Реферат по предмету "Искусство"


История русской матрешки

Министерствообщего и профессионального образования Р.Ф.
Липецкий государственныйпедагогический университет.
Естественно ГеографическийФакультет.
Кафедра ботаники.Курсовая работа
  на тему :
«История русской матрешки»
                                                                     Работувыполнила студентка
                                                                            3-го курса ЭГО ЕГФ:
                                                              Головина Ольга
                                                        Работуприняла:
                                                                    Соловьева Н.Ю.
          
Липецк 2001.
Содержание.
Введение.   ……………………………………………………3
Глава I.   Появление матрешки на Руси.  ……………...4
Глава II.  Виды русской матрешки.   …………………...6
              §1.  Сергиевскаяигрушка.   ……………………..6
              §2.  ”Загорский”стиль росписи матрешки  ….12
              §3.  Семеновская и Мериновскаяматрешки  ..14
              §4. Полховская матрешка  ……………………..16
              §5.   Вятская игрушка    …………………………17
Глава III.    Второе рождение матрешки.   ……………..18
Заключение.   ………………………………………………..22
Список литературы.  ………………………………………23
Введение.
Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живутрядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенокоткрывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мывстречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественныепроизведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками,скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги намсегодня как носители неприходящих духовных ценностей, как хранители опытапрошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремеслаи искусства,   рожденное живительнымисточником народного творчества, исторической памятью народа.
В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт,нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.
Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них своемироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны исвоеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаютсяоднотипные   игрушки, с однотипнымсходством их конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется общностьюкультурных народных традиций, единой природой эстетического чувства. Игрушкирождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы,работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятнымидля всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека снаследием мировой культуры.
Глава I.   Появление матрешки на Руси.
Многообразна современная игрушка. В ней множествоновых образов и сюжетов, художственно-стилевых поисков, авторских почерков. Икаждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходитдолгий путь. Вспомним знакомую всем матрешку. О ней, как и о народных герояхслагают легенды.
Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известныхрусских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсюкто-то   привез японскую точеную фигуркубуддистского  святого Фукуруджи(Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” — она разымалась на две части.Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двухполовинок… Всего  таких куколокнасчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнуларусских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образекрестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именемМатрешка (Матрена).
В наше время еще ссылаются на легенду о японскомпроисхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет.
История развития игрушечного промысла в Россиипозволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традицияточения и росписи на Пасху деревянных яиц.
В одном из альбомов, посвященных творчествурусского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию,оставшуюся без комментариев, — эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именноэтот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое времясоздателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложенаВ.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московскойгубернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.
Местом же рождения новой оригинальной игрушки,быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин“Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарьВ.П. Звездочкин.
Поэтому приблизительно с этого времени можноотсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты ипадения, слава и забытье, странствия и метаморфозы. 
Уже около века этой известнейшей в России игрушке,но и по сей день неизвестно, что было сначала – эскиз профессиональногохудожника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремязамеченное заинтересованным лицом.
Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз иматрёшка со штампом мастерской-магазина “ Детское воспитание ” из коллекцииХудожественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как дверодные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяетпредположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписибудущей игрушки.
 
