Реферат по предмету "Исторические личности"


Аравия в раннее Средневековье Внутренняя ситуация

Реферат
АРАВИЯВ РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.ВНУТРЕННЯЯСИТУАЦИЯ

АРАВИЯВ РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

КУЛЬТУРАДОИСЛАМСКОЙАРАВИИ

Весьдоисламскийпериод историиАравии мусульманскаяисториографияобозначилатермином «джахилийя»— невежество.Эта концепциявсеобщего«невежества»была воспринятарядом ученых.Однако в последниедесятилетияв историографиисделано немалодля определениядействительногоуровня культурныхдостиженийарабов до VIIв.
Длятого времениарабы имелидостаточноширокий географическийи историческийкругозор, чтообусловливалосьтесными и обширнымиполитическими, торговыми, культурнымии идеологическимисвязями совсеми странамитогдашнегомира.
Историческиепредставленияарабов, особенноо своем далекомпрошлом и осебе, прослеживаютсяв первую очередьв их «генеалогии», свое происхождениеони возводилик земле, камням, скалам, растительности, животным иптицам или кженщине-прародительнице.Все эти представлениянашли отражениев названияхплемен: «сыновьяльва», «сыновьядерева», «сыновьяскалы» и т. д.Первоначальноу арабов небыло понятияо месте своегообитания внеплемен, а затемсо складываниемсоюзов племенэто понятиерасширяетсяи, наконец, складываетсяпредставлениео земном мире, который включали сушу, иводноепространствои названияотдаленныхстран.
Прихарактеристикеразвитияэтноисторическогосамосознанияарабов чрезвычайноважное значениеимеет упоминаниев стихах доисламскихпоэтов территориальныхграниц мира, к которому онисами считалисебя причастными.Эти границыпостепеннорасширялисьдо понятиястраны арабовили земли народаарабов.
Вмиропониманиибедуинов большуюроль играласудьба — рок, которая считаласьисточникомвсех бед. Одиниз поэтов судьбусравнивал сослепой верблюдицей, которая неразбирает, вкого попадети кого убьет.О загробнойжизни у бедуинов-язычниковне было представления, они признавалитолько земноесуществование, но верили вналичие связимежду умершимии живыми черезродство.
Историческаятрадиция доисламскойАравии быласвязана с поэтами, ораторами, мудрецами, судьями. Этилюди были нетолько носителямиисторическогосамосознания, но именно ониформировалиего, восхваляясвой род, своеплемя.
Однакосо временемпоявляютсяустные повествованияи стихи о царствовании, поступках идеятельностицарей и правителейсоседних государств, и эти рассказыявились самойранней формойсвязногоисторическогоповествования.Главное местов этих повествованияхзанимало изложениеотдельныхважнейшихсобытий в жизнирода, племениили какого-либоцарства.
Наивысшимдостижениемарабской культуры, начиная с древности, было созданиетрех видовалфавитногописьма в Южной, Северо-Западнойи в СевернойАравии. Наиболеедревние изизвестных нампамятниковюжноаравийскойписьменностии письменностиСеверо-ЗападнойАравии относятсяко времени доновой эры, асевероаравийской, собственноарабской — кIV в. н. э. (328 г.).Процесс складыванияарабской алфавитнойписьменности, употребляемойи ныне, былдлительными постепенным.
