Реферат по предмету "Историческая личность"


Сперанский М.М.

Содержание:
Глава1.  Детство и юностьМ.М. Сперанского………………………………………….
Глава2. Восхождение.
Глава3. На пороге славы и несчастья.Глава 4.М.М. Сперанский и Александр I. Реформы чинопроизводства, системы                  управления, социально-политические  преобразования.Глава 5. Падение и повторное восхождение.Глава 6. М.М. Сперанский и Николай I. События декабря 1825 г.                 Завершение карьеры ижизненного пути.                         Список литературы…………………………………………………………………………..
                                                                 Велики чудеса Сперанский нам явил,
                                                                     Науками он вдруг дворян всех задавил.
                                                                      Сперанскийвыдумал учить и стариков,
                                                             И хочет делать он из мухи пауков.
Велик он стал теперь,хотя и сын поповский;
                                                                              Но,к сожалению, в нём разум не отцовский:
                                                                       Громаду света он возомнил переменить,
                                                                     Чтоб в хаосе такомнавек себя затмить.
Неизвестный автор. 
Глава1.  Детство и юность Сперанского.
До конца своих дней МихайлоМихайлович не знал, что спутником его в рождении был в действительности год1772-й – биограф установил данный факт лишь спустя десятилетие после смертиСперанского, — но зато всю жизнь знал своё происхождение, помнил, что онпопович, сын сельского священника. Помнил не потому только, что ему этонапоминали, но, прежде всего оттого, что хотел помнить своё простоепроисхождение, имел к своему прошлому (которым его в аристократическом кругупытались оскорбить, унизить) постоянную и непонятную для окружающихпривязанность.
С годами привязанность этапринимала весьма причудливые формы. В пору, когда  попович вошёл уже в силу, сделал погражданской службе завидную и для князя карьеру и имел собственный дом вПетербурге, посетил его как-то один знакомый профессор. Придя к нему в домпоздним вечером, последний был проведён в какую-то каморку, где застал хозяина, стелющего себе постель… на простой лавке. Вдоль неё был разостлан овчинныйтулуп, а в головах лежала грязная подушка. “Помилуй, что это значит?” –воскликнул от изумления посетитель. В ответ спокойно прозвучало: “Ныне деньмоего рождения, и я всегда провожу ночь таким образом, чтоб напоминать себе исвоё происхождение, и всё старое время с его нуждою.”
Привязанность к своемупроисхождению и годам, проведёнными в родительском доме, выражалась у МихаилаМихайловича также в необыкновенной его почтительности к матери – простойдеревенской попадье. Когда в дни наивысшего его взлёта  она заявилась к нему повидаться, одетая в простенький балахон и повязанная платком, онпри встрече  не  только не постеснялся окружающих, а понародному русскому обычаю пал перед нею на колени и высказал знаки самойглубокой и трепетной сыновней любви.
Затерянная во Владимирскойгубернии деревня Черкутино, в которой родился и провёл своё детство М.М.Сперанский, где проживали его родители и родственники, являлась постояннымадресатом его писем, волнений, забот. Бывало – с годами, правда, реже и реже –заезжал туда и он сам, видный сановник, известный не только в России, но идалеко за её пределами. Крестьяне – сотоварищи детства его – не моглинадивиться замечательной его о них памятливости, уважительному отношению с егостороны, полнейшему отсутствию в нём какого-либо стремления подчеркнуть своёвысокое положение. Он же с явной приятностью вспоминал прожитые в Черкутиногоды.
Отец его, Михайло Васильевич –иерей сельской церкви, высокий ростом, тучный, ко всему, казалось, равнодушныйчеловек – мало уделял внимания своему дому и семье. Все заботы о домашнем бытележали поэтому целиком и полностью на матери Михайлы Прасковье Фёдоровне –женщине, в отличии от своего мужа, маленькой, худенькой, умной и энергичной.Доходы простого сельского священника, довольно скромные, не позволяли держатьпри хозяйстве более одного-двух работников, потому многое из домашней работыПрасковье Фёдоровне приходилось делать самой. С раннего утра и до позднего вечерабыла она занята хозяйственными делами. Сын же её Михайло, бывший долгое времяединственным (лишь позднее у него появятся брат и сестра), рос предоставленнымпочти целиком самому себе, то есть имел ту самостоятельность, ту свободу, чтокак воздух необходима для возникновения из маленького человеческого существабольшой личности.
