Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Современные информационные продукты и услуги

Федеральноеагентство по культуре и кинематографии
Федеральноегосударственное учреждение высшего
профессиональногообразования
«Самарскаягосударственная академия культуры  и искусств»
Факультетинформационных и межкультурных коммуникаций
Кафедраинформатики и информационных технологий
СОВРЕМЕННЫЕИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ
Курсоваяработа
             Исполнитель:Андриянова Анастасия Александровна,
              студентка группы ИК-26 очного отделения
                                   Научный руководитель: Алашеева С. А.,
                                    к.п.н.,ст. преподаватель
                                   Зав.кафедрой: Андреева В.В.,
                                   канд.техн.наук, доктор пед.наук, профессор
                                   Дата допуска к защите:__________________
Самара 2008

Содержание:
Введение.                                                                              3
1.Особенности информационных продуктов и услуг.      4
2.База Данных, как информационная продукция.            11
2.1 Модели и архитектураБД.                                            15 
2.2. Система управления базамиданных.                          24
Заключение.                                                                         28
Библиографический список.                                               29

Введение
В настоящее время,несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих порнет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведениядокументации и отчетности.
Одной из составных задачможно рассматривать проблему составления расписания учебного процесса, а так жеоперативную корректировку расписания при возникновении необходимости в этом.
О своевременности иактуальности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что большую частьсвоего времени администраторы заведений и преподаватели тратят на оформлениеразличной документации и отчетов. Огромное количество учебных заведений иотсутствие предложений в данной сфере гарантируют высокую потребность в данномпродукте.
Базы данных (БД)составляют в настоящее время основу компьютерного обеспечения информационныхпроцессов, входящих практически во все сферы человеческой деятельности.
Действительно, процессыобработки информации имеют общую природу и опираются на описание фрагментов реальности,выраженное в виде совокупности взаимосвязанных данных. Базы данных являютсяэффективным средством представления структур данных и манипулирования ими.Концепция баз данных предполагает использование интегрированных средствхранения информации, позволяющих обеспечить централизованное управление даннымии обслуживание ими многих пользователей.

1.Особенностиинформационных продуктов и услуг
Усложнениенаучно-практической деятельности, с одной стороны, и информатизация общества, сдругой, породили значительные изменения спроса на информационном рынке. Это выразилось в расширенииноменклатуры предоставляемых услуг, а также вовлечении в информационную сферуновых учреждений, в том числе и тех, которые по основному профилю собственноинформационными не являются. В этих условиях, как никогда ранее, сотрудникамслужб НТИ, маркетинговых подразделений и библиотек необходимо уметьориентироваться на информационном рынке. Это позволит им решить ряд проблем,возникающих в процессе их деятельности:
— приобретать именно теинформационные товары, которые по содержанию и качеству удовлетворяютпотребности обслуживаемых групп и являются для них приемлемыми по цене;
— рациональноорганизовать собственную работу, т.е. предоставлять те услуги, которые внаибольшей степени соответствуют реальному спросу и отсутствуют наинформационном рынке;
— гарантировать качествои соответствие потребительских свойств информационных продуктов и услугзаявленной категории товара и его стоимости;
— облегчить созданиесовместимых и дополняющих друг друга информационных систем взаимообменаинформационной продукцией на региональном, всероссийском и международномуровнях;
— облегчитьвзаимопонимание сотрудников самых различных учреждений, предоставляющихинформационные продукты и услуги [10].
Это чисто практическиепричины необходимости постоянного слежения за изменениями, происходящими наинформационном рынке. Но следует указать и исследовательскую задачу: черезизменение номенклатуры, содержания и качества информационных продуктов становитсявозможным определить сферу и пределы социального влияния научно-информационнойдеятельности, указать те потребности, которые она должна удовлетворять.
Одним из действенныхсредств упорядочения разнохарактерных объектов и явлений с целью ориентации вих совокупности являются классификации. Попытки разработки классификацииинформационных продуктов и услуг предпринимались неоднократно в различныхсферах деятельности: сначала  в библиотечной, а затем и в сфере научно-информационной деятельности. Классификация информационных продуктов иуслуг в сфере библиотечной деятельности ограничилась рамками лишь тех продуктови услуг, которые предлагаются библиотеками. Достоинство классификации,составленной специалистами в области информатики, состоит в рассмотрении всехинформационных товаров, вне зависимости от типа учреждений, их предлагающих.Удачным является и выбор принципа классификации направленийнаучно-информационной деятельности, по видам продукции и услуг (например,аналитическая, патентно-лицензионная, переводческая и др. направления работы).Однако, являясь линейной, эта схема не предназначена для многомернойхарактеристики информационных товаров и помимо направлений деятельностиучитывает лишь вид (форму) конечного продукта [14].
Можно выделить некоторыенаправления деятельности, результатом которого является созданиеинформационного продукта:
— предоставление текстовдокументов (документальное обслуживание);
— библиографический поиски аналитико-синтетическая переработка информации (библиографическое обслуживание);
— фактографический поиски аналитико-синтетическая переработка информации (фактографическоеобслуживание);
— информационныеисследования;
— переводческаядеятельность;
— консультационнаядеятельность [2].
