Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы появления электронной коммерции
1.1 История развития электронной коммерции
1.2 Понятие «электронный бизнес»
1.3 Заработок в интернет
Глава 2. Направления и эффективность электронной коммерции в интернете
2.1 Рынок электронной коммерции в интернете
2.2 Направления электронной коммерции
2.3 Интернет магазины
2.4 Эффективность электронной коммерции
Заключение
Список литературы
Введение
Начало третьего тысячелетия становится периодом анализа огромных возможностейинформационно-коммуникационных технологий для человечества и их использования вразличных областях экономики и международного бизнеса. Современные достижения вразвитии глобальных информационных и коммуникационных технологий (интернет-технологий)привели к стремительному росту экономической деятельности, называемой «электроннойторговлей (коммерцией)».
Распространяясь повсеместно и предлагая всеболее широкий ассортимент товаров и услуг, электронная коммерция становится инструментоминтеграции отдельных лиц, предприятий, отраслей, государственных учреждений и государствв единое сообщество, внутри которого взаимодействие партнеров эффективно и беспрепятственнореализуется средствами информационных и телекоммуникационных технологий. Применениесовременных информационных технологий и систем коммуникаций (электронного обменаданными, сети Интернет, электронной почты, электронных платежей) способно вывестина качественно новый уровень все аспекты ведения бизнеса.
Развитие электронной коммерции и увеличениеее объемов будет сопровождаться и уже сопровождается рядом положительных эффектовдля мировой и российской экономики. Это результаты расширения электронной коммерции:прежде всего, сокращение транзакционных издержек, упрощение процедур торговли, расширениевозможностей для притока инвестиций, расширение географии и доступности для участияв бизнесе, повышение конкуренции.
Аспекты электронной коммерции являются сейчасодними из самых актуальных. В современных условиях вопросы содействия более широкомудоступу к международной электронной коммерции все чаще переходят в разряд приоритетныхв повестках дня ряда влиятельных экономических и торговых организаций, а также впостановлениях государственных органов многих развитых и развивающихся государств.
Россия должна занять достойное место средистран, участвующих в процессе развития сети Интернет и электронной коммерции. Реформированиеэкономики России, ее интеграция в мировой хозяйство настоятельно требует расширенияприменения современных информационных технологий, в том числе и электронной коммерции,как в деятельности бизнеса, так и в деятельности правительства. Несмотря на отдельныеэкономические трудности, в России уже активно развиваются системы электронной торговли.Однако требуется еще много усилий, прежде всего со стороны государственных органов,чтобы с успехом воспользоваться всеми преимуществами, которые несет электроннаякоммерция.
Объектисследования – сферауслуг.
Предметисследования – особенностиэлектронной коммерции в сервисной деятельности.
Цельисследования – изучитьособенности электронной коммерции в сервисной деятельности.
Задачиисследования:
1.Рассмотреть историю развития электронной коммерции.
2.Дать понятие «электронный бизнес».
3.Проанализировать заработок в интернет.
4.Рассмотреть рынок электронной коммерции в Интернете.
5.Определить направления электронной коммерции.
6.Рассмотреть функции интернет магазинов.
7.Проанализировать эффективность электронной коммерции.
Структураработы: работа состоитиз введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Теоретическойосновой данной работыпослужили работы таких авторов, как: Балабанов И.Т., Вартанова Е.Л., Денисов А.П.,Маршавин Р.А. и других.
Глава 1. Теоретические основы появленияэлектронной коммерции
1.1 История развития электронной коммерции
Электроннаякоммерция – это организациякоммерческой деятельности посредством интернет технологий и с использованием сетиинтернет.
Электронныйбизнес строится на трех основных технологиях: возможность поставщику разместитьв сети интернет информацию о своих товарах или услугах и принимать заказы на нихэлектронным путем; возможность покупателю получить доступ к электронным каталогамкомпаний-поставщиков и заказывать товары или услуги онлайн; система электронныхплатежей. Необходимо отметить, что система электронных платежей, являясь неотъемлемойчастью электронной коммерции, уже сама превратилась в отдельный электронный бизнес.
Отдельногоупоминания заслуживает электронный бизнес, полностью проходящий в сети, в которомвзаимодействие поставщика и покупателя ограничивается только сетью интернет. Подобнаяэлектронная коммерция позволяет минимизировать издержки компании, повысив, такимобразом, ее прибыльность. К таким видам электронной коммерции относятся магазины,торгующие разнообразным программным обеспечением, аудио и видеоматериалами, предоставляющиеразнообразные услуги в сети интернет, интернет биржи, интернет доски объявленийи т.п. Кстати говоря, при том, что понятия электронная коммерция и электронный бизнесупоминаются сегодня практически как синонимы, специалисты настаивают на отличииэлектронного бизнеса от электронной коммерции в том, что в случае с электроннымбизнесом все бизнес процессы происходят в сети, тогда как электронная коммерция– это всего лишь перевод системы сбыта в интернет.
В зависимостиот того, какая структура является поставщиком, а какая – покупателем, электронныйбизнес имеет несколько направлений:
B2C(бизнес клиенту),
B2B(бизнес бизнесу),
B2G(бизнес государству),
C2C(клиент клиенту),
G2B(государство бизнесу).
Электроннаякоммерция на сегодняшний день имеет хоть и непродолжительную, но очень богатую событиямиисторию. Предпосылкой для появления электронной коммерции стал переход США от индустриальногок постиндустриальному этапу развития экономики, когда основным продуктом в экономикестановится не товар, а услуга, а сам товар уже не рассматривается отдельно от организацииего продажи и обслуживания. При этом подавляющее большинство принципиальных измененийэлектронный бизнес претерпел в последние двадцать лет, хотя начало электронной коммерциибыло положено еще в 1960 году. Именно тогда американские компании American Airlinesи IBM приступили к разработке системы электронного бронирования авиабилетов, котораяпозволяла American Airlines оперативно управлять доходностью с помощью измененияцен на билеты с учетом наличия свободных мест.[1]
Следующимэтапом стало управление запасами предприятий с помощью применения электронных технологий.Активно развивающееся массовое производство ставило перед предпринимателями задачипо планированию спроса и, соответственно, запасов для того, чтобы, с одной стороны,обеспечить достаточные запасы для бесперебойной торговли, а с другой, не замораживатьоборотные средства в виде чрезмерных запасов.
Использованиеэлектронных технологий для решения этих задач позволяло значительно снижать издержки.А в конце 60-х годов вычислительная техника стала применяться уже для комплексногопланирования деятельности предприятий – закупки, производство, сбыт, управлениеперсоналом – все рассматривалось как единая система с целью минимизации затрат накаждом этапе.
Следующийшаг в своем развитии электронный бизнес сделал с появлением электронных банковскихкарт. В конце 60-х годов число владельцев пластиковых карт резко выросло за счетрассылки их почте, а вслед за этим стремительно увеличилось и число торговых точек,работающих с картами, а банки были вынуждены присоединяться к основным платежнымсистемам. В 1976 году появилось понятие электронной подписи, без которой современнаяэлектронная коммерция просто немыслима. В 1977 году более двухсот банков Америкии Европы были объединены межбанковской сетью финансовых сообщений. А в начале 80-хгодов появляются первые системы проведения электронных платежей. Тогда они проводилисьс помощью специального программного обеспечения исключительно в закрытых компьютерныхсетях.
В конце80-х электронная коммерция активно внедряется в сферу туризма, когда компьютернойсетью связываются несколько миллионов туристических агентств и многочисленные авиакомпании,а также отели и фирмы по прокату автомобилей. Это позволило продавать комплексныетуристические продукты в одном месте, удаленном от местонахождения поставщика услугии повысить общий спрос на туристические услуги.
В 1989году был разработан основополагающий стандарт современного интернет пространства- стандарт World Wide Web (WWW) – глобальная гипертекстовая система. Созданный наее основе протокол http стал основным транспортным протоколом Интернета. В том жегоду открылся предшественник диллингового центра – электронный бизнес появился набирже ценных бумаг.[2]
Вплотьдо 1990 года коммерческое использование сети интернет было запрещено, вследствиечего электронная коммерция не могла развиваться в полную силу. Однако в 1990 годук работе в сети интернет были допущены первые крупные частные корпорации, а управлениесамой сетью интернет, находящейся до той поры под полным контролем американскихгосударственных органов, было передано частным структурам. Уже в 1992 году коммерциализациясети интернет получила одобрение от Конгресса США, и с этого момента электроннаякоммерция вступила в новую фазу своего развития. В 1993 году были изобретены технологиидля будущих электронных денег, а в 1994 году в сети интернет появилась первая электроннаяплатежная система.
