Реферат по предмету "Исторические личности"


Вопросы периодизации бронзового века Западной Сибири в 1960 - Середине 1970-х гг в отечественной

Вопросы периодизации бронзового века Западной Сибири в 1960 — Середине 1970-х гг. в отечественной литературе
В.А. Эрлих, ГПНТБ СО РАН
В рассматриваемый период резко возросли масштабы археологических исследований. Систематическому обследованию подверглись многие территории региона: Томское, Нарымское и Сургутское Приобье, Барабинская лесостепь, Северный Кузбасс, таежное Прииртышье. Однако северные районы Западной Сибири продолжали оставаться практически неизученными. Были выделены новые культуры: еловская, самуськая, молчановская, боборыкинсакя, липчинская и т.д. Большое внимание было уделено изучению памятников переходного времени от неолита к бронзовому веку и от бронзового века к раннему железному.
Уменьшился удельный вес исследований, проводимых краеведческими музеями (при общем увеличении их в количественном отношении); большую роль начинают играть академические учреждения, в частности, Отдел археологии и этнографии ИИФиФ СО АН СССР ( ныне Институт археологии и этнографии СО РАН). Более активно участвуют в исследованиях специалисты из вузовских центров. Особенно в 1970-е годы увеличивается количество исследователей.
Данный период характеризуется регулярным проведением конференций, посвященных бронзовому веку Западной Сибири. С 1961 по 1976 гг. было опубликовано около тысячи работ, из них в первой половине 1960 г. — 220 [88, с. 6], а с 1966 до 1976 гг. — около 800 работ. Появились также работы по истории археологического изучения региона.
Частично вопросы изучения бронзового века Западной Сибири в 1960-е — середине 1970-х гг. освещались нами в ряде публикаций [84, c. 106-111; 85, c. 125-133; 86, c. 23-26; 88; 89, c.3-5]. Мы остановимся на вопросах изучения периодизации культур. Обзор литературы по этим вопросам частично дан нами в работах [87, c. 3-7; 88].
Период 1960 — середины 1970-х гг. по праву можно назвать временем коренных изменений. Большой масштаб исследований позволил на новом уровне решать вопросы периодизации культур и хронологии памятников. Наряду с их массовой передатировкой, корреляцией, все больше акцентируется внимание на вопросах хронологии культур и их этапов. Были созданы обобщающие хронологические схемы для многих культур бронзового века по ряду районов в Западной Сибири. Наша цель — дать сводку периодизациии культур бронзового века Западной Сибири, отраженную в работах исследователей 1960-х — середины 1970-х годов.
Датировка крупных исторических периодов. В начале 1960-х годов Н.П. Кипарисова выделила для бронзового века Зауралья два района: северный — развитие анниноостровской культуры и южный — развитие дмитриевской культуры (обе датировались II — началом I тыс. до н.э.) [10, с. 22]. В дмитриевской культуре было выделено два периода: 1. Самостоятельное развитие местного населения (до XIV — XIII вв.до н.э. — энеолит и раннебронзовое время); 2. Период, связанный с продвижением к северу степных андроновских групп (с XIV в. до н.э.) [10, с. 9, 23]. В.М. Раушенбах продолжала относить горбуновскую культуру к эпохе неолита и бронзы. Она определяла эпоху неолита временем раннего этапа горбуновской культуры — концом III началом II тыс. до н.э.[56, с. ] 55, 59]. Вновь открытые памятники были соотнесены с тремя этапами развития горбуновской культуры: ранним, средним и поздним [56, с. 60, 63-64, 66].
В.И. Мошинская для культур эпохи бронзы лесных районов Зауралья, нижнего Прииртышья и Нижнего Приобья выделила три группы посуды, а на основе этого и три периода. Для установления хронологии первого периода, по мнению автора, большое значение имеют материалы стоянки Сосновый остров; второго — стоянки на острове Макуша и Сузгун II; третьего — стоянки Шайдуриха [49, с. 149-150].
Двучленная периодизация предлагалась для бронзового века Томско-Нарымского Приобья В.И. Матющенко [40, с. 3] и для Зауралья — В.С. Стоколосом проблемам древней истории Западной Сибири (Томск, 1969) к ранней бронзе было принято относить памятники логиновского и кротовского типа, самусьскую, афанасьевскую и окуневскую культуры. Для обозначения памятников андроновского времени в Томско-Нарымском Приобье был принят термин «томские». К эпохе поздней бронзы были отнесены андроновская карасукская культуры, памятники черноозерского, розановского и большеложского типов, еловской, ирменской, молчановской и сузгунской культур [43, с. 196].
М.Ф. Косарев разделил бронзовый век Томско-Нарымского Приобья хронологически на четыре историко-хронологических этапа: 1. Эпоха раннего металла (конец III — сер. II тыс. до н.э.); 2. Развитый бронзовый век (2-я и 3-я четверти II тыс. до н.э.); 3. Эпоха поздней бронзы (еловское время); 4. Переходное время от бронзового века к железному [22, с. 20]. Разрабатывая вопросы периодизации для культур лесостепной и предтаежной полосы Зауралья и Западной Сибири, автор за основу выделения взял культурно-исторические пласты. Было выделено четыре таких периода с этапами и группами в каждом: 1. Переходное время от неолита к бронзовому веку (энеолит и эпоха ранней бронзы); 2. Развитый бронзовый век (самусьско-сейминская и андроновская эпохи); 3. Эпоха поздней бронзы (ирменско-замараевский пласт); 4. Переходное время от бронзового века к железному (памятники гамаюнско-молчановского круга) [22, с. 10, 13, 19, 23, 27, 32].
