Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Языка программирования Delphi. Разработка практических заданий

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ СТРУКТУРАЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI
1.1 Структурасреды программирования
1.1.1 Главныесоставные части среды программирования
1.1.2Дополнительные элементы
1.1.3 Стандартныекомпоненты
1.2 Структурапроекта Delphi
2. СИНТАКСИС ИСЕМАНТИКА ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI
2.1 Алфавит языка
2.2 Элементарныеконструкции
2.3 Переменные, константыи операторы
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙАНАЛИЗ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
3.1 Анализ языкапрограммирования Delphi
3.1.1 Достоинстваязыка программирования
3.1.2 Недостаткиязыка программирования
3.2 Анализ языка программированияVisualBasic
3.2.1 Достоинстваязыка программирования
3.2.2 Недостатки языкапрограммирования
4. ПРАКТИЧЕСКАЯРЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI
4.1 Задача 1. Примитивныйкалькулятор
4.2 Задача 2. Решениеквадратного уравнения
4.3 Задача 3. Преобразованиедесятичных чисел в двоичные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Целью курсовой работыявляется изучение языка объектно-ориентированного программирования Borland Delphi и разработка практических заданий. При выполнениикурсовой работы предстоит:
·         изучить теорию итехнологию работы со средой программирования Delphi;
·         изучить ипроанализировать соответствующую литературу;
·         провестисравнительный анализ языков программирования этого класса, выявить достоинстваи недостатки;
·         привести элементыметодической работы в виде разработки вариантов заданий (из прикладныхобластей) для учащихся старших классов школ изучающих Delphi на уроках информатики.
Объектно-ориентированныеязыки программирования пользуются в последнее время большой популярностью средипрограммистов, так как они позволяют использовать преимуществаобъектно-ориентированного подхода не только на этапах проектирования иконструирования программных систем, но и на этапах их реализации, тестированияи сопровождения.
Первыйобъектно-ориентированный язык программирования Simula 67 был разработан в конце60-х годов в Норвегии. Авторы этого языка очень точно угадали перспективыразвития программирования: их язык намного опередил свое время. Однакосовременники (программисты 60-х годов) оказались не готовы воспринять ценностиязыка Simula 67, и он не выдержал конкуренции с другими языкамипрограммирования (прежде всего, с языком Fortran). Прохладному отношению кязыку Simula 67 способствовало и то обстоятельство, что он был реализован какинтерпретируемый (а не компилируемый) язык, что было совершенно неприемлемым в60-е годы, так как интерпретация связана со снижением эффективности (скоростивыполнения) программ.
Но достоинства языкаSimula 67 были замечены некоторыми программистами, и в 70-е годы былоразработано большое число экспериментальных объектно-ориентированных языковпрограммирования: например, языки CLU, Alphard, Concurrent Pascal и др. Этиязыки так и остались экспериментальными, но в результате их исследования былиразработаны современные объектно-ориентированные языки программирования: C++, Smalltalk,Delphi и др.
Появление Delphi не моглопройти незамеченным среди многочисленных пользователей компьютера. Оценкиэкспертов, изучающих возможности этого нового продукта фирмы Borland, обычноокрашены в восторженные тона. Основное достоинство Delphi состоит в том, чтоздесь реализованы идеи визуального программирования. Среда визуальногопрограммирования превращает процесс создания программы в приятное и легкопонимаемое конструирование приложения из большого набора графических иструктурных примитивов.
Delphi – чрезвычайнобыстро развивающаяся система. Первая версия – Delphi 1. 0 была выпущена вфеврале 1995 г. А затем новые версии выпускались ежегодно.
Каждая последующая версияDelphi дополняла предыдущую.
Большинство версий Delphiвыпускается в нескольких вариантах: Standart – стандартном, Professional –профессиональном, Client/Server – клиент/сервер, Enterprise – разработка баз данныхпредметных областей. Различаются варианты в основном разным уровнем доступа ксистемам управления базами данных. Последние варианты — Client/Server иEnterprise, в этом отношении наиболее мощные.
 

1. ОБЩАЯСТРУКТУРА ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI
 
Delphi — результатразвития языка Турбо Паскаль, который, в свою очередь, развился из языкаПаскаль. Паскаль был полностью процедурным языком, Турбо Паскаль, начиная сверсии 5. 5, добавил в Паскаль объектно-ориентированные свойства, а Delphi —объектно-ориентированный язык программирования с возможностью доступа кметаданным классов (то есть к описанию классов и их членов) в компилируемомкоде, также называемом интроспекцией [5, С. 22].
Язык Pascal предназначендля описания вычислительного процесса решения задачи, в состав которой могутвходить величины.
/>
Схема 1 – Используемыевеличины
Константы — данные, значениякоторых не изменяются в программе.
Переменные — данные, могущиеизменяться при выполнении программы.
Для обозначения именконстант, переменных, функций, процедур и модулей используются буквы и цифры, входящиев алфавит языка, и знак подчеркивания " _ ". Имена начинаются с буквыили знака подчеркивания " _ «и содержат до 63 значащих символов. Символпробела в имени не допускается. Эти имена принято называть идентификаторами.
Выражения — константы, переменныеи обращения к функциям, соединенные знаками операций. Операторы — специальныесимволы и слова, выполняющие действия.
Функции, процедуры имодули — отдельные программные блоки, имеющие имена и подключаемые к основнойпрограмме [2, С. 8].
Классы и объекты Delphi. Для реализации интерфейса Delphiиспользует библиотеку классов, которая содержит большое количество разнообразныхклассов, поддерживающих форму и различные компоненты формы (командные кнопки, поляредактирования и т. д. ).
Во время проектированияформы приложения Delphi автоматически добавляет в текст программы необходимыеобъекты. Если сразу после запуска Delphi просмотреть содержимое окна редакторакода, то там можно обнаружить следующие строки:
type
TForm1 = class(TForm)
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: Tform1
Это описание классаисходной, пустой формы приложения и объявление объекта — формы приложения.
Когда программист, добавляянеобходимые компоненты, создает форму, Delphi формирует описание класса формы. Когдапрограммист создает функцию обработки события формы или ее компонента, Delphiдобавляет объявление метода в описание класса формы приложения.
Помимо классов визуальныхкомпонентов в библиотеку классов входят и классы так называемых невизуальных(невидимых) компонентов, которые обеспечивают создание соответствующих объектови доступ к их методам и свойствам. Типичным примером невизуального компонентаявляется таймер (тип TTimer) и компоненты доступа и управления базами данных.
1.1 Структурасреды программирования
 
