Реферат по предмету "Историческая личность"


Петр I как полководец и дипломат

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА ИЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Петр I
 какполководец и дипломат
Научный руководитель
______________________
______________________
Таганрог, 2001
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 TOC o «1-3» ВВЕДЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА
СОБЫТИЯ 1682 ГОДА
ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ
НИЗВЕРЖЕНИЕ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ.ПРАВЛЕНИЕ ЦАРИЦЫ НАТАЛЬИ
АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. КУМПАНСТВА
“ВЕЛИКОЕ (чрезвычайное)ПОСОЛЬСТВО” 1697 — 1698 ГОДОВ
ПЕРВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И СТРЕЛЕЦКИЙРОЗЫСК
НАЧАЛО СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. ВОЕННЫЕДЕЙСТВИЯ 1701 — 1706 годов. ПОЛТАВА
ВТОРОЙ ЭТАП СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ.ПРУТСКИЙ ПОХОД. ПЕРСИДСКАЯ ВОЙНА
Военные действия на Балтике в1713 — 1721 годах.
 Ништадский мирный договор
ВНУТРИКЛАССОВАЯ И КЛАССОВАЯБОРЬБА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
Борьба внутри господствующегокласса
Обострение классовой борьбы.Астраханское восстание
Народное движение 1707 — 1708годов
РЕФОРМЫ ПЕТРА I. ИХ ХАРАКТЕР
I. Реформа органов власти иуправления
II. Военная реформа
III. Устройство сословий
1. Служивое сословие
2. Городское сословие(посадские и городские люди)
 3. Крестьянство
IV. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА
V. ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ
VI. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫИ БЫТА
Искусство
Изменения в быту
ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Изменения вовсех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны,которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первойчетверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась вРоссийскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительныхсил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления исуда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, вкультуре страны и быту народа произошли огромные изменения. Коренным образомизменилось место и роль России в международных отношениях того времени.
Все этиизменения происходили на основе феодально-крепостнического строя, которыйпостепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития страны,вступал в стадию своего разложения. В стране всё более отчётливо проявлялисьсимптомы зарождения и развития новых капиталистических отношений.
В связи с этимуже в первой четверти XVIII века прослеживается главное противоречие,свойственное периоду позднего феодализма. Интересысамодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом,общенациональные интересы страны требовали развития производительных сил,активного содействия развитию промышленности, торговли, ликвидациитехнико-экономической отсталости страны. Но для решения этих задач былонеобходимо сокращение сферы деятельности крепостничества, образование рынкавольнонаёмного труда, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегийдворянства. Происходило же прямо противоположное: распространениекрепостничества вглубь и вширь, консолидация класса феодалов, закрепление,расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Поэтому развитиепромышленности, товарных отношений, укрепление мощи государства сопровождалосьрезким ростом крепостнической эксплуатации, помещичьего произвола, укреплениемвласти дворян и чиновничье-бюрократического аппарата самодержавия. Этообостряло основное противоречие между господствующим классом и различнымикатегориями крепостного крестьянства, составлявшего более 90% населения страны.Замедленность формирования буржуазии и превращения её в класс, противостоящийклассу феодалов-крепостников, приводило к тому, что купечество и заводчикиоказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.
Сложностьи противоречивость исторического развития страны в это время определили крайнююпротиворечивость деятельности Петра I и осуществленных им реформ. С однойстороны, они имели огромное прогрессивное значение, шли навстречуобщенациональным интересам и потребностям, способствовали значительномуускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию еёотсталости.
С другой стороны- осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены наукрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровскоговремени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходедальнейшего развития страны выступали всё сильнее и, вместо того, чтобыликвидировать отсталость, консервировали её. В результате петровскихпреобразований Россия быстро догоняла те европейские страны, где сохранялосьгосподство феодально-крепостнических отношений, но она не могла ликвидироватьотсталость от стран, вставших на капиталистический путь развития.
