Общеобразовательная средняя школа № 2
Реферат
Поистории России
Натему: «СвятаяРавноапостольная ВеликаяКнягиня Ольга»
Выполнила:
Ученица 9 «Б» класса
Гончарова О. О.
Проверил:
Преподавательистории
ДьяковА.Л.
Ст. Старощербиновская
2007 г План
1. Вступление……………………………………………………………….3
2. Легенды о происхождении………………………………………4
3.Месть…….…………………………………………………………………..9
4.Правление…………………………………………………………………12
5.Крещение………………………………………………………………….14
6. Места и памятники………………………………………………….18
7. Заключение………………………………………………………………22
8. Список использованной литературы………………………24
Вступление.
Речь пойдето времени, скрытом веками, и давно уже канувшем в небытие, но оставившеенеизгладимый след в истории государства Российского. О первой русскойхристианке, а после Святой, княгине Ольге.
В своёмреферате я решила написать именно о ней, о правительнице, которая превратилаязыческую Русь в развитую христианскую страну, ничем не уступающую передовымевропейским государствам того времени.
Личность этой женщины заинтересовала и поразиламеня. Мне захотелось написать о ней т.к. меня зовут также как и её, Ольга. Онамоя покровительница и святая. Также она великая женщина много сделавшая дляРуси, она праматерь нашего православия, мудрая правительница, верная жена, любящаямать.
Личностькаждого человека выражается в его деяниях, поступках. В той памяти, что ониоставляют людям, их деяния, и их след в отечественной истории. В житиях ипроповедях, канонизирующих Святую Ольгу, все события описаны с большим пафосом.Многое преувеличено. Речь ведется только о личности, о характере, о душекнягини. Но из всего этого напыщенного повествования можно извлечь много фактов,касающихся моей темы.
За время подготовки этой работы я очень многоеузнала о княгине Ольге. Мне кажется, чтоя не зря потратила своё время. По-моему мнению каждый человек должен знать опроисхождении своего имени и в честь кого его назвали.
«Она предрекла христианству в земле нашей,
как зарница перед солнцем, какутренняя заря
перед светом полуденным. Как луна вночи, так
светила она между людьми неверными.Она и
по смерти молит Бога за Русь»
Преподобный Нестор Летописец.
О характере и личности этой княгини существуеттак же много мнений, как и ее происхождении. Одни её считают хитрой и оченьмстительной, жестокой. Это мнение историков. Другие — святой, справедливой,благочестивой и чистой сердцем княгиней. Это преимущественно писания о СвятойОльге, проповеди. Причисленную к лику святых княгиню наделяют свойствами маловероятнымив то время вообще. Ей прощают жестокие казни и расправы над древлянами, считаютее месть праведной. Но никто не оспаривает её острый ум и редкую красоту, позволившихей попасть в семью правящих князей. А вскоре и самой стать мудрой правительницей.
Еёпроисхождение окутано тайной, одни историки говорят, что она была из родакнязей Изборских, потомков Гостомысла (первого русского государственника,правившего на Руси ещё в дорюриковы времена, а также призвавшего некогда варягаРюрика править Русью). Другие источники утверждают, что она была из варяжскогонарода, и удочерена Олегом. Но все же чаще всего придерживаются мнения о еёславянском происхождении. Вот так описывается молодая Ольга в одной изцерковных проповедей: «Будущей великой княгине поначалу дали имя Прекрасна. Онадействительно поражала всех и внешней, и душевной красотой. С юности Прекраснабыла чужда суеты и суетности. Но, любя уединение среди полей и дубрав, хранилав сердце торжественный строй высоких и непраздных мыслей. Еще не зная истинногоБога, она в силу своей чистоты и невинности тянулась к нему всем существом. Наней сбылись слова священного писания: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Богаузрят». Ей был уготован поистине божественный путь…» — проповедь Владимира,архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского.
Апосле, когда выходила замуж за Игоря получила имя Ольги (). — Имя скандинавское.Ведь у варягов Рюриковичей было принято женить своих сыновей на девицах соскандинавскими именами. Также существует мнение о том, что Олег во время своегопохода, остановившись на ночлег, увидел Ольгу и влюбился в неё, но по каким-тонеизвестным причинам не женился на ней, а лишь дал ей своё имя. Об этом следуетстихотворение:
«Я одно лишь помню только–
Всё опять сбылосьточь-в-точь:
Ты же – Ольга,
Ты же — Ольга,
Перевозчикова дочь…
Я опять угрюм и грозен,
Старый, вещий князь Олег,
Я стою на перевозе,
Тороплюсь сыскать ночлег.
