План.
1.Введение.
2.Особенностинауки археологии.
2.1.Сущностьнауки археологии.
2.2.Разновидностинауки археологии.
3.ОсобенностипамятникаАркаим.
3.1.Историяоткрытия Аркаима.
3.2.Внешнийвид и возможноепредназначениеАркаима.
3.3.”Мифы”об Аркаиме.
1. Введение.
Археология- наука, изучающаяисторию обществапо материальнымостаткам жизнии деятельностилюдей — вещественнымархеологическимпамятникам.Она исследуетотдельныедревние предметыорудия труда, сосуды, оружие, украшения ицелые комплексыпоселения, клады, могильники, открываемыеархеологическимираскопками.На основанииэтих данныхучёные восстанавливаютисторию эпох, которые малоили совсем неосвещены письменнымиисточниками.Археологияоформиласькак наука кначалу двадцатоговека до этогоархеология, изучающаяантичность, имела искусствоведческуюнаправленность.Разделы археологиивыделяютсяпо эпохам каменныйвек, бронзовыйвек и т.д., иногдапо странам икультурно-историческимобластям, поэтническимпризнакамславяно-русскаяархеологияи другие. Приобработкематериаловархеологиприменяют такиеметоды кактипологический, трассеологический, картографическийи другие. Цельреферата: показатьособенностинауки археологиикак способпознания прошлого.В соответствиис поставленнойцелью рефератарешались следующиезадачи: 1.раскрытьеё сущность, рассмотретьразновидности;2.рассмотретьособенностиархеологическогопамятникаАркаим: проанализироватьисторию открытия, изучить наоснованиилитературывнешний види, его возможноепредназначение, проанализировать“Мифы” об Аркаиме.Для раскрытияэтих вопросовнами использовалисьпреимущественноматериалы изИнтернета, атакже из статьиуральскихисториков.
2.Особенностинауки археологии.
2.1.Сущностьархеологии.
АРХЕОЛОГИЯ- изучение прошлогочеловечествапо материальнымсвидетельствам.Некоторыеархеологиявляются сторонникамимнения, чтоархеологияпредставляетсобой отрасльболее широкойнаучной дисциплины.К примеру, большинствоисследователей, принадлежащихк британскойшколе, считаютархеологиючастью истории.Курс археологииво многихуниверситетахБритании изучаетсяна историческихфакультетах; в других жесуществуютсамостоятельныефакультетыархеологии.Археологиамериканскойшколы, напротив, по большейчасти видятв археологииотрасль антропологии, вследствиечего курс археологиив большинствеслучаев включенв программуантропологическихфакультетов.Специалистыпо античнойархеологиипорой рассматриваютсвою специальностькак отрасльнауки о классическихдревностяхили историиискусств. Однакосреди археологовшироко распространени взгляд наархеологиюкак на самостоятельнуюдисциплину, испытывающуюстимулирующеевоздействиедругих наук, но обладающуюсобственнымиметодами, концепциями, теориями инаучными открытиями.Это мнениеразвивали, прежде всего, представителитак называемой«новой археологии»1960-х годов, и онодо сих пор остаетсяпозицией достаточновлиятельногоменьшинства.Некоторыеученые видятв археологиивсего лишьсовокупностьметодов, применяемыхв исторических, антропологических, искусствоведческих, географическихи некоторыхиных исследованиях.Для них границыархеологииопределяютсяспособамиполучения ианализа материальныхсвидетельств.
Перед началомработ археологическойэкспедицииее участникиизучают литературутого района, где предполагаютсяисследования: историческиеисточники, труды по географии, зоологии, ботанике, климатологии, а также сказкии легенды, связанныес этим местом.Затем они отыскиваютсам памятник.Довольно частоон открываетсяслучайно, особеннопри земляныхработах, иногдаи при естественномразмыве почвы.Есть, правда, и памятникиархеологииизвестныеиздавна, но ихне так много.
Первый полевойэтап работыархеологов- разведка, когдапроводитсясплошное обследованиерайона, на карту-планусловнымиархеологическимиобозначениямизаносятся всепамятники; тогда же проводитсяпредварительноеобследованиеглавного объекта, включая обмер, сбор подъемногоматериала ишуровку, т. е.проведениенебольшихземляных работ.Шуровка и полученныйпри этом материалпозволяютиногда установитьтолщину (глубину)и насыщенностьтак называемогокультурногослоя (слой земли, в котором встречаютсяостатки деятельностичеловека).
Много интересныхпамятниковархеологиоткрыли с помощьюаэрофотосъемки.Это этрусскийгород Спина, кельтскиепамятники вАнглии, древниедороги и местаримских военныхлагерей в Сирийскойпустыне, русладревних каналовв Средней Азии.Иногда аэрофотосъемкаобнаруживаетархеологическиепамятники, находящиесяпод водой наглубине до 7 м.Так были открытыпортовые сооруженияфиникийскогогорода Тара, оказавшегосязатопленнымводами Средиземногоморя. Погребенныепод землейкрепостныервы, стеныукреплений, дворцов и другихсооруженийобнаруживаютметодом электроразведки.
