Реферат
Тема: Великая«Яса» Чингисхана
Содержание
Введение
1История возникновенияВеликой «Ясы»Чингисхана
2Значение «Ясы»по нормаммеждународногоправа
3Управлениегосударствоми административныераспоряженияпо «Ясе»
4Нормы уголовногоправа по Ясе
Заключение
Списокиспользованнойлитературы
Введение
В 1204-1205 гг. некийТемучин завершилобъединениевсех основныхмонгольскихплемен подсвоей властью.В 1206 году на берегуОнона был созванкурултай (съезд)монгольскихкнязей, на которомТемучин былпровозглашенвеликим ханомМонголии ститулом Чингисхан.Одновременнона Великомкурултае в томже году былпринята ВеликаяЯса Чингисхана– «Свод постановлений», обнародованныйЧингисханомпри избранииего великимханом. С утверждениемфеодальныхотношений вмонгольскомобществе иобразованиемгосударствав начале 13 в. началодействоватьмонгольскоефеодальноеправо на уровнеобычно-правовыхнорм.
Образованиеединого монгольскогогосударстваспособствовалополитическомуобъединениюстраны, ликвидацииполитическойраздробленности, развитию экономикии культуры иправовомурегулированиюобщественныхотношений науровне обычногоправа как единогорегулятораво всей Монголии.
ДеятельностьЧингисханабыла положительнойи прогрессивнойдо тех пор, покаона соответствовалаобъективно-историческомупроцессу консолидациимонгольскойнародностии формированиюфеодальногогосударства.
В историческойлитературео названиизакона ВеликаяЯса существуютразличныемнения. В частности, В.А. Рязановский, занимавшийсяисследованиемВеликой ЯсыЧингисхана, писал: «СловоЯса означаетзапрет, устав, закон… ВеликаяЯса представляетписьменныйзаконодательныйпамятник, изданныйЧингисханом.Академик В.В.Бартольд втруде «Туркестанв эпоху монгольскогонашествия»дал следующеенаучное пояснениеэтого слова:«Яса — постановление, закон, болееполная формаясак выход карабскому слову(монг. Дзасак)».Академик Б.Я.Владимирцовв книге Чингисхан(1922) писал: «Чингисхан…оставил своимпреемникамгромаднуюимперию и руководящиеначала ее устройства, которые и былиизложены имв его установленияхэто Джасакеи его Изречениях- Билике. По мнениюкалмыцкогоисторика ЭренжинаХара-Давана, Большой ДжасакЧингисханакак бы состоялиз двух крупныхразделов. СовременныеисследователиЧингисханаполагают, чтоЯса не являласьсистематизированнымсводом законов, она включалаярлыки — приказы, ясак — законы, билик — поучения.1Несомненно, есть и другиевысказыванияи суждения поэтому вопросу, но каждое изних заслуживаетвнимания и, бесспорно, может существоватькак научнаяточка зрения.
РассмотримЯсу как источниксведений ифеодальномгосударствеи праве.
1 ИсториявозникновенияВеликой «Ясы»Чингисхана
Монголо-татары, или, как говорилив христианскоммире, «татары», веками воспринималиськак «исчадияада» и врагицивилизации, а их вождь иповелительЧингисхан длямногих поколенийи европейцев, и азиатов являлсяолицетворениемслепой разрушительнойсилы. Чем жебыла Монгольскаяимперия и кембыл Чингисхан, создавший ееровно 800 лет назад?
