Реферат по предмету "Исторические личности"


Государственная Дума 1993-1996 гг

Министерствообщего и профессиональногообразования
РоссийскойФедерации
РоссийскийГосударственныйГуманитарныйУниверситет
Рефератпо курсу «ИсторияРоссии XX в.»
ГОСУДАРСТВЕННАЯДУМА 1993-1996 гг.
Преподаватель: Сафонова ЕленаИвановна
Студент: Высоцкая МарияФакультет: ИнформатикиКурс: I
Группа:1
Москва,2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Предвыборнаякампания исобственновыборы.
3. Структураи статус Госдумы.
4. ПолномочияГосдумы РоссийскойФедерации.
5. Законодательнаяработа V Госдумы...
6.… и какона проходила.
7. Дума ипоиски согласияв обществе.
8. Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
12 декабря1993 года в нашейстране проводилисьвыборы в Госу­дарственнуюДуму ФедеральногоСобрания РоссийскойФедерации. Япрек­раснопомню, как этобыло. Тогда вобществе виталдух свободы, особен­но послеоктябрьскихсобытий текущего1993 года. Казалось, демократиясовсем близко.И вот здесь яхочу рассмотретьто, что мы получили, избрав Госдумупервого созыва, что она далаРоссийскойФедерации инам, россиянам.
Почемуя выбрала этутему? Ответ наэтот вопросоднозначен: я мо­гу беспристрастнооцениватьсобытия, свидетелемкоторых я была.
ПРЕДВЫБОРНАЯКАМПАНИЯ ИСОБСТВЕННОВЫБОРЫ
Выборыоказалисьдалеко нетрадиционнымисо всех точекзрения, и в первуюочередь, повремени ихпроведенияи по их содержанию.Они проходилипосле «черногооктября» 93-гов обстановкедовольно высокойобщественнойнапряженности, в рамках новыхполитическихправил, уста­новленныхпрезидентом.Необычным сталои то, что выборыв Госдуму сов­палис референдумомпо проектуновой РоссийскойКонституции.Этот факт отвлекалобщество отпредложенныхучастникамивыборов программ, что привелок изменениюсил кандидатовв депутаты.
Уже черезнесколько днейпосле подавлениясопротивленияБелого доманачалось формированиеполитическихблоков дляучастия в выборахв Федеральноесобрание. Блокии политическиепартии сосредоточилисьна борьбе задепутатскиеместа в егонижней палате, Государственнойдуме, половинамест в которойразыгрываласьпо мажоритарнойсистеме (т.е.от каждогоизбирательногоокруга в парламентпопадал победитель), а дру­гая половина- по пропорциональнойсистеме, означавшейраспределениедепутатскихмандатов междупартиями взависимостиот количестваподан­ных заних голосов.Характерно, что именнопроведениевыборов попро­порциональнойсистеме сыгралоположительнуюроль в становлениив Рос­сиимногопартийнойсистемы. Правда, смешаннаясистема проведениявыбо­ров имелаеще и негативныечерты, т.к.депутаты-списочникиимели зна­чительноепреимуществопо сравнениис депутатами-одномандатниками.
О правевыдвинутьсписки кандидатовв депутатыГосударственнойдумы по общефедеральномуокругу изначальнозаявили 35 общественныхобъединений.На регистрациюпредставилисписки кандидатовуже от 21 избирательногообъединения.Центризбиркомзарегистрировалсписки толь­котринадцатииз них. Приведуиз названия: Аграрная партияРоссии, «Яблоко»,«Будущее России- новые имена»,«Выбор России»,«Гражданскийсоюз», Демократическаяпартия России,«Достоинствои милосердие», Рос­сийскаякоммунистическаяпартия, «Кедр», Либерально-демократическаяпартия России, Партия российскогоединства исогласия, «ЖенщиныРос­сии», «Российскоедвижениедемократическихреформ». Остальныетак и не смоглинабрать в своюподдержкунеобходимые100 тысяч подписей.
Тем неменее выборысостоялись.Более того, после 80-летнегопе­рерывапредставительныйзаконодательныйорган страныизбран намного­партийнойоснове в условииконкуренциивзглядов, позиций, мировоззре­ний.
Расскажувкратце о программахнекоторыхпартий.
«ВыборРоссии» выступалпод знаменемрадикальныхэкономическихреформ. В своейпредвыборнойкампании блокпровозгласилнеобходимостьжесткогомонетаристскогокурса, как основыфинансовойстабилизациии главногоусловия возрожденияэкономическойактивности.Лидером этогоблока стал Е.Гайдар, кроменего в руководствеоказались такиевлия­тельныечлены кабинетаминистров, какА. Чубайс, А.Козырев, Б. Фёдоров.
НекоторыесторонникиГайдара в 1993 годусоздали собственнуюПар­тию российскогоединства исогласия, настаивавшуюна необходимостикоррективрыночных реформ, поддерживающуюумеренно-реформистскийпод­ход тогдашнегопремьер-министраЧерномырдина.Избирательнымкозырем ПРЕСбыла ставкана укреплениеэкономическихправ и возможностейреги­онов, возрождениесемьи, нациии государства.
Еще однойпартией, отмежевавшейсяот блока Гайдара, была Демокра­тическаяпартия России.Ее лидеры — Глазьеви Травкин — считалиоши­бочнойгайдаровскуюшокотерапию, объявив ееглавной причинойспада производстваи растущейинфляции.
