МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донбасский государственныйтехнический университет
Кафедра экономической кибернетики иинформационных технологий/> ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе
на тему:
«Учет отремонтированных,реконструированных, модернизированных объектов»
по курсу
«Технологии проектирования баз данныхи знаний»
Разработал:студент гр. ЭК-06-1
Руководитель:доцент каф. ЭК и ИТ
Алчевск, 2009г.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 41 с., 22рис., 6 таблиц, 15 первоисточников.
Объект исследования — КП «Алчевское строительное управление».
Цель исследования — автоматизация работ по учету отремонтированных,реконструированных, модернизированных объектов, а также объектов, подлежащихликвидации.
Назначениемпроектируемой информационной системы является такое решение поставленной задачи,которое позволило бы повысить эффективность управления ипроизводственно-хозяйственной деятельности и ИС органически вписалась в системуобработки информации на предприятии. Разрабатываемая система должна отвечать назапросы о текущем состоянии реконструированных, модернизированных объектов, а также объектов,подлежащих ликвидации.
/>/>Методреализации – опрос работников на рабочих местах, анализ и обобщение полученныхданных, проектирование базы данных для хранения информации о заказах, клиентахи затратах.
КП «АЛЧЕВСКОЕСТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»,УЧЕТ РЕКОНСТРУИРОВАННЫХ, МОДЕРНИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХЛИКВИДАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ/>/>/>/>/>/>ВВЕДЕНИЕ1 Учетотремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов1 Учетотремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов1.2 Технико-экономическоеобоснование1.3 Требования кразрабатываемой программе1.4 Требования ксоставу и параметрам технических средств2 моделированиеструктур данных 2.1 Разработкаконцептуальной модели базы данных 2.2 Разработка логическоймодели базы данных 2.3 Разработкамодели сущность-связь3 Проектированиебазы данных 3.1Преобразование модели «сущность-связь» в реляционную модель данных3.2 Физическоепроектирование таблиц БД3.3 Разработказапросов к базе данных3.4 Разработкаотчетов3.5 Создание форм ВыводыПеречень ссылок
ВВЕДЕНИЕ
Восстановление объектаосновных средств может осуществляться посредством текущего, среднегокапитального ремонта, а также модернизации и реконструкции. К сожалению, напрактике отличить капитальный ремонт от модернизации и реконструкции на основесмет и фактически выполненных работ очень сложно. Между тем, от этого зависит,включаются ли соответствующие расходы в себестоимость, либо относятся на счетакапитальных вложений.
К работам по текущему и среднему ремонту объектов основныхсредств относятся работы по их систематическому и своевременному предохранениюот преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии в течение срокаполезного использования. При этом не улучшаются первоначальные характеристикиобъекта.
Отметим, что хотя Методические указания изданы на основеПоложения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97,утвержденного приказом Минфина Украины от 03.09.97 № 65н, которое с началатекущего года отменено, ими можно пользоваться в части, не противоречащей нынедействующему ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина Украины от 30.03.01 №26н).
При капитальном ремонте зданий и сооружений производитсязамена изношенных конструкций и деталей или смена их на более прочные иэкономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, заисключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данномобъекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубыподземных сетей и т. п.).
При капитальном ремонте оборудования и транспортных средствпроизводится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей иузлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые иболее современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.
Как было сказано выше, восстановление основных фондов такжеосуществляется посредством модернизации и реконструкции.
В отличие от ремонтных работ, работы по модернизации иреконструкции приводят к улучшению (повышению) технико-экономическихпоказателей функционирования объектов основных фондов: увеличивается мощностьоборудования, повышается качество выпускаемой продукции, увеличивается срокполезного использования и т. п. Затраты на модернизацию и реконструкцию послеих окончания могут увеличивать первоначальную стоимость объектов.
При реконструкции должны обеспечиваться:
— увеличение производственной мощности прежде всего за счетустранения диспропорций в технологических звеньях;
— внедрение малоотходной, безотходной технологий и гибкихпроизводств;
— сокращение числа рабочих мест;
— повышение производительности труда;
— снижение материалоемкости производства и себестоимостипродукции;
— повышение фондоотдачи и улучшение другихтехнико-экономических показателей действующего предприятия.
В себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты наобслуживание производственного процесса включаются расходы по поддержаниюосновных производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на техническийосмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов) (подп.«е» п. 2 Положения о составе затрат…, утвержденного постановлениемПравительства Украины от 05.08.92 № 552). Затраты на проведение модернизацииоборудования, а также реконструкции объектов основных фондов в себестоимостьпродукции (работ, услуг) не включаются.
