Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Разработка базы данных автоматизированной информационно-поисковой системы учёта готовой продукции

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе
на тему: «Разработка базы данныхавтоматизированной информационно-поисковой системы учёта готовой продукции»

Введение
Основой дляучета, контроля и планирования служат всевозможные картотеки, регистрационныежурналы, списки и т.д. Они постепенно накапливаются и обновляются. При большомобъеме информации поиск и обобщение необходимых сведений, осуществляемыхвручную, представляют собой довольно трудоемкий процесс. Поэтому и возникланеобходимость создания баз данных.
Без базданных сегодня невозможно представить работу большинства финансовых,промышленных, торговых и прочих организаций. Они позволяют структурировать,хранить и извлекать информацию оптимальным для пользователя способом.
База данных(БД) – это компьютеризованная система, предназначенная для хранения информациии предоставления ее по требованию.
Задача базы данных состоит в хранении всехпредставляющих интерес данных в одном или нескольких местах, причем такимспособом, который заведомо исключает ненужную избыточность. Создание баз данныхпреследует две основные цели: понизить избыточность данных и повысить ихнадежность.
Посколькуиспользование баз данных является одним из краеугольных камней, на которыхпостроено существование различных организаций, пристальное вниманиеразработчиков баз данных вызывают инструменты, при помощи которых такиеприложения можно было бы создавать. Среди большого разнообразия продуктов дляразработки приложений Builder C++ занимает одно из ведущих мест.
Междусобственно физической базой данных и пользователями системы располагаетсяуровень программного обеспечения, именно это и подразумевается под понятиемСУБД. Все запросы пользователей на получение доступа к базе данныхобрабатываются СУБД. Создание, наполнение, обновление и удаление данных вфайлах или таблицах также предоставлены СУБД. Основная задача СУБД – датьпользователю базы данных возможность работать с ней, не вникая во всеподробности работы на уровне аппаратного обеспечения. То есть, СУБД позволяетобычному пользователю рассматривать базу данных как объект более высокогоуровня по сравнению с аппаратным обеспечением, а также предоставляет в егораспоряжение набор операций, выражаемых в терминах языка высокого уровня,например, набор операций, которые можно выполнять с помощью языка SQL (Structured QueryLanguage).
Целью даннойкурсовой работы было проектирование и организация базы данных учёта готовойпродукции и сопровождение ее программным продуктом.
база данные программа компьютеризированный

1.Описание предметной области
Каждая система управления базами данных, взависимости от ее предназначения имеет дело с той или иной предметной областью.Выявление предметной области является необходимым этапом при разработке любойСУБД. Именно на этом этапе выявляются информационные потребности всейсовокупности пользователей будущей системы.
Предметнойобластью данной СУБД является компьютерный магазин. В данной предметной областинеобходима своя база данных, поскольку в магазине имеется много различнойинформации.
База данныхрешает следующие задачи: учёт товара, выдача данных о поставщиках ипоставляемых ими товарах (фирма-поставщик, его реквизиты, наименование товаров,характеристики, цены), вычисляет суммы оплаты.
Далее можно выделить основные понятия даннойпредметной области, а именно:
1) заказы
2) клиенты
3) поставщики
4) поставка
5) сотрудники
6) товары
Исходныеданные о магазине: магазин располагается в нескольких помещениях (склад,торговый зал). У фирмы есть поставщики, осуществляющие поставку компьютеров икомплектующих на склад магазина.
Так же вмагазине есть свой штат сотрудников: менеджеры и консультанты, осуществляющиепродажу товара, бухгалтер, кладовщики, грузчики-водители.
Клиент,приходя в магазин, взаимодействует с менеджером, который, в свою очередь,осуществляет продажу компьютеров или комплектующих. Операции с денежнымисредствами и отбивку чека осуществляет так же менеджер. При покупке товара,клиент получает чек с указанием товара и его стоимости, на основании которогосо склада ему отгружают необходимый товар.
Приотсутствии товара на складе работник магазина выбирает отсутствующие товары ина основании этих данных составляет заявку на имя фирмы-поставщика.

