Курсовая работа
на тему:
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ (LMS)
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие электронного обучения. Управлениеэлектронным обучением
1.1 Что такое e-Learning
1.2 Технологии электронного обучения
1.3 Основные типы программногообеспечения для создания e-learning решений. Система управления обучением
Глава 2. Основные компоненты LMS на примере IBM Lotus Learning Management System и Moodle
2.1 Компоненты LMS
2.2 Преимущества Open Source LMS Moodle
Глава 3. Разработка учебных курсов в системе Moodle
3.1 Основные элементы Moodle
3.2 Создание электронных ресурсов средствами Moodle
Заключение
Список литературы
Введение
Историяперсональных компьютеров, ставших общедоступными, ведет отсчет уже третьегосвоего десятилетия, однако обучение с помощью компьютерных технологий началоразвиваться гораздо позже. Попытки дополнить традиционную модель заочногообразования решениями на базе CD-ROM вылились со временем в целую индустриюдистанционного обучения. Для обозначения этой модели обучения все чащеиспользуется емкий термин e-Learning. Европейская комиссия определяетe-Learning как «использование новых технологий мультимедиа и Internet дляповышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, атакже удаленного обмена знаниями и совместной работы». Проще говоря, подe-Learning подразумевается учебный процесс, в котором используютсяинтерактивные электронные средства доставки информации, включая компакт-диски,корпоративные сети и Internet.
Причины интересак e-Learning понятны. Ключевое значение для конкурентоспособности предприятийприобретают не технологии, а интеллектуальный капитал — знания и опытсотрудников. Но при этом стремительное развитие технологий и методов ведениябизнеса требует постоянного обновления знаний. Актуальной становится концепциянепрерывного обучения, однако воплотить ее в жизнь в условиях большойзагруженности сотрудников и необходимости экономически обосновывать затраты наповышение их квалификации непросто. Е-Learning позволяет находить для обученияудобное окно в рабочем графике, экономить на транспортных расходах, охватыватьучебными программами множество пользователей, создавать корпоративную средунакопления и совершенствования знаний, обеспечивать комфортный, персонализированныйстиль обучения. Немало возможностей открывает применение электронных средствобучения и в традиционной академической образовательной среде. Апологетыe-Learning утверждают даже, что только электронное обучение позволитсформировать общество нового типа, экономика которого будет основана на знаниях.Есть, впрочем, и более пессимистичные оценки, в соответствии с которымиe-Learning — не более чем удобный инструмент, ничего не меняющий в методахпедагогики, неспособный внести революционных изменений в образовательныйпроцесс как таковой.
Не претендуяна полноту, попытаемся определить основные компоненты электронного обучения иобратимся к интересным примерам реализации e-Learning.
Истокисовременного электронного обучения можно найти в появившихся в начале 90-хтехнологиях компьютерных тренингов (computer-based training, CBT). Курсы наCD-ROM предназначались для автономного использования или, в редких случаях, влокальной сети клиент-серверной архитектуры. Первое поколение продуктов этоготипа представляло собой не готовые учебные программы, а средства созданиямультимедийных курсов, из которых квалифицированные программисты илиспециальные разработчики учебного контента могли сконструировать пригодную дляиспользования систему. Результатом, как правило, был продуманный с методическойточки зрения качественный тренинг с разнообразными интерактивными возможностями.
Однако этотребовало больших затрат времени и средств, практически исключалась возможностьмодификации полученного тренинга в дальнейшем, поэтому довольно быстро этутехнологию потеснили готовые компьютерные тренинги, тематика которых быласвязана преимущественно с различными аспектами ИТ: новый тип обучения сиспользованием компьютера легче всего принимался именно в мире компьютеров. Ограниченноераспространение CBT-программ, связанных с бизнесом или предназначенных дляповышения профессиональной квалификации специалистов на вертикальных рынках,объяснялось рядом причин, в частности, необходимостью серьезной настройкисодержания курсов не только под конкретную индустрию, но и под определеннуюкомпанию; разработчикам готовых электронных тренингов это было невыгодно.
Активноеиспользование предприятиями большого числа компьютерных курсов и реализациямасштабных корпоративных проектов по переводу обучения в электронную формупоставили вопрос об управлении процессом такого обучения. Без централизованногоконтроля над учащимися экономически обосновать расходы на компьютерные тренингибыло невозможно. Так в конце 90-х возникли системы категории Learning ManagementSystem (LMS), включающие средства не только для организации и контроляиспользования компьютерных тренингов, но и для администрирования учебногопроцесса в целом, в том числе, его традиционных форм. Стремление к тому, чтобытренинги от разных производителей, в том числе и курсы, разработанныезаказчиками самостоятельно, были совместимы с разными LMS-платформами,стимулировало работы по стандартизации.
