Реферат по предмету "Исторические личности"


Босния и Герцеговина, Воеводина, Сербия, Словения, Хорватия в XIX начале ХХ вв.

--PAGE_BREAK--3. Черногория в борьбе за самостоятельность (конец XVIII века — 1878 г.)
Черногория в конце XVII — начале ХIХ вв. представляла собой юридически составную часть Османской империи, но на практике уже с конца XVII в. фактически самоуправляемую иерархию. Ее вассальные отношения с Портой сводились лишь к уплате дани, которая впрочем поступала весьма нерегулярно. Небольшое горное бесплодное пространство с населением около 80 тыс. человек, при полном отсутствии городов и четко определенных границ — такой представлялась Черногория в начале XIX в. Центром Черногории являлся Цетинский монастырь, вокруг которого было разбросано несколько домов черногорских старейшин.

Специфика развития Черногории заключалась в ее географической изолированности горами от других частей империи. Единственной контактной зоной с христианским государством был район Боки Которской, до 1797 г. принадлежавший Венеции, а затем перешедший под австрийское управление. Здесь происходила меновая торговля черногорцев продуктами своего натурального хозяйства на соль, боеприпасы, домашнюю утварь. Экономическое положение черногорских земель, где единственной отраслью хозяйства было разведение овец и коз на скудных растительностью склонах гор, было бедственным, и если бы не помощь России, которая с конца XVIII в. почти ежегодно снабжала Черногорию хлебом, стране угрожал бы голод. Ремесла в Черногории развиты не были, не было дорог, различие в имущественном положении племенных старейшин и рядовых черногорцев было минимальным.

Приобретение плодородных земель в долинах Герцеговины, в районе Скадарского озера и Приморья было таким образом для Черногории насущной необходимостью. Расширение территории, выход к морю наряду с задачей получения официальной независимости становятся политической программой черногорских правителей вплоть до 1878 г.

В конце XVIII в. и в первой половине XIX в. во главе Черногории стояли духовные лица — черногорские митрополиты, а с 1851 г. — светские правители — князья. Причина полутеократического характера власти Черногории в первой половине ХIX в. была не только в той особой объединяющей роли, которую традиционно играла православная церковь для разрозненных черногорских племен, но и в характере черногорско-русских отношений. Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мира, Россия являлась покровительницей единоверцев в Османской Турции, и, принимая у себя черногорского митрополита, оказывая материальную помощь черногорскому населению, формально соблюдала принцип невмешательства во внутренние дела Порты, лишь помогая православным.

Основными задачами черногорских правителей в XIX в. во внутренней жизни Черногории были:

— преодоление разобщенности и вражды черногорских племен;

— централизация власти, организация государственного аппарата управления и безусловное подчинение племенных старейшин правителю;

— ликвидация пережитков родо-патриархального уклада жизни, таких как кровная месть, самосуд, другие проявления обычного права;

— формирование отрядов регулярной армии.

Национальные задачи Черногории требовали консолидации всех сил, а страна постоянно находилась в междоусобных распрях. Черногорские племена (негуши, пиперы, васоевичи, куча, белопавливичи и др.) традиционно враждовали между собой.

Задачу прекращения племенной розни решали правившие Черногорией в первой половине ХIХ в. духовные владыки, митрополиты из племени негушей Петр I Негош (1782 – 1830 гг.) и Петр II Негош (1830 – 1851 гг.).

Во время правления Петра I Негоша был принят “Законник” (1798 г.), регулирующий имущественные отношения, сформировано правительство и создан прообраз государственного аппарата — Народная канцелярия. На основании статей «Законника» Петр I Негош и его правительство пытались решать как гражданские и уголовные дела, так и организовать сбор налогов для поддержания центральной власти. Мероприятия эти наталкивались на сопротивление племенных старейшин. Петр I продолжал совершенствовать “Законник”. Внося в него новые статьи, пытался он реформировать и систему управления краем. В своей реформаторской деятельности он опирался на поддержку России. Особенно тесными были контакты Черногории и России в период наполеоновских войн, когда разрабатывался даже русский план создания на Балканах автономных или независимых государств в качестве заслона Наполеону. Центральная роль здесь отводилась Черногории. Однако после Тильзитского мира Россия отказалась от этой мысли и черногорский владыка безуспешно пытался добиться хотя бы присоединения к Черногории отвоеванной черногорцами у Наполеона Боки Которской. Несмотря на неудачу своих внешнеполитических инициатив и некоторое ослабление черногорско-русских связей, Петр I Негош оставил своему племяннику и преемнику Петру II Негошу наказ: “Богу молись и России держись”, ставший лозунгом черногорских правителей и в последующие времена.

Черногорский владыка Петр II Негош за свою недолгую 37-летнюю жизнь успел проявить себя как незаурядный политический деятель, искусный дипломат, храбрый военачальник и талантливый поэт. За время своего правления он не только упрочил авторитет Черногории, но и провел целый ряд важных преобразований внутри страны. К их числу относятся создание высшего административного и судебного органа страны — Правительствующего совета — взамен упраздненного правительства, формирование основы регулярной армии — гвардии, усовершенствование системы налогов. Петр II сумел добиться уточнения черногорско-герцеговинской и черногорско-австрийской границы. Отношения с Россией не всегда были ровными, инициативы черногорского владыки вызывали недовольство правительства Николая I, но денежные субсидии Черногории выплачивались регулярно и были фактически главной и единственной статьей государственного бюджета. Петр II был сторонником югославянского объединения, поддерживал сербскую программу “Начертание” и склонялся к объединению Сербии и Черногории под скипетром сербской династии. Главной политической задачей для него было приобретение Черногорией независимости.

Эта задача после его скоропостижной смерти в 1851 г. решалась и следующими черногорскими правителями — князьями Данилой (1851 – 1860 гг.) и Николой (1860 – 1918 гг.). Данило, племянник Петра II Негоша, не захотел принять монашество, стал светским правителем Черногории и в сентябре 1852 г. провозгласил себя князем Черногории. Для упрочения финансового положения страны князь Данило ввел подоходный налог, таможенные пошлины, принял новый законодательный кодекс. Так называемый “Законник князя Данилы” декларировал равенство всех черногорцев перед законом, определял права и обязанности князя и других должностных лиц, регулировал семейные и имущественные отношения. Законник был составлен в соответствии с европейскими нормами буржуазного права и был важным инструментом для проведения политики централизации и стабилизации. Князь Данило также стремился к расширению черногорской территории. В результате успешных боевых действий в 1858 г. и победы черногорцев над турецкой армией при Грахово было проведено при содействии великих держав черногорско-турецкое разграничение и расширение Черногории в сторону Герцеговины и Скадарского санджака, что увеличило население Черногории до 130 тыс. человек, а ее территория составляла теперь около 5 тыс. кв. км.