Примечательното обстоятельство, что памятникиюжноаравийскойписьменностивстречаютсякак в Центральной, так и СевернойАравии,* чтосвидетельствуето сравнительношироком длясвоего временираспространенииграмотности.Каждый памятникэпиграфикирассчитан начитателя, иначеон теряет свойсмысл. С другойстороны, несмотряна три различныхтипа письменности, в Аравии складывалсяязык, понятныйвсем племенам.Развитие письменностии общеарабскогоязыка говорито высоком уровнеразвития культурыв регионе вцелом. Однаконеобходимооговориться, что язык, являясьнепременнымкомпонентомлюбой культуры, в то же времявыступает какодно из важнейшихорудий культуры.О сравнительномраспространенииграмотностисвидетельствуети тот факт, чтопри приближениисмерти человекписал завещаниесам или просилоб этом людей, достойныхдоверия. Обуровне грамотностикосвенноепредставлениедает такжеобычай гаданияпо надписямна стрелах.
Арабысоздали высокоразвитуюустную поэзиюи устные предания, которые получилиназвание «Дниарабов». Доисламскаяпоэзия отражалавесь быт, социальныесвязи, обычаиразличныхплемен. Поэтырассказывалио битвах, племенныхсобраниях, традиционныхиграх, отражалинормы общественнойморали. И поэзия, и «Дни арабов»отражают историческиепредставлениятого времени, представленияо прошлом инастоящем.Рассказчикии поэты, описываясобытия, пыталисьустановитьпричинные связимежду ними.Например, одиниз выдающихсяпоэтов Зухейрибн-Аби Сульма(530—627) основнуюпричину падениябылого могуществаплемен виделво взаимнойвражде и всемсвоим творчествомстремилсяспособствоватьпримирениюплемен, страстноосуждал межплеменныевойны.
Набигуаз-Зубийани(535—604) считаютодним из основоположниковполитическойлирики. Он сочинилнесколькокасыд, содержащихнаставлениясоплеменниками союзникам.В них он призывалплемена оставитьраздоры, сохранитьверность союзуи общими усилиямисопротивлятьсяврагам. Проблемавойны и миразанимала важноеместо в творчествеарабских поэтов, среди которыхпрактическине было певцоввойны. Несмотряна племеннойпатриотизм, в творчестведоисламскихпоэтов главноеместо занималаидея союзови объединений.В то же времянеобходимоотметить, чтовопрос о политическомлидере данногоили будущегообъединениястоял остро.Эту роль оспаривалазнать многихплемен, и поэтыне могли стоятьв стороне отданной проблемы.
Творчествовыдающегосяпоэта Имруулькаиса(500—540) являетсязамечательнойлетописьюисторическихсобытий тоговремени, онасохраниламножествосведений поистории и этнографии.Он рассказало политическихсобытиях егоэпохи, о борьбеза влияниемежду Персиейи Византией, об историикиндитов идругих арабскихплемен, показалмногие стороныобщественнойжизни арабов, особенно арабскойзнати.