Сам терминe-Learning появился в 1999 году, когда распространение технологий Internetпривело к вытеснению компьютерных курсов на CD-ROM тренингами на базе Web. Имибыло гораздо легче и дешевле охватить персонал территориально-распределенныхорганизаций любого масштаба. Проще и эффективнее оказалась и организацияцентрализованного управления учебным процессом. Сеть открывала путь к созданиюконсолидированной виртуальной среды, объединяющей слушателей, преподавателей именеджеров. Однако реализация курсов на Web-сервере во многом уступала покачеству и богатству возможностей программам обучения с использованием CD-ROM.
Сменатысячелетий сопровождалась Internet-бумом и ростом популярности учебныхпорталов, предоставлявших доступ к учебному контенту. Управление данными дляреализации таких порталов базировалось на функциональности LMS, благодаря чемуукреплялась репутация этой категории систем как необходимого компонентаe-Learning. Кризис Internet-индустрии привел к краху многих поставщиковпортальных технологий для электронного обучения, которые делали ставку наколичество, а не на качество и эффективную специализацию курсов. Выжили те, ктосмог предложить более сфокусированные на определенной тематике тренинги с хотябы минимальными возможностями их адаптации под нужды заказчика. Наряду сиспользованием готовых библиотек электронных курсов начали развиваться новыеподходы к реализации e-Learning, которые делали ставку на самостоятельнуюразработку учебных программ под задачи компании и их развертывание на базеплатформ LMS.
Помимоэлектронных библиотек курсов, средств разработки учебного контента и систем управленияучебным процессом, развиваются новые технологии для e-Learning, в том числевиртуальные классные комнаты, которые обеспечивают взаимодействие преподавателяи учащихся в реальном времени, системы управления учебным контентом на основеконцепции учебных объектов, средства совместной работы, средства потоковойпередачи мультимедиа и игровые технологии, позволяющие оживить процесс обученияв электронной среде.
Глава 1. Понятие электронного обучения. Управлениеэлектронным обучением1.1 Что такое e-Learning
Дляграмотной и максимально рациональной организации учебного процесса любаяорганизация должна определиться с тем, на кого направлено обучение, прощеговоря, с целевой аудиторией. Существует три основные, дифференцированные по возрасту,группы учащихся: школьники, студенты, взрослые слушатели (аспиранты,докторанты, слушатели магистратуры и т.д.).
Естественно,для каждой из этих групп приоритеты в изучении тех или иных дисциплинрасставлены по-разному, и, соответственно, для организаторов учебного процессаважно правильно определить цели и задачи обучения. Существуют четыреклассических вопроса, которыми задаются учащиеся при изучении материала: ЧТО,КАК, ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ. Проблема в том, что эти вопросы возникают у каждогослушателя по очереди при переходе из одной возрастной группы в другую. Дляшкольников при изучении какой-либо дисциплины характерны вопросы ЧТО и КАК, то есть,грубо говоря, «что есть что» и «как все это функционирует».Студенты обычно интересуются КАК и ЗАЧЕМ происходят те или иные явления, а взрослымслушателям чаще всего важно понять ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ.
Помимо всегопрочего студентам и взрослым учащимся в отличие от школьников необходимополучить практические навыки применения знаний, полученных на занятиях. Отталкиваясьот всего этого, организаторы учебного процесса должны определиться с целями и задачамиобучения для разных групп слушателей, с тем ЧТО, КАК и для КОГО преподавать.
С традиционнымобучением все более-менее понятно: слушатель приходит на лекцию, получаеттеоретический материал, затем на семинарах отрабатывает определенныепрактические навыки. В дистанционном обучении нет прямого, очного контактапреподавателя с учащимися — этим и осложняется организация учебного процесса,поскольку каждый слушатель изучает материалы самостоятельно и можно ставить подсомнение отработку практических навыков, которые просто необходимы приполучении, например, высшего образования.
Эту проблемупозволяет решить e-Learning (электронноеобучение), которое на сегодняшний день является революционным и наиболееперспективным направлением развития дистанционного обучения. Помимо решениясвоей первоочередной задачи — обучения на расстоянии — e-Learning может стать отличным дополнением очной формы,поскольку технологии, применяемые при разработке электронных учебных курсов,будут хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности традиционногообучения.
Несмотря на то,что e-Learning в чистом видеподразумевает самостоятельное изучение материалов, как и при дистанционномобучении, он имеет ряд преимуществ перед традиционной очной формой:
большая свобода доступа — учащийсяимеет возможность доступа через Internet к электронным курсам из любого места,где есть выход в глобальную информационную сеть;
более низкие цены на доставку обучения — в электронном обучении процесс доставки образования включает в себя толькообмен информацией через Internet без затрат со стороны учащегося на покупкуучебно-методической литературы;
возможность разделения содержания электронного курсана модули — небольшие блоки информации позволяют сделатьизучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов;
гибкость обучения — продолжительностьи последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностьюадаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности;
возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов, и преподаватели, и студенты, развивают своинавыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами.Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебныематериалы;
возможность определять критерии оценки знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которымоцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения. Это позволяетисключить необъективность и предвзятость.
