Контрольнаяработа
попредмету Информатика
Экономикаи управление на предприятиях АПК
План контрольнойработы
1. Информационные продукты и услуги
2. Создание диаграмм в текстовомпроцессоре Microsoft Word
3. Краткая характеристика алгоритмическогоязыка Бейсик
4. Задача №8. Составить программурасчета производительности тока (ц/ч) по формуле:
/>,
гдеУ − урожайность с 1га, ц;Р − площадь зерновых,тяготеющих к току, га; Тсм − время непосредственнойработы за смену, ч; См− сменность (количество смен всутки); Д − количество дней уборки по плану, дн. Количество днейуборки изменяется в пределах от 10 до 20 дн. с шагом 1 дн. (У = 30 ц, Р= 800 га, Тсм = 6 ч, См= 2).
5. Задача № 13. Составить программурасчета средней квадратической взвешенной по формуле:
/>,
гдеx − варианты,f − частоты.
Вопрос №1. Информационныепродукты и услуги
Усложнениенаучно-практической деятельности, с одной стороны, и информатизация общества, сдругой, породили значительные изменения спроса на информационном рынке. Это выразилось в расширенииноменклатуры предоставляемых услуг, а также вовлечении в информационную сферуновых учреждений, в том числе и тех, которые по основному профилю собственноинформационными не являются. В этих условиях, как никогда ранее, сотрудникамслужб НТИ, маркетинговых подразделений и библиотек необходимо уметьориентироваться на информационном рынке. Это позволит им решить ряд проблем,возникающих в процессе их деятельности:
— приобретать именно теинформационные товары, которые по содержанию и качеству удовлетворяютпотребности обслуживаемых групп и являются для них приемлемыми по цене;
— рациональноорганизовать собственную работу, т.е. предоставлять те услуги, которые внаибольшей степени соответствуют реальному спросу и отсутствуют наинформационном рынке;
— гарантировать качествои соответствие потребительских свойств информационных продуктов и услугзаявленной категории товара и его стоимости;
— облегчить созданиесовместимых и дополняющих друг друга информационных систем взаимообменаинформационной продукцией на региональном, всероссийском и международномуровнях;
— облегчитьвзаимопонимание сотрудников самых различных учреждений, предоставляющихинформационные продукты и услуги.
Это чисто практическиепричины необходимости постоянного слежения за изменениями, происходящими наинформационном рынке. Но следует указать и исследовательскую задачу: черезизменение номенклатуры, содержания и качества информационных продуктовстановится возможным определить сферу и пределы социального влияниянаучно-информационной деятельности, указать те потребности, которые она должнаудовлетворять.
Одним из действенныхсредств упорядочения разнохарактерных объектов и явлений с целью ориентации вих совокупности являются классификации. Попытки разработки классификацииинформационных продуктов и услуг предпринимались неоднократно в различныхсферах деятельности: сначала в библиотечной, а затем и в сфере научно-информационнойдеятельности. Классификация информационных продуктов и услуг в сферебиблиотечной деятельности ограничилась рамками лишь тех продуктов и услуг, которыепредлагаются библиотеками. Достоинство классификации, составленнойспециалистами в области информатики, состоит в рассмотрении всех информационныхтоваров, вне зависимости от типа учреждений, их предлагающих. Удачным являетсяи выбор принципа классификации направлений научно-информационной деятельности,по видам продукции и услуг (например, аналитическая, патентно-лицензионная,переводческая и др. направления работы). Однако, являясь линейной, эта схема непредназначена для многомерной характеристики информационных товаров и помимонаправлений деятельности учитывает лишь вид (форму) конечного продукта. Можновыделить некоторые направления деятельности, результатом которого являетсясоздание информационного продукта:
— предоставление текстовдокументов (документальное обслуживание);
-библиографический поиски аналитико-синтетическая переработка информации (библиографическоеобслуживание);
-фактографический поиск ианалитико-синтетическая переработка информации (фактографическое обслуживание);
— информационныеисследования;
— переводческаядеятельность;
— консультационнаядеятельность.