Эта сложность ипротиворечивость со всей силой проявилась и в преобразовательной деятельностиПетра I, которая отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом,смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта.Прекрасно понимая значение развития торговли и промышленности, Петр Iосуществил ряд мероприятий, соответствовавших интересам купечества. Но он жеукреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.Действия Петра I отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью“нетерпеливого самовластного помещика”.
Петр АлексеевичРоманов (Петр I, Петр Великий) — первый император всероссийский, родился 30 мая1672 года, от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей КирилловнойНарышкиной, воспитанницей боярина А.С. Матвеева. Петр был четырнадцатымребёнком царя Алексея и первым от его второго брака. Первая жена царя, дочьИ.Д. Милославского Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей Федора иИвана, и много дочерей. Таким образом при царе Алексее в царском семействе двавраждебных друг другу круга родных: старшие дети царя с Милославскими и НатальяКирилловна с сыном и родней. Дело в том, что царевичи Федор и Иван неотличались физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младшийцаревич Петр цвел здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшимиз братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины,но этого очень боялись Милославские, и только страх перед царём Алексеемсдерживал проявления семейной вражды.
Со смертью царяАлексея Михайловича глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит воткрытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Боярин А.С. Матвеев, стоявшийтогда во главе всех дел был сослан на север в Пустозёрск. Положение материПетра стало очень затруднительно.ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГОПЕТРА
Обучение Петрашло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали учить с пяти лет.Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек учёный, но любящийвыпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой шутовской коллегиипьянства.
Зотов прошёл сПетром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Так же начинали своёучение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов касался и русской старины,рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, о ДмитрииДонском и Александре Невском. Впоследствии Петр не терял интереса к истории,придавал ей важное значение для народного образования.
До смерти своегоотца, царя Алексея, Петр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три споловиной года, когда умер отец. Царь Федор был крёстным отцом своегомаленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в большоммосковском дворце и заботился о его обучении.
Учился ли Петр уЗотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось предание о том, что Зотовпоказывал царевичу много “потешных листов”, то есть картинок исторического ибытового содержания, привозимых в Москву из-за границы. За обучением у Зотовадолжна была следовать схоластическая наука, с которой знакомились старшиебратья и даже сестры Петра под руководством киевских монахов.Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию,латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началомэтого обучения царь Федор умер и началась смута 1682 года. Из-за этого Петростался без систематического образования. До конца жизни он игнорировалграмматику и орфографию.СОБЫТИЯ 1682 ГОДА
Царь ФедорАлексеевич умирает, не оставив наследников престола. По общему мнениюнаследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний Иван был оченьболезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Зная это, любимцыцаря Федора (Языков, Лихачев и др.) устроили дело так, что сразу после смертиФедора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего царевича Петра.Однако, права царевича Ивана были нарушены и его родные не могли примириться спроисшедшим. Самыми умными и решительными среди них были царевна СофьяАлексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский. Против своих врагов (Языковаи Нарышкиных) они подняли стрелецкое войско.
Стрельцам дализнать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов дали список“изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж. 15 мая 1682 годаони, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела на Красноекрыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их стрельцам. Однакострельцы не успокоились, вломились в царский дворец и на глазах членов царскойсемьи зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы Натальи.Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивлениетвёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце он не изменился влице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его сторонников. Номайские ужасы неизгладимо врезались в память Петра: вероятно, отсюда берутначало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Через год 11-летнийПетр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей.