В 12 веке натерриторииМонголии небыло единогогосударства, основой монгольскогообщества былиродоплеменныеотношения.Социальнойединицей быласемья, несколькосемей составлялиайманы (роды), несколько родовобъединялисьв хотон (аул), несколько ауловсоставлялиорду (племя), аиз племенобразовалисьнародности- улусы. Велиони полуоседлыйобраз жизни.В конце 12 в. средимонгольскихплемен возвышаетсярод Есугея, сынкоторого Темучинначал вестиборьбу заобъединение.В процессе этойборьбы сложиласьвоенно-феодальнаясистема кочевойимперии Темучина.Она была созданана разделениивсех монгольскихплемен на военныеокруга — «тысячи».Армия составлялаболее 200 тыс.человек и былапредана Темучину.В 1206г. состоялсякурултай, накотором Темучинпровозгласилсебя правителеми принял титулЧингисхан, чтоозначало «властительокеана». Накурултае былпринят сводзаконов «Яса», который определялразличные видыправовых отношениимонгольскомгосударстве.2
«Яса» охватывалавсе стороныжизни империи.Письменностьна основе уйгурскогоалфавита, заимствованнаямонголами повелению Чингисханау побежденныхнайманов, позволилазаписать этотпервоначальноустный сводправил. Наследникихана верилив магическуюсилу Ясы и скрывали«священнуюкнигу» от всякихиностранцев, покоренныхили до порысвободных.Считалось, чтоона приноситпобеду в битве.Полный текстдо нас, к сожалению, не дошел, ноупоминаниемногих положенийЯсы в трудахдревних историковпозволяетпонять ее суть.
В Ясе отчетливопрослеживаютсяидеи императорскогогосударстваи императорскогоправа. Весьмавероятно, чтоодним из этихисточниковбыли китайскиегосударственно-правовыепонятия.
Так же вероятно, на Ясу повлиялахристианскаяидея ВселенскойИмперии. В первойредакции Ясабыла утвержденаЧингисханомвскоре послепобеды его наднайманами икереитами, акак раз средиобоих этихнародов христианство- несторианскоготолка — былосильно развито.Известно, чтов результатевключениянайманов икереитов, апозже уйгуров, в монгольскоегосударствохристианствостало игратьнемаловажнуюроль при дворесамого Чингизханаи его преемников.Некоторые извлиятельныхсановниковмолодой империибыли христианамипо вере. Можнодумать, чтоименно черезних христианскаяидея ВселенскойИмперии, покоящейсяна религиозныхоснованиях, могла бытьвоспринятаЯсою.3
Но имея ввиду эти возможные(и даже вероятные)влияния состороны, нельзязабывать оличности самогоЧингисханакак творца Ясы.Следует признать, что Чингисханбыл не толькогениальнымполководцем, но и государственныйдеятель крупногоразмаха.
По мыслиЧингисхана, одобренныйим свод законовдолжен был бытьзакрепленнавек. Всякоеизменение Ясы, по его мнению, могло бы привестилишь к гибелигосударства.ХранителемЯсы Чингисназначил ещепри жизни своейстаршего сынаДжагатая.
Каждыйновый хан, правилли он всей империейили толькосвоим улусом, должен былначинать своецарствованиеподтверждениемЯсы. ПотомкиЧингисханадолжны былиежегодно собиратьсявместе с высшимисановникамикаждого улусадля того, чтобыудостовериться, что ни один ханили князь Чингисовойкрови за этовремя не нарушилЯсы. Виновныйв ее нарушениидолжен был бытьнизложен. «Ктонарушит Ясу, лишится головы»- таков был указпервого ханаЗолотой Орды.
НаличиеЯсы как твердогосвода законовне исключало, однако, возможностидальнейшегозаконодательстваЧингисовыхпреемников.Но это законодательствоимело лишьвспомогательноезначение дляудовлетворенияместных нуждкаждого улусана незыблемойоснове Ясы. Вэтом порядкеханы ЗолотойОрды издалидовольно большоеколичествоуказов и распоряжений, известныхчастью подименем ярлыков.Сюда относятсяи ярлыки в пользурусской церкви.Ярлыки этипрямо ссылаютсяна Великую Ясу, как основнойисточник указаннойправоспособностиханов.
Мы должныотличать ВеликуюЯсу от местныхяс (судебников)улусного значения.Несмотря наналичие этихпостепенноразвивавшихсясудебников, Великая Ясадолго послераспаденияМонгольскойИмперии признаваласьв качествевысшего сводаво всех улусахи областях, некогда входившихв состав этойимперии.
