МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМИТЕТА
АДМИНИСТРАЦИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №8
Письменная экзаменационная работа
Тема: «Табличный процессор Excel. Формат ячеек».
Пояснительная записка
Выполнил учащийся группы
О-61
Климко Вячеслав Александрович
Профессия:
``оператор ЭВМ``
Допущен с оценкой_______
Преподаватель:
Киреев Сергей Юрьевич
Барнаул, 2007 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №8
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
_______________________
"____"____________2007г.
ЗАДАНИЕ
На письменную экзаменационнуюработу
Профессия: ОПЕРАТОР ПЭВМ
Выпускник группы О-61 Климко Вячеслав Александрович
Тема задания: Табличный процессор Excel.Формат ячеек
Содержание пояснительной записки:
1. Введение должно быть связано с содержанием основного разделаработы и кратко его представлять. Объем введения не должен превышать одной страницы.Вводная часть должна содержать ответ на вопрос: о чем этот документ?
2. Основная часть:
а. Дать определения основным элементам электронных таблиц (книга,лист, ячейка, диапазон ячеек) и описать приёмы работы с ними (создание, открытие,сохранение, переименование книг и листов; заполнение, редактирование, копирование,перемещение, очистка, удаление ячеек).
b. Описать типы переменных, способы форматированияячеек.
3. Заключение: Сформулировать выводы и рекомендации «Следуетзнать».
4. Список литературы.
5. Приложение:
а. Разработать 4 варианта практических заданий для учащихся посозданию таблицы
(содержащей данные различных типов) с применением форматированияячеек
b. Набрать на дискету текст письменнойэкзаменационной работы и практических
заданий.
Преподаватель _________ Киреев С. Ю.
Дата выдачи:
Срок исполнения:
Содержание
Введение
1. Книга
1.1 Лист
1.2 Создание
1.3 Открытие
1.4 Сохранение
1.5 Содержимое книги
1.6 Переименование
2. Ячейки
2.1 Диапазон ячеек
2.2 Выделение диапазона с помощью мыши
2.3 Автоматический выбор ячеек
2.4 Копирование
2.5 Редактирование
2.6 Очистка
2.7 Удаление ячейки
3. Формат ячеек
3.1 Числовые форматы
3.2 Денежный формат
3.3 Формат разделитель
3.4 Процентный формат
3.5 Десятичный разряд
3.6 Другие числовые форматы
3.7 Специальные числовые форматы
3.8 Изменение ширины столбцов
3.9 Изменение высоты строк
3.10 Многообразие шрифта
3.11 Выравнивание элементов ячеек
3.12 Отступы содержимого ячеек
3.13 Выравнивание ячеек
3.14 Изменение ориентации
3.15 Наложение узоров
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В современном мире персональных компьютеров электронных таблицмножество, подобных Excel 2002.
Она является единственным пакетом, которые установлены в большинствекомпьютерах.
В состав Microsoft Office входит Microsoft Excel. О нем оформление таблиц может быть разнообразным.Возможности форматирования данных — это способы менять шрифт, начертания, выделятьстроки, столбцы или отдельные ячейки текста цветом, рамочками и линеечками, закрыватьобласти фоном и цветом. Далее можно использовать новаторские способы создания, редактированияи печати рабочих таблиц, а также построения диаграмм, графиков, вставлять в таблицукартинки и создавать базы данных, преобразования электронных таблиц вWeb — страницы.
Еще Excel являетсязамечательным инструментом для выполнения по формулам и использования множествостандартных функций – это финансовые, математические, логические и статистические,которые находятся в Excel 2002.
1. Книга
Рабочая книга — это документ, который открывается,сохраняется, копируется и удаляется. Каждая рабочая книга содержит три листа рабочихтаблиц. Эти рабочие листы, которые можно удалять или добавлять по мере необходимости.Чтобы ориентироваться среди них, в Excel предусмотрены ярлыки с именами рабочих листов от Листа 1(Sheet 1) до Листа 3(Sheet 3).
Каждый лист рабочей таблицы, Excel предоставляет большое пространство для размещения информации.Но дисплей компьютера позволяет видеть только не большие фрагменты листа рабочейтаблицы, поэтому взглянуть на всю информацию не так просто, как кажется.