Глава II.
§1.Сергиевская игрушка.
Несмотря на московскоепроисхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный СергиевПосад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная“игрушечная столица”.
Промысел возникпредположительно в XVIIстолетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIXвеков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, ноизвестно, что еще в XVвеке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, вкоторой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.
Тематика сергиевскойручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, преждевсего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы инепосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромноеколичество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушкаотразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности бытаразличных слоев населения.
Одновременно сискусством резьбы по дереву в Сергиевском посаде совершенствовалось имастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных извуковых механизмов.
Прочное место в сюжетахсергиевских  кустарей занимали бытовыетемы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразнымсергиевским каноном.
С начала 80-х годовпрошлого столетия в результате обострения конкуренции со стороны частныхигрушечных фабрик на промысле начался период упадка. На это обратило вниманиеМосковское губернское земство. В 1890 –х годах земство оказало помощь всохранении стабильного развития кустарного производства, в том числе иигрушечного. На промысел были приглашены профессиональные художники, педагоги,экономисты, которые впервые попытались разобрать новые образцы игрушек насерьезной научной основе. Для улучшения состояния промысла в Сергиевом Посаде в1891 году была открыта учебно – показательная мастерская под руководством В.И.Боруцкого.
Таким образом, к моментупоявления разъемной точеной фигурки история сергиевского игрушечного промыслауже насчитывала около двух столетий.
Мастера живо реагировалина происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи  и новые технологии. Поэтому фигурка девочки вплаточке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрешек, вызывалаинтерес сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своемународному характеру.
Появление в России всамом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот периодвремени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьеззаниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пыталисьтворчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций.Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частныехудожественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональныххудожников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта иигрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д.Бартрама под Курском, графини
Н.Д. Тенишевой в Талашкино.
Появились образцыизделий, с одной стороны, отвечающие новым требованиям производства и сбыта, ас другой – возвращение к эстетике русского художественного искусства.
Вероятнее всего массовоепроизводство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось послевсемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новойрусской игрушки.
В 1904 году мастерская –магазин “Детское воспитание” закрылся, а весь его ассортимент перешел в земскуюучебно – показательную мастерскую в Сергиевом посаде. В этом же годумастерская  получила из Парижаофициальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешкеобъясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в началеXX века во многомблагодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже.
Массовому экспортусергиевской матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 годарусская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки иежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX  века в Лондоне. А благодаря передвижной выставке, организованной“Русским обществом пароходства и торговли”, с русской матрешкой познакомилисьжители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.
В 1911 году сЛейпцигской ярмарки даже была  привезенаяпонская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевскойматрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия.Сам по себе этот факт говорит не в пользу версии о японском происхожденииматрешки.
Силуэт и стиль росписиматрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В начале XX века большое влияние натематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московскимгубернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек,изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногдавытачивались в  шлемовидной форме. Вчесть столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены “Кутузов” и“Наполеон” со штабами.
Не был обойден вниманиемматрешечников и  любимый народный геройСтепан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.
В качестве сюжетовросписи матрешек использовались и литературные произведения русских  классиков – “Сказка о царе Салтане ”, “Сказкао рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек — Горбунок ” П.П. Ершова, басня“Квартет” И.А. Крылова и многие другие…
100- летний юбилей Н.В.Гоголя в 1909 году так же был отмечен появлением серии матрешек, изображавшихгероев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы,делавшиеся по эскизам художников – профессионалов и достоверно отражавшиехарактерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, крайнего Севера идругих регионов. Восстановить и перечислить все возможные образы, рождавшиеся вто время в домашних мастерских Сергиевого Посада, просто невозможно, как невозможноописать и проиллюстрировать все модификации товарных куколок и укладок,произведенных в так называемый “земский” период существования промысла.
Одним и тем же сюжетоммогли быть расписаны цельные, неразъемные куклы и разъемные, полые внутри,укладки; в укладке могли находиться последовательно уменьшающиеся разъемныевкладыши или несколько одинаковых неразъемных фигур.
В нижнюю, болеемассивную часть таких кукол и укладок иногда вставлялась металлическаясердцевина, превращая их в “неваляшек”. Некоторые игрушки снабжались с внешнейстороны дополнительными деталями обточенными и вручную прикрепленными головнымиуборами,  резными лотками со снедью ит.д.
Эти примеры говорят онеистощаемой фантазии сергиевских кустарей и интенсивном поиске наиболее оптимальнойформы образной токарной игрушки.
