Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами

Министерство образованияи науки Российской Федерации
Новомосковский институтРХТУ им. Д.И. Менделеева
РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕУчебное пособие «системы проектирования и управления мультимедийнымиучебно-методическими курсами и методика применения мультимедийныхсредств в профессиональной деятельности»
Новомосковск

1. Назначение,краткая характеристика и требования к системам проектирования и управлениямультимедийными учебно-методическими курсами
В российском обществепроисходят кардинальные изменения, которые неизбежно влекут за собой перемены всистеме профессионального обучения.
Обучение(преподавание+учение) – целенаправленный,организованный процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, в результатекоторого обучающийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личныекачества.
Качество профессиональнойподготовки зависит от обоснованности и глубины связи трех основныхсоставляющих:
þ  Целиобучения (для чего учить).
þ  Содержанияобучения (чему учить).
þ  Принциповорганизации учебного процесса (как учить).
Качество профессиональнойподготовки зависит и от выбора технологии обучения. Наиболееперспективны компьютерные технологии, которые предусматривают:
þ  Обучениес использованием авторских курсов преподавателей на «твердых» и электронныхносителях.
þ  Обучениечерез сеть Интернет, включая видеоконференции.
Эти технологии можно с успехомприменять в сфере очного, заочного и дополнительного образования; в сферепереподготовки и аттестации кадров работников образования; созданиякомпьютерных обучающих комплексов для учащихся школ и ВУЗов; подготовки системдистанционного обучения.
Задача дистанционного обучения – учить, не имея прямого постоянногоконтакта с обучаемым пользователем.
Можносформулировать базовые принципы,на основе которых создаютсясистемы дистанционного обучения.
þ  Во-первых,доступность обучения. Процесс обучения может начинаться когда угодно(когда есть время); длиться сколько угодно (сколько есть времени и сил); онможет быть внезапно прекращен или прерван, например срочный телефонный звонок,и может быть продолжен с любого места. При этом могут учитываться субъективныеособенности обучаемых пользователей: начальные знания, специфика освоенияматериала и т. д.
þ  Во-вторых,радикально новые формы представления и организации информации, обеспечивающиемаксимальную степень ее восприятия.
Средиформ представления и организации информации в соответствии стребованиями современных технологий интенсификации обучения можно выделить:
þ  Использованиеразличных способов представления информации: текста, графики, видео, звуковогосопровождения, анимации: – мультимедиа.Мультимедиа включает всебя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающуюразличные способы структурирования, интегрирования и представления».
þ  Нелинейнуюформуорганизации материала, при которой его единицы представлены не в линейнойпоследовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связеймежду ними, дающая возможность адекватного представления всей взаимосвязи ееразличных аспектов. Такой подход позволяет в максимальной степени приблизитьпроцесс передачи знаний к естественному общению и обеспечить адаптивность траекторииобучения.
þ  Присутствиебольшого количества справочной информации, причем именно в дополнительной,сопровождающей форме, когда обучаемый видит основной предмет изучения вокружении каких-либо других узлов, т. е. любой вопрос (тема, проблема,аспект, идея, документ) всегда оказывается связанным с другими вопросами. Пользовательможет не учитывать эту информацию, но она ему предоставляется, причем именнокак смежная, находящаяся в определенных связях с вопросом, непосредственно егоинтересующим. В целом такая система заставляет пользователя учитывать, чтоинтересующая его тема может иметь еще какие-то аспекты.
Вмировой практике наиболее перспективным способом организации разнородной информациипризнана гипермедийная технология. Главными ее достоинствами являются, содной стороны, ориентация на создание информационной среды, объективноотражающей практически любую предметную область, с другой – возможностьадекватного представления всей взаимосвязи различных аспектов. Характернымпримером ее использования является популярная World Wide Web – гигантскаягипермедиа-паутина, которую можно (в контексте задач обучения) рассматриватькак интеллектуальную надстройку над информационным банком глобальной сетиИнтернет.
þ  В-третьих,достоверность сертификации знаний. Если раньше это вверялось в рукипреподавателей, которые в ходе личной встречи добивались того, чтобы студент привелбагаж своих знаний в соответствие с выставляемой оценкой, то в системах дистанционногообучения при сертификации знаний очного контакта, как правило, нет. Поэтомуметодики сертификации знаний существенно отличаются от методик, используемыхпри очном обучении. Наиболее распространенными здесь являются методики,основанные на тестировании, которые используются в практике очного образованияскорее как дополнительные. Здесь они – основные.
Любые компьютерныетехнологии обучения предусматривают наличие учебного мультимедийногоучебно-методического курса. Наиболее жесткие требования предъявляются ккурсу, предназначенному для дистанционного обучения. Он, как правило, состоитиз:
þ  Информационныхресурсов.
þ  Средствобщения.
þ  Системтестирования.
þ  Системыадминистрирования.
Важнейшимкомпонентом дистанционного курса являются информационные ресурсы, т. к.в них сосредоточена содержательная часть – контент (content). Контентвключает:
þ  Учебныйматериал (конспекты лекций, демонстрационные материалы и т. п.).
þ  Дополнительныеинформационные материалы (комментарии преподавателя, ответы на часто задаваемыевопросы и т. п.).
þ  Библиотекуресурсов (рекомендованная литература, списки Web‑ресурсов по темекурса и т. п.).