При изучении культур Минусинской котловины накопленные материалы позволили Г.А. Максименкову выделить два крупных периода: 1. Афанасьевская, окуневская и андроновская культуры, которые, по мнению автора, последовательно вытесняют одна другую; 2. Конец андроновского — тагарское время, когда наблюдается генетическая связь между культурами [30, с. 38-39; 31, с. 48-49, 58].
В 1960-е годы казахские археологи для эпохи бронзы Ментрального Казахстана (XVIII — VIII вв. до н.э.) предложили пять этапов [33, с. 163], а для Восточного Казахстана С.С. Черниковым была разработана четырехчленная периодизация (XVIII — VIII вв до н.э.) [77, с. 104].
Периодизация культур эпохи ранней бронзы. Говоря о переходном времени от неолита к бронзовому веку, следует заметить, что единой точки зрения в названии этой эпохи у исследователей не было. Энеолит иногда понимался как эпоха ранней бронзы, эпоха раннего маталла, раннебронзовое время, медный век [18, с. 29-30; 24, с. 4-5; 11, с. 108]. Это связано с тем, что грань перехода от каменного к бронзовому веку прослеживалась иногда с трудом и не всегда могла быть четко определена. Л.Я. Крижевская отмечала, что для разных районов Южного Зауралья в это время характерны различные варианты культур, выделив для собственного Южного Зауралья памятники касыкульского типа и для Западносибирской равнины — памятники боборыкинского типа [24, с. 5]. Г.Н. Матюшин выделяет в Южном Зауралье памятники суртандинского и касыкульского типов, датируя вслед за К.В. Сальниковым Касыкульскую стоянку рубежом III — II тыс. до н.э. [36, с. ] 122; 63, с. 26].
Однако проблема хронологии культур оставалась еще окончательно нерешенной. В вопросах абсолютной датировки существовали различные точки зрения: памятники касыкульского типа — рубеж III — II — первая пол. II тыс. до н.э. (Л.Я. Крижевская), суртандинского — рубеж III — II — — нач. II тыс. до н.э. (Г.Н. Матюшин), боборыкинская культура последние века III — нач. II тыс. до н.э. (Л.Я. Крижевская); липчинская культура — первая пол. II тыс. до н.э. (К.В. Сальников), последние века — III — нач II тыс. до н.э. (Л.Я. Крижевская, М.Ф. Косарев) [22, с. 12; 21, с. 6,9; 23, с. ] 177-178; 24, с. 3-5, 49, 91-92, 104. 118, 120-121; 36, с. 122-125; 63, с. 22, 26]. Шапкульский тип памятников датировался концом IV — нач. III тыс. до н.э. [36, с. 123], а также как и липчинские памятники — второй половины III тыс. до н.э. [13, с. 245-246]. В.Ф. Старков склонен датировать эпоху энеолита в лесном Зауралье второй пол. III тыс. до н. э., а аятский этап первыми веками II тыс. до н.э. [69, с. 11; 70, с. 93]. Немного шире, до XVII — XVI вв. до н.э., этот этап датировали М.Ф. Косарев [22, с. 12], Р.Д. Голдина и Л.Я. Крижевская — примерно первой пол. II тыс. до н.э. 121].
В Тюменском Притоболье памятники байрыкского типа, вслед за В.Н. Чернецовым и О.Н. Бадером, М.Ф. Косарев датирует переходным временем от неолита к эпохе раннего металла — второй пол. III тыс. до н.э. [22, с. 12]. В лесостепной Барабе и Верхнем Приобье ирбинский тип памятников датируется концом III — нач. II тыс. до н.э., а эпоха раннего металла в лесостепной Барабе определяется началом II тыс. до н.э. [48, с. 10, 36-38, 42-43, 48-54, 60-61]. В Томско- Нарымском Приобье памятники новокусковского типа датируются последними веками III — нач. II — тыс. до н.э. [22, с. 12], игрековский этап — первой третью II тыс. до н.э. этап — первой четвертью II тыс. до н.э. [11, с. 6-7, 17-18]. На севере, на полуострове Ямал, к ранней бронзе был отнесен Йоркутинский комплекс, датированный первой пол. II тыс. до н.э. [14, с. 82-83].
На территории юга Западной Сибири к энеолиту была отнесена афанасьевская культура, которую датировали III — нач. II тыс. до н.э. [8, с. 235] или второй пол. III тыс. до н.э. 5, с. 159]. Один из ее этапов был датирован XXIV — XX вв. до н.э. [30, с. 22].
Периодизация культур эпохи развитой бронзы. Самусьско-сейминская эпоха. В начале 1960-х годов К.В. Сальников выделил в лесном Зауралье керамику коптяковского типа, датировав ее доандроновским временем (конец первой пол. II тыс. до н.э. ) [64, с. 10]. В дальнейшем М.Ф. Косарев определил датировку коптяковского этапа XVI — XII вв. до н.э. [22, с. 18].
В первой пол. 1960-х годов Г.А. Максименковым была выделена окуневская культура (как этап она была выделена еще в конце 1940-х годов М.Н. Комаровой), синхронная, по мнению автора, глазковской. Он считал, что окуневская культура существовала позже афанасьевской — раньше андроновской. Время ее существования автор определял различно. Первоначально — началом II тыс. до н.э., а затем — XXI — XVII вв. до н.э. [29, с. 243; 30, с. 15, 22-23].
М.Ф. Косарев отмечал, что около второй трети II тыс. до н.э. культуры самусьско-сейминского круга занимали обширные лесостепные и южнотаежные пространства между Ишимом и Енисеем. Считая кротовскую культуру в Барабе синхронной окуневской и самусьской, В.И. Молодин датирует ее XVIII — XVII — XIII — XII вв. до н.э. Такой же верхней даты придерживается М.Ф. Косарев [20, с. 8; 22, с. 18; 47, с. 21; 48, с. 67-68]. Таким образом, верхняя дата памятников самусьско-сейминской эпохи определяется авторами единогласно не позднее XIII — XII вв. до н.э.