Языкдоисламскойпоэзии былпонятен жителямвсего полуострова, хотя стихисоздавалисьвыходцами изразличныхплемен. Это былязык, на которомвпоследствииМухаммед произносилсвои установленияи был записанКоран. Поэзиясыграла исключительнуюроль в формированииэтническойи социально-культурнойобщности арабов, как кочевых, так и оседлых.Обычно прикаждом крупномпоэте былсвоеобразныйрапсод, хранившийв памяти многиетысячи стихотворныхстрок. Однакоэти стихи запоминалине только рапсодыи сочиняли нетолько прославленныепоэты. Вообщев Аравии высокоценился дарпоэтическойимпровизации.По каждомуважному случаюв жизни племениили отдельногочеловекапроизносилисьимпровизированныестихи. Это былоестественнойреакцией арабовна то или иноесобытие. Иногдапо поводу одногои того же событиястихи слагалисразу несколькочеловек, иногдастихи илистихотворнаяфраза произносились, казалось бы, при самыхбезнадежных, отчаянныхобстоятельствах, даже передсмертью. Женщиныв стихах оплакивалисмерть своихблизких.
Арабыочень высокоценили меткоеслово и моглиза остроумноеосмеяние человека, который им неугодил, датьавтору богатыедары. В историиизвестен случай, когда быларазвязана войнав ответ наоскорбительноестихотворение.
Арабскиепоэты создалиидеальный образдоисламскогогероя, наделенноговсеми доблестямивоина, смелогонаездника, щедрого в дарах, не жадного кдобыче, верногов отношениик своему слову, речистого. Он— философ, думаето вечных категориях, таких, как жизнь, смерть, судьба, и в то же времяон — пылкийвозлюбленный, гуляка и кутила, лихой игрок.Знаменитыйпоэт Антараибн-Шаддад (VIв.) был певцомвыдающейсяличности.
В доисламскойпоэзии почетноеместо занимаюти поэтессы.Издавна арабыобладали обострённымчувством красоты, занималисьхудожественнойотделкой тканей, одежды, украшений, оружия, бытовыхпредметов. Ещев древней Аравиибыла созданамонументальнаяархитектура, значительногоразвития достиглискульптураи художественнаяроспись.
К VIIв. у арабов сложилисьдовольно точныеастрономическиепознания, началокоторых связанос наблюдениямиза небеснымисветилами счисто практическимицелями.
Однимиз важнейшихдостиженийдоисламскойАравии являетсяискусствосудовождения.Арабы еще вдревностисовершалиединичныепоходы к побережьюЗападной Индиии островам наэтом пути. Страбонк началу новойэры относитразвитие морскойторговли арабовс Индией и Африкой.Затем арабскиекупцы достиглиЛанки, Суматры, Мадагаскара.Морская деятельностьдля арабовприобрелаособое значение, с ней связаноразвитие судостроенияи судовождения.От кормчихтребовалисьточный учетвоздушных иводных течений, лотовые промерыфарватера, знание признаковприближенияк берегу, умениеопределитьглубину поцвету воды, осведомленностьв законах парусногои рулевогоуправленияи многое другое...
Мореплаваниене только расширялогеографическийи историческийкругозор арабов, но и свидетельствовалоо существованииу них совокупностимногих техническихзнаний.

