишь те пролетарии, которые былизаняты напредприятияхс числом работающихне менее 50. Врезультатесразу же избирательногоправа лишались2 миллионамужчин-рабочих.Сами выборыбыли:
не всеобщими.Исключалисьженщины, молодежьдо 25 лет, военнослужащие, ряд национальныхменьшинств;
не равными.Один выборщикприходилсяв землевладельческойкурии на 2 тысячиизбирателей, в городской- на 4 тысячи, вкрестьянской- на 30, в рабочей- на 90 тысяч;
не прямыми- двухстепенными, а для рабочихи крестьян трех- и четырехстепенными.
Общее числоизбранныхдепутатов Думыв разное времяколебалосьот 480 до 525 человек.
23 апреля 1906 годаНиколай II утвердил«Свод основныхгосударственныхзаконов», которыйДума вообщемогла изменитьтолько по инициативесамого царя.В этих законах, в частности, предусматривалсяцелый ряд ограниченийдеятельностибудущего российскогопарламента.Главным из нихбыло то, чтозаконы подлежалиутверждениюцарем:
107. ГосударственномуСовету и ГосударственнойДуме в порядке, их учреждениямиопределенном, предоставляетсявозбуждатьпредположенияоб отмене илиизменениидействующихи издании новыхзаконов, заисключениемОсновныхГосударственныхЗаконов, починпересмотракоторых принадлежитединственноГосударю Императору.
Вся исполнительнаявласть в странетакже подчиняласьтолько ему.Именно от него, а не от Думызависелоправительство.Царь назначалминистров, единоличноруководилвнешней политикойстраны, емуподчинялисьвооруженныесилы, он объявлялвойну, заключалмир, мог вводитьв любой местностивоенное иличрезвычайноеположение.Более того, в«Свод основныхгосударственныхзаконов» былвнесен специальныйпараграф 87, которыйразрешал царюв перерывахмежду сессиямиДумы издаватьновые законытолько от своегоимени. В дальнейшемНиколай II использовалэтот параграфдля того, чтобыпроводитьзаконы, которыеДума навернякане приняла бы.
Особо оговаривалосьправо царясамоличнораспускатьДуму:
105. ГосударственнаяДума может бытьдо истеченияпятилетнегосрока полномочийеё Членов распущенауказом ГосударяИмператора.Тем же указомназначаютсяновые выборыв Думу и времяеё созыва.
Потому Думы, за исключениемТретьей, фактическифункционировалилишь по несколькомесяцев.
ГосударственномуСовету и ГосударственнойДуме предоставлялосьправо обращатьсяк Министрами прочим должностнымлицам, подчиненнымпо законуПравительствующемуСенату, с различногорода запросамипо поводуинтересующихдепутатовдействий, которыепредставлялисьим незакономерными.
Законодательныепредположениярассматривалисьв ГосударственнойДуме и, по одобренииею, поступалив ГосударственныйСовет. Законодательныепредположения, предначертанныепо починуГосударственногоСовета, рассматривалисьв Совете и, поодобрении им, поступали вДуму. Законопроекты, прошедшие черезобе палаты, представлялисьцарю ПредседателемГосударственногоСовета.
Продолжительностьежегодныхзанятий ГосударственнойДумы и срокиих перерывав течение годаопределялисьцарскими указами.ГосударственнаяДума могла, дляпредварительнойразработкиподлежащихеё рассмотрениюдел, образовыватьиз своей среды, Отделы и Комиссии.Число Отделови Комиссий, ихсостав, а такжепредметы ихведомства, устанавливалисьсамой Думой.
ДепутатыДумы пользовалисьдепутатскойнеприкосновенностью:
15. Член ГосударственнойДумы может бытьподвергнутлишению илиограничениюсвободы неиначе, как пораспоряжениюсудебной власти, а равно не подлежитличному задержаниюза долги.
ВедениюДумы подлежалимногочисленныевопросы, средикоторых:
1) предметы, требующиеиздания законови штатов, а такжеих изменения, дополнения, приостановлениядействия иотмены;
2) государственнаяроспись доходови расходоввместе с финансовымисметами Министерстви Главных управлений, равно как денежныеиз казны ассигнования, росписью непредусмотренные, на основанииустановленныхправил;
З) отчетГосударственногоКонтроля поисполнениюгосударственнойросписи;
4) дела оботчуждениичасти государственныхдоходов илиимуществ, требующемВысочайшегосоизволения;
5) дела о постройкежелезных дорогнепосредственнымраспоряжениемказны и за eёсчет;
6) дела обучреждениикомпаний наакциях, когдапри сем испрашиваютсяизъятия издействующихзаконов;
7) дела, вносимыена рассмотрениеДумы по особымВысочайшимповелениям.
Законопроектылибо вносилисьв Думу министрамилибо прочимивысшими сановникамиимперии, либоКомиссиями, образованнымииз Членов Думы(ст. б7), либо жепоступали вДуму из ГосударственногоСовета (ст. 49)
ПерваяДума просуществовалас апреля поиюль 1906 года.Состояласьвсего однасессия. Председателемпервой Думыбыл избранкадет С.А.Муромцев, профессорПетербургскогоуниверситета.