Пред моим усталым гневом
Сникло всё, как предгрозой.
И лишь голос юной девы
Кружит песней над водой.
Как бы кто красу несглазил!
Всё в неё диво, в склад и влад;
Речь ведёт с великимкнязем
Гордо, ласково, впопад.
Я в свой стольный градуеду,
Буду мёд и пиво пить,
Долго – долго ту беседу
Буду в памяти хранить.
И всё будет, каккогда-то…
Лишь в одном я отступлю:
К милой Ольге шумныхсватов,
Я, конечно, не пошлю…»
Примечание:Стихотворение Игоря Кобзева «Ольга», «Сборник советских стихотворений 60-70годов».
Влетописи упоминается, что в 903 году (по преданию летописи, тогда Ольге было 10лет) её «привели» в качестве невесты княжичу Игорю его воспитатель и пестункнязь Олег. Тогда Игорь уже возмужал, пришло ему время жениться, и Олег выбралдля своего подопечного жену.
Моглотакое быть или не могло? Оказывается, что при заключении династических браковвсё определяли родители, и затем малолетняя невеста подрастала уже при дворесвоего будущего мужа. Так было на Руси, так было и в Византии. Поэтому, как мывидим, что в 10 лет ( в Х веке) возможно заключить брак. Понятно, что не в 10лет великая княгиня киевская Ольга основала город Псков. Археологическимираскопками установлено, что поселение на стрелке кремлёвского мыса при слиянииПсковы и Великой существовало и раньше, начиная с 60-х годов IX века ипринадлежало местному племю кривичей, являясь небольшим. Едва ли этот маленькийгородок был известен тогда в стольном Киеве. А вот Изборск, который был тогдазначительным центром, знали наверняка. Так что Иоакимовская летопись о том жесобытии сообщает: «Егда Ингорь возмужа, ожени его Олег, поят за него жену отИзборска». Давно обратили внимание на то, что едва ли летописное «от» можно пониматькак «из», то есть, «от Плескова» как «из Пскова». Скорее, как «из окрестностейПскова», или, согласно Иоакимовской летописи, «из окрестностей Изборска» — взависимости от того, откуда откладывать расстояние. Существуют разные мнения поповоду «Плескова» — то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Так исупругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении - Ольга, Вольга. Женское имя Ольгасоответствует мужскому Олег (Хельги), что значит «святой». Хотя языческоепонимание святости совершенно отлично от христианского,но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие итрезвение, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение имени, народ Олеганазвал Вещим, Ольгу — Мудрой.
Какизвестно, ранние русские летописи составлялись с начала XII века, когда городПсков был уже хорошо известен, и привязка исторической родины княгини Ольги шлак Пскову.
Интересно, что само имя Ольгапредставляет женскую форму имени Олег. Связаны эти два исторических персонажаи в другом смысловом контексте: ведь Олег в русских летописях называется вещим,а Ольга – мудрой. Она как бы продолжила духовную традицию своего великого предшественника и «передала»свою мудрость внуку Владимиру. Эта внутренняя связь была для русских книжниковочень важна, может быть, именно поэтому имена Ольги и Олега в летописныхсказаниях связаны друг с другом. Уже позже в исторических памятниках появится ипсковское село Выбутино, исстари принадлежавшее Ольге, там потом якобы появилсяна свет и Владимир. Вот почему некоторые историки прошлого даже предполагали,что Ольга являлась родственницей вещему Олегу, и семья его, таким образом,породнилась с княжеской династией Рюриковичей. Но всё это лишь предположения.
А если сложить воедино все факты, то получится, что Олег не женившисьна Ольге, не хотел расставаться с ней и поэтому выдал её замуж за Игоря.
А много позже, в ХV – XVI веках, возникли разныелегенды о происхождении Ольги, так или иначе пытавшиеся объяснить, почему жеименно её взял в жёны князь Игорь. Одна из таких легенд считала, чтопроисходила Ольга якобы из рода болгарских царей и родилась в древнейболгарской столице городе Плиске (так преобразилось в сознании создателя легенды названиерусского Пскова — Плескова). Теперь всё становилось на свои места. Ольга – непросто неизвестная девушка, а ровня русскому князю. Болгария в те времена ужебыла христианской страной, там развивалась и славянская письменность,распространяемая учениками солунских братьев – Кирилла и Мефодия. Потому и былаОльга милостива к христианству, потому и хотела крестить всю Русь. А если она ивправду была болгарской княжной, тогда понятной становится и внешняя политикаеё сына Святослава, воевавшего с Византией и Болгарией, буквально «рвавшегося»из Руси на юг. Ведь Святослав оказывался потомком болгарских царей 55! Но этакрасивая легенда вряд ли соответствует истине. Ведь возникла она спустя многовеков после жизни княгини, когда на Руси широко распространялось влияниекультуры балканских, южнославянских народов, а сама Русь стала наследницейгибнувшей Византии.