Наследовавший после смерти князя Данилы черногорский престол его племянник Никола направил все усилия на приобретение Черногорией независимости. Эту задачу он стремился решать совместно с Сербией. Черногория в 1867 г. присоединилась к Балканскому союзу и участвовала в выработке плана совместных боевых действий. Вместе с тем князь Никола претендовал на лидерство в будущем союзе и даже рассчитывал занять престол объединенного сербо-черногорского государства. Соперничество его с сербскими династиями Обреновичей и Карагеоргиевичей продолжалось до 1918 г.

В 60-е гг. XIX века Черногория укрепляла свои вооруженные силы, получая поддержку Сербии и России. С начала восстания 1875 г. в Герцеговине и Боснии активно поддержала повстанцев, оказывая им военную и материальную помощь. В июле 1876 г. вместе с Сербией Черногория вступила в войну с Турцией и вела эту войну сначала в союзе с Сербией, а с апреля 1877 г.в союзе с Россией до окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Несмотря на то, что территориальное приращение Черногории было существенно урезано Берлинским трактатом по сравнению с Сан-Стефанским мирным договором, все же изменение в положении страны было кардинальным. Она получила независимость, выход к морю в районе гг. Бар и Ульцинь, а также плодородные земли с городами Подгорица, Никшич, Колашин и Жабляк.
4. Босния и Герцеговина в составе Османской Турции (конец XVIII века — 1878 г.)
Боснийский эялет, куда входили Босния и Герцеговина, существенно отличался от других территорий, заселенных славянами в составе Османской Турции. Географически пограничный Боснийский эялет был удален и изолирован от центра империи труднопроходимыми горами, что обусловило периферийный характер его политического и экономического развития. В экономическом плане Босния и Герцеговина были территориями чисто аграрными, со слабо развитыми городами, где сохранилось до конца XIX в. цеховое устройство ремесла. Одной из важнейших статей дохода провинции была торговля, преимущественно транзитная, поскольку Босния и Герцеговина были исторически сложившимся перекрестком торговых путей с Запада на Восток.

Этноконфессиональная картина Боснии и Герцеговины также отличалась от других балканских провинций Порты. Население провинции было по преимуществу славянским, с небольшим процентом турецкого, еврейского и цыганского элементов. Славяне в свою очередь делились до середины XIX в. не по этническому, а по конфессиональному признаку на мусульман, католиков и православных. Причем из всех славянских территорий Турции только в Боснии и Герцеговине сохранилась исламизированная славянская знать. Данные о точной численности населения и процентном соотношении различных конфессий до 1878 г. весьма противоречивы. Официальная турецкая перепись 1851 г., проведенная не подушно, а по дворам, определяла число жителей Боснии и Герцеговины в 1 077 000 человек, где большинство — 43% составляли православные, 34% — мусульмане, в том числе турки, и 23% — католики. Около 2 000 евреев-сефардов были сосредоточены в районе Сараево.

Города Боснии и Герцеговины — Сараево (20 000 чел. -самый крупный город), Травник, Мостар, Баня Лука были заселены преимущественно мусульманами. В городах развивалось ремесло, они же были центрами торговли и административного управления краем. Столица провинции попеременно находилась то в Травнике, то в Сараево. Местные феодалы Боснии и Герцеговины — аяны — к началу XIX в. фактически владели земельными наделами, на которых трудились как крестьяне-мусульмане, так и крестьяне-христиане. Этнических турок в провинции было очень мало, как правило они присылались для занятия административных должностей и недоброжелательно воспринимались местной боснийско-герцеговинской знатью. К середине XIX в. в ходе ликвидации спахийского землевладения старая родовая знать — аяны — теряет свои позиции, появляются новые владельцы земельных наделов, полученных в результате перераспределения чиновниками из центра или боснийским визирем лично. Эта новая знать, часто пришлая, именуется по титулам янычарских военачальников агами и бегами, и образует новый класс собственников модернизированного феодального общества — беговат.

В Боснии и Герцеговине мусульманские традиции и их культура получили широкое развитие в сети духовных школ и училищ, распространении дервишских орденов. Боснийский эялет был оплотом традиционного мусульманства, яростно сопротивлявшегося любым попыткам реформ, в том числе и попыткам европеизации администрации и армии. Даже изменение вида чалмы в 1830 г. вызвало протесты мусульман Боснии. Архитектура и градостроительство Боснии и Герцеговины представляют собой блестящие образцы балканской мусульманской культуры. Христианская же церковь и культура в Боснии и Герцеговине были в конце XVIII — 1878 г. значительно слабее. Особенно это касалось православной церкви, где иерархи, по большей части греки, назначались Вселенским патриархом. Они зачастую тесно сотрудничали с властями, оказывая им порой и осведомительские услуги. Католическая церковь на территории Боснии и Герцеговины была представлена орденом францисканцев, который был допущен султаном для окормления католической паствы. Францисканские священники очень плодотворно трудились в Боснии и Герцеговине, открывая монастыри и католические школы при них. Успеху их деятельности способствовали как прозелитистская политика Ватикана, так и наличие обширных контактных зон, ибо с севера и запада Босния и Герцеговина были окружены католическими территориями Хорватии и Славонии а также Далмации — известного центра католической культуры Средиземноморья. Упадок православной культуры, укрепление католицизма и прочные позиции исламского традиционализма в первой половине XIX века не были главной причиной внутренней нестабильности Боснии и Герцеговины, сотрясаемой в 30-70-х гг. серией восстаний. Этно-конфессиональные конфликты начинают обостряться лишь во второй половине XIX в., а своего апогея достигают в конце ХХ в.

В первой половине XIX в. основные проблемы внутреннего развития Боснии и Герцеговины связаны прежде всего с решением экономических и политических задач. Такой задачей была борьба за самостоятельность Боснии и Герцеговины, выход ее из подчинения центру империи. Причем в первой половине XIX в. во главе движения стояли местные мусульманские феодалы, а в начале 50-х гг. с лозунгами автономии выступают лидеры христианских крестьянских движений. И в первом и во втором случае восстания тесно были связаны с общеимперским процессом попыток реформирования военно-ленной системы, получившего в исторической литературе название — модернизация феодализма.

