А. Саврасов.«Грачи прилетели»
Прилетелиграчи, но печальна земля,
и у церкви кричит в небо вся их семья.
Здесь размытая ширь непроезжих полей,
ослабевшая жизнь почерневших ветвей,
и в затертом пальто я стою на снегу –
это лучшее, что я увидеть смогу.
Бережков В.
Государственная Третьяковская галерея принадлежит кчислу крупнейших музеев мира. Собрание Третьяковской галереи посвященоисключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внеслисвой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней.Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленникомПавлом Михайловичем Третьяковым, такой сохранилась она до наших дней.
В Третьяковской галерее собрано много картин,рассказать о каждой не хватит и ста листов. Я много слышала о галерее, нопобывала там впервые — мне очень понравилось, я смогла посмотреть произведениявыдающихся художников, увидеть достояние нашей культуры.
Далее я хотела бы рассказать о картинах, которые мнезнакомы, но видеть их «в живую» мне не приходилось. Мне было интересно увидеть такие картины как«Утро в сосновом лесу» Шишкина И., «Утро стрелецкой казни»Сурикова В., «Грачи прилетели» Саврасова А., «Золотаяосень» Остроухова И. «Иван-царевич на сером волке» Васнецова В.
Остановлюсь на одной из них, на картине АлексеяКонстантиновича Саврасова «Грачи прилетели», которая явилась вершинойего творчества. Эта картина вызывает особое, задушевное впечатление. Чем дольшесмотришь на нее, тем больше проникаешься любовью к чистоте природы.
Человек начал изображать природу еще в далекиевремена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета иликакой-то сцены. И только в XVII веке появились пейзажи – картины, в которыхприрода стала главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.
Пейзажная живопись очень разнообразна. Пейзаж занималзначительное место и в творчестве художников передвижников. На этих картинахмастера с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголкирусской природы.
Один из родоначальников русского реалистическогопейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) родился в Москве в семьекупца. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже вдвадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть лет —преподавателем воспитавшего его училища. Саврасов много путешествовал: посетилАнглию, Францию, Германию, Швейцарию. Вернувшись в Россию, художник принялучастие в организации Товарищества передвижных выставок.
На первой выставке передвижников Саврасов представилпроизведение, сразу принёсшее ему известность, — «Грачи прилетели» (1871 г.).
Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднемплане, на ноздреватом снегу выстроились в ряд покривившиеся березки. На ихголых ветвях расположилось множество грачиных гнезд, вокруг суетятся самихозяева этих своеобразных птичьих домишек. Художник, создавая картину, заставилзрителя слышать их неумолчный гомон. На втором плане тянутся сельскиепостройки: серый забор, за ним возвышается колоколенка сельской церкви. Адальше узкой лентой раскинулись побуревшие поля.
В воздухе пахнет весной: набухают почки на березах,поблескивает синевой пруд, выделяются на зернистом снегу следы грачей, а где-томеж облаков проглядывает кусочек ярко-голубого весеннего неба. Саврасов сбольшей любовью написал изогнутые стволы березок, кусты на дальнем берегупруда, грачиные гнезда. А сами грачи – какое разнообразие поз и движений, можнолегко рассмотреть, что делает каждый грач.
Весна везде начинается одинаково — с тающего снега,еще невысокого, но уже светло-голубого неба, с мягких лучей солнца, еще негорячих, но уже и не таких безжизненных, как зимой. Тишину и спокойствиедеревенской окраины потревожила беспокойная стая прилетевших грачей, с шумомопускающаяся на березы, уже ожившие после перенесенных морозов. Эти птицы —первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежийветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своимгнездам, к темнеющим на горизонте полям, к крышам и заборам небогатых сельскихдворов. А это значит, что вот-вот проснется жизнь в городах и селах, упадут первыезерна во влажные темные борозды на полях, появятся первые, еще несмелыелисточки в садах, обещая к маю буйное цветение вишен, абрикос, яблонь. Переднами время, которое с нетерпением ждешь во время последних отчаянных попытокзимы удержать свои позиции. Но прилетевшие грачи поют о том, что власть СнежнойКоролевы окончена — начинается новая жизнь.
Мягкие, сдержанные тона, приглушенная цветовая гаммаделают картину Саврасова тонкой, глубокой, проникновенной, и в душе просыпаетсяответное чувство радости и благодарности — не только к замечательномухудожнику, но и к самой природе.
Необычайно светлая по колориту, маленькая картинаудивила зрителей простотой сюжета. Художник показал начало весны в захолустномуголке Костромской губернии. Прекрасна и сама живопись: снег написан нежнейшимиоттенками сиреневого, голубого, жёлтого, коричневого, розового. В лужеотражается небо, берёзы тянутся вверх, и это как бы расширяет пространствокартины, вызывая ощущение пробуждающейся природы.
А грачи всё прилетают. Мир оживает. Образ весны в картинесливается с образом Родины. Художник Л.Каменев сказал о картине: «Ведь этомолитва святая!».
Работу над картиной Саврасов начал в Ярославле, аокончил уже в Москве. В ноябре 1871 года «Грачи прилетели» былапоказана на Первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок вПетербурге (символично, что передвижничество появилось во многом под знакомсаврасовских «Грачей»). Вскоре, купленная у автора П.М.Третьяковым,картина заняла почётное место в Третьяковской галерее в Москве.