Внешнийвид среды программирования Delphi отличается от многих других из тех, что можноувидеть в Windows. К примеру, Borland Pascal for Windows 7. 0, BorlandC++ 4. 0, Word for Windows, Program Manager — это все MDI приложения и выглядят по-другому, чем Delphi. MDI (MultipleDocument Interface) — определяет особый способ управления нескольких дочернихокон внутри одного большого окна.
СредаDelphi же следует другой спецификации, называемой Single Document Interface(SDI), и состоит из нескольких отдельно расположенных окон. Это было сделаноиз-за того, что SDI близок к той модели приложений, что используется в Windows95.
ЕслиВы используете SDI приложение типа Delphi, то уже знаете, что перед началомработы лучше минимизировать другие приложения, чтобы их окна не загромождалирабочее пространство. Если нужно переключиться на другое приложение, то простощелкните мышкой на системную кнопку минимизации Delphi. Вместе с главным окномсвернутся все остальные окна среды программирования, освободив место для работыдругих программ.
 
1.1.1Главные составные части среды программирования
Ниже перечислены основныесоставные части Delphi:
1.        Дизайнер Форм(Form Designer)
2.        Окно РедактораИсходного Текста (Editor Window)
3.        Палитра Компонент(Component Palette)
4.        ИнспекторОбъектов (Object Inspector)
5.        Обозревательдерева объектов (Object TreeView)
Есть, конечно, и другиеважные составляющие Delphi, вроде линейки инструментов, системного меню имногие другие, нужные Вам для точной настройки программы и средыпрограммирования.
Программисты на Delphiпроводят большинство времени переключаясь между Дизайнером Форм и ОкномРедактора Исходного Текста (которое для краткости называют Редактор). Преждечем Вы начнете, убедитесь, что можете распознать эти два важных элемента. ДизайнерФорм показан на рис. 1, окно Редактора — на рис. 2.
/>
Рисунок1 – Дизайнер форм
/>
Рисунок2 – Окно редактора
ДизайнерФорм в Delphi столь интуитивно понятен и прост в использовании, что созданиевизуального интерфейса превращается в детскую игру. Дизайнер Форм первоначальносостоит из одного пустого окна, которое Вы заполняете всевозможными объектами, выбраннымина Палитре Компонент [1, С. 10].
Несмотряна всю важность Дизайнера Форм, местом, где программисты проводят основноевремя является Редактор. Логика является движущей силой программы и Редактор — то место, где Вы ее „кодируете“.
ПалитраКомпонент (см. рис. 3) позволяет Вам выбрать нужные объекты для размещения ихна Дизайнере Форм. Для использования Палитры Компонент просто первый разщелкните мышкой на один из объектов и потом второй раз — на Дизайнере Форм. ВыбранныйВами объект появится на проектируемом окне и им можно манипулировать с помощьюмыши.
ПалитраКомпонент использует постраничную группировку объектов. Внизу Палитры находитсянабор закладок — Standard, Additional, Win32 и т. д. Если Выщелкнете мышью на одну из закладок, то Вы можете перейти на следующую страницуПалитры Компонент. Принцип разбиения на страницы широко используется в средепрограммирования Delphi и его легко можно использовать в своей программе. (Настранице Additional есть компоненты для организации страниц с закладками сверхуи снизу).
/>
Рисунок 3 – ПалитраКомпонентов
Предположим,Вы помещаете компонент TEdit на форму; Вы можете двигать его с места на место. Вытакже можете использовать границу, прорисованную вокруг объекта для измененияего размеров. Большинством других компонент можно манипулировать тем же образом.Однако, невидимые во время выполнения программы компоненты (типа TMenu илиTDataBase) не меняют своей формы [1, С. 20].
Слеваот Дизайнера Форм Вы можете видеть Инспектор Объектов (рис. 4). Заметьте, чтоинформация в Инспекторе Объектов меняется в зависимости от объекта, выбранногона форме. Важно понять, что каждый компонент является настоящим объектом и Выможете менять его вид и поведение с помощью Инспектора Объектов.
ИнспекторОбъектов состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать дляопределения поведения данного компонента. Первая страница — это список свойств,вторая — список событий. Если нужно изменить что-нибудь, связанное сопределенным компонентом, то Вы обычно делаете это в Инспекторе Объектов. Кпримеру, Вы можете изменить имя и размер компонента TLabel изменяя свойстваCaption, Left, Top, Height, и Width.
Выможете использовать закладки внизу Инспектора Объектов для переключения междустраницами свойств и событий [1, С. 21].
/>
Рисунок4 – Инспектор Объектов
Страница событий связанас Редактором; если Вы дважды щелкнете мышкой на правую сторону какого-нибудьпункта, то соответствующий данному событию код автоматически запишется вРедактор, сам Редактор немедленно получит фокус, и Вы сразу же имеетевозможность добавить код обработчика данного события.
Обозреватель дереваобъектов (см. рис. 3). Эта панель появилась в Delphi 7, и, на мой взгляд, онаявляется лучшим новшеством этой версии. С помощью дерева компонентов легконаходить компоненты, потому что они расположены в виде дерева. Если у васкакой-то компонент будет полностью перекрывать другой, то вы можете выделитьверхний компонент, а потом, в дереве компонентов, легко найти тот, которыйнаходится снизу.
/>
Рисунок 5 – ОкноОбозревателя дерева объектов.
 
