Реферат по предмету "Искусство"


История создания балета "Лебединое озеро"

ИСТОРИЯ  СОЗДАНИЯ БАЛЕТА  «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО».
     Конечно, вы знаете мелодию, которойначинается балет
«Лебединоеозеро». Она, словно музыкальный поводырь, вводит нас в мир, где на берегутаинственного озера родилось чувство прекрасной королевы лебедей Одетты и юногопринца Зигфрида, а злой волшебник Ротбарт и его дочь Одиллия -  двойникОдетты изо всех сил стараются погубить их любовь. Принцесса Одетта чарами злоговолшебника превращена в лебедя. Спасти Одетту может только человек, которыйполюбит ее, даст клятву верности и сдержит эту клятву. Принц Зигфрид во времяохоты на берегу озера встречает девушек-лебедей. Среди них находится лебедьОдетта. Зигфрид и Одетта полюбили друг друга. Зигфрид клянется, что он всюжизнь будет верен Одетте и спасет девушку от чар волшебника. Мать Зигфрида – Владетельная принцесса – устраивает в своемзамке праздник, на котором принц должен выбрать себе невесту. Полюбив Одетту,принц отказывается от выбора невесты. В это время в замке появляется Злойволшебник под видом рыцаря Ротбарта со своей дочерью Одиллией, похожей наОдетту. Обманутый этим сходством, Зигфрид избирает невестой Одиллию. Злойволшебник торжествует. Поняв свою ошибку, принц спешит на берег озера. Зигфридмолит Одетту о прощении, но Одетта не может избавиться от чар волшебника. Злойволшебник решил погубить принца: поднимается буря, озеро выходит из берегов.Видя, что принцу угрожает смерть, Одетта бросается к нему. Для спасениялюбимого она готова на самопожертвование. Одетта и Зигфрид побеждают. Гибнет волшебник.Буря стихает. Белый лебедь становится девушкой Одеттой.
     Легенда? Конечно, но Пётр ИльичЧайковский, сочиняя балет «Лебединое озеро», искал в этом сказочном сюжетемысли и настроения, близкие ему и его современникам. Так родилось произведение,где, следя за происходящим на сцене, вы видите во взаимоотношениях героев, в их отчаянии и надежде, в попыткеотстоять своё право на счастье столкновение сил добра и зла, света и тьмы…Одетта и принц Зигфрид олицетворяют первые, Ротбарт и Одиллия – вторые.
     П.И. Чайковский уже был, несмотря на своюмолодость, известным композитором, когда начал писать балет «Лебединое озеро».Его проникновенный лиризм стал основанием для того, чтобы в историю музыки«Лебединое озеро» вошёл как альбом задушевных песен без слов.
     О чем думал композитор, когда писал музыку«Лебединого озера»? О тех ли русских сказках, где живут «красныдевушки-лебёдушки», что слышал в детстве. Или вспоминал стихи из «ЦаряСалтана», любимого своего поэта Пушкина: ведь и там величавая птица, спасеннаякнязем Гвидоном, «полетела над волнами и на берег с высоты опустилася в кусты,встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась». А может быть, перед егомысленным взором возникли картины того счастливого времени, когда он гостил вКаменке — имении своей любимой сестры Александры Ильиничны Давыдовой иустраивал там с ее детьми домашние спектакли, одним из которых было «Лебединоеозеро» и к которому Чайковский специально сочинил музыку. Кстати, тема лебедей,написанная им тогда, вошла в партитуру его нового балета.
     Наверное, воздействовало на композиторавсе – и то, и другое, и третье: таково уже было в то время состояние его души.Но нам важно еще одно обстоятельство — композитор-симфонист, он писал такуюпартитуру балета, где музыка не иллюстрировала эпизоды либретто, ноорганизовывала сценическое действие, подчиняла себе мысль хореографа,заставляла его формировать развитие событий на сцене, образы их участников –действующих лиц, их взаимоотношения в соответствии с замыслом композитора.«Балет – та же симфония», — скажет Петр Ильич позже. Но, создавая балет«Лебединое озеро», он уже тогда мыслил именно так – в его партитуре всевзаимосвязано, все лейттемы «сплетены» в тугой узел, называемой музыкальнойдраматургией.
     К сожалению, в 1877 году, когда состояласьпремьера «Лебединого озера» на московской сцене, хореографа, который бы понялавтора и поднялся до уровня его мышления, не оказалось. Тогда балетмейстерБольшого театра Юлиус Рейзингердобросовестно пытался своими сценическими решениями проиллюстрироватьлитературный сценарий, написанный драматургом В. Бегичевым и танцовщиком В. Гельцером, используя музыку по традиции – в качестверитмической основы. Но московский зритель, пленённый мелодиями Чайковского,ходил в Большой театр не столько смотреть балет, сколько слушать его волшебнуюмузыку. Наверное, поэтому и спектакль, несмотря ни на что, достаточно долго –до 1884 года.