В 1995году открылся сайт интернет магазина Amazon, являющийся сегодня крупнейшим интернетмагазином в мире. Тогда же начал действовать первый интернет банк. Нужно отметить,что первые интернет магазины, по сути, вели электронный бизнес по давно отработаннойтехнологии торговли по телефону и почте, которая на тот момент была широко распространенав США. В 2003 году начал свою работу всемирный музыкальный магазин ITunes.
В Россииэлектронная коммерция активно развивается примерно с 1998 года. В 1999 году МосковскаяМежбанковская Валютная биржа начала прием электронных заявок на покупку и продажувалюты с помощью открытого мощного интернет шлюза, и электронный бизнес в Россиипополнился системой интернет-трейдинга. На сегодняшний день электронный бизнес — это многочисленные интернет магазины, системы электронных платежей, интернет биржи,интернет аукциона и прочие.[3]
Сегодняэлектронная коммерция предоставляет самые широкие возможности как поставщикам, таки клиентам. Среди этих возможностей:
Самостоятельнаярегистрация покупателя на сайте поставщика. Это создает дополнительные удобствав обслуживании для клиентов, а поставщикам позволяет осуществлять адресную рекламусвоих товаров и услуг и маркетинговые исследования в процессе продаж.
Оформлениезаказов через интернет с помощью электронных каталогов и прайс-листов. Данная возможностьобеспечивает значительную экономию времени на поиске необходимого товара или услугии сравнении цен различных поставщиков.
Электроннаяобработка заказа, включая проверку наличия товара на складе, расчет возможных сроковпоставки. Данная возможность является неотъемлемой функциональной часть логистическойсистемы предприятия.
Приемоплаты за покупку через интернет. Оплата при этом может осуществляться посредствомбанковских карт через защищенные платежные терминалы, а также с помощью локальныхили международных платежных интернет систем.
В некоторыхслучаях поставка или оказание услуги производится также в сети.
Консультациипо использованию купленных товаров, круглосуточные службы технической поддержки,работающие в виде чатов.
Электроннаякоммерция имеет все возможности для дальнейшего развития. Во-первых экономия назатратах интернет магазинов позволяет им снижать цены, и покупать в интернет магазинахсегодня порой гораздо выгоднее, нежели в обычных магазинах. Этот факт обеспечиваети постоянный приток покупателей, и появление новых игроков на рынке. Электронныйбизнес становится более конкурентным, что в свою очередь положительным образом сказываетсяна уровне качества оказываемых услуг и предлагаемых товаров.
Современнаяэлектронная коммерция основана на использовании персонального компьютера, однако,если сегодня использование в этой сфере мобильных телефонов распространено не такшироко, как использование компьютеров, то, как прогнозируют аналитики, в ближайшеевремя электронный бизнес может быть переориентирован на использование сотовых телефонов.Это связано с тем, что, с одной стороны, сотовый телефон является абсолютно мобильными легко управляемым устройством, а с другой стороны, современные технологии сотовойсвязи способны обеспечить техническую базу для полноценного вхождения телефоновв электронный бизнес. Кроме того сотовые аппараты уже имеют систему идентификациипользователя, а у любого владельца имеется счет, открытый сотовым оператором, которыйможет быть использован для расчетов.
Внезависимости от того, как техническая платформа станет в будущем основной для электроннойкоммерции, абсолютно ясно, что она со временем займет доминирующие позиции в бизнесе.[4]1.2 Понятие «электронный бизнес»
Сегодняпрактически у каждого дома есть персональный компьютер. В свою очередь почти у каждогообладателя компьютера есть доступ в сеть интернет. Но несмотря на это не так ужмного пользователей сети зарабатывают деньги используя свою домашнюю ЭВМ.
Хотятзарабатывать многие, многие пытаются, но не у всех получается, точнее далеко неу всех. Это так же как и в обычном бизнесе в реале, ведь электронный бизнес живети действует по тем же законам плюс у него есть еще свои дополнительные правила.
Электронныйбизнес имеет ряд своих преимуществ: можно получать прибыль не выходя из дома; можнозаключать сделки с любым человеком из любой точки планеты; зачастую не требуетсяогромных вложений; пока еще достаточно свободных ниш. Но здесь есть и свои минусы:могут взломать аккаунт электронного кошелька; могут взломать Ваш сайт; очень многомошенников, которые постоянно придумывают новые способы обмана; немало неурегулированныхправовых моментов и т.д. Все это необходимо учитывать.
Электроннаякоммерция в рунете охватывает множество направлений. Данные направления можно классифицироватьпо различным признакам. Все виды данной деятельности так или иначе взаимосвязаны,но все же у них есть свои отличия. Среди основных видов зарабатывания денег в интернетеможно выделить следующие виды:
Продажаинформации: Данный способзаключается в том, чтобы отразить какие – либо знания или сведения на каком – нибудьносителе (например на DVD – диске). Зарабатывать деньги данным способом может любойчеловек обладающий какими – нибудь знаниями в определенной сфере, которые могутбыть полезны интеренет – пользователям. Здесь можно выделить два подвида: А) Обучение;Б) Продажа информации об объекте (например “База Данных продавцов дешевой техники”). Если Вы скажем неплохо разбираетесь в автомобилях и для Вас не составляет трудаотремонтировать скажем ВАЗ 2115, то Вы смело можете сделать видеокурс под названием“Все о ремонте и эксплуатации ВАЗ 2115”.
Дляэтого Вам понадобятся: видеокамера, Ваш автомобиль, помощник, который будет снимать,ну и Ваши руки, которые будут показывать как производить ремонт. Что касается продажиинформации об объекте, то здесь также есть где развернуться. К примеру находитев интеренете адреса поставщиков дешевых запчастей для автомобилей, классифицируетевсе это, составляете таблицу с указанием запчасти, ее цены и контактных данных продавца.Чтобы продать всю эту информацию, Вам необходимо будет приобрести диски с футлярамии напечатать привлекательную обложку. Для этого нужны специальные знания – они естьв интернете. Сейчас достаточно продавцов, которые продают диски с обучением томукак создать свой инфо – продукт, стоят они не очень дорого, это и будет Ваше вложениев электронный бизнес, к тому же цены на них варьируются около 1000 – 1500 рублей.Также Вам придется создать простенький сайт (сайтостроению не трудно научиться,к тому же на тех же дисках есть это обучение), где будет описание Вашего инфо –продукта. Если продукт стоящий, то покупатели не заставят себя долго ждать. Такженеобходимо договориться с почтой (заключить специальное соглашение) об условияхотправки Ваших дисков покупателям наложенным платежом – необходимо использоватьименно данный видплатежа, так у покупателя будет хоть какая – то гарантия, что егоне обманут.[5]
Фриланс: Сегодня особенно бурно развивается именноданный способ получения дохода в интернете. Это скорее работа, чем электронный бизнес, но зато здесь больше гарантий и возможностей заработать. Фрилансеры (именно такназывают себя те, кто занимается данным видом работы) зарабатывают по – разному,как в плане видов работ, так и цен на свои работы.
Естьлюди, которые создают сайты (Web — мастера), раскручивают сайты, создают дизайн.Есть те, кто качественно пишет различные статьи, рецензии, отзывы и т.п. Кто – тооказывает информационную поддержку своих клиентов в различных областях. Для того,чтобы фрилансер и потенциальный заказчик (работодатель) встретились есть немалоспециализированных сайтов в интернете, некоторые из них (самые популярные) сделаныв виде биржи.
Данныесайты работают по принципу трудовой биржи: заказчик выставляет требующиеся вакансииили проекты, а фрилансер, если его устраивают условия берет данные проекты. Вобщемэто тоже электронная коммерция, ведь здесь заказчик и исполнитель вступают в коммерческиеотношения.
Созданиесайтов: Этим видом занимаютсяпрограммисты и верстальщики, обладающие специальными познаниями в этой области.Сода можно включить деятельность по: созданию сайтов, раскрутке и оптимизации сайтов,web – дизайну.