Примероминформационного продукта является информационный ресурс. Информационный ресурс как товар — это объект социально-экономических отношений, характеризующих процесстоварно-денежных отношений, осуществляемых в результате успешного завершенияинформационного производства. Под успешным завершением информационногопроизводства подразумевается получение информационного продукта, способного донести до потребителя неизвестные ему полезные данные, то естьспособного удовлетворять общественную потребность [13, c.70-72].
Информационныйпродукт отличается от традиционных материальных в силу того, что информационныересурсы обладают рядом специфических свойств, которые в процессе производствапереходят на информационный продукт. Основное свойство информационных ресурсов,которое определяет новизну информационного товара с точки зрения объектаэкономических отношений, состоит в том, что по своей природе информациянематериальна, невещественна, не имеет физической природы, что предполагаетмногообразие форм ее материального воплощения.
Материальнаяи нематериальная стороны информации, делающие ее благом особого рода,проявляются в ее связи с материальными носителями. Информация, как основнаясоставляющая информационного продукта, не имеет физического выражения, а этозначит, что в процессе производства и потребления конечными пользователямиинформационный продукт не исчезает и может быть использован многократно. Это нехарактерно для товаров сферы материального производства потому, что онивещественны: поскольку покупается товар, то все вещество, его составляющее,переходит от одного собственника к другому. Для информационного ресурса какидеального феномена, принявшего документарную, электронную, устную или какуюлибо иную форму, вещественно-энергетическая сторона его материального носителяне играет принципиальной роли, она не входит или почти не входит в егостоимость, и его отчуждение в процессе товарообмена не означает отчуждения отпрежнего владельца.
Возникаетвопрос, как оценить потребительские качества информационного продукта, еслиматериальный носитель выступает лишь как средство хранения и передачиинформации? В этом случае важную роль играет такое понятие как полезностьинформации. Полезность информационного продукта прямопропорционально влияет наего стоимость или ценность.
Свойство полезностиприсуще всем видам продуктов как материальным, так и нематериальным –информационным. В случае с материальными продуктами субъективная полезность дляпотребителя определяется на основе анализа физических показателей данногопродукта. При оценке полезности нематериальных продуктов, не имеющих физическойформы, используются такие абстрактные характеристики как достоверность,новизна, актуальность и оперативность.
Полезностьинформационного ресурса в значительной степени «ориентирована» на новизну. «Новая»информация обладает высокой степенью полезности, так как представляет собойпродукт, не имеющий аналогов на рынке. Ценность ее может быть сформирована безучета издержек прежнего исследовательского труда. Это также отличаетинформационный ресурс как товар от товаров материального производства, где квновь создаваемой стоимости причастны прежде использованные факторыпроизводства.
Новизнатовара играет важную роль и в материальном производстве, где она повышает егоконкурентоспособность. Но здесь она не столь принципиальна: неновыйвещественный товар все же может быть куплен, тогда как устаревшую информациюпокупать просто бессмысленно. Полезность информационного продуктапрямопропорционально зависит от степени новизны содержащейся в нем информации.
Кроме того,что информация должна быть новой, она в первую очередь должна быть достоверной,а также актуальной. Достоверность информационного продукта, определяетсястепенью соответствия имеющейся информации существующей реальности.Актуальность проявляется в субъективной значимости информационного ресурса дляпотребителя в пространственном и временном аспекте.
Взятая вотдельности каждая из перечисленных характеристик полезности информационногопродукта, не будет оказывать определяющего значения на мнение потребителя. Лишьв совокупности эти характеристики способны влиять на степень полезности и, темсамым, формировать потребительную стоимость информационного продукта.
Информационныепродукты в силу утраты новизны и актуальности имеют свойство со временем изнашиваться.Старение информационного ресурса в процессе его движения отнюдь не мешает емубыть товаром, более того, этим он даже не отличается от многих продуктовматериального производства, которые также изменяются в процессе хранения,транспортировки и т. п. [4, c. 75].
Средиотличительных особенностей информационных продуктов от материальных выделяют,по мнению некоторых экономистов, то, что производство информационных продуктов,требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. С этимнельзя не согласиться. Тем не менее, относительно информационных продуктовданных факт создает, в частности, немало проблем в связи с определением правсобственности в рамках сферы информационной деятельности [4].
Важнаяособенность информации как товара состоит в ее способности приносить пользу,функционально не связанную с затратами на ее производство. В традиционномпроизводстве его объемы пропорциональны капитальным затратам, но индустрияинформационного общества не подчиняется этому классическому постулатуэкономической теории.
Подводя итогирассмотрения свойств информационного продукта, хотелось бы отметить еще однуего особенность. Так как информация не исчезает при потреблении, онанакапливается и может быть использована в дальнейшем для различных целей. Тотфакт, что информация легко хранится и может быть структурирована, даетвозможность производителю информационных продуктов более полно удовлетворятьпотребности покупателей, создавая информационные продукты, отвечающиеиндивидуальным требованиям заказчиков. В век развития и глобальногоиспользования информационных технологий такая перспектива становится еще болеереалистичной.
Качество информационнойпродукции и услуг определяется, прежде всего, базой, использованной для ихподготовки. Поэтому описание конкретного информационного продуктапредусматривает характеристики привлеченных ресурсов. Это могут быть:
— совокупныеинформационные ресурсы региона и страны;
— зарубежные БД идокументальные собрания;
— личностные знанияспециалистов-экспертов, привлеченных к созданию информационного продукта [18].