Примечание: WWW.Mystic-Chel.Ru. Древняя Русь.
КогдаОльгу канонизировали, когда прославил её русский народ, появились и легенды оеё жизни, а некоторые из них вошли в её жития. Одноиз таких преданий, оказавшееся самым распространённым,рисует Ольгу простой крестьянской девушкой, родившейся в селе Выбутино (Выбуты)- находящееся в 12-15 км. От Пскова вверх по Великой (река). Село Выбуты нынчене существует, осталось только селище – археологический культурный слой наместе деревни Х века и последующего древнерусского времени. Здесь же находитсякаменный храм во имя пророка Ильи XV века. По местному преданию онбыл поставлен рядом с деревянной церковью, основанной на этом месте княгинейОльгой. По тому же преданию, в этом храме как будто хранились сани, оставленныездесь княгиней. Как говорил Нестор: «И сани ея стоят в Плескове и до сего дня».Таким образом, Псков искусственно избрали, как родину Ольги.Предание повествует, что однажды князь Игорь охотился недалекоот селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь заметил надругой стороне реки место, очень удобное для охоты.
Ему очень хотелось переправиться туда, но не было лодки. Вскоре он
увиделплывшего по реке в лодке юношу и закричал, чтобы тот перевез его через реку.Когда они плыли, Игорь, взглянув на гребца, увидел что это не юноша, а молодаякрасивая девушка. Красота девицы возбудила в князе нечистые желания. Но юнаякрасавица изумила его своею скромностью, разумом и твердостью воли. «Прошутебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следуетстыдиться», отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. «Вспомни, чтоты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел.Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судитьв своем княжестве? Оставь же свое постыдное намерение, за которое тебя, хотя тыи князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесьодна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешьтого, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущуобесчестить себя». Такой твердый ответ образумил и пристыдил Игоря, так что онво все время остального пути от стыда не посмел говорить с нею.
Когда Игорь вернулся в Киев, вскоре пришлаему пора жениться. Вот тогда и вспомнил князь красоту и благоразумие псковскойдевушки, и взял ее в жены, с согласия и с помощью Олега. Этадевушка и была будущей княгиней киевской Ольгой. Другое местное псковскоепредание сообщает, что с Игорем было девять человек дружины, и что князьподарил ей на память кольцо. Местные жители показывали даже, где происходилаэта знаменитая переправа – напротив ныне существующей деревни Горки или даженапротив выбутской церкви.
Этасказочная легенда сделала Ольгу плотью от плоти, кровью от крови русскогонарода – и её простое происхождении подчёркивало её величие. Крестьянская девушка,ставшая русской княгиней, крестившаяся в Константинополе, принесла христианскуюверу – православную – на нашу родину, и весь народ обратился к ней. Выходит,местной была эта девушка, принесшая исконные традиции в иноземную княжескую династию.
Такова «участь» героев древней истории всехнародов. Скупые слова исторических памятников оставляют слишком много вопросов,и последующие поколения стремятся добавить что-нибудь новое, наполнив известныефакты интересным содержанием и расцветив рассказ яркими подробностями. Говоряоб Ольге, мы не раз ещё столкнёмся с разнообразными легендами и многочисленнымизагадками, которыми так изобилует начальная русская история.
Послесообщения о женитьбе Игоря и Ольгилетопись ничего не говорит о судьбе княгине не протяжении целых 40 лет. Да и осамом Игоре известно не слишком много. Его внешняя политика была столь же активной,но не столь удачной, как деятельность его предшественника Олега. Игорь ходил войнойна Византию в 941 году, но потерпел сокрушительное поражение. Через три года онрешил повторить поход. На этот раз собрав громадное войско, Игорь двинулся наимперию через территорию соседней Болгарии и приближение столь внушительнойсилы не на шутку встревожило византийцев. Греки прислали посольство и поспешилизаключить мир, не доводя дело до войны. Русско-византийский договор 944 года вошёлв текст «Повести временных лет» как менее выгодный для Руси, чем договор ВещегоОлега. На обратном пути на Русь (945 г.) Игорь решил вновь собрать дань сдревлян, и был ими убит за то, что попытался сделать это до ранее назначенногосрока. Один из греческих летописцев, Лев Дьяков, уверяет, что древляне разорвалиИгоря, привязав к двум деревьям, нагнутым до земли и потом отпущенным.
