Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Роль информационных технологий в управлении предприятием

/>/>/>/> 
Рольинформационных технологий в управлении предприятием

До недавнего времениинформация, как таковая, не считалась важным активом предприятий и фирм.Управление рассматривалось как индивидуальное искусство межличностного общения,а не как глобальный механизм координации деятельности участников экономическихпроцессов. Сегодня лишь немногие руководители могут позволить себепренебрежительно относиться к методам работы с информацией. В условиях, когдарастет значение информационной составляющей окружающей среды предприятий,полноценное их существование становится невозможным без соответствующихизменений во всех значимых сторонах их жизнедеятельности с точки зренияуправляемости и эффективности.
Любое предприятие дляанализа возникающих проблем, принятия решений, контроля операций, созданияновых продуктов или услуг нуждается в информации.
Под информациейпонимаются осмысленные и переработанные данные, которые используются длярешения управленческих задач. Данные отражают события, происходящие как в самойорганизации, так и за ее пределами.
Для того, чтобы получитьинформацию, необходимую для успешного функционирования предприятия, требуетсясобрать данные, передать их на обработку, привести их в форму, удобную дляпоследующего использования, и передать пользователям полученные результаты.Пользователи могут уточнять, какие данные нужно собирать, а такжескорректировать методы их обработки с точки зрения полноты, достоверности иформы представления получаемых результатов. Общая схема информационной системыпоказана на рис. 1.
Информационную систему(ИС) функционально можно определить как множество взаимосвязанных элементов,которые обеспечивают ввод данных, их обработку, а также хранение ираспределение полученной информации, используемой в управлении предприятием.

/>
Рис. 1. Общая схемаинформационной системы
Предприятия создают ИСдля обслуживания информационных потребностей разных уровней управления. Так, вработе Л. М. Эплгейт и др., посвященной управлению корпоративнымиинформационными системами, выделяются 4 уровня управления и соответствующие имИС: системы поддержки решений высшего звена управления (стратегическийуровень); автоматизированные системы управления (АСУ) и системы поддержкипринятия решений (управленческий уровень); профессиональные и офисные системы(уровень знаний); системы обработки транзакций (операционный уровень). Системыодного уровня, в свою очередь, могут быть ориентированы на обеспечениеинформационных потребностей разных функциональных областей (производство,финансы, маркетинг, управление персоналом).
В таблице 1 обобщеныхарактеристики ИС, используемых на разных уровнях управления.
Системы обработкитранзакций являются базовыми для обслуживания текущих операций предприятия. Онипредставляют собой компьютеризированные системы, которые выполняют ирегистрируют рутинные регулярные транзакции. Таковыми являются резервированиемест в гостинице, выплата заработной платы, отгрузка продукции.

Таблица 1.
Характеристикиинформационных систем
Уровни
управления Типы систем
Информа-
ционные
входы Обработка
Информационные
выходы Пользователи Стратегический уровень Системы поддержки решений руководства Агрегированные данные, внешние и внутренние
Графика,
имитация, диалог
Прогнозы,
ответы на вопросы Высший уровень управления Управленческий уровень
Системы
поддержки принятия решений
Данные в небольшом объеме,
аналитические модели
Диалог,
имитация,
анализ
Специальные отчеты, анализ решений,
ответы на вопросы Руководители среднего звена, профессионалы Автоматизированные системы управления Обобщенные данные о транзакциях
Повторяющиеся отчеты, простые модели,
анализ Обобщения и выборки
Уровень
знаний Профессиональные системы Проектные спецификации, базы знаний
Моделирование,
имитация
Модели,
графики Профессионалы
Офисные
системы
Документы,
схемы
Управление документами,
разработка схем, коммуникации
Документы,
графики, электронная почта Технический персонал Операционный уровень
Системы
обработки транзакций
Транзакции,
события
Сортировка,
составление списков, объединение
Подробные отчеты, списки,
обобщения Операционный персонал
/> 
На операционном уровнецели и ресурсы четко установлены и структурированы. Необходимо толькоопределить, соответствует ли транзакция определенному набору критериев, чтобысистема ее выполнила.
Профессиональные иофисные системы обслуживают информационные потребности специалистов в различныхобластях знаний и потребности обслуживающего персонала, который производитобработку данных.
Экспертные системы,автоматизированные системы проектирования (САПР) для научных и конструкторскихподразделений предприятий обеспечивают содействие созданию новых знаний испособствуют интеграции этих знаний и опыта практической деятельностипредприятия. Современные графические системы создают зрительные образы объектови позволяют пользователю ощущать, что он как бы находится в реальной ситуации.Такое погружение в мир, созданный компьютером, позволяет ему имитироватьвлияние своих действий на эти объекты.