В любой сфереизготовление по индивидуальному заказу уникального товара, требует большихвременных и материальных затрат и обходится дороже. Для того чтобы учесть этухарактеристику информационной продукции и услуг, введены нормы «Основаниедля осуществления обслуживания», включивший следующие признаки:
— индивидуальные запросыпользователей;
— повторяющиеся запросы(запросы аналогичного или близкого содержания, исходящие от разныхпользователей, позволяющие тиражировать информационную продукцию, т.е. повторноили многократно использовать ее для   обслуживания);
— типовые запросы илименю (запросы, сформулированные обслуживающим учреждением; абонент имеет правовыбора услуг из предложенного ассортимента) [13].
Выбор вида услуг,ресурсов, подлежащих привлечению, критериев отбора материала и глубины егоаналитической переработки, формы представления сведений зависит от причин,побудивших людей обратиться к информации, от особенностей их потребностей иуровня компетентности. Иногда цели обслуживания связывают со сферойдеятельности людей (научно-исследовательская, производственная, педагогическаяили учебная, любительская, сфера досуга), иногда — с характером решаемых задач(разработка новых объектов, их внедрение в практику, принятие управленческихрешений и т.д.). Цель «Обучение пользователей навыкам информационногосамообслуживания» вытекает из особенностей, действующих на рынкеинформационной продукции и услуг. Они проявляются в необходимости обеспеченияобщедоступности информации как неотъемлемого права человека демократическогообщества, с одной стороны, и во все возрастающей стоимости информационныхпродуктов и услуг, с другой. В этих условиях создание благоприятныхвозможностей для информационного самообслуживания ведет если не к устранению,то хотя бы к уменьшению трудностей, вызываемых указанными противоречиями.Успешное же самообслуживание требует повышения уровня информационной культурыличности.
Это лишь некоторыеуниверсальные нормы важные для анализа и описания любой продукции и услуг, ноне названы специализированные, значимые для характеристики отдельных групподнородных товаров. Так, например, для приобретения или продажи БД важныуказания на используемое программное обеспечение и состав справочников иподсказок (помощи), их совместимости с другими системами. Для характеристикиинформационных услуг, предоставляемых с помощью внешних БД, необходимы сведенияо возможной глубине ретроспективного поиска и периодичности актуализации БД.

2.БазаДанных, как информационная продукция
База Данных (БД) — это наборданных, который достаточен для установленной цели и представлен на машинном носителе,в виде позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся внем информации [10].
Главной задачей БДявляется хранение и представление по требованию пользователя всей необходимойинформации, исключая повторение и избыточность, а также сводя к минимумувероятность возникновения сбоев в работе с данными и потери данных.
БД неразрывносвязаны со всеми информационными ресурсами общества, создаются на их основе, амногие из них и могут использоваться только вместе с документальнымиисточниками информации. Информационные ресурсы рассматриваются как важная частьнациональных ресурсов, а проблемы их развития — как часть общих проблеминформатизации общества.
Построениетакой модели осуществляется в нескольких этапов с последовательным приближениемк оптимальному варианту, который наиболее адекватно отражает моделируемуюпредметную область.
Для созданияБД в первую очередь определяют интересующие объекты (например: поставщики,потребители, предприятия, работники), а затем выделяют для каждого объектанабор характеризующих его свойств — минимально возможную смысловую единицу(«реквизит»). Например, свойствами предприятия могут быть: его название, адрес,расчетный счет в банке, тип выпускаемой продукции и т.п.
Объектыреального мира, сведения о которых хранятся в БД, называют «сущностями», а ихактуальные признаки — «атрибутами». Вопрос об информационном содержании БДрешается не только путем определения предметной области, но и с учетоминтенсивности работы с различными видами информации, их динамическимихарактеристиками, частотой корректировок, степенью их взаимосвязи [6].
Как правило,пользователь интересуется не всей информацией, содержащейся в БД, поэтомунеобходимо обеспечить ему возможность выделения отдельной части (подмодели,локальной модели). Структура организации данных в БД должна учитывать связимежду различными видами данных и обеспечивать быстрый доступ к ним.
Существуеттри основных типа логической организации данных: иерархическая модель — имеетструктуру в виде графа и выражает только вертикальные связи типа подчинениянижнего уровня верхнему; сетевая модель — представляется в виде графы общеговида, где присутствуют горизонтальные и обратные связи; реляционная модель — совокупность таблиц, называемых «отношениями», над которыми выполняютсяоперации, формулируемые в терминах реляционной алгебры, для реализацииавтоматизированного ответа на запросы пользователей системы. Наибольшее распространение в настоящее, время имеютреляционные БД. По назначению содержащейся информации различаютБД: деловой информации (социальная информация, статистическая, коммерческая,финансовая, данные о продукции); информации для специалистов(научно-техническая, экономическая, маркетинговая, правоохранительная,исследовательская, технологическая информация и т.п.); массовой информации(правовая, библиотечно-библиографическая, архивная, учебная, справочная,информация о культуре, спорте, досуге и т.п.) [17].
Рассмотримклассификацию БД, с позиций их использования для систематизации информационныхуслуг и продуктов. БД принято разделять на библиографические инебиблиографические. Библиографические БД содержат вторичную информацию одокументах, включая рефераты и аннотации.