Поэтому в зависимости от состава работ, связанных свосстановлением объектов основных средств, их стоимость может быть включена всебестоимость продукции (работ, услуг) или должна учитываться на счетахкапитальных вложений.
Если при выполнении модернизации объекта основных средствпроизводятся строительно-монтажные работы собственными силами, то необходимоучитывать одну особенность. С 1 января 2001 года объектом налогообложения НДСпризнается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления(подп. 3 п. 1 ст. 146 НК Украины). К таким работам относятся строительные имонтажные работы, выполненные хозяйственным способом непосредственноналогоплательщиками для собственных нужд.
Дата выполнения строительно-монтажных работ для собственногопотребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта,завершенного капитальным строительством (п. 10 ст. 167 НК Украины).
При проведении организацией собственными силами монтажаоборудования, реконструкции, модернизации объектов основных средств, датой выполненияэтих работ для целей налогообложения будет являться день окончания этих работ исоставления соответствующих документов, подтверждающих этот факт.
/>/>/>/>/>1Учет отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов
Учет реконструированных,модернизированных объектов, а также объектов, подлежащих ликвидации.
В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются нетолько физически, но и морально. Одновременно с этим разрабатываются новыетехнологии, которые связаны с совершенствованием техники и оборудования,появляются на рынке новые запасные части и комплектующие, которые способныувеличить производительность основных средств. Не всегда организации могутпозволить себе обновлять основные средства путем покупки новых основныхсредств, в связи с этим они производят их ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средстворганизация может:
— провести самостоятельно (собственными силами);
— поручить сторонней организации.
Рассмотрим, как правильно оформить прием-сдачуотремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основныхсредств.
Учет затрат при ремонте, реконструкции (модернизации)объектов основных средств
Во всех случаях приемка основных средств, поступивших послеремонта, реконструкции (модернизации), оформляется актом о приеме-сдачеотремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основныхсредств (форма ОС-3), бланк которого утвержден постановлением Минфина от08.12.2003 № 168.
Несмотря на то что прием-сдача отремонтированных,реконструированных и модернизированных объектов оформляется первичнымдокументом одной и той же формы, суть указанных выше работ различна.
Чем же отличается реконструкция (модернизация) объекта от егоремонта?
В приложении 8 к Инструкции о порядке начисления амортизацииосновных средств и нематериальных активов (в ред. постановления Минэкономики,Минфина, Минстата и Минстройархитектуры от 30.03.2004 № 87/55/33/5) (далее — Инструкция № 87/55/33/5) установлено, что ремонт — это совокупность работ повосстановлению исправности или работоспособности объекта или его составныхчастей с приведением объекта в соответствие с требованиями действующих норм,определенных техническими нормативными правовыми актами, а также предотвращениюих дальнейшего интенсивного износа без изменения технико-экономическиххарактеристик объекта и его ресурса. При ремонте производится восстановлениефизико-технических и эстетических показателей, потребительских качеств объекта,утраченных в процессе эксплуатации, устранение неисправностей всех элементов исистем, проведение работ по предотвращению дальнейшего интенсивного износаобъекта. При этом не изменяются:
— технико-экономические показатели;
— конструкция и комплектация;
— ресурс;
— срок службы;
— стоимость объекта.
Различают следующие виды ремонтов: текущий, средний,капитальный. Затраты на их проведение являются текущими затратами и относятсяна себестоимость продукции (работ, услуг) и затраты по производству иреализации продукции, товаров (работ, услуг).
Назначение ремонта — восстановить утрату эксплуатационныххарактеристик в связи с физическим износом отдельных конструктивных элементов(узлов, деталей и т.д.) и поддерживать основные средства в работоспособномсостоянии в течение всего срока их эксплуатации.
Текущий ремонт производится вследствие случайных поломок иповреждений, принципиально не вытекающих из нормального использования основныхсредств. Он характеризуется частичной разборкой ремонтируемого объекта, чисткойзагрязненных и заменой отдельных деталей с коротким сроком службы. Выполняетсяна месте эксплуатации оборудования основными производственными рабочими илиработниками ремонтных служб. Текущий ремонт не возобновляет экономическиехарактеристики основных средств, следовательно, не является формой ихвоспроизводства. Затраты на него сравнительно невелики и включаются всебестоимость продукции по мере их осуществления.
Средний ремонт занимает промежуточное положение междукапитальным и текущим. Он характеризуется частичной разборкой ремонтируемогообъекта, заменой и восстановлением не всех, а значительного количестваизношенных деталей, более частой периодичностью по сравнению с капитальным.Затраты на него согласно действующему законодательству включаются всебестоимость продукции.