Босния и Герцеговина в силу своего периферийного положения и довольно прочных позиций местной знати в первой половине XIX в. были центром феодального сепаратизма на Балканах и ядром сопротивления реформам в Османской Турции. Это проявлялось и в период реформаторской деятельности Селима III, а особенно во время правления султана Махмуда II (1808 – 1839 гг.). Реформы этого времени были направлены на централизацию государственного управления и укрепление феодально-абсолютистского режима, позволившего бы приспособить к новым условиям экономику страны. В целях ликвидации центробежных явлений и централизации административного управления ожесточенная борьба велась с местным феодальным сепаратизмом и особенно против укрепившейся прослойки феодалов-аянов, возвысившихся на окраинах империи. Во второй половине 20-х гг. XIX в. был распущен янычарский корпус (1826 г.), проведена военная реформа, правительству удалось ослабить влияние ряда дервишских орденов, оказывавших помощь сепаратистам, началась реорганизация государственного аппарата. В течение 30-х гг. эти преобразования продолжаются как в военной, так и в гражданской сфере. Модернизация государства началась с всеобщей переписи, введения паспортной системы. учреждения регулярной почтовой службы. В экономической области самым важным здесь был декрет 1833 г. о ликвидации спахийской системы. Держатели тимаров и зиаметов превращались в рядовых государственных служащих. Эти действия вызвали вооруженное сопротивление боснийско-герцеговинских феодалов, продолжавшееся до 60-х гг. Так ликвидацию спахийской системы в Боснии и Герцеговине не удалось провести ни в 1833 г., ни в 1836 г., ни в 1843 г. Лишь с введением в 1856 г. “Земельного закона” можно говорить о замене спахийского землевладения и росте процесса читлучения, отмены барщины. В отличие от других чисто мусульманских районов империи, крестьяне не получили в Боснии и Герцеговине наделы в собственность, они фактически перешли на отношения субаренды.

Для проведения хотя бы частично реформ в Боснии и Герцеговине Порте пришлось вести вооруженную борьбу с местным сепаратизмом. Особенно ярко это проявилось в начале реформ танзимата 30-50-х. гг. Выбрав своим вождем местного боснийского военачальника Гуссейн-пашу, боснийские феодалы в 1831 г. выступили против султана за самоуправление Боснии и Герцеговины, их поддержал и скадарский паша. Восстание было подавлено в 1833 г. и проведен ряд мероприятий по усилению роли наместника султана. Вторая волна сопротивления реформам прокатилась в 40-е гг. после попыток проведения в жизнь Гюльханейского хатт-и-шерифа 1839 г., провозгласившего равенство всех подданных поданных султана, как мусульман, так и “неверных”. Так в 1846 г. мусульманские аяны в районе Сребреницы под руководством Рустен-бега выступили против боснийского визиря и даже просили помощи у княжества Сербии. Лишь после направления в 1851 г. специального экспедиционного корпуса во главе с известным военачальником Омер-пашой Латасом удалось подавить волну сепаратистского движения местных феодалов и начать проведение реформ, в том числе и административных.

В 40-50-е гг. наряду с сепаратистскими выступлениями в Боснии и Герцеговине усиливаются волнения христианского населения против мусульманского владычества. Экономическое по сути, направленное на ликвидацию феодальных форм эксплуатации, это движение принимает постепенно национально-освободительную окраску. Происходит это во многом в связи с усилением политической агитации как сербской и черногорской, так и хорватской. Прежде всего, это связано с попытками проведения в жизнь государственно-политической концепции сербского княжества по объединению югославянских земель вокруг Сербии (“Начертание”), где присоединение Боснии и Герцеговины занимало центральное место. В эти же годы начинают активную пропагандистскую деятельность среди католиков Боснии и Герцеговины деятели хорватского национального Возрождения. Причем до начала 70-х гг. сербские и хорватские политические деятели порой действуют совместно.

Для Герцеговины важное значение имели планы черногорских правителей о территориальном расширении Черногории за счет Герцеговины. Черногория поддержала серию восстаний христианского населения в Герцеговине с требованием изменения характера аграрных отношений. Так, под руководством Луки Вукаловича с 1852 по 1862 гг. прошло три восстания. Наряду с традиционными требованиями уравнения в правах с мусульманами, восставшие выдвинули лозунг присоединения Герцеговины к Черногории. В результате совместных боевых действий герцеговинских повстанцев и черногорских отрядов юго-восточная часть Герцеговины перешла де-факто под управление Черногории. Другой лидер боснийско-герцеговинских повстанцев Мичо Любибратич пытался поднять в 60-е гг. восстание с лозунгом совместной борьбы христиан и мусульман за социальное освобождение и автономию Боснии.

В ходе подготовки и создания Балканского союза (1867-68 гг.) активизируется сербская пропаганда в Боснии и Герцеговине, прилагаются большие материальные и организационные усилия Сербского княжества для организации антитурецкого восстания в эялете.

Социальные, национальные, политические требования особенно четко были сформулированы в ходе крупнейшего восстания в Боснии и Герцеговине в XIX в. — восстания 1875 -1878 гг. Именно в этот период произошло кардинальное изменение карты Балканского полуострова и определилась судьба Боснии и Герцеговины. Лидеры повстанцев разрабатывали программы переустройства Боснии и Герцеговины. Особенно выделялась программа Васы Пелагича, предлагавшего включить Боснию в будущую федерацию демократических республик. Наряду с таким радикальным решением национального вопроса выдвигались и более умеренные программы, где лидировала программа присоединения Боснии к Сербии, а Герцеговины к Черногории. В случае неудачи этого плана, по заявлениям созданного повстанцами осенью 1877 г. т. н. “Боснийского правительства”, следовало предоставить Боснии и Герцеговине автономию в составе Османской Турции.