НебиблиографическиеБД имеют множество видов:
— справочные,содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса,расписания движения, телефоны магазинов;
-полноготекста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры;
-числовые,содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений,например химические и физические данные, статистические и демографическиеданные;
-текстово-числовые,содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленнойпродукции, фирмам, странам;
-финансовые,содержащие финансовую информацию, представляемую банками, биржами, фирмами;
-юридические,содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.
По способудоступа БД делят на размещенные, на хост-узлах (доступные через вычислительныесети); тиражируемые в коммуникативных форматах; тиражируемые программнымисредствами (включая CD-ROM); локальные.
Стандартныеформы БД дополняются сегодня мультимедийными документами, графическимиобразами, хронологическими рядами, процедурными, или активными, данными.Источники для формирования БД — первичные документы: техническая документация,отчеты, специальные журналы, монографии, аналитические обзоры, материалыконференций, выставок  и т.д.
Все больше используются также вторичные источникиинформации:средства массовой информации (СМИ) — статьи из газет и журналов, рефераты,лицензии, каталоги отечественных, и зарубежных фирм, рекламные объявления, регистрационныекарточки, письма, анкеты, договора, прейскуранты.
Важнейшиехарактеристики БД — тематический состав (БД законодательной информации,информации о персоналиях, адресно-справочные, коммерческой, информации);полнота информационных ресурсов (охват различных тематических предметныхобластей) и полнота их отражения в оригинальных БД, а также мера удовлетворениясоответствия пользователей предлагаемыми формами и режимами предоставленияинформации. БД должна отражать объекты реального мира однозначно инепротиворечиво.
Дляподдержания информационной базы в рабочем состоянии применяют комплекспрограммных и языковых средств — систему управления базой данных (СУБД).
Доступ кданным осуществляется в виде запросов, которые формулируются на стандартном языкезапросов. Действие, осуществляемое над БД, называется транзакцией.
2.1 Модели иархитектура БД
Использованиемодели данных при работе с БД неизбежно по нескольким причинам. Во-первых,модель дает общий язык пользователям, работающим с данными. Во-вторых, модельможет обеспечить предсказуемость результатов работы с данными. Становитсявозможным объяснить пользователю, почему он получил конкретный результат припросмотре или изменении данных, и наоборот, работающий с базой можетпредвидеть, какого сорта он получит результат. За время существованияразработок программных систем предложено много различных моделей разной степенираспространенности.
Реляционная модель данных
Наиболеепопулярной с начала 80-х гг. была и до сих пор остается реляционная модель данных.Она первая получила математическое описание, и она экономна по части базовыхпонятий. Первое повлекло возможность тщательного и интенсивного исследованиясвойств этой модели (немедленно реализованного в обширной литературе), а второесделало ее привлекательной для программистов и пользователей.
В реляционноймодели считается, что все данные ИС представлены в виде таблиц. Строки в каждойтаблице — это кортеж неструктурированных единиц данных. Набор кортежей,составляющий таблицу, образует математическое отношение, таким образом, модельданных представляется множеством таблиц-отношений (называемых R-таблицами),отсюда название «реляционная», т.е. модель, представленнаяотношениями [19].
Атрибутыстрок-кортежей (и таблиц-отношений) — это значения из заданных наравне стаблицами областей определения («доменов»). Разные столбцы в одной итой же или в разных таблицах могут иметь одну и ту же область определения, амогут — разные.
Значенияатрибутов в таблице-отношении могут иметь только один определенный видфункциональной зависимости друг от друга, а именно, все значения в произвольномкортеже должны по отдельности зависеть только от значений столбца или группыстолбцов — одних для всего отношения. Такой столбец или группа столбцов,называются ключевыми, а значения атрибутов в них — ключами.
Реляционнаябаза данных — это набор R-таблиц и только R-таблиц. Считается, что никаким инымобразом (переменные, массивы и т.п.) данные в базе не представлены. В рамкахреляционной теории имеется список операций, которые можно осуществлять надR-таблицами, причем так, что результатом снова будет R-таблица. Обычно этоследующие операции:
·          Базовые операции:
-ограничение — исключениеиз таблицы некоторых строк;
-проекция — исключение изтаблицы некоторых столбцов;
-декартово произведение — из двух таблиц получается третья по принципу декартова произведения двухмножеств строк;
-объединение — объединение множеств строк двух таблиц;
-разность — разностьмножеств строк двух таблиц;
-присвоение — именованнойтаблице присваивается значение выражения над R-таблицами.
·          Производныеоперации:
-группа операцийсоединения;
-пересечение — пересечение множеств строк двух таблиц;
-расширение — добавлениеновых столбцов в таблицу;
-суммирование — в новойтаблице с меньшим, чем в исходной, числом строк, строки получены какагрегирование (например, суммирование по какому-то столбцу) строк исходной [15].
Если можно говорить обосновной идее использования реляционного подхода в СУБД, то это именнопредсказуемость результатов работы с данными, обеспечиваемая математическимаппаратом в основе этого подхода. Ничего другого для объяснения пользователю,почему он получил тот, а не иной результат, не требуется. А, учитывая, чтонабор основных понятий достаточно прозрачен, получается, что результат непросто предсказуем, но и относительно просто предсказуем. То же можно сказатьне только о запросах, но и о манипулировании моделью с помощью перечисленныхопераций над таблицами. Реляционная модель данных, несмотря на ее достоинства,совсем не идеальна. В ряде случаев она не позволяет ясно (или вовсе) отразитьособенности предметной области: всего лишь одной из иллюстраций тому служитотсутствие прямых средств выражения иерархии. Поэтому постоянно ведутся поискидругих моделей, которые, впрочем, все также имеют свои сильные и слабыестороны.