Российскоедвижениедемократическихреформ тожедистанцировалосьот гайдаровскойкоманды. Дляэтой партиии ее лидера Г.Попова опти­мальнымполитическимтечением являлсяцентризм.
Еще одиндемократическийизбирательныйблок «Яблоко», название котороговозникло отфамилий еголидеров: Явлинский, Болдырев, Лукин, выразил своенесогласиес гайдаровскимкурсом. Программа«Яблока» быласоциал-демократической, ориентированнойна работающуюинтеллиген­цию.
На противоположномфланге избирательнойкампании главнымиучаст­никамиоказалисьРоссийскаякомпартия, Аграрная партияи ЛДПР. Общеев их лозунгахзаключалосьв державно-национальнойпозиции и всоциаль­но-экономическомразвитии ивосстановленииРоссии в качествесверхдер­жавына мировойарене. Конечно, взгляды членовэтих партийтакже раз­личались.РКП в первуюочередь ориентироваласьна защиту интересовма­лообеспеченныхгородскихслоев; Аграрнаяпартия выражалаинтересыкол­лективныхсельскихтоваропроизводителей, самой же оригинальнойсреди этих трехпартий былаЛДПР.
Многиеполитологизаявляли онесоответствииназвания партииее программе, некоторыекритики открытоназывали ЛДПР«фашистской».Прав­да некоторыеполитологине соглашалисьс этим определением, считая ЛДПРпросто праворадикальнойпартией, т.к.она не былаприверженара­сизму, антисемитизмуи тоталитарнымлозунгам. Вовремя избирательнойкампании ЛДПРзапомниласьвсем нам выступлениямиее лидераЖириновско­го, носившимипопулистско-националистическийхарактер. Жириновскийна­иболеепродуктивноиспользовалэфирное времяв электронныхСМИ для агитации.Лозунги Жириновскогоотличалисьпростотой иэмоциональностьюи были ориентированына различныеслои населения.Предпринимателямбы­ло обещаноснятие ограниченийсо всех видовэкономическойдеятельнос­ти; вооруженнымсилам — возрождение«лучших традицийцарской и советс­койармии»; молодежи- работа, образование, материальноеблагополучие, абсолютнаясвобода р реализациисвоих физическихпотребностей; рабочим
— развитиесоциальноориентированнойсистемы хозяйствования; интелли­генции- возрождениеотечественнойнауки культуры, образования.Особое значениев предвыборнойкампании ЛДПРиграл национально-патриотическиймотив. Главнойцелью внешнейполитики Жириновскийвидел восстановлениеграниц Российскойимперии. Короче, лидер ЛДПРделал ставкуна патрио­тическихчувствах россиян.
Какиевыводы можносделать, прочитаво партиях, претендовавшихна депутатскиемандаты в первойГосдуме после80-летнего перерыва.Во-первых, надемократическомфланге заметенявный разброд, нежеланиевыступитьединым демократическимфронтом, а наоборот, явное противос­тояниемежду разнымипартиями иблоками. Во-вторых, партии коммунисти­ческоготолка рассчитывалина голоса людей, активно недовольныхгайда­ровскойшокотерапиейи желающихвернуться назадв СССР.
Наконец, настает 12 декабря1993 года. Населениеогромной страныотправилосьна выборы. Былоизбрано 444 депутата, в их числе 225 пообщефедеральномуизбирательномуокругу и 219 поодномандатнымизбира­тельнымокругам. В 5 округахвыборы не состоялись, в одном выборыне проводились, также как и вЧеченскойреспублике.Что касаетсяизбира­тельныхобъединений, то лишь 8 из 13преодолелипятипроцентныйбарьер, давшийправо на получениемандатов пообщефедеральномуокругу.
Приведуцифры, соответствующиерезультатамголосования:
% ОФО одномандатные
округа
АПР 7,99 21 36
«Яблоко» 7,86 20 7
«БудущееРоссии-новыеимена» 1,25 — 2
«ВыборРоссии» 15,51 40 24
«Гражданскийсоюз» 1,93 — 10
ДПР 5,52 14 -
«Достоинствои милосердие» 0,70 — 3
КПР 12,40 32 10
«Кедр» 0,76 — 1
ЛДПР 22,92 59 5
ПРЕС 6,73 18 4
«ЖенщиныРоссии» 8,13 21 2
РДДР 4,08 — 5
противвсех 4,22
Какойможно сделатьиз этого вывод? Во-первых, главнойсенсациейдекабрьскихвыборов сталто, что в состязаниипартийныхсписков уве­реннуюпобеду одержалаЛДПР. В канунвыборов аналитикигазеты «Извес­тия»прогнозировали.что Либерально-демократическаяпартия можетнаб­рать до7% избирателей.Но ее партийныйсписок получил22,92 процента.Правда, когдаподсчиталиголоса, отданныеза кандидатов, баллотировав­шихсяв ГосударственнуюДуму на индивидуальнойоснове, тообнаружи­лось, что ЛДПР лишиласьсвоего преимуществаи даже уступилалидерство«Выбору России».Но в общественномсознании выборы1993 года запомни­лисьименно победойпартийногосписка ЛДПР.Я считаю интересными тот факт, что изкандидатов, баллотировавшихсяпо одномандатнымокругам от«Выбора России», было избрано24 человека, аот ЛДПР — всего4. Если обратитьвнимание наэти цифры, тостановитсяпонятно, чточлены «Вы­бораРоссии» былипопулярны срединаселения какличности, а некак приверженцытой или инойпартии. Мнекажется, чтоЛДПР моглазавоевать такоеогромное количествоголосов толькопо партийнымспискам, т.к.ее члены неимели такогоавторитета, в отличие отпредставителей«Выбора России».