Для этого показана часть рабочей таблицы после увеличения масштабадо 200%. Чтобы увеличить рабочий лист, таким образом, в окне инструмента Масштаб(Zoom), стандартной панели инструментов нужно выбрать200% и нажать Enter>. (Либо выбратькоманду Вид ª Масштаб(View ª Zoom)и в появившемся диалоговом окне Масштаб установить переключатель 200%).Единственная проблема, связанная с 200% -ным увеличением — это то, что нельзя увидетьмного ячеек одновременно.
КомандаМасштаб имеет пять встроенных коэффициентов изменениямасштаба (200%, 100%, 75%, 50%, 25%). Чтобы применить другие процентные соотношения,необходимо использовать другой способ:
Чтобы установить собственный коэффициент масштабирования, надовыделить текстовое поле Масштаб на стандартной панели инструментов, нужноввести свой коэффициент и нажать Enter>.Либо открыть диалоговое окно Масштаб, выбрав команду Вид ª Масштаб, надо ввестисвой коэффициент масштабирования в текстовое поле Произвольный (Custom) и щелкнуть на кнопке ОК или нажатьEnter>.
1.1 Лист
Каждая рабочая книга содержит три листа рабочих таблиц
Рабочий лист — это не отрывные листы в блокноте,которые можно удалять или добавлять по мере необходимости. Чтобы ориентироватьсяв Excel предусмотрены ярлыки с именамирабочих листов от Листа1 до Листа3.
Когда листы рабочих таблиц как-то связаны, поэтому их объединилив одну рабочую книгу.1.2 Создание
Excel автоматическисоздает в каждой рабочей книги три листа рабочих таблиц. Однако не всегда удаетсяуместить все необходимое на трех листах таблицы.
Excel позволяетвставить дополнительные листы или удалить их. Чтобы добавить в рабочую книгу новыйлист, нужно выполнить следующие действия:
1) Надо выделить ярлычок листа, перед которым должен появитьсяновый лист.
2) Можно выбрать команду Вставка ªЛист (InsertªWorksheet). Если вставить лист с помощью команды ВставкаªЛист, Excel добавит новый лист и даст ему стандартноеназвание (Лист4).
3) Надо удостовериться, что на вкладке Общие (General) диалогового окна Вставка выбрана пиктограммаЛист, за тем нужно щелкнуть на кнопке OK, либонажать клавишу Enter>.
1.3 Открытие
Запуск Excel спанелей быстрого доступа пакета Microsoft Office — самый простой способ выполненияэтой операции. Однако в компьютере должна быть установлена панель быстрого доступаMicrosoft Office.
Для запуска Excel 2002изменю Пуск, нужно выполнить следующие действия:
1. Чтобы открыть меню Пуск системы Windows щелкните на кнопке Пуск, расположенной на панели задачWindows.
2. В верхней части меню Пуск выберите пункт Программы.
3. В появившемся меню выберите пункт Microsoft Excel 2002.1.4 Сохранение
Для сохранения рабочей книги выберите Файл ¨Сохранить (File¨Safe) или Файл ¨Сохранитькак (File¨SafeAs). Выберите диск и папку для размещенияфайла и замените своим именем (Excel автоматическидобавит расширение XLS кимени файла). В дальнейшем для сохранения книги можете воспользоваться кнопкой Сохранить,командой Файл ¨Сохранитьили же комбинациями клавиш CTRL+S> либо SHIFT+F12>.1.5 Содержимое книги
Рабочая книга — это файл продукт табличного процессораExcel.
Каждая рабочая книга обычно содержит три листа рабочих таблиц- Лист 1 (Cheer 1),Лист 2 и Лист 3.
На каждом листе 256 столбцов и 65536 строк, если умножить 256на 65 536, то получится, что на каждом листе рабочей таблицы составляет 16777216пустых ячеек.
Если это недостаточно, то любая открытая рабочая книга состоитиз трех листов рабочих таблиц, каждая из которых содержит 16777216 пустых ячеек.Поэтому при открытии файла Excel, в распоряжении оказывается50331648 пустых ячеек.1.6 Переименование
Имена листов таблиц, которые открывает программы Excel на ярлыках рабочей книги (от Листа1до Листа3), является не очень подходящими. Можно легко переименовать лист рабочейтаблицы.
Для переименования ярлыка рабочего листа нужно выполнить следующиедействия:
1) Дважды щелкнуть на ярлычке рабочего листа или щелкнуть нанем правой кнопкой мыши и выбрать в контекстном меню Переименовать (Rename).
2) При замене текущего имени на ярлычке листа новым именем, азатем нажать клавишу Enter>.