Электронныеучебные курсы — высокотехнологичный продукт, создаваемый на основе и с применениемсамых современных IT-решений.1.2 Технологии электронного обучения
Технически e-Learning решение строится на основецелого ряда программных продуктов.
Средстворазработки учебного контента (Authoring Tool) Система управления обучением (LearningManagement System) — принятый в России термин — Система Дистанционного Обучения(СДО) Система обмена информацией.
Системауправления контентом / учебным порталом.
Системадистанционного обучения является основой любой e-Learningсистемы.
Системауправления обучением реализует следующие функции:
Учетслушателей, персонализация, разграничение прав доступа.
Управлениепроцессом обучения, учет результатов обучения и тестирования.
Интеграция смеханизмами синхронного и асинхронного общения.
Подготовкааналитической отчетности.
Интеграция свнешними информационными системами (например, с системой кадрового учета).
С помощьюсредств разработки учебного контента создаются учебные материалы и тесты,которые затем помещаются в базу данных системы управления обучением. Через нееслушатели получают доступ к учебным материалам. Система обмена информациейпозволяет учащимся, преподавателям, экспертам и другим участникам учебногопроцесса обмениваться информацией между собой как в режиме реального времени (синхронно)так и асинхронно. Вэб-интерфейс системы управления обучением, как правило,строится на основе средств управления контентом.
Учебныйконтент может быть статическим (HTML страницы, тексты) и интерактивным, сэлементами анимации и голосовым сопровождением. Для создания статическогоконтента можно использовать стандартные редакторы, такие как Microsoft Word. Интерактивныйконтент создается с помощью специальных программных продуктов.
Модульобмена информацией системы е-Learning позволяетреализовать следующие функции (в зависимости от выбранного программногообеспечения):
Асинхронноеобщение — форумы, доски объявлений, электронная почта Синхронное общение — голосовой и компьютерный чат, видеоконференции, совместное использованиепрограммных продуктов, виртуальная аудитория.
ТехнологииE-learning пока не получили в России широкого распространения. Тем не менее, нароссийском рынке сегодня уже существует ряд компаний, успешно внедрившихсистемы дистанционного обучения или планирующих сделать это в ближайшем будущем.И мы уверены, что скорость, с которой на российский рынок проникают передовыетехнологии управления, говорит о том, что в ближайшем будущем рынок e-learningрешений будет активно развиваться.
1.3 Основные типы программного обеспечения длясоздания e-learning решений. Система управления обучением
Чтобыдистанционное обучение (ДО) было эффективным, используемая в нем технологиядолжно обладать такими характеристиками, чтобы оно доставляло удовольствие иобучаемому и преподавателю. Ничто так не гасит энтузиазм новоявленных учеников,как технические проблемы, создаваемые сложным в использовании программнымобеспечением.
Рассмотримосновные технологические решения, используемые для электронного обучения (e-learningsolutions). Спектр программного обеспечения для ДО очень широк. На одном краюэтого спектра — простые программы, выполненные в HTML, на другом — сложныесистемы управления обучением и учебным контентом (Learning Content ManagementSystems), использующиеся в корпоративных компьютерных сетях.
Одним изсекретов успешного внедрения дистанционного обучения является правильный выборпрограммного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям. Этитребования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателяи, во многих случаях, администратора, который должен контролировать ход ирезультаты обучения.
Средиосновных типов программного обеспечения для создания e-Learning решений можновыделить:
авторскиепрограммные продукты (Authoring Packages), -системы управления обучением (LearningManagement Systems — LMS), -системы управления контентом (Content ManagementSystems — CMS), -системы управления учебным контентом (Learning ContentManagement Systems — LCMS).
Авторскиепродукты специально разработаны для преодоления тех затруднений, с которымисталкиваются преподаватели при использовании языков программирования. Этипрограммы обычно позволяют преподавателю самостоятельно разрабатывать учебныйконтент на основе визуального программирования. Недостатком таких продуктовявляется невозможность отслеживать и контролировать во времени процесс обученияи успеваемость большого количества обучаемых. Как правило, они разработаны длясоздания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а не для храненияинформации об учебном процессе за длительное время.
Системыуправления обучением LMS (в русскоязычной терминологии используетсяаббревиатура СДО — «система дистанционного обучения») представляютсобой платформу для развертывания e-Learning, но в ряде случаев могутиспользоваться и для администрирования традиционного учебного процесса.
Система LMS,в идеале, должна предоставлять каждому студенту персональные возможности длянаиболее эффективного изучения материала, а менеджеру учебного процесса — необходимыеинструменты для формирования учебных программ, контроля их прохождения,составления отчетов о результативности обучения, организации коммуникаций междустудентами и преподавателями. Студент получает от LMS возможности доступа кучебному порталу, который является отправной точкой для доставки всего учебногоконтента, выбора подходящих учебных треков на основе предварительного ипромежуточных тестирований, использования дополнительных материалов с помощьюспециальных ссылок.