Во-вторых, демократыодержали поражение.Первой и главнойпричи­ной дляэтого была, какя уже говорила, разобщенность.Но демократампришлось признатьсвое поражение, правда, ониобъясняли своепоражение чистосубъективнымипричинами: умелое проведениеизбирательнойкампа­нииЖириновским, фальсификациейрезультатоввыборов и т.д.Самое глав­ное, что итоги голосованиясущественнорасходилисьс прогнозамидемок­ратическихпартий. В ночьпосле выборов, как я помню, сторонники«Вы­бора России»решили устроитьбанкет, чтобыотпраздноватьсвою победу.Но по мере обработкиголосов, результатыстановилисьсовсем удручающи­мидля демократов.Победы не было- было поражение.
Еще немногооб итогах выборов.В состав ГосударственнойДумы вош­липредставители32 национальностей, что немаловажнодля многонацио­нальнойстраны. Дветрети депутатовв возрасте от20 до 50 лет, т.е. людив основноммолодые, исоответственноготовые к переменам.Около 95 процентовдепутатов — этоспециалистыс высшим инезаконченнымвыс­шим образованием; свыше трети- имеют ученыестепени докторов, канди­датовнаук; почтикаждый десятый- член-корреспондентакадемии наукили академик.Около 11% депутатовзанималисьпредпринимательскойдея­тельностью;7% пришли изправоохранительныхструктур, 12% изпрофсою­зов.Остается добавить, что в V ГосударственнуюДуму было избрано68 бывших народныхдепутатовРоссийскойФедерации.
Подводяитоги, можносказать, чтов Думе оказалисьпредставленыпрактическивсе социальныеслои и группынаселения, отражен весьспектр общественно-политическихнастроений, преобладавшихв тогдашнейРоссии. Подведяитоги выборов, можно переходитьк работе Госдумыи прежде всегок организационнымвопросам.
СТРУКТУРАИ СТАТУС ДУМЫ
«Решениемасштабныхобщенациональныхпроблем поплечу толькосиль­ной, структурно-сбалансированной, организационно-собранной Думе», — говоритспикер V ГосдумыИ.П. Рыбкин. Посмотрим, каквыражена былаэта организация.
С принятиемв 27 марта 1994 годаРегламентаГосударственнойДумы и в маеЗакона о статуседепутата периодорганизационногостановленияДумы завершился.На сегодняшнийдень Дума располагаетполным пакетомправовых актов, регулирующихработу однойиз палат ФедеральногоСобра­нияРоссийскойФедерации.
Регламентомпредусматривается, что Дума ежегоднособираетсяна ве­сеннюю(12.01-20.07) и осеннюю(1.10-25.12) сессии. Припринятии рег­ламентавозник спороб общем числедепутатов, чтобыло необходимодля наличиякворума. 444 или450? После горячихперепалокпрезидентомбыло установлено, что общее числодепутатовсоставляет450 человек. Завесь периодработы V Думыв Регламентбыло внесено7 поправок.
В первыедни работы Думаприняла решениепредоставитьофициальныйстатус фракциям, созданным наоснове избирательныхобъединений, про­шедшихв Думу по общефедеральномуокругу (независимоот численности)и группам, насчитывающим не менее 35 депутатов. Каждый депутатвправе состоятьне более чемв одной фракцииили группе.
В V Думебыли созданыи 13 января официальнозарегистрированы8 фракций и однадепутатскаягруппа — «Новаярегиональнаяполитика». Темне менее фактическимисубъектамипарламентскойдеятельностивыступали иболее малочисленныегруппы, не собравшиев своих рядах35 членов. например«Российскийпуть» и «Союз12 декабря». Вапреле «Союз12 де­кабря»преодолелуказанныйрегламентомбарьер и получилстатус депу­татскойгруппы. Взарегистрированныхи незарегистрированныхгруппах состояли434 из 449 депутатов.Весной 1995 годаобразовалисьеще 2 де­путатскиегруппы: «Россия»и «Стабильность».
Фракционныйсписок V Думы, после утвержденияна пленарномзаседа­ниив мае, выгляделследующимобразом: АПР-57,«Выбор России»- 73, ДПР — 15, КПРФ — 45, ЛДПР — 57, ПРЕС — 30,«Женщины России»- 23, «Яб­локо» — 28, группы «Новаярегиональнаяполитика» — 66 и«Либераль­но-демократическийсоюз 12 декабря»- 35. Данный списочныйсостав не носитжесткого характера: депутату вначале каждойсессии предоставля­етсявозможностьсогласно своимубеждениямизменить фракционнуюпри­надлежность.
