I
Море всегда имело огромную притягательную силу для художников.Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался быизобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основнымходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме,уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Среди художниковрусской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талантмаринистической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием,быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодарясреде, в какой протекли его детство и юность.
Айвазовский прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого имморя, питавшего его искусство яркими образами.
Родился Айвазовский 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Древнийгород, разрушенный недавней войной, пришел в полный упадок из-за эпидемии чумыв 1812 году. На старинных рисунках мы видим на месте когда-то богатого городагруды развалин с едва различимыми следами пустынных улиц да отдельные уцелевшиедома.
Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте.С террасы, увитой виноградной лозой, открывалась широкая панорама на плавнуюдугу феодосийского залива, северо-крымские степи с древними курганами, на Арабатскуюстрелку и Сиваши, встающие как марево на горизонте. У берега лежало кольцохорошо сохранившихся старинных крепостных стен и башен с грозными бойницами.Здесь смолоду будущий художник научился распознавать в черепках стариннойпосуды, обомшелых архитектурных обломках и позеленевших монетах черты давноотшумевшей, полной грозными событиями жизни.
Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей еговоображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкиефелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы — боевыекорабли Черноморского флота. Среди них был, конечно, и бриг«Меркурий», слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которогооблетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Онидоносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годыгреческий народ.
С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. Насклоне лет он писал: «Первые картины, виденные мною, когда во мнеразгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающиеподвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождениеГреции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго,высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль обэтой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море».
Романтика подвигов сражающихся на море героев, правдивая молва оних, граничащая с фантастикой, пробудила у Айвазовского стремление к творчествуи определила формирование многих своеобразных черт его таланта, яркопроявившихся в процессе развития его дарования.
Счастливая случайность привела Айвазовского из глухой Феодосии вПетербург, где в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен вАкадемию художеств, в пейзажный класс профессора М.Н. Воробьева.
Дарование Айвазовского раскрылось необыкновенно рано. В 1835году за этюд «Воздух над морем» ему уже была присуждена серебрянаямедаль второго достоинства. А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин, получившихвысокую оценку общественности и Совета Академии художеств, который постановил:«Как I-ой ст. академист, Гайвазовский (фамилию Гайвазовский художник в1841 году изменил на Айвазовский) удостоен к получению за превосходные успехи вживописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено правопутешествия в чужие края для усовершенствования». За молодостью лет он былв 1838 году послан на два года в Крым для самостоятельных работ.
За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал рядкартин, среди которых были прекрасно исполненные вещи: «Лунная ночь вГурзуфе» (1839), «Морской берег» (1840) и другие.
Первые произведения Айвазовского свидетельствуют о внимательномизучении позднего творчества известного русского художника С.Ф. Щедрина ипейзажей М.Н. Воробьева.
В 1839 году Айвазовский принял участие как художник ввоенно-морском походе к берегам Кавказа. На борту военного корабля онпознакомился с прославленными русскими флотоводцами: М.П. Лазаревым и героямибудущей обороны Севастополя, в те годы молодыми офицерами, В.А. Корниловым,П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. С ними он сохранил дружественные отношения напротяжении всей жизни. Смелость и отвага, проявленными Айвазовским в боевойобстановке во время десанта в Субаше, вызвали к художнику симпатии средиморяков и соответствующий отклик в Петербурге. Эта операция запечатлена им накартине «Высадка в Субаши».
За границу Айвазовский поехал в 1840 году сложившимсямастером-маринистом. Успех Айвазовскому в Италии и европейскую славу,сопутствовавшую ему во время командировки, принесли романтические морскиепейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанская ночь» идругие. Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту имастерству художника.
В 1844 году, на два года раньше намеченного срока, Айвазовскийвернулся в Россию. Здесь ему за выдающиеся успехи в живописи было присужденозвание академика и поручен «обширный и сложный заказ» — написать всерусские военные порты на Балтийском море. Военно-морское ведомство присудилоему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношенияадмиралтейского мундира.