Объектно-ориентированная модель данных
Моделью данных,привлекающей нарастающее внимание с конца 80-х гг., является объектная, или«объектно-ориентированная» модель. Основными понятиями, с которымиоперирует эта модель, являются следующие:
-объекты, обладающиевнутренней структурой и однозначно идентифицируемые уникальным внутрисистемнымключом;
-классы, являющиеся посути типами объектов;
-операции над объектамиодного или разных типов, называемые «методами»;
-инкапсуляцияструктурного и функционального описания объектов, позволяющая разделятьвнутреннее и внешнее описания (в терминологии предшествовавшего объектномумодульного программирования — «модульность» объектов);
-наследуемость внешнихсвойств объектов на основе соотношения «класс-подкласс» [5].
К достоинствамобъектно-ориентированной модели относят:
-возможность дляпользователя системы определять сложные типы данных (используя имеющийсясинтаксис и свойства наследуемости и инкапсуляции);
-наличие наследуемостисвойств объектов;
-повторное использованиепрограммного описания типов объектов при обращении к другим типам, на нихссылающимся [3].
К недостаткамобъектно-ориентированной модели можно отнести:
-отсутствие строгихопределений, разное понимание терминов и различия в терминологии, например,изъявляется готовность изложить восемь различных толкований такого базовогопонятия, как «наследуемость»;
-как следствие — этамодель не исследована столь тщательно математически, как реляционная;
-отсутствиеобщеупотребимых стандартов, позволяющих связывать конкретныеобъектно-ориентированные системы с другими системами работы с данными [17].
Некоторые специалистыосновным и главным отличием объектно-ориентированной модели от реляционнойсчитают наличие уникального системного идентификатора. Эта разница связана содним интересным семантическим явлением. Дело в том, что в реляционной моделиобъект целиком описывается его атрибутами.
Модель«объектов-ролей»
Еще одноймоделью данных, имеющей конкретную реализацию, является модель«объектов-ролей», предложенная еще в начале 70-х годов. В отличие отреляционной модели в ней нет атрибутов, а основные понятия — это объекты ироли, описывающие их. Роли могут быть как «изолированные», присущиеисключительно какому-нибудь объекту, так и существующие как элемент какого-либоотношения между объектами. Модель служит для понятийного моделирования, чтоотличает ее от реляционной модели. Модель «объектов-ролей» сейчаспривлекает большое внимание специалистов, однако до промышленных масштабов ееиспользования, сравнимых с двумя предыдущими, ей пока далеко [15].
Концептуальнаямодель данных
 Концептуальнаямодель наиболее полно отвечает потребностям проектирования баз знаний ипостроена на ряде принципов, которые мы сейчас рассмотрим. Есть две большиеобласти понятий в концептуальной модели. Обе они построены по принципуиерархического дерева. Первая область – это дерево типов данных, вторая –дерево данных. Дерево типов описывает структуру данных дерева данных, поэтомубез дерева типов нет никакой логической целостности дерева данных.
Уровень упрощения – уровень детализации представленияоб объекте реального мира, достаточный нам для его описания и последующегоиспользования.
Свойство объекта – это одна из характеристик объектареального мира, информацию, о которой мы будем хранить в базе данных.
События – набор реакций объекта на изменениявнешних условий, описанных в нашей базе данных.
Тип – набор свойств и событий объекта,описанных как единый комплекс. При этом, в зависимости от уровня упрощений, унас может быть свойством типа другой тип.
Объект – совокупность типов и свойств,объединенных в один тип, способный описать объект реального мира.
Связь – это свойство типа или свойстватипа, характеризующая взаимосвязь типов в дереве данных или способ изменениязначения свойства объектного типа соответственно. Бывают три типа связей:включение в дереве данных, вставка из другого типа значения свойства типа иссылка на экземпляр типа в дереве данных. Включение позволяет строить дереводанных.
Наследование – это способ описания дерева типов[19].
Имея такие богатыевозможности, концептуальная модель долгое время была не реализована. Авторамиконцептуальной модели были Смит и Смита – американские ученые, написавшие рядстатей в 1972 – 1976 годах, которые, по общему мнению, считались утопией.
Инфологическаямодель данных
Наиболее близка кконцептуальной модели, модель “Сущность-связь”, хоть и значительно болееущербная с точки зрения пользователя. Основными конструктивными элементамиинфологических моделей, являются сущности, связи между ними и их свойства.
Сущность – любойразличимый объект.
Атрибут – поименованнаяхарактеристика сущности.
Связь – ассоциированиедвух или более сущностей.
Ключ – минимальный наборатрибутов, по значениям которых можно однозначно найти требуемый экземплярсущности. Как правило – это первичный ключ в таблице базы данных.
К. Дейт определяет триосновных класса сущностей: стержневые, ассоциативные и характеристические, атакже подкласс ассоциативных сущностей – обозначения [8].
Ассоциативная сущность –это связь вида «многие-ко-многим».
Характеристическаясущность (характеристика) – это связь вида «многие-к-одной» или«одна-к-одной» между двумя сущностями (частный случай ассоциации).Единственная цель характеристики в рамках рассматриваемой предметной областисостоит в описании или уточнении некоторой другой сущности. Это что-то вродеперечисления.
