Реферат по предмету "Исторические личности"


АВ Суворов жизненный путь и военно-теоретические взгляды

РЕФЕРАТ
по курсу«Военная история»
«А.В. Суворов– жизненныйпуть и военно-теоретическиевзгляды»
1. Жизненныйпуть А.В. Суворова

СуворовАлександрВасильевич(13 ноября 1730 г. –6 мая 1800 г.). Родилсяв семье военнослужащего.Его отец –генерал-аншефи сенатор отличалсявысокой образованностью.С детских летСуворов проявлялинтерес к военномуделу, изучаяфортификацию, артиллериюи военную историю.
В 1742 г. А.В.Суворов зачисленмушкетеромв лейб-гвардииСеменовскийполк. В 1748 г. онначал действительнуювоенную службу.В 1754 г. получилпервый офицерскийчин поручикаи назначен вИнгерманландскийпехотный полк.В 1756–1758 гг. служилв Военной Коллегии.
Началобоевой деятельностиА.В. Сувороваотносится кСемилетнейвойне 1756–1763 гг.Участвовалв сражении подКунерсдорфоми во взятииБерлина (1760 г.). В1761 г. командовалотрядом, участвовавшимв овладенииКольбергом.
В 1763–1769 гг.Суворов командовалСуздальскимпехотным полком, где составилинструкциюпо воспитаниюсолдат, внутреннейслужбе и боевойподготовкевойск («Полковоеучреждение»1764–1765 гг.). В 1768–1772 гг.участвовалв военных действияхв военных действияхпротив войскШляхетскойБарской конфедерации.
Во времяРусско-турецкойвойны 1768–1774 гг. всоставе 1-й армииразбил туроку Туртукая ипри Козлуджи.
В 1773–1774 гг.участвовалв подавленииКрестьянскойвойны Пугачева.В 1776–1779 гг. командовалвойсками вКрыму. В 1782–1784 гг.командовалКубанскимкорпусом. В1785–1787 гг. командовалВладимирской, Петербургскойи Кременчугскойдивизиями.
С началомРусско-турецкойвойны 1787–1791 гг. вчине генерал-аншефаруководилоборонойХерсон-Кинбурнскогорайона. В октябре1787 г. уничтожилдесант у Кинбурна.В 1788 г. участвовалв осаде Очакова.В 1790 г. штурмомвзял Измаил.
С 1791 г. командовалвойсками вФинляндии. В1792–1794 гг. командовалвойсками наюге России. В1795–1796 гг. командовалвойсками вПольше. В 1795–1796гг. на Украине.Написал «Наукупобеждать».В 1797 г. уволен вотставку.
В 1798 г. назначенглавнокомандующимрусскими войскамив СевернойИталии. В ходеИтальянскогопохода (1799 г.) одержалпобеды на р.Адда, р. Треббияи при Нови. В1799 г. совершилШвейцарскийпоход.
А.В. Суворовне знал поражений.ПоследовательПетра I и ученикП.А. Румянцева, великий тактики стратег, онподнял на небывалуювысоту русскоевоенное искусство.В памяти народаА.В. Суворовявляется любимейшимнациональнымгероем. В 1942 г., вразгар ВеликойОтечественнойвойны, был учрежденполководческийорден Сувороватрех степеней, которым награждалисьза выдающиесязаслуги передРодиной военачальникиот командираполка до командующегофронтом.

2. Военно-теоретическиевзгляды Суворова

Русскаявоенная теориясложилась втечение XVIII в. врусскую военнуюшколу, началокоторой былозаложено ПетромI, дальнейшееразвитие онаполучила уРумянцева исвое наиболееяркое и глубокоевыражение –у великогорусского полководцаСуворова.
ВзглядыСуворова поосновным вопросамвоенного деланужно рассматриватькак конкретноевыражениевоенной идеологиипрогрессивнойчасти дворянства.Она являетсяступенью квоенным теориямдекабристов, выступившимв начале XIX в. сконкретнойпрограммойпереустройстварусской армиина буржуазныхначалах.
Военныевзгляды Сувороваскладывалисьв период быстройи кореннойломки общественно-экономическихи политическихусловий жизниряда крупныхстран Европы.Если в Россиипроцесс внедрениякапитализмашел медленнои не проявлялсяв активныхформах, то воФранции ужепобедил и утвердилсякапитализм– новый общественно-экономическийстрой которыйпородил навое, буржуазноевоенное искусство.Мимо этих событийне мог пройтиСуворов. Какодин из представителейабсолютизма, он активноборолся сполитическимипоследствиямипобеды и распространениякапитализмав Европе, ноделал это, мобилизуяпередовыеспособы ведениявойны и боя. Вэтом одна изпричин победрусской феодальнойармии над буржуазнойармией Франциив 1799 г. и в последующиегоды.