По окончанииразведки начинаютсяраскопки. Слойза слоем снимаютархеологи.Каждый такойслой, он называетсяшток, равняетсяпримерно 18-20 см.Это чуть меньшелезвия лопаты.Чтобы работашла успешнее, археологиразбиваютпамятник научастки (раскопы), стороны которыхобычно ориентируютсяпо сторонамсвета. В ходеработы, когдавыявляютсяте или иныеархитектурныеи вещевые остатки, к имеющемусяраскопу прирезаютсяновые участки.На больших поплощади памятниках, таких, как Помпеи, Херсонес, Ольвия, закладывалисьнесколькораскопов, которыепостепенносливались водин, общий, открывающийзачастую огромныеучастки города, городища илибольшого некрополя.
Собранный вовремя раскоповматериал отправляетсяв институт, гдеего очищают, реставрируюти изучают. Длясохраненияоткрытыхархеологическихобъектов ихлибо закрепляют, либо реставрируют, но иногда ивновь закапываютдля сохраненияи изучения вбудущем.
Исследованиенекрополя имеетсвою специфику.Тщательнорасчищенныекостяки исопровождающийего материал, состоящий изоружия, орудийтруда, мебели, посуды, ювелирныхизделий, послевнимательногоизучения, фотографирования, составлениячертежей и схемотправляютсяв лабораториюдля реставрациии очистки. Частов лабораториюотправляюти череп дляантропологическоговосстановленияскульптурногопортрета. Методикавосстановленияпо черепу икостям подлинногопортрета давноумершего человекабыла разработанаархеологом-антропологомпрофессоромМ. М. Герасимовым.Благодаря этомуметоду мы имеемвозможностьвидеть подлинныепортреты ИванаГрозного иАндрея Боголюбского.
Каждыйнайденныйпредмет археологитщательноописывают; составляютони и описаниевсех сторонжизни и деятельностилюдей той эпохи, к которой относитсяпамятник.
В своейработе археологивсе чаще используютметоды, применяемыев естественныхразличныхнауках, расшифровываяс их помощьюинформацию, заключеннуюв самых разнообразныхматериалах, и воссоздавая, таким образом, картину жизнидревнего человека, экономику итехнологиюдревности.Широко применяютархеологи иразнообразныефизические, химическиеи даже математическиеанализы, такие, например, какдендрохронология, когда по годичнымкольцам дереваможно с большойточностьюпроизводитьдатировкудеревянныхсооруженийили предметов.Применяют онии метод датировкис использованиемраспада радиоактивногоуглерода С-14(изотопа углеродас атомным весом14), метод такназываемыхленточных глин, с помощью которогоустанавливаетсявремя отступанияледников.
2.2.Разновидностинауки археологии.
Как правило, археологсосредоточиваетсяна более илименее ограниченнойтематике – потой простойпричине, чтосама эта наукаслишком обширнаи достичь одинаковойквалификацииво всех ее областяхпрактическиневозможно.Результатомтакой специализацииявилось формированиенесколькихотраслей археологии.Прежде всего, различаютпервобытную(доисторическую)археологиюи археологиюисторическогопериода.
Первобытнаяархеология.Доисторическойусловно именуютэпоху, предшествующуюпоявлениюписьменности.Археологи, однако, прилагаютэто понятиеи к обществам, которые обладаютписьменностью, до настоящеговремени нерасшифрованной.В соответствиис этим принципомплемена майяклассическойэпохи, обитавшиена востокеМезоамерики, прежде причислялик доисторическим, но после осуществленнойв последниедва десятилетия20 в. успешнойдешифровкисистемы ихписьма относятк историческомупериоду. Вследза прочтениемв 19 в. клинописии египетскихиероглифовбыл дешифрованцелый ряд древнихсистем письма, и создавшиеих народы перешлив категориюисторических.
Археологинастаиваютна таком употреблениитермина, посколькукультуру народов, письменностькоторых нерасшифрована, исследуют темиже методами, что и культурубесписьменныхнародов. В такихслучаях археологлишен важнейшейвозможностируководствоватьсяписьменнымиданными и долженопираться всвоих построенияхисключительнона материальныесвидетельства.
Археологи, изучающиепервобытнуюэпоху, обычноспециализируютсяна каком-токонкретномрегионе, а иногдаи периоде. Например, исследователипалеолитаизучают древнейшиеархеологическиепамятникиАфрики и Европы, уделяя преимущественноевнимание каменныморудиям.
В избранныхими географическихи хронологическихрамках большинствоархеологовстремятсяисследоватьжизнь древнегочеловека вцелом, уже несосредоточиваясьна одном узкомаспекте. Многиеспециалистыобладаютпрофессиональнымизнаниями, необходимымидля анализакакой-то однойили несколькихразновидностейданных – к примеру, костей млекопитающихили характераизноса орудий, но обычно ониобъединяютданные своихспециальныханализов сзаключениямидругих специалистовдля созданияболее полнойкартины жизнилюдей, чем та, которую позволяетполучить каждоеисследованиепо отдельности.
Существует, однако, и нескольковесьма специальныхотраслей. Археологияокружающейсреды сосредоточенана воссозданииприродногоокружениядревних людей, и ею занимаютсяпочти исключительноспециалистыпо доисторическойэпохе, посколькуисторическиепериоды в этомотношениинемногим отличаютсяот современностии обычно хорошоосвещены письменнымиисточниками.В рамках этойотрасли археологиивыделяютсятакие направления, как геоархеология(реконструкцияокружающейсреды по образцампочв и скальныхпород) и археологическаяпалинология(воссозданиеприродногоокружения поископаемойпыльце растений).