В начале 1960-х годов В.И. Матющенко выделил томскую культуру, подразделив ее на два этапа: самусьский и томский, а М.Ф. Косарев выделиил ранний этап в отдельную самусьскую культуру, что (как видно по работам) в дальнейшем не отвергал в принципе и В.И. Матющенко. В.И. Матющенко и Г.А. Максименков считали, что самусьская культура относится к эпохе ранней бронзы. Томскую же культуру В.И. Матющенко датировал следующим образом: 1. Самусьский этап — XVI — XIV вв. до н.э.; 2. Томский этап — XIV — XII вв. до н.э. Непосредственно самусьскую культуру он датировал в то же время XVIII — XVII — XII вв. до н.э., с теми же этапами, а в одной из работ доводил существование культуры до XI в. до н.э. Томский могильник он датирует XII — XI вв. до н.э. [21, с. 5-6; 30, с. 21; 41, с. 59, 103-104, 120-121; 39, с. 97; 38, с.146; 37, с. 292; 44, с. 49]. В.А. Посредников отмечает, что время существования самусьской и окуневской культур совпадает [52 c. ] 102; 53, с. 217; 51, с. 170], а Ю.Ф. Кирюшин доводит время существования самусьской культуры до XIV — XIII вв. до н.э. [11 с. 7]. В Васюганье к самусьской культуре он относит вторую половину тух-эмторского этапа (третья четверть II тыс. до н.э.) [11 с. 7]. В Новосибирском Приобье, в Барабе, верхняя граница самусьских памятников определяется В.И. Молодиным XIII в. до н.э., а говоря о нижней границе, он ссылается на данные других исследователей [47 с.24; 48, с. 76-77].
Одновременно встала проблема хронологии не только самусьско-сейминских, но и турбинско-сейминских бронз. Развитие бронзолитейного производства В.В. Матющенко датирует второй половиной II тыс. до н.э. [47 с. 5, 87-88]. По мнениию М.Ф. Косарева, наиболее перспективным является сопоставление памятников самусьской общности с турбинско-сейминскими и могильниками Волго-Камья, которые синхронны. Датировку В.А. Сафронова (середина XIV — рубеж XIII — XII вв. до н.э.) [68 с. 17-18 ] он отвергает, так как здесь не совсем верная методика выбора датирующих вещей и аналогий (аньянские, карксукские бронзы). Ссылаясь на то, что многие из западносибирских археологов (В.С. Стоколос, Г.Б. Зданович, В.И. Молодин) считают начало существования здесь андроновских памятников в XIII в. до н.э., он определяет время существования памятников самусьской общности XVI — XIV или XV — XIII вв. до н.э.[20 с. 91-92; ] 22, с. 18; 19, с. 129].
Андроновская эпоха. В конце первой половины II тыс. до н.э. на территории Южного Зауралья появились абашевцы. Давая периодизацию их памятников, К.В. Сальников выделил три этапа: ранний (конец первой половины II тыс. до н.э.); средний — XV — XIV вв. до н.э. и поздний — XIV — XIII вв. до н.э. [66 с. 16; 67, с. 109]. Хронологические пределы существования самих абашевских древностей были ограничены А.Д. Пряхиным серединой — 3-й четвертью II тыс. до н.э. [55 с. 38].
Проблема хронологии непосредственно андроновской культурно-исторической общности постоянно приковывала к себе внимание исследователей. Единой точки зрения здесь не существовало. Например, С.В. Киселев относил андроновскую культуру к раннему бронзовому веку [12 с. 146].
Для Зауралья в андроновской культуре К.В. Сальников продолжал выделять три этапа: федоровский, алакульский, замараевский. В то же время на керамическом материале автор высказал мысль о существовании двух культур: федоровской и алакульской. На основании стратиграфической корреляции памятников абашевской, срубной и андроновской культур, а также среднеазиатских аналогий он пересмотрел датировку алакульского этапа, отнеся его к XV — XII вв. до н.э. [67 с. 285-286, 289, 309- 311, 315-316, 322], а время существованиия всей андроновской культуры Южного Урала и Зауралья определил так: 1. Федоровский этап — XVIII — XVI вв. до н.э.; 2. Алакульский этап — XV — XII вв. до н.э.; 3. Замараевский этап — XII — начало XIII вв. до н.э. [67 ] с.325]. Можно отметить, что окончательной уверенности в датировке алакульского этапа у К.В. Сальникова все же не сложилось, так как автор не мог окончательно решить для себя: этап это или отдельная культура.
Э.А. Федорова-Давыдова считает, что раннеалакульские памятники Приуралья могут быть древнее федоровских в Зауралье или одновременны им. Начало алакульского этапа она относит в XVI в. до н.э. Автор отрицает генетическую связь между федоровским и алакульским этапами андроновской культуры и фактически приходит к мысли о том, что это не два этапа, а две культуры [74 ] с. 90-92; 75, с. 133-134, 150, 152].
К заслугам Е.Е. Кузьминой в решении этого вопроса следует отнести выделение двух направлений в работах исследователей: 1. Федоровский и алакульский этапы андроновской культуры (К.В. Сальников и его сторонники); 2. Федоровская и алакульская культуры (В.Н. Чернецов, Э.А. Федорова-Давыдова, В.С. Стоколос) [25 с. 125, 132; 26, с. ] 153-154, 164; 27, с. 220-221].