þ  Предметныйи / или тематический словарь (глоссарий).
þ  Программуобучения (академический календарь) и т. д.
Средства общения обеспечивают процесс взаимодействия обучаемого сучебным центром, с преподавателем и с другими обучающимися. Организацияэффективных средств общения позволяет не только компенсировать отсутствиенепосредственного контакта преподавателей и студентов между собой, но и, повозможности, придает новые качества их общению. Наиболее часто здесь применяютэлектронную почту e-mail (особенно рассылки), доски объявлений, виртуальные конференции,видео – и аудиотрансляции, виртуальные семинары и обсуждения. Базовые механизмы,за счет которых можно организовать эффективные средства общения, условноразделяют на асинхронные и синхронные, которые получили название offline и online соответственно.
Асинхронные средства не требуют у обменивающихся сторон постоянногосоединения. К таким средствам можно отнести: e-mail и построенные на основе e-mail автоматические рассылки(так называемые mail-lists), доски объявлений типа Bulletin Board System (BBS), offline‑конференции типа «эхо»FidoNet и т. п. Сразвитием телекоммуникаций роль таких средств снижается. Однако при низкомкачестве телекоммуникаций их использование – единственное, что позволяетсделать систему дистанционного обучения эффективнее.
Синхронные средства предполагают одновременные согласованные действиясторон – один говорит, другой слушает в то же самое время. Все online‑средствапредполагают наличие прямого выхода в Интернет и базируются на сервисах,существующих в сети Интернет.
Система тестирования должна обеспечивать текущий контроль знаний, ана завершающей стадии дать объективную оценку обучаемого, на основании которойпроисходит выдача дипломов или сертификатов. Здесь очень важен вопрос о защитеданных. Необходимо применять средства идентификации и аутентификации обучаемого.Они затрудняют подмену и искажение результатов тестирования. Систематестирования включает:
þ  Средстваобработки результатов тестирования.
þ  Интерактивныетесты.
þ  Графикпрохождения тестов.
Система администрирования обеспечивает доступ к личному делу, доскеобъявлений администрации, интерактивным анкетам и пр.
Намировом рынке имеется большой выбор программных продуктов, позволяющих обеспечиватьвесь цикл разработки учебных материалов для мультимедийных учебно-методическихкурсов и управления процессом дистанционного обучения.
Можносформулировать требования к инструментальным средствам разработки мультимедийныхдистанционных курсов, учитывающие особенности российской специфики:
þ  Инструментальноесредство должно быть ориентировано на специалистов-предметников, преподавателей(в компьютерной среде получивших название «пользователи»).
þ  Инструментальноесредство должно обеспечить разработку мультимедийных курсов, использующихтехнологию Web-CD, т. е. технологию, объединяющую преимущества распространенияинформации через Интернет и на компакт-дисках. По этой технологии основнойинформационный объем мультимедийного учебно-методического курса поставляется накомпакт-дисках. Это обеспечивает надежность и дешевизну распространенияучебного материала. При этом оперативное обновление информации осуществляетсяпо каналам Интернета.
þ  Еслирассматривать создание инструментального средства для российского рынка, тонеобходимо учитывать, что уровень оснащенности телекоммуникациями и их качествопо регионам весьма разнородны. Поэтому как разрабатываемые дистанционные курсы,так и средства, обеспечивающие технологическую поддержку, должны гибконастраиваться на уровень телекоммуникаций в любом регионе. Отсутствие или низкоекачество online‑доступа не должно служить причиной невозможности использованиядистанционного мультимедийного курса.
þ  Разрабатываемоеинструментальное средство должно обеспечивать технологическую поддержку всегожизненного цикла (фазы проектирования, разработки, сопровождения, возможностимодернизации) всех компонентов дистанционного мультимедийного курса(представление учебного материала, средства общения, система тестирования и др.).
þ  Обучаемомуи преподавателю должны быть предоставлены средства визуализации, планирования ивыбора образовательной траектории, поскольку это обеспечит гибкость не только врамках отдельного курса, но и в рамках системы образовательных мультимедийныхкурсов в целом.
2. Мультимедийные ресурсы Интернет по теме «Системы проектированияи управления мультимедийными учебно-методическими курсами»
Мультимедийные ресурсыИнтернет можно классифицировать по признакам: «линейность», «нелинейность»,«интерактивность».
Понятия «линейность»,«нелинейность», «интерактивность» являются достаточно условными. Как впрочем, илюбые понятия, которые принимаются за классификационные признаки. Наличиеинтерактивных мультимедийных компонентов (например, использование гипермедийнойтехнологии) само по себе ещё не может служить признаком того, что рассматриваемыйресурс является интерактивным с точки зрения пользователя, и наоборот.Веб-ресурсы, отнесенные к «линейным» с точки зрения их использования в учебномпроцессе, могут представлять собой комбинированные базы данных с десяткамитысяч записей. Поэтому место того или иного ресурса в любой классификации можетопределяться, в первую очередь, сценарием его использования.
Возьмем на себя смелостьпредставления обзора мультимедийных ресурсов Интернет по теме «Системыпроектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами»по признакам, которые несколько отличаются от признаков «линейность»,«нелинейность», «интерактивность».2.1 Терминология
Несмотря на то, чторассматриваемая область деятельности относительно новая и интенсивноразвивается, можно отметить, что уже разработана стратегическая концепциясоздания и развития единой системы дистанционного образования. В нормативнойдокументации зафиксирована сложившаяся терминологическая база. Это отражено вресурсах Интернет:

№ п.п.