Через неделюпосле начала бунта (23 мая) победители потребовали от правительства, чтобы царямибыли назначены оба брата; ещё неделю спустя (29-го), по новомутребованию стрельцов, за молодостью царей правление было вручено царевне Софье.Партия Петра была отстранена от всякого участия в государственных делах.ПЁТР ВПРЕОБРАЖЕНСКОМ
За всё времярегентства Софьи, Наталья Кирилловна приезжала в Москву лишь на несколькозимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном селе Преображенском.Около молодого двора группировалась значительная часть знатных фамилий, нерешавшихся связать свою судьбу с временным правительством Софьи.Предоставленный самому себе, Петр разучился переносить какие-то стеснения,отказывать себе в исполнении какого бы то ни было желания. Царица Наталья,женщина “ума малого”, по выражению её родственника князя Куракина, заботилась,по-видимому, исключительно о физической стороне воспитания своего сына. Мывидим Петра окруженным “молодыми ребятами народу простого” и “молодыми людьмипервых домов”; первые в конце концов взяли верх, а “знатные персоны” былиотдалены. Весьма вероятно, что и простые и знатные приятели детских игр Петраодинаково заслуживали кличку “озорников”, данную им Софьей.
Огненный,гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела; он рвется из печальногоопального дома на улицу, собирает около себя толпу молодёжи из придворныхслужителей: забавляется, играет с ними; как все живые дети любит играть ввойну, в солдаты. На берегу Яузы у села Преображенского он построил себе“потешную” крепость — Пресбург и около неё собрал целую дюжину “потешных”воинов. Сначала это был сплошной сброд: “Преображенские конюхи”, как выражаласьСофья. Потом этой компании Петр придал форму двух солдатских полков(Преображенского — в селе Преображенском и Семёновского — в соседском селеСемёновском), и понемногу из “потешных” полков у Петра образовались настоящиеполки, положившие впоследствии начало гвардии. Полевая забава Петра получилаширокие размеры и серьёзное значение. Петр понял важность военного дела и сталучиться инженерному и артиллерийскому искусству.
“Для математики,фортификации, токарного мастерства и огней артифициальных” появляется при Петреучитель-иностранец Франц Тиммерман. Сохранившиеся тетради Петра свидетельствуюто его настойчивых усилиях усвоить прикладную сторону арифметической,астрономической и артиллерийской премудрости: те же тетради показывают, чтооснования этой премудрости так и остались для Петра тайной. Зато токарноеискусство и пиротехника всегда были любимыми занятиями Петра. Широко известнастрасть Петра к лодкам и кораблям. После того, как Петр нашёл в селе Измайловезаброшенный мореходный ботик (“дедушку русского флота”) и научился плавать нанём, он весь ушёл в это дело и начал строить суда на большом Переяславскомозере. Многим это казалось пустой забавой. Осуждали в Петре и его близость к немцам.Петр часто бывал в немецкой слободе, ведь именно там он мог найти объяснениямногим непонятным для русских людей вещам, например астролябии. Петр особенносблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, учёным; и сошвейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и весёлым. Подвлиянием Лефорта Петр привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, ни князьБорис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра, ни его воспитатель Никита Зотов немогли удержать молодого царя от кутежей и шумных пирушек.
Вследствиенеблагоприятных условий детства Петр остался без правильного образования ивместо богословско-схоластических познаний приобрёл военно-технические. Молодойгосударь представлял собой необыкновенный для московского общества культурный тип.У него не было любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни,зато образовывались близкие отношения с “немцами”. Петр не любил правительствоСофьи, боялся Милославских и стрельцов, которых считал опорой и друзьями Софьи.
Участие Петра вгосударственных делах, во время регентства Софьи, ограничивалось присутствиемна торжественных церемониях. Петр весь ушёл в свои забавы. Московские людисчитали его несерьёзным и пустым человеком.
Единственнымкрупным и неудачным вмешательством матери в личную жизнь Петра была женитьба наЕ.Ф. Лопухиной 27 января 1689 года, раньше достижения Петром 17 лет. ЦарицаНаталья надеялась отвлечь сына от пустых забав и сделать его более солидным.Так как приближался конец опеки царевны Софьи над царями и царством, это быласкорее политическая, чем воспитательная мера.
