Реферат по предмету "Иностранные языки и языкознание"


Динамика современной языковой ситуации


16

Реферат по теме:

Динамика современной языковой ситуации

План

Введение 3

1. Современная языковая ситуация 4

2. Факторы, влияющие на изменения в русском языке 5

3. Причины массовых речевых ошибок и пути повышения 13

речевой культуры говорящих

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

В настоящее время никто не сомневается, что язык как средство общения возникает и развивается только в обществе. Следовательно, язык - явление социальное. Поэтому с самого начала возникновения науки о языке лингвистов интересовала проблема связи языка и общества. В любом обществе язык выступает как средство накопления, хранения и передачи добытых этим обществом знаний. Поэтому общество и происходящие в нем социальные, экономические и культурные изменения не могут не оказывать влияния на различные уровни языка. В равной степени и язык оказывает значительное, влияние на общество. Литературно обработанная форма любого языка, стабилизация норм его употребления оказывают значительное влияние на сферу бытового общения, способствует повышению культурного уровня носителей данного языка, приводит к постепенному стиранию диалектных различий. Появляющиеся в языке новые слова и словосочетания, новые значения слов, выражающие возникшие в обществе новые понятия, в свою очередь, помогают людям глубже осознавать окружающий их мир, точнее передавать свои мысли.

Исторические события ХХ века не могли не оказать влияния на историю русского языка. Конечно, система языка за один век не изменилась - общественные события не оказывают влияния на строй языка. Изменилась речевая практика говорящих на русском языке, увеличилось число владеющих русским языком, изменился состав слов в отдельных областях словаря, изменились стилистические свойства некоторых слов и оборотов речи.

В реферате рассматривается современная языковая ситуация в России, анализируются социальные факторы, формирующие основные направления изменений в языке; делается вывод о смене коммуникативной парадигмы в российском обществе.

Задачи:

- проанализировать современную языковую ситуацию в России;

- охарактеризовать факторы, которые повлияли на развитие и изменения в языке;

- раскрыть причины речевых ошибок и рассмотреть пути повышения речевой культуры общества.

Реферат состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Современная языковая ситуация.

Исторические события ХХ века не могли не оказать влияния на историю русского языка. Конечно, система языка за один век не изменилась - общественные события не оказывают влияния на строй языка. Изменилась речевая практика говорящих на русском языке, увеличилось число владеющих русским языком, изменился состав слов в отдельных областях словаря, изменились стилистические свойства некоторых слов и оборотов речи. Эти изменения в практике пользования языком, в стилях речи вызваны крупнейшими общественными событиями времён становления и падения советского общественно-политического строя.

Советский период в истории России начался событиями октября 1917 года и закончился событиями августа 1991 года. Особенности русского языка советского времени начали складываться раньше 1917 года - в период 2 мировой войны и окончательно оформились в 20-ые годы ХХ века. Изменения в лексике и стилистике русского языка, связанные с разложением и падением советского строя начались примерно в 1987-88 годах и продолжаются по настоящее время.

Интересно отметить, что падение советского строя сопровождалось такими тенденциями в речевой практике общества, которые во многом напоминают социально-речевые изменения 20-ых годов.

Как 20-ые, так и 90-ые годы ХХ века характеризуются:

- политизацией языка;

- ярко выраженным оценочным отношением к словам;

- превращением многих слов в символы принадлежности человека к определённой общественно-политической группе;

- расшатыванием языковых норм в массовом употреблении и речи заметных общественных деятелей;

- ростом взаимного недопонимания между различными социальными группами.

Особенности языка советского времени и тенденции, вызванные изменениями в обществе после 1991 года, оказывают непосредственное влияние на современное состояние русской речи. Стернин И.А. Общественно-политические процессы в России и изменения в русском языке и общении. Воронеж, 1996. Т.2. С. 45

Поэтому разобраться в проблемах речевой культуры современного общества можно только на основе анализа особенностей русского языка советского времени. Эти особенности возникали в речи партийных руководителей и активистов, распространялись через газеты, доклады на собраниях, постановления и приказы, общение с посетителями учреждений и становились речевыми образцами для широких (в первые годы советской власти - неграмотных и малограмотных) слоёв населения. Из официального языка многие слова и обороты переходили в разговорно-бытовую речь. В обратном направлении - из просторечия и жаргонов - в язык постановлений, докладов, приказов проникали слова, характерные для низкого стиля и особенности речи неграмотных людей. Такое положение характерно для 20-ых годов, затем речевая практика изменилась в сторону укрепления литературных норм, вырос образовательный уровень руководителей и всего населения, однако сами нормы советского официально-делового и публицистического стилей вошли в противоречие с историческими культурными традициями русского языка.