Адрес-ссылка
Аннотация
Примечание 1
www.db.informika.ru/do/npb/index.asp
www.ed.gov.ru Нормативные документы Российской Федерации по дистанционному образованию Сайт Министерства образования РФ 2 www.fcdo.ido.ru/normativ/normativ.html Нормативные документы Российской Федерации по дистанционному образованию Сайт Института дистанционного образования МЭСИ 3 www.mesi.ru/joe/n2 97.html Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования Научно-практический журнал «Открытое образование» 4 www.db.informika.ru/do/teleconf Материалы телеконференции «Российское дистанционное образование» 5 www.db.informika.ni/do/news/doc/up_f.rtf Документ «Термины и определения дистанционного обучения» 6 www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» 7 www.mon.gov.ru Министерство образования и науки РФ 8 www.inforeg.ru/deposit/default.html Научно-технический центр «Информрегистр»

9 www.imsglobal.org Стандарт IMS Global Learning Consortium стартовал в 1997 году и с самого начала был нацелен на разработку стандартов обучения для высших учебных заведений, в отличие от AICC (изначально нацеленного на корпоративное обучение) и SCORM (этот и вовсе для военных). Подход IMS к стандартизации предельно системный: каждая из областей взаимодействия обучаемого, учебного материала и системы управления обучением описывается отделным документом. Как следствие такого подхода, многие стандарты, разработанные в IMS, были успешно адаптированы и AICC, и ADL в SCORM (описание мета-данных и content packaging). 10 www.imsglobal.org/question/index.html
QTI – Question and Test Interoperability – один из стандартов IMS (и один из немногих, которые используются самостоятельно, а не «спрятавшись» в SCORM или AICC), описывающий модели данных и способы описания вопросов и тестов, а также соответствующих результатов, полученных после того, как пользователь ответил на тест или вопрос. Создание такого стандарта было вызвано пониманием того, что разработка качественных вопросов и правильная оценка их результатов является отдельной и серьезной работой, отнимающей много времени. Отделение описаний вопросов от средств, которые будут эти вопросы «проигрывать», позволило бы осуществлять свободный обмен тестами и их результатами между средствами создания учебного материала, специализированными проигрывателями тестов, системами тестирования и / или системами управления обучением. Первая спецификация стандарта появилась в 2000 году и базировалась на языке QML, разработанном компанией QuestionMark. С тех давних пор стандарт разделен на две основных части: ASI (Assessment, Section, Item – основные структурные единицы теста), описывающая вопросы и их организацию в тесте, и QTI Results Reporting (или QTI Reports), описывающая, соответственно, формы записи результатов. В течение двух лет стандарт уточнялся и совершенствовался. Наконец, в 2002 году был выпущен документ версии 1.2 – наиболее удачной по сравнению с предыдущими – которая и получила наибольшее распространение. В 2005 году вышел первый документ версии QTI 2.0. Во второй версии стандарта появилось множество новых типов вопросов, язык стал более четким, убраны некоторые неоднозначности. Однако, на сегодняшний день не так уж много можно найти редакторов и проигрывателей тестов, которые бы поддерживали версию 2.0. Версия 1.2 пока остается главенствующей на рынке. Важно заметить, однако, что стандарт QTI не включает в себя собственно способы обмена этой информацией – как именно организовать, скажем, механизм передачи данных от проигрывателя теста в систему управления обучением, из этого документа никак не следует. 11 www.vimi.ru/ Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации 12 www.irpo.ru/ Институт развития профессионального образования
 
þ  Примечание: материал в Интернет поэтому направлению представлен преимущественно в виде линейных структур (Сценарий1) и, частично, в виде нелинейных структур (Сценарий 2).2.2 Обзоры компьютерныхтехнологий обучения
Всети Интернет имеется большое количество обзоров современного состояния системдистанционного обучения и перспектив их развития. Приведем для примера наиболееинтересные из них:


№ п.п.
Адрес-ссылка
Аннотация
Примечание 1 www.cnit.ssau.ru/do/review/do_world/index.htm Обзор А.В. Соловова, в котором указаны тенденции развития дистанционного образования в мире, обоснована необходимость дистанционного образования в России, дано описание технологического обеспечения и особенностей работы преподавателей в системе дистанционного обучения Cайт Центра новых информационных технологий при Самарском государственном аэрокосмическом университете. 2 www.machaon.ru/distant Обзор Е.Г. Коротеевой Сайт «Махаон» НИИ ядерной физики МГУ 3 www.nic.nw.ru/VAK/DistLearn/intro.htmI Обзор В.А. Капустина Сайт Междисциплинарного центра дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета 4 www.user.cityline.ru/~cd-media Сайт Фонда развития образования 5 www.db.informika.ru/do/prog Обзор программных средств дистанционного образования Сайт «Информика» 6 www.eir.ru Сайт «Образовательные электронные издания» 7 www.rnmc.ru Республиканский мультимедиа центр 8 www.ofap.ru Отраслевой фонд алгоритмов и программ 9 www.catalog.alledu.ru Специализированный каталог «Все образование Интернета» 10 www.1september.ru Издательский дом «Первое сентября» 11 www.distance-learning.ru Информационный Портал, посвященный технологиям дистанционного и электронного обучения. Этот сайт ориентирован на тех, кто внедряет, использует или планирует использовать системы дистанционного обучения, электронные учебные курсы, виртуальные классы и другие современные образовательные технологии. Материалы сайта должны помочь сотрудникам корпораций и ВУЗов сделать выбор адекватных технических и методических решений для организации дистанционного обучения своих сотрудников и студентов 12 www.studyabroad.ru Образовательный сайт Studyabroad.ru – ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ.