С обогащением источниковой базы по Зауралью и Западной Сибири выявилось, что новый материал противоречит старой схеме. Все это привело к необходимости отказаться от концепции К.В. Сальникова и приступить к разработке новой периодизации. В.С. Стоколос вместо трех этапов выделяет отдельные культуры, которые разграничивает территориально: 1. Алакульская в Зауралье, Оренбуржье и на большей части Казахстана; 2. Замараевская или черкаскульская — в основном в лесных районах Зауралья. Кроме того, для бронзового века Зауралья было выделено два хронологических этапа: алакульский и замараевский, на котором появляется андроновское (федоровское) население [71 с. 4-5]. В то же время термин «замараевский» он предлагает использовать для обозначения памятников позднего бронзового века Зауралья, считая, что замараевский этап был одним из этапов алакульской культуры и является синхронным черкаскульской культуре [71 с. 5, 85-86, 91-92, 96].
Андроновские памятники Обь-Чулымского междуречья датировались последней третью II тыс. до н.э., а распространение андроновцев в Сибири — концом федоровского — началом алакульского этапа — XVI — XIV вв. до н.э. [34 с. 180; 35, с. 261]. В.И. Матющенко отмечает, что андроновцы на Верхней Оби появились позже самусьцев, возможно, в XIV в. до н.э. [41 с. 124-125; ] 49, с. 42]. Проникновение их в районы Томского Приобья он относит к XII — XI вв до н.э. [42 с. 5, 59; ] 43, с. 49], а В.А. Посредников — к XIV — XIII вв. до н.э. [51 с. 170; 53, с. 218]. --PAGE_BREAK--
Андроновское время на Енисее предварительно датировалось Г.А. Максименковым XVIII — XVI — концом XIV вв. до н.э. [32 с. 107-108]. Примерно этой же датой (XIV — XIII вв. до н.э.) датирует окончание существования культуры С.А. Рахимов [57 с. 9].
Для восточного Казахстана эпохи бронзы С.С. Черников выделил четыре периода: 1. Усть-буконьский (XVIII — XVII вв. до н.э.); 2. Канайский (XVI — XIV вв. до н.э.); 3. Мало-Красноярский (XIII — XI вв. до н.э.); 4. Трушниковский (X — IX вв. до н.э.). В то же время он датировал эпоху бронзы региона XVIII — XVII — VIII — VII вв. до н.э., отмечая, что окончание андроновской культуры совпало с переходом ее в культуру ранних кочевников. Непосредственно к андроновской культуре отнесены этапы второй-четвертый [77 с. 93-94; 78, с. 30-32, 34-35, 39-40].
Северные варианты андроновской культурно-исторической общности. Точки зрения о том, что андроновская культура представляет собой культурно-историческую общность, придерживается ряд исследователей. Для территории Зауралья и Западной Сибири выделено три северных варианта: нижнетобольский, верхнеобской, черноозерско-томский [22 с. 22]. Начальную дату сложения указанных вариантов исследователи определяют XIII в. до н.э., хронологически обычно их относят к эпохе поздней бронзы и не указывают их верхнюю дату существования [3 с. 32; ] 22, с. 22; 40, с. 5, 52; 42, с. 42].
Андроноидные культуры. К ним относят черкаскульскую, коптяковскую, памятники Таежного Прииртышья (сузгунскую) и еловскую культуры.
Черкаскульская культура. К.В. Сальников выделял две группы памятников, из которых первая группа охватывала районы северной лесостепи и прилегающую полосу лесных массивов Зауралья. По керамическому материалу он выделил три этапа: черкаскульский, межовский и березовский, считая их генетически связанными. Черкаскульский этап, по его мнению, был синхронен федоровскому и начинался в первой половине II тыс. до н.э. Межовский этап датировался им последней четвертью (концом) II тыс. до н.э., а березовский — началом I тыс. до н.э. [64 с. 20; 65, ] с. 78-79; 67, с. 371]. В.С. Стоколос удревнил и конкретизировал возникновение черкаскульской культуры до XVIII в. до н.э. По его мнению, она совпадает с замараевским этапом алакульской культуры. Выделение этапов культуры, по мнению автора, преждевременно, так как все известные памятники хронологически тесно смыкаются друг с другом. Верхнюю границу культуры автор вслед за К.В. Сальниковым относит к V в. до н.э. [71 с. 91-92, 96, 101, 105-106]. По мнению М.Ф. Косарева, наиболее приемлемой датой существования культуры являются XIII -X вв до н.э. Автор считает, что в лесном Зауралье черкаскульской культуре предшествовала другая андроноидная культура — коптяковская, существовавшая в XV — XIV вв. до н.э. [76 с. 50-51, 58].
Сузгунская культура. В.И. Матющенко датировал культуру «более поздним временем, чем самусьская» [42 с. 121]. По мнению М.Ф. Косарева, приход андроновского населения в указанные районы датируется XIII в. до н.э. В то же время автор считает, что сузгунская и еловская культуры сложились позже черкаскульской. Сузгунская культура, по его мнению, прекратила свое существование в IX в. до н.э. [22 с. 22, 26]. Судя по всему, культуру можно датировал XII — IX вв. до н.э.
Еловская культура. В.И. Матющенко считал, что в Томско-Нарымском Приобье существовала еловско-ирменская культура, прошедшая в своем развитии два этапа: еловский и ирменский. Первоначально он датировал еловскую культуру (этап) XI — VIII вв. до н.э. Затем начало сложения культуры им было соотнесено к XII в. до н.э., а позже — VIII — VII вв. до н.э. В то же время в ряде работ существование культуры (этапа) определялось XII — XI — X — IX вв. до н.э. [41 с. 6; 42, с. 9, ] 42; 39, с. 97-98; 38, с. 147-148; 44, с. 49].