2. Постановказадачи
 
2.1Характеристика комплекса задач
Разрабатывая данную базу данных, необходимореализовать выполнение следующих пунктов:
– учёт товара;
– выдача данных опоставщиках и поставляемых ими товарах (фирма-поставщик, его реквизиты,наименование товаров, характеристики, цены);
– вычисление суммы оплаты.
2.2Выходная информация
В ролиинформации, которую мы получаем в ходе работы с СУБД, выступают отчеты оконкретных данных, требования к которым выдвигаются в соответствующих запросахк БД.
2.3Входная информация
Входной информациейявляется:
1) информацияо поставщиках: название поставщика, представитель поставщика, Ф.И.О., адрес,телефон.
2) информацияо клиентах: Ф.И.О. клиента, его адрес и контактный телефон;
3) информацияо сотрудниках: Ф.И.О. сотрудника, дата рождения, должность, адрес, контактныйтелефон, также есть дополнительное поле для заметок;
4) информацияо товаре: наименование товара, технические характеристики, описание,изображение товара, стоимость закупки, наличие товара, количество, стоимостьпродажи;
5) информацияо заявках: дата подачи заявки, дата доставки;
6) информацияо поставках: дата поставки.
Разработаннаяоболочка для БД выполняет следующие функции:
а) добавлениеновой записи в таблицу данных;
б) изменениесуществующей записи в таблице данных;
в) удалениесуществующей записи из таблицы данных;
г) обновлениеданных после их изменения;
д)возможность структурировано читать данные;
е)возможность сортировки данных.
В даннойработе реализованы наиболее актуальные функции для работы с БД, необходимые дляведения учета готовой продукции в магазине, на предприятии, на заводе.

3. Обоснованиевыбора СУБД
В настоящеевремя среди разработчиков базы данных (БД) большой популярностью пользуетсяреляционная СУБД ACCESS, входящая в состав пакета Microsoft Office 2003. Дружественныйинтерфейс и простота настройки, эффективные средства создания таблиц, форм,запросов, интеграция с другими приложениями пакета, средства организации работыс базами данных и защита информации – вот далеко не полный перечень достоинствэтого приложения.
Основныефункции СУБД – это описание структуры базы данных, обработка данных иуправление данными.
База данных –это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях илиявлениях, относящихся к определённой теме или задаче, организованная такимобразом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом,так и любой её части.
Реляционнаябаза данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая изкоторых содержит информацию об объектах определённого типа. Каждая строкатаблицы содержит данные об одном объекте (например, клиенте, автомобиле,документе), а столбцы таблицы содержат различные характеристики этих объектов –атрибуты (например, наименования и адреса клиентов, марки и цены автомобилей).Строки таблицы называются записями, все записи имеют одинаковую структуру – онисостоят из полей, в которых хранятся атрибуты объекта. Каждое поле в записисодержит одну характеристику объекта и имеет строго определённый тип данных(например, текстовая строка, число, дата). Все записи имеют одни и те же поля,только в них содержатся разные значения атрибутов.
Любая СУБДпозволяет выполнять четыре простейшие операции с данными:
– добавитьв таблицу одну или несколько записей;
- удалитьиз таблицы одну или несколько записей;
- обновитьзначения некоторых полей в одной или нескольких записях;
- найтиодну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию.
Для выполнения этих операций используетсямеханизм запросов. Результатом выполнения запросов является либо отобранное поопределённым критериям множество записей, либо изменение в таблицах.
Access можетработать одновременно только с одной базой данных. Однако в одной базе данныхмогут содержаться сотни таблиц, форм, запросов, отчетов, макросов и модулей.
Насегодняшний день существует много способов разработки БД. Но у каждого из нихесть свои достоинства и недостатки. Наиболее актуальной программой дляразработки БД сегодня является Microsoft Access 2003. Она наиболееподходит для реализации требуемых функций. А также способ реализации наиболеепрост. Эта программа является в свою очередь наиболее распространенной средиразработчиков небольших БД, которые в будущем будут взаимодействовать с другимипрограммами.

4. Описаниесхемы базы данных и нормализация
 
4.1Описание начальной схемы базы данных
Анализрешаемых задач позволяет выделить следующие сущности и их атрибуты:
– Сущность «Заказы»
1) Номер п/п
2) Код сотрудника
3) Код товара
4) Датаподачи заявки
5) Датадоставки
6) Кодклиента
– Сущность«Клиент»
1) Код
2) Ф.И.О.
3) Адрес
4) Телефон
– Сущность«Поставка»
1) Кодпоставки
2) Кодпоставщика
3) Датапоставки
– Сущность«Поставщик»
1) Кодпоставщика
2) Названиепоставщика
3) Представительпоставщика
4) Ф.И.О.
5) Адрес
6) Контактныйтелефон
– Сущность«Сотрудник»
1) Кодсотрудника
2) Фамилия
3) Имя
4) Отчество
5) Должность
6) Адрес
7) Домашнийтелефон
8) Датарождения
9) Заметки
– Сущность«Товар»
1) Кодтовара
2) Кодпоставки
3) Наименованиетовара
4) Техническиехарактеристики
5) Описание
6) Изображение
7) Стоимостьзакупки
8) Наличие
9) Количество
10) Стоимостьпродажи
Выделенныесущности можно представить в виде схемы БД (Рисунок 4.1).

