Тема дипломной работы
Разработка и анализавтоматизированной информационной системы в интересах руководителя тушенияпожара
Содержание
Используемые сокращения иопределения
Введение
1. КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Описаниепредметной области РТП
1.2 Обзор существующихавтоматизированных информационных систем
1.3 Классификация ИС
1.4 Постановка задачи
1.5 Структурапостроения системы
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1 Разработкаинфологической модели БД для автоматизированной информационной системы винтересах РТП
2.2 Разработка даталогическоймодели БД для автоматизированной информационной системы в интересах РТП
2.3 Физическая реализацияв компьютерной СУБД
3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙРАЗДЕЛ
3.1 Возможный рыноксбыта автоматизированной системы
3.2 Календарныйплан-график работы над автоматизированной системой
3.3 Оценкаконкурентоспособности АИС
3.4 Калькуляция темы
3.5 Оценка экономическойэффективности применения ПП
4. ОХРАНА ТРУДА
4.1 Введение
4.2 Производственнаясанитария, техника безопасности и пожарная безопасность
4.3 Метеоусловия
4.4 Вентиляция иотопление
4.5 Освещение и шумность
4.6 Пожарная безопасность
4.7 Режим труда и отдыхаоператора персонального компьютера
Используемыесокращения и определения
АСИППР – Автоматизированнойсистемы поддержки принятия РТПпри тушении пожаров
АСПВЗ — Автоматизированнаясистема пожаровзрывозащиты
АСПТ- Автоматизированнаясистема пожаротушения
АСПДЗ — Автоматизированнаясистема противодымной защиты
АСОЭЛ — Автоматизированнаясистема оповещения и эвакуации людей
АСППВР — Автоматизированнаясистема предотвращения предпожарных и взрывоопасных режимов
АИС — Автоматизированнаяинформационная система
БУ — Боевой участок
БД – База данных
ИС — Информационная система
ПЧ — Пожарная часть
ПК — Персональный компьютер
ПП – Прикладная программа
РТП – Руководитель тушенияпожара
СУБД – Система управления базойданных
СИЗОД – Средства индивидуальнойзащиты органов дыхания
Введение
Сегодняпрактически каждый РТП сталкивается с постоянно растущим потоком информации напожаре. Самостоятельное отслеживание всех происходящих изменений – процессочень сложный и трудоемкий. Решить эту непростую задачу может позволить качественнаяавтоматизированная информационная система, характеризующаяся максимальнойнаполненностью базы данных, достоверностью и актуальностью информации,простотой и удобством поиска, широкими функциональными возможностями,постоянной технической поддержкой и доступностью. В данной дипломной работе будетподробно рассмотрена система способная облегчить действия РТП и повыситьэффективность работ на пожаре.
1. КОНСТРУКТОРСКИЙРАЗДЕЛ
1.1 Описаниепредметной области РТП
Руководительтушения пожара — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективоми организации деятельности связанной непосредственно с тушением пожара.Руководитель тушения пожара обязан:
— произвестиразведку и оценить обстановку на пожаре;
— немедленноорганизовать и лично возглавить спасание людей, предотвратить панику, используядля этого имеющиеся силы и средства;
— определитьрешающее направление, необходимое количество сил и средств, способы и приемыбоевых действий;
— поставитьзадачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнениепоставленных задач;
— непрерывноследить за изменениями обстановки на пожаре и принимать соответствующиерешения;
— вызватьдополнительные силы и средства одновременно, а не частями организовать ихвстречу.
— обеспечитьуправление боевыми действиями на пожаре непосредственно или через оперативныйштаб пожаротушения;
— обеспечивать выполнение требований правил по безопасности и охраны труда,доводить до участников тушения пожара информацию о возникновении угрозы для ихжизни и здоровья;
— создатьрезерв сил и средств, периодически подменять работающих, давая им возможностьотдохнуть, обогреться и переодеться в сухую одежду;
— в случаеприбытия на пожар сил и средств с различных направлений, начальнику тыла выделитьпомощников со средствами передвижения и связи;
-притушении использовать возможность заправки пожарных автоцистерн, израсходовавшихзапас воды, без снижения темпа работ по ликвидации пожара;
— принятьмеры к установлению причины пожара и составить акт о пожаре;
— принятьмеры к сохранению первоначального места его возникновения от излишнихразрушений, выявлению и сохранению предметов, послуживших
причинойпожара, а также сбору сведений, необходимых для составления акта о пожаре,привлекая для этого сотрудников дознания, испытательной лаборатории;
— личноубедиться в ликвидации горения, определить необходимость и продолжительностьнаблюдения за местом ликвидированного пожара;
— принятьмеры по эвакуации, защите от проливаемой воды и охране эвакуированныхматериальных ценностей до прибытия сотрудников правоохранительных органов;
Приопределении необходимых для тушения пожара дополнительных сил и средств РТПдолжен учитывать:
— площадь, накоторую может распространиться огонь до введения в действие вызванных сил исредств;
— требуемоеколичество сил и средств для подачи стволов, объем работ по спасанию людей,вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуацию имущества;
— необходимость привлечения специальных служб;
— необходимость подвоза воды пожарными автоцистернами, поливомоечными машинамиили организации подачи воды в перекачку.
РТП имеетправо:
— набеспрепятственный доступ во все жилые, производственные и другие помещения,принимать любые меры, направленные на спасение людей, предотвращение распространениеогня и ликвидацию пожара.
— приниматьрешение по созданию оперативного штаба, БУ и секторов, привлечениедополнительных средств на тушение пожара, а также изменению мест ихрасстановки;
— определятьпорядок убытия с места пожара подразделений противопожарной службы,привлеченных сил и средств.
1.2 Обзорсуществующих автоматизированных информационных систем
Информационноеобеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством созданияи использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальныхинформационных систем, баз данных, необходимых для выполнения поставленныхзадач.
Автоматизированнаясистема поддержки принятия РТП при тушении пожаров «АСИППР»
АСИППР предназначенадля оперативного информационно-справочного и информационно-аналитическогообеспечения лиц, принимающих решения при управлении боевыми действиямиподразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований. Даннуюсистему можно использовать на базе ситуационного центра.
Системаобеспечивает автоматизацию следующих процессов:
· Накопленияи хранения сведений об объектах, для которых установлены повышенные номеравыезда, в т.ч. информации о применяемых на них легковоспламеняющихся,взрывчатых, сильно действующих и ядовитых веществах, сведений о водоисточникахна территории гарнизона;
· Представленияв удобном виде информации, используемой РТП при подготовке оперативных решенийпо управлению боевыми действиями на пожаре;
· Расчетавозможной обстановки на пожаре;
· Расчетасил и средств, необходимых для тушения пожаров в жилых и административныхзданиях, на объектах переработки и хранения твердых материалов, на объектахдобычи, переработки и хранения углеводородных продуктов, на объектахтранспорта;
· Расчетасистем подачи огнетушащих средств, в том числе расчета насосно-рукавных систем;
· Подготовкитиповых управленческих решений;
· Подготовкиоперативных документов;
· Формированияи корректировки баз данных.
/>
Рис 1.Фрагмент Автоматизированной системы поддержки принятия РТП при тушении пожаров«АСИППР»
Математическиемодели открытых пожаров:
1) моделипрогноза распространения огня, включая модели прогноза контуров пожаров;
2) моделипрогноза характеристик течения, тепло и массопереноса во фронте и в зонепожара;
3) общаяматематическая модель, в рамках которой могут быть предсказаны всехарактеристики (скорость, контур, поля температур, концентраций и скоростей) вофронте и в зоне пожара.
Математическиемодели пожаров в помещениях:
1)Интегральные (однозонные модели) оценивают состояние газовой среды с помощьютермодинамических параметров осредненных по всему объему помещения;
2)Многозонные модели позволяют получить более детальную картину пожара. Состояниегазовой среды в этих моделях оценивается через осредненные термодинамическиепараметры не одной, а нескольких зон, причем межзонные границы обычно считаютсяподвижными;
3) Полевыемодели (CFD) являются более мощным и универсальным инструментом, чем зональные,поскольку они основываются на совершенно ином принципе. Вместо одной илинескольких больших зон, в полевых моделях выделяется большое количествомаленьких контрольных объемов, никак не связанных с предполагаемой структуройпотока.
/>
Рис 2. Фрагментработы банка данных «Пожароопасность веществ, материалов и способы их тушения
Средиавтоматизированных информационных систем можно выделить автоматизированныесистемы мониторинга, предназначенные для решения задач контроля ипрогнозирования противопожарной обстановки.
Автоматизированнаясистема пожаровзрывозащиты (АСПВЗ)
Пожаровзрывозащитаобъекта обеспечивается применением средств пожаротушения, пожарнойсигнализации, локализации и подавления взрывов, противодымной защиты,оповещения и эвакуации людей, их защиты от опасных факторов пожаров и взрывов,устройством противопожарных преград, созданием эвакуационных путей и выходов,разделением зданий на противопожарные секции по признаку различия применяемыхсредств пожаротушения, а также с целью ограничения распространения пожаров ит.д. В обеспечении пожаровзрывозащиты объекта важную роль играет использованиеавтоматики для обнаружения и тушения пожара на ранней стадии его развития, длялокализации и подавления взрывов. Для противодымной защиты и выполнения рядадругих операций.