С женитьбой Петрне изменил своих привычек. Несходством характеров супругов и нелюбовью двора кЛопухиной объясняется то, что “изрядная любовь” Петра к жене “продолжиласьразве токмо год”, а затем Петр стал предпочитать семейной жизни — походную, вполковой избе Преображенского полка. Новое занятие — судостроение — отвлеклоего ещё дальше: с Яузы он вместе со своими кораблями переселился наПереяславское озеро и весело проводил там время даже зимой.НИЗВЕРЖЕНИЕ ЦАРЕВНЫСОФЬИ. ПРАВЛЕНИЕ ЦАРИЦЫ НАТАЛЬИ
Так подошлосовершеннолетие Петра (30 мая 1689 года), когда мать и родные заставили егоначать борьбу с Софьей за власть. Главным желанием Софьи было стать постоянной“самодержицей”, соправительницей царей. Для этого она старалась действоватьчерез стрельцов. Она надеялась, что стрельцы подадут челобитье — не оставлятьправления, венчаться царским венцом и стать самодержицей. Однако, заговороткрылся, и летом 1689 года начались открытые ссоры между царём Петром ицарицей Натальей с Софьей, которые переросли в открытую вражду.
Софьяопасалась прямого нападения Петра с его “озорниками” и поэтому держала в Москвевокруг себя усиленные караулы стрельцов. Уступить Петру и отказаться отправления она и не думала. Петр также боялся покушений стрельцов на свою жизнь.В ночь на 8 августа 1689 года Петр был разбужен в Преображенском стрельцами,принёсшими весть о действительной или мнимой опасности со стороны Кремля. Петрраздетый ускакал в ближайшую рощу, там оделся и помчался в Троице-Сергиевмонастырь, куда приехал чуть живой от усталости и волнения. Страхи оказалисьпо-видимому, ложными, стрельцы не шли в Преображенское, но Петр с тех порстрадал постоянным нервным недугом: у него появились подёргивания щеки, непроизвольныедвижения головы и некоторая неправильность походки. Он, по тогдашнемувыражению, “голову запромётывал и ногою запинался”. Приверженцы Петрараспорядились созвать дворянское ополчение, потребовали к себе начальников идепутатов от московских войск и учинили короткую расправу с приверженцами Софьи(кн. В.В.Голицын, Сильвестр, Шкаловитый). Софья была переселена в подмосковныйНоводевичий монастырь. Иоанн правил лишь номинально; фактически власть перешлак партии Петра. На первыхпорах, однако, “царское величество оставил своё правление матери своей, а сампрепровождал время своё в забавах экзерциций военных”.
Правление царицыНатальи представлялось современникам эпохой реакции против реформаторскихстремлений Софьи. Петр воспользовался переменой своего положения только длятого, чтобы расширить до грандиозных размеров свои увеселения. Так, манёврыновых полков закончились в 1694 году Кожуховскими походами, в которых “царьФедор Плешбурской” (Ромодановский) разбил “царя Ивана Семёновского”(Бутурлина), оставив на поле потешной битвы 24 настоящих убитых и 50 раненых.
Расширениеморских забав побудило Петра дважды совершить путешествие на Белое море, причёмон подвергался серьёзной опасности во время поездки на Соловецкие острова. Заэти годы центром разгульной жизни Петра становится дом его нового любимцаЛефорта в немецкой слободе. “Тут началось дебошство, пьянство такое великое,что невозможно описать, что по три дня, запершись в том доме, бывали пьяны ичто многим случалось оттого и умирать”. В доме Лефорта Петр “начал с домамииноземными обходиться и амур начал первый быть к одной дочери купеческой” (АннеМонс). “С практики”, на балах Лефорта, Петр “научился танцевать по-польски”:сын датского комиссара Бутенант учил его фехтованию и верховной езде, голландецВиниус — практике голландского языка; во время поездки в Архангельск Петрпереоделся в матросский голландский костюм. Параллельно с этим усвоениемевропейской внешности шло быстрое разрушение старого придворного этикета:выходили из употребления торжественные выходы в соборную церковь, публичныеаудиенции и другие “дворовые церемонии”. “Ругательства знатным персонам” отцарских любимцев и придворных шутов, так же как и учреждение “всешутейшего ивсепьянейшего собора”, берут своё начало в той же эпохе.