Офисные системыиспользуются для повышения эффективности работы с данными, они обеспечиваютсвязи с потребителями, поставщиками и внешними организациями.
АСУ обслуживают несколькоуровней управления, обеспечивая информацией о текущей деятельности предприятия,а также отчетами о его деятельности в прошлом. АСУ поддерживают функциипланирования, контроля и принятия решений.
В АСУ обобщаются данные,поступающие из транзакционных систем, обрабатываются и сводятся в отчеты,которые готовятся на регулярной основе. АСУ обычно отвечают на фиксированные,заранее известные вопросы. Эти системы не являются гибкими и обладаютограниченными аналитическими возможностями.
Системы поддержкипринятия решений (СППР) обслуживают управленческий уровень в организации. Онипомогают аналитически обосновывать варианты решений, которые не очень хорошоструктурированы, носят ситуационный характер и их нелегко предусмотретьзаранее. Такие системы должны быть готовы реагировать на меняющиеся условияокружающей среды. Хотя в них используется информация из офисных,профессиональных и транзакционных систем и АСУ, они получают информацию и извнешних источников (текущие цены акций, цены на продукты у конкурентов и т.п.).
СППР обладают большимианалитическими возможностями по сравнению с системами других уровней. В ихоснове лежат математические модели анализа данных. СППР интерактивны, и лицо,принимающее решение, может менять условия задач и включать в них новые данные,используя дружественный пользовательский интерфейс.
Системы поддержки решенийвысшего руководства обслуживают стратегический уровень организации. Онипредназначены для работы с неструктурированными решениями и предполагают использованиеданных о внешней среде (новые налоговые законы, информацию о конкурентах), вних поступают сведения из различных информационных систем предприятия.
Системы поддержки решенийвысшего руководства обладают развитыми телекоммуникациями и графическими средствами.Такие системы предназначены для подготовки концептуальных решений типа:
каким должен быть бизнес?
как получить средства дляинвестиций?
какие сотрудники и какойквалификации могут понадобиться в будущем?
Досветлой мечты каждого директора — чтобы компьютер показывал все сам — остаетсяодин технологический шаг. Нужно соединить возможности финансовых иуправленческих систем с Интернет решениями, связав воедино внутреннюю сетьпредприятия с «мировой паутиной». Но этот шаг мешают сделать сотни преград ввиде разнородных стандартов и языков разработки.
На конференции компанииSAP в Лейпциге, посвященной корпоративным порталам -своеобразным «дверям» винформационные джунгли, выступали «первопроходцы», уже проторившие дорогу вэтих дебрях. Из двух тысяч человек, представлявших на конференции разные странырегиона ЕМЕА, почти 50% имели «продуктивный», то есть успешный, опытиспользования корпоративных порталов.
Внедрение портала наголландском предприятии Akzo Nobel позволило сократить затраты на 1% отоборота. А фармацевтическому гиганту Вауег, у которого в сети работают 15 тыс.сотрудников, портал позволил заметно повысить производительность трудаменеджеров. В Colgate порталом как основной рабочей средой пользуются 96%сотрудников. Кристоф Беккер из BASF говорит, что концерну с помощью портальныхрешений удалось преодолеть препятствия, мешавшие интеграции данных из 30 тыс.различных программ. Это позволило упростить и улучшить работу 20 тыс.пользователей.
Предложенная вышеклассификация ИС не является исчерпывающей и отражает лишь один из аспектовисследования информационных систем.
В частности, в табл. 2представлена классификация ИС по уровням принятия решений на предприятии.
Таблица 2.
Классификация ИС поуровням принятия решения в организацииУровни принятия решений Виды ИС Пользователи Стратегический
Системы поддержки решений высшего руководства
(Chief Executive Information Systems) Высшее руководство предприятия Тактический
Системы поддержки принятия решений
(Decision Support Systems):
информационные системы управления
(Management Information Systems)
интеллектуальные системы управления
(Intelligence Information Systems)
Руководители среднего звена
Профессионалы Операционный
Офисные системы
Системы обработки транзакций
Технический персонал
Операционный персонал
В данной классификацииоперационный уровень касается выполнения каждодневных, хорошо отлаженныхпроцедур. Соответствующие решения встречались в недавнем прошлом, их называютструктурируемыми, или «программируемыми».
Решения тактическогоуровня рассчитаны на более длительный промежуток времени, чем операционные.Решения этого уровня плохо или слабо структурированы вследствие того, что целипринятия решения четко не определены, многочисленны или конфликтны, а такжетрудно прогнозируемы последствия принятия решений и их воздействия на поведениелица, принимающего решения. Тактические решения, как правило, направлены наэффективное использование имеющихся ресурсов и характеризуются такимипоказателями, как производительность, рентабельность.