С самогоначала своейдеятельностиДума продемонстрировала, что она не намеренамириться спроизволоми авторитаризмомцарской власти.Это проявилосьс первых днейработы российскогопарламента.В ответ на «троннуюречь» царя 5мая 1906 года Думаприняла адрес, в котором потребовалаамнистии политическихзаключенных, реальногоосуществленияполитическихсвобод, всеобщегоравенства, ликвидацииказенных, удельныхи монастырскихземель и т.д.
Через восемьдней председательСовета министровИ.Л. Горемыкинотмел все требованияДумы. Последняяв свою очередьпровела резолюциюо полном недоверииправительствуи потребовалаего отставки.Вообще за 72 днясвоей работыпервая Думаприняла 391 запросо незаконныхдействияхправительства.В конце концовона была распущенацарем, войдяв историю как«Дума народногогнева».
ВтораяДума просуществовалас февраля поиюнь 1907 года, председателемкоторой былГоловинФедор Александрович.Также состояласьодна сессия.По составудепутатов онабыла значительнолевее первой.Хотя по замыслуцарской администрациидолжна былабыть болееправой.
Характерно, что большинствозаседанийпервой Думыи второй Думыбыло посвященопроцедурнымпроблемам. Этостало формойборьбы с правительствомв ходе обсуждениятех или иныхзаконопроектов, которые, помнению правительства, Дума не имелаправа ставитьи обсуждать.Правительство, подчиненноетолько царю, не желало считатьсяс Думой, а Дума, рассматривавшаясебя в качественародной избранницынехотела подчинятьсятакому положениювещей истремиласьтем или инымспособом добитьсясвоих целей.
Первое совещаниеДумы открылось27 апреля 1906 года.Места в нейраспределилисьследующимобразом: октябристы- 16, кадеты — 179, трудовики- 97, беспартийные- 105, представителинациональныхокраин — 63, социал-демократы- 18.
Рабочие попризыву РСДРПи эсеров в основномбойкотироваливыборы в Думу, хотя впоследствииЛенин призналтактику бойкотаэтой Думы ошибочной.
57 % членоваграрной комиссиибыли кадетами.Они внесли вДуму свойзаконопроект, где шла речьо принудительномотчуждении«за справедливоевознаграждение»той части помещичьихземель, которыеобрабатывалисьна основеполукрепостническойотработочнойсистемы илисдавалиськрестьянамв кабальнуюаренду. Крометого, отчуждалисьгосударственные, кабинетныеи монастырскиеземли. Вся земля, согласно этомупроекту, должнабыла перейтив государственныйземельный фонд, из которогокрестьяненаделялисьбы ею на правахчастной собственности.Земельныекомитеты, помнению кадетов, должны былисостоять на1/3 из крестьян, на 1/3 — из помещиков, и на 1/3 — из представителейвласти.
По проектутрудовиков, вся земля передаетсяв общенародныйземельный фонд, т.е. в руки тех, кто ее обрабатываетсобственнымтрудом. трудовикитоже допускаливыкуп, хотянекоторые изних считали, что вся землядолжна перейтикрестьянамбесплатно.
В итоге обсужденияаграрная комиссияпризнала принцип«принудительногоотчужденияземель».
В целом жепрения по аграрномувопросу разворачивалисьмежду кадетамии трудовиками- с одной стороныи царскимправительством- с другой.
13 мая 1906 годаглава правительстваИ.Л. Горемыкинвыступил сдекларацией, в которой врезкой и оскорбительнойформе отказалДуме в правеподобным образомразрешатьаграрный вопрос.Думе было отказанотакже в расширенииизбирательныхправ, в ответственномперед Думойминистерстве, в упраздненииГоссовета, вполитическойамнистии.
Дума негодовала.Это был сокрушительныйудар по иллюзии«народногопредставительства».Кадеты предупреждали, что появлениеминистерствапереносит центртяжести народногосочувствияпартии «народнойсвободы» кпартиям революционным.
Дума выразилаправительствунедоверие, ноуйти в отставкупоследнее немогло (так какбыло ответственноперед царем)и не хотело. В стране возникдумский кризис.
Часть министроввысказалисьза вхождениекадетов вправительство.Милюков поставилвопрос о чистокадетскомправительстве, всеобщей политическойамнистии, отменесмертной казни, ликвидацииГоссовета, всеобщемизбирательномправе, принудительномотчуждениичасти помещичьихземель и др.Даже Треповсогласилсяпочти на всеусловия, кромеамнистии, ноцарь поступилиначе. Горемыкинподписал указо роспуске Думыи сразу же ушелв отставку. Егопреемник П.А.Столыпин расставилблиз Таврическогодворца солдат, повесил большойзамок на двери, а по стенамрасклеил царскийманифест ороспуске Думы.