2 Значение«Ясы» по нормаммеждународногоправа
Общей задачеймеждународногоправа монголовявлялось установлениевселенскогомира. Эта цельдолжна былабыть достигнутапутем илимеждународныхпереговорово подчинениидругих народовволе Хана, или, при отказеподчинения- путем войны.В дошедших донас фрагментахЯсы на эти общиецели международногоправа и международнойполитики монголовсохранилисьлишь намеки:«Когда (монголам)нужно писатьк бунтовщикамили отправлятьк ним послов, не надо угрожатьнадежностьюи множествомсвоего войска, но только объявить: если вы подчинитесь, обрететедоброжелательствои покой. Еслистанете сопротивляться- что мы знаем? Бог Всевечныйзнает, что свами будет».4Из этого предписанияЯсы видно, чтоЧингисханверил, что самон и его народнаходятся подпокровительствоми руководствомбожественногоПровидения.«И в этом (монголы),- замечает АбульФарадж, — показалиуверенность, возложеннуюими на Господа.И этим они побеждалии побеждают».5Чингисхан самне принадлежални к одному изопределенныхвероисповеданий, но вероятнобыл проникнутглубоким религиознымчувством. Онподолгу беседовалс мудрецамиразличных веротносительнокоренных вопросовжизни и правления, например, достоверноизвестно о егобеседах с даосскиммонахом Чан-Чуем.
Задачимеждународнойполитики монголовдовольно ясновыражены вдипломатическойперепискемонгольскихханов с РимскимПапой и некоторымиевропейскимигосударствами.Руководимыйверой, или своимицелями, Чингиси требовалвселенскогопризнания своейвласти. Всевраги его империив его глазахлишь «бунтовщики».Одним из основныхположениймеждународногоправа Ясы былаопределеннаяформа объявлениявойны с гарантиейбезопасностинаселениювраждебнойстраны в случаедобровольногоподчинения.6
Другимважным началоммеждународногоправа монголовнужно считатьнеприкосновенностьпослов, хотяв дошедших донас фрагментахЯсы об этомничего и неговорится. Нопоход на Туркестанв 1219 году предпринятбыл Чингисханомдля отместкиза убийствопослов ХорезмшахомМохаммедом.И русские князьяв 1223 года навлеклина себя гневмонголов именноизбиениеммонгольскихпослов, результатомчего и былакатастрофана Калке. О почете, с которым Чингисотносился кпослам видноиз того, чтосогласно Ясе, послы имелиправо бесплатнопользоватьсяямскою службоюимперии. 7
3 Управлениегосударствоми административныераспоряженияпо «Ясе»
Верховнаявласть, по Ясе, сосредоточенав лице Хана.Ханский титулесть единственныйатрибут верховнойвласти. Монголамвоспрещается«давать (царями знати) многообразныецветистыетитулы, как тоделают другиенароды, в особенностимусульмане.Тому, кто натроне сидит, один толькотитул приличествует- Хан или Каан».8
С первоначальнойточки зрениямонгольскогогосударственногоправа толькомонголы составлялигосударственнодееспособныйнарод в империи.И только в периодмеждуцарствиянарод монгольскиймог осуществлятьв полной мересвое право, принимая участиев избраниинового хана.Всякий новыйхан должен порождению принадлежатьк дому Чингиса.После смертиправящего ханачлены его рода, высшие сановники, войска, племенныеи родовые старейшинысходятся вместена Курултай, на котором ипроизводитсяизбрание новогохана. Избраннымдолжен бытьнаиболее способныйиз потомковЧингисхана.Никто не можетбыть ханом безутвержденияна Курултае.
С избраниемнового ханаполитическаяроль народакончается.Курултаи, собираемыеханами по различнымвопросам вовремя их царствований, были, в сущности, лишь совещаниямиофицеров армиии родовых старейшиндля принятияк сведению иисполнениюрешений ханапо поводупредстоящегопохода илидругих важныхдел.
Общественныйстрой монголови турок основанбыл на племенноми родовом праве.В сохранившихсяотрывках ВеликойЯсы находиммало указанийна внутренниесоциальныеотношениямонгольскихплемен и родов.