М.Ф. Косарев в одной из своих работ датировал культуру в Среднем Обь-Иртышье XII — X вв. до н.э., отнеся к этому времени памятники Еловско-Десятовского типа. На основании известных трех групп керамики он выделил три этапа в развитии культуры. Другим критерием для хронологии культуры у автора служат сейминские кельты, вислообушные топоры и псалии (правда, кельты датируются более широко — XII — VIII вв. до н.э.). Таким образом, М.Ф. Косарев датировал еловскую культуру в Томско-Нарымском Приобье XII — X вв. до н.э. Позднее он отмечает, что конечная грань существования еловской культуры синхронна раннему этапу ирменской культуры в лесостепном Обь-Иртышье и относится к IX в. до н.э. [22 с. 26; 15, с. 37; 18, с. 27; 19, с. 126; 17, с. 171-173; 20, с.] 20, 89, 96, 99, 104, 111, 117-119].
Ряд авторов определяют время существования еловской культуры X-VIII вв. до н.э. [3 с. ] 47; 54, с. 235; 59, с. 99]. Н.Л. Членова доводит время существования еловской культуры до VIII — VII вв. до н.э. [81 с. 139]. Т.Н. Троицкая считает, что культура поздней бронзы не могла сложиться в VIII в. до н.э. Она отмечает в Новосибирском Приобье одновременность существования еловской и ирменской керамики. Позднее автор признала, что еловская культура на территории Новосибирского Приобья предшествовала ирменской [73 c, 42-43]. В Васюганье к этому времени можно отнести заключительный период третьего, Тухсигатского этапа (последняя четверть II тыс. до н.э.) [11 с. ] 18-19].
Эпоха поздней бронзы. В Зауралье К.В. Сальников по аналогии с хвалынским этапом срубной культуры в Поволжье определил время существования замараевского этапа XII — VIII вв. до н.э. Была также конкретизирована датировка березовского этапа: X — VI — V вв. до н.э. [67 с. ] 323-325, 348, 350, 354]. Согласно новым данным, федоровские комплексы в Зауралье, Западной Сибири и Северном Казахстане стали датироваться последней четвертью II тыс. до н.э. Поэтому М.Ф. Косарев датировал межовско-замараевские памятники X — VIII или IX — VIII вв. до н.э. [22, с. 31].
К эпохе поздней бронзы исследователи относят карасукскую культуру. Зиеп Динь Хоа выделил здесь два этапа: карасукский и каменноложский. Карасукскую культуру в Минусинской котловине он датировал XIII — VIII вв. до н.э., карасукский этап — XIII — XI вв. до н.э., каменноложский — X — VIII вв. до н.э. [7 с. 6, 14, 17-18].
Считая, что понятие «карасукская культура» объединяет в себе ряд культур, Н.Л. Членова датировала их возникновение на юге XIV — XII вв. до н.э., а в лесостепи — VIII — VI вв. до н.э. Для северных культур отмечено значительное андроновское влияние. Карасукскую культуру Минусинской котловины автор подразделяет на собственно карасукскую (XIV — XIII — VII — VI вв. до н.э.) и лугавскую, которую датирует тем же временем. Последняя, по ее мнению, включает в себя группы памятников, в том числе и переходные к карасук-тагарским, датирующимся VII — VI вв. до н.э. [79 с. 273; 80, с. 144-145; 82, с. 61-64, 117 и др.]. Э.А. Новгородова считает начальной датой существования культуры XIII в. до н.э. [50 с. 25-26].
Г.А. Максименков четкую датировку культуры не давал. Нижнюю границу, судя по всему, он датировал концом II тыс. до н.э. [28 с. 7]. В дальнейшем он присоединился к точке зрения о том, что карасукская культура прошла в своем развитии два этапа, не давая конкретно их датировок [31 с. ] 48, 52, 54]. В начале 60-х годов он относил к эпохе поздней бронзы тагарскую культуру, выделяя в ней два этапа, первый из которых, по его мнению, был синхронен переходному периоду от карасукской культуры к тагарской и датировался VIII — V вв. до н.э. [28 с. 15]. По мнению Л.П. Зяблина, время бытования карасукской культуры в Минусинской котловине нельзя считать длительным. Могильник Малые Копены-3 (VIII в. до н.э.) он отнес к заключительному этапу культуры [9 с. 6, 26, 37].
В Васюганье к периоду поздней бронзы Ю.Ф. Кирюшин отнес шестую и седьмую группы посуды, датируя их соответственно концом II — нач. I тыс. до н.э. и нач. I тыс. до н.э. К эпохе поздней бронзы, видимо, следует относить четвертый, позднееловский этап (начало I тыс. до н.э.) [11 с. 8-9, ] 18-20]. К этой же эпохе исследователи относят розановский, черноозерский и большеложский этапы [3 с. 32]. Хронологические рамки памятников розановского типа в лесостепном Прииртышье М.Ф. Косарев определяет IX — VIII вв. до н.э., считая их вариантом ирменской культуры [22 с. 31-32].
В.И. Матющенко время существования памятников ирменского этапа доводит до VIII — VII вв. до н.э., считая, что памятники этого этапа хронологически смыкаются с памятниками большереченской и тагарской культур [44 с. 40, 75, 77; 45, с. 49; 46, с. 222]. Н.Л. Членов датирует ирменскую культуру VIII — VII вв. до н.э., а на Алтае доводит время ее существования до VI в. до н.э. [81], т.е., видимо, здесь культура просуществовала дольше, чем на других территориях Западной Сибири. Осиникинский и Титовский могильники датировались X — VIII вв. до н.э. [59 с. 98-99; 60, ] с. 241]. В лесостепном Приобье М.Ф. Косарев и В.А. Посредников определили время существования ирменской культуры X — VIII вв. до н.э. [20 с. 17; 22, с. 30-31; 18, с. 30-31; 17, с. 169, 171, 174; 51, с. ] 171].