После смерти князя Игоря Ольга принялабразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законныйнаследник Святослав, был еще слишком мал. Также она унаследовала крайне трудноегосударственное положение дел: первый серьезный бунт, мог грозить полнымразвалом, еще не до конца сросшемуся из отдельных племен, государства.Осложнялся бунт тем, что он вспыхнул среди недавно покорённого литовскогонаселения. Успех мятежа мог явиться роковым соблазном и для других недавнопокоренных племен.
Вскоре к ней явилось древлянскоепосольство. Двадцать «лучших мужей» приплыли в ладье в Киев и пришли к княгинес такими словами: «Послала нас Древлянская земля с такими словами: «Мужа твоегомы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие,потому что берегут Древлянскую землю, — пойди замуж за князя нашегоза Мала». С точки зрения современного человека, такое предложение выглядит, поменьшей мере, странным, однако в древних обществах такое вполне могло быть: победитель,убийца правителя, мог вместе с властью взять в жёны и вдову убитого. Такимобразом, как бы обеспечивалась законная преемственность власти. Но Ольга несогласилась с этим предложением. Она задумала жестоко отомстить древлянам засмерть Игоря. Эта месть была очень жестокой, даже по тем временам. Именно вэтот период проявились все ее дурные наклонности, вся изощренность ума ее была направленаво зло. «Ольга была еще язычница. А языческое мщение — это даже не ветхозаветное«око за око и зуб за зуб», это был древний гнев, безудержный, беспощадный, ненасытный.
Онасвоим хитрым умом расставила ловушки, в которые попались все древляне. Первомупосольству она сказала, что хочет воздать ему честь и назавтра пригласит вкняжеский терем. Но на приглашение княгини послы должны отвечать: «Ни едем наконях, ни пеши не пойдем, но понеситенас в ладье». Так и случилось, а перед этим княгиня приказала выкопать во дворебольшую яму. Когда же послов принесли в ладье, Ольга приказала бросить их в ямуи живых засыпать землей. При этом она спросила их: «Хороша ли вам честь?» — начто посланцы Мала отвечали: «Горше нам Игоревой смерти». После этого Ольгапослала к древлянам сказать: «Если вправду меня просите, то пришлите лучшихмужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят менякиевские люди». Древляне отправили второе посольство (странно, что, согласнолетописи, даже не поинтересовались, что же случилось с первым).
Новымпослам Ольга приказала вымыться в бане, прежде чем прийти к ней. Древлянзаперли в бане и подожгли. Так погибло второе посольство древлян. Тогда княгиняпослала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте мёды многие вгороде, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну посвоем муже». Тризной назывался большой поминальный пир. Если умирал знатныйчеловек, то славяне делали над ним земляную насыпь, оттого и вышли курганы встепях. Древляне свезли к могиле Игоря много мёда (под мёдом в Древней Русиподразу-
Примечание:Пчелов Е.В. «Монархи России». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. с 53.
мевалсятерпкий, хмельной напиток), туда же пришла с небольшой дружиной Ольга.Собрались туда и древляне и спрашивают Ольгу: «А где же наши послы?» Онаотвечает им: «Послы с дружиной приедут». Древляне напились, и Ольга приказаласвоим дружинникам перебить их. 5000 древлян погибли от мечей киевских воинов.На могильный холм Игоря она швырнула и голову князя Мала.
Послеэтого Ольга вернулась в Киев и собрала войско. Вместе с ней отправился на войнуи сын Святослав. Летопись рисует его маленьким мальчиком двенадцати лет. Нопоскольку по традиции именно князь должен начать войну, бросив копьё. Святославбросил своё копьё и оно упало к ногам его коня, а воеводы Свенельд и Асмуд,воспитавший князя Святослава, закричали: «Князь уже начал, потянем, дружина, закнязем».
Киевскоеи древлянское войска схлестнулись в сражении. Древляне были разбиты и бежали вИскоростень. А Ольга, подойдя к городу начала его осаду. Взять древлянскуюстолицу с ходу не удалось. Осаждённые отчаянно сопротивлялись. Всё летопростояла Ольга под Искоростенем и,
наконец,придумала новую хитрость. Она предложила древлянам мир, с условием, что онивыплатят ей дань. «Нет у вас теперь ни мёду, ни мехов, поэтому прошу у васнемного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь нехочу возложить на вас тяж кой дани, как муж мой, поэтому и прошу у вас этоймалости», — льстиво заявила она.