После 1991 года в российском обществе произошли значительные политические и экономические изменения, которые оказали влияния на условия употребления русского языка в устной и письменной речи. Эти изменения условий использования языка отразились и на отдельных участках его лексической системы. Потеряли актуальность и вышли из активного употребления многие слова, называвшие экономические реалии советского времени, идеологическая лексика. Были вновь переименованы названия многих учреждений и должностей. В активное употребление вернулась религиозная лексика, из специальной сферы в общеупотребительную перешли многие экономические и правовые термины.

Отмена цензуры привела к появлению в прямом эфире спонтанной устной речи, демократизация - к участию в публичном общении лиц, имеющих различное образование и уровень речевой культуры.

Столь заметные перемены в речи вызвали обоснованную обеспокоенность общественности по поводу состояния русского языка современности. При этом высказываются различные мнения. Некоторые считают, что реформы в обществе привели к резкому снижению уровня речевой культуры, порче языка. Другие высказывают мнение, что развитие языка - стихийный процесс, который не нуждается в регулировании, так как язык, по их мнению, сам по себе выберет всё лучшее и отвергнет лишнее, неподходящее. К сожалению, оценки состояния языка чаще всего политизированы и чрезмерно эмоциональны. Для того чтобы разобраться, что происходит с языком, необходимо проанализировать факторы, которые повлияли на развитие и изменения в русском языке.

2. Факторы, влияющие на изменения и развитие в русском языке

?????? ???????????-???????????? ?????? ? ?????? ?????????? ??????????? ??????? ? ????????? ????????? ????????????? ?????? ??????????? ????????, ???, ???????????, ?? ????? ?? ????????? ?? ???????? ? ???????????????? ???????? ?????.

????????? ????????? ????????? ???????? ???????? ? ?????? ? ???, ??? ??????????? ??????????? ????????? ? ????? ??????? ? ??????????? ? ????????, ??????, ???????? ????????? ? ????? ? ??????? ???????? ?????? ?????????? ???????????? ?????????. ??????????? ???????? ???????? ? ?????? ????????????? ? ???????????? ????????????? ??????? ??????????? ??? ????, ????? ??????? ? ??????? ?????????? ??????? ? ????????, ??????????? ?? ??????????? ????? ???????? ???????? ??????????? ????????? ? ??????? ?????.

????????? ??????????? ?????????, ????????????? ?? ????????? ?????? ???????? ? ????????? ? ??????? ?????, ???????? ?????????.

- ??????????? ?????????? ???????? - ??? ????????, ? ??????? ??????? ???????????? ???????? ???????????? ???????.

??????? ??????? ????????????? ????? ?????? ???????? ?? ??????? ???????????, ???????????????-????????? ???????. ???????? ? ???????????? ???????????? ???????? ????????????, ?????????? ??????????? ??? ??????????????? ? ??????????? ???????????? ? ???????????? ???????????? ???? ?????? ????????. ??? ???? ???????? ???????? ??????????? ??????? ???????? ???? ? ???????????? ????????????, ? ???????? ??????????, ???? ????????? ?????????? ? ???????????? ?????. ??? ??????????? ? ??????????? ????????????? ????????, ???????? ???????????? ???? ???????, ???????????? ???????????????? ????????? ?????, ??????????? ???? ????????? ? ?????? ?????? ????, ???????????? ?????????? ? ????? ???????????? ? ?????? ??????.

- ? ?????? ???????, ??????????? ????? ???????????? ???????????? ?????????? ??????????? ?????? ???????? ? ?????? ?????????????? ?????? ????? ???????? ?????, ??? ??????? ? ??????? ?? ?????? ?????????? (??????? ? ????????????), ?? ? ? ??????? ? ????? ???????? ????????????? ? ????????. ?????????????? ????? ?????????? ?????? ?????? ???????? ???????????? ??????, ? ??? ????? ? ? ????? ?????????????, ????????, ???????????, ????????????????? ?????????.