Археологияисторическогопериода. Термин«археологияисторическогопериода» используетсяв двух значениях.Во-первых, имобозначаетсята областьархеологии, которая посвященаизучению народовпрошлого, обладавшихписьменностью, и оперируетв своих изысканияхсочетаниемписьменныхи материальныхданных. Некоторыеученые отдаютпредпочтениетерминам «археологиядокументированногопериода» или«археология, подкрепленнаятекстами», поскольку ониболее однозначныи ясно указываютна важностьписьменныхсвидетельств.Во втором значениитермин» археологияисторическогопериода»употребляетсяприменительнолишь к СевернойАмерике и Австралии, где он понимаетсяв смысле археологиинародов эпохиколонизациии постколониальноговремени, т.е.переселенцев, появившихсяна этих континентахпосле их открытияевропейцами.
Тезисо вкладе археологиив воссозданиеистории кажетсястранным тем, кто полагает, что письменныеисточникисодержат всенеобходимыесведения обисторическомпериоде. Междутем письменнымсвидетельствамприсущи многочисленныенедостатки.В частности, сосредоточиввнимание наконкретныхлюдях или группах, они содержаточень малосведений обовсем остальном.Так, документыпо историиБостона обычновесьма подробноосвещают жизньбелых мужчин-горожан, обладавшихбогатствоми политическимвесом; данныхо бедняках, этническихменьшинствахи женщинах вних гораздоменьше. Весьманеполными частооказываютсядаже сведенияписьменныхисточниково высших слояхобщества, уделяяосновное вниманиетаким престижнымаспектам ихдеятельности, как политика, но, не касаясьповседневнойжизни.
Дажеесли в документахи затронутыстоль обыденные(но в археологическомплане существенные), моменты, нетгарантии, чтосведения верны.Автор свидетельствамог сообщитьложные или невполне точныеданные из-занезнания, небрежностиили своихпристрастий.О чем-то авторписьменногосвидетельствамог умолчать, посколькуполагал, чточитателям этоизвестно. Всилу всех названныхпричин материальныеданные археологиисущественноуравновешиваютсвидетельстваписьменныхисточников.
В рамкахархеологииисторическогопериода существуетнескольконаправлений.Средневековаяархеологияизучает деятельностьобитателейЕвропы эпохиСредневековья; постсредневековаяархеологияисследуетпериод, последовавшийза Среднимивеками и продолжающийсявплоть до нашихдней, вследствиечего ее хронологическиерамки соответствуютрамкам археологииисторическогопериода СевернойАмерики и Австралии.
Военнаяархеологиязанята исследованиемполей сражений, оборонительныхсооруженийи других мест, связанных своенными действиями.Промышленнаяархеологиязанимаетсяизучениемтехническихи производственныхобъектов ивозникавшихвокруг нихпоселений.Особым направлениемв археологииявляется изучениеследов кораблекрушений, направленноена поиски остатковзатонувшихсудов. Занимаютсяэтим главнымобразом специалистыпо археологииисторическогопериода. Этиисследования, обеспечивающиеполучениебогатой информациио технологиисудостроения, важны и дляизучения другихсфер человеческойдеятельности.Так, обследованиенайденных вСредиземномморе кораблейбронзовоговека и болеепоздних эпохпозволилополучить подробныйперечень товаров, служившихобъектамимежрегиональнойторговли; найтиэти сведения, ключевые дляпониманияэкономическихи торговыхсвязей междустранамиСредиземноморскогобассейна, вписьменныхисточникахневозможно.Различие вусловиях проведенияизысканий подводой и на землеобусловилоразработкуспециалистамипо следамкораблекрушенийсобственнойсистемы полевыхметодик, отличающихсяот тех, которымипользуютсяих коллеги, работающиена суше.
Специфическойотраслью археологииявляется ландшафтнаяархеология, изучающаявоздействиелюдей прошлогона окружающуюприроднуюсреду. Специалистыв этой областиисследуют следытеррасногоземледелияи других видовхозяйственнойдеятельности, но главноевнимание уделяютпаркам, усадьбами иным объектам, обладающимэстетическойценностью.
Особоеместо в археологииисторическогопериода занимаютантичная археологияи смежные с нейнаправления.Античная археологияизучает древнююГрецию и ДревнийРим, а такжесвязанные сними регионы.В центре вниманияегиптологиинаходитсядревний Египет, ассириологиясосредоточенана исследованиидревней Месопотамии.Все эти направлениявыросли изинтереса кдревнему искусству, который успециалистовпо античнойархеологиисочетаетсясо вниманиемк литературеантичного мира.В итоге ученые, работающиев этой сфере, считают себягуманитариями-классикамии держатсянесколькоособняком отостальныхархеологов, связанныхпреимущественнос традициямиантропологии, истории иобщественныхнаук. В последнеевремя античнаяархеологиянесколькорасширила полесвоей деятельности, начав уделятьбольше вниманияизучению материальнойкультуры иповседневнойжизни, что означаетустановлениеопределенныхсвязей с представителямидругих отраслейархеологии.
3.ОсобенностипамятникаАркаим.
3.1.Историяоткрытия Аркаима.
История исследованиякультурногокомплексаАркаим нескольконеобычна. Онбыл открытвесной 1987 г. наюге Челябинскойобл. в районестроительствакрупной оросительнойсистемы. Строительствонаходилосьфактическина стадии завершения, и по прошествииодного-двухсезонов памятникдолжен был бытьзатоплен.
Всеэто предопределилохарактеркрупномасштабныхполевых исследованийи напряженнуюборьбу с МинводхозомРСФСР за спасениеуникальногоархеологическогообъекта (Аркаим...,1995, с. 196-222). Глубокаялабораторнаяобработкамассовых материаловбыла отодвинутана будущее.