В течение зимних месяцев 1844/45 года Айвазовский выполнилправительственный заказ и создал еще ряд прекрасных марин. Весной 1845 годаАйвазовский отправился с адмиралом Литке в путешествие к берегам Малой Азии иостровам Греческого архипелага. Во время этого плавания он сделал большоеколичество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материаломдля создания картин, которые он всегда писал в мастерской. По окончаниипутешествия Айвазовский задержался в Крыму, приступив к постройке в Феодосии наберегу моря большой художественной мастерской и дома, который с этого временистал местом его постоянного жительства. И таким образом, несмотря на успех,признание и многочисленные заказы, на стремление императорской фамилии сделатьего придворным живописцем, Айвазовский оставил Петербург.
В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил рядпутешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейскихгородах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а вконце жизни, в 1898 году, совершил далекое путешествие в Америку. Во времяморских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливалисьрисунки. Но где бы ни был Айвазовский, его всегда влекло к родным берегамЧерного моря.
Жизнь Айвазовского протекала в Феодосии спокойно, без каких-либоярких событий. Зимой он обычно уезжал в Петербург, где устраивал выставки своихпроизведений.
Несмотря на, казалось бы, замкнутый, уединенный образ жизни вФеодосии, Айвазовский сохранял близость со многими выдающимися деятелямирусской культуры, встречаясь с ними в Петербурге и принимая их в своемФеодосийском доме. Так, еще во второй половине 30-х годов в ПетербургеАйвазовский сближается с замечательными деятелями русской культуры — К.П.Брюлловым, М.И. Глинкой, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, а во время своегопутешествия в Италию в 1840 году он знакомится с Н.В. Гоголем и художником А.А.Ивановым.
Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмеченасильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся нетолько на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и намировосприятии Айвазовского. Подобно Брюллову, он стремится к созданиюграндиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. СБрюлловым Айвазовского роднит блестящее живописное мастерство, виртуознаятехника, быстрота и смелость исполнения. Очень ярко это отразилось в одной изранних батальных картин «Чесменский бой», написанной им в 1848 году,посвященной выдающемуся морскому сражению.
После того как в 1770 году произошел Чесменский бой, Орлов всвоем донесении в Адмиралтейство-Коллегию писал: "…Честь Всероссийскомуфлоту. С 25 на 26 июня неприятельский флот (мы) атаковали, разбили, разломали,сожгли, на небо пустили, в пепел обратили… а сами стали быть во всем архипелагегосподствующими…" Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигомрусских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский всвоей картине. При первом взгляде на картину нас охватывает чувство радостноговолнения как от праздничного зрелища — блестящего фейерверка. И только придетальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Бойизображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкогофлота, один из них — в момент взрыва. Охваченные огнем и дымом, в воздух летятобломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. А сбоку, напереднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота, к которому,салютуя, подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандерсреди турецкой флотилии. А если подойти ближе к картине, мы различим на водеобломки турецких судов с группами матросов, взывающих о помощи, и другиедетали.
Айвазовский был последним и самым ярким представителемромантического направления в русской живописи, и эти черты его искусстваособенно проявились, когда он писал полные героического пафоса морские баталии;в них была слышна та «музыка боя», без которой батальная картиналишена эмоционального воздействия.
Но духом эпической героики овеяны не только батальные картиныАйвазовского. Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40-50-хгодов являются: «Буря на Черном море» (1845), «Георгиевскиймонастырь» (1846), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).
Еще ярче романтические черты сказались в картине «Девятыйвал», написанной Айвазовским в 1850 году. Айвазовский изобразил раннееутро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный«девятый вал», готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение наобломках мачт.
Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошланочью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовскийнашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии.Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления;наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающимией оптимистический характер. Этому в значительной степени способствуетколористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры.Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового илилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым — в воде.Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей,побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.
Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления иостается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.
Образ бушующей морской стихии волновал воображение многихрусских поэтов. Ярко отражено это в стихах Баратынского. Готовность к борьбе ивера в конечную победу звучат в его стихах:
Так ныне, океан, я жажду бурь твоих -
Волнуйся, восставай на каменные грани,
Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,
Как зов давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев…
Таким море вошло и в сформировавшееся сознание молодогоАйвазовского. Художник сумел воплотить в маринистической живописи чувства имысли, волновавшие передовых людей его времени, и придать глубокий смысл изначимость своему искусству.
