Реферат по предмету "Исторические личности"


Важнейшие достижения науки в конце XIXначале XX вв

Реферат

«Важнейшиедостижениянауки в концеXIX – началеXX вв.»
1. Развитиефундаментальныхи отраслевыхнаук

В концеXIX — началеXX века произошлареволюция вестествознании, которая оказалаогромное влияниена развитиеобщества. Вэтот периодбыли сделаныкрупнейшиенаучные открытия, которые привелик пересмотрупрежних представленийоб окружающеммире. Ведущуюроль в наукеиграли страныЗападной Европы, в первую очередь, Англия, Германияи Франция. В1897 г. английскийфизик Дж. Томсоноткрыл первуюэлементарнуючастицу — электрон, входивший всостав атома.Оказалось, чтоатом, которыйраньше рассматривалсякак неделимаяпоследняя мераматерии, самсостоит изболее мелкихчастиц.
Французскиефизики А.Беккерель, Пьер и МарияКюри исследовалиэффект радиоактивностии пришли к выводу, что некоторыеэлементы произвольноизлучают энергию.В 1901 г. М.Планк(Германия) установил, что энергиявыделяетсяне сплошнымипотоками, какдумали раньше, а отдельнымипучками — квантами.В 1911 г. английскийфизик Э.Резерфордпредложилпервую планетнуютеорию строенияатома, согласнокоторой атомпредставляетсобой подобиеСолнечнойсистемы: вокругположительногоядра движутсяэлектроны — отрицательныечастицы электричества.Нильс Бор (Дания)в 1913 г. ввел представлениео скачкообразномпереходе электронас одной орбитына другую, приэтом он получаетили поглощаетквант энергии.Открытия Бораи Планка послужилифундаментомдля развитиятеоретическойфизики.
Послеисследованийв области квантовойфизики новыйфеномен неукладывалсяв ньютоновскоепониманиевещества, материи.Объяснениеэтому явлениюдал Л.Эйнштейн, который в своейтеории относительности(1905) доказал, чтоматерия, пространство ивремя взаимосвязаны.Ньютоновскаякартина мирас абсолютнымпространствоми абсолютнымвременем былаокончательноотвергнута: по Эйнштейну, время при скоростях, близких к скоростисвета, замедлялось, а пространствомогло искривиться.Работы ученогополучили всемирнуюизвестность.
В 1869 г. великийрусский ученыйД.И.Менделеевоткрыл периодическийзакон химическихэлементов. Былоустановлено, что порядковыйномер элементав периодическойсистеме имеетне только химический, но и физическийсмысл, так какон соответствуетчислу электроновв слоях оболочкитого или иногоатома. Быстрымитемпами развивалисьэлектрохимия, фотохимия, химия органическихвеществ естественногопроисхождения(биохимия) ихимическаяфармакология.

2. Развитиегенетики, биологии, медицины

Опираясьна достижениябиологии (учениео клеточномстроении организмов)и теорию чешскогонатуралистаГ.Менделя офакторах, влияющихна наследственность, немецкий ученыйI А.Вейсмани американскийученый Т.Моргансоздали основыгенетики — наукио передаченаследственныхпризнаков врастительноми животноммире. Классическиеисследованияв области физиологиисердечно — сосудистойсистемы, органовпищеваренияосуществилрусский ученыйИ.П.Павлов. Изучиввлияние высшейнервной деятельностина ход физиологическихпроцессов, онразработалтеорию условныхрефлексов.
Достижениябиологии далимощный толчокразвитию медицины.ПродолжаяисследованиявыдающегосяфранцузскогобактериологаЛ.Пастера, сотрудникиПастеровскогоинститута вПариже впервыеразработалипредохранительныепрививки противряда болезней: сибирской язвы, куриной холерыи бешенства.Немецкий микробиологР.Кох и егомногочисленныеученики открыливозбудителейтуберкулеза, брюшного тифа, дифтерита, сифилиса исоздали лекарствапротив них.
Благодаряуспехам химиимедицина пополниласьрядом новыхпрепаратов.В лекарственномарсенале врачейпоявилисьшироко известныеныне аспирин, пирамидон идругие средства.Врачами разныхстран мираразрабатывалисьосновы научнойсанитарии игигиены, мерыпо профилактикеи предупреждениюэпидемий.