20 февраля1907 года открыласьВторая Дума.Социал-демократыи эсеры отказалисьот тактикибойкота, использовалипредвыборнуюкампанию дляпропагандысвоих идей. ВДуму пришли65 социал-демократов,104 трудовика,37 эсеров, представителидругих левыхпартий и сочувствующиеим беспартийные- всего 222 человека.Вместе с темв Думу былоизбрано 54 черносотенцаи октябриста, а кадеты потеряли80 депутатскихмест. Такимобразом, ВтораяДума оказаласьеще более левой, чем ПерваяДума, но здесьзаметнее былои политическоеразмежевание.
Центральнымвопросом в Думеостался крестьянский.Трудовики идругие левыегруппы предложили3 законопроекта, суть которыхсводилась кразвитию свободногофермерскогохозяйства насвободнойземле. Социал-демократыподдержализаконопроекттрудовиков.Кроме того, онипредлагалирезолюции взащиту рабочих, пострадавшихот безработицы.Социал-демократывозглавилив Думе “левыйблок”.
Кадеты находилисьв Думе в изоляции, равно опасаясьи “правых”, и“левых”. Онименяют тактику, стремясь “беречьДуму во то быто ни стало”.На практикеэто значилоне обострятьотношений справительством, не выдвигатьострых законопроектов.
Кадеты пересмотрелисвою аграрнуюпрограмму, убрали пункт о государственномземельном фондеи переложилиполовину выкупа за землю накрестьян, которыежелали ее приобрестив частнуюсобственность.
1 июня 1907 годаСтолыпин, используя, по всей вероятности, фальшивку, решил избавитьсяот сильноголевого крылаи обвинилсоциал-демократовв “заговоре”с целью установленияреспублики.Однако Думане только невыдала социал-демократическуюфракцию, нодаже создалакомиссию длярасследованиявсех обстоятельств.Комиссия пришлак выводу, чтообвинениеявляется сплошнымподлогом. Видятакие настроениясреди депутатов,3 июня 1907 года царьподписал манифесто роспуске Думыи об измененииизбирательногозакона. В тотже день былиарестованынекоторые членысоциал-демократическойфракции. ПредседательДумы Ф.А.Головиндал действиямСтолыпинаследующуюоценку: это“был действительнозаговор, но незаговор 55 членовДумы противгосударства, как утверждаетсяв манифесте, а заговор Столыпинаи Кпротив народногопредставительстваи основныхгосударственныхзаконов”.
Глава III.События 3 июня1907 г.
--PAGE_BREAK--
Опыт первыхдвух законодательныхсобраний былоценен цареми его окружениемкак неудачный.В этой ситуациии был издантретьеиюньскийманифест, вкотором неудовлетворенностьот работы думысписываласьна несовершенствовыборногозаконодательства:
Все эти измененияв порядке выборовне могут бытьпроведеныобычным законодательнымпутем черезту ГосударственнуюДуму, составкоей признанНами неудовлетворительным, вследствиенесовершенствасамого способаизбирания ееЧленов. ТолькоВласти, даровавшейпервый избирательныйзакон, историческойВласти РусскогоЦаря, довлеетправо отменитьоный и заменитьего новым.
Избирательныйзакон от 3 июня1907 г., может, и казалсяокружению царяудачной находкой, вот толькосформированнаяв соответствиис ним ГосударственнаяДума так однобокоотражала расстановкусил в стране, что не смогладаже адекватноочертить кругтех проблем, решение которыхмогло бы предотвратитьсползаниестраны к катастрофе.В результате, заменяя первуюДуму второй, царское правительствохотело каклучше, а получилоськак всегда.Первая Думабыла Думойнадежд на мирныйэволюционныйпроцесс в стране, уставшей отреволюции.Вторая Думаоказалась Думойострейшейборьбы депутатовмежду собой(вплоть до драк)и непримиримойборьбы, в томчисле в оскорбительнойформе, левойчасти депутатовс властью.
Имея опытразгона предыдущейДумы, наиболееподготовленнаяк парламентскойдеятельности, наиболееинтеллектуальнаяфракция кадетовпыталась ввестихоть в какие-торамки приличияи правых, и левыхпартий.Но самоценностьростков парламентаризмав самодержавнойРоссии малоинтересовалаправых, а левымбыло вообщенаплевать наэволюционноеразвитие демократиив России. В ночьна 3 июня 1907 г.последоваларест членовсоциал-демократическойфракции. Одновременноправительствообъявило ороспуске Думы.Был издан новый, несравненноболее жесткийограничительныйизбирательныйзакон. Тем самымцаризм глубоконарушил одноиз главныхположенийманифеста 17октября 1905 г.: никакой законне может бытьпринят безодобрения Думы.
Дальнейшеетечение политическойжизни с ужасающейотчетливостьюпродемонстрировалоошибочностьи неэффективностьсиловых паллиативовв решениикардинальныхпроблем взаимоотношенийразличныхветвей власти.Но до того, какза свои и чужиеошибки заплатиликровью НиколайII с семьей имиллионы невинныхлюдей, попавшихв жернова революциии гражданскойвойны, былитретья и четвертаяДумы.