1.1.2Дополнительные элементы
В данном разделе вниманиефокусируется на двух инструментах, которые можно воспринимать каквспомогательные для среды программирования:
·          Меню (MenuSystem)
·          Панель с кнопкамидля быстрого доступа (SpeedBar)
Менюпредоставляет быстрый и гибкий интерфейс к среде Delphi, потому что можетуправляться по набору „горячих клавиш“. Это удобно еще и потому, чтоздесь используются слова или короткие фразы, более точные и понятные, нежелииконки или пиктограммы. Вы можете использовать меню для выполнения широкогокруга задач; скорее всего, для наиболее общих задач вроде открытия и закрытияфайлов, управления отладчиком или настройкой среды программирования.
SpeedBarнаходится непосредственно под меню, слева от Палитры Компонент (рис. 6). SpeedBarвыполняет много из того, что можно сделать через меню. Если задержать мышь надлюбой из иконок на SpeedBar, то Вы увидите что появится подсказка, объясняющаяназначение данной иконки.

/>
Рисунок 6 – SpeedBar
1.1.3Стандартные компоненты
Длядальнейшего знакомства со средой программирования Delphi потребуется рассказатьо составе первой страницы Палитры Компонент.
Напервой странице Палитры Компонент размещены от 14 до 16 объектов (рис. 7), взависимости от версии, в качестве примера используется Delphi 7. Мало ктообойдется длительное время без кнопок, списков, окон ввода и т. д. Все этиобъекты такая же часть Windows, как мышь или окно.
Набори порядок компонент на каждой странице являются конфигурируемыми. Так, Выможете добавить к имеющимся компонентам новые, изменить их количество и порядок.
/>
Рисунок7 – Компоненты, расположенные на первой странице Палитры
Стандартные компонентыDelphi перечислены ниже с некоторыми комментариями по их применению. Приизучении данных компонент было бы полезно иметь под рукой компьютер с тем, чтобыпосмотреть, как они работают и как ими манипулировать.
Frames — позволяет разместить на форме такназываемый „фрейм“. Фрейм из себя представляет другое окно. Чтобысоздать окно-фрейм, следует выбрать пункт меню File -> New -> Frame, либовыделить значок Frame в окне File -> New -> Other на вкладке New. До техпор, пока в приложении не будет ни одного фрейма, использовать данный объект неудастся. Фреймы удобны в том случае, когда какие-либо настройки запрашиваютсяво время работы программы в виде отдельной формы, а также, например, на однойиз вкладок основной формы.
MainMenu — основное меню окна. Связать его сформой можно через свойство Menu формы. При двойном щелчке по значку MenuMenuпоявляется дизайнер меню, в котором можно добавлять и удалять пункты. В Captionзадаётся текст пунта меню. Чтобы создать черту-разделитель, следует в свойствоCaption прописать знак „минус“ (»-", без кавычек).
/>
Рисунок 8 – MainMenu-основное меню окна
PopupMenu — контекстное меню (вызываетсяправой кнопкой мыши). Его можно привязать ко многим компонентам (как правило, этоделается через свойство PopupMenu у компонента, которому ассоциируется этоменю). Одно и то же меню может быть привязано к нескольким компонентам.
Label — текстовая метка (надпись) на форме.Используется для отображения любого текста в окне. Текст задаётся в свойствеCaption. Свойство Font позволяет настроить шрифт текста.
Edit — поле ввода. Используется для вводалюбых данных (текста, числа и т. д.), представленных одной строкой. СвойствоReadOnly позволяет запретить редактирование текста в поле. Текст хранитсясвойством Text. Свойство MaxLength позволяет задать максимальное число символов,которое может быть введено в поле. Значение 0 означает, что ограничение неустановлено.
Memo — многострочный Edit. Используетсядля ввода больших объёмов текста. Свойство ScrollBars позволяет указать полосыпрокрутки, которые будут отображаться у поля при недостатке места для всеготекста:
•ssNone — без полоспрокрутки;
•ssHorizontal — горизонтальная полоса прокрутки;
•ssVertical — вертикальная;
•ssBoth — обе: игоризонтальная, и вертикальная.
Button — кнопка, самая что ни естьобыкновенная. Caption — текст на кнопке.
CheckBox — флажок-переключатель. Состояниехранится в свойстве Style:
•cbUnchecked — неотмечен;
•cbChecked — отмечен;
•cbGrayed — затемнён.
Само состояние следуетизменять с помощью свойства Checked. Таких флажков может быть несколько икаждый может быть отмечен независимо от остальных.
RadioButton — радио-переключатель. АналогиченCheckBox, но при наличии нескольких переключателей может быть выбран толькоодин из них. Свойство Checked позволяет изменить состояние переключателя.
ListBox — список текстовых строк. Используетсядля выбора одного из вариантов. Строки задаются в свойстве Items. Чтобыизменить исходные значения, следует щёлкнуть по кнопке с тремя точкам (".… ") в строке свойства Items и в открывшемся редакторе ввести требуемыезначения. Свойство MultiSelect позволяет включить/выключить одновременный выборнескольких строк из списка.
ComboBox — ещё один список для выбора, новыпадающий — на экране видна всего одна строка, а сам список появляется принажатии на кнопку со стрелкой. Установив свойство Style в csDropDownList можнозапретить ввод произвольного значения в ComboBox. Текст выбранной строкидоступен в свойстве Text.
ScrollBar — полоса прокрутки. Свойство Kindопределяет ориентацию полосы на форме: sbHorizontal — горизонтально, sbVertical- вертикально.
GroupBox — «контейнер» длякомпонент. Используется для объединения элементов в отдельные области. Приперемещении GroupBox'а все компоненты, расположенные на нём, также перемещаются.Для размещения компонент в этом контейнере следует после выбора их на Палитрыкомпонент щёлкнуть по самому контейнеру (а не по форме, как обычно). У GroupBoxможно задать текст заголовка (свойство Caption).
RadioGroup — группа из несколькихRadioButton'ов. Тексты строк задаются в свойстве Items. Номер выбранной строки- свойство ItemIndex (нумерация строк начинается с нуля!).
Panel — практически такой же контейнер, чтои GroupBox, однако без заголовка и с возможностью отключения рельефных границ.
ActionList — позволяет управлять действиями(Actions), которые привязываются к пунктам меню, кнопкам и т. д.
 