В АСПВЗназначаются три уровня приоритета функциональных систем нижестоящего уровня.
Высший приоритет назначается системам, обеспечивающимпредотвращение крупных пожаров и взрывов.
Приоритет первого уровня назначается подсистемам, предназначеннымдля обеспечения безопасности персонала объекта и личного состава пожарныхподразделений, выполняющих боевую работу по тушению пожара.
Приоритет второго уровня назначается системам, обеспечивающимпожаровзрывозащиту отдельных зданий и сооружений, выход из строя которых несопровождается катастрофическими последствиями.
Автоматизированнаясистема пожаротушения (АСПТ)
Предназначенадля автоматизированного и автоматического выполнения функций по управлениюстационарными и подвижными установками пожаротушения, выбору метода тушения иогнетушащего вещества.
Информация автоматизированных систем пожарной сигнализации(АСПС) используется для управления средствами оповещения, чтопозволяет сократить время эвакуации из зоны пожара людей, не задействованных втушении пожара, а также ускорить вызов подразделений пожарной охраны. Поинформации АСПС может быть остановлен технологический и производственный процесс,отключается вентиляция в аварийных помещениях, производится пуск автоматическихустановок пожаротушения, осуществляется функционирование системы противодымнойзащиты.
АСПСпредназначена для автоматизированного и автоматического выполнения функций пообнаружению пожаров на ранней стадии развития, контролю процессов тушенияпожаров и передаче необходимой информации подразделениям пожарной охраны,персоналу объекта и другим системам АСПБ.
Автоматизированнаясистема противодымной защиты (АСПДЗ)
Предназначенадля автоматизированного и автоматического выполнения функций по обеспечениюнезадымления и удаления дыма при задымлении помещений с пребыванием людей иэвакуационных путей в зданиях.
Автоматизированнаясистема оповещения и эвакуации людей (АСОЭЛ)
Предназначенадля автоматизированного и автоматического выполнения функций по оповещениюлюдей о пожаре, выбору оптимальных путей их эвакуации, управлению движениемлюдей по эвакуационным путям, контролю наличия людей в охваченных пожаромместах и пожароопасных помещениях.
Автоматизированнаясистема предотвращения предпожарных и взрывоопасных режимов (АСППВР)
Предназначенадля автоматизированного сбора и обработки информации о противопожарном ипротивовзрывном состоянии объекта, возникновении аварийных предпожарных ивзрывоопасных ситуаций (с использованием результатов мониторингапожаровзрывоопасных веществ в окружающей среде: атмосфере, сточных водах,почве) и управления устройствами ликвидации указанных ситуаций.
1.3Классификация ИС
Информационнаясистема (ИС)— это система, реализующая информационную модель предметной области, чаще всего- какой-либо области человеческой деятельности. ИС должна обеспечивать:получение (ввод или сбор), хранение, поиск, передачу и обработку информации.
Информационнойсистемой(или информационно-вычислительной системой) называют совокупностьвзаимосвязанных аппаратно-программных средств для автоматизации обработкиинформации. В информационную систему данные поступают от источника информации.Эти данные отправляются на хранение либо претерпевают в системе некоторуюобработку и затем передаются потребителю. Между потребителем и собственноинформационной системой может быть установлена обратная связь. В этом случаеинформационная система называется замкнутой.
Дo 60-x гг XXвeкa функция информационных cиcтeм былa пpocтa: диaлoгoвaя oбpaбoткa зaпpocoв,xpaнeниe зaпиceй, бyxгaлтepcкий yчeт и дpyгaя элeктpoннaя oбpaбoткa дaнных.Пoзжe, былa дoбaвлeнa фyнкция, нaпpaвлeннaя нa oбecпeчeниe нeoбxoдимыми дляпpинятия yпpaвлeнчecкиx peшeний oтчeтaми, cocтaвлeнными нa ocнoвe coбpaнныx oпpoцecce дaнныx.
В 80-xpaзвитиe мoщнocти (быcтpoдeйcтвия) микpo-ЭВМ, пaкeтoв пpиклaдныx пpoгpaмм итeлeкoммyникaциoнныx ceтeй привело к тому, что кoнeчныe пoльзoвaтeли пoлyчиливoзмoжнocть caмocтoятeльнo иcпoльзoвaть вычиcлитeльныe pecypcы для peшeниязaдaч, cвязaнныx c иx пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocтью.
С пoнимaниeмтoгo, чтo бoльшинcтвo пользователей выcшeгo ypoвня нe иcпoльзyютнeпocpeдcтвeннo peзyльтaты paбoты cиcтeм пoдгoтoвки oтчeтoв или cиcтeм пoддepжкипpинятия peшeний, пoявилacь кoнцeпция (executive information systems — EIS).Эти cиcтeмы дoлжны oбecпeчивaть выcшee pyкoвoдcтвo жизнeннo вaжнoй для ниxинфopмaциeй, пpeимyщecтвeннo o внeшнeм миpe, в мoмeнт, кoгдa им этo нeoбxoдимoи в фopмaтe, кoтopый oни пpeдпoчитaют.
Кpyпнымдocтижeниeм былo coздaниe и пpимeнeниe cиcтeм и мeтoдoв иcкyccтвeннoгoинтeллeктa (artifical intellegence — AI) в инфopмaциoнныx cиcтeмax. Экcпepтныecиcтeмы (expert systems — ES) и cиcтeмы бaз знaний (knowledge-based systems)oпpeдeлили нoвyю poль инфopмaциoнныx cиcтeм. Пoявилacь в 1980 г. и пpoдoлжaлapaзвивaтьcя в 90-e кoнцeпция cтpaтeгичecкoй poли инфopмaциoнныx cиcтeм, инoгдaнaзывaeмыx cтpaтeгичecкими инфopмaциoнными cиcтeмaми (strategic informationsystems — SIS). Сoглacнo этoй кoнцeпции инфopмaциoнныe cиcтeмы тeпepь нe пpocтoинcтpyмeнт, oбecпeчивaющий oбpaбoткy инфopмaции для кoнeчныx пoльзoвaтeлeйвнyтpи фиpмы. Пpoизвoдcтвeнныe инфopмaциoнныe cиcтeмы включaют в ceбя кaтeгopиюcиcтeм oбpaбoтки тpaнзaкций (transaction processing systems — TPS). Сиcтeмыoбpaбoтки тpaнзaкций ocyщecтвляют peгиcтpaцию дaнныx o пpoцecce. Типичны пpимepы- инфopмaциoнныe cиcтeмы, кoтopыe peгиcтpиpyют пpoдaжи, зaкyпки, и измeнeнияcocтoяния. Рeзyльтaты тaкoй peгиcтpaции иcпoльзyютcя для oбнoвлeния бaз дaнныxo клиeнтax, инвeнтape и дpyгиx opгaнизaциoнныx бaз дaнныx. Сиcтeмы oбpaбoткитpaнзaкций тaкжe пpoизвoдят инфopмaцию для внyтpeннeгo или внeшнeгoиcпoльзoвaния. Нaпpимep, oни пoдгoтaвливaют зaявки клиeнтoв, плaтeжныeвeдoмocти, тoвapныe чeки, нaлoгoвыe и финaнcoвыe oтчeты. Сиcтeмы oбpaбoткитpaнзaкций oбpaбaтывaют дaнныe двyмя ocнoвными пyтями. Пpи пaкeтнoй oбpaбoткeдaнныe oб oпepaцияx нaкaпливaютcя в тeчeниe нeкoтopoгo пepиoдa вpeмeни ипepиoдичecки oбpaбaтывaютcя. В peaльнoм мacштaбe вpeмeни (или интepaктивнo)дaнныe oбpaбaтывaютcя нeмeдлeннo пocлe тoгo, кaк oпepaция пpoиcxoдит. Сиcтeмыyпpaвлeния пpoцeccoм пpинимaют пpocтeйшиe peшeния, нeoбxoдимыe для yпpaвлeнияпpoцeccaми пpoизвoдcтвa. Инфopмaциoнныe cиcтeмы, пpeднaзнaчeнныe дляoбecпeчeния инфopмaциeй для пoддepжки пpинятия эффeктивныx peшeний, нaзывaютcя yпpaвлeнчecкимиинфopмaциoнными cиcтeмaми (management information systems — MIS).
Нaибoлeeвaжны для нac тpи ocнoвныx типa yпpaвлeнчecкиx инфopмaциoнныx cиcтeм: cиcтeмыгeнepaции oтчeтoв, cиcтeмы пoддepжки пpинятия peшeний, cиcтeмы пoддepжкипpинятия cтpaтeгичecкиx peшeний.
Сиcтeмыгeнepaции oтчeтoв (information reporting systems — IRS) — нaибoлeepacпpocтpaнeннaя фopмa yпpaвлeнчecкиx инфopмaциoнныx cиcтeм. Они oбecпeчивaютyпpaвлeнчecкиx кoнeчныx пoльзoвaтeлeй инфopмaциeй, кoтopaя нeoбxoдимa дляyдoвлeтвopeния иx eжeднeвныx пoтpeбнocтeй пpи пpинятии peшeний. Они пpoизвoдяти oфopмляют paзличныe виды oтчeтoв, инфopмaциoннoe coдepжaниe кoтopыxoпpeдeлeннo зapaнee caмими руководителями тaк, чтoбы в ниx былa тoлькoнeoбxoдимaя для ниx инфopмaция. Рeзyльтaты paбoты cиcтeм гeнepaции oтчeтoвмoгyт пpeдocтaвлятьcя руководителю пo тpeбoвaнию, пepиoдичecки или в cвязи cкaким-либo coбытиeм.