В результатетретьеиюньского1907 г. черносотенногогосударственногопереворотаизбирательныйзакон от 11 декабря1905 г. был замененновым, которыйв кадетско-либеральнойсреде именовалсяне иначе как«бесстыжий»: столь откровеннои грубо онобеспечивалусиление втретьей Думекрайне правогомонархическо-националистическогокрыла.
Только 15% подданныхРоссийскойимперии получилиправо участвоватьв выборах. НародыСредней Азиивовсе лишилисьизбирательныхправ, представительствоот другихнациональныхрайонов былоограничено.Новый законпочти вдвоеувеличил числовыборщиковот крестьян.Единую преждегородскую куриюразделили надве: в первуювходили тольковладельцыкрупной собственности, получившиезначительныепреимуществапо сравнениюс мелкой буржуазиейи интеллигенцией, составлявшиеосновную массуизбирателейвторой городскойкурии, т.е. основныхизбирателейкадетов-либералов.Рабочие моглипровести своихдепутатовфактическитолько в шестигуберниях, гдесохранилисьотдельныерабочие курии.В результатена долю дворян-помещикови крупной буржуазииприходилось75% общего числавыборщиков.При этом царизмпоказал себяпоследовательнымсторонникомконсервациифеодально-помещичьегостатус-кво, ане ускоренияразвитиябуржуазно-капиталистическихотношенийвообще, не говоряуже о буржуазно-демократическихтенденциях.Норма представительстваот помещиков-землевладельцевв четыре с лишнимраза превосходиланорму представительстваот крупнойбуржуазии.Третья ГосударственнаяДума в отличиеот первых двухпросуществовалаустановленныйсрок (01.11.1907- 09.06.1912). Процессыпозиционированияи взаимодействияполитическихсил в третьейДуме царскойРоссии поразительнонапоминаютто, что происходитв 2000 году в третьейДуме демократическойРоссии, когдаво главу угластавится политическаяцелесообразность, основаннаяна беспринципности.
В третьейДуме царскойРоссии из 442 мест147 заняли крайнеправые — ярыемонархистыи националисты.Резко сократилоськоличествооппозиционнонастроенныхдепутатов, затоувеличилосьчисло верноподданныхизбранников, в том числекрайне правыхэкстремистовтипа В.М. Пуришкевича, заявившегос думской трибуны:«Правее меня- только стена!»Свыше 150 местимели октябристы, казалось бы, вполне вменяемаяправая партия, во главе которойстояли популярныелидеры Гучкови Родзянко.Кадеты-либералывместе с близкимик ним группамиполучили примерно100 мест. Ситуацияпозволялаоктябристами кадетам создаватьдееспособноебольшинство.Однако особеннона первом этапеработы Думыпроизошелбеспринципныйальянс двухкрупнейшихфракций — крайнеправых и октябристов- с целью отсечьвсех остальныхот законотворческогопроцесса. Либералыпребывали воппозиции.Октябристыпод руководствомпозера Гучковаявно упивалисьсвоим «руководящим»местом и, преследуятактическиецели, способствовалиодобрению рядареакционныхпо сути антибуржуазныхзаконов, сыгравшихвпоследствиив стратегическомплане весьмапечальную роль.
Кадеты привыклив предыдущихДумах выступатьв качестведумского большинстваили в почетнойроли реферина политическомринге. Пассивноенахождениев оппозицииоказалось дляних серьезнымиспытанием.Либералампришлосьусовершенствоватьтактику политическойборьбы, чтобыкак-то влиятьна развитиесобытий. Онипонимали всюнепродуктивностьнахожденияв глухой оппозиции, если их голосав отдельностиничего не решают.С одной стороны, либералы всегда, когда позволяласитуация, настаивалина соблюдениии развитии нормбуржуазно-демократическойзаконностив условияхстремленияисполнительнойвласти в послереволюционныйпериод произвольновыходить зарамки правовогополя. Кадетытем самым непозволилидезавуироватьманифест октября1905 года. Многиев исполнительнойвласти стоялина позицияхкрайне правых, считали манифествременнойуступкой, откоторой пораотказаться.
С другойстороны, кадетыактивно работалив думских комиссиях, особенно вкомиссиях позаконодательствуи по бюджету.Либералы-профессионалывоздействовалилогикой разумана октябристовв целях приведениябюджета в приемлемыйвид. Здравомыслящиелюди понимали- страна не можетнормально житьбез профессиональновыполненногобюджета.