Немаловажно, что при формированииорганизационныхструктурПред­седателяДумы, пятизаместителейпредседателяДумы, комитетови комис­сийдепутаты пошлипо пути пропорциональногопредставительствавсех фракцийи групп. Председателембыл избран И.П.Рыбкин (АПР), аего за­местители: Митюков («ВыборРоссии»), Селезнев(КПРФ), Федулова(«Жен­щиныРоссии»), Венгеровский(ЛДПР), Чиненгаров(НРП). Таким образомв руководствоГосдумы вошлипредставителивсех наиболеекрупных фракцийили депутатскихгрупп. ИзбраниеРыбкина на постспикера Госдумыотра­зилосуществующийв ней раскладполитическихсил — небольшойперевес в сторонуоппозиции.Часть прессысчитала, что, будучи представителемАПР, Рыбкинбудет представлятьпрежде всегоинтересы своегоблока, но онставил корпоративныеинтересы Думыкак институтавыше своихидеоло­гическихпристрастий.«Мы обреченына согласие”, это была егокорон­ная фраза.Из-за предпринятыхспикером шагов, например, егосмещения в»центр" Госдумы, обретенияавтономии путемконтроля надаппаратомГос­думы, налаживаниясвязей с Президентом, премьер-министром, председате­лемСовета Федерации, Иван Рыбкинустраивал всех.
На основефракционногопредставительствасоздан рабочийорган Госдумы- Совет Думы. Внего вошлиПредседательДумы, руководители8 фракций и двухдепутатскихгрупп. Так какдобиться согласиявсех депу­татовв ходе пленарныхзаседанийпрактическиневозможно, то работа надзаконопроектомначинаетсяименно в комитетахи ведется тамна много­партийнойоснове.
В Думесоздано 23 комитета- от Комитетапо законодательству, су­дебно-правовойреформе докомитетов поорганизационнойработе Думыили вопросамгеополитики.
СессияГосударственнойДумы включаетв себя проведениепленарныхзаседанийпалаты, заседанийСовета ГосударственнойДумы, заседаниеее комитетови комиссий, парламентскихслушаний, работудепутатов вофракциях, депутатскихгруппах, комитетах.
Пленарныезаседания Думысобираютсяеженедельно, в среду и в пят­ницу, комитеты заседаютв понедельники в четверг.Вторник отводитсядля работыдепутатов вофракциях икомитетах, также как и дляпарла­ментскихслушаний. Каждаяпоследняянеделя месяцаотводится дляработы депутатас избирателями.
СогласноРегламенту, законодательнаяинициативаосуществляетсяв форме внесенияпроектов новыхзаконов и проектовзаконов о внесенииизменений вдействующиезаконы РФ. Проектзакона, подготовленныйкоми­тетомк рассмотрениюГосударственнойДумой, направляютсяответственнымкомитетом вСовет Думы длявнесения егона рассмотрениявсего составаДумы. СоветДумы вноситпроект законав календарьрассмотрения.Однов­ременнозаконопроектотправляетсяСоветом Думыв комитетыпалаты, субъектамРФ, в СоветФедерации, Президентуи ПравительствуРФ, если законопроектне являетсяих инициативой.Аппарат Думынаправляеттекст законопроектадепутатам дляознакомления.--PAGE_BREAK--
По результатамобсуждениязаконопроектав первом чтенииДума можетрешить: принятьзаконопроектв первом чтениии продолжитьработу над нимс учетом высказанныхпредложенийи замечаний, отклонитьзако­нопроектили простопринять закон.
Федеральныйзакон принимаетсяДумой большинствомголосов, соглас­норегламенту.Федеральныйконституционныйзакон считаетсяпринятым, еслион одобрен неменьше чем 2/3от общего числадепутатовГосдумы. Интереснозаметить, чтони одно заседаниеV ГосударственнойДумы не былосорвано из-заотсутствиякворума, однакочисло регистрирующихсяв зале депутатовнередко достигалокритическойцифры 225. Это сталопри­чиной того.что провалилисьмногие принципиальныерешения.
В практикуV Думы сталиактивно входитьоткрытыепарламентскиеслушания, целькоторых обозначитькакую-то темуи обсудить еес воз­можнобольшим участиемразличныхзаинтересованныхсторон. Уже запер­вую сессиюсостоялосьсвыше 60 подобныхмероприятий.
Этой жезадаче способствуетставший еженедельнымв Думе «прави­тельственныйчас»; за год вДуме побывалипервые лицапрактическивсех министерстви ведомств. Этаформа заседанийпревратиласьиз отчетовисполнительныхведомств вдиалог властей- исполнительнойи законода­тельной, что я считаюнемаловажнойдля продуктивнойработы Госдумы.
ПОЛНОМОЧИЯГОСДУМЫ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
СтатусДумы отраженв КонституцииРоссийскойФедерации. Какиз­вестно, вдеятельностилюбого парламентавыделяют триосновные функ­ции: законодательноетворчество, контроль зафинансами, контроль надправительством.
В сферезаконодательствастатья 103 ОсновногоЗакона страныот­носит кведению Госдумыследующиеполномочия: выражениясогласия пре­зидентуРоссийскойФедерации наназначениеПредседателяПравительстваРФ, решениевопроса о доверииПравительствуРФ, назначениена долж­ностьи освобождениеот должностиПредседателяЦентробанкаРФ, назна­чениена должностьи освобождениеот должностиПредседателясчетной палатыи половинысостава ееаудиторов, назначениена должностьи ос­вобождениеот должностиУполномоченногопо правам человека, действую­щегов соответствиис федеральнымконституционнымзаконом, объявленииамнистии, выдвижениеобвиненияпротив ПрезидентаРФ для отрешенияего от должности.
При этомполномочияФедеральногособрания разделенымежду двумяего палатами.Следует заметить, что весьмаважными полномочиямиобла­дает именноСовет Федерации, утверждающийряд решенийГосдумы, напри­мер, законы о федеральномбюджете, федеральныхналогах и сборах, фи­нансовом, кредитном ивалютномрегулировании, денежной эмиссии, рати­фикациимеждународныхдоговоров ит.д.