ИмперияЧингисханаоснована былана всеобщемприкреплениянаселения кслужбе государству.Каждый имелсвое определенноеместо в войскеили податномучастке, и сэтого местаон не мог сойти.«Никто да неуходит из своейтысячи, сотниили десятка, где он был сосчитан.Иначе да будетказнен он сами начальниктой части, которойего принял».9
Этот принципкрепости лицагосударствуможно сравнитьс Московскимцарством 16-17 веков.
В компиляцииЯсы Пети де лаКруа мы находимтакое постановлениекасательнообязательнойслужбы:
«Чтобыизгнать праздностьиз своих владение, он (Чингисхан)повелел всемсвоим подданнымработать наобщество такили иначе. Те, кто не шел навойну, должныбыли в известноевремя годаработать определенноеколичестводней на общественныхпостройкахили делать инуюработу длягосударства, а один денькаждую неделюработать наХана».10
Каждыйначальник, будьон даже высшегоранга, долженбеспрекословноподчинятьсявсякому приказуХана, хотя быпреданномучерез гонцанизшего служебногоранга.
Женщинытакже обязаныбыли служебнойповинностью, замещая мужчин, не являвшихсяна призыв.
Прикреплениек службе соединятсяс другим началом- равенства внесении служебныхтягот. Строгаядисциплинаутверждаетсяво всех отрасляхслужбы, но откаждого требуетсяравное напряжениеи не позволяетсяни на кого возлагатьчрезмерныхтягот.
Равенствов труде требуетравенства впище. Яса воспрещаеткому бы то нибыло есть вприсутствиидругого, неразделяя с нимпищу. В общейтрапезе ни одинне должен естьболее другого.
Некоторыегруппы населениямогли бытьизъяты из-поддействия общегокрепостногоустава илиосвобожденыот податнойповинности.Такие изъятияделались иногдапо религиознымсоображениям(ханские ярлыкицерквам), иногдаже по соображениямособой ценностидля государстваизымаемых изобщего крепостногоустава групп(врачи, техники, ремесленники).
Изъятиеделались впользу упомянутыхразрядов населенияввиду того, чтоот них ожидаласьслужба специальногохарактера, которая немогла бытьсогласованас общим уставом.
О примененииэтого законав действительнойжизни лучшевсего свидетельствуютханские ярлыкив пользу русскойцеркви. Ярлыкиэти обеспечивалирусскому духовенствусвободу отвоенной службыи податей. Онибыли возобновляемыпри каждойсмене хана вЗолотой Орде.В ярлыках этихвстречаемпрямые ссылкина Великую Ясу.
Помимодуховенства, изъятия отдействия крепостногоустава давалисьврачам и юристам.Техники иремесленники, будучи изъятыот действияобщего устава, подлежалитрудовой повинностипо их специальности.11
Общая задачауправления, согласно Ясе,-поддержаниемира и порядка:«…подчинилисьЧингисхану, он осудил некоторыеих обычаи, какнапример воровствои прелюбодеяние, и решил уничтожитьих, чтобы украситьсвои государствапорядком исправедливостью.Города и большиедороги сталисвободны иоткрыты купцамвсякого рода.Он хотел обеспечитьиз такой безопасностьюи спокойствием, чтобы каждыйв пределах егогосподствамог нести наголове золотобез всякойопасности (бытьограбленным)так, как людиносят простыегоршки».12
Согласнос этими целями, одной из важнейшихзадач управлениясделалосьустройствопочтовых станций(ямов) по всемимперскимпутям. Устройствоямов былораспределеномежду населениемстраны так, чтона каждые дветьмы возлагалосьпопечение обопределенномучастке дороги.
В добавлениек таким основнымотраслям внутреннегоуправления, как ямское иподатное дело, по некоторымвопросам болееузкого значенияиздавалисьособые указы, иные из которыхвключены былив Ясу. Было тритаких видауказов:
— Указ, предписывающийкаждому подстрахом смертивозвращатьбеглого рабазаконномусобственнику.