Данныйспособ один из самых прибыльных, но и самый трудоемкий из всех способов. Для тогочтобы создавать сайты необходимо знать следующее: язык разметки HTML, PHP, языкпрограммирования JAVA, уметь пользоваться такими программами как Dreamweaver – даннаяпрограмма необходима для облегчения процесса создания сайтов, нужно уметь пользоватьсявсем известной программой Photoshop, другими графическими программами и много чегоеще. Конечно сегодня есть немало специальных конструкторов сайтов, различных CMS(система управления сайтом, в которой есть панель администратора), но создание сайтовс их помощью ограниченно по возможностям, не развернешься по полной. Поэтому у создателейсайтов еще долго будет хороший доход. Создание сайтов – это отличный электронныйбизнес, так как не требует особых вложений, необходимо только время на изучениепрограмм и языков программирования.
Интернет– торговля: Под это понятиеподпадают все вышеописанные виды, но здесь идет речь о торговли конкретными товарами.Этот вид и есть самая настоящая электронная коммерция.
Торговляна фондовой и валютной бирже: Один из самых рискованных способов и требует много времени. Нозато это самый интеллектуальный вид заработка. Чтобы начать торговать на бирже такжетребуется компьютер, выход в интернет. Также здесь нужны специальные знания, а именнонеобходимо уметь использовать: технический анализ (составление прогнозов с помощьюразличных графиков), фундаментальный анализ (прогнозирование направления цены поновостям, нужно знать за какой новостью какие последуют изменения), графическийанализ и т.д.[6]
Обладаяэтими знаниями, можно приступить к торговле. Для этого потребуется открыть счетв одной из компаний занимающихся предоставлением доступа на рынок. Многие компаниипредоставляют возможность для открытия виртуального счета, чтобы потренироватьсяв торговле и посмотреть получите Вы прибыль с Вашей системой торговли или нет. Такжездесь необходим будет первоначальный капитал, чем он больше, тем больше вы сможетезаработать. Есть возможность получить “кредитное плечо”(сумма на которую Вы торгуетеувеличивается в несколько раз), что дает Вам возможность заработать больше. Сейчасмного компаний предоставляющих свои услуги в этой сфере, но немного среди них добросовестных.Желательно торговать на таких биржах как РТС, ММВБ. Доступ к ним предоставляют различныекомпании, которые указаны у них на сайте. Что касается чисто валютных бирж (Форекс),то здесь ситуция посложнее, здесь нужно еще тщательнее выбирать брокера. Потомучтомного среди них таких компаний, которые пытаются делать свой электронный бизнесна недобросовестном обслуживании клиентов.
КонсультацииOn – line: Интернет даетотличную возможность зарабатывать деньги консультируя клиентов не выходя из дома.Для этого необходимо дополнительное оборудование к коипютеру – наушники с гарнитурой.Человек, который является специалистом в какой – либо области может организоватьсвой электронный бизнес на консультировании интернет – пользователей. Для этогоможно использовать такие программы как SKYPE, Майл – агент и т.п.
Такжеесть специальные сервисы предоставляющие возможность консультирования посредствомих сервиса через сайт. Консултировать можно как используя только звук, так и видеоизображение.На сервисах предоставляющих посреднические услуги между консультантом и консультируемымможно выбрать ценуна свои консультации, например 5 рублей за одну минуту. Наработавопределенный рейтинг можно повысить цену на свои услуги, клиентов меньше от этогоне станет, так как качественная консультация обойдется в итоге дешевле нежели дешеваяно не очень информативная помощь. Например, если Вы юрист Вы можете консультироватьпо вопросам касающихся Вашей специализации, скажем договора. К консультанту обращаетсячеловек с вопросом как составить договор с наименьшими рисками. На консультациюпо данному вопросу уйдет как минимум минут пятнадцать – двадцать. Умножаем это напять, получаем сто рублей за одну двадцатиминутную консультацию и это только поначалу.[7]
Другиевиды: Возможностей получатьдоход через интернет с каждым днем становится все больше, поэтому можно придумыватьразличные способы заработка.
В любойсфере жизни, а особенно в бизнесе всегда есть свои негодяи, в данном случае мошенники.Данные лица конечно же не обошли стороной и электронный бизнес. Они проникли вовсе сферы этой деятельности и даже опережают ее по развитию. Интернет – мошенникиэто люди с большой выдумкой и фантазией (их бы рвение да в мирное дело). Существуетмножество способов обмана интернет – бизнесмена. Особенно нужно быть бдительнымначинающему интернет – пользователю. Главное правило следуя которому можно обезопаситьсебя заключается в следующем: В интернете халявы нет и не будет. Никогда не покупайтесьна предложения мошенников типа: “работа четыре часа в день, по удобному для васграфику. Ваша задача заниматься модерацией форума. Оплата сто долларов в день. НоВам необходимо выслать нам пятьсот рублей, чтобы мы смогли выслать Вам программыдля работы и пластиковую карту для снятия Вашей зарплаты. Данные пятьсот рублейнам необходимы для того чтобы покрыть почтовые расходы и т.п.”. Никогда не высылайтеденег за то, чтобы Вас взяли на работу.
В любойсфере жизни, чтобы чего – то добиться необходимо обладать специальными качествами,такими как: усердие, трудолюбие, предприимчивость, терпение, честность. Тем более,если вы хотите вести свой электронный бизнес, без этих качеств вам не обойтись.Электронная коммерция требует много сил и времени, поэтому хорошенько необходимоподумать, прежде чем приступать к делу. И самое главное все делать честно – этозалог успеха.1.3 Заработок в интернет
С каждымднем заработок в интернете приобретает все большую популярность. Для кого-тоэто способ немного подработать, ну а для кого-то и вовсе основной источник дохода.Заработок в интернет доступен абсолютно всем, начиная от людей, не обладающих какими-либоспециальными знаниями и умениями, и заканчивая профессионалами своего дела, которыене признают офисных стен и хотят работать исключительно там и тогда, когда они самирешат. Весь заработок в интернет можно условно разделить на заработок, который требуетналичия собственного сайта, и тот, для которого достаточно просто иметь доступ квсемирной паутине.
Заработокв интернет, предполагающий наличие собственного сайта, предусматривает также и высокийуровень знаний в IT сфере у его владельца. Кроме того этот вид заработка требуетдостаточно длительного подготовительного периода для создания сайта и его раскрутки.Только после того, как будет обеспечена высокая посещаемость ресурса, он может начатьприносить деньги. Заработок в интернет с помощью собственного сайта можно получитьлибо с помощью продажи мест на своем ресурсе под рекламные баннеры, либо с помощьюпродажи ссылок со своего ресурса на сторонние сайты. В первом случае владельцы рекламногобаннера получают посетителей, перешедших на их сайт по рекламной ссылке, а во второмслучае повышается рейтинг сайтов в поисковых системах за счет увеличения их цитируемости.Выбор конкретного вида заработка зависит от посещаемости сайта – чем она выше, темвыгоднее будет первый способ, и наоборот, чем она ниже, тем больше внимания следуетобратить на второй способ. Разумеется, при увеличении посещаемости сайта и умеломсочетании первого и второго способов, заработок в интернет с собственного сайтабудет расти.[8]
Теперьрассмотрим способы заработка в сети, для которых не нужен собственный сайт, и спомощью которых можно начать зарабатывать прямо сейчас. Их можно разделить на двегруппы. Первая группа – это работа, которая требует применения специальных профессиональныхзнаний и умений. Как правило, заработок в интернет в этом случае имеет отношениек всемирной сети лишь постольку, поскольку она выступает в данном случае в видеинформационного пространства, обеспечивающего поиск работодателя и дальнейшее взаимодействиес ним. Итак, заработок в интернет в этом случае это:
Веб-дизайн,программирование. Длятого чтобы успешно работать в этой сфере, необходимо, помимо, разумеется, профессиональныхнавыков, еще и хорошее умение себя продавать. Для того чтобы начать получать заказы,необходимо зарегистрироваться на специальных интернет ресурсах для фрилансеров,желательно при этом иметь хорошее портфолио, ну а дальше, как известно, волка ногикормят.
Платныеконсультации – юридические, бухгалтерские, технические, IT консультации и любыедругие. Такой заработокв интернет доступен только специалистам с большим опытом работы в своей профессиональнойсфере и, чаще всего, не может выступать в виде источника постоянного дохода.