Слабому от рождения физически,ему трудно было угнаться за своими сверстниками в их забавах и шалостях. Оттогопочти всё время проводил он в одиночестве или же в общении с дедом Василием,который совсем к тому времени ослеп, но сохранил замечательную память на разныежитейские истории, а с нею и способность увлекательно их рассказывать. Именноот деда своего получил будущий государственный деятель первые сведения обустройстве мира и житии людей в нём. Избегавший обыкновенных для детскоговозраста игр маленький Михайло рано выучился читать и чтением книг заменил себеэти игры.
Покинул родительский дом Михайло рано – на восьмомгоду своей жизни. Около 1780 года отец отвёз его во Владимир, где строил черезпосредство одного из своих родственников – местного священнослужителя – научёбу в епархиальную семинарию.Так поповичу была уготована обыкновенная для егонаследства стезя.
Годы, обучения МихайлоСперанского во Владимирской семинарии, были периодом расцвета последней. Ковремени его поступления в семинарию в практике духовных учебных заведенийширокое распространение получили телесные наказания – битьё провинившихся вчём-либо семинаристов розгами, палками, ремнями и т.п. Неизменным в воспитаниирусских семинаристов осталось одно – стремление внушить им некий безотчетныйстрах, преклонение перед официальными властями, выработать автоматизмпослушания властям.
Летом 1788 г. Владимирскаясеминария была объединена с Суздальской и Переяславской семинариями в одноучебное заведение, которое поместили в Суздале. Для Михайлы переезд сюда был нетолько переменой места жительства – во Владимирской семинарии он обучался вфилософском классе, в Суздальской же ему предстояло учиться в классе богословия.Однако долго жить в Суздале Сперанскому не пришлось. В том же году произошлисобытия, в корне изменившие его жизнь.А именно, вскоре отбыли из Суздаля встолицу империи два семинариста с документом, который гласил: “Объявители сегоепархиальной моей семинарии студенты школ богословия М. Сперанский, философииВышеславский, в исполнение присланного из Святейшего Правительственного Синодауказа, отправлены в царствующий Санкт-Петербург для продолжения учения вСанкт-Петербургской семинарии”. Внизу документа стояла подпись епископасуздальского Виктора и дата: “декабря 16 дня 1788 года”.
Программа Александро-Невскойсеминарии была составлена с учётом рационалистического и философского духа тоговремени. Чрезвычайно интенсивный характер обучения в духовной семинарии вкупе ссуровым монашеским воспитанием, безусловно, воздействовал на семинаристов всторону выработки у них способности к продолжительным и напряжённым умственнымзатратам.  Но тягостная атмосфера духовнойсеминарии оказывала на личность будущего государственного деятеля значительноменьшее деформирующее воздействие, нежели на личности других семинаристов.
Сперанский-семинарист имел вюности то, чего другие воспитанники семинарий, как правило, в эти годы ещё неимели – он обладал вполне развитым внутренним духовным миром, дававшимопределённую автономность его душевным движениям, определённую независимостьпроцессу становления его характера, — духовным миром, сообщавшим ему повышеннуюсопротивляемость вредным воздействиям господствовавшего в семинарии моральногоклимата. Научившийся грамоте и с самого начала, много для своего малоговозраста проводивший за чтением книг, он с годами читал всё больше и больше. Иесли во Владимирской семинарии его самообразование являлось беспорядочным, то вПетербурге оно приобрело характер системы: Михайло читал теперь не всё подряд,а по сознательному выбору и притом приноровился делать регулярные выписки изпрочитанного.