Многиесчитают, чтоДума — органбессильныйи не авторитетный, т.к. после трехкратногоотклонениядепутатамипредставленныхкандида­турна должностьПредседателяправительстваПрезидент самназначаетпремьера ираспускаетДуму, назначаяновые выборы.Но в действитель­ностипервые месяцыработы V Госдумыопроверглиопределениеоб отсутс­твииавторитета, т.к. Дума оказаласьвесьма работоспособныморганом, имеющимвозможностивоздействияна ситуациюв обществе ивыступающимкак достаточноавтономнаягосударственнаяи политическаяструктура.Время пришлоперейти непосредственнок законодательнойработе V Госу­дарственнойДумы РоссийскойФедерации.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯРАБОТА V ГОСДУМЫ...
V ГосударственнаяДума приняла335 законов. Месяцы, отпущенныеей КонституциейРоссии должныбыли статьвременемконструированияпрочной законодательнойавторитетнойвласти в РоссийскойФедерации, атакже обеспечитьфункционированиепалаты первогосозыва и создатьправовую базудля работыГосударственнойДумы и СоветаФедерацииследующихсо­зывов. ПоэтомуV Госдуме какникогда предстоялаогромная работа.
С принятием12 декабря 1993 годановой КонституцииРоссии, Госду­мадолжна былапринять множествофедеральныхзаконов, определяющихстатус Правительства, систему судебныхорганов, деятельностьКонститу­ционного, Верховного, Высшего арбитражногосудов РоссийскойФедерации, Уполномоченногопо правам человека, порядок принятияи образованияв составе РоссийскойФедерации новыхсубъектов.
Должнабыть закрепленагосударственнаясимволика, порядок введе­ниячрезвычайногоположения натерриторииРоссии и в отдельныхее об­ластях, порядок введениявоенного положения.
Так чтоV Госдуме предстоялаогромная работа, какой не будету Госдумы следующихсозывов, именнов этой области.Без принятияблока федеральныхконституционныхзаконопроектовбыло бы немыслимоизбрание VI Думыи других ветвейвласти, и темболее их нормальногофункциони­рования.То же самоекасается изаконопроектов, затрагивающихвыборы в органыместногосамоуправления.
Такжедепутатампредстояларабота надГражданскимкодексом Рос­сийскойФедерации, который являетсяправовой основойрыночных отноше­ний.Также существовалоеще множествозаконопроектов: законы в областисобственности, другие комплексныезаконодательныеакты, законыв об­ластивнешней политики, внешнеэкономическойдеятельности, законы о со­циальныхи трудовыхотношенияхи т.д.
11 января1994 года V ГосударственнаяДума приступилак рабо­те. Посмотрим, в каких направленияхона велась.
В целомV Госдума приняланемного законово национальномвопро­се, ощущалосьоткровенноеневниманиедепутатов кэтой проблеме, хотя РоссийскаяФедерация — государствомногонациональноеи, соответствен­но, национальныйвопрос имеетогромное значениедля нашей страны.
Госдумапроделаланемалую работув направленииправ человека.Но работа вэтой «отрасли»велась хаотически, нерегулярно.Наибольшеевнимание депутатыуделили политическимправам человека, приняв законы«О политическихпартиях», «Обобщественныхобъединениях».Принятие этихпостановленийвлияло на дальнейшеефункционированиеГосдумы кактаковой: безустановленногостатуса партииили общественногодвижения былибы невозможнывыборы в VI ГосдумыРоссийскойФедерации.
В областиличных прави прав в областикультуры многодебатов бы­лопроведено приподготовкезаконопроекта" Об альтернативнойслужбе", подготовленномКомитетом пообороне и Комитетомпо делам общественныхобъединенийи религиозныморганизациям.Законопроектбыл принятГосду­мой впервом чтении14 декабря 1994 года, но Министерствообороны былопротив егопринятия, законопроектбыл направленна доработку.24 мая 1995 года законбыл отклоненво втором чтении, за его принятиеголосо­валитолько «Яблокои „Выбор России“.В третьем чтениизаконопроектбыл повторноотклонен. Вработу Думывходит назначениеУполномоченногопо правам человекав России. Этоготак и не произошло.Думскому боль­шинствубыла неприятналичность Ковалевана этом посту, особенно послеего выступленийпо чеченскойпроблеме. Такчто на моментпрекращенияполномочийV Думы в Россиивсе еще не былоУполномоченногопо правам человека, и закона „ОбУполномоченномпо правам человека“.Также Гос­думазанималасьрассмотрениемзаконопроектов»Об авторскомправе", о правахдетей и правахграждан наинформацию, которые былиприняты и вступилив действие.
За времяработы V Госдумыбыл принят рядзаконов, касающихсяборьбы с преступностью, например, закон«О налоговойполиции», «Обоперативно-розыскнойдеятельности».Больших усилийтребоваларазработ­капроекта новогоУголовногоКодекса РФ. Онбыл принятдепутатамиле­том 1995 года, но отклоненпрезидентомпо двум причинам: во-первых, в УКне были внесеныизменения оподсудности, что делало егоприменениеневозможным, во-вторых, отсутствиенекоторых норм, которые, помнению президента, должны былитам быть. ПроектУК на третьпревышал действу­ющийтогда УголовныйКодекс РСФСР, туда были внесеныновые главы, ак­туальныедля современногообщества, например, о преступленияхв сфере компьютернойбезопасностии т.д. Можно сказать, что проект былхорошо проработан, но его принятиемдолжна былазаняться ужеVI Госдума РФ.17 мая 1995 года былпринят проектУголовно-исполнительногоКодекса РФ.