1.2Структура проекта Delphi
 
Программа Delphi — этонесколько связанных между собой файлов.
Главный файл проекта, изначальноназывается PROJECT1. DPR. Если необходимо переименовать название проекта, нужноперезаписать этот файл, выбрав в меню File команду Save Project As… При заданииимени следует придерживаться правил задания имен в Object Pascal. Имя не должносодержать пробелов (используйте в таком случае знак подчеркивания), должноначинаться с буквы (цифры допустимы, но со второй позиции), не должно содержатьдругих символов, кроме букв и цифр. Под каким именем вы сохраняете проект, подтаким именем и будет создаваться исполняемый EXE файл, который вы всегдасможете самостоятельно переименовать [7, С. 32].
Модуль программы, которыйавтоматически появляется в начале работы Unit1. Файл называется UNIT1. PAS поумолчанию, но его можно назвать любым другим именем, вроде MAIN. PAS. Этоделается аналогично переименованию названия проекта. Необходимо выбрать в менюFile команду Save As… Сохраняется активный модуль в редакторе кода. Файлглавной формы, который по умолчанию называется UNIT1. DFM, используется длясохранения информации о внешнем виде формы (окна разрабатываемого приложения). Припереименовании названия модуля автоматически меняет свое название.
Файл PROJECT1. RESизначально содержит иконку для проекта. Создается автоматически. Имеетодноименное название с названием проекта. Файл PROJECT1. DSK содержитинформацию о состоянии рабочего пространства. Состояние окон во времяразработки приложения. Исполняемый EXE файл, который создается в процессекомпиляции проекта. Разумеется, если сохранить проект под другим именем, тоизменят название и файлы с расширением RES и DSK. После компиляции программыполучаются файлы с расширениями: DCU — скомпилированные модули PAS дляпоследующей быстрой компиляции некоторые файлы не перезаписываются. EXE исполняемыйфайл, ~PA, ~DP — backup файлы редактора. Автоматически создаются и содержатинформацию, перед последним сохранением.
И так, любая программавсегда состоит из уже знакомого нам файла проекта (такой файл имеет расширение.dpr) и одного или нескольких модулей (файлы с расширением. pas) Файл проектане предназначен для редактирования пользователем и создаётся автоматическисамой системой программирования Delphi [7, С. 35]…
Для того, чтобы увидетьсодержимое файла проекта, необходимо выполнить команду Project View Source. Содержимоефайла проекта может быть, например, следующим:
program Project1;
uses
Forms,
Unit1 in 'Unit1. pas' {Form1};
{$R *. res}
begin
Application. Initialize;
Application. CreateForm(TForm1, Form1);
Application. Run;
end.
Файл проекта(главныймодуль) начинается словом program, за которым следует имя программы, совпадающеес именем проекта. Далее за словом uses следуют имена используемых модулей:стандартного модуля Forms и модуля формы Unit1.
Похожая на комментарийдиректива {$R *. RES} указывает компилятору, что нужно использовать файлресурсов, который содержит описание ресурсов приложения, например, пиктограммы.Звездочка указывает, что имя файла ресурсов такое же, как и у файла проекта, нос расширением. res.
Исполняемая частьглавного модуля находится между операторными скобками begin…end. Операторыисполняемой части обеспечивают инициализацию приложения и вывод на экранстартового окна. Помимо главного модуля каждая программа включает как минимумодин модуль формы, который содержит описание стартовой формы приложения иподдерживающих ее работу процедур. В Delphi каждой форме соответствует своймодуль. Для переключения между формой и окном редактора кода, содержащегосоответствующий модуль, следует нажать на клавишу F12. Модули — это программныеединицы, служащие для размещения фрагментов программ. При помощи содержащихся вних текстов программ и реализуется решаемая пользователем задача.
 