Информационный продукт – совокупность данных,сформированная производителем для распространения в вещественной илиневещественной форме.
Информационный продуктможет распространяться такими же способами, как и любой другой материальныйпродукт, с помощью услуг.
Информационныйпродукт отличается от традиционных материальных в силу того, что информационныересурсы обладают рядом специфических свойств, которые в процессе производствапереходят на информационный продукт. Основное свойство информационных ресурсов,которое определяет новизну информационного товара с точки зрения объектаэкономических отношений, состоит в том, что по своей природе информациянематериальна, невещественна, не имеет физической природы, что предполагаетмногообразие форм ее материального воплощения.
Материальнаяи нематериальная стороны информации, делающие ее благом особого рода,проявляются в ее связи с материальными носителями. Информация, как основнаясоставляющая информационного продукта, не имеет физического выражения, а этозначит, что в процессе производства и потребления конечными пользователямиинформационный продукт не исчезает и может быть использован многократно. Это нехарактерно для товаров сферы материального производства потому, что онивещественны: поскольку покупается товар, то все вещество, его составляющее,переходит от одного собственника к другому. Для информационного ресурса какидеального феномена, принявшего документарную, электронную, устную или какуюлибо иную форму, вещественно-энергетическая сторона его материального носителяне играет принципиальной роли, она не входит или почти не входит в егостоимость, и его отчуждение в процессе товарообмена не означает отчуждения от прежнеговладельца. Возникает вопрос, как оценить потребительские качестваинформационного продукта, если материальный носитель выступает лишь каксредство хранения и передачи информации? В этом случае важную роль играет такоепонятие как полезность информации. Полезность информационного продукта прямопропорционально влияет на его стоимость или ценность.
Свойствополезности присуще всем видам продуктов как материальным, так и нематериальным– информационным. В случае с материальными продуктами субъективная полезностьдля потребителя определяется на основе анализа физических показателей данногопродукта. При оценке полезности нематериальных продуктов, не имеющих физическойформы, используются такие абстрактные характеристики как достоверность,новизна, актуальность и оперативность. Полезность информационного ресурса взначительной степени «ориентирована» на новизну. «Новая» информация обладаетвысокой степенью полезности, так как представляет собой продукт, не имеющийаналогов на рынке. Ценность ее может быть сформирована без учета издержекпрежнего исследовательского труда. Это также отличает информационный ресурс кактовар от товаров материального производства, где к вновь создаваемой стоимостипричастны прежде использованные факторы производства. Новизна товара играетважную роль и в материальном производстве, где она повышает егоконкурентоспособность. Но здесь она не столь принципиальна: неновыйвещественный товар все же может быть куплен, тогда как устаревшую информациюпокупать просто бессмысленно. Полезность информационного продукта прямопропорционально зависит от степени новизны содержащейся в нем информации.
Кроме того,что информация должна быть новой, она в первую очередь должна быть достоверной,а также актуальной. Достоверность информационного продукта, определяетсястепенью соответствия имеющейся информации существующей реальности.Актуальность проявляется в субъективной значимости информационного ресурса дляпотребителя в пространственном и временном аспекте. Взятая в отдельности каждаяиз перечисленных характеристик полезности информационного продукта, не будетоказывать определяющего значения на мнение потребителя. Лишь в совокупности этихарактеристики способны влиять на степень полезности и, тем самым, формироватьпотребительную стоимость информационного продукта. Информационные продукты всилу утраты новизны и актуальности имеют свойство со временем изнашиваться.Старение информационного ресурса в процессе его движения отнюдь не мешает емубыть товаром, более того, этим он даже не отличается от многих продуктовматериального производства, которые также изменяются в процессе хранения,транспортировки и т. п. Среди отличительных особенностей информационныхпродуктов от материальных выделяют, по мнению некоторых экономистов, то, чтопроизводство информационных продуктов, требует значительных затрат по сравнениюс затратами на тиражирование. С этим нельзя не согласиться. Тем не менее,относительно информационных продуктов данных факт создает, в частности, немалопроблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационнойдеятельности. Важная особенность информации как товара состоит в ее способностиприносить пользу, функционально не связанную с затратами на ее производство. Втрадиционном производстве его объемы пропорциональны капитальным затратам, ноиндустрия информационного общества не подчиняется этому классическому постулатуэкономической теории. Подводя итоги рассмотрения свойств информационногопродукта, хотелось бы отметить еще одну его особенность. Так как информация неисчезает при потреблении, она накапливается и может быть использована вдальнейшем для различных целей. Тот факт, что информация легко хранится и можетбыть структурирована, дает возможность производителю информационных продуктовболее полно удовлетворять потребности покупателей, создавая информационныепродукты, отвечающие индивидуальным требованиям заказчиков. В век развития иглобального использования информационных технологий такая перспективастановится еще более реалистичной.