Но судьба Боснии и Герцеговины была предрешена уже летом 1876 г. в ходе переговоров в Рейхштадте (Чехия) русского и австрийского императоров. Официальное подтверждение русско-австрийской договоренности по вопросу о Боснии и Герцеговине было закреплено Будапештской конвенцией 1877 г. Согласно этому документу, Россия в обмен на нейтралитет Австро-Венгрии в предстоящей русско-турецкой войне соглашалась на последующую после окончания войны оккупацию Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией. Опоздавшая к колониальным переделам Австро-Венгрия, лишившаяся части своих территорий в результате итальянского освободительного движения и утратившая позиции в Центральной Европе после австро-прусской войны, устремилась на Балканы. Присоединение Боснии и Герцеговины уже в конце 60-х гг. становится частью тайной политической программы Австрию. Несмотря на протест местного населения, как христианского. так и мусульманского, и на его вооруженное сопротивление, Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину осенью 1878 г. На протяжении последующих 40 лет Босния и Герцеговина являются составной частью империи Габсбургов.
5. Развитие независимых славянских государств Сербии и Черногории в 1878 — 1914 гг.
Подписание Берлинского трактата знаменовало новый этап в развитии сербской и черногорской государственности — становление независимых государственно-политических структур. Оформление нового международно-правового положения этих государств — учреждение дипломатических представительств, участие в международных организациях и конференциях, устройство пограничной службы, чеканка собственной валюты — должны были способствовать интегрированию их в европейскую межгосударственную систему. Вместе с тем нерешенность задач национального объединения, консолидации земель определяли для молодых балканских государств приоритеты их внешнеполитического курса и специфику внутреннего развития. Стратегические цели национального объединения и территориального расширения обуславливали поиск партнеров-гарантов среди великих держав и союзников среди балканских государств. Основные усилия Сербии и Черногории в 1878-1912 гг. были направлены на стабилизацию политических режимов, модернизацию экономики, выравнивание уровней развития территорий, реформирование армий. Но даже общность внешнеполитических задач не смягчила напряженности в отношениях между двумя государствами, усиливаемой постоянным соперничеством правящих династий Сербии и Черногории. Борьба за лидерство в случае возможного объединения осложняла возможность договоренности о совместном выступлении против Турции. Лишь после аннексии Боснии и Герцеговины в 1908 г. и очередного осложнения на Балканах Сербия и Черногория начали переговоры о военно-политическом союзе. На этой основе оба государства участвовали в балканских войнах 1912 — 1913 гг. и затем в Первой мировой войне 1914 — 1918 гг.

13 августа 1878 г. в Сербии была торжественно провозглашена независимость. Территория Сербии по Берлинскому трактату увеличивалась на 11 тыс. кв. км. и составила 48 000 кв. км. Население Сербии в национальном плане было гомогенным, свыше 90 % из 2,5 миллионов населения составляли сербы. Все хозяйство страны носило чисто аграрный характер, и 84% населения были заняты в сельском хозяйстве. 23 небольших города с населением примерно в 3 — 5 тыс. человек тесно смыкались с селами и слабо напоминали европейские центры. Самый крупный город — столица страны Белград — насчитывал к концу XIX в. около 35 000 жителей, водопровод и электричество были проведены здесь лишь в 90-е гг. В целом города Сербии были административными, а не промышленными центрами. Экономически неразвитое, при практически полном отсутствии промышленных предприятий сербское государство все же занимало лидирующее место среди молодых балканских государств, традиционно оставаясь центром общебалканского выступления против Турции.

Сербское независимое государство, которое в 1882 г. стало именоваться королевством, просуществовало с 1878 по 1918 гг. В 1918 г. с Сербией объединяются другие государственно-политические образования, и она становится ядром нового государства — Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. За сорок лет своего независимого существования Сербия прошла через четыре войны (1885 — с Болгарией, 1912-1913 гг. — Первая и Вторая балканские войны, 1914-1918 гг. — Первая мировая война). Нестабильным был и политический режим Сербии: один король — Милан Обренович — был изгнан из страны в 1889 г., его сын и наследник убит заговорщиками в 1903 г., после чего произошла смена династий (Обреновичей на Карагеоргиевичей). Бурные события политической жизни Сербии на протяжении этих сорока лет разворачивались на фоне общеевропейских процессов изменения экономической и политической обстановки, складывания новых военнополитических блоков и союзов, борьбы за передел сфер влияния.

Модернизация всего комплекса сербской государственной жизни требовала прежде всего стабильной политической системы, консолидации всех общественно-политических сил Сербии для решения государственных задач. Сербский правитель — король Милан Обренович — не обладал необходимой для этого политической мудростью. Его стремление к авторитарному режиму, неуравновешенный нрав, колебания внешнеполитической ориентации во многом подорвали престиж династии Обреновичей. Для традиционного балканского общества большое значение имел фактор харизматического вождя нации. Король Милан этой роли не соответствовал, и борьбу за лидерство вели между собой представители молодых сербских партий.

Основной ареной борьбы за власть становится в 70-80-е гг. XIX в. сербский парламент — Скупщина. Для расширения ее прав было необходимо принятие новой конституции. Этому активно противились как сам король, так и руководство либеральной партии Сербии. По мнению правительственных кругов, которые состояли из сторонников “твердой руки” и умеренного либерального курса, основными задачами были: укрепление финансов, создание банковской системы, реорганизация и модернизация сербской армии (на что уходило более трети бюджета), строительство железных дорог и формирование новой инфраструктуры. В общественно-политической жизни это — укрепление личного режима Обреновичей и постепенный переход к либеральным европейским политическим институтам.

Основными противниками правящей в 70-80-х гг. власти выступила группа молодых патриотов с программой широких демократических преобразований в стране в духе западного либерализма, но с сохранением традиционных общественных институтов и ценностей. Лидером этого направления был Никола Пашич (1845 – 1926 гг.), уже обладающий основательной политической подготовкой и опытом парламентской деятельности. Еще в начале 70-х гг. он входил в социалистический кружок Светозара Марковича, сотрудничал с русской революционной эмиграцией. В 1881 г. под его руководством оформляется наиболее значительная в Сербии политическая партия — Радикальная партия Сербии. Уже в самом названии газеты, печатного органа партии, — “Самоуправа” (Самоуправление) — отражалась основная программная установка радикалов — расширение местного самоуправления на уже существующей традиционной основе локальных скупщин. Программа партии была опубликована в первом номере газеты (январь 1881 г.) и включала борьбу с усилением бюрократического слоя, требование “дешевого государственного аппарата”, строгой отчетности и ответственности правительства перед скупщиной, расширения гражданских прав, всеобщего и равного избирательного права. Партия получила широкую поддержку сербских крестьян и завоевала большинство на выборах в скупщину в 1883 г.

Сельское население Сербии составляли собственники небольших земельных наделов, и их права на эти наделы были гарантированы государством. Еще в 1865 г. был принят закон, согласно которому даже за долги крестьянина нельзя было лишить минимума земельного надела, составляющего 3,5 га. Имущественная и социальная дифференциация на селе была очень незначительной. Сербское село во многом представляло собой самодостаточный организм, где практически не было процессов пауперизации или быстрого обогащения. “Раем маленького человека” называли Сербию иностранные путешественники, пораженные естественным “демократизмом” сербской сельской жизни. Радикальная партия, хорошо изучившая ситуацию в деревне и на протяжении нескольких лет разрабатывавшая свою программу, ставила целью создание демократического государства, стремясь максимально использовать благоприятную социальную структуру общества и отсутствие классовой поляризации, не допустить неуправляемую капитализацию и расслоение общества. Выходцы из кружка Св. Марковича, лидеры партии пытались совместить социалистическое учение с охраной частной собственности и защитой мелкого собственника. Задачи просвещения, воспитания нового гражданина они сочетали с развернутой программой внутренней экономической модернизации и серией внешнеполитических акций по объединению сербского народа в одно государство.