II
У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы.«Живописец, только копирующий природу, — говорил он, — становится еерабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра,всплеск волны — немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картинслагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, яприступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на немкистью…»
Сопоставление методов работы художника и поэта здесь неслучайно. На формирование творчества Айвазовского большое влияние оказалапоэзия А.С. Пушкина, поэтому часто перед картинами Айвазовского в нашей памятивозникают пушкинские строфы. Творческое воображение Айвазовского в процессеработы не было ничем стеснено. Создавая свои произведения, он опирался толькона свою, действительно необыкновенную, зрительную память и поэтическоевоображение.
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, вкотором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые дляхудожника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одаренпрекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительнойвосприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом еготворческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многихсовременников легкостью.
В.С. Кривенко очень хорошо передал свои впечатления от работыАйвазовского над большим полотном, оживавшим под кистью мастера: "…Полегкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица,можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение". Это,конечно, было возможно благодаря глубокому знанию разнообразных техническихприемов, какими пользовался Айвазовский.
У Айвазовского был длительный творческий опыт, и поэтому, когдаон писал свои картины, на его пути не вставали трудности технического порядка,и его живописные образы возникали на холсте во всей цельности и свежестипервоначального художественного замысла.
Для него не было секретов в том, как писать, каким приемомпередать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюсясеть спадающей пены на изгибах волн. Он прекрасно умел передать раскат волны напесчаном берегу, чтобы зритель увидел прибрежный песок, просвечивающий сквозьпенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежныескалы.
Наконец, он глубоко постиг различные состояния воздушной среды,движение облаков и туч. Все это помогло ему блестяще воплощать свои живописныезамыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения.
III
Пятидесятые годы связаны с Крымской войной 1853-56 годов. Кактолько до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал вСевастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела.Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающиеСинопский бой ночью и днем. Выставку посетил адмирал Нахимов; высоко оценивтруд Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: «Картина чрезвычайноверно сделана». Посетив осажденный Севастополь, Айвазовский написал такжеряд картин, посвященных героической обороне города.
Много раз в дальнейшем возвращался Айвазовский к изображениюморских сражений; его батальные картины отличаются исторической правдой, точнымизображением морских судов и пониманием тактики морского боя. Картины морскихсражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота,в них нашли яркое отражение исторические победы русского флота, легендарныеподвиги русских моряков и флотоводцев [«Петр I на берегу Финскогозалива» (1846), «Чесменский бой» (1848), «Наваринскийбой» (1848), «Бриг 'Меркурий' ведет бой с двумя турецкимисудами» (1892) и другие].
Айвазовский обладал живым, отзывчивым умом, и в его творчествеможно встретить картины на самые разнообразные темы. Среди них — изображенияприроды Украины, он смолоду полюбил беспредельные украинские степи ивдохновенно изображал их в своих произведениях [«Чумацкий обоз»(1868), «Украинский пейзаж» (1868) и других], близко подойдя при этомк пейзажу мастеров русского идейного реализма. В этой привязанности к Украинесыграла свою роль близость Айвазовского к Гоголю, Шевченко, Штернбергу.
Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодомрасцвета творческого дарования Айвазовского. В эти годы он создал рядзамечательных полотен. «Буря ночью» (1864), «Буря на Северномморе» (1865) относятся к наиболее поэтическим картинам Айвазовского.
Изображая широкие просторы моря и неба, художник передавалприроду в живом движении, в бесконечной изменчивости форм: то в виде ласковых,спокойных штилей, то в образе грозной, разбушевавшейся стихии. Чутьем художникаон постиг скрытые ритмы движения морской волны и с неподражаемым мастерствомумел их передать в образах увлекательных и поэтических.
1867 год связан с крупным событием, имевшим большоеобщественно-политическое значение, — восстанием жителей острова Крит,находившегося в вассальном владении султана. Это был второй (при жизниАйвазовского) подъем освободительной борьбы греческого народа, которая вызвалаширокий сочувственный отклик среди прогрессивно мыслящих людей всего мира.Айвазовский отозвался на это событие большим циклом картин.
В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. Онписал предгорья Кавказа с жемчужной цепью снеговых гор на горизонте, панорамыгорным массивов, уходящих вдаль, как окаменевшие волны, Дарьяльское ущелье изатерявшийся среди скалистых гор аул Гуниб — последнее гнездо Шамиля. В Армениион написал озеро Севан и Араратскую долину. Им создано несколько прекрасныхкартин, изображающих Кавказские горы со стороны восточного побережья Черногоморя.