Качество информационнойпродукции и услуг определяется, прежде всего, базой, использованной для ихподготовки. Поэтому описание конкретного информационного продуктапредусматривает характеристики привлеченных ресурсов. Это могут быть:
— совокупныеинформационные ресурсы региона и страны;
— зарубежные БД идокументальные собрания;
-личностные знанияспециалистов-экспертов, привлеченных к созданию информационного продукта.
Информационная услуга –получение и предоставление в распоряжение пользователя информационныхпродуктов.
В узком смыслеинформационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощьюкомпьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. При предоставленииуслуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющейи использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования исоответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом,качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационныхресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Информационные услугивозникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерномварианте./>
База данных– совокупность связанных данных,правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулированияданными.
Базы данных являютсяисточником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услугсоответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались,существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах,справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможныесведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.
С появлением компьютеровсущественно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно, расширяетсякруг информационных услуг. Рассмотрим классификацию баз данных с позиций ихиспользования для систематизации информационных услуг и продуктов. Базы данныхпринято разделять на библиографические и небиблиографические. Библиографическиебазы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты ианнотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
· справочные,содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса,расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;
· полного текста,содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
· числовые,содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений,например химические и физические данные, статистические и демографическиеданные и т.п.;
· текстово–числовые,содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленнойпродукции, фирмам, странам и т.п.;
· финансовые,содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами ит.п.;
· юридические,содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.
Выпускинформационных изданий означает подготовку печатной продукции:библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорныхизданий; справочных изданий. Информационные издания подготавливаютсяпрактически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти изданиясодержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базамиданных, предоставление работы с которыми также является услугой./>
Ретроспективныйпоиск информации–это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных ипересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электроннойпочте в виде файла.
Предоставлениепервоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услугапредусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных спомощью устройств различного принципа действия. Традиционные услугинаучно–технической информации осуществляются по предварительному заказу ивключают в себя:
— подготовкуобзоров в виде рукописей;
— подготовкупереводов текстов.
Дистанционныйдоступ к удаленным базамданных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услугдистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережаетвсе виды других услуг благодаря:
— всебольшему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы вкоммуникационной среде компьютерных сетей;
— высокойоперативности предоставления услуг;
— возможностиотказа от собственных информационных систем.
Традиционноосновными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являютсяорганизации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенномуувеличению числа индивидуальных пользователей. В основном эти услугипредоставляются специальными организациями, называемыми вычислительнымицентрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешнейпамятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ кбазам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платыили по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасоваяоплата, зависящая от объема получаемой информации.
Услугидистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
— непосредственный доступк базам данных может быть организован с локального места пользователя толькопри условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случаеследует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
— косвенныйдоступ включаеторганизацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организациюсправочной службы, организацию встреч с пользователем для выясненияинтересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
— услуга Downloading позволяет загрузить результатыпоиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшегоиспользования в качестве персональной базы данных;
— регулярныйпоиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной илинескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска натерминал пользователю в удобное для него время.
Подготовка иоказание информационных услуг:
— связь(телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в формепередачи данных информационных услуг;
— обработкаданных в вычислительных центрах;
— программноеобеспечение;
— разработкаинформационных систем;
— разработкаинформационных технологий.