Получив требуемую дань, княгиняраздала своим воинам по птице и распорядилась привязать к лапкам голубей иворобьёв паклю и зажечь её. Вечером голуби и воробьи были пущены на волю иполетели в свои гнёзда, в город. Скоро весь Искоростень запылал в огнестрашного пожара. Обезумевшие люди бросились за крепостные стены, но тут ихнастигали дружинники Ольги и безжалостно убивали. От города остались дымящиесяруины, население было частично убито, а частью пленено. Оставшиеся должны былиплатить непомерную дань. Так рассказывает «повесть временных лет» о расправеОльги над древлянами.
Столь жесткое поведение княгини Ольги показывает нам методы разрешенияконфликтов, характерные для русов, — они придерживались правила «кровноймести», причем киевская княгиня четырежды мстит древлянам за смерть своегомужа, мстит быстро и жестоко, в корне подавляя любое возможное сопротивление.Даже эти разные способы разрешения конфликтов у славян и «рода русского»свидетельствуют, что у русов и славян
Примечание: Пчелов Е.В. «Монархи России»,Москва, «ОЛМА-ПРЕСС», 2004. с. 54
сохранялисьразличные традиции, имеющие истоком разное этническое происхождение и разныеформы организации общества. Но, совершая кровавое дело языческой«справедливости», Ольга утратила бесценную вещь — душу сына Святослава. Онавзяла маленького князя с собой на войну. Тогда Святослав на всю последующуюжизнь опьянился кровавым вином войны. После он стал великим войном,разгромившим Хазарский каганат, долго терзавший Русь. Но Святослав так и несмог принять христианства, ставя мнение его дружины и воинскую честь выше истиннойверы и культуры» — проповедь Владимира, архиепископа Ташкентского иСреднеазиатского…
Всё этоповествование пронизано легендарными мотивами. Историки давно обратили вниманиена то, что три мести Ольги древлянам соответствуют элементам языческогопохоронного обряда: сначала покойника несли в ладье, затем сжигали, а потомследовала тризна по умершему. Но как бы то ни было, сказания о мести Ольгивполне вписываются в общий контекст языческой обрядности.
СожжениеИскоростеня с помощью птиц легендарно. На самом деле практически такоенеосуществимо, ведь птицы с горящей паклей не летят обратно в свои гнёзда.Однако обычай поджигать птицам хвосты вообще очень древний – он имел культовоезначение. Его применение в качестве военной хитрости (реально невозможной)отмечена в легендах многих народов.
Князь Игорь мало занимался делами правления, а еговоинственный наследник Святослав вообще не заботился о внутренней жизнигосударства, предоставив все эти заботы матери. Историки называют Ольгу первойистинной правительницейРуси. Чего не было до Ольги – это культурного устроения земли,бросив военные походы, Ольга принялась за мирные, чисто хозяйственные походы.Летопись отмечает, что в укрощении Древлянской земли Ольга ходила не как грабитель,а как управитель «и идет Вольга по Дерьвостей земли с сыном своим и с дружиною,уставляющи уставы и уроки, суть становища ее и ловища».
Отдохнув после тяжелой войны всего лишь «лето едино» вследующем году идет Вольга Новугороду и устави по Месте посты и дани, и по Лузеоброки и дани»
Ольгаездила по огромной и дикой стране всюду, устраивая государственную и культурнуюорганизацию. Ее предшественники – варяги, как и все германцы, строили толькозамки: рубили города, как опорные пункты своей власти. До народного быта им,кроме взятия дани, не было дела. Ольга повела себя как первый государь Руси,она вспомнила о мирных –
Примечание: www. Mystic-Chel.Ru. ДревняяРусь.
обязанностяхвласти. Она, говорил Карамзин: «Разделила Землю на погосты или волости».лавнымделом всех её предшественников на престоле была война, а она началаупорядочивать жизнь народа: делить землю на погосты, устанавливать справедливыеразмеры оброков, давать простые и ясные указы о том, как люди должны относиться к государству и друг кдругу. Великая Княгиня, провождаемая воинскою дружиною, вместе с юным Святославомобъехала всю Древлянскую область, уставляя налоги в пользу казныгосударственной; но жители Искоростеня долженствовали третью часть дани своей посылатьк самой Ольге в ее собственный Удел,в Вышгород, основанный, может быть, героем Олегом и данный ей в ведение, какневесте или супруге Великого Князя. чему увидим и другие примеры в нашейдревней Истории. Сей город, известный Константину Багрянородному и знаменитый вХ веке, уже давно обратился в село, которое находится в 7 верстах от Киева, навысоком берегу Днепра, и замечательно красотою своего местоположения. — Ольга,кажется, утешила Древлян благодеяниями мудрого правления.