/>
Рисунок 4.1 –Схема БД
4.2 Нормализация схемы базы данных
 
4.2.1 Первая нормальная форма
Приведение к первой нормальной форме: когда полев данной записи содержит более одного значения для каждого вхождения первичногоключа, такие группы данных называются повторяющимися группами. 1НФ не допускаетналичия таких многозначных полей.
4.2.2 Вторая нормальная форма
Приведение ко второй нормальной форме: удалениевсех не ключевых атрибутов, которые зависят только от части первичного ключа.Такие атрибуты называются частично зависимыми. Не ключевые атрибуты заключают всебе информацию о данной сущности предметной области, но не идентифицируют ееуникальным образом.

4.2.3 Третья нормальная форма
Приведение к третьей нормальной форме: удалениевсех не ключевых атрибутов, которые зависят от других не ключевых атрибутов.Каждый не ключевой атрибут должен быть логически связан с атрибутом(атрибутами), являющимся первичным ключом.
Такимобразом, получаем базу данных, приведенную к 3НФ и содержащую упорядоченнуюинформацию, детально отображающую рассматриваемую предметную область.
В разработанной БД ключевыми полями являются:
– код заказа;
– код поставщика;
– код товара;
– код клиента;
– код поставки;
– код сотрудника.
Все необходимые таблицы связаны именно по этимключевым полям. Эти поля применились к уже нормализованной БД. Благодаря чемуреализована зависимость одного поля от другого.Код заказа * Код Сотрудника Код товара Дата Размещения Дата Исполнения Код Клиента Код поставщика * Название Поставщика Представитель Ф.И.О. Телефон Адрес Код товара * Код Поставки Наименование Товара Описание Изображение Стоимость Закупки Наличие Кол-во Стоимость Продажи
Код Поставки* Код Поставщика Дата Поставки Код Сотрудника * Фамилия Имя Должность Дата Рождения Телефон Примечание Код Клиента * Ф.И.О. Адрес Телефон
Рисунок 4.2 –Нормализованная БД

5. Руководствопользователя информационно-посковой системой
 
5.1 Введение
 
Для разработки решения по информационномуобеспечению задачи «Магазин» используется СУБД Access 2003 компании Microsoft,так как Access 2003 полностью совместим с ОС Windows, которая является пакетнойпрограммой Microsoft Office.
Разработанная БД позволяет выполнять следующиедействия:
– просмотр содержания таблиц;
– введение и изменение информации в таблице;
– добавление новых поставщиков, товаров,сотрудников, клиентов;
– редактирование и удаление данных;
– просмотр отчетов о поставщиках, выписки поналичию товара;
– просмотр запросов.
Уровеньподготовки пользователей для работы с данным приложением не существенен, таккак с ним может работать как начинающий пользователь ПК, так и эксперт.
5.2Назначение и условияприменения
Разработанная реляционная база данных предназначена дляэффективного хранения информации по учету деятельности любого компьютерногомагазина.
БД магазинапредназначена для запуска под управлением операционных систем Windows98/ME/2000/XP. Установка приложения на ЭВМ не требуется, достаточно простоскопировать его с компакт диска, на котором оно поставляется. Для запуска БДваша система должна удовлетворять следующим требованиям:
– PentiumII 366 МГц;
– 64 МбОЗУ;
– 8 Мбвидеопамяти;
– CD-Rom привод;
– 5 Мбсвободного пространства на жестком диске;
– установленныйпрограммный пакет Microsoft Office.
5.3 Подготовка к работе
Программа вызывается при запуске ИС ′БДмагазина′.mdb, расположенного на предлагаемом CD-диске. Все таблицы,запросы, формы, макросы и отчёты хранятся в одном файле. Недостатком являетсято, что программа, созданная в версии Microsoft Access 2003, может не полностьювыполнять все свои функции в более ранних версиях Microsoft Access.
5.4Описание операций
Microsoft Access, обладая всеми чертамиклассической СУБД, предоставляет и дополнительные возможности. Access – это не только мощная,гибкая и простая в использовании СУБД, но и система для разработки работающих сбазами данных приложений. С помощью Access можно создать приложение,работающее в среде Windows и полностью соответствующее потребностям по управлению данными.Используя запросы, есть возможность выбирать и обрабатывать хранящуюся втаблицах информацию. Можно создавать формы для ввода, просмотра и обновленияданных, а также использовать Access для создания как простых, так и сложных отчетов.Формы и отчеты «наследуют» свойства базовой таблицы или запроса, так что вбольшинстве случаев необходимо указать форматы, условия на значения и некоторыедругие характеристики данных только один раз. К числу наиболее мощных средств Access относятся средства разработкиобъектов – Мастера, которые можно использовать для создания таблиц, запросовразличных типов форм и отчетов, просто выбрав с помощью мыши нужные опции.
С помощью Access также легкоимпортировать данные из текстовых файлов, документов текстовых процессоров иэлектронных таблиц (и экспортировать данные в них).
Microsoft Access имеет множество областейприменения: на малом предприятии, корпорации и даже в сфере домашнегоприменения.
В ходепроделанной работы, были созданы:
1) 6таблиц;
2) 5запросов, из них 4 на выборку и 1 на удаление;
3) 9форм;
4) 2отчета, (один для печати выписки на товар в наличии и один на выбор поставщикаи приобретенных у него товаров).
Таблицы:
– ЗАКАЗЫ;
– КЛИЕНТЫ;
– ПОСТАВКА;
– ПОСТАВЩИК;
– СОТРУДНИКИ;
– ТОВАРЫ.
Формы:
– ЗАКАЗЫ: форма;
– КЛИЕНТЫ: форма;
– НАЛИЧИЕ ТОВАРА: форма;
– ПОСТАВЩИКИ: форма;
– ПОСТАВКА: форма;
– ТОВАРЫ: форма;
– СОТРУДНИКИ: форма;
Структуры таблиц разработанной БД приведены на рисунках 5.1–5.7.