1.7 Перемещение.
Чтобы переместить листы рабочей книги можно выбрать команду Переместитьили скопировать (Move or Copy)из контекстного меню ярлычка рабочего листа. В списке Перед листом (Before Sheet)выбрать лист, перед которым необходимо поместить перемещаемый рабочий лист книги.Чтобы переместить лист, нужно поместить его перед выбранным в списке листом, надощелкнуть на кнопке OK.
2. Ячейки
В файле Excel хранитсякнига, состоящая из нескольких связанных Листов, содержащих одну или несколькихТаблиц. Можно одновременно работать с несколькими файлами — обмениваться даннымимежду книгами. Таблица состоит из ячеек, сгруппированных в строки, обозначаемыеномерами, и столбцы, имеющие буквенные обозначения. Ячейка обозначается соответствующимименем столбца и номером строки, например F10 — еёадрес.2.1 Диапазон ячеек
Диапазон в Excel называетсяпрямоугольная часть таблицы (или часть строки, столбца, или целиком строка или столбец),задаваемая через двоеточие адресами противоположных по диагонали ячеек прямоугольника,например: В3: Е5. Строка целиком задается своим номером, а столбец — своимименем. Диапазоны используются для вычисления сумм и других сложных выражений.2.2 Выделение диапазона с помощью мыши
Для выбора диапазона ячеек лучше всего пользоваться мышью. Нужнопоместить указатель мыши на первую ячейку и, нажав кнопку мыши, надо перетащитьего в нужном направлении.
Чтобы расширить блок по столбцам вправо, надо перетащить указательвправо. По мере движения будут выделяться соседние ячейки.
Чтобы расширить блок по строкам вниз, надо перетащить указательвниз.
Чтобы расширить блок вправо вниз одновременно, необходимо перетащитьуказатель по диагонали по направлению к ячейке, расположенной в правом нижнем углувыделяемого блока.2.3 Автоматический выбор ячеек
В Excel предусмотреноавтовыделение — это действительно быстрый способ выбора всех ячеек блока данных,в котором отсутствуют пустые ячейки. Чтобы воспользоваться автовыделением, надовыполнить следующие действия.
1) Чтобы выбрать первую ячейку блока, нужно щелкнуть на ней.
2) Имеется в виду ячейка, расположенная в левом верхнем углублока.
Удерживая клавишу Shift>,дважды щелкнуть кнопкой мыши на правой или нижней границе выбранной ячейки.
3) Дважды щелкнуть на правой границе выбранного блока, если онсостоит только из одного столбца таблицы данных.
4) Дважды щелкнуть на нижней границе выбранного блока, если онсостоит только из одной строки данных.2.4 Копирование
Копирование выделенного диапазона с помощью команд Копироватьи Вставить выполняется аналогично перемещению диапазона. После выделениякопируемый диапазон можно поместить в буфер обмена для последующего использованиямножество способов.
Можно щелкнуть на кнопке Копировать стандартной панелиинструментов, выбрать команду Копировать из контекстного меню ячейки; МенюПравка ªКопироватьлибо использовать комбинацию клавиш CTRL+C>
Для завершения копирования нужно щелкнуть кнопку Вставитьиз меню Правка или контекстного меню ячейки, либо нажать клавиш CTRL+V>2.5 Редактирование
Для редактирования введенной в ячейку информации нужно дваждыщелкнуть на этой ячейки или поместить на нее табличный курсор и нажать F12>. В результате Excel установит курсор в конец записи этой ячейки. Завершив редактирование,надо щелкнуть на кнопке Ввод в строке формул или нажать клавишу Tab> или Enter>.2.6 Очистка
Чтобы избавиться только от содержимого ячеек, а не от самих ячеек,необходимо отметить нужный диапазон и нажать клавишу Delete> либо выбрать команду Правка ª Очистить ª Содержимое (Editª Clearª Contents Del).2.7 Удаление ячейки
Чтобы удалить блок ячеек, а не только очистить его от содержимого,надо отметить этот блок и выбрать команду Правка ª Удалить (Edit ª Delete)или Удалить из контекстного меню ячейки или из меню. В результате появитсядиалоговое окно Удаление ячеек. Переключатели в этом окне используются длятого, чтобы указать, как должны сдвигаться соседние ячейки для заполнения дыр послеудаления.
