Реферат по предмету "Искусство"


Шишкин – наш выдающийся земляк

КазанскийГосударственный Технологический Университет









Реферат

По дисциплине: ” Историякультуры Татарстана ”
На тему: ”  Шишкин – наш выдающийся земляк ”




Выполниластудентка
группы       71-80
МихайловаИ.В.




Казань, 2003г.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Биография и творчествоИ. И. Шишкина………………………………………….4
Заключение……………………………………………………………………………17
Списоклитературы…………………………………………………………………..18




















Введение

В сокровищницерусского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетныхмест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIXстолетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикойнациональной живописи, обрели огромную популярность.
Среди мастеровстаршего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явлениеисключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантомсамородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такойобезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю,к неброской прелести северной природы.































Биография и творчествоИ. И. Шишкина


Шишкин Иван Иванович родился 13 (25)января 1832 года в Елабуге — маленьком городке, расположенном на высоком берегуКамы. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимогодруга в своем отце. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разностороннихзнаний. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя вмальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. В 1848 году, не закончивказанской гимназии («чтобы не сделаться чиновником», как Шишкинобъяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течениепоследующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересовподавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможностиопределить дальнейший творческий путь.
К систематическим занятиям в московском Училище живописи иваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолевпатриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желаниюстать художником.
В августе 1852 года он был уже включен в список учеников,принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 годаобучался под руководством академика Аполлона Мокрицкого.
Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построенияформы. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, ане поиски нового. В одном из своих писем Мокрицкий наставлял Шишкина — ужеученика Академии художеств — казалось бы, о противоположном: «Трудитесь идумайте более о предмете, нежели о „способе“. Это поучение прочно вошлов творчество Шишкина.
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.«Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище»,- записалон несколько позже в дневнике. «Природа всегда нова… и всегда готовадарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может бытьлучше природы ...»
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь тостарый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковномлесу — в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы иделая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главной цельюуже в ту пору. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги,сараи, лодки или, например, идущую крестьянку с котомкой за спиной. Рисунок ссамого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Среди ранних графических работ Шишкина интересен лист,исполненный в 1853 году, с двадцатью девятью пейзажными набросками, большинствокоторых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Однако все егонаброски предельно просты — сосна у воды, куст на болотистой равнине, берегреки. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Его племянница А. Т.Комарова рассказывала впоследствии: «Мало-помалу вся школа узнала, чтоШишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес,река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Приобретенный Государственным Русским музеем еще весьмаробкий по исполнению, явно ученический этюд «Сосна на скале»,датированный апрелем 1855 года,- единственная дошедшая до нас пейзажнаянатурная работа масляными красками, относящаяся ко времени обучения ИванаШишкина в училище. По ней видно, что карандаш тогда подчинялся ему лучше, чемкраски.
Ко времени окончания в самом начале 1856 года училищатворческие интересы Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимсяталантом, заметно определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторыепрофессиональные навыки. Но художник стремился к дальнейшему совершенствованиюи в январе 1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академиюхудожеств. С этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей,где он прожил до конца своих дней.
Благодаря любви и заботе своего руководителя — А. Н.Мокрицкого, связь первой художественной школой продолжала еще долго сохранятьсяв мыслях и душе начинающего художника. Принятый без особых хлопот в Академиюхудожеств в год окончания художественного училища, Шишкин в то же времяобращается не раз за советами к Мокрицкому и охотно вводит его в круг своихзанятий, успехов и трудностей.
В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учениковподготовленностью и блестящими способностями. Шишкина влекла жаждахудожественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на фрагментахприроды, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель,ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи.Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтическихвдохновений и восторгов. Художник открывал обширный мир непримечательныхсоставляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Уже спустя три снебольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своиминатурными пейзажными рисунками. В 1857 году он получил две малые серебряныемедали — за картину «В окрестностях Петербурга» (1856) и за рисунки,исполненные летом в Дубках.