Копирайтинг,рерайтинг – написаниеили переписывание статей соответственно. Пожалуй, данный способ предоставляет самыеширокие возможности, как для новичков, так и для профессионалов, обеспечить себенеплохой заработок в интернет. Дело в том, что спрос на подобные работы есть практическивсегда, требуются как тексты для простого информационного наполнения сайтов, таки авторские статьи для узкоспециализированных ресурсов. Фрилансеры, только начинающиепробовать себя в этой сфере, могут получить работу по написанию статей на основеуже имеющихся. Главное требование здесь – чтобы новый текст был уникальным без потерисмысла первоисточника. Ну а авторские статьи – это заработок в интернет для профессиональныхжурналистов, либо для фрилансеров с приличным опытом в написании текстов. Алгоритмпоиска работы для рерайтеров и копирайтеров такой же, как и в случае с веб-дизайноми программированием. Кроме того в сети существуют ресурсы, позволяющие выставлятьна продажу уже имеющиеся у автора статьи.
Заработокв интернет для фотографов. В данном случае интернет может использоваться как для поиска заказов нафотосъемки, так и для продажи уже готовых фоторабот с помощью так называемых фотобанков.Для того чтобы успешно продаваться, фотографии, разумеется, должны быть хорошегокачества. В этом случае многочисленным изданиям гораздо выгоднее купить готовуюработу у фотографа за небольшую плату, нежели самостоятельно организовывать дорогостоящуюфотосъемку.
Способызаработать в интернет из второй группы в принципе не могут существовать без самойсети. Заработок в интернет в этом случае требует не только постоянного нахожденияв сети, но и хороших знаний законов, по которым живет и развивается всемирная паутина.Обеспечить доход можно с помощью следующих видов заработка:[9]
Платныйсерфинг, участие в платных опросах. При платном серфинге деньги платят просто за то, что человекзаходит на сайт и увеличивает тем саамы его посещаемость. Такой заработок в интернетне способен принести хоть сколько-нибудь значительную сумму, но и практически нетребует каких-либо усилий. Участие в платных интернет опросах, в принципе, можетпринести его участнику неплохой доход, но здесь необходимо как минимум знание одного,а лучше нескольких иностранных языков хотя бы на начальном уровне, так как большинствоопросов с хорошим вознаграждением проводится западными компаниями. Кроме того, получитьденьги можно будет не раньше чем через месяц, поскольку на всех сайтах-опросникахустановлены ограничения на вывод денег со счета аккаунта, и прежде чем вывести заработаннуюсумму на свой интернет кошелек, придется поучаствовать как минимум в десяти опросах.Обеспечить себе дополнительный заработок в интернет данным способом можно с помощьюреферальных ссылок. Для этого необходимо реферальную ссылку, выданную при регистрации,размещать в блогах, на форумах, в объявлениях с целью привлечения к опросу максимальногоколичества участников. В случае если пользователь зарегистрируется на сайте по реферальнойссылке, ее владелец в дальнейшем будет получать дополнительный доход с заработковвновь зарегистрированного участника. Этот заработок в интернет возможен не толькона сайтах интернет опросов, но и на любых других, которым необходимо увеличениебазы зарегистрированных пользователей.
Киберсквоттерство. В данном случае заработок в интернетобеспечивается продажей ранее зарегистрированных доменов. Заинтересованность в покупкедомена появляется либо благодаря его «красивому» имени, либо из-за созвучности названиядомена и имени компании, заинтересованной в покупке. Это едва ли не самый сложныйвид заработка, так как требует обширных знаний интернет и бизнес тенденций и постоянногоих отслеживания. Кроме того, это всегда работа на перспективу с негарантированнымрезультатом.
Созданиеи раскрутка групп в социальных сетях. Данный заработок в интернет чем-то схож с предыдущим, так какнеобходимо создавать и развивать группы с расчетом на то, что в будущем они будутпредставлять собой достаточный интерес для рекламодателей, чья целевая аудиторияаналогична аудитории группы, и которые будут платить администратору группы за размещениеявной либо скрытой рекламы. К этому же виду относится и заработок в интернет с помощьюблогов. При достаточной популярности блога компании-рекламодатели охотно платятза размещение в блоге обзоров своих услуг и товаров. Для того чтобы начать зарабатывать,нужно зарегистрировать блог на одном из сайтов и подать заявку рекламодателю наразмещение обзоров или ссылок.
Заработокв интернет на файлообменниках. Предполагает владение какими-либо популярными текстовыми, аудиоили видео материалами. Файл загружается на сайт-файлообменник, который в дальнейшемплатит владельцу файла определенную сумму за каждую тысячу скачиваний.
Заработокв интернет с помощью торговли на биржах. Самой популярной платформой для торгов является FOREX – рынокдля торговли на международном валютном рынке. Начать работать на FOREX достаточнонесложно – новичкам обычно предоставляют демо-счет, который позволяет попробоватьзарабатывать на курсовых разницах. Однако в качестве серьезного источника доходэтот способ доступен лишь для профессионалов-финансистов, готовых вложить в оборотна биржу достаточную сумму средств.[10]
Глава 2. Направления и эффективность электроннойкоммерции в интернете 2.1Рынок электронной коммерции в интернете
Всемизвестно, что прежде чем начать заниматься каким — либо видом бизнеса, необходимоизучить спрос на товар, который Вы собираетесь продавать или услугу, которую намереваетесьпредоставлять. Также немаловажным является необходимость изучения предложений нарынке, на который Вы хотите выйти. Так что электронный бизнес ничем не отличаетсяот обычного в этом плане. Именно отсутствие достоверной информации и неправильныйрасчет, а иногда и отсутствие какого бы ни было расчета, является причиной того,что начинающие предприниматели разоряются в первый год после открытия своего дела.
Необходиморассмотреть что же сегодня есть на рынке электронной коммерции, что из себя представляетэлектронный бизнес сегодня. А сегодня очень много различных предложений в интернете.
Какойвид деятельности в интернете может принести наибольший доход? Конечно же тот накоторый наибольший спрос и наибольшая цена. Необходимо задаться вопросом: что необходимолюдям, за что они бы заплатили деньги? Ответ прост: на сегодня огромной ценностьявляется информация. Конечно здесь речь идет не о какой бы то ни было информации.Людям нужна ценная информация, с помощью которой они смогли бы извлечь прибыль илирешить свои житейские вопросы. Согласитесь Вы бы не отказались выложить ну скажемтысячу, другую рублей за конфиденциальную информацию о том, где можно приобрестидешевые Mp3 плееры с целью их перепродажи.[11]
Имеяэту информацию, мы можем покупать данную электронику по ценам вдвое ниже рыночныхи зарабатывать на этом не плохие деньги. Спросите, мол кто знает сам будет перепродавать,зачем ему делиться с кем – то информацией. Но нет, он будет сам перепродавать плеерыи плюс заработает неплохие деньги, если поделиться с ограниченным кругом лиц этойинформацией. Ведь информация это тоже товар. Не зря в экономике информацию включиликак составляющую капитала, наряду с землей, деньгами, производственным оборудованием.
Большинствоиз нас знает, что каждый месяц в стране открывают фирмы и начинают свое дело множестволюдей, а этим людям если они хотят организовать эффективный бизнес, необходимопредставительство в интернете, то есть свой сайт. Фирм открывается все больше, асколько еще будет открываться в ближайшие десять – двадцать лет. А раз так – значитесть спрос на сайты, и этот спрос постоянно растет. Отсюда вывод: очень выгодными перспективным будет заняться изготовлением и разработкой сайтов.
Наэтом можно построить неплохой электронный бизнес, учитывая сегодняшний спрос.Казалось бы уже предостаточно фирм и людей занимающихся этим делом, но здесь работудля себя найдет любой, кто сможет создавать не просто сайты, а красивые и качественныесайты. А для этого надо учиться их создавать и немного попрактиковаться. Но этоэлектронный бизнес, и в нем как и в любом другом виде бизнеса существует конкуренция.[12]
Такжездесь кроме создания сайтов имеется спрос на их раскрутку, оптимизацию. Владельцамсайтов выгодно, чтобы их сайт был на одной из первых строчек в поисковых системах.Для владельцев сайтов – визиток это выгодно потому что о них узнает большее числопотенциальных клиентов, то есть это получается своеобразная реклама для них. А заэто люди готовы выложить немалые суммы. Вот и попробуйте на этом построить свойэлектронный бизнес.