Законодательнаядеятельностьнижней палатыпарламентав области обороныбыла направленана созданиеправовых основстроительстваи функционированияВооруженныхсил и другихродов войск, их реформирова­ниеи гражданскийконтроль надними. Так какзаконы, принятыеВерхов­нымСоветом РФ в1990-1993 гг. вошли впротиворечиес новой Конститу­цией, то V Госдумепришлось исправлятьэти недостатки.Вразрез спра­вительственнымипредположениямипри принятиивсех трех бюджетов, Гос­думе удалосьдобиться некоторыхповышений (на5-10%) затрат нанацио­нальнуюоборону, модернизациюустаревшейвоенной техники.Это явилосьрезультатомкомпромиссаКомитета пообороне и Комитетапо бюджету.
В течениевсего периодаработы Думыв ней шли непрекращающиесядебаты по поводузакона «Обобороне». В этотзаконопроектбыло внесено350 поправок. Двараза этот проектпринималсяДепутатами, но дважды откланялсясначала СоветомФедерации, азатем — Президентом.С одной стороны, ряд принятыхи находившихсяв стадии разработкизаконодатель­ныхактов, а такжесложившаясяпрактика ихобсуждения, в рамках кото­ройзаметен прогрессво взаимодействииДумы с Министерствомобороны и другимисиловыми ведомствами, с другой — Думане использовалавсе име­ющиесяу нее возможностии оказаласьнеспособнойзаложить достаточныезаконодательныеосновы, которыепозволили быприступитьк строительст­вусовременныхи боеспособныхсил.
Проявляядовольно высокуюактивностьво внешнеполитическойсфере, Госдумаприняла всеголишь один федеральныйзакон, регламентирующийповедениеРоссийскогоГосударстваво взаимоотношенияхс другими стра­нами.работа над нимшла полторагода. В июле95-го он был принят; за­кон регламентируетвопросы заключения, исполненияи прекращениямежду­народныхдоговоров РФ: он вносит коррективыв соотношениефункций ис­полнительнойи законодательнойвластей РоссийскойФедерации поратифи­кациидоговоров.
Важнымплодом работыV Госдумы я считаюпринятие ГражданскогоКо­декса РФ.Важность егопринятия диктоваласьтем, что именногражданс­коезаконодательствослужит правовойосновой дляупорядочениясложив­шейсяхозяйственнойпрактики, проведенияэкономическихреформ. Без егопринятия былоневозможнодальнейшиеразвитие рыночнойэкономики.Граж­данскийКодекс состоитиз трех частей, которые принималисьпоочередно.Третья стадиянаходиласьв состоянииразработки, а первая частьпредс­тавляласобой 500-страничныйдокумент. Госдумойпервого созывабыли принятыI (в первую сессиюработы) и II (22 декабря1995 г.) части, третьючасть предстоитпринять Думеследующегосозыва.
В сфереаграрногосектора работапарламентариевпроходила втрех направлениях: регулированиеземельныхотношений(«Земельныйкодекс», закон«О плате заземлю»), развитиенормальнойбазы для различныхор­ганизационно-правовыхформ в аграрномсекторе( законы«О сельскохо­зяйственнойкооперации»,«О фермерскомхозяйстве»), формированиесис­темыгосударственногорегулированияаграрно-промышленногокомплекса(бюджет). Я думаю, что для Россиинемаловажнопринятие законовименно в аграрнойсфере, т.к. большуючасть населениясоставляеткрестьянство.
В началеработы Думыв планах комитетапо бюджетупредусматрива­ласьразработкаБанковскогоКодекса, ноэтого так и непроизошло.За­кон «О рынкеценных бумаг»был принятГосдумой, ноотклоненПрезиден­том.
В областирегулированиятрудовых отношенийработа Думыносила ли­боуточняющийхарактер, либобыла настроенана устранениепустот в действующемзаконодательстве.Законопроект«О внесенииизменений идо­полненийв КЗОТ» былпринят депутатамив первом чтении22 ноября 1995 г.
Важнойзадачей в работеГосдумы являетсяпринятие федеральногобюджета. Егоутверждениекаждый годвызывало большоеколичествораз­ногласий, сам бюджетпринималсяс опозданием, для его принятиясозда­валисьспециальныесогласительныекомиссии. кудавходили представителиГосдумы, Правительства, Совета Федерации.
За двагода работыV Госдуме пришлосьтрижды приниматьбюджет, соответственноза 1994, 1995 и 1996 гг. Первыйиз них рассматривалсясо значительнойзадержкой, апоследний былутвержден доокончания 1995года.
Несмотряна разногласиямежду фракциями, а также междуДумой и Правительством, сама технологиябюджетногопроцесса задва года приоб­релабольшую конструктивность.Порядок принятиябюджета регулировалсяне общим регламентом, а законом «Опорядке рассмотренияФедеральногоБюджета на199… год». Вместотрех чтений, здесь присутствовало4. В первом обсуждаласьобщая концепция.а в последующих- уже детальныевопросы. Противбюджета обычноголосовало«Яблоко» (всегоды), ЛДПР(1994 г.), КПРФ(1995 г.), но вовсех трех случаяхбюджет принимал­ся.