В следующем, 1869, году Айвазовский отправился в Египет дляучастия в церемонии открытия Суэцкого канала. В результате этого путешествиябыла написана панорама канала и создан ряд картин, отражающих природу, жизнь ибыт Египта, с его пирамидами, сфинксами, караванами верблюдов.
В 1870 году, когда отмечалось пятидесятилетие открытияАнтарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинзгаузеном и М.П. Лазаревым,Айвазовский написал первую картину, изображающую полярные льды — «Ледяныегоры». Во время чествования Айвазовского по случаю пятидесятилетия еготворчества П.П. Семенов-Тян-Шанский в своей речи сказал: «Русскоегеографическое общество давно признало Вас, Иван Константинович, выдающимсягеографическим деятелем…» и действительно, многие картины Айвазовскогосовмещают в себе художественные достоинства и большую познавательную ценность.
В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину«Радуга». В сюжете этой картины — буря на море и корабль, гибнущий ускалистого берега, — нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но еекрасочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русскойживописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так,будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водянуюпыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущегокорабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились впрозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света,лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Всякартина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловыхкрасок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Онамерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность,мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе.Картина «Радуга» была новой, более высокой ступенью в творчествеАйвазовского.
По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевскийписал: «Буря… г. Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, издесь он мастер — без соперников… В его буре есть упоение, есть та вечнаякрасота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре…»
В творчестве Айвазовского семидесятых годов можно проследитьпоявление ряда картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанныхв голубой красочной гамме. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придаетощущение свежего бриза, поднимающего веселую зыбь на море, а серебряное крылопарусника, пенящего прозрачную, изумрудную волну, невольно будит в памятипоэтический образ Лермонтова:
Белеет парус одинокий…
Вся прелесть подобных картин заключается в хрустальной ясности,искрящемся сиянии, которое они излучают. Недаром этот цикл картин принятоназывать «голубыми Айвазовскими». Большое место в композиции картинАйвазовского всегда занимает небо, которое он умел передать с таким жесовершенством, как морскую стихию. Воздушный океан — движение воздуха,разнообразие очертаний облаков и туч, их грозный стремительный бег во времябури или мягкость сияния в предзакатный час летнего вечера иногда сами по себесоздавали эмоциональное содержание его картин.
Неповторимы ночные марины Айвазовского. «Лунная ночь наморе», «Восход луны» — эта тема проходит через все творчествоАйвазовского. Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачнымиоблаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать силлюзорной точностью. Образы ночной природы Айвазовского — одни из самыхпоэтических изображений природы в живописи. Часто они вызывают поэтические имузыкальные ассоциации.
IV
Айвазовский был близок со многими передвижниками. Гуманистическоесодержание его искусства и блестящее мастерство высоко ценили Крамской, Репин,Стасов и Третьяков. Во взглядах на общественное значение искусства уАйвазовского и передвижников было много общего. Задолго до организациипередвижных выставок Айвазовский стал устраивать выставки своих картин вПетербурге, Москве, а также во многих других больших городах России. В 1880году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную картиннуюгалерею.
Под действием передового русского искусства передвижников втворчестве Айвазовского с особой силой проявились реалистические черты,сделавшие его произведения еще более выразительными и содержательными. Видимо,поэтому стало принятым считать картины Айвазовского семидесятых годов высшимдостижением в его творчестве. Сейчас для нас совершенно ясен процесснепрерывного роста его мастерства и углубления содержания живописных образовего произведений, протекавший в течение всей его жизни.
В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительныхпроизведений — картину «Черное море». Море изображено в пасмурныйдень; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своимчередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скупой,сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. НедаромКрамской писал об этом произведении: «Это одна из самых грандиозныхкартин, какие я только знаю». Картина свидетельствует о том, чтоАйвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии нетолько во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме еедыхания, в ясно ощутимой потенциальной мощи ее.
Много раз об Айвазовском писал Стасов. Со многим он несоглашался в его творчестве. Особенно яростно восставал он противимпровизационного метода Айвазовского, против легкости и быстроты, с какой онсоздавал свои картины. И все же, когда надо было дать общую, объективную оценкуискусству Айвазовского, он писал: «Маринист Айвазовский по рождению и понатуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий исамостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с еенеобычайными красотами».