В 1694 годуумерла мать Петра. Хотя Петр теперь “сам понужден был вступить в управление,однако ж труда того не хотел понести и оставил все своего государства правление- министрам своим” (Куракин). Ему было трудно отказаться от той свободы, ккоторой его приучили годы невольного удаления от дел; и впоследствии он нелюбил связывать себя официальными обязанностями, поручая их другим лицам, самоставаясь на втором плане. Правительственная машина в первые годы правленияПетра продолжает идти своим ходом. Петр вмешивается в этот ход лишь тогда ипостольку, когда это оказывается необходимым для его военно-морских забав.Очень скоро, однако, “младенческое играние” в солдаты и корабли приводит Петрак серьёзным затруднениям, для устранения которых оказывается необходимымсущественно потревожить старый государственный порядок. “Шутили под Кожуховым,а теперь под Азов играть едем” — так сообщает Петр Ф.М.Апраксину в начале 1695года об Азовском походе.АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ.КУМПАНСТВА.
Начало активныхвоенных действий против Турции определялось рядом моментов: борьбой за выход кморю, стремлением покончить с постоянными набегами крымского ханства вюжнорусские земли, обеспечить возможность большего использования и заселенияплодородных земель Юга. При подготовке первого Азовского похода были учтеныошибки Голицына, и основной удар был направлен в 1695 году на турецкую крепостьАзов. Однако, несмотря на тщательную подготовку, первый Азовский поход непринёс успеха. Отсутствовало единое командование, не было опыта осады сильныхкрепостей, не хватало артиллерии, а главное, у осаждавших не было флота длятого, чтобы блокировать Азов и воспрепятствовать доставке подкреплений,боеприпасов и продовольствия.
С осени 1695года началась подготовка к новому походу, и в первую очередь строительствофлота в Москве на реке Яузе и в Воронеже. Было построено два крупных корабля,23 галеры и более тысячи барок и мелких судов. К Азову двинулась армия, вдвоебольшая по сравнению с 1695 годом. 19 июля 1696 года Азов был взят. Это былкрупный военный и внешнеполитический успех. Петр шумно празднует победу, нохорошо чувствует недостаточность сил для продолжения борьбы. Онпредлагает боярам “схватить фортуну за власы” и изыскать средства на постройкуфлота, чтобы продолжить войну с “неверными” на море (выход в Чёрное морезапирала Керчь, овладеть которой можно было только в результате долгой итяжёлой войны). Бояре возложили постройку кораблей на “кумпанства” светских идуховных землевладельцев, имевших не менее 100 дворов. Остальное население должнобыло помогать деньгами. Построенные “кумпанствами” корабли позднее оказалисьникуда не годными, и весь этот флот, стоивший населению около 900 тыс.тогдашних рублей, не мог быть употреблен ни для каких практических целей.Одновременно, решено было снарядить посольство за границу с целью поискасоюзников против “неверных”.“Великое(чрезвычайное) посольство” 1697 — 1698 годов
“Великоепосольство” в составе 250 человек выехало из Москвы 9 марта 1697 года.Формально его возглавлял адмирал Ф.Лефорт и генерал Ф.Головин, но в его составенаходился и сам Петр I под именем “урядника Преображенского полка ПетраМихайлова”. Кроме поисков союзников, Петр поставил перед собой задачу изучениякораблестроения и кораблевождения в Англии и Голландии. Посольство посетило Пруссию,Польшу, Францию, Голландию, Англию, Австрию. Петр в течение полугода работал наверфях Саардама и Амстердама.