Итак, Думаприняла 335 законов, из них 240 подписаноПрезидентом,31 отклонен им,35 — Советом Федерации.Еще 45 находятсяна рассмотре­нии.По словампарламентариев, за два годабыла созданаправовая база, гарантирующаястабильностьобщества, укреплениевсех сторонего жизни. Ясчитаю, что взаконодательнойработе Думадействительносделала мно­гое.
… И КАК ОНАПРОХОДИЛА
Хочу немногорассказатьо работе Думыкак о процессе.В среднем вдень пленарныхзаседанийпарламентариямирассматривалось8 из 10 зако­нопроектов, многие из которых, как правило, принимались, причем в пер­вомчтении. Чистоевремя пленарныхзаседанийсоставляет5 часов. но напринятие иобсуждениезаконопроектовтратится всреднем всеголишь 3,7 часа. примерно половинарабочего дняуходит на перепалки, процедурныевопросы. Можноотметить такженеорганизованностьзаседаний.
Передзакрытиемкаждой сессиив Думе возникалаэпидемия«законо­дательнойстахановщины».Особенно поражает, что за три дня- 5,6 и 8 декабря95-го — был принят61 закон, их едвауспеваларассматриватьАдминистрацияПрезидента.Иногда этаспешка заканчиваласьплачевно: взаконопроектахпутались страницы, что приводилок переполоху.
Все законопроекты, даже совсемнебольшие, снабжены графой«основ­ныепонятия», чтопоказываето хорошей работеподготовителейпроектов
— комитетови комиссий.Правда. делоиногда доходитдо смешного.Нап­ример, взаконе о курортахнеобходимопояснить, чтотакое «курортфе­деральногозначения», ачто такое «курортместного значения», но иног­даобъяснялисьпонятные дажешкольнику вещи: в законе «Обохране жи­вотногомира» в основныхпонятиях объясняется, что же такоеживотный мир.Видно, что депутатыдо того старательноработают, чтопод конец перегибаютпалку.
В парламентеесть силы, которыене заинтересованыв политическойстабильности.Иные депутатыпока не привыклик систематическойкропот­ливойработе на постояннойоснове.
Что касаетсяфракций, то в«центре» поначалуоказалась ПРЕС, сле­ва — КПРФи АПР, справа- «Выбор России»,«Яблоко», РДДР.Если партиии голосовалисолидарно, тоэто объяснялосьсходным отношениемк проб­леме, а не о намереннойдоговоренности.Думские союзы- это всего лишьсовпадениепозиций приголосовании.Так как нетстабильногоцентра, большинствои меньшинствокак бы формируютсязаново. И этонемаловаж­но, т.к. получается, что результатголосованиябудет совершеннонеп­редсказуем.Например, КПРФи «Яблоко», противоположныепо взглядампартии, одинаковоголосовалипо бюджету, апартнеры — АПРи КПРФ, «Вы­борРоссии» и «Яблоко»- голосовалиразличносоответственнопо Земель­номуКодексу и побюджету-95. Этотпример наглядноиллюстрирует, что беда российскихпартий в том, что они никакне могут объединиться.
Определяющаяроль при принятиирешений принадлежалаименно фрак­циямв политическихвопросах, а взаконодательныхвопросах — комите­там, а партии выполнялироль итоговогофильтра. Словоредко предостав­лялосьнезависимымдепутатам, что, по-моему, негативновлияет на рабо­туДумы, т.к. получается, что интересыпартий ставятсяна первое место.
Пребываяв рядах своейпартии илифракции, многиедепутаты факти­ческине поддерживалиее линию. К 95-мусозрели условиядля раскола, перегруппировкисил. Таким образом,«Выбор России»потерял 17 человек, ПРЕС — половинусостава, АПР- 4, ЛДПР — 5, «Новаярегиональнаяполи­тика»вообще распаласьна части, лишькоммунистыи «Яблоко» неимели перебежчиков.
ДУМА ИПОИСКИ СОГЛАСИЯВ ОБЩЕСТВЕ
С первыхдней своейработы депутатыне оставалисьбез вниманиясредств массовойинформации.Некоторыезаседания Думытранслировались
по радио и потелевидению. Им посвящалосьнемало сюжетовв выпусках
новостей.Значит, многиелюди ждаличего-то от Думы.
Свое первое ежегодноепослание кпарламентариемпрезидентРоссии
Б. Ельцинозаглавил «ОбукрепленииРоссийскогогосударства(основные направлениявнутреннейи внешней политики)».Ельцин всяческистремился кпоиску компромиссови взаимопониманияс ФедеральнымСобранием. НоДума с самогоначала хотелапоказать своюсамостоятельность: оппозици­онныйвыпад ГосударственнойДумы противпрезидентасостоялся. Онимел ярко выраженныйполитическийхарактер. 23 февраляГосдума принялапос­тановление, объявляющееполитическуюамнистию лицам, находящимсяпод следствиемили содержащимсяпод стражейв связи с событиями19-21 ав­густа 1991года, 1 мая 1993 годаи 21 сентября — 4 октября 1993 года.Честно говоря, это решениеГосдумы в далеком1994 году было тогдадля меня шоком.Те, от кого защищалиБелый Дом вдалеком 1991-оммои роди­тели, те, которыеустроили кровавыесобытия осенью1993-го (танки иБТРы, разъезжающиепо улицам Москвы, черный от копотии немногоразру­шенныйБелый Дом, разбитыеокна в зданииСЭВ, сотрясающийсяот пушеч­ныхвыстрелов мойдом (вот чтозначит житьв центре Москвы),- все это достаточнохорошо запечатлелосьв моей памяти, и я совершенноне хоте­ла, чтобытакоеповторилосьснова), — те опятьнаходилисьна свободе. Япомню, как долгообсуждалосьв СМИ принятиеамнистии. Мол, мы голо­совализа демократию, правовое общество, а что мы получили???