Когда для Сперанского подошловремя окончания Петербургской семинарии, ему предложили остаться в ней напреподавательскую работу. 20 Мая 1792 года митрополит Гавриил определилпоповича на должность учителя математики Александро-Невской семинарии с годовымжалованьем в 150 рублей ассигнациями. Через три месяца ему было порученопреподавать там ещё и физику с красноречием, а к жалованью присоединили ещё 50рублей. 8 Апреля 1795 года Михайло был назначен учителем философии и вдополнение к учительской должности – префектом семинарии. Размер его жалованиявозрос до 275 рублей.
Время преподавательской деятельностив петербургской семинарии было в жизни молодого Сперанского периодоминтенсивнейших движений его ума, временем окончательного его духовногосозревания. В эти годы он не только много читает и выписывает из прочитанного,но и творит: пишет статьи и научные трактаты, пробует силы в литературе. Вжурнале “Муза” за 1796 год публикуются его стихотворения – “Весна”, “И моёсчастие”, “К дружбе”, “Мысли при колыбели младенца” и другие. Наиболее значимоеиз его произведений данного времени – “Правила высшего красноречия” –распространялось в рукописном виде среди семинаристов.(Напечатано оно будетлишь в 1844г).
Молодость – пора самой чистой,самой искренней дружбы. В России дружить умели, друзей ценили по-особому.
“Друг мой” – так обращалсяМихайло к Петру Словцову, который, в свою очередь, считал Сперанского лучшимсебе другом. Они подружились в Петербургской семинарии –  Словцов прибыл сюда из Сибири после окончанияепархиальной семинарии в городе Тобольске. По завершении учёбы в Петербурге онвернулся в Тобольск на должность учителя философии и математики в тот самыйсеминарий, выпускником которой был. Но жизненным путям друзей не раз сужденобудет разойтись и пересечься. Когда кто-либо – Сперанский или Словцов – будетна жизненном пути своём вставать перед необходимостью сделать важный выбор, оннемедленно будет обращаться за советом к другому: каждый станет другу главнымсоветчиком в запутанных житейских обстоятельствах.
Князь А.Б. Куракин дляСперанского был, что называется, “роковым человеком”. Именно через него МихалМихайлович попал в гражданскую службу – главную колею своего жизненного пути. В1796 г. Алексею Борисовичу вздумалось приобрести себе домашнего секретаря дляведения переписки на русском языке. На должность эту выбран был молодой преподавательАлександро-Невской семинарии. Влиятельный вельможа обратился за помощью вподборе секретаря к ректору семинарии, и последний рекомендовал ему Сперанскогокак наиспособнейшего из всех ему известных молодых людей. В качестве испытаниярекомендованному было предложено написать одиннадцать писем, содержание которыхобрисовано ему было лишь  в самых общихчертах. Задание это Михайло получил вечером, но к утру все письма лежали уже настоле князя. Изящный стиль их и быстрота составления восхитили его чиновничьюнатуру, и судьба Сперанского решилась.
В самообразовании своём иразмышлениях молодой Сперанский рано вышел за рамки религиозных вопросов ипроблем нравственного бытия человека. Будто под действием некоего внутреннегоинстинкта попович с необычной для семинариста силой заинтересовалсясуществующим в человеческом обществе механизме властвования, средствамиуправления людьми.
2 января 1797 г. МихайлоСперанский был зачислен в канцелярию генерал-прокурора с чином титулярногосоветника. Данный чин соответствовал учёному званию магистра с десятилетнимстажем, тогда как действительный стаж нашего поповича составлял менее пяти лет.
Впоследствии Сперанский не разбудет горько жаловаться на свою чиновную долю и сожалеть о том, что выбрал еёсебе. Но тогда, в самый момент выбора и в начале своей чиновничьей службы, онбыл полон благих надежд.
Глава2. Восхождение.
Карьера Сперанского была в началесвоём весьма стремительной.