Переходное время от позднего бронзового века к железному. В Южном Зауралье в это время формируется гамаюнская (каменогорская) культура. Время ее возникновения Е.М. Берс относила во второй половине II тыс. до н.э., а отдельные памятники существовали до VI — IV вв. до н.э. [1, с. 79, 84]. Появление крестовой керамики в лесном Зауралье Н.П. Кипарисова датировала VIII — IV вв. до н.э. [10 с. 24]. Керамику каменногорского типа К.В. Сальников датировал началом I тыс. до н.э. и VIII — VI вв. до н.э. [61 с. 46; 62, с. 26], а Л.Я. Крижевская гамаюнскую и иткульскую культуры относила к концу эпохи бронзы — началу железа (конец II — нач. I тыс. до н.э.) [24 с. 125].
М.Ф. Косарев выделил для этой эпохи культурно-исторический хронологический пласт, отнеся сюда памятники гамаюнско-молчановского круга (четыре группы памятников: гамаюнская, завьяловская, красноозерская и молчановская) [22 с. 32, 34]. Памятники завьяловского круга исследователи датируют VII -VI вв. до н.э. [22 с. 32, 34; 72, с. 160]. М.Ф. Косарев отмечает в продолжении носителей штамповой и крестово-струйчатой орнаментации на юг два этапа, из которых к первому относит сложение красноозерской и молчановской культурных групп (одновременны поздним замараевским и ирменским памятникам — VIII — VII вв. до н.э.) [22, c, 33]. Расцвет молчановской культуры исследователи датируют VII — VI вв. до н.э. [6 с. 167; 44, с. 172; 38, ] с. 148; 83, с. 209].
Таким образом, наметившиеся в 1930 — 1950-е гг. основные направления в решении вопросов периодизации культур бронзового века — датировка памятников, культур и их этапов, выделение крупных исторических периодов — получают свое дальнейшее развитие в 1960-е — середине 1970-х гг.
При датировке памятников основное внимание было обращено на опорные памятники. Она производилась на основании соотношения комплексов инвентаря и керамического материала, где последний начинает играть все более значимую роль. Для датировки стали шире привлекаться данные естественных наук. Большое внимание было обращено на даты памятников эпохи ранней бронзы. Намечается тенденция в сторону удревнения памятников эпохи бронзы.
Несмотря на то, что исследователи, по возможности, пытались датировать все вновь открытые памятники, рост материала и выделение ряда новых культур (более десятка) изменили процентное соотношение между датами отдельных памятников и культур и их этапов. Акцент сместился в сторону датировки культур и их этапов. Это направление в решении вопросов хронологии в 1960 — середине 1970-х гг. становится преобладающим. Соответственно с признанием большей древности памятников удревняются ряд культур и вообще начало бронзового века в Западной Сибири. Создается практически новая периодизация культур для некоторых районов (Томское Приобье, Прииртышье, отдельные районы Зауралья). Новые материалы позволили более точно синхронизировать материалы между собой, а на основе этого и культуры и подвергнуть передатировке ряд этапов. С другой стороны, неравномерность изученности различных районов Западной Сибири явственно прослеживается при создании периодизации и хронологии культур бронзового века.
Важным итогом является создание ряда общих периодизаций бронзового века Западной Сибири как по отдельным районам, так и по всему региону, что отражало степень изученности проблемы. Были предложены 2-членные (В.И. Матющенко, В.С. Стоколос, Н.П. Кипарисова, Г.А. Максименков; решение совещания 1970 г.), 3-членные (В.И. Мошинская, Ю.Ф. Кирюшин, К.В. Сальников — для андроновской и абашевской культур, а фактически для всего развитого и позднего века Южного Зауралья), 4-членные (М.Ф. Косарев). Создание двухчленной периодизации, что особенно наглядно отразилось в решении совещания 1970 г., было характерной чертой для развития вопросов хронологии конца 1950 — 1960-х гг. Однако, хотя критерии выделения были различными, основной задачей было хронологическое соотнесение культур разных районов Западной Сибири между собой. И здесь более приемлемой оказалась трехчленная периодизация, которая отражала культуры ранней, развитой и поздней бронзы. В результате накопления фактов по переходному периоду от бронзового к раннему железному веку появилась возможность выделить четвертый историко-хронологический период и выдвинуть четырехчленную периодизацию (хотя у М.Ф. Косарева там выделено фактически восемь этапов), что, на наш взгляд, явилось наиболее существенным достижением в области разработки общих проблем периодизации бронзового века Западной Сибири в 1960-е — середине 1970-х годов. Список литературы
Берс Е.М. Памятники и керамика гамаюнской культуры // Из истории Урала. Свердловск, 1966.
Берс Е.М. Из раскопок в Горном Алтае у устья р. Куюм // Древняя Сибирь. Новосибирск, 1974.
Генинг В.Ф., Гусенцова Т.М., Кондратьев О.М., Стефанов В.И., Трофименко В.С. Периодизации поселений эпохи неолита и бронзового века Среднего Прииртышья // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск, 1970.
Голдина Р.Д., Крижевская Л.Я. Одино — поселение эпохи ранней бронзы в западносибирском лесостепье // КСИА. М., 1971.
Грязнов М.П., Вадецкая Э.Б. Афанасьевская культура // История Сибири. Новосибирск, 1968. Т. 1. Древняя Сибирь.
Евдокимова Г.В. О времени существования памятников молчановского типа // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1969.
Зиеп Динь Хоа. Местная основа карасукской культуры: В связи с новыми работами Красноярской экспедиции АН СССР: Автореф. дис… канд. ист. наук. Л., 1966.
Зимина В.М. Афанасьевская культура: III — начало II тыс. до н.э. // Материалы по древней истории Сибири. Древняя Сибирь. Макет I тома «Истории Сибири». Улан-Уде, 1964.