Один из лидеровкадетов Милюков, находясь свизитом вВеликобритании, произнес назавтраке улорд-мэра Лондонаречь, в которойназвал либеральнуюоппозицию вДуме «оппозициейЕго Величества, а не Его Величеству».Выступлениеполучилоодобрительныйрезонанс вРоссии у либеральногои умеренно-правогоэлекторатаи было благожелательновоспринятопремьеромСтолыпиным.Необходимоотметить, чтоСтолыпин сыгралбольшую рольв постепенномотходе октябристовот крайне правыхи создании вДуме голосамиоктябристови либераловустойчивогоправого центра, который каквстал на путичерносотенногобеспредела, так и сглаживаллевые тенденции, иногда проявлявшиесяв либеральнойсреде.
Правоцентристыдобивалисьрасширениясвоих позицийв местных ицентральныхорганах управления, пытались ограничитьвлияние бездарнойпридворнойкамарильи нагосударственныедела, взять подсвой контрольфинансы, реформыармии. Однакооктябристско-кадетскоебольшинствов Думе былопростым, а неквалифицированным, т.е. в руках крайнихмонархистов-националистовоставалосьдостаточносредств, чтобыпохоронитьмногие неугодныеим законопроекты.К тому же, стоявшаянад Думой втораяпалата — ГосударственныйСовет, без согласиякоторого ниодин законопроектне имел силы, в большинствеслучаев ставилапрепоны на путибуржуазно-демократическойэволюции.
В третьейДуме махроворасцвел национализм.Так, была созданановая фракция«Союз националистов»со своим клубом.Она конкурировалас черносотеннойфракцией «Русскоесобрание»; обеони подкармливалисьправительством.Эти две группировкиво многом исоставляли«законодательныйцентр» Думы.Фракции тешилисьнационализмом, ксенофобией, антисемитизмом.Дух последнеговитал над Россиейгустым смрадом.Столыпин послепоездки в Крым, где градоначальникомбыл генералДумбадзе, рассказывалисторию о том, как хор детейДумбадзе пелпесенку проодесскогодепутата О. Я.Пергамента, крещеногоеврея, юристаи математика, бывшего заметнымчленом III Думы:
Жид Пергаментпопал в парламент,
Сидел быдома и ждалпогрома.
Национализмбыл хорошейальтернативой«еврейскомусоциализму»и завоевывалпрочные позициив обществе.
Экономическийподъем, сопровождавшийсяотносительнымсоциальнымупокоениеми продолжавшийсядо начала первоймировой войны, провоцировалкрайне правоечерносотенноеокружение царяк действиямпо ликвидациидаже видимостипарламентаризма.Стоявший напути этомуреакционномукурсу Столыпинбыл убит в 1911 годув Киеве. Премьеромстал министрфинансов Коковцев, которого сегодняшнимязыком можноназвать технократом.Бесцветныйполитик, неплохойменеджер, содействовавшийразвитиюпромышленности, финансов иторговли, привлечениюиностранныхинвестиций, Коковцев продолжиллинию Столыпинана взаимодействиес Думой.
Несмотряна свое долгожительство, третья Думас первых жемесяцев образованияне выходилаиз кризисов.Острые конфликтывозникали поразным поводам: по вопросамреформированияармии, по извечноне решенномув России крестьянскомувопросу, повопросу оботношении к«национальнымокраинам», атакже из-заличных амбиций, раздиравшихдепутатскийкорпус и в тевремена. Но ив этих крайнетрудных условияхоппозиционнонастроенныедепутаты находилиспособы высказыватьсвое мнение.С этой цельюдепутаты широкоиспользовалисистему запросов.На всякоечрезвычайноепроисшествиедепутаты, собравопределенноеколичествоподписей, моглиподать интерпелляцию, то есть требованиек правительствуотчитатьсяо своих действиях, на что долженбыл дать ответтот или инойминистр.
Интересныйопыт был накопленв Думе при обсужденииразличныхзаконопроектов.Всего в Думедействовалооколо 30 комиссий.Большие комиссии, например бюджетная, состояли изнесколькихдесятков человек.Выборы членовкомиссиипроизводилисьна общем собранииДумы по предварительномусогласованиюкандидатурво фракциях.В большинствекомиссий всефракции имелисвоих представителей.
Каждый проектрассматривалсяДумой в трехчтениях. В первом, которое начиналосьс выступлениядокладчика, шло общее обсуждениезаконопроекта.По завершениипрений председательвносил предложениео переходе кпостатейномучтению.
После второгочтения председательи секретарьДумы делалисвод всех принятыхпо законопроектупостановлений.В это же время, но не позднееопределенногосрока, разрешалосьпредлагатьновые поправки.Третье чтениеявлялось посуществу вторымпостатейнымчтением. Смыслего состоялв нейтрализациитех поправок, которые моглипройти во второмчтении припомощи случайногобольшинстваи не устраиваливлиятельныефракции. Позавершениитретьего чтенияпредседательствующийставил на голосованиезаконопроектв целом с принятымипоправками.
Собственныйзаконодательныйпочин Думыограничивалсятребованием, чтобы каждоепредложениеисходило неменее чем от30 депутатов.