3. Достиженияв области техники, новых технологий, транспорта

Научныедостиженияв различныхотраслях знанийсделали возможнымстремительноеразвитие техники, технологиипроизводства, транспортаи связи. Ведущееместо занимаютмашиностроение, электроэнергетика, горное дело, химическаяпромышленность, транспорт.Крупнейшимшагом в повышенииэнерговооруженностипромышленногопроизводстваи транспортастало получениеэлектроэнергиив больших объемахпри помощидинамо-машин, первые образцыкоторых появилисьеще в 70-е годыXIX века.
Настоящимпереворотомв технике сталопоявление новыхклассов моторов, сконструированныхнемецкимиизобретателямиH.Ommo (1876) иР.Дизелем (1897). Этикомпактные, высокоэкономичныедвигатели, работавшиена жидком топливе, вскоре на
шлисебе применениев первом автомобилеГ.Даймлера иК.Бенца (1886, Германия), первом самолетебратьев У. иО.Райт (1903, США) ипервом
дизельномлокомотиве(тепловозе)компанииКлозе-Шульцер(1912, Германия).
В металлургиибыл открытновый способвыплавки стали-конверторный, а также способполученияалюминия и медиметодом электролиза.Был внедренв промышленностькрекинг — процессразложениясырой нефтис целью получениялегкого жидкоготоплива. В Германиибыл разработанспособ получениябензина изугля.
Большиеизмененияпроизошли встроительстве, где стали широкоприменятьсякачественныемарки стали.Применениестальных ижелезобетонныхконструкцийпозволяловозводитьздания, мосты, виадуки, тоннелинебывалыхразмеров. Так, в 1905 г. под Альпамибыл проложенСимплонскийтоннель протяженностьюоколо 20 км. Центральныйпролет Квебекскогомоста, сооруженногов Канаде в 1917 г., достигал 550 м, а высота нью-йоркскогонебоскребаВулворта, возведенногов 1913 г., составляла242 м.
В этотпериод происходиликардинальныеизменения ворганизациипроизводства, связанные свыпуском массовойстандартизованнойпродукции ипереходом кконвейерномупроизводству.Сущность конвейерногопроизводствазаключаласьв том, что обрабатывающиемеханизмы ирабочие местарасполагалисьпо ходу технологическогопроцесса, а сампроцесс, расчлененныйна ряд простыхопераций, совершалсянепрерывно.Впервые конвейербыл примененна заводах Т.Форда в США.
Один изкрупнейшихавтомобильныхмагнатов мираГенри Фордродился в семьефермеров. Послеокончания школыон стал ученикомв автомобильноммагазине ивскоре открылсобственнуюмастерскуюпо ремонтусельскохозяйственнойтехники. С 1887 по1899 год Форд работалв компанииЭдисона и закончилсвою карьерув ней главныминженером.
С 1890 г. онувлекся автомобилестроениеми в свободноевремя построилсвой первыйавтомобиль, который имелдвухцилиндровыйдвигатель. В1899 г. Форд перешелв Детройтскуюавтомобильнуюкомпанию. С техпор Форд занималсятолько конструированиемавтомобилей.Но настоящийуспех пришелк нему тольков 1903 г., когда модель«Форд-99» с двигателеммощностью 80лошадиных силвыиграла множествосоревнованийна скорость.В это времяФорду исполнилосьсорок лет, и оносновал своюсобственнуюкомпанию попроизводствуавтомобилей.
Фордпоставил передсобой совершенноновую задачу- сделать первыйобщедоступныйи массовыйавтомобиль.Для этого ондолжен бытьдостаточнодешевым и в тоже время прочными долговечным.Применив легкую, прочную сталь, Генри Форд сталделать дешевыемашины, которыемог купитьпрактическикаждый.