3. Формат ячеек
С помощью команды Формат ª Ячейки (Format ªCells) (или воспользовавшись комбинациейклавиш Ctrl+1>) можно с легкостью применитьк выбранному диапазону целый набор различных стилей форматирования. После выполненияэтой команды диалоговое окно Формат ячеек, которое содержит 6 вкладок:
Число (Number)
Выравнивание (Alignment)
Шрифт (Font)
Рамка (Border)
Вид (Patterns)
Зашита (Protection)3.1 Числовые форматы
По способу ввода чисел в рабочую таблицу Excel определяет назначенный для них числовой формат.
При вводе в ячейку денежного значения с символом денежной единицы(установленной по умолчанию) и двумя цифрами после десятичной точки Excel присваивает этой ячейки и ее содержимомучисловой формат Денежный (Currency). При вводев ячейку величины в процентах (целого числа с символом процента (%) и без цифр послезапятой) Excel присвоит этой ячейкеи ее содержимому числовой формат Процентный (Percentage).
При вводе даты в соответствии с одним из встроенных в Excel форматов для ввода дат, например19.02.99 или 19-фев-99, ячейки и ее содержимому будет присвоен форматДата (Date) (он определяет способ записи даты,а также специальное числовое значение, собственно определяющее эту дату).
3.2 Денежный формат
Поскольку данные большинства рабочих таблиц относятся к финансовойсфере, возможно для этого надо использовать формат Денежный чаще других.Применить этот формат легко, поскольку на панели форматирования предусмотрен соответствующийинструмент; он так и называется — Денежный формат. Этот формат добавит знакденежной единицы, разделитель разрядов (запятая, пробел или другие) и два десятичныхзнака к каждому числовому значению в выделенном блоке ячеек. Если в блоке есть отрицательныезначения, в денежном формате они могут быть заключены в круглые скобки и отображеныкрасным цветом на экране цветного монитора.
Для применения денежного формата выбраны только ячейки с итоговымизначениями. Затем, чтобы отформатировать их просто нужно щелкнуть на кнопке Денежныйформат, расположенной на панели инструментов форматирования.3.3 Формат разделитель
Формат С разделителем групп разрядов (Comma Style)является хорошей альтернативной формату Денежный.
В этом формате можно установить, чтобы отображались две цифрыпосле десятичной точки, а отрицательные числа заключались в круглые скобки и отмечалиськрасным цветом. Единственное отличие данного формата от денежного — отсутствия знакаденежной единицы. Формат С разделителем групп разрядов идеален для тех таблиц,где и так ясно, что числовые значения выражаются в рублях (значит отпадает необходимостьпоказывать букву р. (или другой знак денежной единицы) в каждой ячейки).Этот формат часто используется и для представления больших чисел (необязательноимеющих отношение к деньгам).
Формат С разделителем групп разрядов показана после форматированиясоответствующих ячеек (кроме ячеек с итоговыми значениями) в данном формате. Чтобыэто сделать на отмеченном блоке, надо щелкнуть на инструменте Формат с разделителем,расположенном на панели инструментов форматирования.
В этом формате происходит выравнивание значений. Более того,надо обратить внимание, как числа, представленные в «формате с разделителем»,идеально сочетаются с числами в денежном формате. А если присмотреться, можно заметить,что отформатированные значения больше не упираются в правые границы своих ячеек- они слегка сдвинуты влево. Промежуток между последней цифрой и границей ячейкиобразован для размещения там круглой скобки в случае появления отрицательного значения,чтобы не нарушить выравнивание по десятичной точки.3.4 Процентный формат
Во многих таблицах содержатся величины в процентах, выражающие,например, процентные скобки, текста роста, инфляции и т.д. Чтобы ввести в ячейкувеличину в процентах, надо поместить после числа знак процента. Например, чтобыуказать процентную ставку в размере 13%, нужно ввести 13%. Excel установит для этой ячейки формат Процентный, одновременноразделит в веденное значение на 100, а затем поместит результат в ячейку (в данномслучае — 0,13).
Не все величины в процентах вводятся в рабочую таблицу такимспособом. Некоторые из них могут вычисляться по формуле и возвращаться в свои ячейкив виде обычных десятичных чисел. В подобных случаях надо самим назначать процентныйформат, чтобы перевести вычисленные десятичные значения в проценты (умножая десятичныезначения на 100 и добавляя в конце знак %).