В октябре1912 г. состоялисьвыборы в четвертуюДуму. Они отличалисьеще более грубымвмешательствомсо стороныправительства, чем выборы 1907г. Широкие размерыприняло использованиедуховенствадля давленияна избирателейс целью проведенияв Думу крайнихмонархистов-черносотенцев.Действияисполнительнойвласти достиглатолько частичногоуспеха. Усилениечерносотенногокрыла сопровождалосьусилениемправых либераловза счет утратившихлидерствооктябристов.Наиболее передоваябуржуазно-демократическаячасть обществаотдала своиголоса кадетам, а также возникшейкак раз подвыборы идейноблизкой кадетам, ноуболее правойпрогрессивнойпартии (прогрессистам).Прогрессистыне были связаныс крупнымиземлевладельцами.Они отражаливзгляды антифеодальногопромышленногои финансовогокапитала.Соответственноих лидерамибыли Коновалови братья Рябушинские.Съежившаясяфракция октябристовоказалась направом флангевменяемой частидумцев. Всоциал-демократическойфракции поинициативебольшевиковпроизошелраскол. Забавныйпарадокс. Большевиковв единой фракциибыло меньшинство, всего шестьчеловек, меньшевиков- большинство.
Обстановкане позволилачетвертой Думесосредоточитьсяна крупномасштабнойработе. Ее постояннолихорадило.К тому же с началомв августе 1914 годамировой войны, после крупныхпровалов русскойармии на фронте, Дума вступилав острейшийконфликт сисполнительнойвластью.
В августе1915 г. тяжелыевоенные поражениявынудили фракциикадетов, прогрессистови октябристовобъединитьсяв так называемый«прогрессивныйблок». Блокпотребовалот царя изменитьпринципы формированияправительства, сделать егоответственнымперед Думой, назначатьпремьера толькос согласияДумы. В предлагаемыйодновременнопакет неотложныхдействий былвключен необходимыйминимум либеральныхреформ.
Тогда, в 1915 году, царизм могподелитьсяне только властью, но и ответственностьюс Думой. У монархиипоявился бышанс на выживание.Но Николай II, его семья иокружение нехотели делитьсяничем. Исполнительнаявласть, пренебрегаямнением лояльныхдепутатов, никаких неэкстремистов, отвергла выдвигаемыетребования.
3 сентября1915 года послепринятия Думойвыделенныхправительствомкредитов навойну ее распустилина каникулы.Вновь Думасобраласьтолько в феврале1916 года.
Но проработалаДума недолго.16 декабря 1916 годабыла вновьраспущена.Возобновиладеятельность14 февраля 1917 годав канун февральскогоотреченияНиколая II. 25февраля опятьраспущена.Больше официальноне собиралась.Ноформально ифактическисуществовала.
Дума сыгралаведущую рольв учрежденииВременногоправительства.При нем онаработала подвидом «частныхсовещаний».Большевикине раз требовалиее разгона, нотщетно. 6 октября1917 года ВременноеправительствопостановилоДуму распуститьв связи с подготовкойк выборам вУчредительноесобрание. 18декабря 1917 года, одним из декретовленинскогоСовнаркомабыла упраздненаи канцеляриясамой Государственнойдумы.
Глава IV.ГосударственныйСовет и егополномочия.
Впервыезамысел учрежденияГосударственногосовета возникеще при императореАлександреI в условияхподготовкибольших преобразований.В основу тогдашнихконституционныхпроектов, подготовленныхМихаилом Сперанским, был положенпринцип разделениявластей: законодательныеполномочияпредполагалосьпередать новомувыборномуоргану — ГосударственнойДуме, исполнительные- министерствам, судебные — сенату.В результатепоследовательногопроведениятакой реформыимператор присохраненииза ним широкихи реальныхвластных прерогативстал бы фактическиконституционныммонархом, асвязующиморганом междуглавой государстваи обособленнымиветвями властии призван былпослужитьГосударственныйсовет Российскойимперии — своегорода русскийаналог палатылордов, формируемыйиз лиц, назначаемыхглавой государства.Впрочем, в итогеполучилосьсовсем не то, что задумывалось.В эпоху реформАлександраII предпринималисьнеоднократныепопытки созданиявыборногозаконосовещательногопредставительствадвухпалатноготипа и приданияименно Государственномусовету функцийверхней палаты, состоящей изчленов, как поназначению, так и по выборам.Но ни один изподобных замысловне был реализован.
В тоже время сферакомпетенцииГосударственногосовета расширяласьза счет функций, часто исполняемыхпри конституционныхрежимах парламентскимиучреждениями.Он предварительнорассматривалвопросы обобъявлениитой или инойчасти империина чрезвычайномположении, обобъявлениивойны и заключениимира, а такжеважнейшиефинансовыедела: годовуюроспись доходови расходов, сметы министерств, выдачу ведомствамсверхсметныхкредитов, отчетыо государственныхдоходах и расходах, введение новыхсборов и налогови др. ИменноГосударственныйсовет оказалсерьезноесопротивлениеряду крупныхинициативправительстваАлександраIII, направленныхна пересмотрреформаторскогозаконодательства1860-х годов.