Капитальный ремонт также производится вследствиеестественного износа основных средств и направлен на возобновление (частичноевосстановление) первоначальных эксплуатационных характеристик объекта.Капитальный ремонт требует, как правило, полной разборки агрегатов, замены иливосстановления износившихся деталей и узлов, сборки, регулирования и испытанияагрегата и ведется с периодичностью свыше года. Он связан с остановкойоборудования на сравнительно длительный период, проводится в ремонтно-механическихцехах, на специализированных ремонтных предприятиях или силами специальныхремонтных бригад.
Капитальный ремонт проводится периодически, черезсравнительно большие интервалы времени, на основании заранее составленнойведомости ремонта и зачастую с предварительной подготовкой соответствующихузлов и деталей для замены во время ремонта. Затраты на него единовременны и поаналогии с другими видами ремонтов являются текущими расходами организации. Этизатраты могут списываться одним из трех способов, принятых организацией в своейучетной политике, — напрямую на счета учета затрат, через создание резервапредстоящих расходов на ремонт объектов основных средств, через счета учетарасходов будущих периодов.
Реконструкция — совокупность работ по полному или частичномупереоборудованию или переустройству объекта, изменению и при необходимостидополнению его технологической схемы с заменой морально устаревших и физическиизношенных частей, обеспечивающая получение более высоких качественных иколичественных показателей объекта. Модернизация — это совокупность работ поусовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и системболее эффективными, приводящая к повышению технического уровня и экономическиххарактеристик объекта. В соответствии с нормами Инструкции о порядкеопределения основных показателей государственной статистической отчетности поинвестициям и строительству, утвержденной постановлением Минстата от 25.09.2002№ 108 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением от27.10.2005 № 167):
— модернизация оборудования — усовершенствование находящегосяв эксплуатации оборудования путем внесения в конструкции изменений, повышающихих технический уровень и экономические характеристики;
— реконструкция оборудования — осуществляемое полное иличастичное переоборудование или переустройство оборудования с заменой моральноустаревших и физически изношенных частей, обеспечивающие увеличение объемавыпуска продукции, расширение ассортимента или повышение качества выпускаемойпродукции, а также улучшение других технико-экономических показателей сменьшими затратами в более короткие сроки.
Согласно п.26 Инструкции № 87/55/33/5 комиссия организации попроведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативныхсроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств собязательным отражением в учетной политике возможности пересмотра в случаяхзавершения модернизации (реконструкции).
В результате реконструкции и модернизации срок полезногоиспользования может быть пересмотрен в сторону увеличения. Отметим, чтоувеличение срока полезного использования — это право, но не обязанностьорганизации. Если организация решила срок не менять, при исчислении амортизацииобъекта учитывается оставшийся срок полезного использования.
Затраты на реконструкцию и модернизацию основных средствотражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и в налоговом и вбухгалтерском учете увеличивают их стоимость. При этом следует учитывать, чтопри реконструкции и модернизации изменяется амортизируемая стоимость.Аналогичным образом отражаются затраты на дооборудование, которое включает в себясовокупность работ по дополнению технологической схемы объекта конструктивнымиэлементами и системами с получением новых дополнительных возможностей объектаили улучшением качественных и (или) количественных технико-экономическихпоказателей.
В соответствии с Инструкцией № 87/55/33/5 при дооборудованиипроизводятся следующие работы: дополнение технологической схемы объектаконструктивными элементами и системами; улучшение технико-экономическиххарактеристик объекта или добавление новых функциональных возможностей. Приэтом изменяются технико-экономические показатели, конструкция и комплектация,стоимость объекта, может увеличиться ресурс, а срок службы может бытьпересмотрен.
Как уже отмечалось ранее, приемка основных средств,поступивших после ремонта (реконструкции, модернизации), оформляетсяспециальным актом — актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных,модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3).
Указанный акт подписывается членами приемочной комиссии илилицом, уполномоченным на прием объектов основных средств, а такжепредставителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт,реконструкцию, модернизацию, и утверждается руководителем организации илиуполномоченным им лицом, после чего сдается в бухгалтерию.
На оборотной стороне акта по строке «Изменения вхарактеристике объекта, вызванные штатным капитальным ремонтом, реконструкцией,модернизацией» указываются основные изменения, которые были произведены. Этоописание должно подтверждать, что качественные характеристики основногосредства в результате произведенных работ были улучшены.
Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся винвентарную карточку учета объекта основных средств (форма ОС-6). В случае еслив результате реконструкции (модернизации) качественные показатели объектаосновных средств изменились значительно, в карточку заносят новые данные. Еслиэто сделать невозможно, то прежнюю карточку заменяют новой с сохранением старойкарточки в качестве справочного документа. 1.2Технико-экономическое обоснование
Назначениемпроектируемой информационной системы является автоматизация КП «Алчевскоестроительное управление».Разрабатываемая система должна отвечать назапросы о текущем состоянии и отслеживать поток заявок и учете объектов на предприятии,что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться,информационная система должна быть легкодоступной, непрерывно действующей ипредоставлять точную информацию.
Основными направлениямиразработки являются:
- учет входных документов;
- формирование документов;
- учет выходной документации;
- формирование запросов, необходимых для текущей работы и длясоставления отчетности;
- составление отчетов, предоставляемых руководству для контроля наддеятельностью предприятия.
В ходе решения задачибыла выбрана платформа Windows XP от всемирно известного производителякорпорации Microsoft. Этот выбор основывается на нескольких причинах:
- широкое распространение операционной системы в Украине;
- удобный и понятный для пользователя интерфейс;
- отсутствие проблем с совместимостью аппаратного обеспечения;
- поддержка русского и украинского языка.
Поскольку в качествеплатформы была выбрана MS Windows, то и минимальные требования к аппаратномуобеспечению предъявляются, прежде всего, со стороны самой Windows, а это:
- процессор уровня Intel Pentium 400;
- 64 Мб ОЗУ;
- 2 Гб жесткий диск;
- видеокарта 8 Мб видеопамяти.
Но во время работы спрограммным обеспечением база данных будет постоянно обновляться и будетувеличиваться объем занимаемой памяти. Поэтому необходимо подсчитать количествообрабатываемых документов, чтобы узнать, какой объем памяти необходим дляработы с базой данных. Но нет необходимости в тщательном подсчете всейдокументации, так как это не является основной задачей моей курсовой работы.Необходимо подсчитать только информацию, которая непосредственно относится к учетузатрат на ИС.
Таблица 2.1 –Расчет обрабатываемой документации в отделе снабженияНаименование документа
Обрабатывается в отделе, в среднем, единиц В день В неделю За месяц Акт на израсходованные при реконструкции, модернизации и капитальном строительстве материалы заказчика 15 75 300 Акт приемки 20 140 560 Расчет к акту 10 70 280 Реестр акта приемки 20 140 560 Справка о стоимости выполненных работ 4 20 100 ИТОГО 69 445 1800
По итогам подсчетаполучено, что КП «Алчевское строительное управление» только дляработы с портфелем заказов обрабатывает около 1800 различных документов замесяц. То есть проектируемая база данных будет ежемесячно пополняться примернона 1800 строк. Поэтому нужен большой объем оперативной памяти, которыйпозволяет работать с большими объемами информации, и не будет замедлять работукомпьютера, то есть жесткий диск должен быть минимум 10 Гб.
Для комфортной работынеобходим процессор уровня Intel Pentium 500, 64 Мб ОЗУ, совместимая звуковаякарта, видеокарта 8 Мб памяти, объем жесткого диска составит:
- Windows 700 Мб;
- файл подкачки 200 Мб;
- файлы разрабатываемой базы данных 2,5 Мб (программа ибиблиотеки);
- сам файл базы будет увеличиваться примерно на 2 Мб в год;
- сервисное ПО 100 Мб;
- MS Office 300 Мб.
Затрат на приобретениенеобходимого дополнительного оборудования не потребуется, так как в КП «Алчевскоестроительное управление» имеется все самое современное оборудование инеобходимое программное обеспечение./>/>1.3 Требования к разрабатываемой программе
/>Программное обеспечение должноповышать качество управления КП «Алчевское строительное управление», обеспечиватьспециалистов необходимой информацией для текущей работы и для принятияуправленческих решений. Разрабатываемое программное обеспечение должно обладатьследующими характеристиками:
/>- единая система сбора и накопления информации – все части системыдолжны быть согласованы, информация не должна быть противоречивой или содержатьповторения;
- возможность редактирования данных в удобной пользователю форме –программное обеспечение должно содержать простой интерфейс, обеспечивающий простойдля пользователя ввод-вывод, изменение и удаление информации;
- возможность анализа деятельности для дальнейшего принятии решений– возможность создания отчетов для руководства.
На уровне базы данных впроектируемой системе необходимо предусмотреть следующие возможности:
- обеспечивать получение отчетов текущих и по итогам работы;
- обеспечивать получение информации без существенных задержек;
- надежность хранения информации — база данных не должна допускатьслучайной потери данных;
- достоверность хранимой информации — хранимые данные не должныискажаться при вводе либо обработке;
- безопасность хранимой информации — разграничение прав доступа кбазе данных, а также необходимость процедуры регистрации пользователей.Необходимо создать парольную защиту, поскольку хранимая в базе информацияконфиденциальна.