Поставщикамиинформационных продуктов и услуг могут быть:
— центры, гдесоздаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление иредактирование в них информации;
— центры,распределяющие информацию на основе разных баз данных;
— службытелекоммуникации и передачи данных;
— специальныеслужбы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ееанализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки,биржи;
— коммерческие фирмы;
— информационные брокеры.
Потребителямиинформационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физическиелица, решающие различные задачи.
Вопрос №2.Создание диаграмм в текстовом процессоре MicrosoftWord
Диаграмма «предлагает»пользователю наглядно представить числовые данные из таблицы.
Рассмотрим некоторые способыиспользования диаграмм в документах Word.
Способыпостроения и использования диаграмм:
1. Созданиедиаграммы.
2. Созданиедиаграммы из таблицы Word.
3. Добавлениеданных к диаграмме:
а) вводданных в таблицу Microsoft Graph;
б) созданиезаголовков диаграмм;
в) изменениецветов, образцов, линий, заливок и границ диаграмм;
г) добавлениерисунка к диаграмме.
4. Выбордругого типа диаграммы.
5. Типыдиаграмм.
1.Создание диаграммы
Для этогонеобходимо открыть файл, содержащий таблицу, данные которой должны бытьиспользованы при создании диаграммы. Выделить те ячейки, которые следуетвключить в диаграмму. В меню Вставка выбрать команду Объект,щелкнуть по ярлычку Создание. В поле списка Тип объекта выбратьэлемент MSGraph97(2000) – редактор графиков и щелкнуть ОК. На экранепоявится окно Мастер диаграмм, который поможет выполнить процедурусоздания графика. На время обработки диаграммы стандартная панель инструментови меню приобретают вид, определяемый MS Graph. С помощьюспециальных меню и командных кнопок приложения Microsoft Graph можно отредактировать и отформатировать диаграмму.После щелчка мышью рядом с диаграммой, окно примет обычный для работы с текстомВид, а диаграмма будет вставлена в документ.
Пример: вданной диаграмме мы можем увидеть, как к концу учебного дня изменяетсяколичество сил и умственных способностей у детей. Слева указаны оценки, внизу –какой по счету прошел урок, справа – «участники» диаграммы.
/>
2.Создание диаграммы из таблицы Word
Создатьтаблицу в Word, содержащую в верхнем ряду и левомстолбце подписи, а в остальных ячейках числа. В меню Таблица выбратькоманду Выделить таблицу. В меню Вставка выбрать команду Объект,а затем вкладку Создание, выбрать Диаграмма MicrosoftGraph97 из списка Тип объекта.Наименование Потребность в % Цена в % «Мерседес» 70 60 «Запорожец» 3 20
/>
3.Добавление данных к диаграмме
Длядобавления данных к диаграмме Microsoft Graph необходимолибо непосредственно ввести их в таблицу MS Graph, либо скопировать, а потом вставить данные в таблицуиз другой программы.
а) Вводданных в таблицу MSGraph
В текстовомпроцессоре Word щелкнуть диаграмму, к которойнеобходимо добавить данные. Все панели инструментов и меню изменятся на меню икнопки MS Graph. Перейти в таблицу MS Graph, щелкнуть ячейку, а затем ввести необходимое числоили текст. для возврата в Wordщелкнуть документ Word.
б)Создание заголовков диаграмм
Прокрутитьокно вверх, чтобы были видны слова «Название диаграммы». Щелкнуть влюбом месте текста «Название диаграммы» и ввести свой заголовок, удаливвручную слова «Название диаграммы».
Заголовкидиаграмм могут выравниваться влево, вправо, по центру, могут менять шрифт.наименование Кол-во (шт.) Цена (шт./руб.) Чупа-чупс 100 5 Шоколад «Алёнка» 60 20
Рисунок 1 «Цены иколичество»
/>
в) Изменениецветов, образцов, линий, заливок и границ диаграмм
В Word дважды щелкнуть диаграмму, затемдважды щелкнуть элемент, который следует изменить. При необходимости выбратьвкладку Вид, а затем выбрать нужные параметры.