Административныефункции LMS охватывают несколько базовых областей. Управление студентами включаетв себя задачи регистрации и контроля доступа пользователей к системе и кучебному контенту, организацию слушателей в группы для предоставления им общихкурсов и составления отчетности, управление аудиторными и преподавательскимиресурсами. LMS отвечает также за интеграцию дополнительных элементов учебногопроцесса (практические занятия, лабораторные работы, тесты, средства совместнойработы).
Кроме того,LMS отвечает за распределение и использование учебного контента. В числе такихзадач — организация удобных для поиска каталогов курсов, выделение групп курсовдля обязательного изучения и изучения «по желанию», разработкаиндивидуальных учебных треков (например, на базе заданных функциональных ролейслушателей), другие механизмы целевого предоставления учебного контента,поддержка синхронных и асинхронных режимов взаимодействия с преподавателем. Важнейшимэлементом LMS является отчетность по учебному процессу, которая позволяет, вчастности, делать выводы об эффективности вложений в электронное обучение. ВLMS должны быть механизмы контроля и составления отчетов о том, насколькоуспешно продвигается слушатель (или группа) в изучении определенных тем,соответствует ли повышение уровня профессиональной квалификации в результатеобучения заданным в начале обучения целям, насколько полученные знания находятприменение в практической работе и влияют на ее результативность.
LMSобеспечивает и механизмы защиты, необходимые для сетевой среды e-Learning, атакже, в случае масштабных учебных проектов, поддерживает интеграцию ссистемами планирования ресурсов предприятия и LMS, являясь решением дляуправления учебным процессом, поддерживает, как управления персоналом, минимум,использование электронных курсов из различных источников; наиболее развитыесистемы предлагают специальные модули для разработки собственного учебногоконтента. Для того чтобы LMS-платформы имели возможность «проигрывать»разные готовые курсы, созданы стандарты интероперабельности. Так, AirlineIndustry CBT Committee описывает взаимодействие компьютерных тренингов ссистемами управления и служит основой для развития аналогичных стандартовинтероперабельности для Web-курсов.
Последниедва года развивается новый класс систем, реализующих управление учебнымконтентом (Learning Content Management System, LCMS). В отличие от LMS,подобные системы концентрируются на задачах управления содержанием учебныхпрограмм, а не процессом обучения, и ориентированы не на менеджеров истудентов, а на разработчиков контента, специалистов по методологическойкомпоновке курсов и руководителей проектов обучения. В основе LCMS лежитконцепция представления содержания обучения как совокупности многократноиспользуемых учебных объектов со своей целевой аудиторией и определеннымконтекстом использования. Как отмечают аналитики, границу между двумя классамисистем со столь похожими названиями провести все труднее: большинствопроизводителей систем LCMS включают в них функциональность общего управленияобучением, а ведущие решения категории LMS теперь реализуют и возможности управленияучебным контентом.
Рынок LMSпока еще достаточно фрагментирован, что свидетельствует о его незрелости,однако он быстро развивается; системы этого класса становятся все болеевостребованными и рассматриваются не просто как необходимая инфраструктура дляe-Learning, но — по крайней мере, западными компаниями — и как часть общейкорпоративной ИТ-инфраструктуры. Подтверждением тому является интерес, которыйпроявляют к решениям по управлению обучением производители систем общегоуправления, в том числе, компании SAP (SAP Learning Solution), Oracle (i-Learning),PeopleSoft (Enterprise Learning Management).
Традиционнымилидерами западного рынка LMS являются решения компаний Saba Software, Docent,WBT Systems, Click2Learn, IBM. Свои предложения есть и на отечественном рынке,среди них — система дистанционного тренинга Redclass (совместная разработкакомпании Redlab и учебного центра Redcenter) «Прометей» производстваНИЦ АСКБ, e-Learning компании «ГиперМетод», распространяемая воткрытых кодах система NauLearning от компании Naumen и др. По оценкам METAGroup, важнейшей тенденцией для e-Learning в ближайшие годы станет интеграциятехнологий управления обучением в общую корпоративную ИТ-платформу,объединяющую системы управления контентом, знаниями, персоналом, средствасовместной работы, решения для порталов. Логическим следствием этого станетреализация концепции обучения, внедренного в рабочий процесс. Эта концепцияподразумевает, в частности, что задачи обучения сотрудника непосредственнымобразом увязываются с его функциями в компании — материалы учебных курсовпредоставляются в нужный момент и наиболее близки к реализации этих идей в IBM.Очередная версия системы Lotus Workplace Collaborative Learning интегрированасо всеми компонентами семейства клиентских приложений Lotus Workplace. Интеграцияэтих функций со средствами LMS позволяет настроить управление учебным процессомтаким образом, чтобы для каждого этапа определенного бизнес-процесса егоучастники получали необходимые учебные ресурсы на своем рабочем месте.