 
þ  Примечание: материал в Интернет поэтому направлению представлен преимущественно в виде линейных структур (Сценарий1) и, частично, в виде нелинейных структур (Сценарий 2).2.3 Обзор системпроектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами
На мировом рынке имеетсябольшой выбор систем проектирования и управления мультимедийнымиучебно-методическими курсами как зарубежных, так и отечественных разработчиков.
2.3.1 Зарубежные специализированные системы проектирования иуправления мультимедийными учебно-методическими курсами
Крупные зарубежные фирмыпредлагают, как правило, специализированные системы проектирования и управлениямультимедийными учебно-методическими курсами в пакете комплексных услуг. Акцентделается на использование определенных технических и программных средств, СУБД(Систем Управления Базами Данных). Вниманию предлагаются наиболее популярныесистемы:
№ п.п.
Адрес-ссылка
Аннотация
Примечание 1 www.allencomm.com Система проектирования и поддержки курсов Quest фирмы Allen для Интернета. Quest – модульная система. Стартовый модуль стоит $995; дополнение до полной системы Quest – еще столько же. Имеется много других вспомогательных модулей. 2 www.madduck.com Система дистанционного обучения через Интернет WebCourse in a Box университета штата Айдахо. Система поддерживает весь жизненный технологический цикл курса дистанционного обучения. Минимальная цена $3000. 3 www.npac.syr.edu/tango Система дистанционного обучения Tango написана на языке Java, использует специальные протоколы с памятью и имеет надежную подсистему идентификации пользователя. 4 www.vlei.cs.sfu.ca Система Virtual-U канадского университета Саймона Фрезера, написана полностью на языке Perl, эксплуатируется многими организациями по всему миру. Можно 5 месяцев эксплуатировать Virtual-U бесплатно для неограниченного числа слушателей. За дальнейшее использование Virtual-U придется платить от $500 до $10000. 5 www.lotus.ru Система LearningSpace фирмы Lotus Development. Подготовка учебного курса осуществляется в развитом редакторе, а публикуется он простым перетаскиванием в папку опубликованных документов. 6 www.moodle.org Система Moodle (МООДУС – Модульная Объектно-Ориентированная Учебная Система) – является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и веб-сайтов.
Система распространяется бесплатно, разрешается копировать, использовать и изменять код. Система может работать на любом компьютере, на котором работает PHP, и поддерживает практически любую базу данных, в частности, MySQL. Может быть эффективно применена для создания мультимедийных учебно-методических курсов. После регистрации можно выбрать и пройти обучение по одному из предоставленных в свободный доступ учебному курсу. 7 www.microsoft.com/rus/
Корпорация «Майкрософт» разработала систему управления учебным процессом Microsoft Class Server, которая позволяет:
● стимулировать самостоятельность, работоспособность и развитие личности учащихся;
● проводить индивидуальное обучение – поддерживать слабых и отстающих учащихся, и наоборот, – предлагать более сложные и комплексные задания способным ученикам;
● повышать заинтересованность в учебе;
Class Server открывает преподавателям новые перспективы и возможности, позволяет более эффективно и гибко работать с учебными планами и переходить на новые методы обучения.
На смену Microsoft Class Server 4.0 приходит SharePoint Learning Kit 8
www.microsoft.com/rus/education/slk/default.mspx
www.codeplex.com
Microsoft SharePoint Learning Kit (SLK) – новый продукт, обеспечивающий организацию электронного обучения, являющийся частью решения Microsoft Learning Gateway. Этот компонент позволяет:
·           управлять учебными материалами;
·           назначать учебные материалы в качестве заданий для студентов;
·           студентам самим назначать себе учебные материалы в качестве заданий;
·           проводить тестирование студентов, в том числе адаптивное;
·           получать отчеты о прохождении студентами учебных материалов и о результатах тестирования.
SharePoint Learning Kit распространяется бесплатно вместе с исходным кодом и Software Development Kit (SDK) по лицензии Microsoft Community License (Ms-CL) for SharePoint Learning Kit. Его можно загрузить по адресу: www.codeplex.com. 9 www.websoft.ru/db/wb/ED191B1C29AE830EC3256F620051842E/doc.html – демо-версия системы
Система дистанционного обучения WebTutor – готовое решение для создания системы дистанционного обучения и корпоративного учебного портала. Основные особенности программного продукта:
● Гибкие возможности планирования обучения.
● Развитый механизм тестирования.
● Мощный редактор учебных материалов.
● Возможность общения обучаемых с преподавателями и экспертами.
● Настройка на корпоративный дизайн клиента.
● Встроенные функции информационного портала.
● Поддержка международных стандартов обмена учебными материалами (SCORM, AICC).