Аркаимкак культурныйкомплекс включаетукрепленноепоселение, прилегающиек нему хозяйственныеплощадки, могильники ряд неукрепленныхселищ. Памятникрасположенна р. БольшаяКараганка иее левом притоке- р. Утяганка, в предгорнойдолине у восточныхсклонов Уральскихгор. Название«Аркаим» (возможно, тюркское «спина», в географическойтерминологии- хребет, водораздел)дано по наименованиюсопки и урочища.
Укрепленноепоселение имеетхорошую сохранностьи четко дешифрируетсяна аэрофотоснимках.На снимкахмасштаба 1:17 500, сделанных в1956 г. (рис. 1), Аркаимдешифрируетсяв виде кольцевойконцентрическойструктуры, образованнойдвумя вложеннымидруг в другакольцами белогофототона. Ссевера, западая юга намечаютсяфрагментытретьего, незамкнутоговнешнего кольца, которое в настоящеевремя визуальноне фиксируется.Участки поверхности, заключенныев двух соседнихкольцах, имеютупорядоченнуюрадиальнуюструктуру, обусловленнуючередованиемтемных и светлыхполос — разваламижилищных конструкцийи радиальныхстен. На стереомоделив центре Аркаимавыделяетсяплоская незастроеннаяплощадкапрямоугольнойформы, ориентированнаяпо линии северо-восток- юго-запад.
На аэрофотоснимкахразличных летза пределамиукрепленияфиксируютсяучастки специальногоназначения, связанные сжизнедеятельностьюпоселения. Этотак называемыеаркаимскиеогороды — следымелиоративныхсооруженийи древнейобработаннойпочвы» упорядоченныеструктурынеизвестногоназначения.
Кромеэтого, в районеукрепленногопоселениярасположенынеолитическиестоянки могильникпозднеямноговремени несколькопогребальныхсооруженийпоздней бронзы. Некрополи, связанные сАркаимом находятсяна расстоянии1, 2 км к северо-востокуот поселенческогокомплекса(Здано-вич Д.Г.,1995, с. 43-53).
В процессеполевых исследованийпоселения имогильникааэрофотосъемкавелась регулярнос двухместногомотодельтапланаобычной и специальнойфотоаппаратурой, позволяющейполучать качественныестереопары3.В последниегоды с воздухарегулярноведется видеосъемка4.Аэрофото- ивидеодокументация, а также геофизическиеработы, проведенныекомплексомвысокочастотноймикромагнитнойсъемки и электроразведкиметодом симметричногопрофилированиякаппаметрии(Тибелиус В.Я.,1995, с. 184-193), позволилицелесообразнои результативнорешать многиечисто археологическиезадачи.
Площадьпоселения впределах двухколец фортификационныхсооруженийоколо 20 000 м2. Археологическимираскопкамивскрыто 8055 м2.Геофизическиеисследования5проведены наплощади более14 000 м2.
--PAGE_BREAK--
3.2.Внешнийвид и возможноепредназначениеАркаима.
В XV-XII вв.до н.э. впервыена Южном Уралепоявляетсяновый тип поселений: городища-крепости, окружённыеземлянымивалами и рвами.Самый известныйиз них — городАркаим, ввидусвоей уникальностиполучившийза нескольколет мировуюизвестность.
Этотгород-крепостьнаходится нарасстоянии60-70 км от г. Сибая.Он открыт чутьболее 5-6 лет назади представляетсобой два кольцаоборонительныхсооружений, которые включаюти жилые помещенияплощадью 180-300квадратныхметров и цитадель.Внутреннепространствомежду наружнойи внутреннейстенами застроенополуземлянкамиразмером 4 на12 м. Дома располагалисьтаким образом, что стенкаодного домаявлялась истенкой соседнего.Стены и полукреплялистолбами, которыеврывались впол. Все домаимели по двавхода: один снаружной стороны, другой с внутренней.У внутреннихстенок домовбыла вырытаканализационнаясистема, покрытаядеревянноймостовой, шириной6 метров. Каждоежилище отапливалосьсобстеннымочагом, имелсяколодец и водосточныетрубы.
НеобычностьАркаима состоитв его круглойпланировке, сложностифортификационныхи малых сооружений, широкому применениюсырцовых кирпичейв строительстве.В настоящемсообщении речьпойдет о центральномрайоне сложениякультуры. Находитсяон на. юге Челябинскойобласти в междуречьедвух крупныхводных артерий-р.Урал на западеи р. Тобол навостоке. Археологическаястрана Синташтыи Аркаима протянуласьвдоль восточныхсклонов Уралас севера на югпочти на 400 км.Сегодня здесьизвестно 16 пунктовс 21 укрепленнымпоселением, многочисленнымиселищами имогильниками.
УкрепленныепоселенияЮжного Уралаимеют различнуюпланировку-овал, круг, квадрат.Чаще всего круги квадрат сочетаютсядруг с другом, но ведущейвсегда являетсякакая-либо однаиз геометрическихфигур. Расположениедомов, хозяйственныхпостроек, улочеквсегда определяетсяпланировкойвнешней оборонительнойстены…… ;-.
Максимальнуюинформациюо крепостяхпредставляетдостаточнохорошо исследованноепоселениеАркаим, в котором.легко увидетьпрообраз будущейгородскойцивилизации.Городище былообнесено двумя-тремякольцамиоборонительныхстен и рвов, закоторыми, словноспицы в колесе, по кругу расположеныжилища.