Через три месяца после своеговступления в гражданскую службу, а точнее 5 апреля 1797 г., экспедиторгенерал-прокурорской канцелярии титулярный советник    М.М. Сперанский получил чин коллежскогоасессора. Ещё через девять месяцев – 1 января 1798 г. – он сделан был надворнымсоветником. Спустя двадцать с половиной месяцев – 18 сентября 1799 г. –коллежским советником. Не прошло и трёх месяцев, как он сделался статскимсоветником. Случилось это 8 декабря того же года. А через девятнадцать месяцев– 9 июля 1801 г. – Михаил Михайлович уже действительный статский советник!Позднейшие биографы Сперанского не могли читать без изумления его формулярныйсписок – всего за четыре с половиной года попович из домашнего секретарязнатного вельможи превратился в видного сановника Российской империи, достигнувчина, соответствовавшего воинскому званию генерала. Но не сама по себе быстротапродвижения по служебной лестнице достойна здесь настоящего удивления          (восемнадцатый век знал и болеескорые карьеры), удивительно другое – как, каким образом удалось ему стольстремительное восхождение?
Едва начавшись, эпоха павловскогоцарствования заимела себе целую серию различных названий. “Называли её, где кактребовалось, – вспоминал Ф.П. Лубяновский, – торжественно и громогласно –возрождением; в приятельской беседе, осторожно, вполголоса – царством власти,силы и страха; втайне между четырёх глаз – затмением свыше”. Столь навязчивоепроявление свойств собственной личности, настойчивое до абсурда утверждение вовсём своего “я”, каково и обнаружил Павел на Российском престоле, вполнепозволяют поверить в реальность сказанного о нём Герценом: ”Он, наверное, попалбы в сумасшедший дом, если бы не попал прежде на трон”. Тонкий психолог иглубокий мыслитель, Герцен зашёл в тупик при объяснении поступков этогоимператора. Правильно указав, что свирепости Павла не оправдалисьгосударственными необходимостями, он остановился в недоумении: “Его деспотизмбыл бессмысленный, горячечный, ненужный; кого пытал он и ссылал толпами сосвоим генерал-прокурором Обольяниновым и за что?”.
В этой атмосфере, в которойцарили сумасбродство императора, самодурство вельмож, эгоизм и раболепиечиновников, протекали первые годы государственной службы Сперанского. У него небыло постоянного покровителя среди знатных сановников – обязательного условиябыстрого движения вверх по служебной лестнице, поэтому, чтобы сделать успешнуюкарьеру, Михайло должен был поэтому обращать в покровителя каждого новогосвоего начальника. Для молодого человека, только начинавшего чиновничью жизнь,никакого ещё опыта службы не имевшего, совсем не искушённого в чиновныхинтригах и секретах угождения начальству это было весьма нелегко. Однако жефакт на лицо: каждый новый начальник Сперанского будто под воздействием гипнозаспешно превращался в верного и преданного его покровителя.
В дальнейшем фактическое влияниеСперанского на ход государственных дел постоянно будет превышать рамки егодолжности. Современники непременно будут выделять в его личности старание ивысокие умения приспосабливаться к положениям, характерам, вкусам различныхлюдей, с которыми входил он в соприкосновение. Источниками данного свойствасочтут обыкновенную угодливость и бесхарактерность. В Сперанском усмотряткачество, прямо противоположное доктринёрству, но не менее пагубное, –отсутствие твёрдости собственных убеждений.
Важным этапом в биографиимолодого Сперанского выступают его взаимоотношения с императором Павлом.Страницу эту, к сожалению, нельзя реставрировать во всей полноте, речь можетидти разве что о нескольких обрывках, к тому же плохо между собойсовмещающихся. Один из них– свидетельство чиновника Н.С. Ильинского, служившегов рассматриваемое нами время в том же самом ведомстве, что и Михаил Михайлович.
Лето 1800 г. Павел I вознамерился провести вГатчине. При особе своей он повелел находиться в числе прочих лиц также генерал-прокуроруОболянинову. Последний же, отъезжая в Гатчину прихватил с собой и Сперанского.Ильинский пишет в своих записках, что будто бы Павел, узнав о прибытии вГатчину Сперанского, тот час набросился на Оболянинова: “Это что у тебяшкольник Сперанский – куракинский, беклешовский? Вон его сейчас!”. ПетруХрисанфовичу стоило больших трудов смерить императорский гнев. Сохранитьпоповича при себе ему удалось лишь утверждая, что он, Оболянинов, “держит его вежовых рукавицах”. Вскоре после этого эпизода Павел прогуливался в гатчинскомсаду и встретил одного знакомого чиновника с другим, которого не знал. “Это ктос тобою?” – спросил Павел знакомого. “Наш чиновник Сперанский”, – ответил тот.И Павел, по рассказу Ильинского, не сказав ни слова, отвернулся, закинув головуназад и отдуваясь – этот жест был обычным выражением его негодования.