Сувороввыступал противнемецкой теории, которая былаобращена назади противопоставлялей свою болеепередовуютеорию. Суворовнеоднократноуказывал насвязь войныс политикой.Об этом говорятего письма изФинляндии, изКрыма, из Италии.Задолго доКлаузевицаРумянцев иСуворов сформулировалив теории иреализовалина практикеэту связь войныс политикой.Правда, онипонимали этусвязь толькокак подчинениевойны внешнейполитике, которая, по их мнению, есть выражениеотношений междугосударствами.
Трактуяв этом планесвязь войныс политикой, Суворов стремилсяактивнымидействиямиразрубитьполитическиеузлы противоречий.Он полагал, чтораз война начата, то все должнобыть направленона успешноеее завершение.Решение войныСуворов искалне в пассивныхпринципахкордоннойстратегии, ав активныхдействиях, причем в этомслучае он требовалучитыватьхарактер войны, особенностьпротивникаи ту местность, где придетсявести борьбу.
Главноев войне, полагалСуворов, разгромживой силыпротивника.Осуществлениеэтой задачиможет бытьдостигнутопутем решительногопоражения войскпротивникав полевом сражении.Для достиженияпоставленнойзадачи нужнососредоточитьсвои силы идействоватьактивно. «Кордоннаялиния всегдаможет бытьопрокинута: неприятельпо своему произволуустремляетсилы на одинпункт, междутем как обороняющийся, оставаясь ещев неизвестности, имеет свои силырассеянными…главные же силыдолжно держатьв совокупности».
Толькоактивные действияобеспечиваютуспех в войне.Основным видомвоенных действийдолжно бытьнаступление.Если приходитсяперейти к обороне, то она должнаобеспечитьпереход внаступление.
Судьбувойны решаетгенеральноесражение. Оно– кульминационныйпункт войны.Сосредоточивсилы на главномправлении, нужно идтиискать противника, самому создаватьобстановкуи бить его вполе. «В деньсражения илив доходе, – писалСуворов Скрипицынуиз Варшавы, –он (полководец)всегда полагаетна весы, всеобдумывает…он никогда неувлекаетсястечениемобстоятельств, но подчиняетих себе, действуявсегда по правиламсвоей неусыпнойпрозорливости».Проблема генеральногосражения решаетсяСуворовым вплане решенияглавной задачи— уничтожениявсей армиипротивника.«Оттесненпротивник –неудача; уничтожен– победа», –говорил он.Главное нужновидеть войнув целом и найтиосновное звенов ней. «Я, какЦезарь, – любилговорить Суворов,– никогда неделаю плановчастных – гляжуна предметыв целом». В концеже своей полководческойдеятельностиСуворов вплотнуюподошел к новомуспособу решениястратегическихзадач. В Итальянскомпоходе он применилсистему сражений, основной задачейкоторой былоуничтожениеживой силыпротивника.После разгромаармии противникаон полагалнеобходимымовладетьэкономическимии политическим»центрами страны.
Всем этимзадачам должныбыть подчиненыорганизациявойск, организациятыла (снабжения)и управления.
Все этиположениястратегииСуворова позженашли своевыражение вполководческомискусствеНаполеона, который, располагаязначительнобольшими силамии средствами, действовалв иных историческихусловиях.
Изучениевопросов стратегииСуворова позволяетутверждать, что в его лицеРоссия имелаполководцане только русского, но и мировогозначения. Онбыл не толькоблестящийпрактик, но иглубокий теоретик, давший обоснованиеновой стратегиии тактики иразработавшийновую системуобучения ивоспитаниявойск. Суворовоказал большоеи многостороннеевлияние наразвитие русскоговоенного искусства.Великий новаторсмотрел впередн предвосхитилв области стратегиии тактики то, что было признанотолько в XIX в. Сего именемсвязана разработкановой стратегии, в основе которойлежала идеярешать судьбувойны системойсражений.
Отмечаяпередовые чертысуворовскоговоенного искусства, Энгельс указывал, что суворовскаястратегияблизка к стратегииXIX в. Разработкаже тактикиколонн и рассыпногостроя подводилак тактике «массовыхдвижений», характернойдля новой, буржуазнойармии. «В решительныхсражениях, вкрупных бояхрусские никогдане действовалииначе, как крупнымимассами. Суворовпонимал необходимостьэтого уже приштурмах Измаилаи Очакова», –указывал Энгельс.