В рабочей таблице есть несколько вычисленных по формулам величинв процентах, которые нужно отформатировать. Рассматриваемые значения показаны послетого, как они были представлены в формате Процентный. Чтобы это сделать,просто надо выделить нужные ячейки и щелкнуть на кнопке Процентный формат,расположенный на панели инструментов форматирования.3.5 Десятичный разряд
Количество десятичных разрядов, заданное в формате Денежный,С разделителем группы разрядов и Процентный, можно увеличить или уменьшить.Для этого необходимо щелкнуть на кнопки Увеличить разрядность илиУменьшить разрядность панели инструментов Форматирование. Только надоне забыть выбрать соответствующий диапазон ячеек, прежде чем щелкнуть.
После каждого щелчка на кнопке Увеличить разрядность(на ней изображена направленная влево стрелка и куча нулей) Excel добавляет к установленному форматучисла еще один десятичный разряд, где приведены процентные соотношения в диапазонеячеек. После увеличения десятичных разрядов в процентном формате — не было не одного,а стало два (в формате Процентный нет дробной части числа). Для этого простонадо щелкнуть на кнопке Увеличить разрядность два раза подряд.3.6 Другие числовые форматы
Кроме описанных форматов, Excel поддерживает массу других. Чтобы воспользоваться ими, нужно выделитьдиапазон ячеек для форматирования и в контекстном меню ячейки надо выбрать командуФормат ячеек. Можно поступить по-другому — выбрать команду Формат ª Ячейки (или нажать Ctrl+1>).
Как только откроется диалоговое окно Формат ячеек, надоперейти на вкладку Число (Number), а затемв списке Числовые форматы (Categories) выбратьнужный формат. Некоторые наборы форматов — например, Дата, Время,Дробный (Fraction) и Дополнительный(Special) — дают возможность выбирать другие форматыв окне списка Тип (type). Денежный,есть свои окна, предоставляющие возможность более точного выбора формата. Если щелкнутьна каком-либо формате в этих окнах списков, то вверху, в области Образец(Preview), Excel продемонстрирует, какое действие окажет этот формат на первоезначение текущего диапазона. И когда таким образом найдется нужный формат, простонадо щелкнуть на кнопке ОК или нажать клавишу Enter>, чтобы применить его к выделенному диапазону.3.7 Специальные числовые форматы
Excel поддерживаетнабор числовых форматов под названием Дополнительный. В этом наборе содержитсяследующие четыре числовых формата, которые могут полезны:
Почтовый индекс (Zip Code). Сохраняет любое количествонулей, стоящих перед числом, что имеет значение для почтовых индексов (но не дляарифметических операций), например 00123.
Индекс+4 (Zip Code+4). Автоматически последниечетыре цифры от первых пяти и сохраняет любое число стоящих впереди нулей, например00123-5555.
Номер телефона (Phone Number). Автоматически заключаетпервые три цифры в круглые скобки и отделяет дефисом последние четыре цифры от трехпредыдущих, например (999) 555-1111.
Табличныйномер (Social SecurityNumber). Автоматически расставляет дефисы в числе, чтобы разделить егона группы из трех, двух и четырех цифр, например 666-00-9999.
Эти числовые форматы очень удобны при создании баз данных в Excel, в которых часто встречаются почтовые индексы, телефонныеномера, а иногда даже номера социального обеспечения.3.8 Изменение ширины столбцов
Если Excel 2002автоматически не отрегулирует ширину столбцов, существуют, и другие возможностирасширить или сузить столбцы. Проще всего это сделать методом «оптимальнойподгонки» с помощью средства Автоподбор (AutoFit).Суть этого метода заключается в том, что Excel автоматически расширяет или сужает так, чтобы полностью отобразитьсамый длинный элемент в этом столбце.
Чтобы осуществить оптимальную подгонку, нужно выполнить следующиедействия:
1) Установить указатель мыши на рамку столбца (букву над столбцом)по его правой границе, которая затем передвинется.
2) Дважды щелкнуть кнопкой мыши.
Excel расширяетили сужает столбец так, чтобы самый длинный элемент в нем был отображен полностью.
Установить ширину столбцов можно также с помощью диалоговогоокна. Ширина столбца (ColumnWidth); необходимо ввести количество символов,которое должно поместиться в столбце. Чтобы открыть это диалоговое окно, в контекстномменю столбца надо выбрать команду Ширина столбца (Column Width) либо команду Форматª Столбец ª Ширина (Format ª Column ªWidth).