Зяблин Л.П. Карасукский могильник Малые Копены — 3. М.: Наука, 1977.
Кипарисова Н.П. О культурах лесного Зауралья // СА. 1960. N 2.
Кирюшин Ю.Ф. Бронзовый век Васюганья: Автореф. дис… канд. ист. наук. М., 1976.
Киселев С.В. Бронзовый век // История СССР. С древнейших времен до наших дней. Т.1. М., 1966.
Ковалева В.Т. Боборыкинское поселение // АО. 1975. М., 1976.
Королев Ю.Г., Хлобыстин Л.П. Йоркутинская стоянка на полуострове Ямал // КСИА. 1969. Вып. 115.
Косарев М.Ф. Бронзовый век лесного Обь-Иртышья // СА. 1964. N 2.
Косарев М.Ф. Бронзовый век Среднего Обь-Иртышья: Автореф. дис… канд. ист. наук. М., 1964.
Косарев М.Ф. О происхождении ирменской культуры // Памятники каменного и бронзового веков Евразии. М., 1964.
Косарев М.Ф. Некоторые проблемы древней истории Обь-Иртышья // СА. 1966. N 2.
Косарев М.Ф. О хронологии и культурной принадлежности турбинско-сейминских бронз // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск, 1970.
Косарев М.Ф. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. М.: Наука, 1974.
Косарев М.Ф. К проблеме западносибирской культурной общности // СА. 1974. N3.
Косарев М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири: Автореф. дис… д-ра ист. наук. М., 1976.
Косарев М.Ф., Потемкина Т.М. Поселение Ипкуль 1 // СА. 1975. N 4.
Крижевская Л.Я. Раннебронзовое время в Южном Зауралье. Л.: ЛГУ, 1977.
Кузьмина Е.Е. Раскопки могильника Кожумберды // КСИА. 1969. Вып. 115.
Кузьмина Е.Е. Могильник Туктубаево и вопрос о хронологии Урала и Сибири. М., 1973.
Кузьмина Е.Е. О соотношенити типов андроновских памятников Урала: По материалам Кинзерского могильника // Памятники древнейшей истории Евразии. М., 1975.
Максименков Г.А. Культура древних племен Среднего Енисея в эпоху бронзы (Археол. Исследование): Автореф. дис… канд. ист. наук. Л., 1961.
Максименков Г.А. Окуневская культура // Материалы по древней истории Сибири. Древняя Сибирь. Макет 1 тома Истории Сибири. Улан-Уде, 1964.
Максименков Г.А. Окуневская культура: Автореф. дис… д-ра ист. наук. Новосибирск, 1975.
Максименков Г.А. Современное состояние вопроса о периодизации эпохи бронзы Минусинской котловины // Первобытная археология Сибири. Л., 1975.
Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Памятники эпохи бронзы Центрального Казахстана // Маргулан А.Х. и др. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966.
Максименков Г.А., Мартынов А.М. Андроновское время в Южной Сибири // История Сибири. Л.: Наука, 1968. Т.1.
Мартынов А.И. Андроновская культура // Материалы по древней истории Сибири. Древняя Сибирь. Макет 1 тома «Истории Сибири». Улан-Уде, 1964.
Матюшин Г.Н. Памятники эпохи раннего металла Южного Зауралья // КСИА. 1971. Вып. 127.
Матющенко В.И. Томская культура эпохи бронзы // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1961.
Матющенко В.И. Основные этапы истории племен лесостепного Приобья в эпоху бронзы // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1969.
Матющенко В.И. О некоторых культурно-хронологических комплексах II тыс. до н.э. в Томском Приобье // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск, 1970.
Матющенко В.И. Древняя история населения лесного Приобья (неолит и бронзовый век). Введение. Ч. 1. Неолитическое время в лесном и лесостепном Приобье (Верхнеобская неолитическая культура) // Из истории Сибири. Вып. 9. Томск: ТГУ, 1973.
Матющенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Ч.2. Самусьская культура // Из истории Сибири. Вып. 10. Томск: ТГУ, 1973.
Матющенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Ч. 3. Андроновская культура на Верхней Оби // Из истории Сибири. Вып. 11. Томск, 1973.
Матющенко В.И. Итоги и задачи исследования бронзового века Западной Сибири // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1973.
Матющенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Ч. 4. Еловско-ирменская культура // Из истории Сибири. Вып. 12. Томск: ТГУ, 1974.
Матющенко В.И. Этапы развития бронзолитейного производства в Среднем Приобье // Древняя Сибирь. Новосибирск, 1974. Вып. 4. Бронзовый и железный век Сибири.
Мающенко В.И., Косых Т.Н. Раскопки Иштанского могильника // АО. 1976. М., 1977.
Молодин В.И. Эпоха неолита и бронзы лесостепной полосы Обь-Иртышского междуречья: Автореф. дис… канд. ист. наук. Новосибирск,1975.
Молодин В.И. Эпоха неолита и ранней бронзы лесостепного Обь-Иртышья. Новосибирск: Наука, 1977.
Мошинская В.И. Периодизация культуры эпохи бронзы в лесном Прииртышье, нижнем Приобье и в Зауралье // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1969.
Новгородова Э.А. Центральная Азия и карасукская проблема. М.: Наука, 1970.
Посредников В.А. Томское Приобье в карасукское время // Происхождение аборигенов и их языков. Томск, 1969.
Посредников В.А. О Самусь IV и его времени // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск, 1970.
Посредников В.А. К вопросу об основных этапах истории Среднего и Верхнего Приобья в эпоху бронзы // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1973.
Потемкина Т.М. Раскопки в таежном Прииртышье // АО. 1976. М., 1977.