/>
5.1 –Таблица «ЗАКАЗЫ»
Вданной таблице будет содержаться информация о заказах. Указаны соответствующиетипы полей для каждой колонки. Выбраны необходимые параметры для даннойтаблицы.
/>
5.1 –Таблица «КЛИЕНТЫ»
Вданной таблице будет содержаться информация о клиентах. Указаны соответствующиетипы полей для каждой колонки. Выбраны необходимые параметры для даннойтаблицы.

/>
5.1 –Таблица «ПОСТАВКА»
Вданной таблице будет содержаться информация о поставках. Указанысоответствующие типы полей для каждой колонки. Выбраны необходимые параметрыдля данной таблицы.
/>
5.1 –Таблица «ПОСТАВЩИК»
Вданной таблице будет содержаться информация о        поставщиках. Указанысоответствующие типы полей для каждой колонки. Выбраны необходимые параметрыдля данной таблицы.

/>
5.1 –Таблица «СОТРУДНИКИ»
Вданной таблице будет содержаться информация о сотрудниках. Указанысоответствующие типы полей для каждой колонки. Выбраны необходимые параметрыдля данной таблицы.
/>
5.1 –Таблица «ТОВАРЫ»
Вданной таблице будет содержаться информация о товарах. Указаны соответствующиетипы полей для каждой колонки. Выбраны необходимые параметры для даннойтаблицы.

5.5Аварийные ситуации
В случаеотказа технических средств восстановление работоспособности должно исполнятьсязаменой блоков и модулей, которые отказали, на исправные.
Информация БДдолжна быть программно защищена от несанкционированного доступа.
В программномобеспечении СУБД необходимо предусмотреть систему паролей с определением кругалиц, которые имеют право подавать команды управления и модифицировать данные.
Обращение ксправочной информации должно быть возможным только для чтения и вывода напечать.
В случаевыхода из строя контроллера должна сохраняться информация, которая получена впредыдущих циклах опроса.
Информация,которая хранится в базах данных ИС, должна не разрушаться в случаяхкратковременных провалов в питании или при переходе с основного питания нарезервное и наоборот.
Для быстроговосстановления утраченных фрагментов данных необходимо всегда иметь копиюприложения на внешних носителях.
5.6Рекомендации по освоению
При открытиипрограммы можно увидеть программное окно, отображающее совокупность всехобъектов БД. Затем в формах БД выбираем главную форму под названием «ГЛАВНАЯ»,с которой и начинается вся дальнейшая работа (Рисунок 5.8). На этой формерасположено главное меню управления БД, состоящее из кнопок: «ЗАКАЗ», «КЛИЕНТ»,«ПОСТАВКА», «ПОСТАВЩИК», «СОТРУДНИКИ», «ТОВАР», «ВЫХОД».

/>
Рисунок 5.8 –Форма «Главная»
При нажатиина кнопку «КЛИЕНТ» открывается форма «КЛИЕНТ: форма» (Рисунок 5.9). Эта формасодержит информацию о клиентах магазина.
/>
Рисунок 5.9 –Форма «КЛИЕНТ: форма»
При нажатиина кнопку «ПОСТАВКА» открывается форма «ПОСТАВКА: форма» (Рисунок 5.10). Этаформа содержит информацию о поставках магазина.