Информационная системаоперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Вбазе данных системы будет храниться важная информация для работы отдела: данныео заявках, договорах, информационных системах, затратах и др. Разрабатываемаясистема должна отвечать повышенным требованиям к надежности. Если системаработает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо невыдает информацию. Кроме того, эта система — это поставщик информации дляостальных типов информационных систем в организации, так как содержит иоперативную, и архивную информацию.
Отключение этой информационной системы привело бы кнеобратимым или трудно устранимым негативным последствиям.
Для обеспечениядостаточной надежности необходимо применять высококачественное оборудование,применять резервное копирование данных, контролировать входную и выходнуюинформацию. />/>1.4 Требования к составу ипараметрам технических средств
Проектируемаяинформационная система работает на основе модели распределенных вычисленийклиент-сервер. Для ее реализации необходимо, чтобы все бюро отдела имелисовременное компьютерное оборудование и компьютеры внутри отдела должны бытьсоединены локальной сетью. Необходимо установить сервер базы данных, на которомбудет храниться вся информация, необходимая для работы. Это даст возможностьудобно коммутировать применяемое в системе оборудование, а так же уменьшитьриск потери данных и повысить общую надежность и функциональность системы. Насервере предполагается разместить и прикладное программное обеспечение. Насервере информация обрабатывается и хранится, на клиентских сетевых машинахпроизводится ввод-вывод, обработка информации, хранение информации, необходимойдля работы конкретного пользователя.
/>/>2моделирование структур данных/>2.1 Разработка концептуальной модели базы данных
Концептуальная модельбазы данных — это высокоуровневая объектно-ориентированная модель предметнойобласти, представляющая объектную область в виде набора объектов, обладающихопределенными свойствами и находящимися в некоторых отношениях. Основная цельразработки высокоуровневой модели данных заключается в создании моделипользовательского восприятия данных и согласовании большого количестватехнических аспектов, связанных с проектированием базы данных. Концептуальнаямодель данных не привязана к конкретной физической реализации баз данных и независит от конкретной СУБД. Концептуальная модель создается на основепредставлений о предметной области каждого типа пользователей, представляющихсобой набор данных, необходимых пользователю для решения своих задач. Основныеконцепции модели включают такие понятия как сущность (объект), отношение(связь), типы сущностей, типы связей и атрибуты. Проанализировав предметнуюобласть, можно выделить следующие 5 основных сущностей:
- «Объекты»;
- «Строительно-монтажные работы»;
- «Сметы»;
- «Акты»;
- «Реестры»;
После определенияосновных сущностей необходимо определить атрибуты каждой сущности.
Сущность «Объекты»характеризуется следующими атрибутами:
- «Код объекта»;
- «Наименование объекта»;
Сущность «Строительно-монтажныеработы» характеризуется следующими атрибутами:
- «Код работ»;
- «Наименование работ»;
Сущность «Сметы»характеризуется следующими атрибутами:
/>- «Код сметы»;
- «Номер сметы»;
- «Наименование строительно-монтажных работ».
Сущность «Акты»характеризуется следующими атрибутами:
- «Код акта»;
- «Номер акта»;
- «Месяц»;
- «Год»;
- «Наименование объекта».
Сущность «Реестры»характеризуется следующими атрибутами:
- «Номер реестра»;
- «Номер акта»;
- «Номер сметы»;
- «Базисная сметная стоимость»;
- «Договорная цена»;
- «В т.ч. материалы заказчика»;
- «К оплате»;
- «Материалы подрядчика без ГСМ»;
- «Оборудование»;
- «М/лом».
После определениясущностей и их атрибутов необходимо определить связи.
Объекты — Акты навыполненные работы. Связь типа 1: М, т. к. на 1 объекте производятся разныеработы в разный период времени и заполняются акты по выполненным работам.
Строительно-монтажныеработы – Сметы. Типсвязи 1: М, т. к. каждый вид работ может выполняться на разных объектах. Накаждый тип работы составляется смета.
Сметы – Реестры. Типсвязи 1: М, т. к. 1 тип сметы может вноситься в разные реестры.
Акты — Реестры. Типсвязи 1: М, т. к. 1 номер акта может вноситься в разные реестры.
Послеопределения связей пришла очередь определить ключи. На этом этапе для каждогообъекта (сущности) устанавливается потенциальный ключ (или ключи), после чегоосуществляется выбор первичного ключа. При выборе первичного ключа средипотенциальных следует руководствоваться правилами:
- нужно использовать потенциальный ключ с минимальным набороматрибутов;
- использовать следует тот ключ, вероятность изменения значенийкоторого минимальна;
- выбирать следует тот потенциальный ключ, который имеетминимальную вероятность потери уникальности значений в будущем;
- значения ключа должны иметь минимальную длину;
- с выбранным ключом пользователю будет проще работать.