г) Добавлениерисунка к диаграмме
Выделитьдиаграмму, щелкнуть рядом с кнопкой Цвет заливки, выбрать команду Способызаливки, а затем — вкладку Рисунок. В списке Папка выбратьдиск или папку, в которой содержится необходимый рисунок, а затем дваждыщелкнуть его.
4. Выбордругого типа диаграммы
В Word щелкнуть диаграмму, которую следуетизменить. Выбрать команду Тип диаграммы в меню Диаграмма, затемвыбрать необходимый тип диаграммы на вкладке Стандартные илиНестандартные. Далее Применить. При снятии флажка Применить изменяетсятип всей диаграммы, независимо от выделения отдельного ряда данных.
5. Типыдиаграмм
/>
Гистограмма
/>
Кольцевая
/>
График
/>
Точечная
/>
Пузырьковая
/>
Круговая
Вопрос №3(87). Краткая характеристика алгоритмического языка Бейсик
Basic (Beginners All-purpose SymbolicInstruction Code — многоцелевой язык символических инструкций дляначинающих) представляет собой простой язык программирования, разработанный в1964 году для использования новичками в программировании (назвать автора былобы трудно, но основная заслуга в его появлении принадлежит американцам Дж.Кемени и Т. Курцу). Он создавался как простейший язык для непосредственногообщения человека с вычислительной машиной. По этой причине первоначально работавелась в интерактивном режиме с использованием интерпретаторов. В настоящеевремя для этого языка имеются также и компиляторы.
Согласноконцепциям, заложенным в Basic,этот язык в смысле строгости и стройности является антиподом языка Pascal. В частности, в нем широко распространеныразличные правила умолчания, что считается плохим тоном в большинстве языковпрограммирования подобного типа.
Начиная сMS-DOS 5.0, QBASIC сменил старые версии GW-Basic и BASICA.Наибольшее различие между QBASIC и предыдущими версиями — в удобстве работы спервым. Пользователь, знакомый с семейством Quick-языков фирмы Microsoft (MS QuickC, MS QuickPascal, MS QuickBasic), в среде QBASIC чувствует себяболее уверенно. Так же, как и предыдущие версии, QBASIC являетсяинтерпретатором. Это означает, что QBASIC непосредственно выполняет операторыязыка, не транслируя их в машинные коды.
По сравнениюс GW-Basic или BASICA возможности языка QBASIC значительнорасширены и почти идентичны языковым средствам компилятора Quick-BASIC. Совместимость такова, что любая программа,написанная на QBASIC, может быть обработана Quick-BASIC-компилятором. И,наоборот, почти любую программу, написанную на Quick-BASIC,можно выполнить в QBASIC.
ПосколькуQBASIC является интерпретатором, скорость выполнения программы в нем относительноневысока. Кроме того, при передаче программ другому пользователю нужно бытьуверенным в том, что у него есть QBASIC (или Quick-BASIC).Не всем нравится также каждый раз запускать QBASIC для выполнения программы.Наконец, пользователь Вашей программы имеет неограниченную возможностьизменения самого текста программы или использования его в дальнейшем. Подобныхнеудобств помогает избежать BASIC-компилятор. Компилятор транслирует весьисходный текст Вашей программы один раз и создает готовую к работе программу вмашинных кодах — ЕХЕ- файл. Скорость выполнения ЕХЕ-файла намного выше. Крометого, скомпилированную программу можно передавать другим, не боясь ееизменения.
Задача №8
Составить программурасчета производительности тока (ц/ч) по формуле:
/>,
где У − урожайность с 1га, ц;Р −площадь зерновых, тяготеющих к току, га; Тсм − времянепосредственной работы за смену, ч; См− сменность(количество смен в сутки); Д − количество дней уборки по плану,дн.
Количество дней уборки изменяется в пределах от 10 до 20 дн.с шагом 1 дн. (У = 30 ц, Р = 800 га, Тсм = 6 ч, См= 2).
Решение. Вданном примере функцией является величина производительности тока, а аргументомколичество дней уборки. Для составления программы перейдем от символов в задачек символам языка Бейсик: П→P, У→U, Р→S, Т→T, С→С,Д→D.