В центрепоселка находиласьподквад-ратнаяплощадь, вход(или въезд) накоторую былоткрыт толькос одной стороны.Основная частьплощади, безусловно, предназначаласьдля молений.Чтобы попастьв центр, вы должныбыли обогнутьпо периметрувнутреннююоборонительнуюстену, т. е. сделатьпо поселкуполный кругили, точнее, спираль.
Впланировкеи архитектуреАркаима поражаетсочетание, содной стороны, ритуальнойзначимости, с другой-функциональнойобусловленностикаждой детали.Так, планировка«города», являясьоптимальнойв стратегическомотношении, отражает сложныекосмологическиепредставлениядревних. Удивительнопродуманысистемы-отопления, водоснабженияи канализации.Гениальнойпростотой вовсей своейсложностипоражают всеэлементыкоммуникаций.
На поселенияхпетровско-синташтинскоготипа обнаруженыкруглые глиняные«таблички»со знаками-следызарождающейсяписьменности.Смысловые знакинарушаюторнаментальнуюритмику намногочисленныхглиняных сосудахиз поселенческихи погребальныхкомплексов.
Ккругу аркаимскихпамятниковправомерноотнести целуюсерию находокзамечательнойкаменнойантропоморфнойи зооморфнойскульптуры.Это особаястраница мировогоискусства, настоящееоткрытие, укоторой, безусловно, впереди. Япредставляюсебе Аркаимкак ярчайшийпример синкретизмапервобытностив слитностии нерасчлененностисамых различныхначал. В самойпланиграфииАркаима, в сочетаниикругов и квадратавоплощенонеразрывноеслияние небесногои земного. Аркаим- это одновременнои крепость, ихрам, и ремесленныйцентр, и жилойпоселок. Нокаждое в отдельностиэто не первое, не второе и нетретье…
В этомплане интересноодно из понятий«Ригведы», обозначенноесловом «вриджана».Оно встречаетсяв тексте в разныхпадежных формахсвыше пятидесятираз и обозначаетсамое разное:«огороженноеместо», «загондля скота»,«жилище», «несколькожилищ», «вселюди, живущиев одном месте»,«армия», «поселок». Безусловно, за всем этимстоят конкретныеисторическиереалии.
Думаю, что на Аркаимекаждая малаясемья и большесемей-наяобщина имелисвои «комнаты»и дома, свою«прописку», но поселялисьлюди здесь накакой-то относительнокороткий срокв году, на времяритуальныхдейств и необходимыхобщественныхсборов.
Постояннона Аркаимепроживало нетак уж многочеловек. Этомогли бытьжрецы и воины, совмещавшиев себе функцииметаллургов.Хотя по предварительнымподсчетам, Аркаим могодновременновмещать от 1.5до 2,5 тыс. человек.
Впределах обводныхстен, вероятно, не совершалосьни одного полногоцикла какого-либоремесленногопроизводства.Так, судя пометаллургическимшлакам и разногорода отходам, можно предположить, что на Аркаимепроизводилась, в основном, только отливкапредметов изуже готовогосырья и веласьхолодная обработкаизделий избронзы. Аркаим, безусловно, не город. Однакоэто то место, та среда, гдезарождалисьэлементы городскойкультуры.Керамика поселенияАркаим, несмотряна все разнообразиеформ и орнаментации, безусловно, представляетединый комплекс, имеющий своюузнаваемость, свою «знаковость».Однако еслиоказаться вплену традиционныхпоисков аналогийвыделеннымгруппам и типам, вплоть до отдельныхсосудов, тоокажется, чтотаких аналогиймножество иони не сконцентрированына одной территории, а охватываютзначительныепространствастепей и лесостепейЕвразии (ГутковА.И., 1995). Наиболееблизкие параллеливсему аркаимскомукомплексу даютпоселенческиематериалыбаланбашской(абашевской)культуры Приуралья(СальниковК.В., 1954, с. 52-81; ПряхинА.Д., 1976, с. 88-115; ГорбуновB.C., 1986, с. 22-35, табл. II-IV, VI,VIII).
Отдельныетипы аркаимскойпосуды находятаналогии вмноговаликовойкерамике Украины, в катакомбныхи полтавкинскихдревностях, абашевскихи раннесрубныхматериалахна всей территориираспространенияэтих культур.К востоку от«Страны городов»аналогииограничиваютсяпетровскимии раннеалакульскимиматериалами
Многиеспециалисты, историки первобытногообщества иархеологи, считают, чтопоявлениеэксплуатациии классов можноконстатироватьс появлениемпрестижныхпредметов — богатого парадноговооружения, наборов украшений, металлическойпосуды. Концентрациянатуральногоприбавочногопродукта впрестижнозначимых ценностяхозначает иконцентрациювласти в рукахвыделившейсяобщественнойверхушки.
Естьли какие-либопрестижныезнаки на поселенияхи могильникахвторой четвертиII тысячелетиядо н. э. и что можновыделить вкатегориюпрестижныхпредметов? Еслиговорить толькоо вещах, то такойнабор невелик: каменные иметаллическиетопоры, каменныебулавы, бронзовыевтульчатыенаконечникикопий. Однако, в основном, вмогилы кладутсяглиняные сосуды, металлическиедвулезвийныеножи с перехватом, тесла, шилья, каменные наконечникистрел и другиеобычные «стандартные»вещи. В количественномже отношениинаборы предметоврезко различаются.