Решения стратегическогоуровня связаны с перспективными ресурсами, необходимыми для достижения целейорганизации, с эффективностью функционирования ее в целом.
Различные информационныесистемы тесно взаимодействуют друг с другом. Транзакционные системы — основнойисточник данных для других ИС, в то время как системы поддержки решенийруководства — потребители данных из систем нижнего уровня.
Возникает закономерныйвопрос — насколько эти системы должны быть интегрированы? В принципе,существующие сегодня на рынке технические и программные средства позволяютрешить задачу получения интегрального эффекта от использования ИС,обеспечивающих беспрепятственное прохождение информационных потоков междуразличными подразделениями предприятия (см. табл. 3). Однако, интеграциятребует времени и затрат. Поэтому каждое предприятие должно сопоставить своипотребности в интеграции с возможными затратами на построение подобных систем.

Таблица 3
Классы информационныхсистемКлассы ИС Название Фирма Стоимость
Крупные интегрированные системы
(комплексное управление, учет, управление производством)
R3
Baan IV
Oracle Application
SAP
Baan
Oracle Свыше 500 000 дол.
Средние интегрированные системы
(комплексное управление, учет, управление производством)
JD Edwards
SyteLine
Галактика
Парус
Robertson&Blums
SOCAP
Галактика, Россия
Парус, Россия 200 000 —500 000 дол.
Малые интегрированные системы
(комплексный учет и управление финансами)
Concord XAL
Scala
Platinum SQL
NS-2000
Columbus IT Partner
Scala
Platinum Software Corporation
Никос-Софт, Россия 50 000 —300 000 дол.
Локальные системы
(учетные системы по направлениям деятельности)
1C
БЭСТ
Инфин
1C, Россия
Интеллект-Сервис, Россия
Инфин, Россия 5 000 —50 000 дол.
В последние годы дляРоссии характерны бурное развитие информационных технологий и рост интереса ккомпьютерным системам, способным обеспечить эффективное управлениепредприятием. Особенно выделяется растущий спрос на интегрированные системыуправления. Автоматизация отдельных функций (бухгалтерского учета или сбытаготовой продукции) и АСУ считаются уже пройденным этапом для многихпредприятий, на которых автоматизация долгое время велась по трем достаточнообособленным друг от друга направлениям: АСУ (системы автоматизацииуправленческой и финансово-хозяйственной деятельности), САПР (системыавтоматизированного проектирования) и АСУ ТП (системы автоматизациитехнологических и производственных процессов). Создававшиеся изначально безкомплексного плана, как правило, под требования различных подразделений,участков и процессов, отдельные автоматизированные системы не подчинялисьединым целям и задачам предприятия, были плохо связаны между собойинформационно, а чаще не были связаны вовсе, что не отвечало интересам предприятиякак целостной системы. Многообразие используемых стандартных и нестандартныхаппаратных и программных средств затрудняло или делало невозможным дальнейшуюмодернизацию систем. Реальный эффект от внедрения автоматизации частооказывался при этом ниже ожидаемого.
Развитие математическихметодов, технических и программных средств позволяет в настоящее времяпринципиально решить задачу получения интегрального эффекта от внедренияинформационных технологий на предприятиях. Появились возможности формироватьвысокоэффективные корпоративные информационные системы (КИС) для управленияпредприятиями. Выросли масштабы и качественно изменилось содержание КИС.
Статистика последних летпоказывает, что более половины из 500 самых крупных компаний в мире выбрали в качествеединого стандарта для построения корпоративной информационной системыпрограммные продукты фирмы SAP AG. Исследования Meta Group резюмируют, чтопервые выгоды от ERP-системы можно получить через 8 месяцев после запуска.Средняя годовая экономия от использования такого программного обеспечениясоставляет 1,6 млрд. долл. В 63 опрошенных компаниях разных размеров и отраслейсредняя стоимость внедрения (total cost of ownership — TCO) ERP-системысоставила 15 млн. долл. (минимальная — 400 тыс. долл., максимальная — 300 млн.долл.). В TCO входят затраты на аппаратное и программное обеспечение,профессиональные услуги и обучение персонала.
В настоящее время имеетсямножество примеров эффективного использования КИС и на российских предприятиях.Разнообразие корпоративных информационных систем и несокращающееся числоразработчиков подчеркивают значимость этого рынка в современной экономике.
IBS и Microsoft объявилио совместном продвижении комплексного решения средней ценовой категории дляпостроения КИС на базе всего лучшего.
Предлагаемый потребителямнабор, сформированный по принципу best of breed (лучшие в своем классерешения), включает:
• систему для управленияфинансово-хозяйственной деятельностью Navision Attain;
• CRM-систему Siebel MME(MidMarket Edition);
• системыфинансово-экономического планирования Adaytum ePlanning и Comshare MPC;
• системы анализа данныхи управленческой отчетности на базе MS SQL Server 2000.