В гражданскую службу Сперанскийвступил личностью в общих чертах своих уже сформировавшейся. Как-никак, аисполнилось ему к данному моменту 25 лет.
Тягостная для человеческой душиатмосфера чиновной службы не могла не сказываться негативно на характереСперанского. Каждодневное актёрство во взаимоотношениях с начальниками исослуживцами, постоянное сдерживание и подавление истинных своих чувств,изображение эмоций, к которым привыкли окружающие и которых они ждали, нокаковые были чужды его сердцу, формировало в нём искусственность речи и манер –личину, панцирем ложившуюся на его живую личность. Но кроме существованиячиновного (видимого во всём) Михайло имел существование сугубо внутреннее,скрытое от постороннего глаза. Он возвращался из канцелярии домой и целые часыпроводил в одиночестве, предаваясь чтению философских книг и размышлению –занятию, которое ещё в семинарских стенах вошло для него в привычку. Этопотаённое от окружающих существование и спасало его личность от тогоомертвения, которым угрожала ей чиновная служба, атмосфера государственныхучреждений. И всё же трудно было бы Сперанскому предохранить себя от вредноговоздействия окружавшей его обстановки, когда б не явилось ему нечто, вмолодости по-особому ожидаемое, но, тем не менее, приходящее всегда неожиданно.Обрекая героя на чиновную службу, судьба проявила таки к нему своё благоволениеи послала ему то, что самой сутью своей предназначено быть подлинным ангелом-хранителемвсякой человеческой души от окружающих её мерзостей. Через посредство А.А.Самборского судьба послала Михайле любовь.
Во время своего пребывания вЛондоне Андрей Афанасьевич познакомился с одним интересным семейством, младшаяиз сестёр которого – Элизабет – производила особенно благоприятное впечатление.
Летом 1797 г. молодой попович,всего лишь пол года назад вступивший в гражданскую службу приехал в Павловск кначальнику своему Куракину, рядом с которым жил Самборский. На званом обеде упоследнего М.М. Сперанский и познакомился с чрезвычайно миловидной девушкой,крёстной дочерью Самборского Элизабет Стивенс. 3 ноября 1798 г. он женился. Этупервую, так мгновенно и ярко вспыхнувшую любовь Сперанский проносит в себе всюсвою жизнь. Год спустя она пропитается горечью утраты любимой и на всегдазастынет в нём в своём первозданном состоянии. 6 ноября 1799 г. ЭлизабетСперанская, в девичестве Стивенс, умрёт, родив дочь, которую Михайло назовёт веё память Елизаветой.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г.император Павел был задушен в собственной резиденции собственными сановниками.В России наступили другие времена. Так уж случилось тогда, что настоящеепрощанье с XVIII векомпроизошло у россиян с уходом из жизни не 1800 года, а императора Павла I и новый век явилсяроссиянам соответственно не с 1801 годом, а с императором Александром. Стал онв России действительно веком преобразований, веком реформ.
Глава3. На пороге славы и несчастья.
            Началоцарствования Алексадра не могло не казаться прекрасным. Свобода манер и речейнового императора немедленно передалась его подданным.     С самого начала он дал понять окружающим, что дело не ограничитсяв его царствование одними разговорами. Из близких друзей им был создан такназываемый “Негласный комитет”, предназначенный для решения вопросов подготовкиреформы “безобразного здания управления империей”. Их величественную цельсформулировал сам Александр – “обуздать деспотизм нашего правительства”.