Глава 2. Основные компоненты LMSна примере IBM Lotus Learning Management System и Moodle2.1 Компоненты LMS
Рассмотримосновные компоненты Learning Management Systemи их взаимодействие на примере IBM Lotus Learning Management System и Moodle:
Каталог содержитобщую информацию о пользователях, доступ к которой можно получить с помощьюразличных приложений. Это не должно быть специализировано для LMS. В IBM Lotus Learning Management Systemэто каталог LDAP (Lightweight Directory Access Protocol- упрощенный протокол доступа к каталогам).
Реляционнаясистема управления базами данных оставшиеся данные, используемые системой LMS,хранятся в реляционной системе управления базами данных (РСУБД) стороннихпроизводителей. В СУБД хранятся данные, относящиеся к привилегиямпользователей, курсам и ресурсам, к которым при необходимости предоставляетсядоступ.
В LMS дляхранения данных используются три БД: БД сервера LMS, БД сервера доставки и БДаудита (Audit). БД сервера LMS и сервера доставки хранят информацию,относящуюся к пользователям, курсам и ресурсам, которая используется различнымиспособами. Например, сервер LMS может затребовать пользовательскую информациюдля сверки со списком пользователей и для отслеживания полномочий, а сервердоставки использует эту информацию для отслеживания прогресса пользователя впрохождении курса перед отправкой этой информации обратно на сервер LMS. БДаудита хранит системную информацию об использовании системы LMS и используетсядля системного администрирования.
Сервер LMS являетсяцентральным компонентом Learning Management System, объединяющим вместе всепрочие компоненты. Каждый установленный экземпляр LMS использует отдельныйсервер LMS, который может работать как на отдельном компьютере, так и насерверном кластере.
Пользователиполучают доступ к Learning Management System через сервер LMS, которыйпредоставляет интерфейс пользователя. Этот интерфейс предусматривает двеосновные категории: студенты и администраторы. Студенты используют сервер LMSдля пролистывания каталога курсов, для регистрации на участие в курсе и дляпросмотра прогресса своего обучения. Обычно студенты ограничены двумя модулямиинтерфейса пользователя.
Сервердоставки является компонентом LMS, который подключает студентов к курсам ивыполняет задачи по поддержке последовательности, запуску и отслеживаниюсодержания курса. Для распространения курсов установленный экземпляр системыLMS может использовать один сервер доставки или более. Сервер доставкиподдерживает тот же набор платформ, что и сервер LMS.
Серверданных.
Каждый курстребует наличия содержащихся в нем данных (текста, изображений имультимедиа-данных), которые пользователь просматривает при прохождении курса. Файлыс данными курса хранятся на серверах данных, а доступ к ним возможен изкраткого содержания курса с помощью ссылок URL. Сервера данных не являютсявнутренними компонентами LMS, они представляют собой HTTP-сервера стороннихпроизводителей.
Содержаниекурса нельзя разработать или отредактировать с помощью Web-интерфейса системыLMS. Для этого необходимо использовать специальные средства. Все данные курса,включая систему оценки полученных знаний, необходимо импортировать в системуLMS, и только тогда они станут доступными студентам. Можно импортировать пакетыкурсов напрямую в LMS с помощью утилиты импорта, работающей из команднойстроки, либо импортировать эти пакеты в средство создания учебных программ LMS,а затем уже оттуда «отправить» пакеты в LMS.
SMTP-сервер.
Для направленияавтоматических уведомлений пользователям и отправки запросов на оказание помощив службу поддержки пользователей в LMS используется обмен почтовыми сообщениями.Это требует наличия SMTP-сервера, который перенаправляет сообщения в системенужным образом. SMTP-сервер не обязательно должен быть выделенным для нужд LMS.Можно использовать существующий SMTP-сервер, который уже поддерживает другиеприложения.
Web-браузеры.
Пользователиполучают доступ к системе LMS со своих клиентских рабочих станций с помощьюWeb-браузеров.
FTP-cepвep.
Когда курсызагружают в LMS, они хранятся на FTP-сервере. Система LMS копирует пакет скурсом с FTP-сервера и обрабатывает его.
Средствосоздания учебных программ LMS представляет собой приложение для созданиясодержимого курсов, которое позволяет создавать базовые структуры курсов исистемы оценки полученных знаний, либо форматировать курсы стороннихпроизводителей для использования с системой LMS. С помощью средства созданияучебных программ можно редактировать содержимое только курсов для LMS, а теданные, которые изначально были созданы для других систем, отредактироватьневозможно (для этого необходимо обратиться к другим соответствующим средствамредактирования). Средство создания учебных программ позволяет добавлять к курсуинформацию об установлении последовательности, которая обеспечиваетопределенный порядок прохождения курса. Также можно указывать для отдельныхразделов курса определенное количество очков, которое нужно набрать.
Средствосоздания учебных программ является отдельным компонентом LMS, который работаеттолько на Windows-платформах. Во время установки LMS пакет с этим компонентомследует располагать на сервере, который доступен для разработчиков курсов, стем чтобы они могли затем загрузить пакет и установить это средство на своихрабочих станциях.