?????? ??????? ??? ??????? ????????????? ? ??????????? ?????????? ???????? ???????? ????????? ????? ????? ??????, ?????? ?????? ??????? ????????? ??????????? ??????????????? ????????????, ?????? ???????????, ???????? ??????? ? ?????????????. ?????????? ? ????? ?????????????, ????????????? ?????????? ??????????? ?? ???????? ??????, ? ????? ??????????? ? ???????? ????? ????? ?????????? ????? ??? ?????? ????????? ????????????? ????????????? - ???????????? ??????? ????????. ? ????? ????? ??? ??????????? ? ????? ????????????? ???????, ?????????? ????????? ???? ????????? ??????? ? ????, ????? ??????????? ? ???????????? ?????????????????, ???????????? ???? ????????? ????? ????????? ? ?.?. ??????? ????? ????????, ??? ?????????????? ??????? ????? ???? ? ??????? ??????? ????????? ?????????? ????????? ? ???????? ???????????? ????? ??????????? ???????? ???? ??????????? ??????? ??? ?????????????? ??????? ????????? ???????: ??????? ? ????. ??????? («?????, ??? ??????, ?? ?? ????? ??? ???? ??????») ??????????? ? ????? («?????, ??? ??????»). ? ???? ????? ?????????? ??????? ??????????? ? ????????? ??? ????? ????????????? ????????????? ???? ? ?????? ?????? ?????? ????????, ??? ?????????? ??? ??????? ??????????. ? ??????? ??? ????? ? ???????? ???????? ????, ????????????? ?????? ???????? ???????, ??????????? ???????? ? ???????????? ? ??????? ? ?????????. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) / Под ред. Е.А.Земской. М., 1996. С. 87

?????? ???????? ????????? ??????? ?????????, ??? ?????? ????????????? ?????? ? ???????????? ???????? ? ???? ???????????, ?????? ???? ?????? ? ?????? ??? ????? ?? ?????????? ? ????????? ?? ?????? ????????????.

- ??????? ????? ????? ???????? ???????? ???????????? ??????????? ? ??????????? ?????????? ????????. ?????????? ???????, ???????? ???????????? ?????????, ?????????? ??????? ????? ? ??????????, ????????????? ??????? ???????? ??????????, ???????????? ???????? ?????????, ????? ? ???????????? ? ??????, ?????????? ??????? ????? ?? ????? ? ???????????, ??????????? ????? ??????????? ??????? ? ??????? ? ?????????? ?????? - ??????????? ??????? ??????????? ??????.

? ???????? ????? ??? ???????? ? ????????????? ?????????? ???????? ??????? ???????, ?????????? ????????? ?????????? ?????? ????????????? ????? ?????, ????????????????? ??????? ???????????????? ?????? ????, ??????????? ???????? ?????? ????? ????????????? ?????, ?????????? ??????? ?????? ? ??????????? ????.

?????? ???????? ????? ? ??????? ?????, ??????? ?????? ????????? ????. ?????????? ????????????? ???????, ?????????? ???????????? ???????????? ?????????? ????? ????????. ????? ?????????? ???????? ??? ?????? ????????????, ??? ?????????? ????? ????????????????, ??????????? ? ?????????????. ? ?????? 1995 ?. ? ????? ??? ? ??? ?????? ??? ???????? - ?????? ???????, ???????????? ? ??????????.

????????? ??????????? ? ?????????? ???????????? - ??? ???? ?????????? ????? ???????????, ?????????????, ???????????. ??????????? ????? ??????????? ?????????????? ???????, ???????????? ???????? ?????? ??????. ???, ??????, ???????? ? ???????? ?????? ???????? ?????? ?????????????? ????? - ??? ???, ??? ??????????? ?? ???????? ?????????, ???????? ?????????, ??????????.

? ???????? ??????? ????? ??????????? ?????????? ?????? ????? ? ??????????. ?????????? ??????? ? ?????????? ???????? ? ?????????? ?????????? ?????? ????? ?? ???? ?????????? ?????????? (????, ??? ?????????? ????????????, ?????? ????? ?????, ???????? ???????????? ?????????????, ??????????? ????????? ????? ?????, ?????????? ??? ??????? ??? ???? ????????). ?????? ? ???, ??????????? ????? ?????????????? ?????????, ??? ??????????? ? ????????? ???????????? ?????????? ????????? ?????????? ????????????? ???????????, ??????????? ?????????? ??????????, ???????????? ??? ???????????? ??????????? ????????.