О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку«Дубки под Сестрорецком» (1857). Наряду сприсущими этой большой «рисованной картине» элементами внешнейромантизации образа, в ней есть и ощущение натурностиизображения. В произведении видно стремление художника к пластической трактовкеприродных форм, хорошая профессиональная выучка.
Обучение в Академии художеств у посредственного живописцаСократа Воробьева почти ничего не прибавило к знаниям, полученным в Училищеживописи, ваяния и зодчества. Академизм с ходом времени превращающий некогдаживое и прогрессивное искусство в склеротический канон, присущ был и российскойакадемии, жизнь которой находилась под тяжким прессом чиновничьейбюрократизации художественного обучения.
Шишкин в период обучения в Академии художеств менее другихпроявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Этоотносится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое времяшвейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовьюизучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Копии с работКалама были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московскогоучилища. Оценивая влияние А. Калама на манеру письма молодого художника А.Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года пишет: «Я помню.Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминаютКалама — я не вижу; в манере Вашей есть нечто свое… Это показывает, что нетнадобности в подражании манере того или другого мастера. Манер есть самаявнешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностьюхудожника-автора и способом и степенью его понимания предмета и обладаниятехникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художникподсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себенесознательно».
Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения вАкадемии, отмечены романтическими чертами, однако то было скорее даньюгосподствующей традиции. У него все явственнее проступало трезвое,спокойно-вдумчивое отношение к природе. Он подходил к ней не только как художник,увлеченный красотой, но и как исследователь, изучающий ее формы.
Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местомлетней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечендикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековымисоснами и елями. Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезнойпрактикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованиюпрофессиональных знаний, большему постижению жизни природы в многообразии ивзаимосвязи растительных форм.
Этюд «Сосна на Валааме» — один из восьмиудостоенных в 1858 году серебряной медали — дает представление об увлеченности,с которой художник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться ужев то время характерном свойстве дарования Шишкина — содержательном восприятииприроды. Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контурусосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности.Одна из этих деталей — прислонившийся к сосне старый покосившийся крест — создает определенный элегический настрой.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволилибы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровнекартинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другомуэтюду той же серии — «Вид на острове Валааме» (1858). Условность инекоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательнойпроработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станетотличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. Художник увлечен нетолько красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм.Их он стремился передать как можно конкретнее. Этот суховатый по живописи, носвидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурснойкартины Шишкина «Вид на острове Валааме. Местность Кукко»,демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большойзолотой медали. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционев Лондоне. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Окончив Академию с Большой золотой медалью в 1860 году,Шишкин получает право на поездку за границу в качестве пенсионера.
Его путь к стилевой особенности своего творчества был далеконе простым, поскольку в формировании его как пейзажиста еще сказывалась прочнаясвязь с Академией и ее эстетическими принципами. Внешне она продолжаласохраняться и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862году как пенсионер Академии. Проявляясь главным образом в его успешныхвыступлениях на академической выставке 1865 года с картиной «Вид вокрестностях Дюссельдорфа» (Государственный Русский музей) и позже, в 1867году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова наакадемической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академическогоначальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
Но мастерство, накопленное в Академии и за границей, малоориентировало художника на выбор дальнейшего собственного пути, выбор тем болееответственный для Шишкина и его самобытного таланта не только перед самимсобой, но и ближайшими товарищами, чувствовавшими в нем пейзажиста, идущего поновой дороге. Сближение с членами Артели и особенно с И. Н. Крамским такжемогло благотворно сказываться на назревших поисках творческой перестройки.