Клиентавтономного обучения пакет, который позволяет студентам проходить курс, неподключаясь к сети.
Этот компонентприсутствует в IBM Lotus Learning Management System, и нетего в Open Source LMS Moodle. Студенты загружают этотпакет с сервера LMS и устанавливают его на своих рабочих станциях подуправлением Windows. После локальной установки пакета студент может загрузитьодин или более курсов, помеченных как доступные для автономного использования,а затем отключиться от сети. Во время автономной работы информация поотслеживанию прогресса и оценок для каждого загруженного курса сохраняется нарабочей станции. Когда пользователь вновь подключается к сети, курс можноперевести в статус «он-лайн», а соответствующую сопровождающуюпрохождение курса информацию загрузить на сервер LMS.
Серверы длясовместной работы.
Припрохождении курса в режиме он-лайн пользователь может участвовать в различныхсовместных занятиях, которые организуются на сервере совместной работы (Collaborationserver).2.2 Преимущества Open Source LMS Moodle
Open SourceLMS Moodle широко известна в мире, используется более чем в 100 странах.
По уровнюпредоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известнымикоммерческими LMS, например с вышеупомянутой IBM Lotus Learning Management System, в то же время выгодноотличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде — это даетвозможность «заточить» систему под особенности конкретного образовательногопроекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули.
Moodleориентирована на коллаборативные технологии обучения — позволяет организоватьобучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмензнаниями.
Широкиевозможности для коммуникации — одна из самых сильных сторон Moodle. Системаподдерживает обмен файлами любых форматов — как между преподавателем истудентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативноинформировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форумдает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждениеможно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любыхформатов.
Есть функцияоценки сообщений — как преподавателями, так и студентами. Чат позволяеторганизовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы«Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены дляиндивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ,обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум»дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.
Важнойособенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждогообучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя кработам, все сообщения в форуме.
Преподавательможет создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Всеотметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости.
Moodleпозволяет контролировать “посещаемость", активность студентов, время ихучебной работы в сети.
Глава 3. Разработка учебных курсов в системе Moodle3.1 Основные элементы Moodle
Перечислимосновные ресурсы Moodle:
Web-страница является основным и самым используемым ресурсомв Moodle, так же как и во многих других системахподобного класса.
Данныйресурс представляет собой гипертекстовый документ, внедренный в среду Moodle. Основой создаваемых пользователями Web-документовявляется язык гипертекстовой разметки HTML, многиеэлементы которого можно вставлять с панелей Web-редактораMoodle.
Для созданияданного ресурса необходимо:
Выполнитькоманду Добавить ресурс®Web-страница в режиме редактирования. После выполнениякоманды мы попадаем в режим редактирования ресурса.
Заполнитьпредложенные поля:
Название. Служитдля указания названия Web-ресурса.
Краткоеописание. Служит для написания справочной информации о ресурсе.
Полный текст.Необходимо для написания основного содержания Web-ресурса.
Окно. Необходимодля настройки отображения ресурса в этом же окне или новом.
Visible. Используется,когда необходимо спрятать ресурс от разных категорий пользователей.
Кнопка«Сохранить». Позволяет сохранить сделанные изменения и перейти вследующий этап настройки создаваемого Web-ресурса.
/>
ОкноРедактировать Web-страницу.
На данномэтапе мы видим результат нашей работы и имеем два варианта дальнейших действий:
Нажав накнопку «Обновить ресурс» мы возвращаемся на второй шаг и продолжаемсоздание, редактирование или настройку нашего ресурса
Нажав наодну из кнопок меню переходов мы продолжаем работу с другими ресурсами Moodle.
Такимобразом, Moodle Web — документ позволяет наиболее эффективно передатьсодержание курса в Moodle, будь то лекция илилабораторно-практическое занятие.
Задание — достаточно важный модуль в Moodle, который позволяетосуществлять контроль за учащимися в ходе одного блока или всего курса. Какправило в каждом курсе имеются задания к каждой практической работе, а такжеобщие задания по дисциплине. Их удобно оформлять в виде этого модуля, врезультате запуска которого студент имеет возможность создать и загрузить насервер результат своей работы в виде файла любого формата. Также созданиетекста ответа на задание может проходить непосредственно в системе Moodle (припомощи встроенного визуального редактора).
Преподавательможет оперативно проверить загруженные студентом файлы или тексты, прокомментироватьих, указать на ошибки и поставить оценку, а также при необходимости, предложитьдоработать задание. При этом преподаватель может открыть ссылки на файлы,сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форумедля достижения максимального эффекта при выполнении студентами задания.
Длядобавления задания в курс необходимо выполнить следующие операции:
Выполнитькоманду Добавить элемент курса®Задание.
В режимередактирования модуля заполнить следующие поля:
Названиезадания.
Описание. Текстзадания.