Обозначающая сущность илиобозначение – это связь вида «многие-к-одной» или«одна-к-одной» между двумя сущностями и отличается от характеристикитем, что не зависит от обозначаемой сущности.
АрхитектураБД
Эффективностьфункционирования информационной системы (ИС) во многом зависит от ееархитектуры. В настоящее время перспективной является архитектура клиент-сервер.В достаточно распространенном варианте она предполагает наличие компьютернойсети и распределенной базу данных, включающей корпоративную базу данных (КБД) иперсональные базы данных (ПБД). КПД размещается на компьютере-сервере, ПБДразмещают на компьютерах сотрудников подразделений, являющихся клиентамикорпоративной БД.
Сервером определенногоресурса в компьютерной сети называется компьютер (программа), управляющий этимресурсом, клиентом-компютер (программа), использующий этот ресурс. В качествересурса компьютерной сети могут выступать, к примеру, базы данных, файловыесистемы, службы печати, почтовые службы. Тип сервера определяется видомресурса, которым он управляет.
Достоинством организацииинформационной системы по архитектуре клиент-сервер — удачное сочетаниецентрализованного хранения, обслуживания  и коллективного доступа к общейинформации с индивидуальной работой пользователей над персональной информацией.Архитектура клиент-сервер является удачное сочетание централизованногохранения, обслуживания и коллективного доступа общей корпоративной информации синдивидуальной работой пользователей над персональной информацией. Она допускаетразличные варианты реализации.
Исторически первымипоявились распределенные ИС с применением файл-сервера. В таких ИС по запросампользователей файлы базы данных передаются на персональные компьютеры (ПК), гдеи производится их обработка. Недостатком такого варианта архитектуры являетсявысокая интенсивность передачи обрабатываемых данных. Причем, зачастую передаютсяизбыточные данные: вне зависимости от того, сколько записей из базы данныхтребуется пользователю, файлы базы данных передаются целиком.
Структура распределеннойИС, построенной по архитектуре клиент-сервер с использованием сервера базданных. При такой архитектуре сервер базы данных обеспечивает выполнениеосновного объема обработки данных. Формируемые пользователем или приложениемзапросы поступают к серверу БД в виде инструкций языка SQL. Сервер базы данных выполняет поиск и извлечениенужных данных, которые затем передаются на компьютер пользователя. Достоинствомтакого подхода в сравнении предыдущим является заметно меньший объемпередаваемых данных.
Для создания и управленияперсональными БД и приложений, работающих с ними, используются СУБД, такие как Access  Visual FoxPro фирмы Microsoft, Paradox фирмы Borland.
Корпоративная БДсоздается, поддерживается и функционирует под управлением сервера БД, например Microsoft SQL Server или Oracle Server.
В зависимости от размероворганизации и особенностей решаемых задач информационная система может иметьодну из следующих конфигураций
-компьютер-сервер,содержащий корпоративную и персональные базы;
— компьютер-сервер иперсональные компьютеры с ПБД;
-несколькокомпьютеров-серверов и персональных компьютеров с ПДБ [20].
Использование архитектурыклиент-сервер дает возможность постепенного наращивания информационной системыпредприятия, во-первых, по мере развития предприятия; во-вторых, по мереразвития самой информационной системы
Разделение общей БД на корпоративнуюБД и персональную БД позволяет уменьшить сложность проектирования БД посравнению с централизованным вариантом, а значит снизить вероятность ошибок припроектировании и стоимость проектирования.
Важнейшим достоинствомприменения БД в информационных системах является обеспечение независимостиданных от прикладных программ. Это дает возможность пользователям не заниматьсяпроблемами представления данных на физическом уровне: размещения данных впамяти, методов доступа к ним и т.д.
Такая независимостьдостигается поддерживаемым СУБД многоуровневым представлением данных в БД налогическом (пользовательском) и физическом уровнях. Благодаря СУБД и наличиюлогического уровня представление данных обеспечивается отделение концептуальной(понятийной) модели БД от ее физического представления в памяти компьютера.
2.2 Система управления базами данных
Можносчитать, что если прикладная информационная система опирается на некоторуюсистему управления данными, обладающую этими свойствами, то эта система управленияданными является системой управления базами данных (СУБД).
Системауправления базами данных (СУБД) – это указания на программный комплекс,реализующий базы данных [21].
Основнымифункциями СУБД является:
-непосредственноеуправление данными во внешней памяти. Эта функция включает обеспечениенеобходимых структур внешней памяти как для хранения данных, непосредственновходящих в БД, так и для служебных целей, например, для убыстрения доступа кданным в некоторых случаях (обычно для этого используются индексы).
-управлениебуферами оперативной памяти. СУБД обычно работают с БД значительного размера;по крайней мере, этот размер обычно существенно больше доступного объемаоперативной памяти. Практически единственным способом реального увеличения этойскорости является буферизация данных в оперативной памяти. Поэтому в развитыхСУБД поддерживается собственный набор буферов оперативной памяти с собственнойдисциплиной замены буферов.