ОБОСТРЕНИЕВНУТРЕННИХПРОТИВОРЕЧИЙ, ВОССТАНИЯПЛЕМЕН

В процессеобразованияраннефеодальногогосударствав арабскомобществе всеболее обострялисьвнутренниепротиворечия.Эти противоречияособенно проявилисьв 30-х годах VIIстолетия, когдана северо-востокеи на юге полуостровавспыхнуливооруженныевосстанияплемен.
Посообщениямарабских источников, восстанияначались подруководствомтак называемых«лжепророков»и некоторыхстарейшинплемен и родов.Говоря о восставших, Я'куби писал:«Толпа, отпав(от ислама), возложилакороны на своихвождей. Племенаотказалисьуплачиватьналог Абу Бекру».
Насеверо-западеобитали многочисленныеплемена и родыгата фан, абс, зубьян и др.Они находилисьв непосредственнойблизости-отМедины и, следовательно, больше другихвосставшихплемен располагалиреальной возможностьюнанести первыйудар столицегосударства.Во главе восставшихстал старейшинаплемени Тальха, еще при жизниМухаммедапретендовавшийна сан пророка.Во главе другойгруппировкивосставшихплемен всталаженщина поимени Саджах, прибывшая кмоменту восстанияиз Месопотамии.На востокевосстало сильноеплемя ханифовво главе с «пророком»Масламой. Этовосстаниеохватило Йемаму, Бахрейн, Оман.На юге полуостровавспыхнуливосстанияплемени киндови множествайеменскихплемен и родовво главе состарейшинами.
Лозунгивосставших, направленныепротив ислама, были лишь внешнейформой, подкоторой скрывалисьглубокиеэкономическиеи социальныепричины: усилениезависимостирядовых членовплемен отфеодализировавшейсязнати, обложениетяжелыми налогамии вызванноеэтим дальнейшееразорениеземледельцеви бедуинов-скотоводов.
Восставшиев первую очередьобрушивалисьна сборщиковналогов и прогонялиих. По свидетельствуБалазури идругих арабскихавторов, представителидвух восставшихплемен заявилиАбу Бекру, что-этиплемена согласныостаться мусульманамии соблюдатьрелигиозныеобряды приусловии, чтоони будут освобожденыот уплаты налогов.Халиф без колебанийответил, чтоесли они невыплатят налога.хотя бы за одингод, то он пойдетна них войной.Таким' образом, распространениеислама былодля правящихкругов мусульманскогогосударстване самоцелью, а лишь средствомвыкачиванияналогов, орудиемприсвоенияприбавочногопродукта с«правоверныхмусульман».
Первыйудар был нанесенплеменам, обитавшимв окрестностях.Медины. Войскамхалифа удалосьсломить ихсопротивление.
Следующийудар был нанесенплемени тамимов.Саджах со своимиповстанческимиотрядами отступалак Йемаму. Некотороевремя халифскиевойска, грабяи убивая, занималитерриториютамимов, затемих перебросилипротив восставшегоплемени ханифов.
Сражениев «саду смерти»— под такимназванием вошлав арабскуюисторическуюлитературубитва, разыгравшаясяв Йемаме междувойсками халифаи ханифами.Халифскиевойска одержалипобеду. Затемони нанеслитяжелое поражениевосставшимплеменам наюге и тем самымликвидировалипоследний очагсопротивления.
Многиестарейшиныплемен не примкнулик восставшим, другие присоединялиськ ним, но в критическиймомент изменяли.
Весьход восстанийс новой силойподчеркнул, что у арабоврод и племя ужераздиралисьвнутреннимипротиворечиями.Основной цельюрядовых членоварабских племенбыло освобождениеот налогов какодной из формклассовогоугнетения иэксплуатации.Родоплеменнаяверхушка, выступавшаяво главе восстаний, стремиласьк упрочениюгосподстванад соплеменникамии боролась забезраздельнуюих эксплуатацию.Один из наиболеепоследовательныхврагов мединскогогосударстваМаслама писалМухаммеду:«Тебе половиназемли и мне ееполовина».Получив отказ, он попыталсявзять силойоружия то, чегоне удалосьдобиться мирнымпутем.
Восстаниябыли подавлены, однако внутренняяборьба в Аравиине прекратилась.Это толкнулоправящую верхушкуна усилениевнешних завоеваний.При сложившихсяобстоятельствахарабскаяфеодализирующаясязнать виделаединственноесредство дляукреплениясвоей политическойвласти и экономическихпозиций в завоеванииновых территорийи ограблениидругих народов.Только такимпутем она моглаукрепить своегосподствонад собственнымнародом. Внешняяобстановкатакже способствовалаарабской экспансии, так как в этомувремени паломогуществоВизантии изначительноослабела Сасанидскаяимперия.
Именнов классовыхпротиворечиях, а не в проявлениивоинствующегодуха и религиозногофанатизмаарабов, как этонеоднократноутверждалосьв буржуазнойисторическойлитературе, следует -искатьодну из главнейшихпредпосылокарабских завоеваний.Богатая добычабыла той приманкой, при помощикоторой правящиекруги мусульманскогогосударствавовлекалиплемена взавоевательныепоходы.

