Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Работа с Microsoft Word и Excel

/> 
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ПОКУРСУ
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Ташкент 2008
1. Работа с Microsoft Word
 
1.1 Создатьдокумент «Приглашение»/> 
Данная работапоможет вам приобрести элементарные навыки, связанные со вводом иредактированием текста. Вы получите первое представление о командахформатирования различных объектов документа. В процессе работы вы подготовитенебольшой одностраничный документ, состоящий из нескольких абзацев текста, рисункаи таблицы.
Оформленныйдокумент (Приглашение) будет выглядеть так:
/>
Рис. 1.1.Образец документа «Приглашение»
/>1.1.1 Запуск и настройка редактора/>Запуск Microsoft Word
Чтобызапустить Word, выберите на основном экране Windowsкоманду:
ПускÞПрограммыÞMicrosoftOfficeÞMicrosoft Word
Сразу послезапуска Word автоматически создает новый документ. Прежде чем начать ввод иоформление текста, рассмотрим вопрос о настройке окна Word./>Настройка окна редактора
В окне Word довольно много различныхэлементов управления. Большинство из них можно включать / выключать. Дляудобной работы с документом должны быть включены две панели инструментов,полосы прокрутки и строка состояния. Настроенные один раз параметры окна будутзапомнены, поэтому каждый раз вам не придется их настраивать. Вы должны уметьвключать эти элементы управления на тот случай, если кто-нибудь, поработав навашем компьютере, изменит настройку окна редактора.
Выполнитеследующие действия:
· Выберитекоманду ВидÞПанели инструментовÞНастройка. Появится диалоговоеокно со списком доступных панелей инструментов. Убедитесь, что включены двепанели – Стандартная и Форматирования и Строка меню(включены – значит, помечены флажками). Все остальные панели инструментовотключите.
· Еслилинейка включена, то отключите ее командой ВидÞЛинейка.
· Выберитекоманду СервисÞПараметрыÞВид. Убедитесь, что в нижнейчасти диалогового окна, в разделе Окно, включены строка состояния и обеполосы прокрутки (горизонтальная и вертикальная).