Постепенно утвердилась иформа матрешки, наиболее близкая к первоначальной, и похожая на нее“неваляшка”, которую изготавливали в Сергиевом Посаде из папье-маше еще в XIX веке. А из всегоразнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, таккак они отражали праздники и будни каждого кустаря, поэтому былиобщедоступны   и любимы как мастерами,так и покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками игостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с чадами и домочадцами,компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, взрослых баб имужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью,  инструментом или угощением в руках.
§2 “Загорский ” стиль росписи матрешки.
В течение десяти снебольшим лет матрешечный промысел в Сергиевом Посаде развивался как один извидов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 годубольшинство мастеров – матрешечников объединились в артель. Окончательно же“загорский” стиль росписи матрешки (как его стали называть после переименованияСергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда насмену подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанныхмелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий кпервоначальной идее С.В. Малютина.
При упоминании о“загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки вплатке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложнымицветами, листочками и точками.
В росписи обычноиспользуются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый исиний – с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуроводежды. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился подвлиянием нескольких факторов, в частности, в результате возникновения новойсоциально – экономической и культурной ситуации в стране.
Созданная в 1913 годуартель матрешечников после социалистической революции сохранилась и былапереименована в артель имени Рабоче – Крестьянской Красной Армии (РККА).Позднее она стала фабрикой игрушек и культтоваров, выпускавшая в том числе иматрешки. Точение и роспись матрешек в Загорске стали приобретать исключительнофабричный характер. Только опытный и привычный глаз мог заметить небольшиеразличия, присущие индивидуальному почерку расписчицы.
С 1940 годов разработкойобразов для фабричного производства матрешек стали заниматься художникиЗагорских (ныне Сергиево – Посадских )  художественно – производственных мастерских. Но и в росписи этихобразцов вплоть до конца 1980-х годов чувствовалась упрощенность, связанная снеобходимостью их дальнейшего тиражирования.
§3. Семеновская и мериновская матрешки.
На протяжении несколькихдесятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовалисьсеменовские и мериновские матрешки, которые для большинства вообще сталиассоциироваться с понятием “русская матрешка”.
Эти матрешки заметнопотеснили загорскую, что имело свои причины.
С давних времен жителилесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. В конце XX столетия сложились иигрушечные промыслы. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца иФедосеева. А село Мериново близ города Семенова было известно своими токарнымиизделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки.
В 1922 году мериновскиймастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушкапонравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму ивместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но имногие из односельчан перешли на матрешечный промысел. Это ремесло и по сейдень остается основным для мериновских мастеров.
В течении почти двадцатилет именно мериновцы лидировали среди матрешечников Горьковской (Нижегородской) области, хотя в 1931 году в близлежащем городе Семенове была организованаспециализированная артель по производству сувениров, включая матрешки.
В 1953 году семеновкиеизделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешканачала соперничать с загорской, выгодно отличаясь от нее раскованной росписью исочным колоритом. Несмотря на незатейливое решение образа, изготовлениематрешек в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более ярким исвоеобразным, чем в Загорске. Эти матрешки расписываются стилизованными цветамиконтрастных тонов. В композиционном отношении роспись иногда напоминает пышныйбукет. Все это позволило матрешке с берегов Волги естественно и без болезненновлиться в круг характерных для тех мест изделий.
§4. Полховская игрушка.
Почти одновременно смериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе ПолховскийМайдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.
Своей формой полховскаяматрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Крометого, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнутовытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до  примитивных одноместных фигурок – столбиков итолстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строитсяна сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительнонанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая вПолховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощиотдельных мазков, “тычков” и точек.
Мастера ПолховскогоМайдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешкуанилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красителиразводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производитсябез предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, аинтенсивность цвета достигается при помощи лакировки.
§5. Вятская игрушка.
Пожалуй, наиболеесложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки – родом изВятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальныйхудожественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этогорегиона – инкрустация соломкой.
Вятка издавна славиласьизделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами  — в которых помимо искусной техники плетения,использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой сталаприменяться еще в конце прошлого века как новый способ художественногооформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным иповолжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры,сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание.Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала  также сложность самого процесса инкрустации,требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.
Всеобщая мода на матрешкуне только обогатила ассортимент русских промыслов, но и вывела эту игрушку запределы национальных границ. В 1960 годы появились башкирские и марийскиематрешки, расписанные в национальных традициях.
Глава III.Второе рождение матрешки.
Несмотря на то, чтоупрощенно – примитивные фабричные матрешки, наводнившие прилавки магазинов,надолго заслонили достаточно редкую авторскую, которая не тиражировалась инесла на себе неповторимый отпечаток индивидуальности ее автора, ведущиехудожники Сергиева Посада бережно сохраняли сложившиеся приемы росписи.
С середины 1980-х годовприобретают известность авторские работы Главного художника Загорской фабрикиигрушек №1