Длякого – то сайт является источником дохода. Они зарабатывают на рекламе, размещеннойна нем. Чем выше будет посещаемость сайта, тем дороже будет стоить реклама на даннойплощадке, и тем больше желающих будет разместить свою рекламу здесь, что тоже являетсяодним из факторов увеличения стоимости рекламы. То есть данным владельцем напрямуювыгодно то, чтобы их сайт был раскрученным и посещаемым. Но чтобы он стал таким,необходимо его сначала оптимизировать и раскрутить, а для этого нужен знающий человекдля раскрутки. И этому человеку будут платить хорошие деньги за его работу. И тутдоход от раскрутки сайтов напрямую зависит от Вас, ведь чем больше смогут зарабатыватьвладельцы сайтов, тем больше они смогут вам заплатить. Электронная коммерция в данномвиде заработка непременно будет иметь успех.
Также,если у Вас есть способности к рисованию и прочему творчеству, то из Вас получитьсянеплохой Веб – дизайнер. Спрос на них тоже высок. Потому что у посетителя первоевпечатление о компании складывается по тому какой у них сайт. Если неброский и непривлекательный, то и у посетителя останется впечатления несерьезности фирмы. Представьте,Вы заходите на сайт фирмы, которая занимается строительством коттеджей, причем дорогихкоттеджей, а на сайте одна простенькая страница с контактными данными на сером фоне,на котором нет и фотографий примеров работ. И что вы думаете? Посетитель уйдет сэтого сайта, зайдет на другой с хорошим оформлением и сделает заказ у них, несмотряна то что они строят хуже и дороже. Владельца фирм это хорошо понимают и поэтомустараются не экономить на дизайне своего сайта.[13]
Следующийвид, который необходимо отметить это продажа мобильного контента через интернет.Сегодня мобильники есть почти у каждого. Значит и охват огромный. Даже если каждыйзакажет только по одной мелодии, компания продающая этот контент получит миллионнуюприбыль.
Электроннаякоммерция в данной сфере очень выгодна. Клиенту удобно просто отправить СМСку иполучить заветную мелодию. Как же может обычный пользователь интернета заработатьна этом. Все очень просто. Создается сайт, на котором размещается специальный скрипткомпании, на котором расположен список мелодий, картинок с кодом, который необходимоотправить по СМС. Конечно же для этого необходимо будет раскрутить Ваш сайт и обезопаситьего от взлома. В чем выгода компании предоставившей Вам этот скрипт? Выгода в том,что она, отчисляя Вам всего лишь определенный процент, увеличивает свой доход ничегодля этого не делая. Электронный бизнес имеет такое понятие, как партнерская программа.
Партнерскаяпрограмма заключается в том, что продавец какого-нибудь товара предоставляет Вамвозможность заработать, продавая его товары за определенный процент. Продавцу выгодно,он экономит время. Это тоже электронная коммерция. Вы можете на этом неплохо заработать.Ведь нужно всего лишь продавать чей – то товар. Не нужно ничего производить, думатьо способе получения денег, об отправке товара. Просто размещаете ссылку на сайте,по которой посетитель переходит на сайт продавца. Если он покупает товар, то Выполучаете свой доход.
К составляющейрынка электронной коммерции можно отнести и кликание по ссылкам и интернет – серфинг.Но только он малоприбыльный. Электронный бизнес в данной сфере выгоден лишь компаниизанимающийся предоставлением вам этих ссылок. Не рекомендую Вам заниматься подобнойдеятельностью. Такая электронная коммерция Вам не принесет нормальных денег. Таккак оплачивают такую работу очень дешево. В лучшем случае за месяц заработаете шесть– десять долларов. Причем кликать придется с утра до ночи каждый день.
Электронныйбизнес в сфере продажи своих разработок имеет наибольший потенциал и перспективу.Если вы можете придумать что – то новое и полезное, то Вам не придется долго ждатьсвоих покупателей. Изобретатели – это будущие миллионеры. Электронная коммерцияна изобретательстве принесет Вам огромную прибыль, а покупателю пользу. Здесь главноеуспеть запатентовать свое изобретение, и Вы будете гарантированы от потери клиентов.Во всяком случае вы всегда можете продать патент или получать процент с продажиВашего изобретения.[14]
Электроннаякоммерция – это частьрынка товаров и услуг. В ней каждый может найти себе дело. Еще очень много незаполненныхниш. В будущем будет много новых возможностей чтобы открыть свой электронный бизнеси получать доход. Этот рынок еще предстоит как следует изучить. Тот кто первый изучитего и заработает много денег. Главное здесь найти то, что Вы можете предложить людям.По началу лучше участвовать в какой – нибудь партнерской программе. Заработав денеги набравшись знаний можно начать оказывать какие – нибудь услуги. Например, то жесоздание сайтов. Но в любом случае Вам придется научиться создавать сайты.2.2 Направления электронной коммерции
Развитиеэлектронного бизнесавполне справедливо связывают с развитием всемирной сети Интернет. Недаром электронныйбизнес в большинстве видов имеет приставку «интернет»: интернет магазин, интернетбанк, интернет аукцион, интернет биржа и т.д. Однако электронная коммерция существовалазадолго до появления сети. Только позволить себе электронный бизнес тогда моглилишь единицы компаний — из-за необходимости значительных вложений в компьютернуюинфраструктуру это было доступно только крупным корпорациям, готовым вложить в развитиеэлектронного бизнеса достаточно крупную сумму.
Однакос появлением и стремительным развитием интернет электронная коммерция стала доступнаабсолютно всем, даже частным лицам, не имеющим вообще никакого капитала. Более того,ситуация с капиталоемкостью бизнеса стала диаметрально противоположной — теперьмногие компании предпочитают развивать именно электронный бизнес благодаря тому,что он требует гораздо меньших вложений. Зачастую интернет магазины продают то,чего у них нет, и только получив заказ, закупают этот товар у своего поставщика.В этом случае первоначальные затраты вообще минимальны. В результате сегодня электроннаякоммерция — это рынок с большим количеством участников как с одной, так и сдругой стороны. Современный электронный бизнес в зависимости от участников и характерасделки делят на следующие направления:
Businessto business (бизнес для бизнеса) — сокращенно B2B. Характеризуется тем, что в данномнаправлении в качестве контрагентов — и покупателя, и продавца, выступают компании.В качестве предмета коммерции здесь может выступать, в принципе, все, что угодно,начиная от поставок материалов посредством электронных заявок и заканчивая сложнымивидами услуг, такие как консалтинговые или аудиторские.
Всебанковские услуги для юридических лиц, осуществляемые через интернет (в основномэто касается осуществления платежей) — это тоже сегмент B2B. Причем основные перспективыразвития электронная коммерция B2B имеет именно в сфере услуг. Это связано с тем,что в последнее время становится все более популярным аутсорсинг или передача выполнениячасти операций, не связанных с основным производственным процессом предприятия,сторонней компании. Форму электронного бизнеса уже приняли маркетинговые исследования,консультативные услуги, информационные услуги. Электронный бизнес в данном сегментеимеет свои особенности. Во-первых, это специфика рекламной и маркетинговой деятельности- вся реклама, как правило, размещается в сети, использовать какие-либо другие каналыподчас просто не имеет смысла. Во-вторых, период от поступления коммерческого предложениядо принятия решения гораздо более долгий, чем в других сегментах — предприятия этовсегда более «медленные» клиенты, нежели частные потребители. Отсюда следуетвывод, что при том, что электронный бизнес требует меньше первоначальных вложений,нежели обычный, и позволяет экономить на затратах, отрезок времени от начала деятельностии до достижения компанией безубыточности может быть довольно продолжительным.
В-третьих,проблема информационной защиты здесь приобретает особую остроту, так как любая утечкав процессе информационного обмена между партнерами, может иметь самые серьезныепоследствия. Кстати, связанные с этим системы защиты информации — это тоже электронныйбизнес B2B.
Businessto customer (бизнес для потребителя) — сокращенно B2C. Как следует из названия,в данном случае электронная коммерция направлена на конечного потребителя — физическоелицо. Электронная коммерция в этом направлении дает ряд существенных преимуществ,как потребителю, так и продавцу.
Дляпотребителей электронный бизнес дал возможность иметь равный доступ к товарам иуслугам вне зависимости от региона проживания. Особенно это касается услуг, таккак необходимость доставки товара все равно создает неравные условия для потребителейиз разных регионов, тогда как разницы в предоставлении электронной услуги жителюстолицы или удаленного региона не существует абсолютно. Ну а для поставщика электроннаякоммерция это, прежде всего, возможность снизить количество посредников между компаниейи конечным потребителем, а зачастую и вовсе шанс отказаться от ритейлеров и увеличить,таким образом, свою прибыль.