Лишьв 1906 г., с созданиемГосударственнойДумы, Государственныйсовет претерпелнаконец существеннуюреформу: он былпревращен вверхнюю законодательнуюпалату парламента.
ГосударственныйСовет являлсягосударственныморганом, в которомобсуждалисьзаконодательныепредположения, восходящиек верховнойсамодержавнойвласти по силеОсновныхГосударственныхЗаконов. ВГосударственномСовете имелисьспециальныеДепартаментыи Особые Присутствиядля рассмотренияособых дел.
ГосударственныйСовет образовывалсяиз Членов поВысочайшемуназначениюи Членов повыборам, причемобщее числоЧленов ГосударственногоСовета, призываемыхпо назначению, не должно былопревышатьобщего числаЧленов Советапо выборам.Состав присутствующихв Совете Членовпо Высочайшемуназначениюмог быть пополняемиз числа какне присутствующихв Совете, таки вновь назначаемых.Члены по Высочайшемуназначениюувольнялисьтолько по ихо том просьбам.
Состав ЧленовСовета по выбораммог быть замененновым составомдо истечениясрока полномочий(ст. 18) по указуцаря. Им женазначалисьи новые выборыЧленов Совета.
Члены ГосударственногоСовета по выборамизбирались:1) от духовенстваПравославнойРоссийскойЦеркви; 2) отГубернскихЗемских Собраний;3) от Дворянскихобществ; 4) отИмператорскойАкадемии Науки ИмператорскихРоссийскихУниверситетов;5) от Совета Торговлии Мануфактур, Московскогоего отделения, местных КомитетовТорговли иМануфактур, биржевых комитетови купеческихуправ, и 6) отнаселенияВеликого КняжестваФинляндского.
От духовенстваПравославнойРоссийскойЦеркви избиралисьСвятейшимСинодом шестьЧленов ГосударственногоСовета: троеиз монашествующегоправославногодуховенстваи трое из белогоправославногодуховенства.
Каждое ГубернскоеЗемское Собраниеизбирало поодному ЧленуГосударственногоСовета.
Дворянскиеобщества вгуберниях иобластях, вкоторых производятсядворянскиевыборы, избиралоиз своей среды, каждое, по двавыборщика.Съезд этихвыборщиковвыбирал изсвоей средывосемнадцатьЧленов ГосударственногоСовета.
ИмператорскаяАкадемия Науки каждый ИмператорскийРоссийскийУниверситетизбирало потри выборщика, съезд которыхвыбирал изсвоей средышесть ЧленовГосударственногоСовета.
Члены ГосударственногоСовета по выборамизбиралисьсроком на девятьлет, с тем, чтобыкаждые три годаодна третькаждого разрядавыбывала вочередномпорядке.
Члены ГосударственногоСовета по выборамне были обязаныотчетом передсвоими избирателямии, в отношениисвободы сужденийи мнений поделам, подлежащимведению Совета, подчинялисьтолько соответствующимправилам, постановленнымдля ЧленовГосударственнойДумы.
Законопроектыпоступали вГосударственныйСовет из ГосударственнойДумы. Законопроекты, составленныепо починуГосударственногоСовета, вносилисьв Совет либоМинистрамии Главноуправляющимиотдельнымичастями, либоКомиссиями, образованнымииз ЧленовГосударственногоСовета (ст. 56).
ГосударственныйСовет, как иДума, моглаобращатьсяк Министрами Главноуправляющимотдельнымичастями заразъяснениями, непосредственнокасающимисярассматриваемыхим дел. Министрыи Главноуправляющиедолжны бытьвыслушаны всобранииГосударственногоСовета каждыйраз, когда онио том заявят.ГосударственныйСовет мог обращатьсяк тем же высшимдолжностнымлицам такжес запросамипо поводу действий, представляемыхдепутатамнезакономерными(ст.57-59).
Об отменеили изменениидействующегоили изданиинового законаЧлены ГосударственногоСовета подавалиписьменноезаявлениеПредседателюГосударственногоСовета. К заявлениюоб изменениидействующегоили изданиинового законадолжен был бытьприложен проектосновных положенийпредлагаемогоизменения взаконе илинового закона, с объяснительнойк проекту запиской.Если ГосударственныйСовет разделялизложенныев заявлениисоображенияо желательностиотмены илиизменениядействующегоили изданиянового закона, то соответствующийзаконопроектвырабатывалсяи вносился вГосударственныйСовет соответствующимдолжностнымлицом. В случаеотказа этоголица от составлениятакого законопроекта, ГосударственнымСоветом могбыть образованадля его выработкиКомиссия изсвоей среды.
