--PAGE_BREAK--
Фридрих Вильгельм Ницше(Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15.10.1844 — 25.08.1900) родился 15 октября 1844 года в селе Рёкен в Саксонии, где его отец служил пастором лютеранского прихода. Смерть отца, когда мальчику было всего четыре года, была огромным потрясением, к которому Ницше обращался в своих более поздних произведениях. После смерти отца Ницше рос в женском семействе: мать, бабушка, несколько тетушек и сестра Элизабет.
После посещение некоторых местных школ в Наумбурге, в 1858 году Ницше получает возможность учиться в Pforta – одном из лучших пансионатов Германии. Здесь он получает полное образование и знакомится с несколькими людьми, с которыми будет дружить на протяжении всей жизни. В конце периода обучения Ницше, который исповедовал веру своей семьи, неожиданно понял, что хочет принять христианство. Позднее эти чувства сменились жестким атеизмом. С наилучшими рекомендациями учителей Pforta, Ницше приезжает в Университет Бонна в 1864 году.
В Университете он учил классическую литературу вместе с Фридрихом Рицлем, и когда он через год уехал в Лейпциг, Ницше последовал за ним. Ему удалась попытка занять свое место в студенческой жизни, его даже приняли в свой круг, но позднее он осознал свою миссию и отдалился от прежних друзей.
Ницше верил, что европейцы стоят на критической точке, находятся в переломном моменте. Преимущество научного просвещения, а, в особенности, теория Дарвина, разрушили старые религиозные и метафизические основы человеческого достоинства. «Бог умер», — говорит Ницше устами Заратустры, а человек уже не является подобием Бога, это случайный продукт природы без целей и ценности. Огромная опасность заключается в том, что человеку его существование может показаться бесполезным. Так и не назвав своих новых ценностей на замену старым, Ницше уже предсказывал и их падение вместе с нигилизмом и варварством.
Целью всех своих работ Ницше ставил новое значение человеческого существования в бессмысленном мире. В отсутствие трансцендентальной силы человек сам должен создать свои ценности. Труды Ницше представляют собой критический анализ старой системы ценностей в попытках создать новую. Для европейцев христианско-иудейская религиозная традиция была источником старых ценностей, так что Ницше атаковал ее в своей «Генеалогии морали» (1887) и «Антихристе» (1888).
В своих конструктивных работах Ницше надеялся найти силу, которая бы могла поставить человеческое существование на ступеньку выше. Он выразил это в гипотезе воли к власти – желанию доминировать и управлять. Все существа желают этого, но только человек обладает силой направить силу на себя. Самоуправление самопреобладание это качества, которые делают человеческую жизнь уникальной. Идеальный человек должен получать необъяснимую радость от управления своим собственным существованием, своими страстями и формируя свой характер. Сублимация страсти это то, что дает идеальному человеку безграничную творческую энергию. Только в таком случае человеческая жизнь может быть ценной.
Вся мораль является результатом самопреодоления, но Ницше также выводит критерии по которым можно отличить мораль сверхчеловека от «декадентской» морали христианства. Последняя говорит о необходимости ограничивать себя в земной жизни, чтобы достичь благ в иллюзорной загробной, наполняя функции тела виной и страхом. Все это приводит к нигилизму и отрицанию жизни. С другой стороны, новая мораль будет утверждать жизнь, личность и «лечить» больное виной сознание. В «Так говорил Заратустра» (1883) Ницше сформулировал последнюю проверку утверждения сверхчеловека: невзирая на всю цикличность черных и белых полос в жизни, сверхчеловек ничего не меняет в этом устройстве.
ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ, УЧЕНЬЯ
В учении Ницше можно выделить 5 основных идей:
1) Воля к власти
2) “Смерть бога”
3) Нигилизм
4) переоценка ценностей
5) Сверхчеловек
Ницше считается основателем направления “философия жизни”, реальность понимается как форма жизни, сущность которой можно постичь интуитивно. Жизнь провозглашается абсолютной ценностью. Развитие жизни определяется двумя началами: Апполонистическим (бог гармонии) и Дионистическим (бог вина, стихия, хаотичная жизненная сила).
“Воля к власти”, “По ту сторону добра и зла”, “Антихристианин”, “Так говорил заратустра”. Основа всякой эволюции — воля к власти, это воля к мощи, самоутверждению. Воля человека не может быть свободной или не свободной, она может быть сильной или слабой. Воля — это аффект (инстинкт)Свобода воли — это аффект превосходства по отношению к повинующемуся.