4. Совершенствованиевоенной техники

Ростагрессивностиведущих держав, с одной стороны, и техническиевозможности, с другой, привелик быстромуразвитию исовершенствованиювоенной техники.Американскийинженер Х.Максимв 1883 г. изобрелстанковыйпулемет. Затемпоявилисьлегкие пулеметыдругих систем.К началу Первоймировой войныбыло созданонесколько типовавтоматическихвинтовок. Тенденцияк автоматизациинаблюдаласьи в артиллерии, где появилисьобразцы полуавтоматическихорудий.
Первыепроекты боевойбронированноймашины, названнойвпоследствиитанком, былипредложеныв России (1911-1915)инженерамиВ.Д.Менделеевым, А.А.Пороховщиковым, А.А.Васильевым', в Великобритании-Де Молем (1912), вАвстро-Венгрии- Г.Бурштыном(1913), но они не получилиразвития, хотябоевая машинаПороховщикова(«Вездеход»)была изготовленав мае 1915 г. Англичанек осени 1916 г. создалинесколькодесятков танков(«Марка-1») и 15сентября первымиприменили ихв сражении близр.Сомма (32 машины)во время Первоймировой войны.В ходе войныФранция производилатанки «Рено», а у немцев онипоявилисьтолько в 1918г. Всегоза время войныбыло выпущенов Великобритании- 2 900, Франции — 6 200, Германии — 100танков.
Появлениепервых военныхсамолетовотносится к1909-1910 гг. В Россиисамолеты ввоенных целяхвпервые былииспользованына маневрахПетербургского, Варшавскогои Киевскоговоенных округовв 1911 г. В боевыхдействияхсамолеты впервыеприменялисьв ходе Балканскихвойн (1912-1913). К началуПервой мировойвойны Россияимела 263 военныхсамолета(преимущественнофранцузскогопроизводства), Франция -156, Великобритания- 30, США — 30, Германия- 232, Австро-Венгрия- 65.
В Россиив 1914 г. на вооружениебыл принятпервый в миребомбардировщик«Илья Муромец».В 1915 г. на вооружениепоступилиодноместныесамолеты-истребители: во Франции«Ньюпорт» и«Спад», в Германии«Фоккер».
В военно-морскомфлоте первенствопринадлежалопаровым броненоснымкораблям столщиной бронидо 610 мм. Однимиз первых такихкораблей былрусский броненосец«Петр Великий»(1877). Гонка морскихвооруженийпривела к созданиюсверхмощныхброненосцевс тяжелымартиллерийскимвооружением.Первый корабльтакого классабыл построенв Англии (1905-1906). Егоназвали «Дредноут».Вскоре подобныекорабли сталистроить США, Россия и Германия.
Для борьбыс морскимпревосходствомАнглии германскоекомандованиеначало строительствоподводныхлодок. В ходевойны появилисьновые классыкораблей: авианосцы, сторожевыекорабли, торпедныекатера. Первыйавианосец совзлетно-посадочнойпалубой былпереоборудованв Великобританиииз недостроенногокрейсера «Фьюриес»и мог принимать4 разведывательныхсамолета иистребителя.
Развитиенауки и техникиоткрываловозможностипрогресса, нов то же времяпривело к гонкевооружений, а это усиливаломеждународнуюнапряженность.

Списоклитературы

Я.М. Бердичевский, С.А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С. 111-128.
С.Л. Брамин «История Европы». 1998 С. 100-109
Л.А. Ливанов «Всемирная история» учёбное пособие. 2002 С. 150-164.
Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса. Ї 6-е изд. Ї М.: ООО «ТИД «Русское слово Ї РС», 2006 (§ 41).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.