- ?????? ???????????? ??????? ??????? ? ? ???????????? ???????? ???????, ???, ? ???? ???????, ??????? ? ????????????? ? ??????, ?? ?????? ???????????, ?? ?????, ? ???? ? ?????????? ???????? ?????? ?????????, ?????????, ?????????? ? ???? ??????????? ???????. ??? ??????? ????? ?? ????????? ? ???????? ???????? ??????? ??????? ????? («??????, ??? ??????») ? ???????? ??????? ???? («??????, ??? ??????»), ???, ??????????, ?? ???? ? ?? ??. ???????? ????????, ???????????? ? ????????? ????? ? ???????????? ???????? ?????? ????????? ?????, ???????? ? ???????? ? ????????????? ????????????? ????????? ? ?????? ?????, ? ?????? ????? - ? ????? ???????? ???? ? ???????? ???????.

??????????? ??????????? ? ???????? ????? ??????? ???????? ??????????? ? ??????????? ????, ?????? ? ????? ???????????? ????? ? ?????????, ????? ??????? ???????? ?? ???????????????, ??????????? ??????????????? ?????????? ????????? ????? ????????? ???? «??????? ?????????» ?????? ?? ?????? ? ??????????? ???????. ????????????? ???? ?????, ????????? ??? ???? ????????? ???????????????? ?????????? ? ?????? ???????? ???????. ??????? ??????????? ??????????? ????????????? ????????? ?? «??» ? ?????????? ?????, ???????? ? ??????? ???????, ??????????? ????????? ? ???????????? ? ????? ?????? ?? «??????????» ???????? ???????, ??? ?????????? ? ??????????? ???????. «??????? ????» ??????? ??????????? ??????? ???????????? ????, ?????????????? ? ??????? ??????????????? ????????? - ???, ????? ???????? ??????????? ???? ?????, ????????????????? ???????, ?????????????? ? ??.

???????? ??????????? ???????????? ?????? ?????? ? ??????????? ???????, ? ???????????? ?????????? ????? ??????????? ?????????? ? ???????? ???????, ? ??? ?????????? ???????? ?????????????, ??? ?? ????? ?? ???????? ????????????. ????? ????? ???????? ???? ? ????? ???????? ?????????? ??????? ??????, ????? ? ???????????. ? ?????? ????? ??????????? ?????????????? ??????? ??????, ?????? ?????????? ?? ???? ???????? ????. ??????? ?????? ??????????? ????????? ? ????? ? ???????? ????? ???????? ? ?????????? ?????????, ???????????? ????? ????, ?????????? ????????????? ??????????? ? ?????????? ??????????????? ??????? ?? ????????, ? ????? ??????? ? ????????????? ????????????? ???????, ??????????? ??????? ???????? ? ???????, ???????????? ??????? ??????? ??????????? ????????. ??????? ???????? ???? ???? ?? ???? ?????????? ? ?????????? ???????. ????? ???????, ????????? ???????? ???????????????? ?????? ?? ??????????? ???? ???????? ???? ? ??????????? ?????????? ????????, ???????? ???????????? ? ????? ???????? ? ??????????? ??????? ????????.

???????? ? ???????? ??????????????? ? ??????????????? ??????????????. ????????? ??????? ???? ???????? ? ???????? ??????????? ????????, ????????? ?????? ??? ??????????? ??????? ??????????????????? ???????? ???????, ????????? ??? ? ???????????, ??? ? ? ????????????????? ?????????; ????????? ????????? ?????? ? ???????????? ??????? ? ??????? ?????????? ???????, ?????????????? ??????????? ? ??????????????? ?????? ???????? ?????. ???????????? ????? ? ???????????? ??????? ???????? ???????, ? ??????????? ?????, ???????? ? ????????? ??????? ? ????? ?????????, ??? ??????? ? ????????? ?????????? ??????, ??? ??????? ????????? ??????? ????????.

- ???????????? ????????? ? ????????, ?????????????? ???????????-???????????? ????? ? ??????, ???????? ???????????? ?????? ?????? ? ????????? ?????????? ?? ??????? ? ?????? ?????? ????????? ??????? - ??????? ??????????? ?????????? ? ??????. ??? ???????? ? ????????????? ??????????, ?????????? ? ??????????? ??????????? ????????????? ????



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.