Огромноезначение имеютвзгляды Суворовав области тактики.Свой тридцатилетнийопыт боевойи военно-организаторскойдеятельностиСуворов обобщилв «Науке побеждать».«Наука побеждать»составила эпохув тактике XVIII в., в ней великийполководецсформулировалсвое тактическоекредо. Важнейшейособенностьюэтого замечательногонаставленияпо тактикеявляется отсутствиешаблонов.
«Тривоинские искусства»Суворова – этоосновные, отправныеположения, которыми должныруководствоватьсяв многообразнойбоевой действительности.В принципыСуворова входит:
«Первое– глазомер: какв лагере стать, как маршироватьгде атаковать, гнать и бить».Глазомер – этоточное знаниеусловий дляразгрома противника,«для занятияместоположения, примерногосуждения осилах неприятельских, для узнанияего намерений».
«Второе– быстрота».Смысл ее – вобеспечениитактическойвнезапности:«неприятельнас не чает, шитает нас за100 верст, а колииздалека, на2-х, 3-х стах и больше.Вдруг мы нанего, как снегна голову. Закружитсяу него голова; атакуй, с чемпришли, с чембог послал».
«Третье– натиск. Ноганогу подкрепляет, рука руку усиляет.В пальбе многолюдей гибнет.У неприятеляте же руки, дарусского штыка, не знает. Вытянулинию, тотчасатакуй холоднымружьем. Недосугвытягиватьлинию – подвигиз закрытого, из тесногоместа. Пехота, коли в штыки, кавалерия тути есть. Ущельяна версту нет, картечи чрезголову – пушкитвои… В двухшеренгах сила, в трех – полторысилы: передняярвет, втораявалит, третьядовершает».
Главноесредство войны– бой. В данныйпериод развитиявоенного делаСуворов несводит бой кфронтальнойатаке, а намечаетнесколько видовбоевых действий(баталий).
«Баталияполевая». «Триатаки: в крыло, которое слабее; крепкое крылозакрыто лесом; это немудрено: солдат проберетсяболотом; тяжелее(через) реку –без мосту неперебежишь.Шанцы всякиеперескочишь; атака в срединуневыгодна…атака в тылочень хороша, только длянебольшогокорпуса, а армиеюзаходить тяжело.
Баталияв поле: линиеюпротив регулярных, кареями противбусурман –колонн нет»французов же«бить колоннамиж».
«Баталияштурм. Ломичрез засеки, бросай плетничрез волчьиямы, быстробега, прыгайчрез полисады, бросай фашины, опускайся вров, ставь лестницы.Стрелки очищайколонны, стреляйпо головам.Колонны, летичрез стену навал, скалывайна валу, вытягивайлинию...».
«Баталияна окопы наоснованииполевой». «Ударьв штыки, коли, гони, бери вполон».
Основноеотправноеположение«Науки побеждать»состоит в том, что главнаясила армии –солдат, техникав его руках –лишь средствопобеды. «Каждыйсолдат долженпонимать свойманевр», тоесть знать своиобязанностии мастерскивладеть оружием.«Учение свет, а неучениетьма. Дело мастерабоится», – писалСуворов.
Громадноезначение придавалСуворов ролиморальногофактора навойне. В то времякак военныетеоретикиЗапада (Ллойди другие) основывалисвои военныетеории толькона действииматериальныхфакторов, Суворов, в условияхкрепостническойРоссии, выдвинулряд положений, свидетельствующихо более глубокомпонимании имроли и значенияморальных силсолдата. Есливоенная теорияЗапада виделалишь Полководцаи только в егокачествахискала решениявопроса, тоСуворов полагал, что исход бояи всей войныв целом преждевсего зависитот моральнойсилы войск иих решимостипожертвоватьсобою для достиженияпобеды.
Со времениПетра русскаявоенная школапроповедоваласолдатам, чтовойна естьсерьезноеиспытание длягосударства, а долг солдата– защищать своюродину, и поэтомусолдат являетсяпочетным слугойглавы государства— царя. В этихутвержденияхесть две стороны.Одна состоитв стремленииприкрытьобщенароднымиинтересамиклассовыеинтересы дворянства, а другая — вправильном, прогрессивномдля той эпохиположении, чторешающей силойна войне являетсячеловек. Суворовпервый средиполководцевсчитал, что навойне определяющеезначение имеетобученный, оснащенныйпередовойтехникой ивоспитанныйсолдат.