Если в рядовыхпогребенияхвстречаютсяодно-два изделияиз бронзы, тов социальнозначимых ихдо десяти иболее. В планиграфииподкурганныхплощадок четковыделяютсяцентр и периферия.Центральныемогильные ямыотличаютсякрупными размерамии сложностьювнутреннихконструкций.Из этих ям ипроисходятнемногочисленныепрестижнозначимые предметы.Вероятно, этотолько первыйи весьма специфическийэтап выделенияпрестижныхценностей, воплощенныхв вещах.
Еслиисходить изобщего взглядана археологическиеисточники, невдаваясь вмелкие детали, и рассматриватьих под угломсоциальнойистории общества, то складываетсявесьма противоречиваякартина. роднойстороны, мывидим на Аркаимеи Синташтефактическистандартныедома, близкиемежду собойне только поконструкциии размерам, но, вероятно, и пооформлениюинтерьера.Довольно стандартныйнабор вещейфиксируетсяв могилах, иотдельныепрестижныевещи, кажется, не нарушаютобщей картинысоциальногоединства обществаи традицийпервобытногоравенства.
Сдругой стороны, мощные фортификационныесооруженияи особая, я бысказал, изощреннаязащищенностьцентра. В погребальномобряде -разительноеотличие в размерахмогильных ям, в количествепомещаемыхв них вещей ижертвенныхживотных. Особойсложностьюотличаютсяцентральныенадмогильныеконструкциипри предельнойпростоте периферийныхнадмогильныхсооружений.
В светесказанногоправомерноостановитьсяеще на одномвозможномназначенииАркаима.
Вполевом сезоне1990 г. на памятникевпервые проводилисьархеоастрономическиеисследования.В качествеаналога былвыбран Стоунхендж.Оснований длятакого выборанесколько: кольцеваяструктура обоихпамятников, близкие размеры, почти одинаковаягеографическаяширота (Стоунхендж-51°11'; Аркаим-52°39'), строгая и сложнаягеометрическаяархитектураАркаима и егоособое расположениев чашеобразнойдолине с рельефнымгоризонтом.
Археоастрономическиеисследованиявесьма трудоемкии займут ещенесколькополевых сезонов.Однако специалистыутверждают, что стеноваяконструкциявнутреннегокруга Аркаимаиспользоваласьдревними дляустройстваастрономическогоприбора -универсальнойсолнечно-луннойобсерватории.На горизонтедолины и вархитектуреАркаима древниестроителизафиксировалигеографическиймеридиан ишироту геометрическогоцентра внутреннегокруга, азимутточки восходасолнца в деньлетнего солнцестоянияи вообще все18 астрономическизначимых событийпригоризонтнойастрономиидревности.
Неисключено, чтоточность исложностьастрономическихнаблюденийна Аркаимезначительновыше наблюдений, которые велисьна Стоунхендже.Структура иконструкцияастрономическогоприбора Аркаиманезависимыот «английскойтрадиции» идолжны базироватьсяна многовековойастрономическойкультуре местногонаселения.
СтепямЕвразии какпрародинеиндоевропейскихнароде,, всегдауделялосьбольшое вниманиенезависимоот того, первичнойли называласьэта прародинаили вторичной5. На восточномкрыле индоевропейскогомира языковедытрадиционнопомещают индоиранцев, которые в периодобщности ихтерриториии историческихсудеб называлисебя «арья».Со звучнымсочетанием-«арийскиенароды»-современныйчеловек связываетнеобычайныйвзлет человеческойкультуры, воплощенныйв «Ригведе»и «Авесте»-древнейшихпамятникахмировой литературы.Хотя в письменнойформе они былизафиксированыстолетия спустяпосле их создания, уже на территорииИндии и Ирана; специалистыубеждены, чтонаиболее ранниеслои «Ригведы»и «Авесты»сохранилипервичноеисторическоеядро и содержатреальные сведенияо географиии обществеарийской прародины.
Ивсе же -гдерасполагаласьэта. прародина? Какая землявложила в людейтот мощныйтворческийдух, что определилнепрерывностьразвития культурыв веках, и у истоковкоторого человечествоутоляет жаждудо сих пор? Этотвопрос ужеоколо 200 лет волнуетумы специалистов.Ведущую рольв его изучениидолгое времяопределялилингвисты.Обычно онилокализуютариев в юго-восточнойЕвропе. Иногдаграницы ихобитания определяют«к востоку отВолги» и далеедо Урала и северныхграниц СреднейАзии. Историкии археологинеднок-ратнопредпринималипопытки конкретизироватьвыводы языковедови связать арийскиеплемена с какой-либоизвестнойархеологическойкультуройвеликого поясастепей: срубной, андроновской, катакрмбной, абашевской...
Однакоувидеть в арийскихдревностяхИндии или Иранапроявлениеархеологическихчерт степнойкультуры, вероятно, нереальнаязадача.
Сложностьсравнительногометода заключаетсяв том, что археологическиепамятники чащевсего сильноразрушены ифрагментарны, и при их сопоставлениине исключеныслучайности.С другой стороны, в процессеперемещенияна юг и различногорода с другимиэтническими'группамив иной географическойсреде исходнаяматериальнаякультура ариевдолжна былапретерпетьзначительныеизменения. Иноедело, если враспоряженииспециалистовнаходится целаягруппа памятников, представляющаямаксимальнополную, с археологическойточки зрения, информацию, и эта информацияпозволяет сдостаточнойстепенью надежностиреконструироватьсреду обитания, структуруобщества, авозможно, иобраз жизнидревнего человека.Опираясь натакие крупныеинформативныеблоки, правомерноеще раз обратитьсяк.древнейшимпластам ведийскойи авестийскойлитературыс надеждой наболее результативныевыводы.