2. СИНТАКСИСИ СЕМАНТИКА ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI
 
Описание каждого элементаязыка задается его синтаксисом и семантикой. Синтаксические определенияустанавливают правила построения элементов языка. Семантика определяет смысл иправила использования тех элементов языка, для которых были даны синтаксическиеопределения.
2.1Алфавит языка
 
Алфавит — этосовокупность допустимых в языке символов [2, С. 15]. Алфавит Турбо Паскальвключает следующий набор основных символов:
·          строчные ипрописные латинские буквы:
A B C D E F GH I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
a b c d e f gh i j k l m n o p q r s t u v w x y z
·          пробел
·          подчеркивание: _
·          арабские цифры:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
·          знаки операций:
+ — * / = = := @
·          ограничители:
., ' ( ) [ ] (… ) { }(* *)..: ;
·          спецификаторы:
^ # $
·          служебные(зарезервированные) слова:
ABSOLUTE
EXPORTS
LIBRARY
SET
ASSEMBLER
EXTERNAL
MOD
SHL
AND
FAR
NAME
SHR
ARRAY
FILE
NIL
STRING
ASM
FOR
NEAR
THEN
ASSEMBLER
FORWARD
NOT
TO
BEGIN
FUNCTION
OBJECT
TYPE
CASE
GOTO
OF
UNIT
CONST
IF
OR
UNTIL
CONSTRUCTOR
IMPLEMENTATION
PACKED
USES
DESTRUCTOR
IN
PRIVATE
VAR
DIV
INDEX
PROCEDURE
VIRTUAL
DO
INHERITED
PROGRAM
WHILE
DOWNTO
INLINE
PUBLIC
WITH
ELSE
INTERFACE
RECORD
XOR
END
INTERRUPT
REPEAT
 
EXPORT
LABEL
RESIDENT
 
 
2.2Элементарные конструкции
 
Элементарные конструкцииязыка Паскаль включают в себя имена, числа и строки.
Имена (идентификаторы) называют элементы языка — константы,метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты. Идентификатор вТурбо Паскале может включать в себя:
— буквы латинскогоалфавита,
— цифры
— символ подчеркивания.
Строчные и прописныебуквы не различаются (например, NAME, Name и name будет означать одно и то же).Цифра не может стоять на первом месте в идентификаторе, а символ подчеркиванияможет находиться в любой позиции (например, name1 и name2item являютсядопустимыми идентификаторами, а 5name — нет; _name, name_, name_item — тожедопустимые названия). Длина идентификатора может быть любой, но значимымиявляются только первые 63 символа. В качестве имен не допускается использоватьслужебные слова.
Для отделения друг отдруга идентификаторов, чисел, зарезервированных слов используются разделители. Вкачестве них можно использовать:
— пробел и табуляцию;
— перевод строки;
— комментарий.
В любом месте программы, гдеможно поместить один разделитель, их можно поместить любое количество и в любомсочетании, что позволяет наглядно представить структуру программы.
Комментарии заключаютсялибо в скобки {… }, либо в скобки вида (*… *) и могут занимать любоечисло строк. Так же для записи комментария используется //…, после // можетзаписать только одну строку.
Числа в языке Паскаль обычно записываютсяв десятичной системе счисления. Они могут быть целыми и действительными. Положительныйзнак числа может быть опущен. Целые числа записываются в форме без десятичнойточки, например:
217 -45 8954 +483
Действительные числазаписываются в форме с десятичной точкой:
28. 6 0. 65 -0. 018 4. 0
Возможна также запись сиспользованием десятичного порядка, который изображается буквой Е:
5Е12 -1. 72Е9 73. 1Е-16
В «переводе»такую запись следует понимать соответственно как:
5x1012 -1. 72x10973. 1x10-16
Паскаль допускает записьцелых чисел и фрагментов действительных чисел в форме с порядком вшестнадцатиричной системе счисления:
$7F $40 $ABC0
Строки в языке Паскаль — этопоследовательность символов, записанная между апострофами. Если в строке вкачестве содержательного символа необходимо употребить сам апостроф, то следуетзаписать два апострофа.
2.3Переменные, константы и операторы
 
Переменная — это область памяти, содержащаязначение определённого типа и позволяющая изменить текущее значение на новое. Приопределении переменной должен указываться тип данных. Переменная определяется вразделе var. Пример:
var
i: Integer;
s: String;
Если есть несколькопеременных одного типа, то их можно перечислить через запятую, а в концеуказать тип данных. Пример:
var
s, a, t: String; //в стиле с++
Константа — это область памяти содержащаяопределённое значение, но значение остаётся на весь период существованияконстанты. При определении константы тип данных не указывается. Константаопределяется в разделе const. Пример:
const
name: 'vasya';
VAR и CONST определяютсядо тела проги или процедуры!

Пример:
Procedure Name;
var
name: String;
begin
name:='Vasya';
end;
Операторы используются для того чтобы присвоитьзначение переменной.
:= Единственный операторприсвоения в Delphi/Паскаль
Арифметическиеоператоры.
+ — сложение
— — вычитание
* — умножение
/ — деление
DIV — целочисленноеделение
MOD — деление по модулю
Операторы сравнения.
= — равно
— не равно

> — больше

>= — больше либо равно
Условные операторы IF… THEN — позволяет определитьвыполняются ли некоторые условия и в зависимости выполнить тот или иной код.
IF -> выражение ->THEN -> оператор -> ELSE -> оператор -> END;
Это читается так:
ЕСЛИ -> выражение-> ТО -> оператор -> ИНАЧЕ -> оператор -> END;

Пример:
IF i=0 THEN i:=1 ELSE i:=i+1;
Выражение — это условиесодержащее один или более операторов сравнения. Операторы сравненияперечисляются следующим образом:
IF (a=0) AND (b=1) AND(c=0) THEN… — проверяется чтобы a=0 Иb=1 И c=0
IF (a=0) OR (b=1) OR(c=0) THEN… — проверяется ИЛИ a=0 ИЛИb=1 ИЛИ c=0
ELSE — не обязательный оператор, егоможно не писать.
Пример:
IF i=0 THEN i:=1;
Операторов может бытьнесколько, их только надо взять в begin и end.
Пример:
IF i=0 THEN
begin
i:=1;
b:=2;
c:=3;
end;
Когда после END стоитELSE, то знак «;» ставить не надо.
Пример:
IF i=0 THEN
begin
i:=1;
b:=2;
c:=3;
end ELSE
c:=5;

3.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Рождение новых подходов кпрограммированию обуславливается прежде всего стремлением к повышениюпроизводительности труда программиста. Разработчики нововведений стремятсяоблегчить разработку крупномасштабных программных проектов, в которыхзадействовано большое число программистов, прежде всего за счет более удобныхсредств расчленения задачи на отдельные составляющие, а также за счет болеепродуктивных методов защиты от ошибок в программах — их верификации, ужесточениясинтаксических требований и т. д. Наиболее важными нововведениями последних летстали объектное и событийное программирование, а также развивающийся впоследнее время визуальный подход к программированию.
В данной работепредпринимается попытка провести сравнительный анализ конкретных реализацийэтих новых подходов к программированию.
 