● Возможности для интеграции с внешними информационными системами, в том числе с системами учета персонала.
● Возможность построения на основе ПО WebTutor распределенной системы дистанционного обучения для компаний с филиальной сетью любого масштаба.
Все покупатели программного продукта WebTutor бесплатно получают электронные учебные курсы, входящие в библиотеку электронных курсов WebSoft. Количество бесплатных курсов зависит от типа приобретаемой лицензии.
Система дистанционного обучения WebTutor является частью более широкого по своим функциям программного продукта, WebSoft ERM, автоматизирующего основные бизнес-процессы, связанные с оценкой, обучением, развитием и тестированием персонала.
þ  Примечание: материал в Интернет поэтому направлению представлен преимущественно в виде линейных структур (Сценарий1) и, частично, в виде нелинейных структур (Сценарий 2).2.3.2 Российские специализированные системы проектирования иуправления />мультимедийными учебно-методическими курсами
Отечественныеспециализированные системы проектирования и управления мультимедийнымиучебно-методическими курсами обеспечивают поддержку всей технологической цепочкисоздания и сопровождения дистанционных курсов. В обзоре перечислены наиболеепопулярные системы:
№ п.п.
Адрес-ссылка
Аннотация
Примечание 1 www.eir.ru/comission.php? doc=/trudi/seminar31belaev Концепция создания образовательных электронных изданий 2 www.mcserv.mocnit.zgrad.su Система ОРОКС Московского Областного Центра Новых Информационных Технологий (МОЦНИТ) при Московском государственном институте электронной техники (МИЭТ). Это многофункциональная сетевая оболочкой для создания учебно-методических модулей и организации обучения с удаленным доступом. Система реализована с использованием WWW CGI‑технологии. Позволяет создавать электронные учебно-методические пособия, обучающе-контролирующие системы; системы тестирования и контроля. 3 www.prometeus.ru Система Прометей – программная оболочка, обеспечивающая возможности дистанционного обучения и тестирования слушателей, а также имеющая необходимые средства для управления деятельностью виртуального учебного заведения.
Система Прометей имеет модульную архитектуру, поэтому легко расширяется, модернизируется и масштабируется. Вход в Демоверсию после регистрации:
demo.prometeus.ru/ 4 www.studium.spb.ru Distance Learning Studio Санкт-Петербургского отделения института «Открытое общество». Система состоит из двух взаимодополняющих частей: «Конструктор мультимедийных дистанционных курсов» и «Учебный центр», выполненные по технологии веб-CD. 5 www.ido.edu.ru/open/ Разработка, апробация и опытная эксплуатация системы сетевых учебно-методических комплексов электронных средств поддержки обучения для подготовки кадров СОО 6 www.learnware.ru/
Продукт компании ГиперМетод: eAuthor2.0. Demo. Бесплатное скачивание после регистрации Позволяет: создание настраиваемых пользователем курсов; создание курсов коллективом авторов; отслеживание доступа к курсам на уровне отдельных модулей или объектов; пересылка контента в различных форматах (WWW, CD, печать) 7
www.sdo.redclass.ru
www.redcenter.ru/? sid=281 Система дистанционного тренинга REDCLASS. Поддерживает создание учебных материалов во внутреннем формате, управление учебным процессом, обучение с возможностью контроля знаний и сбора статистических данных. Позволяет использовать курсы сторонних производителей (Netg). Система позволяет реализовать сетевой программированный метод обучения. /> /> /> /> /> />
þ  Примечание: материал в Интернет поэтому направлению представлен преимущественно в виде линейных структур (Сценарий1) и, частично, в виде нелинейных структур (Сценарий 2).2.3.3 Системы проектирования и управления мультимедийнымиучебно-методическими курсами на базе систем управления контентом
Система управления контентом– это наиболее дружественное средство из области свободно распространяемого программногообеспечения. Если необходимо разработать и опубликовать сайт, используя удобныйспособ «point & click» – подобные системы это то, что нужно. С помощьюних можно без проблем управлять сайтом. Системы подходят как для небольшихпроектов, так и соответствуют базовым требованиям создания корпоративныхсайтов.
þ  простаяпроцедура инсталляции и использования;
þ  имеетсяудобный и функциональный интерфейс администрирования;
þ  можносоздавать различный дизайн, благодаря гибкой системе шаблонов;
þ  оченьпросто редактировать и добавлять содержимое;
þ  легкоработать как новичку, так и профессионалу, потому что система разрабатывается сучётом простоты и гибкости в использовании.
Система управленияконтентом предназначена для следующих типов веб-сайтов:
þ  порталы;
þ  коммерческиесайты;
þ  интранет-сайты;
þ  некоммерческиесайты;
þ  персональныесайты;
þ  сайтысо встроенными flash‑объектами.
Ключевой возможностьюявляется управление содержимым сайта непосредственно из «сети» любымавторизованным администратором или зарегистрированным пользователем. Им необязательно знать каких либо языков программирования, например HTML или PHP, так как встроенный «визуальныйредактор» предназначен именно для форматирования текстов и добавленияизображений. Так же не надо закачивать никаких документов на FTP‑сервер.Достаточно всего лишь нажать соответствующие кнопки сохранения публикации, истраница готова для просмотра в сети.