В ответ на оформление Радикальной партии в том же 1881 г. объявили себя партией сербские либералы (лидер Йован Ристич) и прогрессисты (лидер Чедомиль Миятович). Эти две партии были адептами реформирования сербской общественно-политической и экономической жизни при сохранении примата центральной власти, являлись сторонниками жесткой централизации и этатизма. Либералы и прогрессисты расходились по вопросу о методах проведения модернизации в стране, а так же в выборе внешнеполитической ориентации Сербии. Либералы традиционно слыли приверженцами курса опоры на Россию, прогрессисты считали более выгодным партнерство с соседней Австро-Венгрией.

Прогрессисты фактически находились у власти с 1880 по 1887 гг. Объявив своей целью “из нашей патриархальной страны сделать современное европейское государство”, они активно способствовали модернизации сербской экономики, заключая договоры о строительстве железных дорог, о предоставлении Сербии необходимых займов. Но для реализации своих задач они использовали полицейский режим, вели наступление на скупщину, ввели цензуру и использовали специальные военные подразделения для подавления беспорядков внутри страны.

Все три партии видели главную внешнеполитическую задачу в территориальном расширении государства, поэтому особенно большое внимание уделялось модернизации армии, совершенствованию законов о воинской повинности.

Межпартийные разногласия король Милан использовал для укрепления личного режима. Главный удар был направлен им в 1883 г. на разгром радикалов. В качестве повода для запрещения партии и судебного преследования ее руководителей он использовал восстание, вспыхнувшее осенью 1883 г. в восточных районах Сербии и получившее название Тимокское (по р. Тимок). Восстание носило стихийный характер и было спровоцировано реквизицией стрелкового оружия у резервистов. Агитация радикалов была направлена на то, чтобы придать восстанию антиправительственный характер. Оно было жестоко подавлено, а в его организации была обвинена Радикальная партия. 890 участников было осуждено на различные сроки тюремного заключения, из них 20 человек были расстреляны. С 1883 по 1887 гг. Радикальная партия находилась на нелегальном положении, а ее лидер Никола Пашич был в эмиграции.


    продолжение
--PAGE_BREAK--6. Правление Александра Обреновича (1893-1903). Экономическая и политическая ситуация в королевстве Сербия
Престиж короля Милана и его правительства был серьезно подорван неудачной для Сербии войной с Болгарией. В сентябре 1885 г. по совету своих внешнеполитических партнеров Австро-Венгрии и Германии Сербия напала на Болгарское княжество. Попытка воспользоваться сложным политическим положением молодого болгарского государства, связанным с воссоединением с Восточной Румелией закончилась через месяц поражением Сербии. Король Милан был вынужден пойти на переговоры с оппозиционерами. Партия радикалов вышла из подполья и после подписания договора с либералами в 1887 г. приступила к разработке новой конституции. Лидеры радикальной партии поставили перед королем жесткие условия: отречение от престола и принятие новой конституции. Эти условия были выполнены.Конституция была принята на основе разработанного радикалами и либералами проекта в декабре 1888 г., а в 1889 г. король Милан отрекся от престола в пользу своего двенадцатилетнего сына Александра. Милан получал пенсию от сербского правительства при условии, что он покинет Сербию и не будет возвращаться. При малолетнем короле был создан Регентский совет из трех наместников, одним из которых вновь, как и в 1868 г. при малолетнем Милане стал Йован Ристич.

Конституция 1888 г. носила демократический характер, расширяла права граждан, гарантировала политические свободы, отменяла смертную казнь за политические преступления. Конституция подчеркивала демократический характер сербского общества, запрещала присваивать или признавать дворянские титулы. Тем самым радикалы продолжали свою линию на предотвращение классовой дифференциации общества. В то же время новая конституция не полностью отвечала программным установкам радикалов. Сохранялся имущественный ценз при выборах в скупщину, правда он был относительно невелик; не до конца удалось решить в конституции и вопрос о правах общинного самоуправления. Этот вопрос был конкретизирован позднее, после принятия в 1889 г. закона об общинах, по которому свободно избираемые крестьянами и горожанами органы местного самоуправления — скупщины общин — обладали законодательной инициативой на окружном и срезском уровне. Права местного самоуправления, не зависимого от полицейских властей и государственной администрации, были существенно расширены.

Радикальные кабинеты находились у власти более трех лет, до 1892 г. За это время они провели в жизнь еще ряд законов, направленных на усиление ответственности правительства перед скупщиной. Большое внимание уделяли они государственной инициативе в развитии железнодорожного строительства и промышленности. Были национализированы железные дороги, введена государственная монополия на производство табачных изделий и соль.

Однако радикалам не пришлось довести до конца свои реформы. 1 апреля 1893 г. Александр Обренович фактически совершил государственный переворот, объявив себя совершеннолетним и распустил регентский совет. Через год он отменил конституцию 1888 г., и восстановил конституцию 1869 г. В январе 1894 г. в страну вернулся король Милан и фактически стал соправителем своего сына. Последующие десять лет правления Обреновичей характеризуются постоянной сменой правительственных кабинетов (их сменилось 15), свертыванием парламентаризма, открытым наступлением на Радикальную партию и усилением личного режима короля.