Оценка. Максимальноеколичество баллов по выбранной шкале, допустимое для этого задания.
Доступно с — Последний срок подачи. Определяют временные рамки для сдачи задания, т.е. отправкинеобходимого отчета на сервер. При этом можно запретить отправку отчета послеистечения срока, а можно оставить такую возможность, например, для обучающихсяпо уважительной причине пропустивших занятия, необходимые для выполнения даннойработы.
Тип задания.Предполагает настройку формы ответа учащегося: в виде файла, в виде текста иливообще в произвольной форме вне системы Moodle.
Групповойметод. Определяет группы студентов, которые выполняют данное задание.
Visible. Используется, когда необходимо спрятать ресурс отразных категорий пользователей.
Кнопка«Дальше». Осуществляет переход на страницу настроек формы ответаобучающегося.
На странице«Ответ — в виде.» преподаватель определяет максимальный размер файла(если выбран Тип задания — в виде файла), количество попыток для сдачи задания,оправку уведомления преподавателям по электронной почте о отчете студента позаданию, включение в отзыв текст ответа студента (если выбран Тип задания — ввиде текста). Неоднократная сдача студентом одного и того же задания порезультатам их проверки дает возможность оперативно корректировать работуобучающегося, добиваться полного решения учебной задачи.
Послезаполнения данных полей необходимо нажать кнопку «Продолжить».
На данномэтапе преподаватель видит результат создания модуля и имеет два вариантадальнейших действий:
Нажав накнопку «Обновить ресурс» возвращается на второй шаг и продолжаетсоздание, редактирование или настройку данного ресурса
Нажав наодну из кнопок меню переходов продолжает работу с другими ресурсами Moodle.
В Moodleтакже содержатся полноценные модули для общения преподавателя и учащегося врамках учебного процесса. Одним из этих средств общения является Форум. Онможет быть использован для обсуждения наиболее важных проблем процессаобучения, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузкистудентами файлов — в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебноеобсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга.
Придобавлении нового форума преподавателю необходимо выполнить следующие действия:
Выполнитькоманду Добавить элемент курса®Форум.
В режимередактирования модуля заполнить следующие поля:
Названиефорума.
Тип форума. Преподавательимеет возможность выбрать тип из нескольких вариантов: обычный форум собсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линиейобсуждения для каждого пользователя.
Вступлениедля форума. Вступительный текст от создателя форума.
Подписатьвсех на этот форум? Позволяет ограничить доступ к форуму пользователей курса.
Отслеживатьпрочитанные/непрочитанные сообщения.
Максимальныйразмер вложений. Устанавливает размер файлов, которые прикрепляют пользователи,например, для обсуждения проделанной работы.
Разрешено лиоценивать сообщения? В данном случае может производиться оценка прикрепленныхработ различными участниками форума.
Postthreshold for warning. Сообщение о предупреждения блокирования регистрации нафоруме.
Post threshold for blocking. Сообщение о блокировании регистрации.
Time period for blocking. Временной период для блокирования.
Групповойметод. Определяет группы студентов, которые зарегистрированы на форуме.
Visible. Используется, когда необходимо спрятать ресурс отразных категорий пользователей.
Кнопка«Сохранить». Позволяет сохранить сделанные изменения и перейти вследующий этап настройки форума.
На данномэтапе допустимы следующие действия:
Добавитьтему для обсуждения. Нажав на соответствующую формулу, мы попадаем в редактортем, где необходимо заполнить следующие поля:
a. Тема. Название темы форума.
b. Сообщение. Сообщение форума.
c. Форматирование. Форматирование текста сообщения можноосуществлять в авто, HTML, текстовом, markdown-формате.
d. Подписка. Отправка по электронной почте копий сообщенийфорума.
e. Вложение. Прикрепление файлов к тексту сообщения.
f. Mail now. Немедленная отправка сообщения в форум.
Оформитьподписку на форум. Подписать на форум можно всех слушателей курса, а можнонекоторые группы
Модуль«Книга» позволяет в удобной многостраничной форме представить учебныйматериал различной направленности.
При созданииэлемента «Книга» преподавателю необходимо выполнить следующиедействия:
Выполнитькоманду Добавить элемент курса®Книга.
В режимесоздания книги заполнить следующие поля:
Название.
Краткоеописание.
Нумерацияглав. Предлагается несколько способов нумерации:
Отсутствует.
Номера — главыи подглавы нумеруются числами (1, 1.1, 1.2, 2,. .).
Маркеры — подглавыотображаются с отступом и помечаются маркерами.
Отступ — подглавыотображаются с отступом.
Запретитьвид «для печати». Позволяет скрыть иконку форматирующую страницу дляпечати.
Беззаголовков. Отключает отображение заголовков в тексте страницы. Заголовки будутотображаться только в содержании.
Кнопка«Сохранить». Позволяет сохранить сделанные изменения и перейти вследующий этап редактирования модуля.
Далеенеобходимо разбить книгу по главам. В режиме создания книги заполнить следующиеполя:
Названиеглавы.