Компоненты, используемые встандартной поставке системы управления контентом, предоставляют, как правило,следующие возможности:
þ  обновлениеновостей, статей и изображений на домашней странице и странице новостейсоответственно;
þ  созданиесвоего собственно меню с необходимым содержимым;
þ  закачкадокументов MS Word, MS Excel и Acrobat PDF для просмотра;
þ  управление«Баннерами» (объявления и т. д.);
þ  созданиеопросов и голосований;
þ  управлениевеб-ссылками;
þ  управлениедокументами типа FAQ (часто задаваемые вопросы);
þ  управление«лентами новостей»;
þ  управлениеданными в различных медиаформатах (flash.jpg, gif, bmp и.png);
þ  управлениеполучением новостей со специализированных сайтов;
þ  управлениешаблонами страниц контактов и списками рассылки;
þ  управлениепользователями сайта, с возможностью установки различных прав доступа;
þ  управлениестраницами архива;
þ  управлениекомпонентами, модулями, шаблонами, произведенными сторонними разработчиками.
Если сопоставитьтребования к системам проектирования и управления мультимедийнымиучебно-методическими курсами и возможности систем управления контентом,то окажется, что они могут обеспечить создание полноценных системпроектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами приминимальных затратах. В обзоре отражены наиболее популярные системы управленияконтентом:

№ п.п.
Адрес-ссылка
Аннотация
Примечание 1 www.joom.ru Пакет программного обеспечения Joomla для создания веб-сайтов.
Может быть применен для создания мультимедийных учебно-методических курсов.
Командой Joom.ru совместно с компанией Волина ISP создана хостинговая площадка, предназначенная специально для размещения сайтов на CMS Joomla! Сервер максимально адаптирован для работы с CMS Joomla! 2 www.mamboserver.com/
Пакет программного обеспечения Mambo
для создания веб-сайтов, Может быть применен для создания мультимедийных учебно-методических курсов. 3 www.rus-phpnuke.com/ Пакет программного обеспечения PHP-Nuke для создания веб-сайтов. Может быть применен для создания мультимедийных учебно-методических курсов. 4 www. NetCat.ru Система управления сайтами NetCat. Может быть применена для создания мультимедийных учебно-методических курсов. 5 www.e-planet.ru/
Можно построить сайт с помощью предлагаемой E-PLANET системы Mambo CMS. Чтобы установить ее с панели управления сервером достаточно всего нескольких кликов мышкой. Устанавливается последняя версия системы (с русским языком для клиентской части) и включает в себя более 40 шаблонов, а также эксклюзивный шаблон от E-PLANET. На этом сайте доступны флеш-уроки для знакомства с более продвинутыми функциями Mambo CMS.
þ  Примечание: материал в Интернет поэтому направлению представлен преимущественно в виде линейных структур (Сценарий1) и, частично, в виде нелинейных структур (Сценарий 2).
3. Мультимедиа компоненты
Мультимедиа компоненты каксредство обучения при создании систем проектирования и управлениямультимедийными учебно-методическими курсами способствуют развитию навыковработы с известными средствами и скорейшему созданию новых. В обзорепредставлены наиболее интересные компоненты:3.1 Графика
№ п.п.
Адрес-ссылка
Аннотация
Примечание 1 www.moodle.org/course/category.php? id=2 Демонстрационные мультимедийные курсы, созданные с помощью системы Moodle, демонстрируют удачное применение графики. Курсы доступны после регистрации. 2 www2.e-planet.ru/tutorial/addlead.php Курс «Mambo CMS – Быстрый старт», содержащий текст и графику. В простой и понятной форме демонстрирует основные принципы создания веб-страниц с помощью системы Mambo CMS. Курс рассылается по электронной почте бесплатно. 3 www.help.joom.ru/content/view/74/13/ Руководство «Быстрый Старт», содержащее текст и графику, поможет быстрее понять основные принципы (операции) работы с Joomla (Джумла). 3.2 Анимация
№ п.п.
Адрес-ссылка
Аннотация
Примечание 1 www.e-planet.ru/tutorial/mambo/ Знакомство с функциями Mambo CMS с помощью флеш-уроков. Они детально и наглядно демонстрируют работу с административной частью этой системы. Флеш-уроки можно скачать бесплатно.
3.3 Видео
№ п.п.
Адрес-ссылка
Аннотация
Примечание 1 2 3
þ  Примечание: к сожалению видео – компонентыв Интернет по этому направлению найти не удалось (очевидно, из – занедостатка времени). Надеюсь, что в процессе обсуждения работы эта таблицабудет заполнена.
4. Методика применения линейных, нелинейных и интерактивныхмультимедийных средств />при создании системпроектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами
При создании системпроектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсамиследует представлять учебный материал в соответствии с требованиями современныхтехнологий интенсификации обучения, в том числе модели педагогических сценариевприменения мультимедиа, включающей:
þ  Сценарий1: использование мультимедиа с линейным представлением учебных материалов
þ  Сценарий2: использование гипертекстовых мультимедиа (с нелинейным представлениемучебных материалов).
þ  Сценарий3: использование мультимедийных учебных пособий и руководств.
Определим областиэффективного применения каждого из сценариев.4.1 Сценарий 1
Представление учебногоматериала в виде линейных структур (Сценарий 1) позволяет студентупоследовательно (начиная с нижнего уровня) овладевать знаниями. В такомсценарии материал подается в привычной для студента форме (как в книге):
þ  Сложностьучебного материала увеличивается по мере продвижения.