3.1 Анализязыка программирования Delphi
 
Последняя на сегодняшнийдень версия — 2009. Delphi является мощным и универсальным средством разработкиприложений, RAD-оболочкой. Ее вместе с библиотекой VCL, на которой оболочкаоснована и написана, можно назвать действительно революционной. Сравнение с C++Builder 4 показывает, что производительность Pascal-кода, сгенерированногоDelphi, всего на 4-5% меньше, чем кода C++.
Возможности языкапрактически не ограничены. Конечно, Object Pascal накладывает определенныеограничения, но для тех вещей, для которых ее писали, Delphi подходитпрактически оптимально. Из понравившихся (но, разумеется, нестандартных)«улучшений», внесенных Borland в Object Pascal, хотелось бы выделитьсвойства (properties) и перегружаемость процедур и функций (overloading). Определенныенеудобства при работе с низкоуровневыми функциями API может вызвать то, чтостандартным языком для API все же является С, и именно на нем пишутся все новыеSoftware Development Kit (SDK) и заголовочные файлы к ним. Это ни в коем случаене означает, что вы не сможете работать с новыми SDK, просто вам придетсянаписать несложный (но, возможно, объемный) код на Pascal, в котором определитьинтерфейсы данного SDK. Не поленитесь, однако, поискать на серверах, посвященныхDelphi. Очень может быть, что эту работу кто-то уже сделал.
 
3.1.1 Достоинстваязыка программирования
Простота, скорость иэффективность Delphi объясняют ее популярность. Delphi имеет один из самыхбыстрых компиляторов, порождающий, тем не менее, весьма и весьма неплохойобъектный код. Есть и другие достоинства: простота изучения Object Pascal;облегчающие жизнь нововведения — вроде свойств (properties); программы, написанныена Delphi, не требуется снабжать дополнительными библиотеками (в отличие отсвязки C++/MFC). В самом деле, VCL предоставляет удобный, легко расширяемыйобъектно-ориентированный интерфейс к Windows, что ни в коей мере не мешаетпрограммисту опускаться в самые глубины Windows API. Создателям оригинальныхкомпонентов это приходится делать довольно часто, в отличие от «простопрограммистов». Как было сказано выше, модель программирования в Delphi — компонентная, что позволяет пользоваться компонентами, написанными другимиразработчиками, даже не имея их исходного кода и уж подавно не изучая его. ВИнтернете есть огромное количество компонентов, значительная часть которыхраспространяется бесплатно. Применение компонентной модели приводит к тому, чтодовольно многое в поведении объектов программировать не нужно вообще, и многое,на что в других средах ушли бы недели, можно сделать за часы или даже минуты. Онои понятно — это ведь RAD-среда. К достоинствам можно отнести очень быстрыйбраузер классов и мгновенный вывод подсказки автозавершения кода (codecompletion). Если кратко — может все. Конечно, Object Pascal накладываетопределенные ограничения, но для тех вещей, для которых ее писали, Delphiподходит практически оптимально. Из понравившихся (но, разумеется, нестандартных)«улучшений», внесенных Borland в Object Pascal, хотелось бы выделитьсвойства (properties) и перегружаемость процедур и функций (overloading). Определенныенеудобства при работе с низкоуровневыми функциями API может вызвать то, чтостандартным языком для API все же является С, и именно на нем пишутся все новыеSoftware Development Kit (SDK) и заголовочные файлы к ним. Это ни в коем случаене означает, что вы не сможете работать с новыми SDK, просто вам придетсянаписать несложный (но, возможно, объемный) код на Pascal, в котором определитьинтерфейсы данного SDK. Не поленитесь, однако, поискать на серверах, посвященныхDelphi. Очень может быть, что эту работу кто-то уже сделал.
3.1.2 Недостаткиязыка программирования
Их мало, но они есть. Главный,на мой взгляд, недостаток (и одновременно достоинство) — статическоеприсоединение (linking) библиотеки VCL и компонентов к исполняемому файлу. Справедливостиради надо сказать, что VCL можно линковать и динамически, но тогда с каждымсвоим приложением вам придется распространять еще и VCL, а это более 3 Мбайт. Однакоесли не увлекаться интерфейсными «наворотами» и использовать впрограмме минимально необходимое число компонентов, то исполняемый файл будетневелик. Другой недостаток (и опять же достоинство) состоит в том, что виспользуемой в Delphi парадигме форм (Forms) вся информация о форме, включаясвойства, настройки компонентов, значения по умолчанию, хранится в exe-файле, причемне оптимальным образом. Анализ исходного кода VCL показывает, что при созданииформы фактически происходит чуть ли не синтаксический разбор данныхинициализации, что не может ее не замедлять. Третий недостаток, которыйкто-нибудь тоже может назвать достоинством, — это Object Pascal. Несмотря напростоту, эффективность и легкость в изучении, ему не хватает очень многихмощных средств C++. Мне, например, не достает шаблонов, перегрузки операторов иобъектной модели, похожей на объектную модель C++. Разочаровала Delphi и малымчислом параметров оптимизации кода. Кроме того, заметна тенденция к«разрастанию» exe-файлов, генерируемых Delphi. Так, большинствонебольших проектов, разработанных в Delphi 4, при перекомпиляции в Delphi 5«растолстели» на 40-70 Кбайт, при этом, разумеется, не обретя новойфункциональности.
 