В ходепереговоров стало совершенно очевидно, что шансов на заключение в Европе союзадля войны с Турцией нет, так как Европа стояла на пороге войны за “испанскоенаследство”. Это исключало возможность продолжения войны с Турцией, но даваловозможность начать войну за выход к Балтике без риска, что Швеция получитподдержку одной из крупных стран Европы. Россия может попытаться привлечь на своюсторону Польшу и Данию, у которых были серьёзные противоречия со Швецией вПрибалтике. Особенно важна позиция Польши, поэтому ей оказывалась какдипломатическая, так и военная помощь для выбора королём и утверждения напольском престоле саксонского курфюрста Августа, что создало условия длясближения политики Польши и России. В результате Россия могла иметь в войне соШвецией союзниками Польшу и Данию, союзников правда, ненадёжных, и не оченьзаинтересованных в усилении России.
Чтоже касается второй цели путешествия, то Петр провёл 8 дней на голландской верфив Саардаме, рекомендованной ему одним из московских знакомцев. Он удивилнаселение маленького городка своим экстравагантным поведением. В январе 1698года Петр поехал в Англию и оставался там три с половиной месяца, работаяпреимущественно на верфи в Дептфорде.
Хотя главнаяцель посольства не была достигнута — Россия не смогла найти союзников для войныс Турцией, зато Петр употребил время пребывания в Голландии и Англии дляприобретения новых знаний, а посольство занималось закупкой оружия ивсевозможных корабельных припасов, наймом моряков, ремесленников и т.п. Наевропейских наблюдателей Петр произвёл впечатление любознательного дикаря,заинтересованного преимущественно ремёслами, прикладными знаниями ивсевозможными диковинами и недостаточно развитого, чтобы интересоватьсясущественными чертами европейской политической и культурной жизни. Егоизображают человеком вспыльчивым и нервным, быстро меняющим настроение и планыи неумеющим владеть собой в минуты гнева, особенно под влиянием вина.
Заграничноепутешествие Петра Великого имело очень большое значение. Во-первых, пребываниев чужих краях в течение полутора лет окончательно выработало личность Петра. Онполучил много полезных знаний, привык к культурным формам европейской жизни,умственно созрел. Во-вторых, путешествие царя на Запад оживило отношения Москвыс Западом, усилило обмен людьми между Русью и Европой. В-третьих, за границейПетр узнал действительные политические отношения держав, и вместо несбыточныхмечтаний об изгнании турок в Азию выработал трезвый план борьбы со Швецией заБалтийское побережье.ПЕРВЫЕПРЕОБРАЗОВАНИЯ И СТРЕЛЕЦКИЙ РОЗЫСК
Известие острелецком бунте вызвало Петра в Россию. Прежде всего предстояло покончить сострельцами и со старым порядком вообще. Прямо с дороги, не повидавшись ссемьей, Петр поехал к Анне Монс, затем на свой Преображенский двор. Своей женеЕвдокии Лопухиной заглазно передал приказ идти в монастырь. Против воли еёотвезли в Суздаль и постригли в Покровском монастыре. Сына своего Алексея(родившегося в 1690 году) Петр отдал на попечение своей сестры царевны Наталии.На следующее утро 26 августа 1698 года, Петр стал собственноручно стричь бородыу первых сановников государства, и отдаёт приказ носить короткое европейскоеплатье. Право носить бороды сохраняло лишь духовенство и крестьянство.Одновременно с первыми шагами своих культурных преобразований Петр началстрашный стрелецкий розыск.
Стрельцы ужебыли разбиты Шеиным под Воскресенским монастырём и зачинщики бунта былинаказаны. Петр возобновил следствие о бунте, стараясь отыскать следы влияния настрельцов царевны Софьи. Найдя доказательства скорее взаимных симпатий, чемопределённых планов и действий, Петр тем не менее заставил постричься Софью иеё сестру Марфу в монахини в Новодевичьем монастыре. Стрелецкое войско Петррешил уничтожить. Пиры и попойки сменялись казнями, в которых царь иногда самиграл роль палача. С конца сентября по конец октября 1698 года было казненоболее тысячи стрельцов. В феврале 1699 года стрельцов опять казнили сотнями.
