Эссе на фильм Обыкновенный фашизм.
В фильме использованы трофейные хроникальные материалы из киноархива Министерства пропаганды фашистской Германии и личного фотоархива Гитлера, а также многочисленные трофейные любительские фотоснимки
“Показывая вам нашу картину, мы, разумеется, не рассчитывали осветить все формы такого явления как фашизм. Это невозможно в пределах одной картины. Да это невозможно хотя бы потому, что многое, очень важное, не оставило никаких следов на пленке. Не было снято. Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять…” М. Ромм
Фильм-завещание выдающегося кинорежиссера Михаила Ромма.
Фильм-предостережение…
Во времена, когда фашизм, казалось, сгинул в небытие, Ромм счел своим долгом сделать картину о природе возникновения нацизма и о том, какую цену пришлось заплатить за это «изобретение» идеологов Третьего Рейха.
Лучшая основа для любого документального фильма — это хроника. Хроника заставляет нас почувствовать себя очевидцами давно минувших событий. Но сама по себе, лишенная комментариев, она малоинформативна, и потому ее использование открывает перед ловким режиссером широкий набор манипулятивных средств воздействия.
«Обыкновенный фашизм» снят на базе довоенной, военной, послевоенной хроники — германской, советской, иностранной. К ней приклеены авторские комментарии, их ернический тон, сопровождающий появление в кадре Гитлера и приближенных, меняется тогда, когда речь заходит о войне и о жертвах. Видеоряд аппелирует к эмоциям, но не к разуму. Фотографии убитых, замученных сменяют идиллические кадры мирного времени. Противопоставляя тотальную войну идеальному миру Ромм как-будто вопрошает зрителя: «ну, сынок, что ты выбираешь? Ад или рай?». И ответ очевиден — рай на земле, он более привлекателен. Я тоже выбираю рай. Но, к сожалению, рай при жизни — это утопия, лучшим нашим мечтам никогда не суждено сбыться. Борьба и взаимоистребление — это неотъемлемые составляющие человеческого бытия… тот, кто забывает это, погибает.
Зачастую становится очевидным стремление Ромма выдать желаемое за действительное, которое выражается в фразах вида «в стране великой культуры к власти пришли полуграмотные и самодовольно тупые люди...». Гитлера, например, едва ли можно считать таковым — хоть и без академического образования, он хорошо разбирался в литературе и искусстве, тупым… вряд ли можно назвать тупым человека, превратившего маленький дискуссионный клуб в многомиллионную партию и приведшего её к власти. Попытки представить апологетов нацизма, их последователей как недоразвитых демагогов, а проповедуемые ими теории отнести на счет умственной неполноценности представляются мне глупыми, ибо подменяют собой подлинный анализ явления германского национал-социализма.