— Указы, предписывающиесоблюдениеизвестныхправил убояскота в соответствиис монгольскимиобычаями.
— Указы, предписывающиесоблюдениеизвестныхправил длявхождения вводу и мытьяодежды в водеили, в некоторыхслучаях, запрещениеэтих действий.Мотивы, обусловившиеиздание этихуказов, двоякогохарактера. Содной стороны, здесь оказываетсяритуалистическийстрах передприродой — боязньосквернениячеловеком однойиз основныхстихий, чтомогло бы оскорбитьВерховноеСущество.
С другойстороны, тутдействоваливесьма практические– можно сказать, научные — соображения: желание избежатьпоражения людеймолнией, в случаиесли они соприкоснутьсяс водой во времягрозы. Запрещениевходить в водуи мыть одеждув воде первоначальноимело силу лишьна время грозы.
Благодаряпреобладаниютак называемогонатуральногохозяйства умонголов итурок задачифинансовогоуправленияв первоначальноммонгольскомгосударствене могли бытьособенно сложными.Начальникии воины должныбыли сами озаботитьсяотносительноконей, фуражаи некоторогоколичествасъестных припасовдля похода. Вовремя походамонгольскоевойско продовольствовалосьза счет врагаи военной добычи.
Однако помере расширениямонгольскойимперии, содержаниеи ханскогодвора, и административныхучрежденийпотребовалоустановленияболее постояннойсистемы обжалования.По всей вероятности, Яса содержалав себе довольноразработанныйподатной устав, но у Джувейнанаходим лишькраткую заметкуоб этом. «Послетого как странаи народы подчиненыбыли владычеству(монголов), установленабыла переписьи назначеныподатные титулысогласно участкамдесятков, сотени тысяч; такжеопределены: набор армии, ямская службаповинностии фураж дляскота, не говоряо денежныхподатях, дасверх всегоналожен былеще копчур».13
К вышеозначеннымподатным титуламследует прибавитьеще тьмы, о которыхговорится вямском уставе.Податное устройствоприспособленобыло таки образомк войсковымчастям. Следуетзаметить, чтоименно так ибыло организованоподатное управлениена Руси послемонгольскогозавоевания.
Установленобыли податии натурой иденьгами. Врасчет должнабыть принятаи трудоваяповинностьнаселения.
Важнымисточникомдохода должнабыла являтьсяи военная добыча, особенно впервое времярасширенияимперии.
Собственностьумерших должныунаследоватьих дети, и нельзяее переводитьв государственныйфонд.
Государствопо ясе быловоенно-феодальными управлялосьвоенной силой.Командирыполучили наградысоответственнозаслугам, а непо праву рождения.Воины былиразверстаныпо десяткам, сотням и тысячами были обязаныслужить счетырнадцатидо семидесятилет. Для наблюденияза порядкомкроме стотысячнойармии быласоздана десятитысячнаягвардия, несшаяслужбу по охранеханской юрты.Гвардия (кешикташ)была созданаиз знатныхвоинов, личнопреданныхЧингисхану.В составе гвардиивыделяласьтакже тысячасамых преданныхи сильных воинов-«багатуров».
Наказанийбыло установленодва: смертнаяказнь и ссылкана пустынныйсевер Монголии.Отличительнойчертой этогоустановлениябыло введениенаказания занеоказаниепомощи в бедебоевому товарищу.Этот законназывался Яса, и хранителемЯсы (верховнымпрокурором)был назначенвторой сынЧингисхана, Чагатай. В стольвоинственноми разноплеменномлюдском скопищебыло необходимоподдерживатьстрогий порядок, для чего всегдатребуетсяреальная сила.Чингисхан этопредусмотрели из числа наиболеепроверенныхвоинов создалдве стражи, дневную и ночную.Они несликруглосуточноедежурство ворде, находилисьнеотлучно прихане и подчинялисьтолько ему. Этобыл монгольскийаппарат принуждения, поставленныйвыше армейскогокомандногосостава: рядовойгвардеец считалсяпо рангу вышетысячника.Тысячникамиже были назначены95 нойонов, избранныхвойском.