Московскоестрелецкое войско прекратило своё существование. Указ от 20 декабря 1699 года оновом летоисчислении формально провёл черту между старым и новым временем. Отпраздновав 1-го сентября 1699 годанаступление нового 7208 года по старому счёту, Петр велел 1 января вновьпраздновать новый 1700-й год и впредь считать годы от Рождества Христова, как ив других православных странах.НАЧАЛО СЕВЕРНОЙВОЙНЫ. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1701 — 1706 годов. ПОЛТАВА
В 1699 году Петрначал приготовления к войне со шведами. 11 ноября 1699 года был заключен тайныйдоговор между Петром и Августом, по которому Петр обязывался вступить в Ингириюи Карелию тотчас по заключению мира с Турцией, не позже апреля 1700 года.
Союз былзаключен и с датским королём Христианом. Мир с Турцией был заключен 13 июля1700 года в Константинополе. По условиям Константинопольского договора Азов ичасть азовского побережья, на котором строился Таганрог, отходили к России.Успеху мирных переговоров в немалой степени способствовало то, что русскоепосольство, возглавляемое Емельяном Украинцевым, неожиданно для турецкихвластей появилось в Стамбуле на 46-пушечном фрегате.
18 августа вМоскве был сожжен “преизрядный фейерверк”: царь Петр Алексеевич праздновал турецкиймир и приобретение Азова. На другой день 19 августа, объявлена война шведам,война, затянувшаяся на 21 год. Ещё до объявления войны Петр начал создаватьновую армию, так как “по распущении стрельцов никакой пехоты сие государство неимело”. 17 ноября 1699 года был объявлен набор 25 новых полков, разделённых на3 дивизии. Первые две дивизии (Головина и Вейде) были вполне сформированы ксередине июня 1700 года; вместе с некоторыми другими войсками всего до 49тысяч, были двинуты 19 августа к Нарве, взяв которую Петр мог угрожатьЛифляндии и Эстляндии.
Только к концусентября войско собралось у Нарвы; только в конце октября был открыт огонь погороду. Но в это время обнаружилось, что юный и легкомысленный король Карл XIIобладает огромной энергией и военным талантом. Он принудил датчан к миру. Затемнаправился к Нарве и очень быстро и неожиданно напал на русские войска. В ночьс 17 на 18 ноября русские узнали, что Карл XII направляется к Нарве. Петр уехализ лагеря, оставив командование принцу де Круа, незнакомому с солдатами инеизвестному им — и восьмитысячная армия Карла XII, усталая и голодная, разбилабез всякого труда сорокатысячное войско Петра. Причинами поражения были:слабость артиллерии, недостаточная боевая выучка армии, низкая боеспособность конницыи то обстоятельство, что значительную часть командования составляли иностранныенаёмники. Несмотря на героические и умелые действия Преображенского иСемёновского полков, русская армия потеряла всю артиллерию, лишиласьбоеприпасов и снаряжения, понесла значительные потери. Положение под Нарвой резкоухудшило международное положение России и создало угрозу вторжения Швеции врусские земли.
Дав русскимтяжёлый урок, Карл XII пошёл на юг преследовать короля Августа: так как гнатьсяза неприятелем слабым, оставляя в тылу сильного и решиться с небольшим войскомво второй половине ноября идти вглубь России, было бы крайним безрассудством.