     Своего второго рождения «Лебединое озеро» ждалопочти десять лет – до 1893 года. Оно состоялось уже после кончины великогоавтора: на вечере его памяти петербургский хореограф Лев Иванов показал второй«лебединый» акт в своей постановке.
     Скромный балетмейстер Мариинского театра,всегда второй после всесильного мэтра Мариуса Петипа,он обладал поистине уникальной музыкальной памятью: по рассказам очевидцев,Иванов мог, прослушав один раз сложное произведение, тут же точно воспроизвестиего на фортепиано. Но ещё более редким даром Иванова была его способность кпластическому видению музыкальных образов. И всем сердцем любя творчествоЧайковского, он глубоко и тонко прочувствовал эмоциональный мир его балета исоздал, действительно, зримую танцевальную симфонию – аналог «задушевнымпесням» Чайковского. Прошло уже более ста лет с того времени, а «лебединую картину»,сочинённую Ивановым, всё ещё можно видеть в спектакле любого хореографа,независимо от его постановочной концепции в целом. За исключением, конечно,откровенно модернистских.
     Ценность гениального решения Иванова сразупонял Мариус Петипа и предложил ему совместно поставить балет полностью. По егоуказанию, дирижёр Ричард Дриго подготовил новуюмузыкальную редакцию, а брат композитора Модест Ильич переработал либретто. Такродилась знаменитая редакция М. Петипа и Л. Иванова, которая живёт на сцене досих пор. Главный балетмейстер Московского Большого театра Александр Горскийтакже неоднократно обращался к этому произведению Чайковского. Его последняяпостановка 1922 года обрела признание и занимает своё достойное место насовременной сцене.
     В 1969 году в Большом театре зрителиувидели ещё одну постановку «Лебединого озера» — своеобразный итог раздумий надпартитурой Чайковского выдающегося мастера Юрия Григоровича.        
     Сейчас «Лебединое озеро» — один из самыхзнаменитых и любимых зрителем балетов. Он обошел, наверное, все балетные сценымира. О нём размышляли и размышляют и, видимо, еще будут размышлять, силясьпостичь тайны и философские глубины музыки, сочиненной Чайковским,представители многих поколений хореографов разных стран. Но самый белый лебедь,рожденный фантазией великого композитора, всегда останется символом русскогобалета, символом его чистоты, величия, его благородной красоты. И не случайноименно русские балерины, выступая в роли королевы лебедей Одетты, остались в памятилюдей, как прекрасные легенды – Марина Семенова, Галина Уланова, МайяПлисецкая, Раиса Стручкова, Наталия Бессмертнова…
     Мастерство артистов балета России признаново всем мире. Одной из лучших балетных трупп страны уже много лет являетсябалет Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.Этот самобытный, никому не подражающий коллектив имеет свое лицо и пользуетсялюбовью зрителей как в России, так и за рубежом.
     В самом центре Москвы, на большойДмитровке (Пушкинской улице), находится здание Академического музыкальноготеатра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Театр с гордостьюносит имена своих основателей – выдающихся режиссеров СтаниславскогоНемировича-Данченко. Великие мастера вошли в историю мирового искусства какпреобразователи драматического и музыкального театра. Реализм, высокиегуманистические идеалы, гармония всех выразительных средств театра – вот чтоотличало постановки Станиславского и Немировича-Данченко. Новаторству итрадициям своих основателей театр стремится быть верен и сегодня.
     В 1953 году поистине революционныйпереворот в понимании полотна Чайковского совершил спектакль, показанный насцене Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского иВл.И.Немировича — Данченко Владимиром Бурмейстером.
Этобыло поистине новое слово в прочтении старого шедевра классического наследия, очем и написала в своей рецензии великая Галина Уланова: «Лебединое озеро» вТеатре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича — Данченко показало нам, как плодотворны,могут быть искания художников в области старого классического балета, где,казалось, всё раз и навсегда установлено».
     Многие годы замечательный мастер былглавным балетмейстером Музыкального театра. По праву В.П.Бурмейстер вошел висторию советского балета как яркий, самобытный мастер, обладающий своимнеповторимым почерком. Среди его лучших спектаклей: «Лола», «Эсмеральда»,«Снегурочка». «Виндзорские проказницы», «Берег счастья», «Жанна д’Арк», «Штраусиана». Вершинойтворчества Бурмейстера стало создание новой, оригинальной редакции «Лебединогоозера».