3.2 Анализязыка программирования Visual Basic
 
В 1991 г. фирмойMicrosoft был разработан и выпущен Visual Basic. Microsoft Visual Basic —средство разработки программного обеспечения, разрабатываемое корпорациейMicrosoft и включающее язык программирования и среду разработки. Язык VisualBasic унаследовал дух, стиль и отчасти синтаксис своего предка — языка Бэйсик, укоторого есть немало диалектов. В то же время Visual Basic сочетает в себепроцедуры и элементы объектно-ориентированных и компонентно-ориентированных языковпрограммирования. Среда разработки VB включает инструменты для визуальногоконструирования пользовательского интерфейса.
Visual Basic считаетсяхорошим средством быстрой разработки прототипов программы, для разработкиприложений баз данных и вообще для компонентного способа создания программ, работающихпод управлением операционных систем семейства Microsoft Windows.
Первое признаниесерьёзными разработчиками Visual Basic получил после выхода версии 3 — VB3. Окончательноепризнание как полноценного средства программирования для Windows — при выходеверсии 5 — VB5. Версию VB6, входящую в состав Microsoft Visual Studio 6. 0, сталапо-настоящему зрелым и функционально богатым продуктом.
 
3.2.1 Достоинстваязыка программирования
Высокая скорость созданияприложений с графическим интерфейсом для MS Windows. Простой синтаксис, позволяющийочень быстро освоить язык. Возможность как компиляции в машинный код, так иинтерпретации во время отладки.
3.2.2 Недостаткиязыка программирования
Поддержка операционныхсистем только семейства Windows (Исключение — VB1 for DOS). Отсутствиемеханизма наследования объектов. Существующие в языке наследование, позволяетнаследовать только интерфейсы объектов, а не их самих. Таким образом, вунаследованом классе должны быть явно переписаны все функции базового класса. Такжев унаследованном классе невозможно добавление каких-либо методов, присущихтолько даннному классу, то есть если абстрактный базовый класс содержит толькодва метода, то и производный класс содержит только два метода, не более и неменее того. Требует установленных DLL для работы программы.
Часто критикеподвергаются такие аспекты Visual Basic, как возможность отключить средстваслежения за объявленными переменными, возможность неявного преобразования переменных,наличие типа данных «Variant». По мнению критиков, это даёт возможность писатькрайне плохой код. С другой стороны, это можно рассматривать как плюс, так какVB не навязывает «хороший стиль», а даёт больше свободы программисту.
Отсутствие указателей, низкоуровневогодоступа к памяти, ASM-вставок. Несморя на то, что парадигма Visual Basicпозволяет среднему VB-программисту обходиться без всего этого, перечисленныевещи также нередко становятся объектами критики. И хотя, используянедокументированные возможности и определённые ухищрения, всё это можнореализовать и на VB; пользоваться этими трюками гораздо сложнее, чем, например,на Delphi.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯРЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI
 
4.1 Задача1. Примитивный калькулятор
 
1. Войдите в среду Delphi,дважды щелкнув мышью на пиктограмму Delphi или через меню “Пуск”.
2. Выберите команду File/Save Project As…
3. В появившемся диалогеперейдите к корневому каталогу диска C, выбрав соответствующий пункт ввыпадающем списке вверху окна.
4. Откройте папку, соответствующуюназванию вашей группы (например, Р-123). Если такой нет, то создайте её, щелкнувправой кнопкой мыши на свободном месте, выбрав из появившегося контекстного менюпункт Создать/папку и введя нужное название (после чего не забудьте её открыть).
5. Создайте (как описанов предыдущем пункте) папку «Ваша_фамилия Lab1».
6. Сохраните Unit1. pasпод новым именем Main. pas, а Project1. dpr под новым именем Lab1. dpr.
7. Выберите из политрыStandard визуальных компонентов и поместите в форму следующие компоненты:
8. Окно редактирования сосвязанной с ним меткой Operand 1. В этом окне вводится первый операнд.
9. Окно редактирования сосвязанной с ним меткой Operator. В этом окне вводится операция. В программе следуетпредусмотреть операции +, -, / и *.
10. Окно редактированиясо связанной с ним меткой Operand 2. В этом окне вводится второй операнд.
11. Окно редактированиясо связанной с ним меткой Result. В этом окне отображается результатзапрошенной вами операции.
12. В событиях OnClickкаждой кнопки опишите соответствующие действия, например, для кнопки кодсобытия должен выглядеть следующим образом:
If Edit2. Text='0' Then ShowMessage('Знаменатель равен «0»!')
Else
Edit3. Text:=FloatToStr(StrToFloat(Edit1. Text)/StrToFloat(Edit2. Text));
Обратите внимание, что вданном действии осуществляется проверка деления на ноль. Оператор ShowMessageвыдает сообщение, представленное на рис. 10 в случае, когда Y равен«0».
/>
Рисунок 9 – Пример формыкалькулятора
/>
Рисунок 10 – Сообщение обошибке
Процедуры FloatToStrи StrToFloat выполняют преобразования из числовой переменной в строковую и изстроковой в числовую соответственно.
Остальные клавиши должныбыть описаны соответственно.
 