АРАБСКИЕЗАВОЕВАНИЯ

Внешниезавоеваниябыли начатыеще при Мухаммеде.Но после егосмерти халифыпридали имболее широкийразмах.
Первыйпоход началсяк побережьюПерсидскогозалива. В этовремя сасанидскиешаханшахименялись напрестоле почтикаждый год, чуть ли не каждыйсатрап стремилсязахватитьпрестол. Занятыемеждоусобицами, иранские феодалыне обратилисерьезноговнимания напоявлениеарабских войск.
Ужев 633 г. Абу БекрпредложилМусанне, полководцу, выходцу изплемени бакритов, собрать большоевойско и начатьболее широкиезавоевания.Главнокомандующимперсидскогопохода былназначен Халидибн Валид.
Первоначальновоенные действиявелись на правомберегу Евфрата, на территории, населеннойарабами-христианами, которые нередковместе с персамивыступалипротив мусульманскихвойск. Летом633 г. вся территориямежду рекойи пустынейнаходиласьуже в рукаххалифскихвойск. В начале634 г. они перешлина левый берегЕвфрата.
В мае634 г. Халид ибнВалид был отозваниз персидскогопохода и посланв Сирию с 3 тыс.всадников, акомандованиебыло переданоМусанне. Арабывели деятельнуюподготовкук дальнейшимпоходам, размещалив населенныхпунктах своигарнизоны, строили новыеукрепления.Первой в 635 г. былапостроенакрепость Басра, где Оыл оставленгарнизон из800 воинов.
В 637 г.в битве при г.Кадисии противарабов выступилиглавные силыперсидскогогосударства, объединенныев так называемую«великую армиюРустема». Ничисленноепревосходствоперсов, ни боевыеслоны не смоглиостановитьнатиска арабскихвойск. Четкаяорганизация, строгая дисциплинаи большаяманевренностьдали возможностьарабам одержатьпобеду, хотяони и потерялитреть войска.Битва при Кадисиирешила судьбустолицы персидскогогосударства.Ктесифон сдалсябез боя. Арабызахватили всасанидскойстолице огромныесокровища.Каждый участникпохода получилпо 12 тыс. дирхемов.Всего былороздано добычипримерно на900 млн. дирхемов.
В 636 г.был построенг. Куфа (междуХирой и Евфратом), куда была перенесенарезиденцияглавнокомандующегои наместниказавоеванныхобластей. Ктесифонбыл крупнымгородом, центромполитическойи экономическойжизни Ирана, однако завоевателине решилисьобосноватьсяв нем: его географическоеположениевнушало серьезныеопасения, потомучто Ктесифоннаходился заЕвфратом и внужный моменттрудно былобы послать тудаподкрепления.Кроме того, халиф учитывал, что главнокомандующийарабскимивойсками, отделенныйот столицыестественными труднопреодолимымпрепятствием, получал возможностьпретендоватьна слишкомбольшую самостоятельность.Из Куфы войскапосылалисьна завоеваниеновых территорий.
К 638 г.была завоеванаобласть Мосула.Арабские армиипродвигалисьв глубь страныбез большихсражений. Многиеместные сатрапыотказывалисьподчинятьсяперсидскимвластям и переходилина сторонузавоевателей.В 642 г. произошлакрупная битвапод Нехавен-дом.Это был последнийзначительныйбой, данныйперсидскимивойсками. Послепадения Нехавендаарабы сравнительнолегко овладелигородами Рей(современныйТегеран), Казвин, Кумис и вступилина территориюсовременногоАзербайджана.В 644 г. были занятыгорода Хамадан, Кум, Кашан, Исфахан.К 651 г. арабы завладеливсем Ираном, за исключениемобластей наюге Каспийскогоморя, вторглисьна территориюсовременногоАфганистана.
Одновременнос походами вИран началосьи завоеваниеСирии. Первыйпоход в Сириюбыл совершенеще при жизниМухаммеда.Однако с началомвосстанийплемен послеего смертивойска былиотозваны исосредоточеныв Медине. В 634 г.Абу Бекр смогснова отправитьв Сирию значительноевойско (9 тыс.человек). Этаармия быларазделена натри части итремя потокамидвинулась назавоеваниеСирии.
Византийскоеправительствоиспытывалотогда серьезныетрудности.Войны с Ираномослабили военноемогуществоимперии, казнабыла истощена, серьезныеполитическиепротиворечиявынудилиправительствоотозвать основныеконтингентавойск, и районыСирии и Палестиныбыли плохозащищены.