С.Л. Нечаева. В собранииХудожественно – педагогического музея игрушки Сергиева Посада можно увидеть двевыполненные им матрешки. Их объединяет подчеркнутая декоративность, сочныйколорит и ставшее классическим для загорской (сергиевской) матрешки сочетаниецветов – синего, красного, желтого, зеленого.
В иной, мягкой, изысканнойцветовой гамме работала в этот же период И.А. Марачева. Ее матрешки с росписьюпо мотивам русских шалей в теплых бежево – коричневых тонах по выжженномуконтуру резко контрастируют с многоцветием работ С.Л. Нечаева. При этомантиподами их назвать нельзя. Работы обоих мастеров наглядно демонстрируютпочти безграничные возможности этого жанра декоративно – прикладного искусства.
Конец 1980-х годов можносмело назвать периодом второго рождения матрешки в Сергиевом Посаде.
В настоящее времятворчество в этой области достигает своего художественного расцвета. Избогатейшего и разнопланового ассортимента сергиевского игрушечного промыслапрошедшего XIX столетияв живых осталась, пожалуй, одна матрешка. Поэтому не случайно, что именно к нейи обратились мастера. Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранныхтуристов в конце 1980-х годов матрешка вновь стала  не только популярным изделием художественноготворчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим спросом у иностранцев и приносящимощутимый доход мастерам. Поэтому точением и росписью  матрешки стали заниматься не только люди,имеющие профессиональные знания и навыки, а так же и те, кто два – три годаназад об этом и не помышляли.
В конце 1980-хгодов  наиболее известны были фабричныеизделия с простейшими элементами росписи. Рынок же требовал, как и в началевека, более высокого уровня художественного оформления и разнообразия мотивов.Хранящиеся в фондах Музея игрушки – старые сергиевские образцы, были доступныдалеко не каждому. Поэтому матрешки последних лет отмечены печатью непрестанныхи порой мучительных поисков, иногда с налетом вкусовщины, слащавости. Однаконаряду с этими чертами ощущаются и другие – полное раскрепощение мастера,освобождение от давления жесткого канона.
Прилавки магазинов илотки на базарах вновь запестрили боярышнями в украшенных золотом одеждах,русскими красавицами в причудливо расписанных шалях. Часто встречаются иматрешки, изображающие популярных политических лидеров с заметным портретнымсходством. Разумеется, не обходится и без курьезов. К таковым можно отнестиматрешку с чужеродной росписью “под Хохлому” или “Гжель”, хотя это явлениевполне объяснимо – некоторые авторы для воспроизведения декоративных элементовпользовались многочисленными альбомами, знакомящими с изделиями этих популярныхпромыслов, да и сами изделия были более доступны, чем лучшие образцы матрешек,уходившие в основном за рубеж.
При всем изобилиисюжетов, способов оформления и мотивов росписи сегодняшней матрешки в настоящеевремя уже можно проследить как развивается это направлениедекоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью и по сей деньпользуются произведения максимально соответствующие сергиевскому канону:обязательные шаль, передник, сарафан. При этом сочетания цветов стали смелее иизысканнее, а варианты орнаментики – разнообразнее. Возможно, при очень строгоманализе можно заметить обилие деталей, настолько дробящих целостное восприятиеобраза, отсутствие чувства меры в росписи отдельных образов. Однако в целомощущается необыкновенная праздничность, существование того особого “ярмарочногодуха” присущего промысловой игрушке, что говорит о качественно новом виткеразвития этого промысла.
С начала 1990-х годовросписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и вкрупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических  центрах. За основу чаще всего берутся форма истиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечныхбазарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающиематрешки Сергиева Посада.
Несмотря на разнообразиесегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию вформировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработкакостюма в подчеркнуто русских  традицияхс платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковойпопулярностью пользуются как “крестьянский”, так и “боярский” стили. Незабывается мастерами и изначальная идея матрешки – девочки. В этом направленииинтересно работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся  девочки угощают чаем с баранками, поятмолоком котят и щенков, собирают в букеты васильки и ромашки… Творчество этоймастерицы – удачный пример обращения непрофессионала к традиционномухудожественному промыслу. В то же время работы художника – графика Т.В.Киселевой свидетельствуют о том, что возможности творческого самовыражения вросписи матрешки продолжают привлекать и профессионалов. Экспонирующаяся вМузее игрушки работа Т.В. Киселевой, расписанная по мотивам русской набойки,отмечена печатью высокого профессионализма, четким графическим рисунком,который, несмотря на некоторую суховатость, придает ей особую изысканность исвоеобразное стилистическое очарование. Интересны так же работы сергиевскихмастериц Л. Голубевой, Е. Паниной и других.
Заключение.
Итак, для самойпопулярной русской игрушки это десятилетие – юбилейное. Кто-то из иностранцевназвал матрешку “загадкой и символом России”, что дало повод для серьезныхфилософских рассуждений на эту тему. Коллекция же матрешки в собранииХудожественного – педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает насв обратном – в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка,которая способствует освлению ребенком таких понятий, как форма, цвет,количество, размер.
История развитиярусского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях,позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес ккоторым не утрачивается и по сей день.


Сергиевскаяматрешка “Свадьба” (экспортный вариант).

Полховская  матрешка.
                                          

Матрешка– неваляшка.

Семеновская   матрешка.

Мериновская  матрешка.


Нетрадиционнаяматрешка.

Список литературы.
1.   Столбова В.Г.  Природа итворчество.
2.   М.: Мозаика   1995.
3.    Советская Россия    1987.
4.    общ. ред.
     М.А. Некрасовой и др.
5.    Путешествие с домашними растениями. 
    С-П.:  Детская литература .
6.  Мифы в искусстве.  Рене де Моран М.:  Современник    1996.
  7.  Народное искусство: художественныепромыслы  СССР.   М.:                             
     Планета  1987.
8.  Прекрасное своими руками: народныехудожественные                     
     ремесла.:  сост. С. Таразян 4-е издание    1989.
9.   Коняев Н.  Игрушки русских императоров.: Подъем  1994  
      №4.
10. Люди и куклы.:Декоративное искусство   СССР.   1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.