Чтобы выполнить оптимальную подгонку столбца с помощью меню,надо выбрать команду Формат ªСтолбец ª Автоподборширины (Format ª Column ªAutoFit Selection). Так же нужно обратить внимание, что с помощьюэтой команды можно выполнить оптимальную подгонку столбца не по самой длинной записив столбце, а по записям выбранных ячеек. С помощью оптимальной подгонки можно расширитьстолбец так, чтобы в нем помещались только заголовки строк, но не как не полноеназвание рабочей таблицы (которое выходит за пределы своего столбца далеко вправо).Чтобы это сделать, надо выделить те ячейки указанного столбца, которые содержатзаголовки строк, а затем выполнить командуФормат ª Столбец ª Автоподбор ширины.
Чтобы с помощью меню вернуть выбранным столбцам стандартную ширину(принятую по умолчанию), нужно выбрать команду Формат ª Столбец ª Стандартная ширина (Format ªColumn ªStandard Width).Откроется диалоговое окно Ширина столбца, в текстовом поле Ширинастолбца вкотором можно увидеть значение. Чтобы вернуть всем выбраннымстолбцам стандартную ширину, надо щелкнуть на кнопке ОК в этом диалоговомокне или просто нажать клавишу Enter>.3.9 Изменение высоты строк
Процедура регулировки высоты строки мало, чем отличается от регулировкиширины столбцов; разве что со строками возникает гораздо меньше проблем. Excel автоматически изменяет высоту строк,чтобы приспособиться к изменениям их содержимому (например: выбор более крупногошрифта). В большинстве случаев изменение высоты строк выполняется для того, чтобыувеличить расстояние между заголовком таблицы и ее содержимым или между строкойс заголовками столбцов и самой информацией, не добавляя, пустую строку.
Чтобы увеличить высоту строки, нужно перетащить ее нижнюю границувниз по обрамлению окна до тех пор, пока она не станет достаточно высокой. Чтобысузить строку, необходимо проделать обратную операцию, т.е. перетащить нижнюю границустроки вверх. Для выполнения оптимальной подгонки высоты строки надо дважды щелкнутьна нижней границе строки в обрамлении окна.
Как и при изменении ширины столбцов, высоту выбранных строк можноизменять с помощью диалогового окна Высота строки (Row Height). Для открытия этогоокна надо выбирать команду Высота строки из контекстного меню строки (открывающегосяпри щелчке правой кнопки мыши, на, выбранной строки) либо команду Формат ª Строка ª Высота (Format ª Row ªHeight). Чтобы задать новую высоту для выбраннойстроки (или строк), надо ввести соответствующее число (число пунктов) в текстовоеполе Высоты строки и щелкнуть на кнопке ОК. Чтобы выполнить оптимальнуюподгонку конкретной строки, надо выбрать команду Формат ª Строка ª Автоподбор высоты (Format ªRowªAutoFit).3.10 Многообразие шрифта
Когда приступим к созданию новой рабочей таблицы, Excel назначает всем вводимым элементамячеек единый шрифт одного размера. Этот шрифт варьируется в зависимости от используемогопринтера; для лазерного принтера, например HP LaserJet или Apple LaserWriter, Excel использует шрифт Arial размером десять пунктов. Хотя он и хорош для обычных элементов,возможно, может понадобиться нечто более интересное для названия таблицы и заголовковстолбцов.
С помощью инструментов панели форматирования можно выполнитьбольшинство необходимых изменений шрифта, включая выбор нового шрифта и его новогоразмера.
Чтобы выбрать шрифт для выделенного диапазона ячеек, нужно щелкнутьна кнопке раскрывающегося списка, расположенной ряд с окном Шрифт (Font) на панели инструментов Форматирование, а затемиз этого списка, надо выбрать нужный шрифт. Отмечено тем, что Excel 2002 отображает название шрифтов именно теми шрифтами, которыеони обозначают (т.е. сразу показывает, как будут выглядеть данные после применениятого или иного шрифта, по крайней мере, на экране).
Если надо изменить размер шрифта, нужно щелкнуть на кнопке раскрывающегосясписка, расположенной рядом с окном Размер шрифта (Font Size) на панели инструментовФорматирование, а затем выбрать из этого списка нужный размер.