Еслизападные теоретикиверили тольков силу прусскоймуштры, котораядолжна былапревращатьлюдей в слепыхисполнителейволи одногочеловека, иармия рассматриваласькак хорошослаженнаямашина, в которойсолдат являетсялишь автоматом,«артикуломпредусмотренным», то Сувороввыдвигаетглубоко продуманнуюсистему воспитаниячеловека-солдата, способногосамостоятельнорешать военныезадачи. Бойтребует высшегонапряжениявсех человеческихсил. Солдатлегче вынесеттрудности ииспытания, еслион будет пониматьсвой маневр», и все свое мужествои храбростьпомножит науменье, еслибудет «на себянадежен». Проблемаличности солдатаособенно островстала приразработкеновых принциповведения бояв расчлененныхбоевых порядках.На Западе, гдегосподствоваласистема найма, имелась всякаявозможностьперехода кглубоким, расчлененнымбоевым порядкам, предоставлявшимзначительнобольшую самостоятельностьне только офицеру, но и солдату.В линейностивидели единственноесредство держатьармию в повиновении.
Суворовсмело решаетвопрос о внедренииразличныхрядков: линия, каре, колонны, сочетаниерассыпногостроя и колонни т. п. Перед нимне стоит вопросо том, что «солдатубежит», таккак русскаясистема комплектованиядавала инойлюдской состав, нежели на Западе.Перед Суворовымстоит другаязадача: каквыработатьу солдата всете качества, которые нужныему для новогоспособа ведениявойны и боя.Эту задачу они решает своейсистемой обучениявоспитаниявойск.
Итальянскийи Швейцарскийпоходы обогатилитактику новымиспособамиведения боя.Под ТреббиейСуворов показалпониманиесущности встречногобоя, которыйстал возможнымтолько тридействиях врасчлененныхбоевых порядках.Этот вид бояСуворову былизвестен ираньше; уже подКозлуджи мывидим элементывстречногобоя. Перед сражениему Треббии Суворовдал войскамдиспозицию, в которой наметилпорядки боевыхдействий наосновании новыхидей. Войскадолжны быливступать в бой, действоватьсамостоятельно, продвигатьсяпо рубежам.
Особенностьюсражения у Новибыли действияна широкомфронте: нанесениенесколькихударов (отвлекающихи главного), завязка бояавангардом, стягиваниев бой главныхсил, решениезадачи крупнымирезервами.
Суворовдал определениесущности вдовойтактики горнойвойны, которуюон разработалво время Швейцарскогопохода.
За сорокалетнююпрактику Суворовпрошел путьот линейнойтактики дотактики колонни рассыпногостроя. Суворовбыл новаторомв полном смыслеэтого слова, он непрестаннонаходил всеновые и новыеспособы ведениябоевых действий.
Мы ненаходим, чтобыу Суворова поспособам ведениясовпали хотябы два сражения.Отсутствиешаблона – главнаячерта его тактики.ВозможностиСувороваограничивалисьфеодально-крепостническимстроем России, рекрутскойсистемой игосподствующимв то времягладкоствольныморужием. Однакоон смог взятьиз имеющихсяв его распоряжениисредств все, что они моглиему дать. Этотвеликий полководецсоздал новуюэпоху в историивоенного искусства.
В началесвоей деятельностиСуворов активизироваллинейную тактику, разрешив вопросо соотношениичеловека итехники в бою.На первом планеу него был неогонь, а штыковойудар, что в условияхмануфактурногопериода войныбыло правильным.
ПозжеСуворов разработалосновы новойтактики колонни рассыпногостроя.
Суворовпо-новому разрешилвопрос изученияместности ипротивника, так как на этойоснове оценкиобстановкибыстрота ивнезапностьсоздаваливозможностьпораженияпротивника, что и было основаниемдля суворовскогоутверждения«Воюют не числом, а уменьем».
Суворовотрицал шаблоны.Он действовалвсегда в соответствиис обстановкойна основе строгогорасчета. Решительностьи осторожность, строгий расчети стремительностьдавали возможностьСуворову безошибочновыбирать направлениеглавного удара.
Управлениебоем на основеприказаний, предоставлениеинициативыотдельнымначальникам, действия встрогом соответствиис обстановкой, наконец, созданиесвоими действиямиблагоприятнойобстановки— вот характерныечерты «нападательнойтактики» Суворова.
Военно-педагогическаясистема Суворовасложилась впроцессе борьбыпрогрессивногос реакционным.Она стала выражениемпрогрессивноюначала в областибоевой подготовкивойск. ВзглядыСуворова напоучение ивоспитаниевойск развивалисьв течение сорокалет. Они совершенствовалисьв процессеразработкиоснов новойтактики, опиралисьна его положенияв области тактики, определялисьими.