К направлениюB2C можно отнести следующие виды электронной коммерции: интернет магазины, банковскоеобслуживание физических лиц через интернет, интернет аукционы, онлайн обучение,платное размещение объявлений в интернет, торговля на интернет биржах.
Businessto government (бизнес для государства) — сокращенно B2G. В принципе, электронныйбизнес в этой сфере чем-то схож с B2B, только заказчиком в данном случае выступаетгосударство. Примером могут служить государственные закупки, проводимые с помощьюинтернет, социологические и маркетинговые исследования, проводимые для государственныхструктур, разнообразная социальная реклама в интернет, размещенная по заказу государственныхорганов и направленная на сохранение физического и духовного здоровья нации.
Consumerto consumer (потребитель для потребителя) — сокращенно C2C. Электронный бизнес междучастными лицами. Яркий пример — интернет аукционы, консультационные услуги междучастными лицами через интернет, разнообразные сайты обмена, «барахолки», репетиторствочерез интернет. Многочисленные сайты фрилансеров (фотографов, визажистов, косметологов)являются, по сути, интернет магазинами по продаже услуг частным лицам. Художникивыставляют свои работы на продажу в личных интернет выставках.
Governmentto business (государство бизнесу) – сокращенно G2B. На данный момент, пожалуй, наименееразвитый электронный бизнес, одновременно с этим имеющий большие перспективы, таккак вывод взаимоотношений государства с бизнесом в интернет позволит не только экономитьвремя бизнесу, но и снизить затраты на содержание государственного аппарата и перенаправитьосвободившиеся средства на социальные нужды. Электронный бизнес между государствоми бизнесом успешно реализован во многих странах. Самый распространенный пример — это электронная сдача отчетности контролирующим органам (налоговая, статистическаяотчетность).
Перспективнымнаправлением является привлечение частных инвестиций посредством интернет. Электронныйбизнес в этом случае — это своеобразная «продажа» региона потенциальныминвесторам. В данном случае на специальных сайтах размещается вся информация о регионе,а потенциальные инвесторы могут через этот же сайт запрашивать всю интересующуюих информацию. В Норвегии электронная коммерция работает в системе подачи отчетностио деятельности рыболовных хозяйств, что дает хозяйствам не только удобство сдачиотчетности, но и также возможность оперативно получать статистические данные порезультатам работы других хозяйств через единую точку доступа к данным. Учитываято, какая часть населения Норвегии занята в рыболовных хозяйствах, трудно переоценитьзначение этой системы для государства. В Австрии с помощью электронного обмена происходитвыдача лицензий на импорт продукции, ввозимой через страну в Евросоюз.
Причемабсолютно весь документооборот, начиная от заявки на получение лицензии и заканчиваявыдачей собственно лицензии, проходит в электронном виде. Таким образом, выдачалицензий представляет собой электронный бизнес в чистом виде. Благодаря этой системе,компании-импортеры сокращают сроки импорта продукции, благодаря чему увеличиваетсяоборачиваемость оборотных средств и увеличивается прибыль импортеров.
В Бельгииуспешно функционирует Единая система электронных государственных закупок. В этойсистеме все органы, осуществляющие государственные закупки публикуют информациюо тендерах и их условиях в едином формате, а участники тендеров имеют возможностьзаявить о своем участии также через подачу заявки через интернет. Таким образом,снижается вероятность бюрократических препятствий, повышается уровень конкуренции,что в конечном итоге ведет к повышению качества и снижению стоимости государственныхзакупок.[15]
Governmentto citizen (государство гражданину) – сокращенно G2C. Включает в себя весь спектргосударственных услуг, предоставляемых государством гражданам. Данная деятельностьне имеет явно выраженной коммерческой основы, так как доступ или услуга, как правило,предоставляются бесплатно. И, тем не менее, это все равно по сути электронная коммерция,ибо все государственные услуги, независимо от того, в реальном или виртуальном пространствеони предоставляются, оплачиваются, но опосредованно — через налогообложение граждан.
Самаяраспространенная электронная коммерция G2С – это предоставление доступа к ресурсамгосударственных органов, а именно доступ к информации органов управления, юридическиеконсультации гражданам, электронный доступ к библиотекам. Интересным направлениемявляется организация обучения через интернет для детей, которые по каким-либо причинамне могут посещать образовательное учреждение.
ПосредствомSkype учитель имеет возможность провести практически полноценный урок с учеником.Также через интернет технологии стало возможным организовать врачебные консилиумылучших специалистов для пациентов, удаленных на любые расстояния.2.3 Интернет магазины
Интернетмагазины – самый распространенныйвид электронной коммерции
Понятиеэлектронная коммерцияу многих ассоциируется с интернет магазином. И это неудивительно, ведь интернетмагазины – это наиболее распространенный на сегодня электронный бизнес. Первые интернетмагазины, как впрочем, и электронная коммерция в целом, появились в США и шагнулив сеть интернет из сферы весьма распространенной на тот момент в Америке торговлипо телефону и по почте. Удобства и преимущества торговли через интернет быстро сталиочевидными для предпринимателей, и электронный бизнес стал развиваться семимильнымишагами. Сегодня через интернет можно купить практически все – от билета на киносеансдо велосипеда.
Современныйинтернет магазин представляетсобой интернет сайт, который имеет следующие функциональные возможности:
Регистрацияпокупателя. Это позволяет в дальнейшем сократить время на оформление заказа, а такжесохранить историю покупок пользователя. История покупок служит основой для формированиясписка товаров, которые потенциально могли бы быть интересны покупателю, то есть,по сути, осуществляется адресная реклама.
Электронныйкаталог товаров и услуг с возможностью расширенного поиска. Также интернет магазинычасто предлагают сервис сравнения схожих по характеристикам товаров, чтобы пользовательсмог принять обоснованное решение. Современные технологии визуализации позволяютсделать изображение товара в электронном каталоге максимально приближенным к егонатуральному виду.
Консультацияспециалистов по выбору товара с помощью ICQ.
Возможностьпроверки наличия товара на складе и расчета сроков доставки покупателю. В случаеотсутствия товара на складе покупатель может сделать предварительный заказ. Такжесистема предварительных заказов действует и для новинок, еще не поступивших в продажу.
Возможностьотложить товар в корзину с тем, чтобы позже оформить заказ или отказаться от покупки.
Оплатазаказанного товара посредством системы электронных платежей.
Отслеживаниестатуса заказа в любой момент через магазин.
В томслучае, если электронная коммерция касается программного обеспечения, аудио и видеоматериалов,доставка товара осуществляется также посредством сайта интернет магазина.
Размещениеотзывов других пользователей о купленных ими товарах. Форумы и гостевые книги натерритории интернет магазина.
Торговлячерез интернет имеет целый ряд преимуществ, как для продавца, так и для покупателя.
Длявладельца электронный бизнес — это, прежде всего бизнес, требующий гораздо меньшевремени и денег на его создание. Кроме того, для продавца электронная коммерцияпосредством интернет магазина позволяет:
— избежатьзатрат на содержание торговых площадок;
— снизитьрасходы на оплату труда персоналу;
— оперативноуправлять торговыми запасами, исходя из поступающих заявок;
— снизитьриски, связанные с закупками товаров, спрос на которые трудно спрогнозировать (например,новинки) с помощью системы предварительных заказов;
— сдаватьторговую площадь сайта магазина под рекламу сторонним ресурсам;
— веститорговлю круглосуточно, без перерывов и выходных.
Покупателюэлектронная коммерция позволяет «ходить по магазинам» в удобное для него время,не испытывая при этом неудобств от отсутствия или, наоборот, чрезмерного вниманияпродавцов. Кроме того, отзывы, оставленные покупателями в интернет магазине, зачастуюболее информативны, чем консультация продавца. Кроме того, зачастую в интернет магазинеможно заказать товар, которого просто нет в розничной сети, например редкие дискиили книги. Срок доставки при этом, безусловно, может быть достаточно долгим, новот представить себе обычный магазин, который будет заказывать для покупателя товар,которого нет в наличии на данный момент, довольно сложно.[16]
В Россииэлектронная коммерция сейчас находится на стадии активного развития – каждый деньэлектронный бизнес, в том числе и рынок интернет магазинов, пополняется новыми игроками,а войти в сферу интернет торговли пока еще достаточно легко. Количество покупателейинтернет магазинов постоянно растет, во-первых, за счет роста численности пользователейсети интернет, а во-вторых, за счет увеличения среди пользователей интернет долилюдей, совершающих онлайн покупки.