ОткрытиеСинташты иАркаима и всегокомплексапамятниковпервой половиныII тясячелетиядо н. э. дает именнотакую информацию, которая позволяетво всем объемеразрабатыватьгипотезу обюжно-уральскойродине Ариев.Убеждение МэриБойс — современногокрупнейшегознатока арийскойпроблемы изороастризмав том, что Зороастрродился к востокуот Волги в 1700 г.до н. э., получилосамое конкретноеподтверждение.
Многослойностьпамятниковподтвержденаархеологическимиданными и материаламидешифровкиаэрофотоснимков.Имеются случаи, когда однопоселениепротого-родскоготипа частичноперекрываетдругое, приэтом руиныболее раннегопоселения, ихконфигурацияне учитываютсяпоздними строителями(Исиней I — ИсинейII, Степное I — СтепноеII и др.). Эти факты, а также полевыенаблюденияза историейсоздания строительныхкомплексов, характеромих разрушенияи трансформациейв культурныеслои позволяютпредположить, что традициипротогородскойархитектурыимеют достаточнодлительнуюисторию в ЮжномЗауралье. Возможно,«Страна городов»существовала150-250 лет.
Достаточнодлительныйсрок существованияпамятниковпротогородскойкультурыподтверждаетсяданными полеопочвоведенияи палеоботаники, вариабельностьюразвития керамическихкомплексови разбросомрадиоуглеродныхдатировок. Внастоящее времяимеется 10 радиоуглеродныхдат, выполненныхна материалахпоселенияАркаим: 8 из нихполучено влабораторииЛ.Д. Сулержицкого, ГИН РАН, и 2 — влабораторииАризонскогоуниверситета, США. Кроме этого, в лабораторияхРоссии и СШАполучено еще9 дат для памятников«Страны городов»- могильнику«Кривое Озеро»(раскопки Н.Б.Виноградова)и поселениюКуйсак (раскопкиТ.С. Малютиной)17.
Основнаязона совпадениядоверительныхинтерваловсоответствуетXVIII-XVI вв. до н.э. Однакоимеется ещеодна группадат, лежащаяв пределахXXI-XX вв. до н.э. Неостанавливаясьподробно напричинах стольвыраженныхрасхождений, отметим, чтоимеющиеся внашем распоряжениирадиоуглеродныедаты не могутбыть принятыоднозначнои нуждаютсяв серьезномкритическоманализе.
В поискахранних истоковаркаимскихкерамическихтрадиций правомерноуказать накультуры энеолита- ранней бронзыПрикаспия иВолго-Уралья, в частности- на ивановскиеи токские комплексыпозднего этапасамарскойкультуры. ИзколлекциипоселенияАркаим хорошовыделяетсяпосуда, близкаятурганигскойкерамике Поволжьяи Приуралья.Отмечая самобытностьПриуральскихи Зауральскихэнеолитическихкультур, исследователинеоднократноуказывали наобщие чертыпозднего этапасамарскойкультуры и еевосточныхсоседей. Ряданалогий керамикаивановскогои токскоготипов находитв материалахсуртандинской, терсек-ской, ботайской. Этоеще раз подчеркиваетучастие местного(восточного)субстрата вформированиикультуры «Страныгородов». Невызывает сомнения, что в ее сложенииопределеннуюроль сыгралонаселениевиш-невской(кротовской)группы памятниковПриишимья иташковскойкультуры НижнегоПритоболья.В заключениенеобходимоотметить, чтопроцесс формирования«Страны городов»шел на определяющем, глубоком фонедревнеямныхтрадиций.
На Аркаимепоражает небогатствоматериальнойкультуры — поражаетее удивительнаядуховность.Это особый мир, где духовностьюнасыщено все- от поселенческойи погребальнойархитектурыдо скульптурныхизображенийчеловека, выполненныхиз камня. Можноутверждать, что мировоззренческиесистемы, сформировавшиесяв аркаимскоевремя, на тыс.-,"., №" чи лет впередопределилиразвитие человеческихсообществ встепной Евразиии, вероятно, далеко за еепределами.
Сконцентрированнаядуховностьпоневоле заставляетупотреблятьприменительнок памятникамаркаимскоготипа не обычныедля нашегобронзовоговека понятия:«протогород»,«раннее государство»,«цивилизация».В современномбытовом смыслеслово «цивилизация»часто употребляюткак синонимслову «культура».Применительнок истории подцивилизациейпонимают эпохистановленияклассов игосударства.Не каждаягосударственностьдает путь культуре.Не преследуяточности научныхформулировок, я бы сказалприменительнок древностям: цивилизация-это та государственность, которая сумеладать миру высокиеобразцы культуры.Это та государственность, которая обеспечилату степеньсвободы личностичеловека, котораяраскрепостилаего духовныймир и реализовалаего потенциальныевозможности.
Интереснов этом планерассуждениеАристотеляпо поводу полисакак наивысшейформы организациичеловеческогообщества. Онперечисляетряд форм человеческихсообществ, историческии типологическипредшествующихполису: домохозяйство, деревня, племя.Эти сообществаобеспечиваличеловекусуществованиев самом простомфизическомсмысле.