þ  Сложностьучебного материала увеличивается по мере продвижения.
Жесткое структурированиематериала повышает его ясность и логичность, что способствует лучшему усвоению.
Для дополнения и редактированияучебного материала следует предусмотреть технические средства, точнееэффективно их использовать. Во всех системах управления мультимедийнымиучебно-методическими курсами для этого, как правило, встроены средства управлениясодержимым непосредственно из «сети» любым авторизованным администратором илизарегистрированным пользователем. Им не обязательно знать каких либо языковпрограммирования, например HTML или PHP, так как встроенный «визуальный редактор»предназначен именно для форматирования текстов и добавления изображений. Так жене надо закачивать никаких документов на FTP‑сервер. Достаточно всеголишь нажать соответствующие кнопки сохранения публикации (учебного материала),и страница готова для просмотра в сети.
Применение Сценария 1для изложения объемного учебного материала может привести к монотонностии предсказуемости. Это, в конечном счете, повлечет у студента снижение интересаи мотивации к обучению.
Сценарий 1 можно использовать для вводной,постановочной части (обязательной для изучения) мультимедийных учебников, гдерассматриваются основные (базовые) понятия предметной области, описывающиежесткую последовательность действий (например, для лабораторных илипрактических занятий, для публикации планов лекций, индивидуальных заданий и т. д.).Этот сценарий будет эффективен так же и для учебного материала, предназначенногодля поверхностного, обзорного знакомства.4.2 Сценарий 2
Применение Сценария 2дает возможность организовать мультимедийные материалы в виде нелинейныхструктур, чаще с использованием гипермедийной технологии.
Такая организацияучебного контента позволяет создавать единую, логически связанную структуру снесколькими уровнями сложности материала. При использовании этого сценария студентможет продвигаться к поставленной цели различными путями, выбирая для себя оптимальный(с учетом уровня начальной подготовки), что позволяет привнести элементтворчества в процесс обучения и эффективно учитывать индивидуальные качествастудента, повысить у него мотивацию к обучению. Эта особенность Сценария 2позволяет создавать мультимедийные учебные пособия и руководства в соответствиис требованиями современных технологий интенсификации обучения.
От создателя учебногоконтента требуется особенно тщательно продумывать структуру материала длясоздания эффективной системы связей отдельных частей (разделов, тем, терминов и т. д.),правильно организовывать интерфейс с учетом самых строгих эргономическихтребований.
Сценарий 2 целесообразно применятьдля углубленной, всесторонней проработки учебного материала, содержащегосложный теоретический материал. Создание подобных мультимедийных учебныхпособий не требует дорогостоящих аппаратно-программных средств и может быть осуществленопри совместной работе студентов и преподавателей.4.3 Сценарий 3
Сценарий 3 позволяет создавать интерактивнуюобучающую среду. Эта среда оперативно взаимодействует с обучаемым пользователем,может приспосабливаться к его действиям и учитывать его индивидуальныеособенности. Она содержит интерактивные визуальные объекты и модели, дающиецелостное представление об изучаемом объекте или явлении. Как правило, приприменении этой технологии можно создавать логически завершенные тренажеры саттестацией знаний и навыков, полученных при изучении темы.
Создание учебногоматериала по Сценарию 3 требует применения сложных и дорогостоящихаппаратно-программных комплексов, часто нужно привлекать сторонних высококвалифицированныхспециалистов.
Выводы
На рынке используютсяследующие основные категории систем дистанционного обучения:
þ   Системы управления обучением (LearningManagement Systems – LMS).
þ   Системы управления учебным контентом (ContentManagement Systems – CMS).
þ   Системы управления обучением и учебным контентом (LearningContent Management Systems – LCMS).
þ  Авторскиепрограммные продукты (Authoring Packages).
Количество различныхтипов систем дистанционного обучения исчисляется десятками и сотнями. Особоевнимание уделяется следующим аспектам:
þ  возможностьсамостоятельной разработки учебного контента;
þ  возможностьработы с системой для неопытного пользователя;
þ  сложныетребования по интеграции с системой бизнеса;
þ  заказe-Learning систем в одной компании.
Наосновании краткого обзора зарубежных и отечественных средств созданиямультимедийных учебно-методических курсов, а так же моделей педагогическихсценариев применения мультимедиа можно сделать следующие выводы:
þ  Зарубежныесредства создания мультимедийных учебно-методических курсов – дорогостоящие илиподразумевают дорогостоящую техническую поддержку фирмы-производителя системы.
þ  Большинствосистем не обеспечивают поддержку всей технологической цепочки создания и сопровождения(так называемого жизненного цикла) мультимедийных учебно-методических курсов.
þ  Многиесистемы ориентированы на использование Интернет-технологии для реализации всехкомпонентов дистанционного курса.
þ  Многиесистемы, особенно зарубежные, подразумевают, что службы «Учебного центра» могутбыть размещены только на серверах фирм-производителей систем, что делаетразрабатываемые мультимедийные учебно-методические курсы зависимыми отсостояния этих фирм и их политики.
þ  ВРоссии не существует совершенных полнофункциональных систем, обеспечивающихоткрытый доступ к информационно-справочным материалам учебного назначения,однако эта область интенсивно развивается, появляются корпоративные системы,обеспечивающие возможность обучения через Интернет.