            Восшествиена престол Александра Iнарушило однообразие чиновничьей службы ММ. Сперанского. 19 марта 1801 г. экспедитор генерал-прокурорскойканцелярии статский советник Сперанский получил новое назначение по службе.Изданным в этот день высочайшим указом ему повелено было состоять статскимсекретарём при             Д.Т.Трощинском, которого Александр Iсделал чем-то вроде своего государственного секретаря. Примерно месяц спустяСперанский стал ещё и управляющим экспедитором гражданских и духовных дел вканцелярии так называемого “Непременного Совета”, созданного императором вместособирающегося от случая к случаю “Совета при высочайшем дворе”.
Сперанский, обладавший гибкимумом, обширными познаниями и к тому же не имевший равных себе в тогдашнейРоссии по искусству составления канцелярских бумаг, неизбежно должен был сделатьсяправой рукой нового своего начальника (Трощинского), что и произошло. 9 июля1801 г. Сперанский получил чин действительного статского советника. Замершийбыло столбик его карьеры вновь пополз вверх. 8 сентября, одновременно сманифестом о министерствах, вышел и высший указ, который повелевал:“Статс-секретарю Сперанскому быть при министерстве внутренних дел”. Теперь изпод его пера выходили и ежегодные отчёты министерства внутренних дел императоруАлександру. Никто из членов “Негласного комитета” не отличался способностьювоплощать политические идеи в конкретные преобразовательные проекты. Сперанскийстал для них, поэтому сущей находкой. Не будь его, очень возможно, чтодеятельность “Негласного комитета” ограничилась бы одними разговорами и не вылиласьбы в какие-либо практические меры. Непосредственно на заседанияаристократов-реформаторов попович не допускался.
В течение 1802-1804 гг. из подпера Сперанского вышла целая серия политических записок, часть из которых, как,например, “Записка об устройстве судебных и правительственных учрежденийРоссии”, писана была им по заказу, часть – по собственной инициативе. Главныморудием реформ должен быть законный государь. Народ, по его мнению, всегдаимеет в самом себе достаточную силу, чтобы уравновесить силу правительства –“не правительство рождает силы народные, но народ составляет силы его.Правительство всемощно, когда народ быть таковым ему попускает.”.
Время работы Сперанского вминистерстве внутренних дел, приходящееся на 1802-1807 гг. составляет в егожизни период, быть может, наиважнейший. Это прелюдия самого захватывающего,самого главного в его жизни – порог его славы и несчастья. На указанные годыпопадает последний относительно ровный, гладкий отрезок его жизненного пути.Все дальнейшие усеяны буграми и колдобинами.
В 1806г. в жизни Сперанскогопроизошло событие, сыгравшее огромную роль в его последующей судьбе. Частоболевший в тот год В.П. Кочубей решил послать его вместо себя на доклады кгосударю. Случай завоевать благорасположение Александра Сперанский имел ещё вправление Павла I,когда ему поручено было в дополнение к основной его должности экспедиторагенерал-прокурорской канцелярии также управление канцелярией “Комиссии оснабжении резиденции припасами”, которая возглавлялась молодым цесаревичем. Нотогда Михайло был Александром разве что замечен, не более того. На сей раз,дело обстояло по-другому. Непосредственные доклады императору давали емуширокую возможность показать себя. И можно сказать уверенно, что даннойвозможностью он сумел воспользоваться в полной мере. Сперанский предстал передАлександром I именнотаким человеком, в каковом тот нуждался. Свидетельством этому служит дальнейшийход событий. Александр стал регулярно давать Сперанскому личные поручения ибрать его с собой в различные поездки. 19 октября 1807 г. его величество уволилСперанского из министерства внутренних дел, сохранив за ним званиестатс-секретаря. Этим он сделал ещё один шаг по пути приближения к себеспособного чиновника. Вскоре Александр назначил Сперанского товарищемминистерства юстиции и одновременно сделал его главным своим советником вгосударственных делах.
Сперанский стал приглашаться наобед к императору с императрицей, начиная с 1807 г. Тогда у него было шестьтаких приглашений. В следующем же, 1808 г. он приглашался уже двадцать трираза. А в 1809 г. – семьдесят семь раз. В судьбе нашего героя явно наступаетновая пора.
Глава4.  Сперанский и Александр I. Реформы чинопроизводства, системы        
                управления,социально-политические преобразования.