4.2 Задача2. Решение квадратного уравнения
 
Определите корниквадратного уравнения />. Алгоритмрешения этой задачи состоит в вычислении детерминанта. Если D  0, токорни действительные, в противном случае – комплексные.
unit SqRoot_;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, StdCtrls, OleCtrls;
type
TForm1 = class(TForm)
Edit1: TEdit;
Edit2: TEdit;
Edit3: TEdit;
Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
Label3: TLabel;
Label4: TLabel;
Button1: TButton;
Label5: TLabel;
procedure Button1Click(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
// решает квадратное уравнение
procedure SqRoot(a, b, c: real; var x1, x2: real; var ok: boolean);
{ a, b, c — коэффициенты уравнения
x1, x2 — корни уравнения
ok = True — решение есть
ok = False — решения нет }
var
d: real; // дискриминант
begin
d := Sqr(b) — 4 * a * c;
if d
then
ok := False // уравнение не имеет решения
else
begin
ok := True;
x1 := (-b + Sqrt(d)) / (2 * a);
x2 := (b + Sqrt(d)) / (2 * a);
end;
end;
{$R *. dfm}
procedure TForm1. Button1Click(Sender: TObject);
var
k1, k2: real; // корни уравнения
rez: boolean; // True — решение есть, False — решения нет
mes: string; // сообщение
begin
SqRoot(StrToFloat(Edit1. Text), StrToFloat(Edit2. Text),
StrToFloat(Edit3. Text), k1, k2, rez);
if rez then
mes := 'Корни уравнения' + #13 +
'x1=' + FloatToStrF(k1, ffGeneral, 4, 2) + #13 +
'x2=' + FloatToStrF(k2, ffGeneral, 4, 2) + #13
else
mes := 'Уравнение не имеет решения';
label5. Caption := mes;
end.
4.3 Задача3. Преобразованиедесятичных чисел в двоичные
 
Разработка программыпреобразования десятичных чисел в двоичные.
/>
Рисунок 11 – Пример формы приложения

/>
Рисунок 12 – Результатвыполнения программы
 

unit Unit1;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, StdCtrls;
type
TForm1 = class(TForm)
Edit1: TEdit;
Edit2: TEdit;
Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
Button1: TButton;
procedure Button1Click(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *. dfm}
procedure TForm1. Button1Click(Sender: TObject);
var
sDv: string;
iMod, iDch :integer; // iDch — наше десятичное число, sDv — двоичное.
begin
iDch := StrToInt(Edit1. text); // Присваиваем переменной значение поля Edit1.
{ Получаем остаток от деления десятичного числа на 2. Делим десятичное число на два без остатка. Добавляем в начало нашего двоичного числа остаток от деления. Если поделенное на 2 без остатка десятичное число меньше двух, то цикл завершает работу, так как если десятичное число меньше 2, оно равно либо 1, либо 0, а эти цифры переводить уже не надо, так как они сами собой и останутся. }
while iDch >= 2 do
begin
iMod := iDch mod 2;
iDch := iDch div 2;
sDv := IntToStr(iMod) + sDv;
end;
Edit2. Text := IntToStr(iDch) + sDv; // Ставим в начало нашего двоичного числа оставшееся после цикла десятичное число(1 или 0) и выводим в Edit2.
end;
end.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Система Delphi позволяетрешать множество задач, в частности:
•Создавать законченныеприложения для Windows самой различной направленности: от чисто вычислительныхи логических, до графических и мультимедиа.
•Быстро создавать (даженачинающим программистам) профессионально выглядящий оконный интерфейс длялюбых приложений.
•Создавать мощные системыработы с локальными и удаленными базами данных
•Создавать справочныесистемы (файлы. hlp) для своих приложений и мн. др.
Delphi — это комбинациянескольких важнейших технологий:
•Высокопроизводительныйкомпилятор в машинный код
•Объектно-ориентированнаямодель компонент
•Визуальное (а, следовательно,и скоростное) построение приложений из программных прототипов
•Масштабируемые средствадля построения баз данных.
В процессе выполнениякурсового проекта я усвоил некоторые возможности Delphi. Но даже этот небольшой объем материала позволил мнеубедиться в колоссальности данной среды.
Целью курсовой работыбыло изучение языка программирования DELPHI и разработка практических заданий.
При выполнении курсовой работы:
·         была изученатеория и технология работы с средой программирования Borland Delphi7;
·         была изучена ипроанализирована соответствующая литература;
·         был проведёнсравнительный анализ языков этого класса и показаны преимущества и недостаткиязыка Delphi;
·         были приведеныэлементы методической работы в виде разработки вариантов заданий (из прикладныхобластей) для учащихся старших классов школ изучающих Delphi на уроках информатики.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1.        Гофман, В. Э. Delphi.Быстрый старт / В. Э. Гофман, А. Д. Хомоненко. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. –288 с.
2.        Мизрохи, С. В. TurboPascal и объектно-ориентированное программирование / С. В. Мизрохи. – М.:Финансы и статистика, 1992. – 193 с.
3.        Пестриков, В. М. Delphiна примерах / В. М. Пестриков, А. Н. Маслобоев. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. —496 с.
4.        Стивене, Р. Delphi.Готовые алгоритмы / Род Стивене; Пер. с англ. Мерещука П. А. — 2-е изд., стер.- М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер, 2004. — 384 с.
5.        Фаронов В. В. Deiphi 6. Учебный курс / В. В. Фараонов. –СПб.: Питер, 2002. – 260с.
6.        Федоров А. Г. СозданиеWindows-приложений в среде Delphi / А. Г. Федоров. – М.: ТОО «Компьютер Пресс»,1999. – 347 с.
7.        Фленов М. Е. БиблияDelphi / М. Е. Фленов. — 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.— 800 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.