Положение, в котором оказался Шишкин во второй половинешестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и втворческой жизни других пейзажистов. Сознание важности новых задач опережаловозможности их решения. Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством ихудожником принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывалаперед ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломкиусловных и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живогоотношения к природе и чувства художественной правды.
Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, авозможно, и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядноуже в следующем году по возвращении из-за границы. Лето 1866 года он проводит вМоскве и работает в Братцеве вместе с Л. Л.Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Совместнаяработа с пейзажистом московской школы, искренне увлеченным мотивами равнинногорусского ландшафта, не проходит бесследно. Кроме дошедших до нас светлыхшишкинских рисунков с подписью "Братцево",свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, былиисполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотивзреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основойдля картины «Полдень. В окрестностях Москвы» (ГосударственнаяТретьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписаннымидальними планами, дорогой, идущей из глубины, и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевыми облаками. Наличие картины ни в коей мере неумаляет самостоятельной художественной ценности исполненного на натуре этюда сособенно удавшейся живописью неба с серебристыми по краям облаками, освещеннымииз глубины солнцем.
Представляя типичный среднерусский равнинный пейзаж, картинавместе с тем являет своим содержанием и образно выраженную через пейзаж темународной жизни. Завершая собой шестидесятые годы и путь перестройки, онаодновременно становится и заявкой на будущее творчество художника, правда, вбольшей части посвященное мотивам лесного пейзажа, но в существе своейобразности близкого все той же здоровой народной основе.
В 1867 году художник снова отправился на легендарный Валаам.На Валаам Шишкин поехал совместно с семнадцатилетним Федором Васильевым,которого опекал и обучал живописи.
Эпопея русского леса, неизбежной и существеннойпринадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, скартины «Рубка леса» (1867).
Для определения «лица» пейзажа Шишкин предпочелхвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Шишкинстремился к изображению леса «ученым образом», чтобы угадываласьпорода деревьев. Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась свояпоэзия бесконечного своеобразия жизни дерева. В «Рубке леса» этовидно по упругой округлости спиленной ели, которая кажется стройной античнойколонной, сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картины тактичноокрашены светом угасающего дня. Излюбленный художником предметный план спапоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверькомна переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом,-все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергиейпроизрастания леса. Композиционное построение картины лишено статичности — вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными елямии растущими "враздрай" наклоненными осинамии березами.
Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобыполучить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой,сестрой художника.
В сентябре того же года Шишкин представил в Академиюхудожеств два пейзажа, надеясь получить звание профессора. Вместо этогохудожник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и неиссякала до конца жизни художника. Летом 1869 года Шишкин работал наднесколькими картинами, готовясь к академической выставке. Картина«Полдень. В окрестностях Москвы» выбивалась из общего строя. Всентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и,видимо, не была приобретена. Поэтому Павел Третьяков в письме к художникупросил его оставить картину за ним. Шишкин с благодарностью согласился отдатьее в коллекцию за 300 рублей — сумму, предложенную Третьяковым.
В картине «Полдень. В окрестностях Москвы»прозвучала тема, охватившая не только творчество Шишкина, но и значительнуючасть русской пейзажной живописи. Тема благодарения, восприятия жизни какблага, имеющая неявный христианский источник. Идея блага стала одной изцентральных проблем философии и искусства второй половины XIX века. О немговорили и Михаил Бакунин ("… нет зла, все -благо. Для религиозногочеловека… все благо и прекрасно..."
Начиная с 1-й Передвижной выставки, в течение всех двадцатипяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами, дающими возможностьсегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста.
Произведения Шишкина показывают, как расширялись еготворческие задачи и как этот подлинный художник-демократ хотел выразить вобразах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния, за осуществлениекоторых боролись в то время представители всей передовой демократическойкультуры.
Лето 1871 года Шишкин прожил на родине. В начале 1872 года наконкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкинвыступил с картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии». Уже названиепозволяет связать это произведение с природой родного края, а время собиранияматериала — с летом 1871 года.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла всостав его галереи. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года, извещаяТретьякова об отправке картин, называет картину Шишкина «замечательнейшимпроизведением русской школы». В письме к Васильеву о той же картинеКрамской отзывается еще более восторженно. «Он (то есть Шишкин), — пишет Крамской,- написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой,он еще не сделал ничего равного настоящему. Это есть чрезвычайнохарактеристическое произведение нашей пейзажной живописи».
Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественныхвыставок, Шишкин сдружился с Константином Савицким, Иваном Крамским, позже — в1870-х годах — с Архипом Куинджи.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет(особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Обычно из года в год обахудожника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосыРоссии. Многим, видимо, обязанный участию Крамского, Шишкин открыто называл еготем художником, который оказывал на него благотворное влияние. Крамской, видянеуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, особенно радовалсяего успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была им завоеванапрежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой.
В 1872 году в письмах к Васильеву из-под Луги (где Крамской иШишкин жили вместе) Крамской часто писал о занятиях этюдами. «Лучше я вамвзамен рассуждении расскажу, что мы тут делаем, — пишет он Васильеву 20августа. — Во-первых, Шишкин все молодеет, т. е. растет. Серьезно… А ужэтюды, я вам доложу — просто хоть куда, и как я писал вам, совершенствуется вколорите».
В то же время Крамской со свойственной ему глубиной и широтойво взглядах на искусство сразу же почувствовал здоровую основу и сильныестороны творчества Шишкина и его огромные возможности. Уже в 1872 году в письмек Васильеву Крамской, отмечая с суровой беспристрастностью некоторуюограниченность, присущую в те годы творчеству Шишкина, определил место изначение этого художника для русского искусства: "… он все-такинеизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор… Шишкин — верстовой столб вразвитии русского пейзажа, это человек — школа, но живая школа".
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, ЕвгенияАлександровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленькийсын. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился,отошел от Крамского и бросил работать. Он поселился в деревне, снова сошелся соднокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств,часто выпивавшими вместе с ним. Могучая натура Шишкина победила тяжелыедушевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смогдать ряд картин, из которых одна («Родник в сосновом лесу») сновавызвала восторженные похвалы Крамского.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либофизических усилий, оказалась ему особенно близка — он мог сохранить свободную иживую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художникииспользовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусствоофорта стало самостоятельной и важной областью творчества. Стилистическиблизкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаютсявыразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения.
Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целымисериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. Мастерсмело экспериментировал. Он не только вычеркивал рисунок иглой, но и рисовал надоске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовоеизображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельныхмест. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок наметаллическую доску даже после травления и дополняя изображение новымидеталями. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Уже один из ранних офортов Шишкина «Ручей в лесу»(1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, закоторым стоит напряженная штудийная и творческаяработа. Многодельный, сложный по мотиву, этот офорт напоминает те рисунки пероми тушью, которые Шишкин исполнял в шестидесятые годы. Но по сравнению с ними,при всей измельченности штрихов, он лишен какой-либо засушенности, в нем больше чувствуется красота чеканныхлиний, богаче светотеневые контрасты.
В некоторых произведениях художник достигает высокогопоэтического обобщения при сохранении все той же тщательности в передачедеталей. Для семидесятых годов такой картиной стала «Рожь» (1878).
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощренияхудожеств. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников, накоторой экспонировались такие выдающиеся полотна, как «Протодьякон»И. Е. Репина, «Кочегар» и «Заключенный» Н. А. Ярошенко,«Встреча иконы» К. А. Савицкого, «Вечер на Украине» А. И.Куинджи. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина «Рожь». Он неуступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Крамской сообщал Репину:«Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннемусвоему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина»Рожь".
Картина писалась после совершенной художником в 1877 годупоездки в Елабугу. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчийкрай, где словно черпал новые творческие силы. Найденный на родине мотив,запечатленный в одном из карандашных набросков с лаконичной авторской надписью:«Эта», и лег в основу картины.
Само название «Рожь» в известной степени выражаетсущность изображенного, где все так мудро просто, и в то же время значительно.Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А.Некрасова — двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.
Все рожь кругом, как степь, живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.
Так писал Некрасов после возвращения из-за границы встихотворении «Тишина».
Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими,колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Будто быиз-под ног зрителя убегает вперед, извиваясь и прячась за стеной ржи, полеваятропа. Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительногонаправления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина совершенноиное, радостное звучание. Это светлая, «гостеприимная» дорога,зовущая и манящая вдаль.
Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущениюнарода, связывающего с могуществом и богатством природы представление о "счастии, довольстве человеческой жизни". Недаром наодном из эскизов художника мы находим такую запись: «Раздолье, простор,угодье. Рожь. Божия Благодать. Русскоебогатство». В этой более поздней авторской ремарке раскрывается сутьсозданного образа.
Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годахзавоевания Шишкина — пейзажиста эпического склада. В контексте русскойпейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапногопроизведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижническогопейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрелособую социальную значимость. Назревшая в искусстве критического реализмапроблема утверждения положительных идеалов нашла в этом жанре наиболее полноерешение в картине «Рожь».
В семидесятых годах идет стремительный процесс развитияпейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Рядом с Шишкинымэкспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И.Куинджи, разрабатывающий совершенно необычную живописную систему. СоздаваемыеШишкиным и Куинджи художественные образы, их творческие методы, приемы, каквпоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умалялодостоинство каждого из них. Тогда как Шишкину было свойственно спокойноесозерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присущеромантическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения ивызванные ими цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и смелыеобобщения форм позволили ему достичь особой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения к реально существующей силе цвета в природе иобусловили присущие его произведениям элементы декоративности. В решенииколористических задач Шишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его какрисовальщик. Характерно, что Куинджи, изображавший, как правило, явленияприроды, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительныхнатурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческогопроцесса.
Наряду с Куинджи в конце семидесятых годов выступает В. Д.Поленов — автор замечательных пленэрных жанрово-пейзажных картин«Московский дворик» и «Бабушкин сад». В 1879 году, послетрехлетнего перерыва, в предпоследний раз экспонирует два пейзажа Саврасов, втворчестве которого намечаются черты, предвещающие близящийся упадок. А намосковской ученической выставке 1879/80 года появляется тонкая по живописилирическая картина занимавшегося в классе Саврасовамолодого И. И. Левитана «Осенний день. Сокольники».
Все эти произведения представляли различные направления вединых рамках русского реалистического пейзажа. Каждое из них вызывало интересзрителей. И все же наибольший успех выпал на долю Шишкина, который занял вконце семидесятых годов одно из самых видных мест, если не главное, среди русскихпейзажистов. В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи иА. К. Саврасов, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев недостигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д.Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа. В его лучших произведенияхреалистическая пейзажная живопись поднимается на одну из самых высокихступеней.
В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов иполей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики.Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь неостается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятыхгодов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880),«Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885),«В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работампредшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописнойсвободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие длярусского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему.Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своемустрою картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь все ощутимее егостремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры.Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, ониспользует принципы тональной живописи.
Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и внаибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Не случайнодрузья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менееинтересными, чем картины, а подча


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разделение властей как признак провового государства
Реферат Психічні порушення при судинних захворюваннях
Реферат Психологическая теория права и государства ЛИ Петражицкого
Реферат Районные суды 2
Реферат Расследование преступлений связанных с незаконным оборотом наркоти 2
Реферат Galileo And The Telescope Essay Research Paper
Реферат Addicted To Internet Essay Research Paper ADDICTED
Реферат «Масленица Солнечная» для учащихся 5- 11 классов с. Троица (40 км от Перми), Мемориальный дом-музей В. В
Реферат «Мой любимый зверь» Литературный праздник, посвящённый 105- летию со дня рождения
Реферат Nietzsche And Hobbes Essay Research Paper How
Реферат Расторжение брака условия, порядок и правовые последствия
Реферат Технология производства кислоты на ЗАО ГХК "Бор"
Реферат Економічна статика і динаміка. Основні завдання кон'юнктурних досліджень
Реферат «Поговорим о здоровье»
Реферат Боткин Сергей Петрович: его роль в отечественной медицине