Также можно установить некоторые атрибуты шрифта: полужирный,курсив, подчеркнутый или зачеркнутый, (на панели инструментовформатированияесть соответствующие кнопки: Полужирный (Bold),Курсив (Italic) и Подчеркнутый (Underlined), которые служат не только для добавления, но идля удаления соответствующих атрибутов. Для включения одного из этих атрибутов необходимощелкнуть на нем кнопкой мыши; пиктограмма приобретет более светлый оттенок серогоцвета. При повторном щелчке на включенном атрибуте Excel возвращает пиктограмме первоначальный вид).
В большинстве случаев изменяют шрифты с помощью панели инструментов,но иногда удобнее воспользоваться вкладкой Шрифт (Font)из диалогового окна Формат ячеек (открыть окно можно с помощью комбинацииклавиш Ctrl+1>).
Вкладка Шрифт объединяет «под одной крышей»шрифты, стили шрифтов (такие, как полужирный и курсив), а также цвет шрифта. Изменитьнесколько атрибутов шрифта одновременно лучше всего с помощью параметров вкладкиШрифт. К тому же, эта вкладка имеет существенное преимущество — окно Образец(Preview), в котором можно увидеть, как будет выглядетьшрифт после внесения изменений.3.11 Выравнивание элементов ячеек
Уже зная, что тип выравнивания элементов ячейки зависит от типасамих элементов: текстовые данные выравниваются по левому краю, а числа — по правому.Этот стандартный тип выравнивания можно изменить в любой момент.
Панель инструментов Форматирования содержит три инструментавыравнивания: По левому краю (Left), Поцентру (Center) и По правому краю (Right). С их помощью можно выровнять содержимое выбранныхячеек так, как удобнее и нужнее. Справа от кнопки По правому краю находитсяспециальный инструмент выравнивания, который называется Объединить и поместитьв центре (Merge and Center).
Кнопку Объединить и поместить в центре можно использоватьдля центрирования названия рабочей таблицы по всей ширины блока данных в считанныесекунды (или еще быстрее, в зависимости от скорости работы компьютера).
Например: название таблицы введено в ячейку А1, поскольку этоназвание длинное, оно вышло за пределы ячейки. Чтобы разместить его по центру относительновсего блока данных, надо выделить диапазон ячеек, а затем щелкнуть на кнопке Объединитьи поместить в центре.3.12 Отступы содержимого ячеек
В Excel 2002можно увеличить отступ содержимого ячейки (от ее правого края) щелкая на кнопкеУвеличить отступ (Increase Indent) (с изображением стрелки, «подталкивающей»строки текста в право); обычно она располагается на панели форматирования слеваот кнопки Границы (Borders). При каждом щелчкена этой кнопке Excel сдвигает содержимоетекущей ячейки (или выбранных ячеек) вправо на ширину одного символа стандартногошрифта. Также можно и уменьшить отступ, щелкая на кнопке Уменьшить отступ(Decrease Indent) панели инструментов форматирования; обычно она располагаетсяслева от кнопки Увеличить отступ. Кроме того, увеличить или уменьшить отступможно с помощью диалогового окна Формат ячеек (Ctrl+1>). Для этого необходимо перейти на вкладку Выравнивание,а затем изменить значение поля Отступ (Indent).
3.13 Выравнивание ячеек
Выравнивание по левому и правому краям, а также по центру относитсяк размещению текстовых данных относительно левой и правой границ ячейки, т.е. погоризонтали. Кроме того, содержимое ячеек можно выравнивать относительно их верхнихи нижних границ (т.е. по вертикали). Обычно все элементы выравниваются по нижнимграницам ячеек. Но можно также выполнить центрирование элемента по вертикали иливыровнять его по верхнему краю ячейки.
Чтобы изменить выравнивание по вертикали в выбранных ячейках,надо открыть диалоговое окно Формат ячеек (нажав Ctrl+1>), далее перейти на вкладку Выравниваниеи в раскрывающемся списке По вертикали (Vertical)надо выбрать По верхнему краю (Top), Поцентру, По нижнему краю (Bottom) или Повысоте (Justify).3.14 Изменение ориентации
Кроме разбиения текста на отдельные строки, иногда полезно изменитьи его ориентацию, надо выделить диапазон ячеек, а затем щелкнуть на самом верхнемделении (12: 00) диаграммы в области Ориентация (Orientation)на вкладке Выравнивание диалогового окна Формат ячеек (так, чтобыслово “Надпись” повернулось вверх, а ниже, в поле редактирования появилось значение90о). Если же не охота возиться с делениями диаграммы в диалоговом окне,надо ввести значения углов в этом поле. Нужно обратить внимание, что по-прежнемудолжен быть установлен флажок Переносить по словам, чтобы текст одновременноповорачивался и разбивался на строки (это позволит избежать появления невероятнодлинных и “тонких" столбцов
3.15 Наложение узоров
Некоторые области рабочей таблицы или один из диапазонов данныхможно выделить также путем изменения цвета и/или узора ячеек. Если есть только черно-белыйпринтер, то при выборе цветов лучше ограничиться светло-серым. Что же касается примененияузора к блоку ячеек, то, какие бы типы элементов в них ни содержались, нужно пользоватьсятолько очень светлыми узорами с небольшим количеством точек (иначе при распечаткеневозможно прочесть).