Вместе с тем в стране начиная с 1878 г. различными правительствами последовательно проводится курс на европеизацию всех сторон общественной жизни — совершенствование медицинского обслуживания, развертывание системы средств связи, модернизацию сельского хозяйства, становление племенного скотоводства. В бюджете сербского королевства 7% выделялось на просвещение и развитие культуры (в Австрии в то же время выделялось 3% бюджета). Очень быстрыми темпами развивается средняя школа, начальное образование повсюду — бесплатное, процент грамотности, в том числе и среди женщин, достаточно высок для крестьянского общества. Соперничество партий по реализации своих программ, парламентская борьба, совершенствование конституции способствовали поиску путей превращения Сербии в цивилизованное европейское государство. Большое значение для очень слабой, в основном развивающейся в направлении пищевой и обрабатывающей промышленности имело строительство железных дорог. Первая железная дорога связала Белград и Ниш в 1884 г., а к концу века внутренние железнодорожные линии уже составляли 600 км. При строительстве дорог не обошлось без афер, взяток, иностранных концессий, что было во многом обусловлено заключением в 1881 г. австро-сербской торговой и таможенной конвенции. Переориентация сербского внешнеполитического курса на Австро-Венгрию и отход от традиционных консультаций с Россией были обусловлены не только сложным положением династии Обреновичей, связанным с разочарованием итогами Берлинского договора в сербском обществе, но и изменением общей композиции европейских блоков и союзов в последней четверти XIX в. Сербия имела с Австро-Венгрией после оккупации Боснии и Герцеговины наиболее протяженную государственную границу, 60% сербского импорта и 93% экспорта Сербии были ориентированы на Австро-Венгрию. Поэтому вполне логичными были тесные политические связи двух государств и терпимость Сербии по отношению к австрийской экономической экспансии на Балканах. Зависимость от Австрии выражалась и в системе займов и в функционировании в Сербии в качестве основного банка венского “Лагербанка”. Попытки создания национального банка в 70-е гг. закончились неудачей.

К 1903 г. в стране произошли необратимые изменения в сторону технического прогресса, просвещения, модернизации экономики, европеизации общества, выросла политическая активность граждан. Традиционализм постепенно уходит из политических программ и деклараций политических партий. Существенную эволюцию претерпела и сама партийная жизнь Сербии, к концу 90-х гг. либеральная и прогрессистская партии сошли с политической арены. Радикальная партия эволюционировала от радикального демократизма к буржуазному реформизму.

Режим Обреновичей между тем оценивался общественным мнением Сербии как тормоз на пути прогресса страны. Недовольство существующим политическим режимом, его внешнеполитической ориентацией усилилось к 1901-1902 гг. после смерти Милана Обреновича и безуспешных попыток короля Александра укрепить авторитет власти. В результате заговора тайной офицерской организации король и королева были убиты в мае 1903 г. В ходе кровавой расправы, происшедшей ночью в королевском дворце погибли и председатель правительства, и военный министр, а так же ряд близких Александру Обреновичу лиц. К власти в стране пришла находившаяся 45 лет в эмиграции династия Карагеоргиевичей. Королем в августе 1903 г. был провозглашен внук вождя Первого сербского восстания Карагеоргия Петр Карагеоргиевич (1903-1921 гг.), а с 1911 г. его соправителем стал сын, Александр Карагеоргиевич, выпускник русского Пажеского корпуса.

Следующие десять лет сербской истории (с 1903 по 1914 гг.) прошли под знаком активизации внешнеполитических устремлений Сербии. Намечен путь решения национальных задач — вооруженная борьба в союзе с другими балканскими государствами. Определилась окончательно международная ориентация Сербии на Россию и военный блок Антанты. Начиная с 1904 г. нарастает австро-сербское противостояние, конфликт принимает различные формы, от таможенной войны 1906 — 1911 гг. до открытого военного столкновения в 1914 г.

При приоритете в сербской политике ее внешнего аспекта (в связи с чем военные расходы достигают 40% бюджета) внутреннее развитие Сербии во всех областях происходит очень интенсивно, наблюдается все большее интегрирование Сербии в культурные, экономические и политические процессы Европы начала века. Преодолению периферийного характера экономики Сербии способствовало активное ее сближение с Россией и Францией. Именно Франция предоставила Сербии в 1906-1912 гг. кредиты на общую сумму 495 млн. франков, которые позволили не только продолжать перевооружение армии, но и выйти из экономической катастрофы, связанной с таможенной войной, объявленной Австро-Венгрией в 1906 г. В ответ на закупку сербским военным министерством артиллерийских орудии во Франции, а не в Австрии, венское правительство наложило запрет на ввоз сербского скота на территорию империи. Учитывая, что скот был основной статьей сербского импорта, ситуация грозила обернуться национальной катастрофой. Но на полученные из Франции кредиты были выстроены холодильники, бойни, консервные заводы, которые помогли наладить пищевую промышленность Сербии и устранить жесткую зависимость от австрийского рынка.

В Сербии постепенно меняется и социальная структура общества. В связи со строительством пищевых предприятий формируется пока еще немногочисленный рабочий класс, развивается страта государственных служащих — почт, телеграфов, железных дорог. Сербская интеллектуальная элита, которую составили учителя, преподаватели гимназий, профессора созданного в 1905 г. на базе Великой школы Белградского университета, пополняется творческой интеллигенцией. Особое место в сербском обществе занимают чиновничество и офицерство. Все они выходцы из крестьянских семей, интеллигенты в первом поколении, по-прежнему еще тесно связанные с народной традицией. 70 лет парламентской деятельности в Сербии формируют и политическую культуру, уважение к личности, осознание своих прав, сопротивления произволу.

Процесс урбанизации принимает в Сербии т. н. обратный характер — то есть перенесение критериев ценности потребительского общества города на село. Деревня в значительной степени утрачивает свой патриархальный характер. Это не только городское платье, мебель, распространение газет, книг и журналов, но и модернизация самой структуры сельского хозяйства. Постепенно преодолевалась самодостаточность сербского аграрного общества. На селе появляются и первые организации – задруги, — способствовавшие совершенствованию агротехники, взаимопомощи, созданию касс — ссудных и взаимного кредитования. Задружное движение в форме объединения крестьянских хозяйств для закупки техники и семенного материала возникает в 1894 г. и принимает широкий общесербский характер. Это попытка сохранить демократические основы сербского села и приспособить их к новым реалиям — росту потребностей сельского жителя, интенсификации сельского хозяйства.

Усилия сербских политических деятелей этого периода, среди которых первое место по-прежнему занимает Никола Пашич, направлены на решение вопросов территориального расширения и выхода к морю. Сербия была единственным, кроме Швейцарии, европейским государством, которое не имело выхода к морю. Заручившись поддержкой России и Франции, сербское правительство возобновило агитацию за присоединение к Сербии Боснии и Герцеговины. В самой провинции велась пропагандистская работа сербских специальных служб по формированию антиавстрийских настроений. Надежды эти рухнули во время так называемого Боснийского кризиса 1908-1909 гг., когда, воспользовавшись младотурецкой революцией и сложной политической обстановкой в Турции, Австро-Венгрия объявила об аннексии Боснии и Герцеговины. Это событие вызвало волну протеста в Сербии и существенно осложнило и без того натянутые сербо-австрийские отношения. С этого времени отрабатывается новый план сербского руководства — выход к Адриатическому морю через Албанию, присоединение североалбанских территорий и прорыв в сторону Старой Сербии (Косово). Национальная задача возвращения Старой Сербии смыкалась с идеей передела Македонии. Будущий раздел этого спорного региона становится одним из важнейших пунктов условий нового Балканского союза, который готовит Сербия при участии Болгарии и Греции, а также Черногории в 1911-1912 гг.