Одним изосновных требований к СУБД является надежность хранения данных во внешнейпамяти. Под надежностью хранения понимается то, что СУБД должна быть всостоянии восстановить последнее согласованное состояние БД после любогоаппаратного или программного сбоя. Обычно рассматриваются два возможных видааппаратных сбоев: так называемые мягкие сбои, которые можно трактовать каквнезапную остановку работы компьютера, например аварийное выключение питания ижесткие сбои, характеризуемые потерей информации на носителях внешней памяти.Поддержание надежности хранения данных в БД требует избыточности храненияданных, причем та часть данных, которая используется для восстановления, должнахраниться особо надежно. Наиболее распространенным методом поддержания такойизбыточной информации является ведение журнала изменений БД. Журнал — это особаячасть БД, недоступная пользователям СУБД и поддерживаемая с особойтщательностью. Иногда поддерживаются две копии журнала, располагаемые на разныхфизических дисках, в которую поступают записи обо всех изменениях основнойчасти БД. Во всех случаях придерживаются стратегии «упреждающей»записи в журнал. Самая простая ситуация восстановления — индивидуальный откаттранзакции.
Транзакция — это последовательность операций над БД, рассматриваемых СУБД как единое целое.Либо транзакция успешно выполняется, и СУБД фиксирует изменения БД,произведенные этой транзакцией, во внешней памяти, либо ни одно из этихизменений никак не отражается на состоянии БД. Понятие транзакции необходимодля поддержания логической целостности БД [21].
Для работы сбазами данных используются специальные языки, в целом называемые языками БД. Всовременных СУБД обычно поддерживается единый интегрированный язык, содержащийвсе необходимые средства для работы с БД, начиная от ее создания, иобеспечивающий базовый пользовательский интерфейс с базами данных. Стандартнымязыком наиболее распространенных в настоящее время реляционных СУБД являетсяязык SQL.
Типоваяорганизация современной СУБД: логически в современной реляционной СУБД можновыделить наиболее внутреннюю часть — ядро СУБД, компилятор языка БД (обычноSQL), подсистему поддержки времени выполнения, набор утилит. В некоторыхсистемах эти части выделяются явно, в других — нет, но логически такоеразделение можно провести во всех СУБД.
Ядро СУБД — отвечает за управление данными во внешней памяти, управление буферамиоперативной памяти, управление транзакциями и журнализацию. Соответственно,можно выделить такие компоненты ядра, как менеджер данных, менеджер буферов,менеджер транзакций и менеджер журнала. Ядро СУБД обладает собственныминтерфейсом, не доступным пользователям напрямую и используемым в программах,производимых компилятором SQL или в подсистеме поддержки выполнения такихпрограмм и утилитах БД. Ядро СУБД является основной резидентной частью СУБД.При использовании архитектуры «клиент-сервер» ядро является основнойсоставляющей серверной части системы.
Основнойфункцией компилятора языка БД является компиляция операторов языка БД в некоторуювыполняемую программу. В отдельные утилиты БД обычно выделяют такие процедуры, которыеслишком накладно выполнять с использованием языка БД, например сбор статистики,глобальная проверка целостности БД и т.д. Утилиты программируются сиспользованием интерфейса ядра СУБД, а иногда даже с проникновением внутрьядра.
Основнаязадача систем управления распределенными базами данных состоит в обеспечениисредства интеграции локальных баз данных, располагающихся в некоторых узлахвычислительной сети, с тем, чтобы пользователь, работающий в любом узле сети,имел доступ ко всем этим базам данных как к единой базе данных. При этом должныобеспечиваться: простота использования системы; возможности автономногофункционирования при нарушениях связности сети или при административныхпотребностях; высокая степень эффективности. Возможны однородные и неоднородныераспределенные базы данных. В однородном случае каждая локальная база данныхуправляется одной и той же СУБД. В неоднородной системе локальные базы данныхмогут относиться даже к разным моделям данных. Сетевая интеграция неоднородныхбаз данных — это актуальная, но очень сложная проблема. Многие решения известнына теоретическом уровне, но пока не удается справиться с главной проблемой — недостаточной эффективностью интегрированных систем.
Распределеннаясистема управления базами данных. Легкость использования системы достигается засчет того, что пользователи БД (разработчики прикладных программ и конечныепользователи) работают в среде определенного языка БД (например, SQL). Системаавтоматически обнаруживает текущее местоположение упоминаемых в запросепользователя объектов данных; одна и та же прикладная программа, включающаяпредложения SQL, может быть выполнена в разных узлах сети. При этом в каждомузле сети на этапе компиляции запроса выбирается наиболее оптимальный планвыполнения запроса в соответствии с расположением данных в распределеннойсистеме.
Обеспечениеавтономности узлов сети достигается за счет того, что каждая локальная базаданных администрируется независимо от других. Возможны автономное подключениеновых пользователей, смена версии автономной части системы и т.д. Системаспроектирована таким образом, что в ней не требуются централизованные службыименования объектов или обнаружения тупиков. В индивидуальных узлах нетребуется наличие глобального знания об операциях, выполняющихся в других узлахсети; работа с доступными базами данных может продолжаться при выходе из строяотдельных узлов сети или линий связи. Высокая степень эффективности системыдостигается за счет: Выполнению запроса предшествует его компиляция. Возможностьперемещения удаленных отношений в локальную базу данных.

Заключение:
 Рынокинформационных продуктов и услуг – система экономических, правовых иорганизационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда накоммерческой основе.