V
Жизнь Айвазовского была поглощена огромным творческим трудом.Его творческий путь — это непрерывный процесс совершенствования живописногомастерства. Вместе с тем нельзя не отметить, что именно на последнеедесятилетие падает основное количество неудачных работ Айвазовского. Этообъяснимо и возрастом художника и тем, что как раз в это время он началработать в не свойственных его дарованию жанрах: портрет и бытовая живопись.Хотя и среди этой группы произведений есть вещи, в которых видна рука большогомастера.
Взять, например, небольшую картину «Свадьба наУкраине» (1891). На фоне пейзажа изображена веселая деревенская свадьба. Ухаты, крытой соломой, идет гулянье. Толпа гостей, молодые музыканты — всевысыпали на воздух. И здесь, в тени больших развесистых деревьев, под звукинехитрого оркестра продолжается пляска. Вся эта пестрая масса людей оченьудачно вписана в пейзаж — широкий, ясный, с прекрасно изображенным высокимоблачным небом. Трудно поверить, что картину создал художник-маринист,настолько вся жанровая часть ее изображена легко и просто.
До глубокой старости, до последних дней жизни Айвазовский былполон новых замыслов, волновавших его так, будто это был не восьмидесятилетниймногоопытный мастер, написавший шесть тысяч картин, а молодой, начинающийхудожник, только вставший на путь искусства. Для живой деятельной натурыхудожника и сохранившейся непритупленности чувств характерен его ответ навопрос одного из друзей: какую же из всех написанных картин сам мастер считаетлучшей. «Ту, — не задумываясь, ответил Айвазовский, — что стоит намольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать…»
В его переписке последних лет есть строки, говорящие о глубокомволнении, сопутствовавшем его труду. В конце одного большого делового письма в1894 году имеются такие слова: «Простите, что пишу на кусочках (бумаги).Пишу большую картину и ужасно озабочен». В другом письме (1899): «Яочень много в этом году написал. 82 года заставляют меня спешить…» Он былв том возрасте, когда ясно сознавал, что время его истекает, но он продолжалработать со все возрастающей энергией.
В последний период творчества Айвазовский неоднократнообращается к образу А.С. Пушкина [«Прощание Пушкина с Черным морем»(1887), фигура Пушкина написана И.Е. Репиным, «Пушкин у Гурзуфскихскал» (1899)], в стихах которого художник находит поэтическое выражениесвоего отношения к морю.
В конце жизни Айвазовский был поглощен идеей созданиясинтетического образа морской стихии. В последнее десятилетие он пишет рядогромных картин, изображающих бурное море: «Обвал скалы» (1883),«Волна» (1889), «Буря на Азовском море» (1895), «Отштиля к урагану» (1895) и другие. Одновременно с этими огромными картинамиАйвазовский написал ряд произведений, близких к ним по замыслу, но выделяющихсяновой красочной гаммой, предельно скупой по цвету, почти что монохромной.Композиционно и сюжетно эти картины очень просты. На них изображен бурныйприбой в зимний ветреный день. О песчаный берег только что разбилась волна.Бурлящие массы воды, покрытые пеной, стремительно сбегают в море, унося с собойклочья тины, песок и гальку. Навстречу им поднимается очередная волна, котораяявляется центром композиции картины. Чтобы усилить впечатление нарастающегодвижения, Айвазовский берет очень низкий горизонт, которого почти касаетсягребень большой надвигающейся волны. Вдали от берега на рейде изображеныкорабли с убранными парусами, стоящие на якорях. Над морем нависло тяжелоесвинцовое небо в грозовых тучах. Общность содержания картин этого циклаочевидна. Все они в сущности являются вариантами одного и того же сюжета, отличающимисятолько в деталях. Этот значительных цикл картин объединен не только общностьюсюжета, но и цветовым строем, характерным сочетанием свинцово-серого неба соливково-охристым цветом воды, чуть тронутой у горизонта зеленовато-голубымилессировками.