Социалистические идеи в Сербии имели прочные и давние традиции. Уже в 50-60-е гг. XIX в. сербская учащаяся молодежь в Европе и России познакомилась с этими идеями и начала их широкую пропаганду на родине. Сербские социалисты сразу же активно включились в политическую жизнь Сербии, предлагая для решения национальных и государственных задач молодого Сербского княжества свою программу. Не менее сильным, чем влияние западно-европейских специалистов на формирование сербского социалистического течения оказала русская революционная мысль и особенно народничество. Сербские социалисты были членами русской секции Первого Интернационала. Разнообразны и глубоки были связи сербских социалистов с русской революционной эмиграцией, особенно с кругом П.Л.Лаврова и его газетой “Вперед!”. Интерес был взаимным, поскольку и для русских революционеров Балканы представлялись феноменом естественного соуциального равенства и возможным полигоном для социалистической пропаганды и реализации социалистических идей.

Выдающимся деятелем социалистической мысли Сербии был Светозар Маркович (1846-1875 гг.) Во время учебы в Петербурге и Цюрихе он приобщился к кругу сторонников идей Чернышевского. Он стоял у истоков сербской социалистической печати. Его перу принадлежит целый ряд работ, посвященных анализу и критике современной ему государственной организации Сербии. Призывая к демократизации всех органов власти, прежде всего скупщины, расширению местного самоуправления, он и его стороники считали возможным предоствращение бюрократизации и социально-классовой дифференциации страны. Для этого они считали необходимым взять за основу будущего устройства общества существующий в сербском селе коллективный орган — “задругу” (патриархальная семья) — т.е. фактически коллективное хозяйство с распределением труда и готового продукта. На основе задруги и местного общинного самоуправления предполагалось строить народное государство, минуя капиталистический этап развития со всеми присущими ему пороками. Коммунистические идеи К.Маркса воспринимались кружком Марковича критически, с сомнениями в универсальности этой теории. Так, для аграрной Сербии идея о необходимости опоры на рабочий класс представлялась нереальной, вызывал критику и исторический детерминизм марквсизма. Гораздо ближе были Марковичу идеи русского народничества. Важнейшим положением в теории о народном сербском государстве у Марковича была критика идеи Великой Сербии, т.е. объединения серского народа под эгидой княжества. Он выдвинул и начал разработку идеи о федерации югославянских народов на основах республиканского народного государства. Светозар Маркович умер от туберкулеза, не достигнув и 30 лет. Его ученики и последователи возглавили два противостоящих друг другу идейно-политических течения.

Группа во главе с Перой Тодоровичем и Николой Пашичем стала во главе радикальной партии, самой массовой и влиятельной политической организации Сербии конца XIX — начала ХХ вв. Димитрия Ценич и его сторонники объединились на платформе идей социалистов-революционеров. Группа Д. Ценича была немногочисленной со слабым политическим влиянием, но она являлась постоянным оппонентом радикалов, которых обвиняла в отходе от идей социализма. Радикалы и социалисты-революционер, выйдя из школы народнического социализма С.Марковича, совпадая в представлении о характере народного государства, разошлись в представлении о форме достижения власти. Радикалы были адептами широкой народной партии и легальных, парламентских форм борьбы. Социалисты-революционеры призывали к революционному перевороту, совершаемому с помощью узкого революционного центра.

Хотя развитие социалистических идей с Сербии не прерывалось, все же социалисты круга Д. Ценича не представляли сильного организованного движения.

Лишь после кардинальных изменений в политической жизни страны, после майского переворота 1903 г., появились условия для создания политической организации социалистов. В августе 1903 г. была организована социал-демократическая партия Сербии во главе с Димитрие Туцовичем. Партия приняла программу, общую для многих социал-демократических партий Европы, входящих во Второй Интернационал, на базе Эрфуртской программы немецких социал-демократов. Партия насчитывала не более тысячи членов, но действуя легально, сумела провести своего депутата в Скупщину. Социал-демократы Сербии активно сотрудничали с европейской, и особенно с российской социал-демократией. Важнейшей задачей считалось объединение усилий социал-демократии балканских стран. Сербская социал-демократическая партия явилась инициатором и организатором первой общебалканской конференции социал-демократов в 1911 г. в Белграде, где была разработана идея создания союза свободных балканских республик — Балканской федерации. Это решило бы, по мнению социал-демократов, как социальные, так и национальные проблемы на Балканах, положило бы конец территориальным спорам в регионе.

Социал-демократия Сербии вела активную пропаганду среди немногочисленного (не более 50 тыс. чел.), только формирующегося рабочего класса Сербии. Ей принадлежит вклад в дело борьбы за изменение трудового законодательства, создание профсоюзов. Сербская социал-демократия, обладающая многолетним опытом теоретического развития социалистической мысли в Сербии, была одной из наиболее последовательно отстаивающих интернациональные принципы партий этого типа в Европе. Активно протестовала она против межсоюзнической войны 1913 г. Первые рабочие организации, оформившиеся в конце XIX в. в Рабочий союз, в основном объединяли мелких ремесленников, но уже в первое десятилетие ХХ в. были созданы профсоюзы на промышленных предприятиях страны.
7. Сербия в Балканских войнах 1912-1913 гг.
Угроза военных действий 1909 г., когда Европа находилась на пороге войны в связи с аннексией Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, была ликвидирована усилиями держав, но проблемы противостояния и соперничества на Балканах остались. Произошла открытая конфронтация Сербии и Австро-Венгрии, сопровождавшаяся в обеих странах активной подготовкой к военным действиям. Боснийский кризис заставил балканские государства сплотиться и пойти на подписание договоров о совместных боевых действиях с целью окончательного вытеснения Османской империи с Балканского полуострова и раздела ее территорий. Новый Балканский союз складывался нелегко, так как помимо уже существовавших проблем в отношениях Сербии с Болгарией и Черногорией, прибавлялись еще и разногласия по вопросу о будущих границах.