Развитие рыночныхотношений привело к разрушению традиционных и появлению новых видовпредпринимательской деятельности, от состояния и перспектив развития которыхзависит формирование научного и производственно-технического потенциала любогопредприятия. Прежде всего это относится к деятельности фирм, занятых в областиинформационных технологий и информационного бизнеса, предпринимательскойдеятельности (частной, кооперативной, государственной), связанной с разработкойи распространением информационных технологий.
Одним из немаловажныхфакторов, повлиявших на внедрение информационных технологий, тало появлениеинформации, которая вскоре приобрела статус бизнес — информации. В большинствеслучаев пользователи заинтересованы в получении реальных данных о производителях,ценах, спросе на отдельные товары и т.д. Информация такого рода необходимаданный конкретный момент и в большинстве случаев быстро устаревает. В связи сэтим появляется необходимость в актуализированных средствах, позволяющихобеспечить решение проблем в сжатые сроки.

Библиографическийсписок:
1.Агальцев, В. П.  Базы Данных[Текст]/ В. А. Агальцев. — М.: Мир, 2007.-с.200.
2.Антропольский, А. Б. СертификацияБаз Данных и рынок информационной продукции [Текст]/ А.Б. Антопольский, К. Б.Вигурский/ Научно-техническая информация. — Сер 1.- № 12,2006.-с.88-92 .
3. Бойко В. В. Проектирование БазыДанных информационных систем [Текст]/В. В. Бойко, В. М. Савинков. — М.:-Бингом,2006.-с.265 .
4.Ваниянц, С. В. Информационныйресурс в экономической сфере [Текст]/С.В.Ваниянц. – М.:-Прогресс,2006.-с.56-59.
5. Вон, К. Технологияобъектно-ориентированных баз данных [Текс]/К.Вон. — М.:- Книга,2007.- с.558.
6. Голицын, О. Л. Базы Данных[Текст]/О. Л. Голицын, Н. В. Максимов, И. И. Попов. — М.: Инфра-М,2006.- с.340.
7. Городов, О. А.Информация, какобъект гражданских прав [Текст]/ О. А. Городов/ Правоведение.- №6,2007.-с.41.
8. Дейт, К. Введение в системы БазДанных [Текст]/К. Дейт.- перевод с англ. яз., 7-е издание. — М.: Вильямс,2005.-с.800.
9. Карпова, Т. С. Базы Данных: модели,разработка, реализация [Текст]/ Т.С.Карпова. — СПб.: — Питер,2006.-с.496.
10.Копылов, В. А. Информационноеправо [Текст] / В. А. Копылов. – М: Юрист, 1997. –с.470 .
11. Кедровская, Л. Г. Номенклатураинформационных услуг [Текст]/ Л. Г. Кедровская, А. И. Мшвелидзе, Ю. Н. Ухин. — СПб.: — ИПКИР,2005.-с. 180.
12. Корнеев, И. К. Информационныетехнологии в управлении [Текст]/ И. К. Корнеев, В.А. Мамурцев. – М.: Инфра-М,2006.- 453 с.
13.Махлуп, Ф. Производство ираспространение знаний [Текст]/ Ф. Махлуп. — СПб.: — Прогресс,2006.-с.600.
14.Российская энциклопедия информациии телекоммуникаций [Текст]/Международное бюро информации и телекоммуникаций. — М.: ТЕИС,2006.- с.800.
15.Славнова, А. О. Информационнаяэкономика [Текст]/А.О.Славнова. — М.: РРБ,2006.-с.392.
16. Стоунбрейкер,М. Объектно-реляционные системы баз данных. [Текст]/ М. Стоунбрейкер. –Прогресс — выпуск 4, 2006. — с.380.
17. Тиори, Е. Проектирование Баз Данных[Текст]/ Е. Тиори, Дж. Фрай. — М.: — Мир, 2006. — с.456.
18. Ульман, Дж. Основы систем Баз Данных[Текст]   / Дж. Ульман — М.: -Прогресс, 2007. — с.800.
19. Урсул, А.Д. Отражение иинформация [Текст]/ А. Д. Урсул. — М.: -Мысль, 2005.- с.520
20. Хомоненко, А. Д. Базы Данных[Текст] / А. Д. Хомоненко, В. М. Циганков, М. Г. Мальцев. — СПб.: — КОРОНАпринт, 2006.- с.478.
21. Юрьева, Т. Ю. Словарьинформационных продуктов и услуг [Текст] / Т. Ю. Юрьева. — Кемерово.: — РОСТИКС,2006.-с.50.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тенденции развития технико-криминалистических средств обнаружения, фиксации, изъятия и исследования наркотиков
Реферат лекции по архитектуре ВС
Реферат Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе
Реферат Місце географії у сучасному науковому пізнанні світу
Реферат Мое отношение к роману М.А.Шолохова "Поднятая целина" и его героям
Реферат Методика обучения декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования
Реферат Научитесь общаться
Реферат Структура и производство Барановичского производственного хлопчатобумажного объединения
Реферат Четвертьволновой трансформатор
Реферат Старт школьной компьютеризации
Реферат 26. 04. 2011 / 19: 12 в ходе акции «Дети в ночном городе» выявлено более 4 тысяч правонарушений мвд рк
Реферат Глід - лікарська рослина
Реферат Zur Organisation der Gerichte in der BRD
Реферат Romantic Period Essay Research Paper THE ROMANTIC
Реферат Банковская и коммерческая тайна