Подглава. Отметкао наличии подглав.
Содержимое. Основнойматериал.
Кнопка«Сохранить». Позволяет сохранить сделанные изменения и перейти вследующий этап редактирования модуля.
Получаемвнешний вид нашей книги, где можно отредактировать, добавить и удалить главы, атакже распечатать получившийся результат. После этого надо нажать кнопкуЗакончить редактирование.
РесурсГлоссарий позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьимогут создавать не только преподаватели, но и студенты. Термины, занесенные вглоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками насоответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарийкурса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов.3.2 Создание электронных ресурсов средствами Moodle
В качествепрактической работы нами был разработан учебный курс по предмету“Информационные технологии в математике” с использованием ресурсов Moodle.
Былразработан курс лекций по данному предмету, лабораторный практикум, глоссарий (справочныематериалы). Для этого мы использовали такие ресурсы:
Книга, длясоздания лекций; Web-страница — для создания теории длялабораторных работ; задание — для создания отчета по лабораторным работам; глоссарий- для создания справочного материала (описание работы данных ресурсов и модулейпредставлено в предыдущем пункте). Наиболее затруднительным при работеоказалось — вставка формул и рисунков.
Для вставкиформул в Moodle существуют несколько основных способов:
Наборпростейших формул с клавиатуры, а также используя панель инструментов HTML-редактора Moodle. На панелисуществуют верхний /> и нижний /> индекс, которые достаточно частоиспользуются в формулах.
Вставкаформул в виде графических изображений. Технология вставки ничем не отличаетсяот стандартной в Moodle (с помощью команды “Вставитьрисунок”)
Третийспособ является самым эффективным и универсальным. В HTML-редакторMoodle встроен интерпретатор работы с TeX.
Такимобразом, используемые ресурсы Moodle позволяют организоватьэффективное управление любым курсом и удобную работу пользователя с даннымкурсом.
Заключение
Такимобразом, анализируя все выше сказанное можно сделать выводы: электронноеобучение, как и любой учебный процесс, помимо содержательной части обязательновключает организационный компонент. Элементы управления процессом прохождениякурсов присутствуют в развитых электронных библиотеках, но для реализациибольшой системы e-Learning этой функциональности будет недостаточно. СистемаLMS, в идеале, должна предоставлять каждому студенту персональные возможностидля наиболее эффективного изучения материала, а менеджеру учебного процесса — необходимыеинструменты для формирования учебных программ, контроля их прохождения,составления отчетов о результативности обучения, организации коммуникаций междустудентами и преподавателями. Студент получает от LMS возможности доступа кучебному порталу, который является отправной точкой для доставки всего учебногоконтента, выбора подходящих учебных треков на основе предварительного ипромежуточных тестирований, использования дополнительных материалов с помощьюспециальных ссылок. Административные функции LMS охватывают несколько базовыхобластей. Управление студентами включает в себя задачи регистрации и контролядоступа пользователей к системе и к учебному контенту, организацию слушателей вгруппы для предоставления им общих курсов и составления отчетности, управлениеаудиторными и преподавательскими ресурсами. LMS отвечает также за интеграциюдополнительных элементов учебного процесса (практические занятия, лабораторныеработы, тесты, средства совместной работы, ссылки на внешние материалы и др.).
Рынок LMSпока еще достаточно фрагментирован, что свидетельствует о его незрелости,однако он быстро развивается; системы этого класса становятся все болеевостребованными и рассматриваются не просто как необходимая инфраструктура дляe-Learning, но — по крайней мере, западными компаниями — и как часть общейкорпоративной ИТ-инфраструктуры.
Список литературы
1. Загидуллин Р.Р., Зориктуев В.Ц. Концептуальные вопросы дистанционногообразования. — Информационные технологии, № 5, 1997.
2. Лемех Р.М. Совершенствование методических подходов к организациидистанционного обучения в условиях функционирования информационной среды. М,2005.
3. Норенков И.П. По WWW-страницам учебных серверов. — Информационныетехнологии, № 3, 1997.
4. Открытое образование: предпосылки, проблемы, тенденции развития / Подред.В.П. Тихомирова // М: Изд-во МЭСИ, 2000
5. Путилов Г.П. Концепция построения информационно-образовательной средытехнического вуза/ М.: МГИЭМ, 1999.
6. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Полат Е.С., М: Академия,2004.
7. Усков В.Л. Дистанционное инженерное образование на базеInternet/Библиотечка журнала «Информационные технологии», № 3, 2000
8. Электронное обучение: инструменты и технологии / У. Хортон, К. Хортон, М:Кудиш-образ, 2006.
9. J. Cross, I. Hamilton, The DNA of e-Learning. InternetTime Group, www.internettime. com, 2002.
10. Learning Management Systems and Learning Content Management Systemsdemystified. www.brandonhall. com.
11. Content & Collaboration Strategies 2004/05 META Trends. META Group, January 2004.