            По мересближения с императором Александром круг деятельности Сперанского всё болеерасширялся. В конце 1807 г. он был назначен членом “Комитета обусовершенствовании духовных училищ”. В 1808 г., помимо назначения на важнуюдолжность товарища министра юстиции, Александр I сделал его членом ещё двух комиссий:составления законов и рассмотрения лифляндских дел. 1809 г. принёс Сперанскомучин тайного советника, должность управляющего комиссией финляндских дел,членство в главном правлении училищ и ряд других должностей и званий.
            1 января1810 г. Александр Iучредил своим манифестом Государственный Совет. Сперанский получил в этоморгане, призванном стать “средоточием всех дел высшего управления”, должностьгосударственного секретаря. В течение трёхлетия – с 1809-го по 1811 г. –Сперанский являлся самым влиятельным среди русских сановников лицом – посуществу, вторым после императора человеком в Российской империи. С просьбамиоб устройстве разных дел к нему вынуждены были обращаться даже членыимператорской фамилии. Однажды великая княгиня Екатерина Павловна попросилаСперанского о награждении чином коллежского асессора Бушмана, секретаря ибиблиотекаря своего мужа принца Георгия Ольденбургского. И Сперанский –подумать только! – отказал сестре (!) Александра I на том основании, что её просьбапротиворечит действующему законодательству о гражданском чинопроизводстве.
            ВоздействиеСперанского на ход государственных дел было в рассматриваемый период почтивсеобъемлющим. Оно распространялось на русскую администрацию и суд, финансы изаконотворчество, сферу просвещения и культуры, внутреннюю политику ивзаимоотношения России с другими государствами. Сперанский определял, если непрямо, то косвенно, назначения на должности, в том числе и высшие. КогдаАлександр I поддавшисьуговорам своей сестры великой княгини Екатерины, решил в начале 1810 г.назначить на пост министра народного просвещения Н.М. Карамзина, Сперанскийотговорил своего императора от данного назначения и предложил сделать историкасначала куратором Московского университета. Александр согласился, однакоНиколай Михайлович от кураторства отказался.
            11 декабря1808 г. Сперанский читал Александру I свою записку “Об усовершенствовании общего народноговоспитания”. В начале её говорилось о двух основных средствах, которымиправительство может действовать на народное воспитание. Первое из них, писалСперанский, состоит “в доставлении способов к просвещению”, в устройствеучебных заведений и библиотек. Второе – “в побуждениях и некоторой моральнойнеобходимости общего образования”. В дальнейшем содержании записка превращаласьв записку о чинах. Сперанский предлагал ликвидировать их. По его мнению, “чиныне могут быть признаны установлением для государства ни нужным, ни полезным”,они порождают злоупотребления, “развращают дух народный”, “смешивают и ставятнаравне людей просвещённых с невеждами”, позволяют занимать высшие должности непо уму и способностям, а “одним порядком службы”, то есть по выслуге лет.
            Вдополнение к названной записке в тот же день, 11 декабря 1808 г., Сперанскимбыл представлен государю ещё один документ – “Предварительные правила дляспециального Лицея”, – где речь шла о принципах обучения и воспитания в будущемЦарскосельском лицее (учебном заведении, предназначавшемся для подготовкичиновников центральных ведомств).
            В июле 1809г. император ехал с Каменного острова в Петергоф, карета опрокинулась, и онсерьёзно повредил себе ногу. Несколько недель ему пришлось провести в одной изкомнат Петергофского дворца. Этим своеобразным отпуском Александра I и воспользовался Сперанскийдля того, что бы побудить его осуществить реформу чинопроизводства. Во времявизитов к государю был выработан окончательный текст указа Сенату о новыхправилах производства в чины по гражданской службе.           6 августа 1809 г. указ былопубликован. Согласно ему, чин коллежского асессора могли получить только течиновники, которые имели на руках свидетельство о успешном окончании курсаобучения в одном из российских университетов или выдержали экзамены поспециальной программе, включавшей проверку знаний русского языка и одного изиностранных, усвоения естественного права, римского, гражданского и уголовногоправа, всеобщей и русской истории, государственной экономии, арифметики,геометрии, физики, географии и статистики России.