Программарасчета производительности тока с использованием оператора условного переходаимеет вид:
10 PRINT “РАСЧЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТОКА”
20 INPUT U, S, T, C
30LET D=10
40LET P=(U*S)/(T*C*D)
50PRINT D,P
60LET D=D+1
70 IF D
80 END
В программе оператор 10 выводит на экран дисплея названиепрограммы. Оператор 20 осуществляет ввод числового значения переменных U, S, T, C. Оператор 30 присваивает переменной D значение 10 (нижний предел измененияколичества дней уборки). Оператор 40 вычисляет значение переменной Р(производительности тока). Оператор 50 выводит на экран дисплея значенияпеременных D и Р (количество дней уборки и производительноститока). Оператор 60 увеличивает значение переменной D на шаг 1. Оператор 70 осуществляет разветвлениевычислительного процесса: если D20,то управление передается оператору 40, в противном случае − на конецпрограммы.
Прииспользовании операторов цикла программа принимает вид:
10 PRINT “РАСЧЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТОКА”
20 INPUT U, S, T, C
30FOR D=10 TO 20 STEP 1
40LET P=(U*S)/(T*C*D)
50PRINT D,P
60NEXT D
70END
Цикл в программе организуется с помощью операторов 30 и 60.Это операторы заголовка цикла FOR...TO...STEP и конца цикла NEXT. В первомвслед за словом FOR указано начальное значение количества дней уборки, засловом TO − конечное значение, а после слова STEP − шаг измененияколичества дней уборки. Выход из цикла происходит, как только значениепеременной D превысит значение 20.
Задача №13
Составить программурасчета средней квадратической взвешенной по формуле:
/>,
где x − варианты,f − частоты.
Решение.
/>Для составления программы перейдем отсимволов в задаче к символам языка Бейсик: x→K,Σx2→SX2Σf→SF.
Программа расчета средней квадратической взвешенной сиспользованием оператора условного перехода имеет вид:
10 PRINT“РАСЧЕТ СРЕДНЕЙ КВАДРАТИЧЕСКОЙ ВЗВЕШЕННОЙ”
20 INPUT N
30 LET SX2=0: LET SF=0
40 LET I=1
50 INPUT X, F
60 LET SX2=SX2+X^2
70 LET SF=SF+F
80 LET I=I+1
90 IF I
100 K=SQR((SX2*F)/(SF))
110 PRINT K
120 END
В программе оператор 10 выводит название программы. Оператор20 осуществляет ввод N(варианты). Оператор 30 придает значение 0 переменным SX2 и SF.Оператор 40 придает значение 1 переменной I (начальное значение цикла). Оператор 50 осуществляет вводзначения переменной X. Оператор 60 и70 изменяет значения переменных SX2 и SF (накапливают значение суммы). Оператор 80 увеличиваетзначение переменной I на 1. Оператор 90 осуществляетразветвление программы: если I
При использовании операторов цикла программа принимает вид:
10 PRINT“РАСЧЕТ СРЕДНЕЙ КВАДРАТИЧЕСКОЙ ВЗВЕШЕННОЙ”
20 INPUT N
30 LET SX2=0: LET SF=0
40 FOR I =1 TO N
50 INPUT X, F
60 LET SX2=SX2+X^2
70 LET SF=SF+F
80 NEXT I
90 K=SQR((SX2*F)/(SF))
100 PRINT K
110 END
Цикл в программе организуется с помощью операторов 40 и 80
Литература
1.Ваниянц С.В.«Информационный ресурс экономической сфере», М., Прогресс, 2006г.
2. Кедровская Л.Г., Мшвелидзе А.И.,Ухин Ю.Н. «Номенклатура информационных услуг», Спб., ИПКПР, 2005г.
3. Юрьева Т.Ю. «Словарьинформационных продуктов и услуг», Кемерово, Ростикс, 2006г.
4. Информатика. Учебное пособие/Подред. Макаровой Н.В., М., Финансы и статистика, 2002г.