Суворовглубоко изучилопыт боевойподготовкивойск петровскоговремени. Он могубедиться вправильностипетровскихначал, на основекоторых былиобучены русскиевойска, действовавшиев Семилетнейвойне, и могтакже убедитьсяв прочностипрусской тактикии прусскойсистемы подготовкивойск. Суздальскийпериод – этопериод исканиймолодого Суворова.В это время онеще не идетдальше линейнойтактики и наее основеразрабатываетначальныеоснования своейсистемы, которыезатем былизакрепленыим в «Полковомучреждении».
Центртяжести «Полковогоучреждениямлежит в строевойподготовкеполка. Суворовисходит изтого, что главнаясила армии –солдат, и основнаязадача состоитв том, чтобывооружитьсолдата знаниемоснов военногодела. «Не надлежитмыслить, чтослепая храбростьдает над неприятелемпобеду, ноединственносмешанное соною военноеискусство, которое должноприобретатьсяв мирное время, через экзерцирование».«Ничто… такне приводитв исправностьсолдата, какего искусствов экзерциции; в чем ему дляпобеждениянеприятелянеобходимаянужда, для тогонадлежит емуоной обученубыть в тонкость».Постояннаяэкзерцициядолжна состоятьв «захождениях…дабы солдатпо всякомудвижению ипостановлениюфронта противнеприятеля– искусен был»и в «скорой иисправнойпальбе». Всеэто дает солдатам«смелый вид…Исправность, бодрость, смелостьи поворотливость».
Строеваяи огневая подготовкаможет бытьосуществленапутем правильнойорганизацииодиночной исовместнойподготовки.Одиночнаяподготовкадолжна былапривить элементарныенавыки построения, поворотов наместе и в движении, сначала безружья, а затеми с ружьем. «Такимобразом, новоопределенныхрекрут, обучасполна движениюног, надлежитобучать действиюрук, преждеприемов по-одиначке, по-шестакам, большою ширенгоюи целою командоюв три ширенги».«После приемовскорому заряжаниюс примерноюпальбою: 1-е –простопо-одиночкес оказаниемвсех темпови приемов строя.2-е – с знакамито-шестаками большею ширенгою.3-е – скоромучетверократномузаряжанию спримерноюпальбою… 4-е –… Спальбою нафронт неприятельской, с хождениемвперед...»
Суворовтребовалсистематическипроводитьобучение, показываякаждый приеми закрепляяего упражнениями.«Все, что рядовому…исполнятьдолжно, частоим подтверживать, дабы свою должностьне забывали».Все обучениеСуворов связываетс практикой, он учит тому, что нужно навойне. «Суетнобы то было, ежелиротному командируроту свою толькок лагерю наэкзерцированиеготовить, ночрез сие нетокмо готовавсякой час насмотр, кто- быне спросил, пои на сражениесо всякимнеприятелем».
Суммируяв 1771 г. свой опыт, Суворов отмечал:«По данномув полк моемуучреждению, экзерцированиемое было не накараул, на плечо, но прежде повороты, потом различноемаркирование, а потом ужеприемы, скоройзаряд и конец– удар штыком.Каждый шелчерез мои рукии сказано емубыло, что болееему знать ничегоне осталось, только бы выученноене забывал. Такбыл ом на себяи надежен, основаниехрабрости».Отмечая в 1770 г.успешные действиясуздальцев, Суворов писал:«А что такдерзновенны, я один томувиновен».
В воспитанииСуворов требовалпрежде всегодобиватьсятвердой дисциплины, ибо «толькоблагоустроенноесогласие всехчастей полкусодержит еготвердостьнепоколебимуи неослабноенаблюдениенужных военныхправилов, якодуша оное матероетело просвещает».Воспитываяу солдата храбрость, смелость имужество, нужноформироватьего достоинство(«честолюбие»), ибо имя «солдат»есть «первеющее».К солдатурекомендовалосьподходитьгуманно, таккак «умеренноевоенное наказание, смешанное сясным и краткимистолкованиемпогрешности, более тронетчестолюбивогосолдата, нежелижестокость, приводящаяоного в отчаяние».
Большоевнимание обращалСуворов навоспитаниеунтер-офицерскихкадров. В Суздальскомполку «капралбыл почтен вкарпоральстве, как капитанв роте. Имелсвоего ефрейтораи экзерцирмейстера, производимбыл с возможнейшимнаблюдениемстаршинства, по достоинству, без рекомендации…Всякой имелчестолюбие!».Суворов требовал, чтобы офицерысами воспитывалисвоих солдат.«Знают офицеры, что я сам тоделать не стыдился,— говорил он.— Четвертогогранодерскогополку людибодры, мужественны, да не храбры, что тому притчина? Они на себяненадежны, полковник самленитца учить, а то тольковерит другим».