Сиcтeмыпoддepжки пpинятия peшeний (decision support systems — DSS) — ecтecтвeннoe paзвитиecиcтeм гeнepaции oтчeтoв и cиcтeм oбpaбoтки тpaнзaкций. Сиcтeмы пoддepжкипpинятия peшeний — интepaктивныe кoмпьютepныe инфopмaциoнныe cиcтeмы, кoтopыeиcпoльзyют мoдeли peшeний и cпeциaлизиpoвaнныe бaзы дaнныx для пoмoщи руководителямв пpинятии yпpaвлeнчecкиx peшeний. Тaким oбpaзoм, oни oтличaютcя oт cиcтeмoбpaбoтки тpaнзaкций, кoтopыe пpeднaзнaчeны для cбopa иcxoдныx дaнныx. Онитaкжe oтличaютcя oт cиcтeм гeнepaции oтчeтoв, вмecтo этoгo cиcтeмы пoддepжкипpинятия peшeний oбecпeчивaют yпpaвлeнчecкиx кoнeчныx пoльзoвaтeлeй инфopмaциeйв интepaктивнoм peжимe и тoлькo пo тpeбoвaнию. Руководители имeют дeлo cинфopмaциeй, нeoбxoдимoй для пpинятия мeнee cтpyктypиpoвaнныx peшeний винтepaктивнoм peжимe.Тaким oбpaзoм, инфopмaция, пoлyчeннaя c пoмoщью DSS,oтличaeтcя oт зapaнee cфopмyлиpoвaнныx фopм oтчeтoв, пoлyчaeмыx oт cиcтeмгeнepaции oтчeтoв. Пpи иcпoльзoвaнии DSS иccлeдyют вoзмoжныe aльтepнaтивы ипoлyчaют пpoбнyю инфopмaцию, ocнoвaннyю нa нaбopax aльтepнaтивныxпpeдпoлoжeний. Слeдoвaтeльнo, руководителям нeт нeoбxoдимocти oпpeдeлять cвoиинфopмaциoнныe пoтpeбнocти зapaнee. Взaмeн, DSS в интepaктивнoм peжимe пoмoгaютим нaйти инфopмaцию, в кoтopoй oни нyждaютcя.
Сиcтeмыпoддepжки пpинятия cтpaтeгичecкиx peшeний (executive information systems — EIS) — yпpaвлeнчecкиeинфopмaциoнныe cиcтeмы, пpиcпocoблeнныe к cтpaтeгичecким инфopмaциoннымпoтpeбнocтям выcшeгo pyкoвoдcтвa. Выcшee pyкoвoдcтвo пoлyчaeт инфopмaцию, вкoтopoй oнo нyждaeтcя из мнoгиx иcтoчникoв, включaя пиcьмa, зaпиcи, пepиoдичecкиeиздaния и дoклaды, пoдгoтoвлeнныe вpyчнyю и кoмпьютepными cиcтeмaми. Дpyгиeиcтoчники cтpaтeгичecкoй инфopмaции — вcтpeчи, тeлeфoнныe звoнки, иoбщecтвeннaя дeятeльнocть. Тaким oбpaзoм, бoльшaя чacть инфopмaции иcxoдит изнeкoмпьютepныx иcтoчникoв.
Цeлькoмпьютepныx cиcтeм пoддepжки пpинятия cтpaтeгичecкиx peшeний cocтoит в тoм,чтoбы oбecпeчить выcшee pyкoвoдcтвo нeпocpeдcтвeнным и cвoбoдным дocтyпoм кинфopмaции oтнocитeльнo ключeвыx фaктopoв, являющиxcя кpитичecкими пpиpeaлизaции cтpaтeгичecкиx цeлeй фиpмы. Слeдoвaтeльнo, EIS дoлжны быть пpocты вэкcплyaтaции и пoнимaнии. Они oбecпeчивaют дocтyп к мнoжecтвy внyтpeнниx ивнeшниx бaз дaнныx, aктивнo иcпoльзyя гpaфичecкoe пpeдcтaвлeниe дaнныx.
Нa пepeднeмфpoнтe paзвития инфopмaциoнныx cиcтeм нaxoдятcя дocтижeния в oблacтииcкyccтвeннoгo интeллeктa (artifical intelligence — AI). Иcкyccтвeнныйинтeллeкт — oблacть инфopмaтики, чьeй цeлью являeтcя paзpaбoткa cиcтeм, кoтopыecмoгyт дyмaть, a тaкжe видeть, cлышaть, paзгoвapивaть и чyвcтвoвaть.
1.4Постановка задачи
Проанализировавсуществующие автоматизированные информационные системы можно заявить что покаеще не создана система способная помочь РТП на пожаре, таким образом необходимо разработатьсистему, позволяющую помочь РТП выполнять функции координации и согласованиярешений по организации совместных действий на месте пожара. Возложенные насистему задачи достигаются за счет:
· Представленияактуальной информации в удобном для пользователя виде, что способствует лёгкомуее восприятию.
· Автоматизацииучета событий и действий, позволяющей без труда сохранять и анализироватьданные об оперативной обстановке.
· Автоматическогоформирования отчетности, избавляющего от объемного труда по заполнениюдокументов.
· Архивапожаров, автоматически формируемого системой, что поможет проанализироватьошибки, а также накопить бесценный опыт, который пригодится не только дляоптимизации будущих действий, но и для обучения молодых сотрудников.
Реализуемыефункции
· Возможностьпросмотра информации по каждому водоисточнику.
· Автоматическаярегистрация всех подаваемых сообщений с пожара, а также всех изменений ираспоряжений, связанных с текущей обстановкой на пожаре.
· Учетспасенных и погибших, с возможностью внесения дополнительной информации овозрасте человека, возможность сортировки и фильтрации данных, а такжеавтоматического формирования итоговой статистики о количестве погибших ипострадавших взрослых и детей.
· Получениеиз базы данных справочной информации.
· Автоматическоеформирование и вывод на печать специализированных унифицированных документов ввиде отчетов.
1.5Структура построения системы
/>
Рис 3. Структурапостроения системы
Модульавторизации
Управляющиймодуль, предназначенный для определения прав пользователя, с целью разрешенияили запрещения доступа к информации. Модуль выполняет следующие функции:
· регистрация;
· авторизация;
Регистрациявключает в себя процедуры «идентификация» и«аутентификация». Эти процедуры выполняются каждый раз, когдапользователь вводит пароль для доступа к компьютеру, в сеть, к базе данных илипри запуске прикладной программы. В результате их выполнения он получает доступк ресурсу, либо отказ.
Идентификация– это предъявление пользователем какого-то уникального, присущего только емупризнака-идентификатора. Это может быть пароль, какая-то биометрическаяинформация, например отпечаток пальца, персональный электронный ключ илисмарт-карта и т.д.
Аутентификация– это процедура, проверяющая, имеет ли пользователь с предъявленнымидентификатором право на доступ к ресурсу. Эти процедуры неразрывно связанымежду собой, поскольку способ проверки определяет, каким образом и чтопользователь должен предъявить системе, чтобы получить доступ.
Модуль БД
Модуль предоставляетпользователю возможности для работы с готовой БД. Для пользователяпредусмотрены определенные права доступа – каждый пользователь может вносить,изменять или удалять информацию в соответствии с набором прав доступа,предоставленным администратором и в дальнейшем использовать ее для созданияотчетной документации с использованием специализированного ПО.
Модульархивации данных
Архивацияфайлов может защитить их от случайной потери, отказа БД, сбоев оборудования идаже стихийных явлений. Администратор обязан выполнять архивацию и хранитьархивы в безопасном месте.
Основные типыархивации таковы:
•Обычная/полная архивация. Все необходимые файлы архивируются независимо отзначения атрибута архива. После архивации файла атрибут архива сбрасывается.Если затем файл изменяется, включается атрибут архива, показывая, что файлнуждается в архивации.
• Копирующаяархивация. Все необходимые файлы архивируются независимо от значения атрибутаархива. В отличие от обычной архивации атрибут архива не изменяется. Этопозволяет затем выполнять архивацию другого типа.
• Разностнаяархивация. Создает архивные копии файлов, которые были изменены со временипоследней обычной архивации. Наличие атрибута архива показывает, что файл былмодифицирован. Только файлы с этим атрибутом будут архивированы. Но атрибутархива при этом не изменяется. Это позволяет затем выполнять архивацию другоготипа.
• Добавочнаяархивация. Создает архивные копии файлов, которые были изменены со временипоследней обычной или добавочной архивации. Атрибут архива показывает, что файлбыл модифицирован. Только файлы с этим атрибутом будут архивированы. Послеархивации файлов атрибут архива сбрасывается. Если файл был изменен, для неговключается атрибут архива, показывая, что файл требует архивации.
• Ежедневнаяархивация. Сохраняются файлы, измененные за прошедший день. Этот тип архивациине изменяет атрибутов архива файлов. Вы можете выполнять полную архивациюеженедельно и вдобавок к этому ежедневную, разностную и добавочную архивацию.Вы также можете создать расширенный архивный набор для ежемесячных иежеквартальных архивов, которые будут включать в себя нерегулярно архивируемыефайлы. Бывает, проходят недели и месяцы прежде чем кто-нибудь обнаружит, чтопропал нужный файл или источник данных. Поэтому, планируя ежемесячные илиежеквартальные архивы, не забудьте, что вам может потребоваться восстановить иустаревшие данные.
Модульархивации данных предназначен для переноса данных с одной базы, называемой“рабочая”, на другую базу, называемую “архивная”.
При прямомкопировании данных из одной базы в другую, данные полностью замещаются. Вотличие от прямого копирования модуль архивации передает лишь измененную частьданных, а при приеме в «архивную» базу добавляет новые документы кранее существующим. Таким образом, модуль позволяет осуществить накоплениеданных в “архивной” базе нарастающим итогом. В “архивной” базе невозможно какое-либоизменение накапливаемых данных. Архивация может выполняться как СУБД, либоспециализированная программа.
Модуль работыс заявками
«Модульработы с заявками» — модуль, в котором осуществляется обработкапоступивших в ЦУС заявок на пожар и отображается следующая информация: дата,адрес объекта, описание объекта. Модуль обладает наглядным интерфейсом,представляя из себя рабочее место РТП, он составляет подробные записи попоступившей заявке и заносит в систему необходимую информацию.
Модульработы с сетью
Модульконтролирует наличие связи, помогает собрать и отобразить исчерпывающиесведения обо всех физических соединениях, типах подключенных к сети устройств, атакже данные о конфигурации каждого из устройств. Сбор данной информации помогаетбыстро локализовать потенциальные проблемы, свести простои сети к минимуму идобиться максимальной производительности сети.
2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1 Разработкаинфологической модели БД для автоматизированной информационной системы винтересах РТП
/>
Рис.4. Инфологическаямодель пользователя БД
2.2Разработка даталогической модели БД для автоматизированной информационной системыв интересах РТП
Даталогическаясхема базы данных рассматриваемой подсистемы представлена на рисунке 4 ивключает следующие таблицы:
· Хранениеотделений;
· Адресагидрантов;
· Отряд;
· ПЧ;
· Пожар;
· Адресаобъектов;
· Спасенные;
· Погибшие;
· Событияи распоряжения;
· Заявки;
· Пользователи;
· Уровеньдоступа.
Таблица “Хранениеотделений” содержит полную информацию о имеющихся пожарных отделениях, ивключает в себя: идентификатор отделений, тип машины, тип СИЗОД, дата прибытия,должность, ФИО, № пожара.
Таблица “Адресагидрантов” содержит полную информацию о адресах всех пожарных гидрантов вгороде: идентификатор адреса, адрес, № ПЧ.
Информация оотрядах содержится в таблице “Отряд”: номер отряда, адрес.
Информация опожарных частях содержится в таблице “ПЧ”: № ПЧ, адрес, № отряда.
Таблица “Пожар”содержит: № пожара, адрес, № ПЧ.
Таблица “Адресаобъектов” содержит полную информацию о адресах всех имеющихся в городе важных объектах:идентификатор адреса, адрес, описание объекта, количество людей на объекте, № ПЧ.
Таблица “Спасенные”содержит полную информацию обо всех спасенных на пожаре: идентификаторспасенного, фамилию, имя и отчество, пол, возраст, № пожара.
Таблица ”Погибшие”содержит полную информацию обо всех погибших на пожаре: идентификаторпогибшего, фамилию, имя и отчество, пол, возраст, № пожара.
Вся информацияо произошедших событиях и о поступивших распоряжениях хранится в таблице “Событияи распоряжения”: идентификатор события, дата и время, текст, кто передал, комупередал, № ПЧ.
Таблица “Заявки”содержит информацию о поступивших заявках на пожар, и включает в себя:идентификатор заявки, дата и время, описание объекта, комментарий, № пожарнойчасти.
Таблица “Пользователи”содержит информацию о пользователях системы: идентификаторы пользователей, ФИОпользователя, логин пользователя для работы с системой, пароль для входа всистему.
автоматизированныйинформационный тушение пожар
Таблица“Уровень доступа” нужна для ограничения доступа пользователей к базе данных ивключает в себя: идентификатор пользователя, название таблицы, уровень доступа,номер записи.
Таблица 1.Описание таблиц и полей.Название таблицы Название поля Тип поля Хранение отделений Идентификатор отделения Числовой Тип машины Текстовый Тип СИЗОД Текстовый Дата прибытия Дата/время Должность Текстовый ФИО Текстовый № пожара Числовой Адреса гидрантов Идентификатор адреса Числовой Адрес Текстовый № ПЧ Числовой Отряд Номер отряда Числовой Адрес Текстовый ПЧ № ПЧ Числовой Адрес Текстовый № отряда Числовой Пожар № пожара Числовой Адрес Текстовый № ПЧ Числовой Адреса объектов Идентификатор адреса Числовой Адрес Текстовый Описание объекта Текстовый Количество людей на объекте Числовой № ПЧ Числовой Спасенные Идентификатор спасенного Числовой ФИО Текстовый Пол Текстовый Возраст Числовой № пожара Числовой Погибшие Идентификатор погибшего Числовой ФИО Текстовый Пол Текстовый Возраст Числовой № пожара Числовой События и распоряжения Идентификатор события Числовой Время и дата Дата/время Текст Текстовый Кто передал Текстовый Кому передал Текстовый № ПЧ Числовой Заявки Идентификатор заявки Числовой Время и дата Дата/время Описание объекта Текстовый Комментарий Текстовый № ПЧ Числовой Пользователи Идентификатор пользователя Числовой ФИО Текстовый Логин Текстовый Пароль Текстовый Уровень доступа Идентификатор пользователя Числовой Название таблицы Текстовый Уровень доступа Текстовый Номер записи Счетчик
2.3Физическая реализация в компьютерной СУБД
В настоящеевремя разработаны и используются на персональных компьютерах около двадцатисистем управления базами данных. Они представляют пользователю удобные средстваинтерактивного взаимодействия с БД и имеют развитый язык программирования.Система управления базамиданных (СУБД) — это программный механизм, предназначенный для записи,поиска, сортировки, обработки (анализа) и печати информации, содержащейся вбазе данных. К наиболее распространенным типам СУБД относятся: MS SQL Server,Oracle, Informix, Sybase, MS Access.
1.Microsoft SQL Server
Microsoft SQLServer — системауправления реляционными базами данных, разработанная корпорацией Microsoft.Основной используемый язык запросов — Transact-SQL, создан совместно Microsoftи Sybase.Transact-SQL является реализацией стандарта ANSI/ISO поструктурированному языку запросов (SQL) с расширениями. Используется длянебольших и средних по размеру баз данных, и в последние 5 лет — для крупныхбаз данных масштаба предприятия, конкурирует с другими СУБД в этом сегментерынка
Версия SQL Server 2000
SQL Server2000 Enterprise Edition. Наиболее полная версия продукта, подходящая для любойорганизации. Рассчитан на работу с мощными компьютерами, поддерживает до 32процессоров и 64 Гбайт памяти (благодаря использованию механизма AddressWindowing Extensions, AWE, поддерживаемого в Windows 2000 Advanced Server иDataCenter Server).
SQL Server2000 Standard Edition. Версия, предназначенная для малых и средних организаций.Может использоваться в SMP-системах, поддерживает до четырех процессоров и 2Гбайт памяти.
SQL Server2000 Personal Edition. Версия для отдельных пользователей, содержащая полныйнабор административных средств и реализующая практически всю функциональностьStandard Edition. Помимо работы с серверными операционными системами, можетфункционировать под Windows 2000 Professional, Windows NT Workstation и Windows98. Поддерживает два процессора, базы данных любого размера, но оптимизированана одновременную работу не более чем пяти пользователей.
2. OracleDatabase
СУБД OracleDatabase 10gпоставляется в четырех различных редакциях, ориентированныхна различные сценарии разработки и развертывания приложений. Кроме того, корпорацияOracle предлагает несколько дополнительных программных продуктов, расширяющихвозможности Oracle Database 10g для работы с конкретными прикладнымипакетами. Ниже перечислены существующие редакции СУБД Oracle Database 10g:
OracleDatabase 10g Standard Edition One характеризуется беспрецедентной простотойэксплуатации, мощью и выгодным соотношением цены и производительности дляприложений масштаба рабочих групп, отдельных подразделений или приложений,работающих в среде интернет. Редакция Standard Edition One лицензируется толькодля серверов, имеющих не более двух процессоров.
OracleDatabase 10g Standard Edition (SE) обеспечивает столь же беспрецедентнуюпростоту эксплуатации, мощь и производительность, что и редакция StandardEdition One, поддерживая работу более мощных вычислительных систем с использованиемтехнологии кластеризации сервисов Real Application Clusters. Эта редакциялицензируется для использования на одном сервере с числом процессоров, не превышающимчетырех, или на серверном кластере, поддерживающем не более четырехпроцессоров.
OracleDatabase 10g Enterprise Edition (EE) обеспечивает эффективное, надежное и безопасноеуправление данными таких критически важных приложений, как онлайновые среды,выполняющие масштабную обработку транзакций (OLTP), хранилища данных с высокойинтенсивностью потока запросов, а также ресурсоемкие интернет-приложения.Редакция Oracle Database Enterprise Edition предоставляет инструментальныесредства и функции, обеспечивающие соответствие требованиям современныхкорпоративных приложений в области доступности и масштабируемости. Эта редакциясодержит все компоненты Oracle Database, а также допускает расширениепосредством приобретения дополнительных модулей и приложений, описанных далее вэтой статье.
OracleDatabase 10g Personal Edition поддерживает однопользовательскую разработку и развертываниеприложений, полностью совместимых с редакциями Oracle Database Standard EditionOne, Oracle Database Standard Edition и Oracle Database Enterprise Edition. Предоставивотдельным пользователям мощную функциональность пакета Oracle Database 10g,корпорация Oracle создала базу данных, сочетающую мощь популярнейшей в миреСУБД и простоту эксплуатации, которую вы вправе ожидать от приложения длянастольного ПК.
3. Informix
Informix — СУБДкласса Enterprise (корпоративная). Отличается высокой надёжностью ибыстродействием, встроенными средствами восстановления после отказов, наличиемсредств репликации данных и обеспечения высокой доступности, возможностьюсоздания распределённых систем. Поддерживаются почти все известные серверныеплатформы: IBM AIX,GNU/Linux (RISC and i86), HP UX, SGI Irix, Solaris, Windows NT (NT,2000), Mac OS.
В линейкупрограммных продуктов под общим названием «Informix» входят следующиеСУБД:
IBMInformix® Dynamic Server Enterprise Edition (IDS) Исключительно низкиеэксплуатационные расходы, обеспечивающий высокую производительность транзакцийв среде OLTP, сервер баз данных для предприятий и рабочих групп. Включаетвозможности для разработки приложений, обеспечения высокой производительности идоступности данных. Включает возможности улучшения производительноститранзакций: гибкое выделение памяти, конфигурируемый размер страниц данных,безопасность данных, внешние директивы оптимизатора. Обеспечивает разные видырепликации между серверами на уровне таблиц (Enterprise Replicationtechnology), а также репликацию c высокой доступностью всех данных сервера(HADR), которая позволяет использовать read_only сервер для отчетоводновременно с применением транзакций с основного сервера. Поддерживаетстандартные и определенные пользователем типы данных, включая мультимедийные,графические и текстовые данные. Имеет возможности шифрования данных на уровнеполей в таблицах, что соответствует таким стандартам, как Sarbanes-Oxley, BaselII and HIPAA.
IBMInformix Dynamic Server Enterprise Edition with J/Foundation — включает всевозможности предыдущей архитектуры плюс возможность создавать пользовательскиепрограммы (UDR) на языке JAVA, выполняющиеся непосредственно на сервереInformix.
4. Sybase
SybaseAdaptive Server Anywhere (ASA) — это полнофункциональная реляционная системауправления БД, лучшая платформа для решений масштаба рабочих групп, мобильных ивстроенных вычислений. ASA поставляется в составе пакета Sybase SQL Anywhere Studio.
Отличительнымичертами этой СУБД являются: невысокие требования к ресурсам, всеядность всмысле аппаратных платформ и операционных систем, весьма невысокая цена.
При всем этомASA является эффективной промышленной, простой в использовании СУБД,применяемой во многих довольно широко распространенных системах, например,таких производителей, как: CISCO, Siemens-Nixdorf и др.
Основные возможностиAdaptive Server Anywhere:
· Высокаяпроизводительность
· Низкиетребования к ресурсам
Минимальнымитребованиями являются 8 МБ памяти и 4 КБ на клиентское соединение, 10 Мб дисковогопространства. Поддерживаются 32 и 64 разрядные операционные системы Windows,различные версии Unix, Linux; Mac OS X, Netware, а также мобильные платформыMicrosoft Windows CE и Palm.
5.Microsoft Access
MicrosoftAccessявляется СУБД реляционного типа, в которой разумно сбалансированы все средстваи возможности, типичных для современных СУБД. Реляционная база упрощает поиск,анализ, поддержку и защиту данных, поскольку они сохраняются в одном месте.Access в переводе с английского означает «доступ». MS Access — этофункционально полная реляционная СУБД. Кроме того, MS Access одна из самыхмощных, гибких и простых в использовании СУБД. В ней можно создаватьбольшинство приложений, не написав ни единой строки программы.
ПопулярностьСУБД Microsoft Access обусловлена следующими причинами:
· доступностьв изучении и понятность позволяют Access являться одной из лучших систембыстрого создания приложений управления базами данных;
· возможностьиспользования OLE технологии;
· возможностьиспользования.NET технологии;
· интегрированностьс пакетом Microsoft Office;
· полнаяподдержка Web-технологий;
· визуальнаятехнология позволяет постоянно видеть результаты своих действий икорректировать их;
· наличиебольшого набора «мастеров» по разработке объектов
Еще однимдополнительным достоинством Access является интегрированность этой программы сExcel, Word и другими программами пакета Office Microsoft Access, как системауправления базами данных, позиционируется в качестве средства управленияданными конечным пользователем без привлечения программиста. Исходя извышеизложенного можно смело заявить что СУБД Access полностью подходит длясоздания разрабатываемой БД.
Рассмотрим детальносозданную БД:
/>
Рис 5.Схема данных
На рисунке 5изображена схема данных БД АИС для РТП, она включает в себя 12 таблиц, связьмежду таблицами: один ко многим, обеспечивается целостность данных, каскадноеобновление и удаление связанных полей. Далее подробно рассмотрим примерызаполнения и привязки данных.
/>
Рис 6.Таблица “Пользователи”
На рисунке 6представлена таблица “Пользователи” и связанная с ней таблица “Уровень доступа”.Таблица включает в себя поля: идентификатор пользователя (тип данных:числовой), ФИО, Логин, Пароль (тип данных: текстовый). Первичный ключ –идентификатор пользователя.
/>
Рис 7.Таблица “уровень доступа”
На рисунке 7представлена таблица “Уровень доступа”. Таблица включает в себя поля: идентификаторпользователя (тип данных: числовой), название таблицы, уровень доступа (типданных: текстовый), номер записи (тип данных: счетчик). Первичный ключ – номерзаписи.
Связь между таблицами “Пользователи”и “Уровень доступа”: один ко многим. Идентификатору пользователя под номеромодин соответствует Петров Степан Михайлович с логином “qwerty” и паролем “123”.Он может просматривать таблицу “Пожар” с уровнем доступа “чтение”, а таблицу“Отряд” с уровнем доступа “запись”.
/>
Рис 8.Таблица “отряд”
На рисунке 8представлена таблица “Отряд” и связанная с ней таблица “ПЧ”. Таблица “Отряд” включаетв себя поля: № отряда (тип данных: числовой) и адрес (тип данных: текстовый), атаблица “ПЧ” — № ПЧ (тип данных: числовой), адрес (тип данных: текстовый), №отряда (тип данных: числовой). Первичный ключ таблицы “Отряд — № отряда, атаблицы “ПЧ” — № ПЧ. Связь между таблицами “Отряд” и “ПЧ” — один ко многим. Отряд подномером три, расположенный по адресу Ленинский пр. 150 включает в себя пожарныечасти под номерами 45, 38 и 11 расположенные по адресам пр. Пятилеток 12, ул.Свеаборгская 35 и Лиговский пр. 95 соответственно.
/>
Рис 9.Таблица “Адреса гидрантов”
Рассмотрим таблицу“Адреса гидрантов”, она включает в себя поля: идентификатор адреса (тип данных:числовой), адрес (тип данных: текстовый), и № ПЧ (тип данных: числовой). Первичныйключ – идентификатор адреса. Связь между таблицами “ПЧ” и “Адреса гидрантов ” одинко многим. ПЧ под номером № 3 располагает тремя гидрантами по Детскому переулкуоколо домов 4,8 и 12.
/>
Рис 10.Таблица “Адреса объектов”
Таблица“Адреса объектов” включает в себя поля: идентификатор адреса (тип данных:числовой), адрес (тип данных: текстовый), описание объекта (тип данных:текстовый), количество людей (тип данных: текстовый) и № ПЧ (тип данных:числовой). Первичный ключ – идентификатор адреса.
/>
Рис 11.Таблица “Заявки”
Представленнаяна рисунке 11 таблица “Заявки” включает в себя поля: идентификатор заявки (типданных: числовой), время и дату (тип данных: дата/время), описание объекта (тип данных:текстовый), комментарий (тип данных: текстовый) и № ПЧ (тип данных: числовой). Первичныйключ – идентификатор заявки.
/>
Рис 12.Таблица “События и распоряжения”
Таблица“События и распоряжения” включает в себя поля: идентификатор события (типданных: числовой), дату и время (тип данных: дата/время), текст (тип данных: текстовый), ктопередал (тип данных: текстовый), кому передал (тип данных: текстовый) и № ПЧ(тип данных: числовой). Первичный ключ – идентификатор события.
Рассмотрим таблицы“Адреса объектов ” и “Заявки ”: Пожарная часть под номером 14 располагает двумяобъектами: школой и поликлиникой, с общей численностью 1200 человек. Пожарнаячасть под номером 7 выезжала по двум заявкам: Возгорание жилого дома 01.08.2007и 30.07.2008, тем самым мы видим что связь между таблицей “ПЧ” и таблицами“Адреса объектов ” и “Заявки ” один ко многим.
/>
Рис 13.Таблица “Пожар”
На рисунке 13изображена таблица “Пожар” и связанная с ней таблица “Спасенные” связь междутаблицами: один ко многим. На рисунке видно, что на пожар под номером один,произошедшим по адресу Ленсовета ул.12 выезжала ПЧ № 3. На пожаре были спасены ПетренкоИ.Г и Кириенко Н.Н в возрасте 35 и 25 лет соответственно. Таблица “Пожар ” включаетв себя поля: № пожара (тип данных: числовой), адрес (тип данных: текстовый) и №ПЧ (тип данных: числовой). Первичный ключ – № пожара.
Таблица“Спасенные ” включает в себя поля: идентификатор спасенного (тип данных:числовой), ФИО (тип данных: текстовый), пол (тип данных: текстовый), возраст(тип данных: числовой) и № пожара (тип данных: числовой)… Первичный ключ –идентификатор спасенного.
/>
Рис 14.Таблица “Погибшие”
Таблица“Погибшие ” включает в себя поля: идентификатор погибшего (тип данных:числовой), ФИО (тип данных: текстовый), пол (тип данных: текстовый), возраст(тип данных: числовой) и № пожара (тип данных: числовой). Первичный ключ –идентификатор погибшего.
/>
Рис 15. Таблица“Хранение отделений”
Таблица“Хранение отделений” включает в себя поля: идентификатор отделения (тип данных:числовой), тип машины (тип данных: текстовый), тип СИЗОД (тип данных:текстовый), дату прибытия (тип данных: дата/время), должность (тип данных: текстовый), ФИО(тип данных: текстовый) и № пожара (тип данных: числовой). Из таблицы мы видим,что на пожаре под номером один, произошедшим 25.04.2003 было сформировано дваотделения пожарным Кудрявцевым В.К и пожарным Вершковым А.А. Таким образомможно сказать что связь между таблицей “Пожар” и таблицей “Хранение отделений”- один ко многим.
3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙРАЗДЕЛ
3.1 Возможный рынок сбытаавтоматизированной системы
В успешном завершениипроекта и его эффективной эксплуатации заинтересованы все его участники,реализующие таким образом свои индивидуальные интересы, а именно:
- заказчикпроекта получает проект и доходы от его использования;
- руководительпроекта и его команда получают плату по контракту, дополнительноевознаграждение по результатам работы, а также повышение профессионального рейтинга;
- органывласти получают налоги со всех участников, а также удовлетворение общественных,социальных и прочих нужд и требований на вверенной им территории.
В создавшихся условияхработа инженера подразумевает не только нахождение прогрессивных решений, но иих технико-экономическое обоснование, доказательство того, что выбранныйвариант является наиболее выгодным и экономически эффективным.
Главным заказчикомразрабатываемой автоматизированной системы является Государственная ПротивопожарнаяСлужба Российской Федерации. Разрабатываемая автоматизированная система ориентированана применение, прежде всего, в бюджетных учреждениях – пожарных частях, гдеценность системы будет определяться экономией трудозатрат по сравнению с ручнойобработкой информации, а также получением более достоверной и точной информацииза короткие промежутки времени.
/>/>/>/>/>/>
3.2 Календарныйплан-график работы над автоматизированной системой
Жизненным цикломпрограммы считается весь цикл от принятия решения о проведении разработок дополного отказа конечного пользователя от применения данного программногопродукта (ПП):
· этапработы над ПП составил 4 месяца;
· этапвведения ПП – 1 месяц;
· этапзрелости: полный переход к автоматизированной системе (порядка 1 месяца);
· этапупадка: появление новых технологий и моральное устаревание ПП.
По моим оценкам, заменасистемы произойдет не ранее 2012 года. Следовательно, минимальный срок «жизни»разрабатываемой программы составляет не менее 3 лет.
/>3.3 ОценкаконкурентоспособностиАИС
Успех в конкурентнойборьбе в большей степени определяется тем, насколько удачно выбран типконкурентного поведения организации и насколько умело он реализуется напрактике.
Конкурентоспособностьизделия – это его способность противостоять на рынке изделиям, выполняющиманалогичные функции. При этом конкуренцию составляют не только изделия той жетехнологическо-конструктивной группы, но и любой товар, выполняющий аналогичныефункции. Конкурентоспособность определяется многими факторами. Одни факторыопределяют характеристики самого продукта, другие зависят от темповтехнического развития товарной группы, к которой относится изделие, третьи – отрыночной конъюнктуры.
Из известных намавтоматизированных систем для помощи РТП на пожаре наибольшего внимания какпотенциальный конкурент заслуживаетАвтоматизированная система поддержкипринятия РТП при тушении пожаров «АСИППР».
Проведём сравнениеразработанной автоматизированной системы и системы «АСИППР» поосновным показателям ПП:
· функциональныйнабор: примерно одинаковый;
· интерфейс:у разрабатываемой автоматизированной системы более удобный, разработанныйспециально для Государственной Противопожарной Службы с учетом требований ипожеланий будущих пользователей;
· требуемыересурсы: примерно одинаковые;
Таким образом, при равныхстартовых возможностях применение разработанной автоматизированной системыкажется более предпочтительным. Это превосходство обуславливается, преждевсего, тем, что автоматизированная система разработана с учетом требованийГосударственной Противопожарной Службы, устранены лишние детали, интерфейсболее гибкий и удобный. Следовательно, можно утверждать, что автоматизированнаясистема будет сохранять высокую конкурентоспособность до тех пор, пока непоявятся новые, перспективные технологии.
/>
3.4 Калькуляциятемы
Характерной чертой проводимых работ является ихтеоретическая направленность. В качестве конечного результата проектирования можетрассматриваться прототип системы, демонстрирующий возможность применениятеоретических разработок и не предполагающий выход на рынок научно-техническойпродукции. Таким образом, основными источниками затрат при работе над темой какчасти этапа проектирования жизненного цикла целенаправленной системы являютсякапитальные предпроизводственные затраты, которые в определенной степени могутбыть учтены и минимизированы. Калькулирование осуществляется по калькуляционнымстатьям расходов.
Таблица 2. Затраты на расходные материалы № п/п Наименование материала
Расход,
шт. Цена, руб./шт.
Сумма,
руб. 1 Пакет Office Professional 2007 1 14000 14000 2 Вспомогательная литература 3 500 1500 4 Канцтовары – – 500 Итого 16000
Таблица 3 Основнаязаработная плата разработчиков ПП№ п/п
Наименование
этапа Исполнители Трудоёмкость, чел/мес. Трудоёмкость, чел/мес Оклад руб. Затраты по з/п, руб. 1 Подготовительный
Специалист по ПО
Программист 20 0.909
10000
10000
9090.00
9090.00 2 Техническое задание
Руководитель
проекта
Специалист по ПО 10 0.455
12000
10000
5460.00
4550.00 3 Основной Программист 60 2.727 10000 27270.00 4 Тестирование
Специалист по ПО
Программист 10 0.455
10000
10000
4550.00
4550.00 5 Технический отчёт Программист 15 0.682 10000 6820.00 6
Сдача
темы
Руководитель
проекта
Специалист по ПО 5 0.227
12000
10000
2724.00
2270.00 Итого 76374.00 /> /> /> /> /> /> /> />
Дополнительная заработная плата разработчиков ППсоставляет 20 % от основной заработной платы: 0.2 ´ 76374.00 = 15274.80 руб.
Фонд заработной платы представляет собой суммуосновной и дополнительной заработной платы: 76374.00+ 15274.80 = 91648.80 руб.
Отчисления на социальныенужды составляют 35 % от фонда оплаты труда: 0.35 ´ 91648.80 » 32077.08 руб.
Накладные расходы составляют 250 % от величиныосновной заработной платы: 2.5 ´ 76374.00» 190935.00 руб.
Прочие расходы включаютрасходы на машинное время (порядка 3-ёх месяцев на разработку, отладку итестирование ПП: 700 часов стоимостью 2 руб./час): 700 ´ 2 = 1400 руб.
Таблица 4. Калькуляция темы№ п/п Наименование статей расходов Затраты, руб. 1 Расходные материалы 16000 2 Основная заработная плата разработчиков 76374.00 3 Дополнительная заработная плата разработчиков 15274.80 4 Отчисления на социальное страхование 32077.08 5 Накладные расходы 190935.00 6 Прочие расходы 1400.00 Итого затрат
Зк = 332060.88
/>3.5 Оценкаэкономической эффективности применения ПП
Показатель эффектаопределяет все позитивные результаты, достигаемые при использовании ПП.Экономический эффект от использования ПП за расчётный период Т определяется поформуле, руб.:
ЭТ = РТ– ЗТ, где
РТ –стоимостная оценка результатов применения ПП в течение периода Т, руб.;
ЗТ –стоимостная оценка затрат на создание и сопровождение ПП, руб. (используем Зк).
Стоимостная оценка результатов применения ПП зарасчётный период Т определяется по формуле:
Т
PT = å Pt ´ at, где
t = 0
Т – расчётный период;
Рt –стоимостная оценка результатов года t расчётного периода, руб.;
at – дисконтирующаяфункция, которая вводится с целью приведения всех затрат и результатов к одномумоменту времени.
Дисконтирующая функция имеет вид:
at = 1 / (1 + p)t,где
p – коэффициентдисконтирования (p = Eн = 0.2, Ен – нормативныйкоэффициент эффективности капитальных вложений).
Таким образом,
PT = å Pt / 1.2t
t = 0
В нашей ситуации ППзаменяет ручной труд, следовательно, набор полезных результатов в принципе неменяется. В качестве оценки результатов применения ПП в год берётся разница (экономия)издержек, возникающая в результате использования ПП, т. е. Pt = Эу.
Экономия от замены ручнойобработки информации на автоматизированную образуется в результате снижениязатрат на обработку информации и определяется по формуле, руб.:
Эу = Зр — За, где
Зр – затратына ручную обработку информации, руб.;
За – затратына автоматизированную обработку информации, руб.
Затраты на ручную обработку информацииопределяются по формуле:
Зр = Ои´ Ц ´ Гд / Нв, где
Ои – объёминформации, обрабатываемой вручную, Мбайт;
Ц – стоимость одного часаработы, руб./час;
Гд –коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени на логические операциипри ручной обработке информации;
Нв – нормавыработки, Мбайт/час.
В данном случае: Ои = 25 Мбайт (общийразмер обрабатываемых данных, вводимых для регистрации за год с последующимподсчетом статистики),
Ц= 800 / 22 / 8 » 4.55 руб./час, Гд= 2.5 (установлен экспериментально), Нв = 0.004 Мбайт/час.Следовательно, затраты на ручную обработку информации будут равны:
Зр = 25 ´ 4.55 ´ 2.5 / 0.004 = 71093.75руб.
Затраты на автоматизированную обработкуинформации рассчитываются по следующей формуле:
За = ta´ Цм + tо ´ (Цм + Цо),где
ta – времяавтоматической обработки, ч.;
Цм – стоимостьодного часа машинного времени, руб./час;
tо – времяработы оператора, ч.;
Цо – стоимостьодного часа работы оператора, руб./час.
Для данного ПП: ta= 18 ч., Цм = 2 руб., tо= 83.3 ч., Цо= 750 / 22 / 8 » 4.26 руб. (Для ввода данных оператором в системупонадобится: (1000 случаев)*(5мин. регистрации 1 случая) = 5000 мин. = 83.3часа; Для автоматической обработки введенных данных, если получать по 10 справокв неделю (время получения одной справки 2 мин.) понадобится 1080 мин. = 18часов в год)
Следовательно, затраты наавтоматизированную обработку информации будут равны:
За = 18 ´ 2 + 83,3 ´ (2 + 4.26) = 557.46 руб.
Таким образом, годоваяэкономия от внедрения ПП равна:
Эу = 71093.75– 557.46 = 70536.29 руб.
Экономический эффект отиспользования ПП за год определяется по формуле, руб.:
Эг = Эу– Ен ´ Зк.
Эг = 70536.29– 0.2 ´ 36780.48 » 63180.19 руб.
Эффективность разработкиможет быть оценена по формуле:
Эр = Эг´ 0.4 / Зк.
Эр = 63180.19 ´ 0.4 / 36780.48 » 0.68
Поскольку Эр> 0.20, наша разработка является экономически целесообразной.
4. ОХРАНАТРУДА
4.1 Введение
В связи савтоматизацией процессов производства и управления, развитием вычислительнойтехники и разработкой систем автоматизации проектных, исследовательских итехнологических работ широкое распространение получили персональные компьютеры(ПК) — устройства, отображающие информацию о ходе процесса или состояниеобъекта наблюдения на экране дисплея. Персональные компьютеры используются винформационных и вычислительных центрах, на предприятиях связи, полиграфии, вдиспетчерских пунктах управления технологическими процессами и транспортнымиперевозками и т.д.
ИспользованиеПК в различных сферах производственной деятельности выдвигает проблемуоздоровления и оптимизации условий труда операторов ввиду формирования при этомцелого ряда неблагоприятных факторов: высокая интенсивность труда, монотонностьпроизводственного процесса, гипокинезия и гиподинамия, специфические условиязрительной работы, наличие электромагнитных излучений и электростатическихполей, тепловыделений и шума от технологического оборудования.
4.2 Производственная санитария, техника безопасности ипожарная безопасность
Создание иширокое внедрение в народное хозяйство быстродействующихэлектронно-вычислительных машин на основе микропроцессорной техники обусловилозначительное увеличение в нашей стране количества вычислительных центров исоответственно численности работников, обеспечивающих их функционирование.
Усложнениефункциональной структуры деятельности в связи с применениемэлектронно-вычислительных систем, предъявляет новые подчас повышенныетребования к организму человека. Недоучет роли человеческого фактора припроектировании и создании вычислительных центров (ВЦ) неизбежно отражается накачественных и количественных показателях деятельности работников, в том числеприводит к замедлению или ошибкам в процессе принятия решения.
Помещения ВЦ,их размеры (площадь, объем) выбираются в соответствии количеством работающих иразмещенном в них оборудованием. Для обеспечения нормальных условий труда всанитарных нормах устанавливают на одного работающего объем производственногопомещения не менее 15 м3.
К основнымпомещениям предъявляются особые требования. Площадь машинного заласоответствует площади, необходимой по заводским техническим условиям дляданного типа ЭВМ:
высота залапод техническим полом до подвесного потолка 3 – 3,5 метра;
расстояниемежду подвесным и основным потолком при этом 0,5 – 0,8 метра;
габаритыдверей машинного зала принимаются не менее 1,8 × 1,1 метра.
Площадьпомещения для хранения магнитных носителей информации составляет не менее 16 м2.Пол, потолок и стены хранилища покрывают несгораемыми материалами. Двериизготавливаются металлическими или деревянными, обитые листовым железом повойлоку, смоченному раствором глины, или асбесту.
Все вспомогательныепомещения ВЦ расположены в нижних и цокольных этажах, их высота – 3,3 метра.
/>/>4.3 Метеоусловия
С цельюобеспечения комфортных условий для обслуживающего персонала и надежности технологическогопроцесса согласно ГОСТ 12.1.005-88, п.1.4 [9] и СанПиН № 9-80 РБ98устанавливают следующие требования к микроклиматическим условиям (табл.5).
Согласно ГОСТ12.1.005-88 п.1.8 [9] СанПиН № 9-80 РБ98 интенсивность теплового излученияработающих от нагретых поверхностей технологического оборудования,осветительных приборов, инсоляции на постоянных местах не превышает 35 Вт/м2при облучении 50% поверхности тела и более.
Для созданиянормальных метеорологических условий наиболее целесообразно уменьшитьтепловыделения от самого источника — монитора, что предусматривается приразработке его конструкции.
Таблица 5.Параметры воздушной среды на рабочих местахПериод года Категория работ Параметры воздушной среды на рабочих местах
Темп-ра. 0С Относ-я влажность, % Скорость движения воздуха, м/с (не более) Холодный Легкая 22-24 40-60 0,1 Теплый Легкая 23-25 40-60 0,1
Кроме того,это достигается также обеспечением соответствующей площади и объемапроизводственного помещения, устройством эффективной системы вентиляции икондиционирования.
Дляобеспечения требуемых метеорологических условий труда предусмотрены системыотопления, вентиляции и кондиционирования, отвечающие требованиям СниП2.04.05–86.
/>4.4 Вентиляция и отопление
Одним измероприятий по оздоровлению воздушной среды является устройство вентиляции иотопления. Задачей вентиляции является обеспечение чистоты воздуха и заданныхметеорологических условий на рабочих местах. Чистота воздушной средыдостигается удалением загрязненного или нагретого воздуха из помещения иподачей в него свежего воздуха. Для поддержания нормального микроклимата необходимдостаточный объем вентиляции, для чего в вычислительном центре предусматриваетсякондиционирование воздуха, осуществляющее поддержание постоянных параметровмикроклимата в помещении независимо от наружных условий.
Параметрымикроклимата поддерживаются в указанных пределах в холодное время за счетсистемы водяного отопления с нагревом воды до 100°С, в теплый — за счеткондиционирования, отвечающихтребованиям СНиП2.04.05-86.
4.5 Освещениеи шумность
Важное местов комплексе мероприятий по охране труда и оздоровлению условий труда работающихс ЭВМ занимает создание оптимальной световой среды, т.е. рациональнаяорганизация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест.
В дневноевремя в вычислительном центре используется естественное одностороннееосвещение, в вечернее время или при недостаточных нормах освещения — искусственное общее равномерное.
Согласно СНБ2.04.05-98 п.1.2 помещения для работы с дисплеями и видеотерминалами относятсяк I группе по задачам зрительной работы.
Нормированныйуровень освещенности для работы с ЭВМ — 400 лк., КЕО=4%
В помещениях,оборудованных ЭВМ, предусматриваются меры для ограничения слепящего воздействиясветопроемов, имеющих высокую яркость (8000 кд/м2 и более), и прямых солнечныхлучей для обеспечения благоприятного распределения светового потока в помещениии исключения на рабочих поверхностях ярких и темных пятен, засветки экрановпосторонним светом, а так же для снижения теплового эффекта от инсоляции. Этодостигается путем соответствующей ориентации светопроемов, правильногоразмещения рабочих мест и использования солнцезащитных средств.
Требования кснижению дискомфортной блескости и зеркального отражения в экранахудовлетворяются путем использования светильников с комбинированным прямым иотраженным направлением света, которое осуществляется с помощью двойнойкрестовой оптики. Часть прямого светового потока лампы направляется черезпараболический зеркальный растр таким образом, что ограничивается слепящеедействие прямого и отраженного света; отраженная часть излучения лампынаправляется широким потоком на потолок.
В случае еслиэкран ВТ обращен к оконному проему, предусматриваются специальные экранирующиеустройства. Окна рекомендуется снабжать светорассеивающими шторами (ρ =0,5 – 0,7), регулируемыми жалюзи или солнцезащитной пленкой с металлическимпокрытием.
В техслучаях, когда одного естественного освещения в помещении недостаточно,устраивают совмещенное освещение. При этом дополнительное искусственноеосвещение в помещении и рабочих местах создает хорошую видимость информации наэкране ВТ, машинописного и рукописного текста и других рабочих материалов. Приэтом в поле зрения работающих обеспечиваются оптимальные соотношения яркостирабочих и окружающих поверхностей, исключена или максимально ограниченаотраженная блеклость от экрана и клавиатуры в результате отражения в нихсветовых потоков от светильников и источников света.
Дляискусственного освещения помещений ВЦ следует использовать главным образом,люминесцентные лампы белого света (ЛБ) и темно-белого цвета (ЛТБ) мощностью 40или 80 Вт.
По своемупроисхождению шум делится на механический, обусловленный колебаниями деталеймашины, аэродинамический (гидравлический), возникающий в упругих конструкциях,в газе или жидкости, и шумы электрических машин. Для рабочих мест ВЦ характерноналичие всех видов шумов.
Основнымиисточниками шума в помещениях, оборудованных ЭВМ, принтеры, множительнаятехника и оборудование для кондиционирования воздуха, в самих ЭВМ — вентиляторысистем охлаждения и трансформаторы. Уровень шума в таких помещениях иногдадостигает 85 дБА.
Нормированныеуровни шума согласно ГОСТ 12.1.003-83 и СН N9-86 РБ98 обеспечиваются путемиспользования малошумного оборудования, применением звукопоглощающих материаловдля облицовки помещений, а также различных звукопоглощающих устройств (перегородки,кожухи, прокладки и т.д.).
Шум непревышает допустимых пределов, так как в вычислительной технику нет вращающихсяузлов и механизмов (за исключением вентилятора), а наиболее шумное оборудованиенаходится в специально отведенных помещениях (гермозонах).
Шумнеблагоприятно воздействуя на организм человека, вызывает психические ифизиологические нарушения, снижающие работоспособность, приводит к увеличениючисла ошибок при работе.
Таблица 6.Уровни звуковПомещения Уровни звука и эквивалентные уровни звука, дБА Для персонала осуществлявшего эксплуатацию ЭВМ 50 Административные 60 Машинный зал 65 Для размещения сервисной аппаратуры 80
/>4.6 Пожарная безопасность
Эксплуатациявычислительной техники связана с применением электрической энергии. Опасностьпоражения электрическим током возникает при прикосновении к открытымтоковедущим частям с нарушенной изоляцией или к оборудованию, находящемуся поднапряжением при отсутствии или нарушении изоляции. По степени поражения людейэлектрическим током вычислительный центр относится к классу помещений безповышенной опасности. Для устранения поражения людей электрическим током припоявлении напряжения на конструктивных частях электрооборудования предусмотренозащитное заземление с сопротивлением в любое время года не более 4 Ом согласноГОСТ 12.1.030-8.
Основныминормативными документами по защите от поражения электротоком являются «Правилаустройства электроустановок, ПУЭ», «Правила технической эксплуатацииэлектроустановок потребителей» и «Правила техники безопасности при эксплуатацииэлектроустановок потребителей».
Основнымимеры защиты от поражения током:
· изоляция;
· недоступностьтоковедущих частей;
· электрическоеразделение сети с помощью специальных разделяющих трансформаторов;
· применениемалого напряжения; использование двойной изоляции;
· защитноезаземление;
· защитноеотключение.
Опасностьвозникновения статического электричества проявляется в воздействии электромагнитныхполей на человека, зависит от напряженностей электрического и магнитного полей,потока энергии, частоты колебаний, размера облучаемой поверхности тела и индивидуальныхособенностей организма.
Напряженностьэлектромагнитного поля в диапазоне 60кГц – 300 МГц на рабочих местах персоналав течении рабочего дня не превышает установленных ПДУ: по электрическойсоставляющей – 50 В/м, по магнитной составляющей – 5 А/м согласно ГОСТ 12.1.006–84.
Наиболееэффективным и часто применяемым из названных методов защиты от электромагнитныхизлучений является установка экранов. Экранируют либо источник излучения, либорабочее место.
Напряженностьэлектростатического поля на рабочем месте оператора не превышает допустимогозначения 20кВ/м согласно ГОСТ 12.1.045 – 84.
Для оказанияпервой помощи пострадавшему от электрического тока необходимо быстроеотключение оборудования, которого касается пострадавший, определение состоянияпострадавшего и выбор мер первой помощи.
По взрывопожарнойи пожарной опасности помещения и здания относятся по ОНТП24-86 к категории Д взависимости от выполняемых в них технологических процессов, свойств применяемыхвеществ и материалов, а так же условиями их обработки. Одной из важных задачпожарной профилактики является защита строительных конструкций от разрушений иобеспечение их достаточной прочности в условиях воздействия высоких температурпри пожаре. Учитывая высокую стоимость электронного оборудования ВЦ, а так жекатегорию их пожарной опасности, здания для ВЦ и части зданий другогоназначения, в которых предусмотрено размещение ЭВМ относятся к 1 или 2 степениогнестойкости (СНиП 2.01.02-85). Для изготовления строительных конструкцийиспользуют, как правило кирпич, железобетон, стекло и другие негорючие материалы.
Дляпредотвращения распространения огня во время пожара с одной части здания надругую устраивают противопожарные преграды в виде стен, перегородок, дверей,окон, люков, клапанов. Особое требование предъявляется к устройству иразмещению кабельных коммуникаций. Все виды кабелей прокладываются вметаллических газовых агрегатов до распределительных щитов или стоек питания.
Таблица 7.Примерные нормы первичных средств пожаротушения на действующих промышленныхпредприятиях и складахПомещение, сооружение, установка
Единица измерения, м2 Углекислые огнетушители ручные Пенные, химические огнетушители Вычислительные центры 100 1 1
Дляликвидации пожаров в начальной стадии применяются первичные средства пожаротушения:
· внутренниепожарные водопроводы,
· огнетушителитипа ОХП-10, ОУ-2,
· сухойпесок,
· асбестовыеодеяла и др.
В здании ВЦпожарные краны устанавливают в коридорах, на площадках лестничных клеток, увхода, т.е. в доступных и защитных местах. На каждые 100 квадратных метра полапроизводственных помещений требуется 1-2 огнетушителя.
4.7 Режимтруда и отдыха оператора персонального компьютера
По характерурешаемых с помощью компьютера задач деятельность операторов можно разделить натри группы:
1) группа А –считывание информации с экранов дисплеев;
2) группа Б –ввод информации;
3) группа В –творческая работа в режиме диалога с ПК.
Кроме того,выделяют три категории тяжести и напряженности работы с ПК. Категорию тяжестиопределяют:
1) суммарноечисло считываемых знаков за смену – в группе А;
2) числосчитываемых или вводимых знаков – в группе Б;
3) суммарноевремя непосредственной работы с компьютером – в группе В.
В течениерабочего дня, чтобы избежать нервного напряжения, утомления зрительной иопорно-двигательной системы, следует устраивать перерывы.
Уровеньнагрузки и время перерывов для каждой группы и каждой категории приведены втабл. 8.
Таблица 8.Режим работы оператора персонального компьютераКатегория работы с ПК Уровень нагрузки за рабочую смену Суммарное время перерывов, мин Группа А, кол. знаков Группа Б, кол. знаков Группа В, кол. знаков При 8-час. смене При 12-час. смене I 20 тыс. 15 тыс. 2 30 70 II 40 тыс. 30 тыс. 4 50 90 III 60 тыс. 40 тыс. 6 70 120
Времяперерывов в течение рабочего дня для 8-часовой смены распределяется следующимобразом:
1) для Iкатегории – 2 перерыва по 15 мин. Через 2 часа после начала смены и послеобеденного перерыва;
2) для IIкатегории – через 2 часа после начала смены и через 1.5-2 часа после обеденногоперерыва по 15 мин. каждый или по 10 мин. через каждый час работы;
3) для IIIкатегории — через 1.5- 2 часа после начала смены и через 1.5-2 часа послеобеденного перерыва по 20 мин. каждый или по 15 мин. через каждый час.
При12-часовой смене перерывы в первые 8 часов такие же, как и при 8-часовой смене,в течение последних 4 часов, независимо от категории и вида работ, — каждый часпо 15 мин.
Нерекомендуется работать за компьютером больше 2 часов подряд без перерыва. Впроцессе работы по возможности, чтобы уменьшить отрицательное влияниемонотонности, следует менять тип и содержание деятельности. Например,чередовать редактирование и ввод данных или их считывание и осмысление.