Полисже определяетусловие существования«полита», т. е.человека внаивысшемзначении этогослова, главноекачествокотоpoгo-свобода.Полис обеспечиваетчеловеку «высшееблаго» — раскрываетего внутренниевозможности.
Я уверен, чтолюди Аркаимажили в обществетакого типа, которое обеспечивалополет творческогодуха каждогоотдельногоиндивидуума.Это был одиниз тех редких«звездных часовчеловечества», который обеспечилграндиозныйпрорыв из тогдашнегонастоящегов неизведанноебудущее.
“Мифыоб Аркаиме.”
Своимформированиемкультура Аркаимаобязана предшествующимкультурамсоседних областейстепной и лесостепнойзон — во всякомслучае, такговорят археологи.Между тем урусских ультранационалистовимеется свойвзгляд на вещи.После 1991 года, когда русскиенационалистыостро почувствовалисокращение«своей» территориии смещение еек северу, срединих стала популярной«гиперборейскаяидея», к наукене имеющаяникакого отношения.Согласно этойидее прародина«белых людей»,«арийцев»располагаласьв полярнойзоне, возможно, на Северномполюсе. Похолоданиеи наступлениеледников заставилиэтих «арийцев»искать новоепристанищеюжнее. Пройдявдоль Урала, они остановилисьв благодатномкрае, которыйотдельныеавторы связываюткак с «Семиречьем», упоминаемымв «Авесте», таки с таинственным«Беловодьем»русских сказаний.
В любомслучае речьидет о ЮжномУрале, где русскиеультранационалистыи размещают«вторую прародинуарийцев», впоследствиирасселившихсяоттуда по просторамЕвразии отКарпат на западеи до Китая навостоке. Приверженцыэтих представленийрассматриваютЮжный Урал какисточник ведическихверований ирайон едва лине древнейшейв мире государственности, столицей которойбудто бы являлсясвященныйАркаим. Некоторыеиз них идут ещедальше и называютэту государственность«славянской»,«русской».
Чувства, которые порождаетАркаим в русскихультранационалистах, достигают инойраз патетическихвершин. «БылаРусь, была грамота, были свои духовныеценности, идоказательствомтому — Аркаим»,- заявляет Е.Щукин изультранационалистическойпитерскойгазеты «НашеОтечество».Ему вторитавтор «Народнойзащиты» В. Маликов, считающийАркаим «неотъемлемойчастью историирусского народа».ПредставительиркутскогоотделенияНационал-республиканскойпартии РоссииЛеонид Нечипуренков газете «РусскiйВостокъ» называеттывать у русскихоткровенноксенофобныенастроения.Ведь она апеллируетк «великойарийской цивилизации- матери русскогоплемени», призываетрусских вспомнитьо своих «расовыхкорнях» и «арийскомпроисхождении», объявляетАркаим «местомисхода протославянскойгруппы Аркаим»символомрусской славы".Эта концепцияне лишена налетарасизма и призванавоспиарийскогонарода" и в тоже время сокрушаетсяпо поводу современнойдуховной зависимости«белой расы»от какой-точуждой ей культуры, идущей «отпророка Моисея».
4.Заключение
В результатеработы надданным рефератоммы поняли то, что археологиизучают прошлоечеловечествапо материальнымсвидетельствам.Некоторыеархеологиявляются сторонникамимнения, чтоархеологияпредставляетсобой отрасльболее широкойнаучной дисциплины.К примеру, большинствоисследователей, принадлежащихк британскойшколе, считаютархеологиючастью истории.Археологиамериканскойшколы, напротив, по большейчасти видятв археологииотрасль антропологии, вследствиечего курс археологиив большинстве.Существуютразные отраслиархеологии: первобытнаяархеология, изучающаяпервобытнуюэпоху, археологияисторическогопериода, изучающаяпрошлое народов, обладавшихписьменностью. И конечно ямногое узналоб археологическомпамятникеАркаим. Например, то, что историяисследованиякультурногокомплексаАркаим нескольконеобычна. Онбыл открытвесной 1987 г. наюге Челябинскойобл. в районестроительствакрупной оросительнойсистемы. Строительствонаходилосьфактическина стадии завершения, и по прошествииодного-двухсезонов памятникдолжен был бытьзатоплен. Памятникрасположенна реке БольшаяКараганка иее левом притоке- реки Утяганка, в предгорнойдолине у восточныхсклонов Уральскихгор. Название«Аркаим» (возможно, тюркское «спина», в географическойтерминологии- хребет, водораздел)дано по наименованиюсопки и урочища.Аркаим, каккультурныйкомплекс включаетукрепленноепоселение, прилегающиек нему хозяйственныеплощадки, могильники ряд неукрепленныхселищ. Внешнеэтот памятникпредставляетсобой большоесооружение.О его предназначениив историческойнауке до сихпор идут споры.Некоторыеучёные считают, что это древнийгород, другиеполагают — уникальноекультовоесооружение.Необычностьпамятника(Аркаима) порождаетк нему особыйинтерес. Вокругнего рождаетсямногочисленныемифы. Например: что в этом местечрезвычайносильная энергетика, и человек здесьдаже можетзаболеть илинаоборот излечиться.Но, главныйвывод в том, что памятникдо сих пор неизучен. Я самхотел бы побыватьтам, увидетьсвоими глазамии проверитьмифы!