Младотурецкая революция, Боснийский кризис и, наконец, итало-турецкая война 1911 г. свидетельствовали об ослаблении Турции, дестабилизации ее режима и придавали балканским государствам уверенности в успехе их союза. В октябре 1911 г. была достигнута принципиальная договоренность между правительствами Сербии и Болгарии о будущих боевых действиях. 13 марта 1912 года был подписан сербо-болгарский договор о дружбе и союзе и военная конвенция, предусматривавшие кроме общего выступления против Турции и совместные боевые действия против Австро-Венгрии, если она выступит с целью захвата балканских территорий. Были определены и предварительные границы территориальных претензий двух государств. Сербия должна была получить территории в Нови-Пазарском санджаке, Косово и Метохию. Спорным оставался вопрос о разделе Македонии. Здесь были определены лишь границы т.н. “бесспорных” и “спорных” зон. В мае 1912 г. был подписан болгаро-греческий договор. В октябре 1912 г. к союзу присоединилась Черногория. Государства договорились и о разделе территории Албании, что предусматривало выход к морю Сербии.

9 октября начала боевые действия Черногория, а 18 октября 1912 г. все остальные государства-союзника обнародовали манифесты о начале войны с Турцией. Сражаясь на западном театре начавшейся войны, включавшем Македонию и Албанию, сербские и черногорские войска одержали уже в течение первого месяца ряд значительных побед, заняв гг. Куманово, Призрен, Велес, Скопье, Нови-Пазар, Битоль, Охрид, Эльбасан. Сербские и черногорские войска соединились в Нови-Пазарском санджаке, сербские отряды вышли на берег Адриатического моря в Северной Албании. Не менее успешно разворачивалась боевые операции болгар на фракийском фронте и греков — на янинском и салоникском участках войны. В результате победы союзников 3 декабря 1912 г. было подписано перемирие.

Однако, решения о территориальном переделе на Балканах по-прежнему были в руках великих держав, представители которых собрались в декабре 1912 г. в Лондоне. Спорными вопросами были: автономия Албании, судьба Македонии и возможность выхода Сербии к морю. Зимой 1913 г. турецкие войска попытались возобновить военные действия, но были вновь разбиты, причем союзники заняли последние бастионы Османской империи на Балканах — крепости Янина и Адрианополь. Так закончилась Первая Балканская война. Согласно решениям Лондонского прелиминарского договора от 30 мая 1913 г. создавалось Албанское государство. Сербия таким образом лишалась надежд на выход к морю путем присоединения Северной Албании. Сербские националистические круги призывали правительство компенсировать эту неудачу захватом максимально большей территории Македонии с тем, чтобы приблизиться к Эгейскому морю. 1 июня 1913 г. Сербия заключила договор с Грецией о разделе значительной части Македонии.

Не дожидаясь предполагавшегося российского арбитража по македонскому вопросу, болгарские войска 30 июня 1913 г. без объявления войны выступили против Сербии. Началась Вторая Балканская (межсоюзническая) война. Силы были неравны, так как против Болгарии объединились не только Сербия, Греция и Черногория, но и Румыния, и начавшая наступление во Фракии Турция. Бывшие союзники остервенело дрались за передел отвоеванных у Османской империи территорий. Болгария была разбита в течение нескольких дней. В битве при Брегалице (9 июля 1913 г.), где сербские войска одержали победу, они потеряли убитыми 16.000 человек, а болгарская сторона — 20.000 убитых. Не случайно в историографии Вторая Балканская война характеризуется как “братоубийственная”. Война вбила клин между балканскими государствами, посеяла недоверие и рознь, похоронила надежду на возможность конфедерации.

10 августа 1913 г. был подписан Бухарестский мирный договор, определивший новые границы на Балканах. Болгария потеряла не только часть территории, перешедшей ей после первой Балканской войны, но территорию Южной Добруджи, захваченную Румынией.

Итоги Балканских войн для Сербии были неоднозначны. К числу позитивных моментов можно отнести освобождение Нови-Пазарского санджака, передел его территории между Сербией и Черногорией и создание общей границы между двумя этими государствами. Сербское королевство увеличило свою территорию присоединением новых земель почти в два раза: с 48 тыс. кв. кв до 87 тыс. кв. км, население также выросло значительно с 2.900.000 до 4.000.000 человек. Но вместе с приобретенными территориями пришли и новые проблемы. С включением земель, населенных албанцами, турками, македонцами, Сербия перестала быть этнически гомогенным государством и столкнулась с проблемой межнационального урегулирования. Попытки насильственной сербизации присоединенных территорий вызывали сопротивление населения. Сербия вышла из войны в тяжелом финансовом кризисе, обремененная прежними долгами и обязательством выплаты своей части турецкого долга. Реорганизация и интегрирование вновь присоединенных территорий требовали существенных затрат. “Партия войны” в Сербии получила новых сторонников в связи с ухудшением отношений с Болгарией и Австро-Венгрией. Националистическая военная организация “Объединение или смерть”, действовавшая с 1911 г., настаивала на реванше в Боснии и Герцеговине. Всего год оставался до рокового выстрела в Сараево, знаменовавшего начало первой мировой войны.
8. Черногория в 1878-1914 гг.
Согласно условиям Берлинского трактата (13 июля 1878 г.) территория Черногорского независимого княжества увеличилась более чем в два раза, с 4.400 до 9.475 кв.км. Первая перепись населения была проведена в 1910 году и констатировала, что в стране проживает 220.000 человек.

После завоевания независимости Черногория не только приобрела новые, по большей части плодородные земли, но и получила выход к морю. Однако настоящей морской державой она не стала. Не было ни оборудованных портов, ни средств на строительство флота. Кроме того, согласно условиям Берлинского трактата все черногорское побережье Адриатического моря контролировала Австро-Венгрия.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формы и виды предпринимательства 3
Реферат Cruel And Unusual Essay Research Paper Cruel
Реферат Women In 18Th Century France Essay Research
Реферат Формирование ассортимента детской обуви
Реферат Основные возможности С++, операторы Case, построение интерфейса
Реферат Presidential Elections 2 Essay Research Paper 1812The
Реферат Удаление сточных вод
Реферат Хореографическое искусство
Реферат Space Program Essay Research Paper Should Money
Реферат Социологические доктрины.
Реферат Анализ дисциплины труда на предприятии и методы ее укрепления (на примере РУП с/к «Заря»)
Реферат Модель педагогического содействия становлению прогностической компетентности будущих менеджеров в образовательном процессе университета
Реферат Macbeth Evil On Earth Can It Destroy
Реферат Расчет регенерационного участка ВОЛС
Реферат 1.         Інструкція щодо заповнення податкової декларації про майновий стан І доходи (далі Інструкція) розроблена відповідно до пункту 179