Декаданс.
Понятие “декаданс” первоначально применялось к исторической литературе. Применительно к эпохам упадка. А затем было переименованно на упадоч. лит-ре.:
В 80е годы XIX в во Франции декаданс-ми стали называть себя литерат-худ. явл. откровенно враждебных реализму. “Декаданс” в их понимании означал эстетич. неприятие окр. мира, подчеркнутый индивидуализм, утонченность и осознание себя носителями высокой культуры.
Русский модернизм.
Серебрянный век русской поэзии. Этот термин еще в начале века употребил в св. статье философ Ник. Бер-в. “Мы живем в серебрянном веке”. В эмигратции редактор журнала “Апполон” Марковский написал воспоминания “На Парнасе сер-ого века”.
Русский модернизм делился на 3 течения : Символизм, Акменизм, Фунуризм
Символизм.
1892 - 1912 гг. Родился он на почве не психологич. а социальной.
Они демонстр. отказались от служения общ. задаче, разочаровав. в культ-полит. программе народничества.
Русский символизм был попыткой уйти от действительности. Символисты отошли от традиций русской лит-ры в мир идеалист. философии, в мир индивид. восприятия жизни.
Русск. символизм внутренне очень неоднороден. К началу 1900г. символизм имел 3 направления:
1. Было предст. Мин-м, Мережковским, Гиппиус идр., связавшими искусство с богоискательными идеями. Эти писатели демонстративно отказывались от прогресс. традиц. русск. лит-ры и провозглашали новые принцыпы литературы.
2. В. Брюсов, Бальмонд и др. Заявили о себе во 2й половине 90х годов XIX. Они рассматривали нов. напр-ие, как чисто литерат. явление. Этим поэтам было свойственно ипрессионическое восприятие жизни и стремление к чисто художественному исполнению поэзии.
Брюсов и Бальмонт так же как и Мережковский и др. получили название старшие символисты.
3. Младшие символисты. Блок, Белый, Соловьев пришли в лит-ру в начале века. Выступали с фил. бож-м пониманием мира в духе В, Соловьева. Развернутая поэтич. декларатция символистов - статья Д. Меряжковского. Статья “О причинах упадка и новых течениях современной русской лит-ре”.
В этой статье Мереж. обозначил 3 осн. эл. нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”.
“ В поэзи то, что не сказанно и мерцает сквозь темноту символа действует сильнее на сердце чем то, что выраженно словами слова, только определяют ограничивают мысль, а символы выражают безграничную сторону мысли”.
Константин Бальмонд “Элементарные слова о символистической поэзии”. “Реалисты всегда явл. простыми наюлюдателями, символисты - всегда мыслители”.
“Говорят, что символисты непонятны ...”,”Если вы любите непоср. впечатл., наслаждайтесь в сиволизме свойственной ему новизной и роскошью картин. Если вы любите впечатл. сложные, читайте между строк - тайные строки выступают и будут говорить с вами красноречиво.
Брюсов “Ключи тайн”.
“Искусство - есть постижение мира любыми нерассуд-ми путями. Созд искусства - это приотворенные двери в вечность. “Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уюснить самому себе свои темные, тайные чувствования. Где нет этой тайности - нет искусства. Искусство может быть велич-й силой, которое имеет человечество”.
Мистическое содержание произрастает из идеалистической философии, они исходят из идеи двоеличия, т.е. противопост. мира земного и небесного мира, мира реального и царства духовного.
Мир реальный - низкий, осязаемый, познаваемые, постеж. разумом, рациональный. Высшая ступень - мировая душа - это ирреальный мир, мир непознаваемого, непостижимого разума, а восп. сердцем и душой.
Исскуство - это ср-во преобр-я мира земного, низшего, грубого. Искусство помогает достич идеалов, приобщиться к царству души. Велика роль поэта символиста, он творец новой жизни, пророк, помогает создать нового человека. Миссий поэта - самая высокая на земле. Искусство выше всех сфер человеч. жизни.
Символ - и есть тот знак который соед-т эти 2 реальности, это связь миров земного и небесного. Связь эта устанавливается только чувствами, интуитивно, иррационально. Символ - бесконечная цепь смыслов. В отличии от слова он многозадачен. Брюсов называл символизм “поэзией намеков”.