Перваябитва произошлапри местечкеАджанейн подИерусалимом.Она окончиласьпобедой арабскоговойска. Послеэтого мусульманамбез боя сдалисьГаза и другиегорода, расположенныев районе Мертвогоморя. Для завершениязавоеванияюга Палестиныи овладенияИерусалимомбыла оставленачасть войскапод командованиемАмра ибн аль-Аса, а основные силыарабов продвигалисьвперед и к 635 г.завладелирайонами Тивериадыи Галилеи. Грекизатопили долинуИордана, однакоарабам удалосьоттеснить ихза Иордан иподойти к Дамаску.
С мартапо сентябрь635 г. продолжаласьосада столицыСирии; в концеконцов Дамаскбыл сдан. Поусловиям договора, предложеннымзавоевателями, жители городабыли обложеныопределеннойданью, но имбыла обещананеприкосновенностьжизни и имущества.свобода вероисповедания.Все христианскиецеркви былиоставленынетронутыми.
Арабскиевойска затемзаняли городБаальбек, нополководцыопасались идтислишком далекона север, таккак к этомувремени византийскийимператорИраклий собралбольшое войско, примерно в 80тыс. человек, и двигалсянавстречуарабам. Арабскиеполководцыпредпочлиотступить кр. Ярмук и в этомрайоне ждатьгреческиевойска.
В 636 г.огромная армияИраклия, состоявшаяиз греков, армян, славянскихнаемных отрядови арабов-христиан, подошла к лагерюпротивника.Первое же сражениена р. Ярмукокончилосьполным разгромомвизантийскоговойска. Почтився пехотагреков былауничтожена, конница отступилабез боя. Преследуяотступавшиечасти, арабывторично занялиДамаск. Приэтом мусульманезаняли частьцерквей и половинуглавного соборапод мечети.
К концу637 г. арабы занялиприбрежныегорода Сирии, а в 638 г. Иерусалим.Взятие Иерусалимабыло большимсобытием и дляхристиан, и длямусульман, потому что ите и другиесчитали егосвященнымгородом.
Сирийско-палестинскийрайон был выделенв отдельноенаместничество, и во главе егопоставленМуавия из родаОменядов.
ПослезавоеванияСирии началсяпоход в Армению.Обогнув оз. Вани гору Арарат, арабские войскавступили в 642г. в долину Аракса; взяли столицуАрмении Двин, захватилибогатую добычуи вернулисьв Сирию. В результатемноголетнихпоходов арабыовладели в 658г. территориейАрмении и частиГрузии, а заКавказскимхребтом дошлидо земель хазаров.В том же годуарабы безуспешнопопыталисьзавладетьКонстантинополем.
Послевзятия Иерусалимаарабский полководецАмр ибп аль-Асотправилсяс войском вЕгипет, населениекоторого былонедовольноналоговой ирелигиознойполитикойвизантийскихвластен. В 640 г.Амр со своимвойском достигНила и занялоазис Фаюм.
Послеэтой победыХалиф Омарпослал емуподкреплениев 4 тыс. человек, во главе которыхстоял Зубейр, один из ближайшихсподвижниковпророка и советниковсамого халифа.Умело использовавсоперничествовизантийскихкомандующих, Амр в битве приг. Гелиополисеразбил их войска.
В 641 г.был захваченг. Вавилон. Вто же время вВизантии началасьборьба междуразличнымиполитическимигруппировками, что принудилопоспешить сзаключениеммира, по условиямкоторого Византияплатила даньарабам и обязываласьв течение 11 месяцеввывести всесвои войскаиз Египта ивпредь их тудане посылать.Арабы со своейстороны обязалисьне заниматьцерквей и сохранитьсистему управления, ранее существовавшуюв Египте.
В сентябре642 г. Александриябыла занятаарабами.
Амр, назначенныйнаместникомв Египте, основалсвою резиденциюна правом берегуНила, где в 643 г.был заложенгород Фустат(ныне старыйКаир).
ХалифОмар приказалсоединитьканалом Красноеморе с Нилом, чтобы по этомупути перевозитьегипетскуюпшеницу в Аравиюи в нужный моментбыстро переброситьвойска из Мединыв Египет. Арабывосстановиликанал, существовавшийпри фараонах.
Арабскиезавоеванияпродолжалисьв СевернойАфрике, и к 648 г.арабские войскадошли до Карфагена.Жители этогогорода откупились, уплатив арабамбольшое количествозолота. Арабскиевладения вСеверной Африкевключали Ливиюи Триполи.

Списоклитературы:

Историястран Азии иАфрики в средниевека. Ч.1. М.: ИздательствоМосковскогоуниверситета.1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.