Есливы решили организовать собственный интернет магазин, необходимо четко понимать,что электронный бизнес, хоть и имеет свою специфику, но работает по общим бизнесправилам. Соответственно для будущего успешного функционирования интернет магазинаначинать необходимо с создания бизнес плана. Необходимо определить и исследоватьцелевую аудиторию магазина, решить вопрос о будущем ассортименте магазина, выбратьспособы доставки и оплаты, определиться с составом поставщиков, продумать множестводругих вопросов, составить финансовый план.
Выборбудущего ассортимента является, пожалуй, основополагающим вопросом для успеха электронногобизнеса. Большинство товаров, пользующихся большим спросом у интернет покупателей,уже представлено во многих интернет магазинах, конкурировать с которыми представляетсядовольно сложным делом.
Поэтомуработа по шаблону существующего интернет магазина перспектив не имеет. Здесь возможныдва варианта. Первый – заняться продажей товаров, которые пользуются большим спросомна традиционном рынке, но по каким-либо причинам считаются неперспективными дляэлектронной торговли. Второй – найти эксклюзивных поставщиков товаров, уже представленныхв существующих интернет магазинах.
Еслипо итогам финансового планирования, вы понимаете, что на данный момент собственныйэлектронный бизнес для вас недоступен, но при этом вы можете предложить потребителямнекий уникальный продукт, имеет смысл рассмотреть вариант сотрудничества с уже имеющимсякрупным интернет магазином.
В данномслучае магазин-партнер предоставляет вам в пользование торговую площадку, на которойразмещает информацию о ваших товарах, принимает заказы и оплату, которую впоследствииперечисляет вам за минусом комиссионного вознаграждения. Доставку товара покупателюорганизовываете вы сами. Такого рода электронная коммерция, несмотря на потери ввиде комиссионных, имеет неоспоримые преимущества в виде отсутствия риска того,что вложенные в создание собственного интернет магазина средства не окупятся.[17]
Предположим,вы твердо решили, что электронная коммерция – дело всей вашей жизни, и хотите заниматьсяею исключительно самостоятельно без посредников. Тогда, первым делом, необходимомаксимально серьезно отнестись к выбору технической основы будущего магазина. Есливы планируете создать небольшой интернет магазин, который не будет расширяться быстрымитемпами, то имеет смысл просто заказать интернет магазин под ключ в одной из многочисленныхIT компаний, оказывающих подобные услуги.
Грамотносоставленное техническое задание обеспечит вам в данном случае качественный с техническойточки зрения интернет магазин. Если же вы собираетесь постоянно расширять свой электронныйбизнес, то необходимо нанять собственную команду специалистов, которые будут постояннозаниматься поддержкой и изменением интернет магазина.
Определившисьс выбором исполнителя для создания платформы для магазина, необходимо перейти кего наполнению. От того, насколько грамотно будет составлен электронный каталог,зависит то, насколько успешной будет ваша электронная коммерция. Ведь насколькобы удобным и функциональным не был бы интернет магазин, там никогда не будут продаватьсянепривлекательные товары.
Начнемс фотографий товаров. Это тот случай, когда лучшее не враг хорошего, поскольку отсутствиевозможности «пощупать» товар останавливает многих пользователей от покупки онлайн.Соответственно, чем больше качественных фотографий будет в вашем электронном каталоге,тем успешнее будет ваша электронная коммерция.
Далее– описание товаров. Ни для кого уже не секрет, что простое перечисление характеристиктовара уже давно не «продает». Чтобы побудить покупателя сделать заказ, описаниедолжно быть составлено таким образом, чтобы преимущества от владения данной вещьюстали для потенциального покупателя очевидными. Высший пилотаж «продающего» описания– убедить покупателя в потребности, о которой он раньше не подозревал. Поэтому,чтобы гарантировать себе успех, необходимо привлечь в ваш электронный бизнес профессиональногомаркетолога.
Чтокасается способов оплаты товаров в интернет магазине, то самое простое, что здесьможет быть – это оплата наличными при доставке товара. Однако в современных условиях,когда многие стремятся перейти на безналичные расчеты, особого будущего у данногоспособа оплаты нет. Так что, если вы видите свой электронный бизнес на многие годывперед, имеет смысл с самого начала обеспечить в вашем интернет магазине максимальноширокие возможности по оплате товаров. Должны быть предоставлены возможности оплатыс помощью электронных денег нескольких видов, с помощью банковских карт через защищенныеплатежные терминалы, банковскими переводами, наличными и пр.
Нуи последнее – это сервис. Хоть для многих интернет магазин и предстает в образенекой самостоятельно торгующей площадки, это, безусловно, не так. Для того чтобыэлектронный бизнес шел успешно, необходимо постоянное наличие как минимум одногоконсультанта, который сможет ответить покупателю на вопросы и помочь ему сделатьвыбор в том случае, если информация из электронного каталога не позволяет этогосделать.
2.4 Эффективность электронной коммерции
Сегодня,в век информационных технологий появилась еще одна сфера для ведения бизнеса, которуюможно назвать “электронная коммерция” Данная сфера не только дополняет иупрощает способы ведения бизнеса в реале, но и предоставляет новые возможности дляполучения дохода. Данный вид бизнеса можно выделить как отдельную сферу, потомучто здесь есть различные способы для извлечения прибыли, которых нет в бизнесе вреале.
Электроннаякоммерция завоевываетрунет на протяжении последних десяти лет, так как именно последние десять лет интернетразвивается бурными темпами. Когда – то можно было заработать на том, что поможешькому-нибудь зарегистрировать электронный почтовый ящик, были даже такие шустрыеребята, которые зарабатывали на получении и распечатке электронных писем. При этомбрали они за свои услуги неплохие деньги. Сегодня уже практически каждый может безпроблем зарегистрировать себе почтовый ящик и пользоваться им, а когда – то этостоило сто рублей. Сегодня, конечно, такой способ уже не актуален, но зато появилисьновые более выгодные способы получения дохода в интернете. А о чем это говорит?О том, что электронная коммерция сегодня намного эффективнее, чем это было пять,семь и уж тем более десять лет назад. Почему именно так? Потому что эффективностьдля такого вида деятельности как электронный бизнес измеряется его прибыльностью,а сегодня интернет приносит намного больше денег, чем это было раньше. Все потомучто развиваются интернет – технологии, каждый день к интернету подключается огромноеколичество новых пользователей, многие из которых становятся постоянными посетителямиинтернет — сети. А за людьми в интернет приходят и деньги из реала, которые потомвновь из сети попадают в реал, и снова в сеть. Вот такой вот круговорот денег винтернет – бизнесе.
Средиособенностей (говорящие об эффективности), которые присуще такому виду бизнеса какэлектронная коммерция можно выделить такие как:
Моментальноеполучение оплаты за свои товары или услуги. Не нужно ждать каких – то длительныхпереводов денег. Деньги сегодня могут перемещаться со скоростью света (ведь дажелюбой серьезный бизнес в реале использует электронные денежные переводы при заключениисделок). В интернете этому способствуют электронные платежные системы и различныепункты обмены одних электронных валют на другие;
Территориальнаяудаленность продавца от покупателя больше не помеха. Не нужно ездить в другой город,чтобы приобрести какой – то нужный товар.
Нетребуются расходы на аренду площади для магазина или представительства. Самое большее,на что придется раскошелиться это покупка хостинга под интернет – магазин и на покупкудомена. А это в свою очередь освобождает не только от дополнительных расходов, нои от лишней волокиты: не нужно оформлять дополнительные документы, ожидать визитовразличных проверяющих, также электронный бизнес освобождает от дополнительных бюрократическихпрепонов.[18]
Электронныйбизнес можно автоматизировать,то есть вам не понадобиться продавец, и Вам самим не придется целый день торчатьу компьютера. Покупатель может посетить Ваш интернет – магазин в любое время, двадцатьчетыре часа в сутки. Он выберет понравившийся ему товар и положит его в корзину,после чего оформит заказ, если необходима предоплата, то и оплатит его. Вы в удобноедля Вас время получите уведомление о сделанном заказе и Вам останется только лишьотправить товар покупателю. Не которые умудряются настолько автоматизировать бизнес,что сами, грубо говоря, участвуют лишь в получении денег. Например Вы находите товарна иностранном интернет – магазине, выставляете такой же не имея его в наличии,только лишь делая наценку на товар. У Вас покупают этот товар, Вы получаете деньгиза него, оставляете у себя наценку, а за оставшуюся сумму покупаете товар в зарубежноминет – магазине, только указывая не свой адрес, а адрес Вашего покупателя. Вот ивсе! Наценка – это и есть Ваша прибыль. Неплохо, не правда ли? Вы сидя дома, непотратив ни рубля провернули такую операцию, на осуществление которой в реале уВас ушло бы не мало денег и времени, и товар Вам пришлось бы покупать оптом, иначеВы не получите выгоды.