Пряхин А.Д. История древних скотоводов II тыс. до н.э. лесостепных районов Подонья, Поволжья и Южного Урала (Абашевская культурно-историческая общность): Автореф. дис… д-ра ист. наук. М., 1976.
Раушенбах В.М. К вопросу о датировке новых памятников эпохи неолита и бронзы в Среднем Зауралье // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1964. Т. 2.
Рахимов С.А. Памятники андроновской культуры в степях Среднего Енисея: Автореф. дис… канд. ист. наук. Л., 1966.
Решение совещания по вопросам хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири, принятое 31 мая 1970 года // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск, 1970.
Савинов Д.Г. Оксинский могильник эпохи бронзы на Северном Алтае // Первобытная археология Сибири. Л., 1975.
Савинов Д.Г., Бобров В.В. Новый памятник ирменской культуры в Кемеровской обл. // АО. 1976. М., 1977.
Сальников К.В. Опыт классификации керамики лесостепного Зауралья // СА. 1961. N 2.
Сальников К.В. Иркутская культура: К вопросу о «зауральском ананьине» // Краевед. Записки. Челябинск, 1962. Вып. 1.
Сальников К.В. Южный Урал в эпоху неолита и ранней бронзы // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962. Т. 1.
Сальников К.В. Некоторые вопросы истории лесного Зауралья в эпоху бронзы // ВАУ. Свердловск, 1964. Вып. 6.
Сальников К.В. Некоторые проблемы изучения эпохи бронзы в Башкирии // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962. Т.2.
Сальников К.В. История Южного Урала в эпоху бронзы: Доклад по опубликованным работам, представленный на соиск. учен. степ. д-ра ист. наук. М., 1965.
Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М.: Наука, 1967.
Сафронов В.А. Хронология памятников II тыс. до н.э. юга Восточной Европы: Автореф. дис… канд. ист. наук. М., 1970.
Старков В.Ф. К вопросу о периодизации зауральского неолита // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск, 1970.
Старков В.Ф. Хронология неолита лесного Зауралья // КСИА. 1978. Вып. 153.
Стоколос В.С. Культура населения бронзового века Южного Зауралья (Хронология и периодизация) М.: Наука, 1972.
Троицкая Т.Н. О культурных связях населения Новосибирского Приобья в VII — VI вв. до н.э. // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск, 1970.
Троицкая Т.Н. Карасукская эпоха в Новосибирском Приобье // Древняя Сибирь. Новосибирск, 1974. Вып.4. Бронзовый и железный век Сибири.
Федорова-Давыдова Э.А. К вопрсу о периодизации памятников эпохи бронзы в Южном Приуралье // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1964. Т. 2.
Федорова-Давыдова Э.А. К проблеме андроновской культуры // Проблемы археологии Урала и Сибири. М., 1973.
Хлобыстин Л.П. Поселение Липовая Курья в Южном Зауралье Л.: Наука, 1976.
Черников С.С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы // МИА. N 88. М.; Л.: Наука, 1960.
Черников С.С. Восточный Казахстан в эпоху неолита и бронзы: Автореф. дис… д-ра ист. наук. М., 1970.
Членова Н.Л. Карасукская культура в Южной Сибири // Материалы по древней истории Сибири. Древняя Сибирь. Макет 1 тома «Истории Сибири». Улан-Уде, 1964.
Членова Н.Л. Соотношение культур карасукского типа и кетских топонимов на территории Сибири // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1970.
Членова Н.Л. Датировка ирменской культуры // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск, 1970.
Членова Н.Л. Хронология памятников карасукской эпохи М.: Наука, 1972.
Членова Н.Л. Ирменская культура и ее локальные варианты // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1973.
Эрлих В.А. К истории исследования бронзового века Западной Сибири // Археология Южной Сибири. Кемерово, 1985.
Эрлих В.А. Взаимоотношение человека и природы в бронзовом веке на территории Западной Сибири: обзор литературы // Палеоэкономика Сибири. Новосибирск, 1986.
Эрлих В.А. Об экономике племен бронзового века Западной Сибири: обзор литературы 20-х — середины 70-х // Исторический опыт освоения Сибири. Новосибирск, 1986. Вып. 1.
Эрлих В.А. Вопросы периодизации бронзового века Западной и Южной Сибири в работах советских исследователей: 20-е середина 30-х годов // Проблема археологических культур степей Евразии. Кемерово, 1987.
Эрлих В.А. Бронзовый век Западной Сибири. История исследований и идей. Советский период. 20-е — сер. 60-х годов: Автореф. дис… канд. ист. наук. Кемерово, 1989.
Эрлих В.А. Изучение карасукской культуры в 20-е — 60-е годы XX века // Проблемы археологии и этнографии Сибири Дальнего Востока. Красноярск, 1991. Т. 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Некоторые черты религиозного быта Челябинска в XVIII — начале XIX века
Реферат Бюджетный федерализм в России, проблемы и перспективы
Реферат Информационные системы и технологии в логистике
Реферат Бухучет в строительстве
Реферат Романский архитектурный стиль и римские артели
Реферат Расчет разностного усилителя вычитателя на ОУ
Реферат Как труд помогает раскрыть содержание романа "Робинзон Крузо"
Реферат Разработка универсальной потенциометрической установки
Реферат Ассортимент пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся в школах, обслуживаемых гуп г. Москвы «Школьный комбинат питания г. Зеленограда» на 2010-2011 учебный год
Реферат 122. Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя. Среда предприятия
Реферат Реклама и игры за и против
Реферат Основные понятия теории физической культуры их сущность и соотношение
Реферат Пути локализации и прекращения пожара на сухогрузных судах перевозящих серу газовую комовую
Реферат Проектирование ресторана высшего класса на 100 посадочных мест
Реферат Расчёт основных метрологических величин