Но всеже, за эти двагода люди привыкличуть спокойнеезагляды­ватьв завтрашнийдень. На улицахне было танков, беснующихсятолп, правдадушила инфляцияи горячие точки.Дума стараласьрешать многиенасущные проблемыв контакте сПравительством, Минфином, силовымиве­домствами, Генеральнойпрокуратурой, Верховнымсудом. Правда, не всег­да этополучалось.
Еще разподчеркиваю, что Б. Ельциндобивалсякомпромиссови взаи­мопониманияс Госдумой, заключениясвоеобразногодоговора огражданс­коммире и согласиимежду различнымиполитическимии социальнымисила­ми общества.В марте Ельцинвыступил синициативойподписанияосновны­миполитическимисилами этогодокумента.Реакция нановый курсправи­тельствабыла неоднозначной: с одной стороны, парламентариине выказы­валиоткрытой оппозицииправительству, а с другой, недемонстрировалии поддержкиего мероприятий.В конце апреля1994 года президенту, пра­вительствуи их сторонникамвсе же удалосьсклонить подавляющееболь­шинствополитическихи общественныхорганизацийв России к заключениюи подписаниюДоговора обобщественномсогласии. Договорзаключалсяна два года, тоесть фактическидо следующихпрезидентскихи парламент­скихвыборов.
Но позжестали накапливатьсяразногласиямежду исполнительнойвластью и нижнейпалатой парламентапо ряду вопросовгосударственногоустройстваи социальнойполитики. Летом1995 года, во времякризиса вБуденновске, депутаты выразилисвое недовериеПравительству.Несогла­сиеБ. Ельцина сэтим решением, угроза роспускапалаты накалилиобста­новкув обществе.
Президентв какой-то мерепошел навстречуотдельнымтребованиямГосдумы, снявнекоторыхсиловых министров.Таким образом, Дума смогла, не обладая нато конституционнымиполномочиями, найти способывоздейс­твияна исполнительнуювласть. На повторномголосованиивотум недове­рияПравительствубыл снят.
Это событиестало первымопытом конституционногорешения парла­ментомопасных политическихбарьеров. Властибыли вынужденыискать пу­тик согласию. Иони нашлись.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, вРоссии сложилсявполне работоспособныйдействующийпарла­мент.РоссийскаяФедерация вошлав число цивилизованныхстран мира, гдеобщественно-политическаяжизнь строитсяна принципахдемократиии парламентаризма.
Конечно, у V Госдумы былисвои недостаткии ошибки, ноглавное, чтодепутатамудалось достичьглавного, поднявшисьнад фракционнымибарьерами, онисумели осознатьобщность интересов, понять. чтооснов­ное делодепутата — недемонстрациясвоих идеологическихпредпочтений, а законотворчество.
К 1995 годупарламент былболее или менееструктурированным, в его работепоявиласьсистемность.К сожалению, Госдума таки не смогланайти оптимальныйбаланс междуисполнительнойи законодательнойвластью, хотяк 1995 году еесамостоятельностьусилилась, авлияние возросло.Страна прожилав более илименее спокойнойобстановке.Воп­росы политикирешались нена митингах, а на заседанияхпарламента.
Госдумавторого созываполучила внаследствобесценный опытрабо­ты и богатый«стартовыйкапитал».
Жаль, чтопро Госдуму1993-1996 года написанопока что неочень многолитературы.Сложно былонайти аналитическиестатьи, посвященныеее работе. Работаяс материалами, я заметила, чтоодни и те жефакты изложеныв соответствиис совершеннопротивоположнымивзглядами. Былосложно выбратьистинный вариант.Единственное, что помогало, это то, что ябыла свидетелемэтих событий, поэтому мояоценка былабесприст­растной.
17 декабря1995 года населениеРоссии вновьотправилосьна изби­рательныеучастки, а 16 январяприступилак работе нижняяпалата рос­сийскогопарламента.Что было дальше- мы все знаем, и это уже неяв­ляетсяпредметом этойработы.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. КалмыковЮ.Х. Поворотысудьбы: в двухпарламентах, одном пра­вительстве, в национальныхдвижениях.М.,1996.
2. КонституцияРоссийскойФедерации //Российскаягазета, 25 де­кабря1995 года.
3. Парламентаризмв России. ФедеральноеСобрание 1993-1995гг: V Госдума.Совет Федерации.М.,1996.
4. ПлатошкинА. Два думскихгода //РоссийскаяФедерация,1995,№24.
5. РоссийскаяФедерация.ФедеральноеСобрание. Федеральноесобра­ние первогосозыва: СоветФедерации.ГосударственнаяДума. 1993-1995. Справочник.М.,1996.
6. РыбкинИ.П. ГосударственнаяДума: Пятаяпопытка. М., 1995.
7. СогринВ. Политическаяистория современнойРоссии. М., 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.