Электроннаякоммерция имеет еще один немаловажный плюс, это то, что Вы можете вести свои делаиз любой точки мира, тем более что сейчас появился мобильный интернет. Разве неэто и есть эффективность электронной коммерции. Ведь при таких условиях можно заработатькуда больше денег, и совсем не обязательно затратив больше времени, а наоборот сэкономивего.
Казалосьбы все – таки электронный бизнес ограничен по сравнению с реальным бизнесом. Ну,например, разве можно торговать нефтью сидя дома? Можно. Хотя бы зарегистрировавшисьна фондовой бирже. Можно покупать и продавать реальные барелли нефти, другие полезныеископаемые. Можно покупать контракты на будущие сделки, фьючерсы. Можно покупатьи продавать доли в предприятиях. И все это не соприкасаясь с данными объектами купли– продажи. Представьте сколько проблем было бы у Вас, если бы Вы занимались куплей– продажей ну скажем алюминия в реале. За ним нужно приехать, его нужно везти пожелезной дороге, разгрузить, доставить до места назначения. При этом все видят Вашбизнес и даже могут сосчитать Вашу прибыль, а потом придти с наездом и попроситьподелиться прибылью. Как там, в одном известном фильме:”…а найди, десять тонн –не иголка”.
К томуже чтобы заняться обычным бизнесом непременно нужно уволиться с прежнего места работы,вложиться в дело, а при этом где гарантии что все получиться. Опять же цитата всеиз того же фильма:”…а потом я так попал, так попал.”. Электронная коммерция же даетВам возможность продолжать работать на прежнем месте и заниматься извлечением дополнительнойприбыли в свободное время. К тому же в Ваше отсутствие Ваш электронный бизнес могутподдерживать члены Вашей семьи, например дети – они то лучше взрослых разбираютсяв новых технологиях и еще могут дать Вам фору. К тому же в основном такой деятельностьюзанимаются молодые люди до тридцати лет. Да любой школьник здесь имеет преимуществоперед любым взрослым. Ему особенно просто, так как он волей не волей разбираетсяв этих технологиях и у него достаточно свободного времени.
Электроннаякоммерция должна (и уже становиться) стать основным источником для людей с ограниченнымивозможностями. Почему именно электронный бизнес, а не пенсия должен стать основнымисточником дохода для данной категории лиц? Потому что электронная коммерция способнапринести доход на много больший, чем пенсия. Также для безработных это отличноеподспорье. Ведь на сегодняшний день вакансий и предложений в интернете достаточно.Куча проектов по созданию сайтов, написанию текстов. Любой может организовать свойинтернет – магазин. Или к примеру получив какие – то знания – он может работатьв какой – нибудь компании удаленно.[19]
Думаюоднозначно видно, насколько сегодня эффективна электронная коммерция. Эффективнаи в отношении первоначальных вложений, и в отношении экономии времени, сохранениинервов, в отношении потенциального дохода. Дает отличную возможность заработатькатегории лиц особо нуждающихся в деньгах, а это тоже есть проявление эффективности.Здесь почти безграничные возможности для применения своего предпринимательскоготаланта, творческих способностей. Да и кризис как – то не сказался особо на оборотинтернет – денег, здесь как будто своя отдельная жизнь и другие бизнес – законы.В скором времени эта сфера будет более урегулирована в правовом отношении, потомучто здесь крутятся немалые деньги и также немало здесь крутится и мошенников. Хотяуже сегодня достаточно средств, чтобы обезопасить сделки, используя различные сервисы.
Главноезапомнить, что эффективной электронная коммерция будет только если Вы все будетеделать честно. Никогда не соблазняйтесь на большие суммы денег в обмен на обманчеловека. И сами не надеетесь на халяву. В интернете халявы нет. Здесь работатьпроще, но все – таки надо работать. И в завершении хотелось бы напомнить одну хорошуюрусскую пословицу: “Без труда – не выловишь и рыбки из пруда.”. Ну удочки у Васуже есть, раз вы читаете эту статью. Остается только трудиться, и не бойтесь фантазировать,ведь самые большие деньги можно получить, придумав что – то новое и интересное.
Такженеобходимо всегда быть в курсе новшеств в сфере интернета, это даст Вам преимуществона то, чтобы успеть занять новые ниши, а следовательно получить больше дохода ив течение более длительного времени.
Заключение
Качественноновая форма бизнеса, какой является электронная коммерция, потребовала значительныхизменений в области внутреннего устройства фирмы, а также идеологии бизнеса.
Электроннаякоммерция — это не только торговля в Интернет, но и новые формы существования фирм.Модульно-сетевые корпорации обладают высокой перспективностью во всем мире. Однаконаряду с наиболее эффективным использованием конкурентных преимуществ предприятия,существует ряд особенностей, которые могут привести к краху предприятия при невнимательномотношении к ним.
Географическаяудаленность подразделений порождает ослабление прямого контроля, что учитывая высокуюзависимость головного отдела от функционирования предприятия — исполнителя, можетдостаточно быстро привести к закрытию всей корпорации. Удаленность сотрудников,занятых на взаимосвязанных работах, может вызвать трудности психологического характера,такие как низкая вовлеченность сотрудника в общее дело. В статье было предложенорешение наиболее существенных проблем совместной работы удаленных сотрудников наоснове применения специальных программных и аппаратных средств обеспечения групповойработы.
Модульно-сетевыекорпорации очень интересны для России, где самая простая форма электронной коммерции— Web-магазины пока не имеет широких перспектив к развитию как из-за слабого развитиянеобходимой инфраструктуры, так и вследствие иного покупательского поведения потребителей,не располагающего к покупкам товаров без предварительного осмотра. Однако высококлассныеспециалисты из России могут быть привлечены для оказания услуг сетевым корпорациямв области инженерных разработок.
Список литературы
1. БалабановИ.Т. Электронная коммерция.– СПб: Питер, 2007.
2. ВартановаЕ.Л. Новые проблемы и приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. – М.:БИНОМ, 2006. — №3.
3. ГенинаН. Рынок онлайновой торговли в России. www.cnews.ru
4. ГолдовскийИ.М. Безопасность платежей в Интернете. — СПб: Питер, 2008.
5. ДенисовА.Л. Электронная торговля. – СПб: Питер, 2009.
6. ЗасурскийЛ.Н. Информационное общество сегодня и завтра. // Информационное общество. – М.:НОРМА, 2006. — №3.
7. ИнджинянР.О. Мировые тенденции развития электронной коммерции в сфере финансовых услуг.// Деньги и кредит. — СПб: Питер,2006.- №1.
8. КобелевО.А., Резго Г.Я., Скиба В.А. Электронная коммерция. Учебное пособие / Под ред. ПироговаС.В. – М.: Изд. Дом «Социальные отношения», 2008.
9. МоршавинР.А. Использование мирового опыта в решении проблем регулирования электронной коммерциив России: Автореф. дис. канд. экон. наук. — М.: Наука, 2006.
10. Россияобогнала США по эффективности электронной торговли. — www.lenta.ru.
11. СоловяненкоН.И. Приоритеты законодательства в области электронной коммерции // ECommerce World.– 2006. — № 1.
12. СтивенсонВ.Дж. Управление производством. – М.: БИНОМ, 2008.
13. ХолмогоровВ. Интернет-маркетинг. Краткий курс. 2-е издание – СПб.: Питер, 2008.
14. ЦаревВ.В., Кантарович А.А. Электронная коммерция. – СПб: 2006.
15. ЭйморД. Электронный бизнес: эволюция и/или революция. Пер. с англ.– М.: Издательскийдом «Вильямс», 2008.