Надежды,возбуждённые в Петре путешествием по Европе, сменяются разочарованием. Сам Петрхарактеризует своё состояние словами: ”Тогда неволя ленность отогнала и котрудолюбию и искусству день и ночь принудила”. Действительно, с этого моментаПетр преображается. В пограничных местах Новгороде, Пскове, Печорском монастырекипели работы по их укреплению. Работали все: мужчины и женщины, солдаты исвященники. Артиллерия была потеряна под Нарвой. Петр велел со всегогосударства, со знатных городов от церквей и монастырей собрать часть колоколовна пушки и мортиры. В конце 1701 года было приготовлено более 300 орудий. В этоже время приходят добрые вести от фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева:пользуясь превосходством своих сил он поразил шведского генерала Шлиппенбахапри Эрестфере, потери шведов были втрое больше русских. Первая победа послеНарвы! В июле 1702 года Шереметьев опять нанёс сильное поражение Шлиппенбахупри Гуммельсгофе и взял старые русские города Ям и Копорье. Сам Петр осенью1702 года явился у истоков Невы и взял шведскую крепость Нотенбург, стоявшую наместе старого новгородского Орешка. Возобновив укрепления этой крепости, Петрназвал её Шлиссельбургом, то есть “ключом — городом” к морю. На весну 1703 годарусские спустились к устью Невы, и в мае 1703 года Петр заложил Петропавловскуюкрепость и под её стенами основал город Санкт-Петербург — укрепленный выход кморю, которым он сразу же воспользовался. На реке Вирь наспех строились морскиесуда и в том же 1703 году они уже были спущены на воду. Осенью 1703 года Петрначал работы на Котлине-острове для постройки морской крепости Кроншлота(Кронштадта). Эта крепость стала гаванью для нового Балтийского флота. Наконец,в 1704 году были взяты сильные шведские крепости Дерпт (Юрьев) и Нарва. Такимобразом, Петр не только приобрёл выход к морю в своём “парадизе” Петерберге, нои защитил этот выход с моря (Кроншлот) и с суши (Ям, Копорье, Нарва, Дерпт).
Карл совершилнепоправимую ошибку, допустив Петра до такого успеха, и решил загладить её лишьпосле того, как расправился с другим неприятелем — Августом, где в 1707 годувынудил его подписать сепаратный мирный договор. В конце 1707 года Карлдвинулся на Петра, грозясь свергнуть его с престола. Теперь Россия осталась безсоюзников.
Петрраспорядился не вступать в генеральную битву с неприятелем в польскихвладениях, а стараться заманить его к своим новым границам, вредя при всякомудобном случае, особенно при переправах через реки. Петр находился взатруднительном положении, так как Карл подолгу останавливался, и былонеизвестно, куда он отправится далее. В одно и то же время Петр укреплял Москвуи Петербург.
В начале 1708года Карл XII взял город Гродно и оттуда двинулся по направлению к Москве. Сним было более 40 тысяч отборного войска и, кроме того, ждал помощь генералаЛевенгаупта с 16 тысячами солдат и военными запасами. На дороге к Днепру шведыпобедили русских при селе Головчине и в Могилёве овладели переправой черезДнепр. Карл шёл в Малороссию в расчёте на измену гетмана Мазепы, о которой Петрещё не знал. Левенгаупт со своим войском остался позади Карла и должен был егодогонять. Петр не дал им соединиться, напав на Левенгаупта на реке Соже придеревне Лесной. 28 сентября 1708 года Петр наголову разбил неприятеля и забралвесь обоз и артиллерию, на которые так надеялся Карл. “Сия у нас победа, — пословам Петра, — может первая назваться понеже над регулярным войском никогдатакой не бывало, к тому же ещё гораздо меньшим числом будучи перед неприятелем:тут первая проба солдатская была”.
Карл вошёл наУкраину. Малороссийский гетман Мазепа перешёл на его сторону, перешли на егосторону и запорожские казаки; но народная масса в Малороссии осталась вернарусскому царю. Карл обманулся во всех своих надеждах: после Мазепы и запорожцевон ещё надеялся на Турцию, но турки и татары, как и все соседние народы,отказались принять участие в борьбе за ту или другую сторону. Все как будто


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :