Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Решение уравнений, неравенств и их систем

Кафедра:Информационные Технологии
ЛабораторнаяРабота
Натему: РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ, НЕРАВЕНСТВ И ИХ СИСТЕМ.
 
Москва,2008 год

РЕШЕНИЕУРАВНЕНИЙ, НЕРАВЕНСТВ И ИХ СИСТЕМ
Целиработы:
·знать команды, используемые при решении уравнений и их систем, неравенств и ихсистем в системе аналитических вычислений Maple;
·уметь применять указанные команды для решения математических задач.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕСВЕДЕНИЯ
1.Введение
Система аналитических вычислений Maple обладаетвозможностью решения алгебраических уравнений, неравенств и их систем как ваналитическом так и в численном виде. Для начала несколько подробнееостановимся на самих уравнениях и неравенствах.
Два выражения, соединенные знаком равенства (=),представляют самостоятельный тип данных Maple — уравнение(equation). Уравненияможно присваивать обычным переменным Maple, с уравнениями можно осуществлятьпреобразования, используя обычные арифметические действия, которые выполняютсяотдельно для левой и правой частей уравнений. Эти действия позволяютпреобразовать уравнения к виду, удобному для использования, а иногда иоблегчающему Maple поиск решения. Некоторые преобразования, которые можноосуществлять с уравнениями в системе Maple, приведены в примере 1.
Пример 1. Допустимые операции с уравнениями.
> 3*x^3+7=2*x+x^5;
/>
> whattype(%);
/>
> d:=3*x^3+7=2*x+x^5;
/>
> whattype(d);
/>
> d-(x^4=x^4);
/>
> d+(x^4=x^4);
/>
При проверке типа переменной, значением которой являетсяуравнение, с помощью команды whattype () результатом является равенство =, означающее, чтотип проверяемой переменной является уравнением.
Как и при задании уравнений два выражения, соединенныезнаками >= (больше или равно), (больше) или (меньше), представляют новый тип — неравенство(inequation).
Пример 2. Неравенства.
> a
/>
> whattype(%);
/>
> d:=a>b;
/>
> whattype(d);
/>
> d-(h>4);
/>
> d-(h
/>
При проверке типа объекта, представляющего неравенство,в области вывода отображается либо , либо
2. Команда: solve( )
Команда solve() позволяет решать уравнения и системы уравнений, неравенстваи системы неравенств. Эта команда всегда пытается найти замкнутое решение ваналитической форме. Ее синтаксис достаточно прост:
solve (ypaвнение, переменная);
solve ({уравнение l, уравнение 2,… }, {переменная l,переменная 2, …});
Первая форма команды предназначенадля решения одного уравнения относительно заданной переменной. Вторая формапозволяет решать системы уравнений относительно переменных, заданных вторымпараметром. Заметим, что система уравнений и ее неизвестные переменные задаютсяв виде множеств, результатом в этом случае является также множество значенийнеизвестных в виде уравнений. В случае задания одного уравнения результатом будетвыражение (в случае одного корня уравнения) или последовательность выражений (вслучае нескольких корней). Если не задана переменная/переменные, относительнокоторых следует решать уравнение/систему уравнений, то Maple выдаст все решенияотносительно всех неопределенных переменных в исходных уравнениях. Если вместоуравнения задано выражение с неизвестными, то оно рассматривается как леваячасть уравнения, тогда как правая часть предполагается равной 0. Некоторые изперечисленных ситуаций иллюстрирует пример 3.
Пример 3. Решение уравнений и систем уравнений.

> a:=x^2+7*x+y^3=0;
/>
> solve(a,x);
/>
> solve({a},x);
/>
> a1:=2*x+y=0;
/>
> solve({a,a1},{x,y});
/>
> solve(a1);
/>
В некоторых случаях команда solve() возвращаетпустую последовательность NULL. Это означает, что решения или не существует, или Mapleне удалось его найти. Если не удалось найти все решения, то глобальнаяпеременная _SolutionsMayBeLost устанавливается равной true.
Последнее уравнение из примера 3. решалось без указанияпеременной, относительно которой следовало бы решать уравнение. Maple решил ихотносительно всех неизвестных величин, входящих в уравнение. Причем он выбралнеизвестную х в качестве параметра (х = х), а неизвестную переменную у выразил черезвведенный параметр х. Чтобы получить решение, следует параметру х присвоить произвольноезначение, тогда значение неизвестной у будет определено однозначно.
В общем случае полиномиальное уравнение степени выше 4может не иметь решения, выраженного с помощью радикалов. В этом случае для представлениярезультатов Maple использует специальную функцию RootOf(), котораяприменяется для обозначения любого корня выражения, заданного в качестве еепараметра:
> eq:=x^5+x^4+x^3+8=0;
/>
> d:=solve(eq,x);
/>
> evalf(d[1]);
/>
> solve(x=-2*cos(x));
/>
В этом примере функция RootOf (_Z + 2 cos(_Z)) представляетлюбое решение уравнения _Z + 2 cos(_Z) =0. Переменная _Z– это системная переменная, сгенерированная Maple, котораявсего лишь заменяет переменную х нашего уравнения. Опция index со значением, равным целомучислу, служит для нумерации и упорядочивания корней уравнения. Заметим, что спомощью функции evalf ( ) можно получить приближенные числовые значения функции RootOf.
Спомощью команды solve() можно решать итригонометрические
уравнения. По умолчанию Maple решает их на промежутке [–p, p]. Для получения всех решенийтригонометрических уравнений следует задать значение глобальной переменной _EnvAllSolutions равным true. Использование глобальной переменной _EnvAllSolutions показано на следующем примере:
> b:=sin(x)^2-2*sin(x)-1=0;
/>
> s:=solve(b,x);
/>
> _EnvAllSolutions:=true;
/>
> s:=solve(b,x);
/>
> about(_Z1);
Originally_Z1, renamed _Z1~:
 isassumed to be: integer
> about(_B1);
Originally_B1, renamed _B1~:
 isassumed to be: OrProp(0,1)
Как видно, в случае _EnvAllSolutions:=trueMaple действительно строит все решениятригонометрического уравнения с использованием целочисленной системнойпеременной _Z1~. Знак тильда (~) означает, что на значения переменной наложенынекоторые ограничения. В данном случае эта переменная может принимать толькоцелочисленные значения. (В этом можно убедиться, выполнив команду about(_Z1).)Подобные переменные используются Maple для представления всех решенийтригонометрических уравнений. Префикс _Z в имени переменной,сгенерированной Марlе, служит указанием того, что эта переменная можетпринимать только целые значения. Кроме указанных переменных также используютсяпеременные с префиксом _NN, принимающие неотрицательные целые значения, ипрефиксом _B, для представления переменных с двоичной областью значении (0 или 1).
Для систем аналитических вычислений решение любого трансцендентногоуравнения, в том числе и тригонометрического, достаточно сложная и серьезнаяпроблема. Бывает, что простое трансцендентное уравнение может и не решаться вMaple. Здесь следует помнить о том, что Maple использует алгоритмический подходдля решения уравнений, и, возможно, ему следует помочь, сделав кое-какие нестандартные преобразования уравнения, приведя его к другому виду.
Обычно, решив уравнение или системууравнений, мы осуществляем проверку полученного решения, подставляя его висходное уравнение или систему. Точно также следует поступать и при работе вMaple. Для проверки решений можно использовать функцию eval( ):
> fs:={x+2*y=3,y+1/x=2};
/>
> answ:=solve(fs,{x,y});
/>
> eval(fs,answ[1]);
/>
> eval(fs,answ[2]);
/>
Из примера видно, что последовательность множеств,представляющих два полученных решения, сохранена в переменной answ. Дляпроверки правильности полученных решений, подставляем эти решения в исходнуюсистему и вычисляем полученные выражения с помощью команды eval(). Врезультате вычисления системы уравнений на двух полученных решениях мы получилитождества, что говорит о правильности наших решений. Если для дальнейшихвычислений необходимо иметь значения первого решения в виде отдельныхпеременных, то той же самой командой eval ()можно извлечь их, вычислив, соответственно, неизвестную хи уна первом решении:
> x1:=eval(x,answ[1]);
/>
> y1:=eval(y,answ[1]);
/>
Дляпроверки решения можно использовать функцию mар()вместе с функцией subs(), которая заодну операцию проверит все решения. Это удобно, когда решений очень много и длякаждого из них пришлось бы выполнять команду eval(),если использовать предыдущий подход. Для решения нашей системы вызов команды mар()выглядит так:
> map(subs,[answ],fs);
/>
Команда solve () может решатьнеопределенные системы уравнений, в которых количество уравнений меньше числанеизвестных. В этом случае система Maple сама решает, какие из неизвестных принятьза параметры, а какие за неизвестные, относительно которых следует строитьрешение:
> fs1:=x+3*y+4*z+5*t=50;
/>
> fs2:=3*x+3*y+2*z+t=30;
/>
> answ1:=solve({fs1,fs1});
/>
Здесь решение получено в параметрической форме относительно неизвестных y, t и z, которые выбраны системой. Можно явно указать,относительно каких неизвестных следует решать систему уравнений, тогдаоставшиеся будут рассматриваться как параметры:

> answ2:=solve({fs1,fs1},{y,z});
/>
В этом решении явно указаны неизвестные у и z, иполученное решение зависит от двух параметров х и t.
С помощью функции eval() можно вычислить значения решения при конкретныхзначениях параметров:
> eval(answ2,{x=1,z=1,t=1});
/>
Бывает, что при решении систем уравнений ответполучается в виде множества уравнений, в которых левая часть являетсянеизвестной переменной. Чтобы присвоить найденные значения переменным,относительно которых решалась система, следует применять команду assign(). Эта командаприсваивает переменным, стоящим в левой части уравнений из множества решений,значения, равные правым частям. Можно сказать, что эта команда заменяет знакравенства (=) на знак операции присваивания (:=) во множестве, состоящем изуравнений, в которых левые части представлены неизвестными:
> {q=a+b,w=g+p};
/>
> assign(%);q;w;
/>
/>
> eq:=x*a+y*b=c;
/>
> s:=solve({eq,x+y=1},{x,y});
/>
> assign(s);x;y;
/>
/>
Если решение получено в виде последовательности выражений, то получитьзначение соответствующего решения можно с помощью индекса.
> fs:=y^4+2*y^2+2=0;
/>
> d:=solve(fs);
/>
> y1:=d[1];y1;
/>
/>
Напомним, что в приведенном примере I означает комплексную мнимую единицу, равную />.
3. Команда: fsolve( )
По умолчанию Maple пытается найти аналитическоевыражение для корней уравнения. Если это не удается, то, как отмечалось выше, вобласти вывода ничего не печатается. В подобных случаях (если корнидействительно существуют) можно воспользоваться командой fsolve(), котораянаходит численное решение уравнения или системы уравнений. Формат командыотличается от формата команды solve() наличием третьего параметра опция:
fsolve (уравнения, переменные, опция);
Задание первых двух параметровсоответствует заданию аналогичных параметров в команде solve(),а параметр опция может принимать значения из таблицы 1.
Таблица 1.Значения параметра опцuя команды fsolve( ) Значение Смысл complex Разыскиваются комплексные корни (только для полиномов) Fulldigits Используется арифметика с максимальной мантиссой Maxsols=n Разыскивается n решений (только для полиномов)
а… b или
x=a..b Задан промежуток [а, b], на котором разыскивается решение (во второй форме задания этой опции х обозначает имя неизвестной переменной в уравнении)
Для произвольного уравнения по умолчанию эта функция находит однорешение, но для полиномов определяются все действительные корни. Для нахождениявсех корней полинома, включая комплексные, следует задать опцию complex. В примере 4 показано использованиекоманды численного решения уравнений.
Пример 4. Численное решениеуравнений.
> eq:=x^4+2*x^2-2=0;
/>
> s:=fsolve(eq,x);
/>
> s:=fsolve(eq,x,complex);
/>
> fsolve(ln(sin(x))=0,x);
/>
> fsolve(ln(sin(x))=0,x,x=2..infinity);
/>
> fsolve(ln(sin(x))=0,x,x=15..infinity);
/>