Став правительницей Киева, Ольга вовнутренней политике проводила курс на еще большее подчинение славянских племенвласти Киева.
Разгромивдревлян, она решила предотвратить подобные мятежи впоследствии. В 947 г. вместо полюдья она установила твердые размеры дани длядревлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты (места, гдеостанавливались сборщики). Такие нововведения она сделала не только в Древлянскойземле, но также и в Новгородской, и на тех территориях, которые подчинялиськиевской власти. Таким образом она стремилась укрепить внутреннее единствоДревнерусского государства. И действительно, за время её правления мы не встретимупоминаний о том, чтобы какие-либо из племен вышли из-под контроля киевскойкнягини. Она без сомнения сделала все нужнейшее для государственного блага потогдашнему гражданскому состоянию России и везде оставила знаки своей попечительноймудрости. Через 150 лет народ с признательностью воспоминал о семблагодетельном путешествии Ольги. Вероятно, что сия Княгиня, рожденная воПскове, какими-нибудь особенными выгодами, данными его гражданам, способствовалатому цветущему состоянию и даже силе, которою он после, вместе с Новымгородом,славился в России, затмив соседственный, древнейший Изборск и сделавшисьстолицею области знаменитой. Утвердив внутренний порядок Государства, Ольгажила в Киеве несколько лет в мирном спокойствии, наслаждаясь любовью своегопризнательного сына и не менее признательного народа.Много трудов приложилакнягиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Ко времени Ольги историкиотносят установление первых государственных границ России — на западе, сПольшей. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев,уличей и окончательно – древлян.
Наконец, важнейшим достижением Ольги следует счи-татьустановление мирных отношений с Византийской империей. Империя. разумеется,относилась к Руси как к варварской стране, разговор с которой возможен только спозиций силы. Все предшественники Ольги воевали с Византией. После несколькихпоходов заключались и мирные договоры, но целью русских князей в основномоставалась нажива. Русским купцам необходимо было обеспечить свободу торговли вСредиземноморском регионе, и достигалось это также военными походами. Ольгапошла совсем по другому пути. С этой целью она совершила свою знаменитуюпоездку в Константинополь. Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела еегосударственного правления; но здесь начинается эпоха славы ее в нашейЦерковной Истории.
До сих пор точно не определена сама дата этогознаменательного события. Русские летописи в большинстве своем датируют поездкуОльги 955 годом. Но упоминания о приемах русской княгини оставил и сам императорКонстантин Багрянородный в своем сочинении «О церемониях византийского царя».Однако он, к сожалению, тоже не указал год, хотя пометил два приема архонтиссыросов 9 сентября, в среду, и 18 октября, в воскресенье. Путем соотнесения числаи дня недели можно определить, что приемы Ольги, о которых говорит Константин,состоялись в 946 или 957 году. Конечно, Ольга могла побывать в Константинополеи не один раз, но ситуация осложняется тем, что русские летописисвидетельствуют о крещении княгини именно в Византии, а Константин совершенноне упоминает об этом. Хотя, в общем, это можно объяснить, ведь цель сочинениявизантийского императора состояла совсем в другом – дать конкретные рекомендациина конкретных примерах по дипломатическому этикету. Однако и имя княгини в еготрактате – Эльга, а никак не Елена, то есть она фигурирует в сочинении императорапод своим языческим, а не христианским именем.
Всеэти противоречия породили множество разнообразных гипотез в исторической науке.Одни историки считали, что Ольга ездила в Константинополь и крестилась там в957 году, и объявляли дату русских летописей ошибочной. Другие полагали, чтоОльга побывала в Константинополе дважды или даже трижды. Третьи вообще считали,что княгиня крестилась уже в Киеве, а в Византию отправилась христианкой.Основанием для этого служил и факт присутствия в свите Ольги священника Григория.Но ведь само по себе это ещё мало, о чёмговорит. Григорий мог быть переводчиком или же он готовил Ольгу к принятиютакого важного таинства. Возникало предположение, что княг