В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскомусоставить общий план преобразования общественно-политического строя России.Данной работой Михайло Михайлович занимался почти целый год и закончил её кначалу октября 1809 г. Созданному плану реформ он дал многообещающее название –“Введение к Уложению государственных законов”. В нём он заявлял: “Общий предметпреобразования состоит в том, чтоб правление, доселе самодержавное, постановитьи учредить на неприменяемом законе”. Провозгласив данную цель, он отметилдалее, что достигнуть её можно двумя способами: первый заключается в том, чтобыоблечь самодержавие внешними формами закона, сохраняя под ними прежнюю его силуи пределы власти. Второй же состоит в том, чтобы, помимо преданию самодержавиювнешних форм закона, “ограничить его внутреннюю и существенною силоюустановлений”, то есть основать правление на законе “не словами, но самимделом”.
Содержание “Введения к Уложениюгосударственных законов” не оставляет сомнений в том, что именно второй способограничения самодержавия входил в подлинное намерение Сперанского. МихайлоМихайлович полагал, что для осуществления его необходимо изменить порядок, прикотором законодательная, исполнительная и судебная функции целиком и полностьюсосредоточиваются  в руках государя.Поэтому в проекте преобразования государственного строя России он предусмотрелсоздание трёх коллегиальных органов-сословий: Государственной думы, которойвверялось бы законодательство, Сената, которому вверялся бы суд и которыйвоплощал бы собой “верховное судилище империи”, и, наконец, министерства, накоторое возлагалось бы управление. Самодержавная власть при таком устройствемогла иметь довольно большую силу, однако, это была бы уже не прежняяабсолютная власть. В самом деле, в порядке законодательном хотя ипредусматривалось утверждение законов, одобренных Думой, лично императором, нопри этом оговаривалось, что “никакой новый закон не может быть издан безуважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей утверждаются вДуме”. В порядке исполнительном хотя и предполагалось, что все уставы иучреждения восприемлют силу и действие от утверждения самодержавной власти, нопри этом устанавливалось, что министры будут ответственны перед законодательнымсословием, члены которого получат право требовать от них в положенные срокисоответствующих отчётов, а также предъявлять в их адрес обвинения.
В осуществлении судебной функциидействие императорской власти также ограничивалось лишь актом утверждения. Вданной сфере император должен был утверждать судей, чьё избрание возлагалось натех лиц, для которых устанавливался суд. Что касается ответственности судей, тоздесь действие самодержавной власти ограничивалось лишь надзором заединообразием судебных обрядов, по существу же дела судьи несли ответственностьисключительно перед законодательной властью.
Подобное устройство ограничивалосамовластье в русском обществе. Но такое ограничение вполне допускалосьАлександром I, оно вопределённом смысле было даже целью его. Ограничение императорской властисопровождалось здесь одновременным ограничением произвола бюрократии,упорядочением сложного механизма управления империей.
Но последовательное проведениеуказанной мысли вело далее простого ограничения самодержавной власти. Предложиврасчленение всей системы управления на три части: законодательную,исполнительную и судебную, — наш реформатор согласился с тем, что названныечасти должны соединяться в державной власти, “яко в первом и верховном ихначале”. Остановись он на этом, он не вышел бы за рамки идеё 1801 г. – замыслов“Негласного комитета”; в наличии оказывалось бы, конечно, определённоеограничение деспотизма императорской власти, но на лицо было бы и егосохранение. Неограниченность власти российского самодержца, доходившая додеспотизма, коренилась не только в социально-классовой структуре русскогообщества, но и в характере сложившейся организации управления. Главнойотличительной чертой административной системы России являлась заложенная в ней(как сознательными действиями правителей, так и стихийным стечениемобстоятельств) анархия.
Вместе с “Введением к Уложениюгосударственных законов” Сперанский представил Александру I проект и самого этого уложения подназванием “Краткое начертание государственного образования”, а также “Общееобозрение всех преобразований и распределение их по временам”. Он, судя повсему, был полон самых радужн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.