В Ясе особоеместо отведеноправилам охоты.«Когда нетвойны с врагами, пусть предаютсяделу лова — учатсыновей, какгнать дикихживотных, чтобыони навыкалик бою и обреталисилу и выносливостьи затем бросалисьна врага, какна диких животных, не щадя (себя)».14
Чингисханрассматривалохоту как лучшуюшколу военногообучения. Большаязимняя облавазанимала серьезноеместо в монгольскойобщественнойжизни. Облаваэта являласьодним из важныхфакторов вэкономической, социальнойи государственнойжизни монголов.
Большаяоблава требовалаучастия целыхкорпусов монгольскойармии, чтобыокружать изагонять стададиких животных- хищных зверей, диких ослов, антилоп и т.д.Облава игралав подготовкеармии приблизительноту же роль, чтобольшие маневрыв настоящеевремя.
Яса содержалаподробныенаставлениякасательноохвата и загонадичи. Воинырасполагалисьна широкомпространствевоенным строем- большой полк, правая и леваярука — и все этичасти должныбыли постепенносближаться, загоняя дичьв заранее условленноеместо так, чтобыв конце концовдичь очутиласьв тесном кольце.
Вся кампанияиногда растягиваласьна два-три месяца.Каждая небрежностьили нарушениеприказа состороны начальникаи рядовых подлежалистрогому наказанию.Как только дичьбыла загнанаво внутреннеекольцо, ханимел правопервенствав стрельбе; затем выступалисановники ивоеначальники, и наконец рядовыевойны. Попавшаяв облаву дичьне уничтожаласьцеликом: частьотпускаласьна разводку.
Известно, что Чингисханпридавал большоезначение развитиюторговли. Однойиз главныхзадач его управлениябыло обеспечениебезопасноститорговых путей.Принимая этово внимание, мы можем думать, что Яса содержалав себе болееили менееразработанныйторговый устав.«Кто возьметтовар и обанкротится, потом опятьвозьмет товари опять обанкротится, того предатьсмерти послетретьего раза».15
Люди ханскойкрови подлежаливерховномусуду ханскогорода, составленномуиз родовыхстарейшин. Есличеловек ханскойкрови нарушалЯсу, то его должныбыли увещатьродовые старейшиныдважды. Еслион нарушал Ясув третий раз, то подлежалссылке в отдаленныеместа. Если онпосле этогоне раскаивался, его заключалив тюрьму и держалитам, пока он нераскается. Еслион оставалсянеукротим, собрание всегорода должнобыло решить, что с ним делать.
В отношенииобщего судопроизводстваможно здесьсослаться наодин из существующихфрагментовЯсы. По этомуфрагменту, длясилы словесногоутверждениянеобходимотри свидетеля.При наличииписьменныхдокументовправила быливероятно, другие.
4 Нормыразного видаправа по Ясе
Основнойзадачей уголовногоправа Ясы являетсяобеспечениемира и порядкав обществе игосударстве.Эта задачаобрисованаармянскимисторикомМагакией втаких выражениях: Яса предписывает«во-первых, любить другдруга; во-вторых, не прелюбодействовать, не красть, нелжесвидетельствовать, не быть предателем; почитать старшихи нищих, и еслинайдется междуними кто-либонарушающийэти заповеди, таковых предаватьсмерти».16
Основнойсвоей идеальнойзадачи уголовноеправо Ясы стремитсяна практикедостигнутьпутем самыхжестоких санкций.
Яса считаетпреступлением, подлежащимнаказанию, следующие видыпроступков: а) преступленияпротив религии, нравственностии установленныхобычаев; б)преступленияпротив ханаи государства; в) преступленияпротив жизнии интересовчастных лиц.