Чтобы выбрать новый цвет и/или узор для области рабочей таблицы,надо выделить соответствующие ячейки, а затем открыть диалоговое окно Форматячеек Ctrl+1> и перейти на вкладкуВид. Чтобы изменить цвет фона выделенных ячеек, надо щелкнуть на нужном цветепалитры Цвет (Color). Чтобы изменить узорфона ячеек, необходимо щелкнуть на раскрывающемся списке Узор (Pattern).
Заключение
Excel — великий организатор любого типаданных, будь они числовыми, текстовыми или какими-нибудь еще. Поскольку в этой программеесть много встроенных вычислительных возможностей, большинство людей обращаютсяк Excel, когда им нужно создать таблицы для финансовых расчетов.Обычно эти таблицы заполняются формулами для вычисления общего объема продаж, чистогодохода и убытков, процентов прибыли и т.п.
Такой же популярностью пользуются те возможности Excel, которые служат для построения диаграмм и графиков. На основаниечисел, введенных в рабочие таблицы для финансовых расчетов, можно построить любыевиды диаграмм. Excel позволяет легкои просто превратить скучные черно-белые строки и столбцы чисел в яркие и красныеграфики и диаграммы. Excel — великий хранитель списков ине менее великий создатель таблиц. Поэтому Excel как нельзя лучше подходит для отслеживания информации о продаваемыхтоварах, об обслуживаемых клиентах, о служащих, которые контролируются и т.д.
1. Что такое Excel идля чего, он нужен?
2. Что такое книга?
3. Как переименовать книгу?
4. Что такое лист?
5. Что находится на листе?
6. Как переименовать ярлычок?
7. Что такое ячейка и ее работа с ней?
8. Что такое диапазон ячеек?
9. Какие есть способы выделения диапазона?
Список литературы
1. Грег Харвей. Excel 2002пер. с англ. — М.: Издательский дом “Вильямс”, 2004. — 304с.: ил. — Парал. Тит.англ.
2. Александр Левин “Самоучитель работы на компьютере Microsoft 2000”. Изд. «НОЛИДЖ» 2001. — 668с.
Приложение
Задание 1.
1) Создать таблицу товаров.
2) Дать ей заголовок.
3) Рассчитать стоимость товаров.
4) Отформатировать текст:
а) Дать цвет тексту Изумрудный.
б) Выделить Полужирным курсивом.
в) Все взять в рамку.
5) Дать формат Денежный
6) Создать диаграмму Разрезанная кольцевая.
7) Отформатировать заголовок:
а) Заголовок сделать Курсивом.
б) размер дать 16, выравнивание по центру.
в) Цвет текста Вишневый.
8) Отформатировать Легенду:
а) Цвет легенды Красный.
9) Дать ей рамку.
10) Сохранить.№ наименование Кол-во цена стоимость 1 Молоко 1 17 ? 2 Хлеб 3 9 ? 3 Колбаса 1 100 ? 4 Яйца 30 15 ? 5 Мясо 4 13 ?
Задание 2.
1) Создание таблицы под названием Кондитерские изделия«Ураган».Наименование товара Кол-во Цена за 1 штуку стоимость Малиновый пирог 2 60 ? Шоколадный торт 3 100 ? Ванильный кекс 20 5 ? Яблочная шарлотка 25 7 ? Среднее значение Итого
3) Цвет текста Синий и все взять в рамку.
4) Формат таблицы Финансовый.
5) Создать диаграмму Нормированная гистограмма со столбцами.
6) Цвет текста Легенды дайте Лиловый.
7) Тип линии Курсивная, а цвет линии Бирюзовый.
8) Размещение Легенды дайте Внизу, посередине.
9) Заголовок таблицы сделать Курсивом и цвет текстаКоралловый.
10) Сохраните под названием Ураган.