В данной курсовой работея выбираю ключевыми поля кодирования информации. На предприятии существуетсистема кодирования информации (каждому документу присваивается его уникальныйкод). Эти коды очень редко меняются, занимают небольшой объем памяти, неповторяются. То есть содержат все признаки первичного ключа. В каждой сущностиразрабатываемой базы данных есть поле для кода. Эти поля являются первичнымиключами, и в концептуальной диаграмме будут подчеркнуты.
Полученная концептуальнаямодель базы данных представлена в приложении А.
/>2.2 Разработка логической модели базы данных
Логическоепроектирование – создание информационной модели предприятия на основе отдельныхмоделей данных пользователей, которая независима от особенностей используемойСУБД и других физических условий.
Преобразование локальнойконцептуальной модели данных в локальную логическую модель заключается вудалении из концептуальных моделей нежелательных элементов и преобразованиеполученных моделей в локальные логические модели. К нежелательным элементамотносятся:
- связи типа «многие – ко — многим»;
- рекурсивные связи;
- связи с атрибутами;
- множественные атрибуты;
- избыточные связи.
Разрыв связей «многое-ко-многому»осуществляется путем введения некоторой дополнительной сущности, котораяконкретизирует понятия и изменяет связь «многое-ко-многому» на связь типа 1: Мили М:1. Обязательными реквизитами новой сущности должны быть ключи сущностей,имеющих связь типа М:N./>2.3 Разработка модели сущность-связь
Основными понятиямимодели «сущность- связь» являются:
- сущность;
- связь;
- атрибуты.
Сильные сущности имеюттолько одно ключевое поле, а слабые – столько же, сколько и связей. Исходя извышесказанного, выделим у имеющихся сущностей ключевые поля.
Всущности «Объекты» в качестве ключа будет выступатьреквизит «Код объекта», так как по ограничению задачи он уникален, а такжехарактеризуется компактным значением и удобен в обращении.
Всущности «Строительно-монтажныеработы» ключомвыбирается реквизит «Код работ», который по ограничению задачи уникален длявсей организации и удобен для использования.
«Сметы»: ключевой реквизит — «Код сметы»,так как однозначно определяет уникальность записи БД, он компактен и удобен дляобработки.
«Акты»ключом будет являться «Кодакта».
/>3 Проектирование базыданных/>3.1 Преобразование модели «сущность-связь» в реляционную модельданных
Преобразование модели«сущность-связь» в реляционную модель данных осуществляется путемпоследовательного выполнения ряда шагов:
- каждой сущности ставится в соответствие отношение реляционноймодели данных;
- каждый атрибут сущности становится атрибутом соответствующегоотношения;
- первичный ключ сущности становится первичным ключомсоответствующего отношения. Атрибуты, входящие в первичный ключ отношения,автоматически получают свойство обязательности (NOT NULL). В каждое отношение,соответствующее подчиненной сущности, добавляется набор атрибутов основнойсущности, являющейся первичным ключом основной сущности. В отношении,соответствующем подчиненной сущности, этот набор атрибутов становится внешнимключом.
После преобразованиямодели «сущность-связь» получим приведенные ниже параметры атрибутов сущностей.
Таблица 3.1 — Атрибуты отношения «Объекты»Атрибут Тип данных Обязательность Ключевое поле «Код объекта » Счетчик обязательный да «Наименование объекта » Текстовый обязательный нет
Таблица 3.2 — Атрибуты отношения «Строительно-монтажные работы»Атрибут Тип данных Обязательность Ключевое поле «Код работ» Счетчик обязательный да «Наименование работ» Текстовый обязательный нет Таблица 3.3 — Атрибуты отношения «Акты « Атрибут Тип данных Обязательность Ключевое поле «Код акта» Счетчик обязательный да «№ акта» Числовой обязательный нет «Месяц» Текстовый обязательный нет «Год» Текстовый обязательный нет «Код объекта» Числовой обязательный нет
Таблица 3.4 — Атрибуты отношения “ Сметы ”Атрибут Тип данных Обязательность Ключевое поле «Код сметы» Счетчик обязательный да «№ сметы» Числовой обязательный нет «Код строительно-монтажных работ» Числовой обязательный нет
Таблица 3.5 — Атрибуты отношения “ Реестры ”Атрибут Тип данных Обязательность Ключевое поле «Номер реестра» Счетчик обязательный нет «Код акта» Числовой обязательный нет «Код сметы» Числовой обязательный нет «Базисная сметная стоимость» Денежный обязательный нет «Договорная цена» Денежный обязательный нет «В т.ч.материалы заказчика» Денежный обязательный нет «К оплате» Денежный обязательный нет «Материалы подрядчика без ГСМ» Денежный обязательный нет «Оборудование» Денежный обязательный нет «М/лом» Текстовый необязательный нет
Таблица 3.6 — Атрибуты отношения “Наименование работ”Атрибут Тип данных Обязательность Ключевое поле «Код акта» Числовой обязательный нет «Шифр» Текстовый обязательный нет «Наименование работ» Текстовый обязательный нет />3.2 Физическое проектирование таблиц БД
Вкачестве СУБД предполагается использовать СУБД Microsoft Access, основным преимуществом которойявляется возможность создания и эксплуатации достаточно мощных баз данных безнеобходимости что-либо программировать. Еще одно дополнительное достоинствоAccess –интегрированность этой программы с Excel, Word и другими программами пакета MS Office.