Главнымвидом этихпреступленийпротив государствапризнаетсянарушениекрепостногоустава, в особенностисо сторонывысших начальников.К этому же разрядуследует отнестито, что запрещалосьупотреблятьмонгола в качествеподневольногослуги. На первыйвзгляд этунорму кажетсяестественнымотнести к следующемуразделу (преступленияпротив свободылица). На самомделе истинныммотивом этогоуказа былонамерение недавать людямускользнутьв частную зависимостьот крепостнойслужебнойповинностигосударству.17
Лишь одиниз дошедшихфрагментовЯсы посвященубийству, и внем говоритсяоб убийствепо отношениюк специальнымкатегориямлиц — мусульмани китайцев. Вседругие случаинарушенияинтересовчастных лицотносятся кпреступлениямпротив собственности.Главнейшиевиды их следующие: увод или принятиечужого рабаили пленника, конокрадствои увод скота, злостное банкротство.
В законеговорится:«Если дети неуважают родителей, младшие старших, жена не послушаетмужа, подданный- управляющего, их следуетсерьезно наказать…Тех, кто распутствуетс женами других, а мужчины междусобой, их следуетнаказать казнью».
Чингисханустановилобщественныйпорядок дляукреплениягосподствамонгольскойимперии и утвердилзакон, которыйудерживал нациюкочевниковв рамках твердогозакона. Былоуказано: «Те, кто обманомуходят из дома(как будто дляучебы в армию)и тайно бегутот уплаты налогов, то о них следуетсообщить послужбе и наказатьсовершившегопреступление, чтобы такимобразом прекратилисьслучаи хитрогообмана и недостойногоповедения». 18
Процитируемвкратце теположениязакона, по которымследует наказаниеказнью: тех, кто убил людей, распутствовалс женой другого, мужчин, распутствовавшихмежду собой, бежавшего рабаи последовавшихза ним, кто погубилдругих особоизвращеннымметодом, ктоподдержалодного из двухдерущихся, ктопреднамереннооклеветалдругих, ктолгал, кто третийраз растратилимуществодругих, находившеесяна хранении, кто спряталто, что нашел, кто не возвращалхозяину одежду, имущество иоружие, найденноев битве.
Эта строгостьзакона оказалаблагоприятноевлияние наобщественныйстрой и жизненныйбыт того времени, претворениезакона былочетким.
ДипломатМин Хун Нанхядовв период правленияЧингисханане увидел внутриМонголии ссори борьбы. Одинписатель издалекой Аравииписал: «В Монголиине существовалокраж лошадей». Посол ИталииПлано Карпини, находясь вМонголии, писал:«В Монголиивообще нетвнутреннихраспрей и борьбы, нет случаевубийства людей, все друг к другуотносятся мирнои мягко, оченьредко возникаюткакие-либо делаи тяжбы, таккак нет ворови разбойников, сундуки и какие-либовещи хранятсябез замков.Иногда происходятслучаи потерискота, нашедшийего хранил усебя» .
Уголовноеправо монгольскогогосударствав рассматриваемомпериоде и несколькопозднее носилоконкретный, казуальныйхарактер. Многиеиз принятыхи проверенныхвременем статейпослужили вбудущем основойдля более позднихзаконодательств.
Сведениянаши о частномправе Ясы весьмаскудны. Этоследует, вероятно, объясняет недефективностьсуществующихфрагментовЯсы, а тем обстоятельством, что вопросычастного праварегулировалисьглавным образомобычным правом, и потому Ясаих касаласьлишь отчасти.
В компиляцииПети де ла Круанаходим известие, что Чингисханиздал законо браке, в которомсказано было,«что мужчинадолжен покупатьсебе жену и чтоникто не долженжениться надевушке, с которойон в родствепервой иливторой степени, но во всех другихстепенях бракразрешался…Многоженствобыло позволено, а также у употреблениерабынь в качественаложниц».