Здесь также показано, как можно последовательно находить корни произвольногоуравнения, задавая интервал изменения неизвестной величины с учетом полученногорешения на предыдущем шаге нахождения корня (последние три команды).
4. Другие команды решения уравнений
Кроме универсальных команд solve () и fsolve ()решения уравнений и систем уравнений, система Maple содержит специализированныекоманды, предназначенные либо для решения определенного класса уравнений, либонахождения решений в заданном числовом поле. Здесь эти команды описаныпредельно кратко для того, чтобы читатель знал об их существовании. Болееподробно об этих командах можно узнать в справочной системе Maple, выполнивкоманду? имя_команды,где вместо параметра имя_команды следует подставить ее действительное имя.
Команда isolve () ищет все целые решения уравнений. Если в уравнениизадано несколько неизвестных, то строится решение относительно всех заданныхнеизвестных.
Пример 5. Целочисленное решениеуравнений.
> isolve({(x+1)*(x-1/2)*(x-2)=0});
/>
> isolve({5*x+6*y=1});
/>
В решении последнего уравнения примера 5 использованацелочисленная переменная _Z1 сгенерированная Maple.
Команда msolve () также ищет целочисленные решения уравнения, но толькопо модулю, заданному вторым параметром.
Пример 6. Целочисленное решениеуравнений по заданному целому модулю.
> solve({3*x-4*y=1,7*x+y=2});
/>
> msolve({3*x-4*y=1,7*x+y=2},11);
/>
> msolve({3^n=4},11);
/>
Команда rsolve () строит общеерешение рекуррентного уравнения, используя начальные значения, если они заданы,или через их символьные обозначения, если они не заданы.
Пример 7. Решение рекуррентныхуравнений.
> rsolve({F(n+2)=F(n+1)+F(n)},F(n)); # Без начальных условий
/>/>
> rsolve({F(n+2)=F(n+1)+F(n),F(0)=1,F(1)=1},{F(n)});
 #Используязаданные начальные условия
/>
5. Решение неравенств
Команда solve () используется для решения неравенств и систем неравенствв области вещественных чисел точно так же, как и для решения уравнений и системуравнений. Ответ выражается либо в виде множества неравенств, либо черезфункции RealRange ()и Open (). Перваяопределяет замкнутый отрезок действительных чисел, а вторая используется дляуказания того, что граничная точка не входит в построенное решение. Для заданиярешения в виде множества, следует задать в виде множества либо самонеравенство, либо неизвестную, относительно которой ищется решение. Если этогоне сделать, то ответ будет получен с использованием указанных функцийопределения действительных отрезков.
Пример 8. Решение неравенств.
> solve((x+3)/(4-x)>4,x);
/>
> solve((x+3)/(4-x)>4,{x});
/>
> solve(log[1/2](log[2](x^2-8))>=-1);
/>
> solve({log[1/2](log[2](x^2-8))>=-1});
/>
В примере 8 решены два неравенства, для каждого изкоторых построено решение в виде множества и в форме действительных интервалов.

Литература
1. Говорухин В.Н.,Цибулин В.Г. Введение в Maple.Математический пакет для всех. – М.: Мир, 1997. – 208 с.
2. Дьяконов В.П.Математическая система MapleV. – М.: Издательство “Солон”,1998.
3. Двайт Г.Б. Таблицыинтегралов и другие математические формулы. – М.: Наука. Главная редакцияфизико-математической литературы, 1983. – 176 с.
4. Матросов А.В. Maple6. Решение задач высшей математики и механики. – СПб.: БХВ — Петербург, 2001.–528 с.
5. Манзон Б.М. MapleV PowerEdition – М.:Информационно-издательский дом “Филинъ”,1998г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гипотеза лингвистической относительности Сепира Уорфа
Реферат Детско-юношеский туризм Обзор зарождения
Реферат Химические способы нанесения металлических покрытий
Реферат Развитие рекламного сектора в РК на примере ТОО "Ad 4 U"
Реферат Анализ финансового положения клиента-заемщика на примере предприятия ООО ЭЛЕКТРО Коннект
Реферат Стиль жизни бизнес-элиты в современной России
Реферат Складывание крепостного права на Руси. Соборное уложение 1649 г.
Реферат Грузовой план судна Определение основных
Реферат Истоки русской социологии
Реферат Обґрунтування підвищення ефективності використання виробничих фондів підприємства
Реферат Жизнь и смерть Юрия Живаго
Реферат Монголо-татары
Реферат Релігійне виховання підлітків з особливими потребами як умова успішної соціалізації
Реферат Розрахунок керованого випрямляча за схемою з нульовим виводом
Реферат Зелёная розелла