На клиентских машинахиспользуется операционная система Microsoft Windows XP, а также офисныесредства этой же фирмы (Microsoft Office 2003).
Физическоепроектирование заключается в создании БД в среде конкретной СУБД.
Разработкапроизводится последовательно:
- создаются таблицы БД;
- вводятся необходимые ограничения;
- определяются ключевые поля;
- формируются связи между таблицами;
- обеспечиваются условия целостности данных.
Длякаждой реляционной таблицы БД приводится ее структура: состав полей, их имена,тип данных и размер каждого поля, ключи таблицы и другие свойства полей.
/>
Рисунок3.1 – Таблица «Объекты»
/>
Рисунок3.2 – Таблица «Строительно-монтажные работы»
/>
Рисунок3.3 – Таблица «Акты»
/>
Рисунок3.4 – Таблица «Сметы»
/>
Рисунок3.5 – Таблица «Реестры»
/>
Рисунок3.6 – Таблица «Наименование работ»
Так какданная база является реляционной, то она содержит не отдельные таблицы, агруппы взаимосвязанных таблиц. Для создания связей между таблицамииспользовалось команда Схема данных меню Сервис.
Послевыбора таблиц были установлены связи путем перетаскивания имени поля из однойтаблицы в другую на соответствующее ему связанное поле.
Включениефлажка Обеспечение условия целостности данных позволяет защититься от случаевудаления записи из одной таблицы, при которых связанные с ними данные другихтаблиц останутся без связи.
Флажки Каскадноеобновление полей и Каскадное удаление связанных записей обеспечиваютодновременное обновление и удаление данных во всех подчиненных таблицах при ихизменении в главной.
/>
Рисунок3.7 – Схема данных/>3.3 Разработка запросов к базе данных
Запросысоздаются пользователем для выборки нужных данных из одной или несколькихсвязанных таблиц. Запрос может формироваться с помощью запросов по образцу QBEили с помощью языка структурированных запросов SQL. С помощью запроса можнотакже обновить, удалить, добавить данные в таблицы или создать новые таблицы наоснове уже существующих.
Все запросы были созданыв режиме Конструктора.
/>
Рисунок 3.8 — Построение запроса «Акты по месяцам»
/>
/>
Рисунок 3.9 — Результат запроса «Акты по месяцам»
/>
Рисунок 3.10 — Результат запроса «Акты по объектам»
/>
Рисунок 3.11 — Построение запроса «Виды работ по объектам»
/>
/>
Рисунок 3.12 — Результат запроса «Виды работ по объектам»
/>
Рисунок 3.13 — Построение запроса «Количество выполненных работ закаждый месяц»
/>
Рисунок 3.14 — Результат запроса «Количество выполненных работ за каждыймесяц»
/>
Рисунок 3.15 — Построение запроса «Стоимость работ за каждый месяц»
/>
Рисунок 3.16 — Результаты запроса «Стоимость работ за каждый месяц»
/>3.4 Разработка отчетов
Были разработаны отчеты:
/>/> 3.5 Создание форм
Формыпредназначены для ввода, просмотра и корректировки взаимосвязанных данных базына экране в удобном виде, который может соответствовать привычному дляпользователя документу. Формы также могут использоваться для создания панелейуправления в приложении пользователя.
Всеформы БД были созданы с помощью Мастера. Главной является Кнопочная форма,которая создана с помощью Диспетчера кнопочных форм (меню Сервис ® Служебные программы ® Диспетчер кнопочных форм). На нейнаходятся кнопки для открытия основных форм и форм запросов.