Позиционирование системыNavision Attain на рынке ИСУПИнтегрированные системы управления предприятием (ИСУП) Типичный портрет предприятия-заказчика
SAP R/3
Oracle Applications
BAAN
J.D.Edwards
Наличие корпоративных центров управления
От 50 до нескольких тысяч пользователей
Количество транзакций ограничено только возможностями аппаратного обеспечения
Navision Attain
Scala
SunSystems
Platinum
1—300 пользователей
До 10 млн. транзакций в год
Финансовый, налоговый и управленческий учет
Поддержка территориально-распределенных услуг
Масштабируемость
«1C: Предприятие»
ACCPAC
«Парус»
1—20 пользователей
До 1 млн. транзакций в год
Требуется только российская бухгалтерия
Отсутствует территориальная распределенность
Приведем переченьтребований, предъявляемых российскими предприятиями к ИС, которую можно назватькорпоративной информационной системой.
1. Функциональная полнотасистемы:
выполнение международныхстандартов управленческого учета — MRP II, ERP, CSRP;
автоматизация:
планирования,бюджетирования, прогнозирования;
оперативного(управленческого) учета;
бухгалтерского учета;
статистического учета;
финансово-экономическогоанализа;
формирование отчетов иведение учета одновременно по российским и международным стандартам (IAS иGAAP);
количество однократноучитываемых параметров деятельности предприятия (2000—10 000), количествотаблиц баз данных (800—3000).
2. Локализацияинформационной системы:
функциональная (учетособенностей российского законодательства и системы расчетов);
лингвистическая(интерфейс, система помощи и документация на русском языке).
3. Надежная защитаинформации:
парольная системаразграничения доступа к данным и функциям;
многоуровневая системазащиты данных, включающая средства авторизации вводимой и корректируемойинформации, регистрации времени ввода и модификации данных, протокол удалений;
программно-аппаратныесредства шифровки данных, сертифицированные ФАПСИ.
4. Реализация удаленногодоступа и работы в распределенных сетях.
5. Наличиеинструментальных средств адаптации и сопровождения системы:
структуры и функцийбизнес-процессов;
информационногопространства (изменение структуры БД, модификация полей таблиц, связей,индексов и т.п.);
интерфейсов ввода,просмотра и корректировки информации;
организационного ифункционального наполнения рабочего места пользователя.
6. Обеспечение обменаданными между ранее разработанными ИС и другими программными продуктами,функционирующими на предприятии.
7. Возможностьконсолидации информации:
на уровне предприятий —для объединения информации филиалов, дочерних компаний, предприятий, входящих вхолдинг и т.п.;
на уровне отдельных задач;
на уровне временныхпериодов — для выполнения анализа изменения тех или иных показателей за период,превышающий отчетный.
8. Наличие специальныхсредств анализа состояния системы в процессе эксплуатации:
архитектуры баз данных;
алгоритмов;
статистики количестваобработанной информации (количество записей, документов, проводок, объемдисковой памяти);
журнала выполненныхопераций;
списка работающихстанций, внутрисистемной почты.
Обобщение зарубежного иотечественного опыта позволяет сформулировать ряд правил, которых целесообразнопридерживаться для успешного создания КИС:
-         привязкавсех стратегических планов внедрения информационных технологий к бизнес-целям ибазовой инфраструктуре предприятия;
-         простотаи гибкость модели построения и развития корпоративной информационной системы;
-         обозримыйпериод разработки системы, формирование единой команды разработчиков ИТ ибизнес-аналитиков;
-         вовлеченностьвысшего руководства предприятия в процесс разрешения возникающих проблемуправления рисками от внедрения ИТ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Точечные и интервальные оценки
Реферат Понятие информационные ресурсы
Реферат «Коротко про історію та зміст Конвенції ООН про права дитини» та направлено начальникам Відділу освіти Дубенської районної державної адміністрації та Відділу освіти Дубенської міської ради для розповсюдження по загальноосвітніх закладах міста та райо
Реферат Економіко-географічна характеристика Азербайджана
Реферат Тривимірні перетворення
Реферат Производство электроэнергии на гидростанциях
Реферат Abolish The Death Penalty Essay Research Paper
Реферат Французское искусство (XYII-XYIII вв.)
Реферат Автор: к т. н., доц. Хабаров С. П., Санкт-Петербург, 2011 г
Реферат Трансформация преобразований
Реферат Прогноз годовой прибыли
Реферат Влияние социального окружения на духовное развитие
Реферат Устойчивость по Ляпунову
Реферат Алексей Михайлович Тишайшим? Актуальность темы. Проблемные урок
Реферат 1. Система маркетингових досліджень