В суздальскийпериод Суворовпроводил лагерныесборы, которыебыли установленыс 1765 г. как обязательноеусловие летнейтактическойподготовки.Во время лагерейнаряду с экзерцициямион проводилтакже эволюции.Они заключалисьв полевых учениях, где приобреталисьзнания элементовлинейной тактики.На этих ученияхобычно проводилисьодносторонниенаступательныедействия. Полкподнималсяв любое время, в любую погоду, совершал марш, во время которогоразыгрывалисьтактическиезадачи пофорсированиюрек, прохождениюдефиле, проведениюштурмов и атак.
Смыслсуворовскихучений состоялв том, чтобы вэтих боевыхпостроенияхвидеть необоронительные, а наступательныестороны. Этовидно из письмаСуворова Веймарну:«Как в Ладоге, так уже и подСмоленском, зимою и летомя их приучалсмелой нападательнойтактике».
Во времярусско-турецкойвойны 1768–1774 гг.Суворов разработалосновные принципыновой тактикиколонн, в основукоторых леглоего учение онаступательномбое. На польскомтеатре он применяетрассыпнойстрой. На турецком– рассыпнойстрой в сочетаниис колонной(Туртукай), батальонныекаре (Козлуджи).
Переходк расчлененнымбоевым порядкампотребовалтеоретическогоосмысливанияи обобщениябоевого опытадля доведенияего до войск.В приказах 1774и 1778 годов былобобщен опытрусско-турецкойвойны 1768–1774 гг., на крымскихманеврах показаныновые способыведения военныхдействий.
Главнаязадача, доставленнаяв приказах, —освоение принциповнаступательногобоя. «Господамполковым командирамв каждом полкувесьма затвердить:…фронтовыеманевры, завороты, наступательныедвижения, фланговыеобращенияфронтов… о томобучать семуи с стрельбою, которая недолжна исправлятьсямножествомпатронов, ноцельным прикладоми скорым зарядом».На маневрахрекомендовалосьобучать колоннытвердым и весьмапоспешнымдвижениям, маршам и обращениямво все стороны, а затем новымбоевым порядкам.«В поле варварыпобеждаются: страшными импехотнымикареями, исходящимииз него картечамии мелкою пальбою...», которые и составляютоснову боевогопорядка. Сочетаниерассыпногостроя и каре, а также рассыпногостроя и колоннмогут варьироватьсяв зависимостиот местностии обстановки.В приказе от1778 г. Сувороввыдвигает рядновых тактическихидей.
Особенныйинтерес представляютуказания Сувороваоб обученииметкой стрельбе, для чего онрекомендовална «примернойпальбе разбиватьдоски пулями, в мишенныеметы… Мишеннойстрельбе обучатьвначале: одиначкою, шестками вширенге, карпоральноюротною ширенгою, рядами, карпоральствами, ротами, баталионами».Наконец, и чтоособенно важно, Суворов предложилиметь «в каждомпехотномкарпоральстверотных четырестрелка; сиибьют в их ранжире…Сколько ж сиеслужит длясоблюденияогня, известнотонкой практикевоенной».
Втораяидея заключаласьв использованииполевых инженерныхукреплений.
На маневрахвполне определялисьте формы и методыведения боя, которые Суворовприменил стольмастерски впериод русско-турецкойвойны 1787–1791 гг.Однако в нихеще не видносквозных атак, нет атаки назаднюю шеренгу.
Главнойзадачей былабыстрота маневра, а целью обучения– способ атакиразвернутымстроем первойлинии неприятеля, затем колоннамиили каре второйлинии. Не менееважно былоразвитие глазомера– когда проходят«картечнуючерту» полевойартиллерии(200 м), полковойартиллерии(120–150 м) и «вернуючерту пуль»(50–60 м). Значениеманевров Суворовсформулировалчетко и ясно:«Военное обучениедолжно служитьупражнениемвышним начальникамнад их нижними».Полагая, что«производитьего (нужно) вовсякое способноевремя, по силеописания воинскогостроя 1763 года», Суворов считалсебя свободнымв выборе формэволюции. Задачейманевра являетсяобучение действиямкрупными массами, причем «нужнонаблюдениев эскадронахинтервалов, для врубкисквозь оныевторой кавалерийскойлинии»… Казаковобучать сильномуупотреблениюдротика, подонскому егоразмеру, в атаке, сшибке и погоне.И пехоту разныммаршам, быстрымдвижениям разпострой но, обращениямвперед и эволюциям, употреблениюштыка и ружья, к скорому заряжанию, жесткой атаке, а особливополковыми ибаталионнымикареями».