     Творческий путь В.П.Бурмейстера начался вМосковской мастерской драматического балета, которой руководила Н.С. Гремина. Вконце двадцатых годов В.Бурмейстер блистал на эстраде как неповторимыйисполнитель венгерских и особенно испанских танцев. Затем Бурмейстер сталартистом Московского художественного балета, в дальнейшем этот коллектив вошелв состав Музыкального театра. Большое влияние оказала на Бурмейстера встреча сВладимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Молодой хореограф стал искать набалетной сцене правду чувств, искренность переживаний. ИменноНемирович-Данченко предложил Бурмейстеру создать новую редакцию «Лебединогоозера». Работа, начавшаяся как экспериментальная, шла не один год. Впостановочную группу вместе с В.П.Бурмейстером входили: тонкий знаток русскогоклассического балета П.А.Гусев, дирижер В.А.Эндельман, художник А.Ф.Лушин.Каждый из них внес свой вклад в успех спектакля. Хочется вспомнить и то, что помощьв восстановлении первоначальной редакции партитуры балета оказали научныесотрудники музея П.И.Чайковского в Клину.
     25 апреля 1953 года на сцену вышли: В.Бовт(Одетта – Одиллия), А.Чичинадзе (Принц), А.Сорокин (Шут), А.Клейн (Злойволшебник Ротбарт), О.Берг (Владетельная принцесса). В спектакле так жеучаствовали М.Редина, Э.Кузнецова, Э.Власова, М.Салоп, О.Шелков, Л.Якунина,Г.Труфанов. И.Еленин и другие.
     Успех превзошел все ожидания. «Лебединоеозеро» в Музыкальном театре стало большим событием в театральной жизни Москвы.
     Так, О.Лепешинская в газете «Правда»писала о смелом и своеобразном решении спектакля В.Бурмейстером. Известнаябалерина отмечала свежесть, новизну, выдумку в сценическом воплощении музыки. «Балетмейстертворчески подошел к восприятию классических традиций «Лебединого озера», умелопри этом используя опыт, накопленный советским балетным театром в созданииреалистичного спектакля. В.Бурмейстер создает целеустремленное сквозноедействие на протяжении всего балета, подчиняет отдельные эпизоды общемузамыслу».
     Композитор А.Спадавеккиа восхищаетсямастерством В.Бовт: «Она создает внутренне насыщенный, впечатляющий образ.Особо хочется отметить уверенную технику и чистоту формы ее танца».
      В «Известиях» была помещена восторженнаястатья М.Семеновой. Здесь читаешь такие слова: «В новой постановке «Лебединогоозера», более осмысленной, чем прежние, многое радует смелыми решениями,интересными находками и творческим режиссерским прочтением партитуры».
     «Театр одержал большую победу, впервые заего существование создана такая грандиозная хореографическая постановка», — этоцитата рецензии М.Плисецкой, которая сама выступала в спектакле в партии Одетты- Одиллии, ее партнером был артист Большого театра Ю.Кондратов. Характерно, чтов спектакле танцевали солисты других балетных трупп. Это артисты Ленинградскоготеатра оперы и балета имени С.М.Кирова, О.Моисеева, А.Осипенко, С.Кузнецов,балерина театра «Эстония» Х.Пуур.
     В 1976 году партию Принца на сценеМузыкального театра танцевал Мишель Брюгель, солист парижской Гранд – опера,где в 1960 году Бурмейстер повторил свою постановку «Лебединого озера». Танцевалв Москве и другой солист Гранд – Опера – Аттилио Лабис.Еще одна интересная деталь истории. Когда Музыкальный театр показывал«Лебединое озеро» в Париже, дирижировал Г.Рождественский.
     Спектакль стал хорошей школой длянескольких поколений артистов. Заветной мечтой каждой танцовщицы и танцовщикаявляется исполнить центральные партии «Лебединого озера».
Вотуже более 40 лет невозможно представить афишу Театра имени Станиславского иНемировича-Данченко без «Лебединого озера».
Наафишах прошлых лет мы читаем имена тех, кто танцевал Одетту – Одиллию и Принца.Это С.Виноградова, В.Ермилова, Э.Власова, Г.Камолова, М.Агатова, Н.Лаврухина,В.Собцева, А.Ханиашвили, М.Салоп, М.Лиепа, В.Пашкевич, А.Николаев, А.Новиченок,В.Федянин, Ю.Григорьев, В.Артюшкин, С.Баранов, М.Крапивин, Г.Крапивина,В.Тедеев, М.Дроздова, В.Петрунин, М.Левина, Л.Шипулина.
     В 1992 году состоялась премьера новогооформления спектакля, сделанного художником В.Арефьевым.
     Спектакль знаком любителям балета многихстран. Его видели во Франции, Японии, Китае, Италии, Чехословакии, Португалии,Венгрии, Сирии, Иордании, Индии, Испании…
     Можно с уверенностью сказать – «Лебединоеозеро» в постановке В.П.Бурмейстера выдержало испытание временем. Спектакль некажется постаревшим. Наполнено бьётся его творческий пульс, он продолжаетрадовать сердца и души зрителей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.