Сохранилсяфрагмент Ясы, согласно которому«по смерти отцасын распоряжаетсясудьбой егожен, за исключениемсвоей матери, может женитьсяна них или выдатьих за другого».Среди татар«управлениеимуществомсемьи принадлежитженщинам. Онипокупают ипродают чтои как найдутнужным. Мужчинызанимаютсяохотою и войноюи более ни вочто не входят».«Дети, рожденныеот рабынь, считаютсястоль же законными, как и рожденныеот жен; но детижен и в особенностидети первойжены пользуютсяособым почетому отца».19
В вопросынаследственногоправа Яса, по-видимому, подтверждаланормы обычногоправа. Послесмерти главысемьи имуществоразделялосьмежду сыновьямитак, что долястаршего сынабыла большедругих. Юрт(дом) отходилмладшему сыну.Старшинствосыновей устанавливалосьв соответствиис рангом ихматерей в семьеотца. Хан недолжен былвмешиватьсяв наследственныеотношения, дажев случае еслиу умершего небыло родственников.«Из имуществаумершего, укоего нет наследника, Хан ничего дане возьмет, ноего имуществовсе даетсятому, кто заним ходил (передсмертью)».
Заключение
Историческинеправомерносмотреть наЯсу лишь какна кодификациюнорм обычногоправа монгольскихплемен. Рассмотренныевыше фактыприводят ксовершенноиным выводам.
Из всегосказанноговыше ясно, чтозадачей Ясыбыло не кодифицироватьнормы обычногоправа, а создатьновые нормыправа в соответствиис нуждами новойИмперии, дляпостройкикоторой прежнееродовое государствобыло лишь исходнымпунктом.
Большинствавопросов такназываемогообычного права- родового иплеменного- Яса даже некасается. Нев этом было ееназначение.В жизни родаи семьи Ясапочти не вмешиваетсяи в этом отношениине кодифицирует, а лишь подтверждает- большей частьюмолчаливо — существующиенормы. В рядедругих случаев, как напримерпо отношениюк уголовномуправу, Яса, наоборот, явным образомотменяет действиепрежних норм.
Наконец, в большинствеслучаев Ясасоздает новыенормы права, это было необходимодля приспособленияханскогозаконодательствак вновь возникшимзапросам инуждам расширявшейсяимперии.
Основнойзадачей Чингизханапри изданииЯсы, таким образом, создать новуюсистему права- право ханскоеили имперское, которое должнобыло утвердитьсякак надстройканад прежнимобычным правом.В действительностиновое ханскоеправо во многихотношенияхявилось результатомслияния новыхпонятий оХане-Императорес прежнимипонятиями оХане-вотчинникеи племенномстарейшине.Государствои в Ясе продолжаетдо некоторойстепени рассматриватьсякак ханскийулус, вотчина.
С другойстороны, однако, в Ясе проявляетсяотчетливо иновая имперскаяидея. И самЧингисхан, иего ближайшиепреемникисознательностремилиськ тому, чтобыпревратитьмонгольскоегосударствов мировую империю.Это устремлениеясно видно вовсем замыслеЯсы.
Списокиспользованнойлитературы
1.Ала ад-дин Ата– Мелик Джувейни.История покорителяВселенной //Родина.- 1997. -№ 3-4.
2.ВернадскийГ.В. ИсторияРоссии: Монголыи Русь. — Тверь: Леан, 2000.- 456 с.
3.ВладимирцовБ.Я. Чингис-хан.-СПб.: ООО «Академ»,1998.- 389 с.
4.Груссе Р. Чингисхан: ПокорительВселенной /Пер. с персидскогоВ. Ф. Минорского.- М.: Молодаягвардия, 2000.- 435 с.
5.КляшторныйС.Г., СултановТ.И. Государствои народы Евразийскихстепей: Древностьи средневековье.- СПб.: АиСТ, 2000.- 478 с.
6.Крадин Н.Н., СкрынниковаТ.Д. ИмперияЧингис-хана.-М.: Восточнаялитература,2006.- 456 с.
7.МухаметоваФ.Ф. Монгольская«Яса» и ее рольв системеобщественныхотношенийимперии Чингизхана//Вопросы истории.-2002.- №5.- С.56-69.
8.Плано КарпиниДж. Дель Историямонголов.- М.: Взгляд, 1997.- 357 с.
9.Фрагменты Ясы, реконструированныена основанииразных источников//http://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200
10.Хара-Даван Э.Чингисхан какполководеци его наследие./ gumilevica.kulichki.net