/>
Рисунок 5.10– Форма «ПОСТАВКА: форма»
При нажатиина кнопку «СОТРУДНИК» открывается форма «СОТРУДНИК: форма» (Рисунок 5.11). Этаформа содержит информацию о сотрудниках компьютерного магазина.
/>
Рисунок5.11 – Форма«СОТРУДНИК: форма»
При нажатиина кнопку «ТОВАР» открывается форма «ТОВАР: форма» (Рисунок 5.13). Эта формасодержит информацию о товаре, его характеристику и конфигурацию.

/>
Рисунок 5.13 – Форма «ТОВАР: форма»
При нажатиина кнопку «ЗАКАЗЫ» открывается форма «ЗАКАЗЫ: форма» (Рисунок 5.14). Эта формасодержит информацию о клиентских заказах.
/>
Рисунок 5.14 – Форма «ЗАКАЗЫ: форма»
При нажатиина кнопку «ВЫХОД» выполняется выход из приложения. Все объекты БД автоматическизакрываются.

6. Тестирование
Подтестированием понимается процесс исполнения программы с целью обнаруженияошибок. Принципы тестирования, обеспечивающие приемлемую вероятностьобнаружения ошибок, сводятся к следующему:
– описание предполагаемых значений входныхданных или результатов должно быть необходимой частью тестового набора;
– следует по возможности избегатьтестирования программы ее автором;
– тесты для неправильных и непредусмотренныхвходных данных следует разрабатывать также тщательно, как для правильных ипредусмотренных данных;
– необходимо проверять не только, делает липрограмма то, для чего она предназначена, но и не делает ли она того, чего недолжна делать;
– нельзя планировать тестирование впредположении, что ошибки не будут обнаружены.
Былопроведено тестирование разработанной оболочки для БД, созданной в MicrosoftOffice Access 2003. Результаты представлены ниже.
Добавлениеданных.
база данные программа компьютеризированный
/>
Рисунок 5.1 –Таблица до момента добавления записи

/>
Рисунок 5.2 –Таблица после добавления записи
Можно сделатьвывод, что функция добавления записи работает полностью. В таблицу добавленновый сотрудник на должность инженер.
Редактированиетекущей записи.
/>
Рисунок 5.3 –Таблица до редактирования записи
/>
Рисунок 5.4 –Таблица после редактирования записи

Можно сделатьвывод, что функция редактирования записи работает полностью. Обновились данныео наличии товара. Данные об этом изменении были удачно внесены в БД.
Удалениезаписи из таблицы.
/>
Рисунок 5.5 –Таблица до удаления записи
/>
Рисунок 5.6 –Таблица после удаления записи
Можно сделатьвывод, что функция удаления записи работает полностью.

Выводы
В ходе выполнения курсовой работы быларазработана база данных, необходимая для информационной системы учёта готовойпродукции, а также оболочка для её обработки. База данных использует реляционнуюмодель данных, таблицы базы данных прошли все этапы нормализации. Для созданнойБД была построена схема базы данных, что облегчит дальнейшее её развитие.
Результат работы был создан на основе полученныхзнаний по дисциплине ОСБД с использованием Microsoft Office Access 2003, атакже Microsoft Visual Studio 2005.
Разработаннаяпрограмма позволяет выполнять изменение, добавление и удаление информации втаблицах.
Былизакреплены знания в области программирования, в частности были использованытакие языки программирования, как C++ и SQL.
Данная работавыполнена полностью в соответствии с предъявляемыми требованиями. Все цели былидостигнуты на высоком уровне.

Переченьссылок
1. Мартин Грабер. SQL – К.: Издательство«ЛОРИ», 2003, – 644 с.
2. Дейт К.Дж. Введениев системы баз данных, 8-е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 1328 с.
3. Бойко В.В., Савинков В.М. Проектированиебаз данных информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 1989.
4. Глушков С.В., Ломотько Д.В. Базыданных. (Учебный курс). – Харьков, 2002. – 504 с.
5. Томас М. Конноли,Каролин Е. Бегг Базы данных. Проектирование, реализация, сопровождение. Теорияи практика. – Москва-Санкт-Петербург-Киев, 2007. – 1111 с.
6. Хаббард Дж.Автоматизированное проектирование баз данных. – М.: Мир, 1984.
7. Мейер М. Теорияреляционных баз данных. – М.: Мир, 1987.
8. Гончаров А.Ю. Access 2003. Самоучитель спримерами, Москва, 2008 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.