Особоважным Суворовсчитал проведениебольших маневровдля того, чтобы«твердо обучатьцелыми частямивойска поспособностям».Таким образом, войска Сувороваосвоили основныеположения новойтактики дляведения военныхдействий противтурок. Правильностьбоевой подготовкипоиск Сувороваподтвердиларусско-турецкаявойна 1787–1791 гг. Всражениях приФокшанах иРымнике оправдалисебя сочетаниерассыпногостроя и кареи наступление, как основнойвид боевыхдействий. Огромнуюроль сыгралтакже опытСуворова подИзмаилом дляразработкиполевой фортификациии новых методовштурма крепостей.
Самыйинтересныйэтап военно-педагогическойдеятельностиСуворова составляет, пожалуй, тульчинскийпериод. Именнов этот периодон заканчиваетразработку«Науки побеждать».Ей непосредственнопредшествуетприказ Суворова1794 г., в которомсформулированряд положений, вошедших затемв «Науку побеждать».
В «Наукепобеждать»Суворов сформулировалсвои принципынаступательногобоя: глазомер, быстрота инатиск. Дляпроведениявсех этих видовнаступательногобоя Сувороврекомендуетлинии, колонныи каре. Смыслвсех ученийи состоял восвоении новыхпринципов боя.Быстрота, стремительностьи натиск делалиучения короткими, но чрезвычайнонапряженными.«Солдат ученьелюбит, – говорилСуворов, – былобы коротко, дас толком».
Суворовпроводил марши, развертывал, строил в линии, сводил войскав колонны и т.п. с одной целью– научить солдатиз любого положенияи в любых условияхвступить в бойи перейти ватаку. СначалаСуворов рекомендовалодносторонниеатаки, позжеон перешел катакам двусторонним.Для проведенияатак Суворовразделял своисилы на двеполовины, затемони начиналисближение; подойдя другк другу на 100 шагов, войска бросалисьв атаку бегомс ружьями на-перевес.Атака производиласьпри пушечноми ружейномогне.
В 1799 г. Сувороввозглавилсоюзную русско-австрийскуюармию. Предстоялаборьба с хорошоподготовленнойфранцузскойармией, воспитаннойна принципахтактики колонни рассыпногостроя. Во главеее стояли такиемастера военногодела, как Моро, Жубер, Массена.Австрийскаяже армия неотступила ещеот фридриховскихканонов и, несмотряна неудачи 1792г., продолжалаупорно держатьсяустаревшихспособов боя.
Суворовеще в 1796 г. требовал, чтобы обучениепроизводилосьв действияхколоннами, считая возможнымибудущие столкновенияс французами:«Они воюют нанемцев и иныхколоннами. Естьли бы нам случилосьпротив их, тонадобно намих бить колоннамиж». Правильностьсуворовскихпринципов былаподтвержденапобедой приАдде, Треббии, Нови, где русскиеи австрийскиевойска дралисьс большим успехом.«Здесь при мнеи немцы хорошовоюют»… и тутже добавил: «Нобез меня их всеравно побьют».Это предсказаниерусского полководцаподтвердилосьочень быстро.Австрийцызабыли урокиСуворова и былижестоко битыНаполеономв 1800, 1805, 1809 годах.
Суворовскуютактику изучаливо всей Европе.Моро, Макдональди другие полководцыпочтительноотзывалисьо великом русскомполководце, а Наполеонпозже внимательноизучил всекампании Сувороваи не раз применялего опыт напрактике. В тоже время нужносказать, чтоСуворова непонимали вЕвропе. Например, австрийцысчитали, чтоСуворову всегдаи везде сопутствовалосчастье.
Не менееважное местов подготовкевойск занималовоинское воспитание.Система воспитательныхмер Сувороватакова.
Суворовсчитал военнуюслужбу служениемотечеству ипоэтому стремилсявнедрить всознание солдатчувство долга, доведенногодо сознаниянеобходимостисамопожертвования.
Важноеместо занималов суворовскойсистеме формированиеу солдат чувстванациональнойгордости, честии славы русскогооружия. «Намчесть и слава»,«Неприятельот нас дрожит»,«Мы русскиеи поэтому победим»,— говорил онсолдатам.
Огромноезначение придавалСуворов воспитаниюв войсках высокоговоинского духа.В это понятиевкладывал онцелый комплекс«нравственныхкачеств. Важнейшимсредствомвоспитаниявоинского духабыло у Сувороваобращение кславным традициямполков.