Высокая ценана некоторые продукты и неустойчивая их работа вынуждает организации сограниченным бюджетом отказываться от них. Полноценные курсы в условиях ограниченногобюджета можно создавать с помощью бесплатных программ. Возможно, на основе бесплатныхпрограмм не удастся организовать полнофункциональную среду e-Learning. Но еслиречь идет о проекте в масштабах кафедры, или о создании веб-сайта преподавателядля студентов очного и заочного факультетов, не рассматривать бесплатныеинструменты, по меньшей мере, неразумно. Работая с ними, можно впитатьнакопленный их создателями позитивный и негативный опыт и начать работать с появляющимисястандартами дистанционного обучения не на бумаге, а на «живых» примерах.Приобретенные навыки пригодятся при переходе на коммерческую платформу. Оцениввозможности этих инструментов, коллектив, на чьи плечи ляжет поддержкаe-Learning в учебном заведении, сможет более осмысленно сформулировать критериивыбора покупного решения или требования к сторонним разработчикам, не полагаясьна рекламу, сможет приступить к созданию собственного проекта с учетомнакопленного опыта эксплуатации некоммерческих платформ.
Большинство системпредусматривает эффективное применение моделей педагогических сценариев. Применениекаждого из сценариев имеет свои особенности. Наилучшим вариантом являетсясовместное использование нескольких сценариев.
þ  Вводнуючасть мультимедийных учебно-методических курсов, содержащую основные положениянаиболее эффективно строить на основе Сценария 1 с линейным представлениемматериала. На этом этапе обучаемые осваивают цели и задачи курса, знакомятся спланами проведения всех видов работ, с основными терминами и определениями.
þ  Основнуючасть можно построить с использованием Сценария 2 (нелинейное представлениематериала). Ее желательно разбить на разделы (темы), в пределах которых студентможет сам выбирать последовательность и глубину изучения материала.
þ  Длякаждого раздела рекомендуется разработать тестовые или индивидуальные задания,оценивающие уровень полученных знаний, в соответствии со Сценарием 3. Результатомвыполнения задания или теста должна являться рекомендация изучения следующегораздела (с постановкой цели обучения и его мотивацией), либо рекомендацияуглубленного изучения текущего раздела (с конкретными рекомендациями). При этомне должно быть ограничений для перехода к следующему разделу при неудачнойаттестации текущего раздела. Иначе при нескольких неудачных аттестациях студентможет вообще прекратить изучение курса. Лучше, чтобы студент сам понял, что безглубокого изучения предыдущего материала ему следующий раздел будет сложноосвоить. Об этом ему могут напоминать всплывающие подсказки или советы.

Апробация результатов выполнения контрольного задания 1
Практические рекомендациик созданию систем проектирования и управления мультимедийнымиучебно-методическими курсами и модели педагогических сценариев, выработанные входе выполнения контрольного задания 1, проходят экспериментальную проверку наспециально созданном ресурсе, размещенном в Интернет:
þ  Вдоменной зоне RU по адресу: www.nirhtu.ru/external/prohorov
þ  Вдоменной зоне COM по адресу: www.pws49.awardspace.com
Проектнаходится в стадии тестовых испытаний, по мере необходимости и приобретаемогоопыта исправляется и дополняется. Здесь, по мере готовности, размещаетсяучебно-методический материал по закрепленным за мною дисциплинам для студентовочного и заочного факультетов.
Дистанционное обучениеорганично дополняет очное обучение. Основу образовательного процесса составляетцеленаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента,у которого появляется возможность самостоятельно определить последовательностьосвоения предмета, учиться в удобном для себя месте и в удобное время, с индивидуальнойскоростью.
Студенты очных курсовмогут часть предметов изучать дистанционно, углубляя очное базовое образование.
Для студентов заочнойформы обучения, не имеющих постоянного контакта с преподавателем,предоставленный на сайте учебный материал может оказаться особенно полезным.
Студенты могутподдерживать постоянный контакт между собой и преподавателем с помощью Чатаили Форумов. Здесь они могут в реальном времени проводить беседы илиоставлять сообщения, а также выкладывать для открытого обсуждения работы,выполненные самостоятельно.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О характеристике лексической специфики при описании языка
Реферат Оптимизация состава машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных предприятиях на примере ОАО "Эфко-Победа" Алексеевского района Белгородской области
Реферат Социальная поддержка детей-инвалидов, как объект административно-правового регулирования на примере Тюменской области
Реферат Исследование и разработка технологических основ получения материалов на основе системы Ca-I-Cu-O по методу электрохимического внедрения
Реферат Сегментація ринку по споживачах
Реферат Шпаргалка по Политологии 2
Реферат Поняття та принципи підприємницької діяльності
Реферат Концепция психоанализа
Реферат Третий президент США: Томас Джефферсон
Реферат Класична кількісна теорія грошей і сучасний монетаризм
Реферат Традиції Великодня
Реферат Проектування засобів обчислювальної техніки в САПР PCAD 2008 (схема управління освітленням з будь-якого пульту ДУ)
Реферат Криминологическое прогнозирование
Реферат Создание и развитие электромобиля
Реферат Foster Care Parents Essay Research Paper When