/>
Рисунок 3.17 – Главная форма
/>
Рисунок 3.18 – Форма Ввод данных
Даннаяформа содержит кнопки для открытия дополнительных форм для ввода данных.
/>
Рисунок 3.19 – Форма Объекты
/>
Рисунок 3.20 – Форма Акты
/>
Рисунок 3.21 – Форма Запросы
Каждыйзапрос открывается в виде отчета.
/>
Рисунок 3.22 – Отчет Сметы по видам работ
Для выхода из Информационной системысоздан макрос Выход.
/>Выводы
После решенияпоставленных в данной курсовой работе задач были получены следующие результаты:
- собрана и проанализирована информация;
- произведено моделирование БД;
- разработана база данных;
- разработано управляющая программа;
- проведено тестирование СУБД.
Автоматизациядокументооборота на предприятии очень важна, так как там, где существуютбольшие объемы информации, существенно замедляется работа с документацией. Внашей стране процесс автоматизации в экономической сфере недостаточно развит. Ктому же постоянное изменение законодательства предъявляет дополнительныетребования к информационным системам — необходимость обновления шаблоновдокументов, а зачастую и изменения кода программы.
В данной курсовой работебыла предпринята попытка автоматизации важной части работы исследуемого предприятия– контроль над учетом реконструированных, модернизированных объектов, а такжеобъектов, подлежащих ликвидации. При разработке курсовой работы я столкнулся сопределенными трудностями – не все необходимые документы удалось достать.Пробелы были заполнены с помощью литературы и полученных ранее знаний.
Данная курсовая работа –лишь начальная стадия автоматизации документооборота, и подходит только дляучебных целей. Для использования ее на предприятии необходима очень тщательная,детальная проработка всех операций, восполнение всех информационных пробелов,что повлечет за собой большие затраты времени и средств. Но как учебная, работаотвечает поставленным для нее целям и решает свои задачи.
Для решения поставленнойцели были реализованы следующие этапы:
- проанализирован сопутствующий документооборот;
- выявлены “слабые” места;
- предложены методы автоматизации изучаемого процесса;
- разработана модель базы данных;
Полученный в ходеразработки курсового задания опыт будет использован в дальнейшей практике, и будетвесьма полезен при автоматизации аналогичных процессов и объектов.
/>ПереченЬ ССЫЛОК
1. Петренко С.А.,Симонов С.В. Управление информационными рисками. Экономически оправданнаябезопасность. − М.: АйТи-Пресс, 2004. − 384 с.
2. Хонгрен Ч.Т.,Форстер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. М.: Финансы истатистика, 1995.
3.Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник – М.: Финансы истатистика, 1995. – 208 с.
4.Проектирование пользовательского интерфейса на персональных компьютерах.Стандарт фирмы IBM. Под ред. М.Дадашова. – DBS LTD, Вильнюс, 1992.
5.Гусева Т.И., Башин Ю.Б. Проектирование баз данных в примерах и задачах. — М.:Радио и связь, 1992.
6.Гэри Хансен, Джеймс Хансен. Базы данных: разработка и управление: Пер. с англ.– М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2000. – 704 с.: ил.
7.Конноли Томас, Бэгг Каролин, Страчан Анна. Базы данных: проектирование,реализация и сопровождение. Теория и практика, 2-е изд.: Пер. с англ.: Уч.пос.– М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 1120 с.: ил. Парал. тит. англ.
8.Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных, 6-е издание: Пер. с англ. –К.; М.; Спб.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 848 с.: ил. – Парал. тит.англ., уч.пос.
9.Мак-Манус Дж.П. Обработка баз данных на Visual Basic 6: Пер. сангл.-К.; М.; СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 672 с.: ил.Парал.тит.англ.
10.Дженнингс Р. Руководство разработчика баз данных на Visual Basic 6: Пер. сангл.-К.; М.; СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 976 с.: ил.Парал.тит.англ.
11.Майкл Амудсен, Кэртис Смит. Программирование баз данных на Visual Basic 5.Освой самостоятельно. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 896с.: ил.
12.А.Я. Архангельский. Программирование в C++Builder 5. – М.: ЗАО «ИздательствоБИНОМ», 2000. – 1152 с.: ил.
13.Калвер Чарльз, Рейсдорф Кент. Borland C++Builder 5. Энциклопедия программиста.:Пер. с англ. – К.: Издательство «ДиаСофт», 2001. – 944 с.
14.Тексейра, Стив, Пачеко, Ксавье. Delphi5. Руководство разработчика, том 2:Разработка компонентов и программирование баз данных: Пер. с англ.: Уч.пос. –М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 992 с.: ил.
15.Кэнту М. Delphi 6 для профессионалов (+CD). – СПб.: Питер, 2002. – 1088