СтруктураСовета былатакова: Общеесобрание, дваОсобых присутствия(одно — по деламо принудительномотчуждениинедвижимыхимуществ ивознагражденииих владельцев, другое — дляпредварительногорассмотрениявсеподданнейшихжалоб на определенияДепартаментовПравительствующегоСената) и дваномерных Департамента(в компетенцию1 Департаментавходили разнообразныедела, в частности, о привлечениик ответственностивысших должностныхлиц, об утверждениив княжеском, графском ибаронскомдостоинствеи пр.; во 2 Департаментерассматривалсякассовый отчетМинистерствафинансов, годовыеотчеты Государственного, Дворянскогои Крестьянскогобанков и др.).
Итак, ГосударственныйСовет – высшаяпалата российскогопарламента– за свою короткуюисторию таки не смог оправдатьвозложенныхна него надежд– стать оплотомдемократизацииобщественнойжизни страны.
Заключение
Чему учитопыт парламентскойдеятельностиРоссии началаXXвека? Анализсвидетельствует: до сих пор весьмаактуальны покрайней мередва урока еесуществования.
Урок первый.Парламентаризмв России был«нежеланнымребенком» дляправящих кругов.Его становлениеи развитиепроисходилов острой борьбес авторитаризмом, самодержавием, самодурствомчиновничестваи исполнительнойвласти.
Урок второй.В ходе становленияроссийскогопарламентаризмабыл накопленценный опытработы и борьбыс авторитарнымитенденциямив деятельностивластей, которыйне по-хозяйскизабывать исегодня.
Несмотряна ограниченностьправ, Дума утверждалагосударственныйбюджет, существенновлияя на весьмеханизмсамодержавнойвласти домаРомановых. Онауделяла огромноевнимание сирыми обездоленным, занималасьразработкоймер социальнойзащиты малоимущих, других слоевнаселения. Ею, в частности, разработанои принято одноиз самых передовыхв Европе фабрично-заводскоезаконодательство.
Предметомпостояннойзаботы Думыбыло народноепросвещение.Она довольнозадиристонастаивалана выделениисредств настроительствошкол, больниц, домов призрения, церковныххрамов. Особоеместо уделяладелам религиозныхконфессий, развитиюкультурно-национальныхавтономий, защите инородцевот произволацентральныхи местных чиновников.Наконец, существенноеместо в работеДумы занималивнешнеполитическиепроблемы. ДумцыпостояннобомбардировалироссийскийМИД, другиеинстанциизапросами, реляциями, указаниями, формировалиобщественноемнение.
Крупнейшейзаслугой Думыявилась безоговорочнаяподдержкакредитованияна модернизациюпотерпевшейпоражение ввойне с Япониейрусской армии, восстановлениеТихоокеанскогофлота, строительствопо самым передовымтехнологиямновых кораблей.С 1907 по 1912 год Думасанкционировалаувеличениевоенных расходовна 51%.
Есть, конечно, и пассив, и причем немалый.Несмотря навсе стараниятрудовиков, постоянноподнимавшихв Думе аграрныйвопрос, решитьего она оказаласьбессильна.Слишком великабыла помещичьяоппозиция. Даи многие издепутатов небыли, мягкоговоря, заинтересованыв его решениив пользу малоземельногокрестьянства.
Крассматриваемомупериоду относитсяи трансформациядругого важнейшегооргана законодательнойвласти – ГосударственногоСовета. Задуманныйчуть ли не столетиедо этого какузко келейныйорган, игравшийнезначительнуюроль в областизаконодательства, ГосударственныйСовет Манифестомот 17 октября1905 года был преобразованв высшую палатупарламента.Будучи не стольоппозиционнымцарю, нежелинижняя палатапарламента, ГосударственныйСовет тем неменее принималсамое непосредственноеучастие взаконодательнойдеятельности.
Опыт парламентаризмав царской Россиинеобычайноактуален. Онучит нынешнихпарламентариевбоевитости, умению отстаиватьинтересы собственныхизбирателейв условияхжесткого давленияисполнительнойвласти, изобретательностив формах деятельностидепутатскогокорпуса, высокомупрофессионализмуи активности.
Библиографическийсписок
1. РоссийскоезаконодательствоX-XX вв.: в 9 т. Т.9. Законодательствоэпохи буржуазно-демократическихреволюций. Отв.ред. О.И. Чистяков.М.: Юридическаялитература,1994.
Л.Н. Жарова, И.А. Мишина. История Отечества. М.: Просвещение, 1992.
3. А.Н. Боханов, М.М. Горинов идр. ИсторияРоссии ХХ век.- М.: ИздательствоАСТ, 1996.
Исаев И.А. История государства и права России. — М.: Юристъ, 1998.
Кузнецов И.Н. История государства и права России (Курс лекций). Минск: Амалфея, 1999.
История отечественного государства и права. Учебное пособие. Ч. II. — М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1996.
7. Демин В.А.ГосударственнаяДума России: история и механизмфункционирования.М.: РОССНЕП, 1996.
8. В.Е. ЧиркинРазделениевластей: социальныеи историческиеаспекты./ Советскоегосударствои право, 1990, №8.
9. Бородин А.П.Усиление позицииобъединенногодворянствав ГосударственномСовете в 1907-1914 гг./ Вопросы истории,1977, № 2.