Такая простая и вместе с тем очень выразительная красочнаягамма, отсутствие каких-либо ярких внешних эффектов, ясная композиция создаютглубоко правдивое изображение морского прибоя в бурный зимний день. В концежизни Айвазовский написал довольно много картин в серой красочной гамме.Некоторые были небольшого размера; они написаны в течение одного-двух часов иотмечены очарованием вдохновенных импровизаций большого художника. Новый циклкартин обладал не меньшими достоинствами, чем его «голубые марины» семидесятыхгодов.
Наконец, в 1898 году Айвазовский написал картину «Средиволн», которая была вершиной его творчества.
Художник изобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурноеморе, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой. Он отказалсяот обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей,затерявшихся в безбрежном морском просторе. Он знал много способовдраматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работаянад этим произведением. «Среди волн» как бы продолжает раскрывать вовремени содержание картины «Черное море»: если в одном случаеизображено взволнованное море, в другом — уже бушующее, в момент наивысшегогрозного состояния морской стихии. Мастерство картины «Среди волн» — плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Работа над ней протекала унего быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму,какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опытмастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка.Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина «Среди волн»значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет.Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставкисвоих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил изФеодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в егокартинной галерее, родному городу Феодосии.
Картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностейАйвазовского. В следующем, 1899, году он написал небольшую картину, прекраснуюпо ясности и свежести колорита, построенного на сочетании голубовато-зеленогоцвета воды и розового в облаках — «Штиль у Крымских берегов». Абуквально в последние дни жизни, готовясь в поездке в Италию, он написалкартину «Морской залив», изображающую Неаполитанский залив в полдень,где с покоряющей тонкостью в жемчужной красочной гамме передан влажный воздух.Несмотря на совсем малые размеры картины, в ней ясно различимы черты новыхколористических достижений. И, быть может, проживи Айвазовский еще нескольколет, эта картина стала бы новой ступенью в развитии мастерства художника.
VI
Говоря о творчестве Айвазовского, нельзя не остановиться набольшом графической наследии, оставленном мастером, потому что его рисункипредставляют широкий интерес как со стороны артистического их выполнения, так идля уяснения творческого метода художника. Айвазовский всегда много и охотнорисовал. Среди карандашных рисунков выделяются своим зрелым мастерством работы,относящиеся к сороковым годам, ко времени его академической командировки1840-1844 годов и плавания у берегов Малой Азии и Архипелага летом 1845 года.Рисунки этой поры гармоничны по композиционному распределению масс и отличаютсястрогой проработкой деталей. Крупные размеры листа и графическая законченностьговорят о большом значении, которое Айвазовский придавал рисункам, сделанным снатуры. Это были в основном изображения прибрежных городов. Острым твердымграфитом Айвазовский рисовал лепящиеся по уступам гор, уходящие вдаль городскиепостройки или отдельные, понравившиеся ему здания, вкомпоновывая их в пейзажи.Самыми простыми графическими средствами — линией, почти не пользуясьсветотенью, он достигал тончайших эффектов и точной передачи объема ипространства. Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему втворческой работе.
В молодости он часто пользовался рисунками для композиции картинбез всяких изменений. Позднее он свободно перерабатывал их, и часто они служилиему только первым толчком для выполнения творческих замыслов. Ко второйполовине жизни Айвазовского относится большое количество рисунков, выполненныхв свободной широкой манере. В последний период творчества, когда Айвазовскийделал беглые путевые зарисовки, он стал рисовать свободно, воспроизводя линиейвсе изгибы формы, часто едва касаясь мягким карандашом бумаги. Его рисунки,утратив былую графическую строгость и отчетливость, приобрели новые живописныекачества.
По мере того как выкристаллизовывался творческий методАйвазовского и накапливались огромный творческий опыт и мастерство, в процессеработы художника произошел заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительныхрисунках. Теперь он создает набросок будущего произведения по воображению, а непо натурному рисунку, как он это делал в ранний период творчества. Не всегда,разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением.Имеются три варианта эскиза к последней его картине «Взрыв корабля».Он стремился к лучшему решению композиции даже в формате рисунка: два рисункасделаны в горизонтальном прямоугольнике и один в вертикальном. Все тривыполнены беглым штрихом, передающим схему композиции. Подобные рисунки как быиллюстрируют слова Айвазовского, относящиеся к методу его работы:«Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, япринимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей». ГрафикаАйвазовского обогащает и расширяет наше привыч