Будущее человечества — не за слабыми, а за сильными, но в истории наблюдается падение жизненной силы и измельчание человека. Подобно тому как в животном мире есть хищники и ягнята, в человеческом обществе есть люди сильные и слабые, но слабые имеют сильную волю к власти (мстительность, алчность, завистливость — торгаши) Люди превращаются в торгашей — маленьких людей, злобных завистливых и мстительных. Сила в современном мире ассоциируется с негативными последствиями (зло, агрессия), а слабость наоборот (добро).Искажение ценностей связано с развитием христианства. Но современное христианство является варваризацией настоящего учения Христа. И. Христос, как воплощение евангелие любви, хотел дать людям образец нравственной практики поведения, но ученики исказили его учение и христианство стало той жизнью, избавление от которой проповедовал Христос. Вместо того чтобы говорить Да жизни, христианство говорит Нет, нет силе, красоте. Учение о равенстве — заблуждение великого Христа. “Не в неравенстве прав бесправие, а в претензиях на равенство прав”.Искажение подлинных ценностей означает что бог умер, “Смерть бога” — это путь к безверию и нигилизму. Единственный выход — из образовавшегося ничто, образовать нечто. “Бог умер, теперь хотим мы чтоб существовал сверхчеловек”. Сверхчеловек — это воплощенный образ человека гармонии, сильный. Предвестником сверхчеловека должны стать сильнейшие (высшие) — это познающие и созидающие.
Для того чтобы себя изменить и совершить переоценку ценностей, человеческий дух должен пройти 3 стадии:
— Стать верблюдом (взвалить все на себя)
— Львом (свобода)
— Ребенком (новое начинание, чистый холст)
Свобода — это воля к ответственности за самого себя.
Ответственность — это чрезвычайная привилегия, означающая прежде всего власть над собой. Самое главное в высшем человеке это самопреодоление: “Высокостоящий должен каждое утро доказывать свое право быть наверху”. Ницше провозглашает любовь к дальнему, т.е. к будущему идеалу человека. Человек — это канат между животным и сверхчеловеком, это мост к будущему идеалу. Это смеющийся Лев.
Насилие — это естественное условие эволюции. Величина прогресса, определяется тем, чем ему пришлось пожертвовать. Ницше был нигилистом, преодолевавшим свой нигилизм. Он хотел возродить этику аристократов, культ благородства и силы, и выступал против самодовольной посредственности. Человек — это мост, а не цель, т.е. то, что может превзойти.
Главная идея учения Ницше — сильному мораль не нужна. Она нужна слабому. Сильный должен быть вне морали. Мораль рабов, как угнетенных, уступает место морали хозяев, господ. И если в ранних сочинениях идеал сверхчеловека носит черты эстетическо-аристократического гения-творца (эллинского типа), то с течением времени он обретает грубые черты и ярко выраженные расистские признаки. Главной ценностью становится воля к власти. Такой человек без излишних сантиментов способен расправиться с рабами, жаждущими получить свои права. «Падающего подтолкни», —говорит Ницше в «Антихристианине». В своем учении Ницше слишком откровенно раскрывает помыслы и мотивы деятельности буржуа, расставляет акценты их безнравственности так, что даже они сами испугались своего портрета. С моралью сочувствия он ведет беспощадную войну, нападает на изнеженность, эмоциональность, духовную стадность и равенство демократизма, мелочного торгашества. Он воспевает сильного человека, которого можно воспитать суровой, жесткой, насильственной дисциплиной. Он — за кастовую мораль. Любое отступление господ от своей твердой позиции по отношению к рабам уже ведет к ослаблению жизнеспособности, к упадку, декадансу, ухудшению расы, породы. Жизнеспособность, раса, здоровые и нездоровые инстинкты — эти биологические понятия широко входят в этику Ницше.
В целом мораль Ницше противоречива. В ней мы найдем и остроумную, испепеляющую критику того, что мы могли бы назвать моралью «третьей силы». Ницше показывает глубокую пропасть в противоречивой природе и сущности человека как морального существа. Он призывает быть сильным и не сдаваться ни при каких обстоятельствах, бороться, во что бы то ни стало. Он против ханжества, лицемерия, фальши в человеческих отношениях. Нравственность подлинная основывается на искренности, открытости, желании по-настоящему помочь, а не погубить слащавым отношением и временной иллюзорной поддержкой. Если эти положения его морали можно принять, то к антигуманным призывам, которые были позднее взяты на вооружение фашизмом, следует отнестись критически. Анализ этических учений в период Новой и Новейшей истории свидетельствует, что они изменялись в своем содержании в зависимости от этапов эволюции самой индустриальной цивилизации.
ФИЛОСОФИЯ
Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.
Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком».
В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
продолжение
--PAGE_BREAK--