Воспитаниехрабрости, твердости исмелости можетбыть осуществленотолько приумении обращатьсяс солдатом.«Люби солдата,– говорил Суворов,– и он будетлюбить тебя».
Суворовтребовал откомандиров, чтобы они воспитывалиу солдат упорство, настойчивостьи инициативу.Опаснее всего, говорил он,«проклятаянемогузнайка, намека, загадка, лживка, краснословка, краткомолвка, двуличка, вежливка».Солдату надлежитбыть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву…».Суворов былтвердо убежден, что высокийморальный духармии – первоеусловие дляпобеды.
Развиваяв своих солдатахтвердость, мужество, инициативуи наказываяза «немогузнайство», Суворов вместес тем воспитывалв них великодушие, благородствои самоотверженность.«Сам погибай, а товарищавыручай», –говорил он. «Неменее оружияпоражать противникачеловеколюбием».
Таков, в основном, тотнравственныйкодекс, на которыйопирался Суворовв своей воспитательнойдеятельности.Но он, как и другиеполководцыпрошлого, рассматривалморальныйфактор «изолированно, вне связи схарактеромвойны, социально-политических, экономическихи морально-идеологическихоснов воюющегогосударства, в отрыве отнародных масс– главногоисточника силы, определяющей, в конечномсчете, победунад врагом».
СистемаСуворова быласамой передовойдля второйполовины XVIII в.В ней были воплощенывсе лучшиетрадиции Русскойвоенной школы, и поэтому оназавоевалапервенствующееположение врусской армии.Система обученияи воспитаниявойск Сувороваимела широкоераспространениев армии, но небыла признанаофициально, потому чтореакционныекруги при ЕкатеринеII, а позже приПавле I виделиней «опасноевольнодумство»в момент обостренияборьбы с революцией.Вот почемуподвергся опалесам Суворов.Павлом I былатакже изгнанаиз русскойармии и суворовскаясистема. На ееместо царь сталнасаждатьчуждую русскойармии и русскомународу, но близкуюрусской реакциипрусскую систему.
Имя Сувороваи его опыт старалисьзамолчать, иэто удалосьсделать русскимретроградамнастолько, чтотолько послебуржуазныхреформ XIX в.Суворова-мыслителяпришлось какбы заново «открывать»и снова изучатьего боевойопыт. Однакообраз его опятьбыл искажен.ДворянскаябуржуазнаяисториографияизображалаСуворова гениальнымчудаком, баловнемсчастья, выигравшимбез труда всесвои 63 сражения.Она не считалаСуворова теоретикоми отказывалаему в глубокойтеоретическоймысли. И тольков наше, советскоевремя боеваядеятельностьвеликого русскогополководцаполучила правильнуюоценку, равнокак и его системаобучения ивоспитаниявойск.
ВоенноеискусствоСуворова глубоконародно. СамСуворов былтесно связанс народом, ссолдатскоймассой. ВсемирноизвестныеполководцыРумянцев иСуворов не былитолько мастерамистратегии итактики. Нет, они знали идорогу к сердцусвоих солдат, своей армии.Они были мастерамивысокого духавойск, умеливселять в душусолдата прочноедоверие к себе.
Все европейскиегосударстванаправлялив русскую армиюв период русско-турецкихвойн своих«волонтеров», в обязанностикоторых входилосамое тщательноеизучение русскоговоенного искусстваи военной теории.В армии Румянцеваи Потемкинабыли представителиФранции, Австрии, Пруссии, Швециии других государств.Их донесения, в которых описывалисьпобеды Румянцеваи Суворова, тщательноизучались, нодолжных выводовне делалось, так как многоеиз опыта русскойармии не моглобыть осуществленов наемных армияхЕвропы.
ФридрихII стремилсявзять к себеРумянцева наслужбу, но тототказался. Понастойчивойпросьбе Австрииво главе союзныхвойск назначаетсяСуворов, которыйзадолго практиковалвсе то, что появилосьво французскойармии только, после буржуазнойреволюции.
Методыи формы боевойподготовки, формы и методыведения войныи боя Сувороваизучалисьвоенными теоретикамивсех стран.Русская военнаятеория, развиваясьсамостоятельно, оказала глубокоевлияние назападноевропейскуютеоретическуюмысль.
Литература

Павлов С.В. История Отечества. М., 2006.
Панков Г.В. История Отечества. М., 2005.
Михалков К.В. Военная история. СПб., 2007.
Богданов С.К. Военная история России. М., 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.