/>
Рис. 1.2. Вид окна Word, настроенного дляудобной работы с типичными документами
Теперь надоустановить параметры, влияющие на отображение документа в окне Word. Установим их в расчетена работу с обычным документом, так, чтобы документ на экране был максимальнопохож на печатный результат.
Проделайтеследующее:
· Включитережим отображения, приближенный к печатной копии, выбрав команду ВидÞРазметка страницы.
· Всписке Масштаб панели инструментов Стандартная установите масштаботображения По ширине страницы.
· Убедитесь,что кнопка отображения непечатаемых символов в панели инструментов Стандартнаянаходится в нажатом состоянии. Если нет, нажмите ее. Во время работы сдокументом вы должны видеть маркеры абзацев и другие спецсимволы – так удобнееоформлять документ.
Посленастройки окно Word должно выглядеть так, как показано на рис. 1.2./>1.1.2 Ввод текста
Когда выприобретете некоторый опыт работы с Word, то сможете выполнятьоперации ввода и оформления текста в произвольном порядке. Сейчас, работая надпервым документом, эти действия вы будете выполнять по очереди. Сначаланаберете текст документа согласно нижеприведенному образцу, а затем – оформитетекст.
По умолчанию Word в новом документеустанавливает размер шрифта 10 пунктов. Для большинства документов этот размерслишком мал (шрифт пишущей машинки примерно 13–14 пт). В списке Размершрифта панели инструментов Форматирование установите размер 14.
В текстедокумента, который вы будете набирать, помечены места нажатия клавиш [Enter] и [Tab] (эти метки, конечно,набирать не нужно) Клавиша [Enter] отмечает новый абзац, поэтому ни в коемслучае НЕ нажимайте Enterпосле каждой строки – только в отмеченныхместах. С одной строки на другую Word будет переносить текст автоматически.
Прежде чемпродолжить работу с документом, отработайте несколько элементарных операций,которые в будущем вам придется использовать очень часто.
1) Перемещениекурсора.
Курсор можноперемещать клавишами-стрелками (на одну позицию в заданном направлении),комбинациями клавиш [Ctrl+клавиши стрелки] (на одно слово влево /вправо или на один абзац вверх / вниз) и щелчком левой кнопкой мыши.Несколько раз попробуйте каждый из трех способов перемещения курсора.
2) Разрывстроки в заданном месте.
Поставьтекурсор в строку зимний отдых в 2006 г. после слова Зимний.Нажмите [Enter]. Cтрока будет разорвана в позиции курсора, и в месте разрыва появитсяновый маркер конца абзаца. Вообще говоря, разрывается не строка, а абзац –вместо одного абзаца теперь стало два.
3) Объединениедвух абзацев.
Маркер концаабзаца – это обычный символ, который можно удалить, скопировать и т.п. Самымважным из этих действий является удаление – при этом два абзаца объединяются водин. Поставьте сейчас курсор после слова Зимний ПЕРЕД маркеромконца абзаца и удалите этот маркер клавишей [Delete].
4) Удалениелишних символов.
Удалятьлишние символы очень просто – слева от курсора символ удаляется клавишей [Backspace], справа – клавишей [Delete]. Вы можете пользоватьсялюбым способом, как вам удобнее.
Поставьтекурсор перед одной из трех первых «4» в строке 444147 Дортмунд и удалитеэтот символ клавишей [Delete], чтобы получилось 444147.
Еще одно упражнение:переместите курсор в предложение
Кроме того, вотеле есть такие удобства:
И удалителишние символы, чтобы получилось:
Кроме того, вотеле есть:
5) Добавлениесимволов.
Чтобыдобавить новые символы в какое-либо место текста, надо поставить туда курсор иначать набирать эти символы. Старые символы будут отодвигаться вправо.
Поставьтекурсор после слова школа в предложении
Лыжныйподъемник, лыжная школа расположены рядом.
и напечатайтеслова и теннисный зал, чтобы получилось:
Лыжныйподъемник, лыжная школа и теннисный зал расположены рядом.
6) Добавлениеновых абзацев.
Добавлениенового абзаца очень похоже на операцию разрыва строки, только разрыв строкинадо сделать в позиции непосредственно перед маркером конца абзаца.
Поместитекурсор в конец строки, перед маркером конца абзаца:
Тип 1 – жилаяплощадь около 27 кв. м, тип 2 – около 34 кв. м.
Добавьтеновый абзац нажатием [Enter] и напечатайте следующий текст (можете посмотретьего расположение в образце приглашения в начале работы):
Буфет длязавтраков с большим выбором блюд./>Исправление орфографических ошибок
В Word есть орфографическийсловарь, с помощью которого редактор автоматически ищет в набираемом текстеорфографические ошибки. Слова с ошибками подчеркиваются красной волнистойчертой (это служебное обозначение, при печати на принтере эта черта невыводится). Вы должны обращать внимание на все подчеркнутые слова.
Есть триосновных причины, по которым Word считает слово ошибочным:
1)  Данное слово написано сошибкой, например, вы пропустили какую-нибудь букву или, наоборот, добавили лишнюю.
Можнопопробовать исправить это слово по словарю – щелкнуть на нем правойкнопкой мыши и затем выбрать правильный вариант. Если правильного варианта нет,надо исправить слово вручную – поместить курсор на слово и удалить лишние буквыили допечатать пропущенные.
2)  Слово написано безошибки, но является собственным именем. Например, в вашем документеподчеркивается имя Ульрих и название города Бергштадт.
В этом случаеможно либо не обращать на подчеркивание внимания, либо можно исключить слово изпроверки – щелкнуть на нем правой кнопкой и в появившемся объектном менюслова выбрать команду Пропустить все.
3)  Несколько слов подряднаписаны без ошибок, но все равно подчеркнуты.
Так бываетиз-за дефекта Word: во время переключения языка клавиатуры редактор иногданеправильно определяет, на каком языке набран текст. Чтобы исправить данныйдефект, надо выделить подчеркнутые слова (о выделении текста см. раздел 4.2) и присвоитьтексту правильный язык командой СервисÞЯзыкÞВыбрать язык.
С помощьюобъектного меню (из вышеописанных вариантов см. 2)) исключите из проверки ввашем тексте слова Ульриху, Ульрих, Бергштадт и сокращение кв. м.
Если выдопустили другие ошибки, исправьте их способами 1) или 3). Если ошибок нет,попробуйте удалить одну букву в каком-нибудь слове (например, вторую букву ов слове Господину в первой строке текста) и затем щелчком правой кнопкойна слове исправьте ошибку с помощью словаря Word. Прежде чем перейти кследующему разделу, убедитесь, что в вашем тексте не осталось слов,подчеркнутых как ошибочных./>Сохранение документа в файле
Теперь, когдатекст набран и готов к оформлению, целесообразно сохранить его в файле. Передсохранением не обязательно полностью оформлять документ. Во время работы сдокументом гораздо лучше сохранять его периодически (например, каждые 15–20 мин).Тогда вы будете застрахованы от случайной потери документа, например, из-заотключения электричества. Сохраняя документ первый раз, надо дать имя файлудокумента, т.е., указать, на каком диске, в какой папке файл будет лежать и какон будет называться.
/>
Рис. 1.3. Окно команды ФайлÞСохранить, в котором надоуказать файл для сохранения документа

Выберитекоманду ФайлÞСохранить. В появившемсядиалоговом окне (рис. 1.3) довольно много элементов управления. Основнымиявляются:
1)  Список папок, в которомпоказывается текущая папка. По умолчанию Word сохраняет файлы в папке C:\Мои документы.
2)  Кнопка выхода впредыдущую папку (родительскую) (в показанном примере, для C:\Мои документы, родительской являетсякорневая папка C:\).
3)  Список с содержимымтекущей папки. Если содержимое списка не видно целиком, то список можнопрокрутить горизонтальной полосой прокрутки.
4)  Строка ввода с именемфайла, в котором будет сохранен документ. В этой строке вы ОБЯЗАТЕЛЬНОДОЛЖНЫ ввести корректное имя, прежде чем сохраните файл.
5)  Кнопка Сохранить,которую необходимо нажать для записи документа в файл с указанным именем.
Вы должныпоместить свой файл документа в папку, заведенную для вашего факультета,например, РРТФ 2 курс. Имя файла будет – Приглашение ,например, Приглашение Иванов. Чтобы сохранить документ, внимательновыполните следующие действия:
1)  Войдите в папку своегофакультета. Для этого дважды щелкните на имени папки в списке с содержимымтекущей папки. Если вы не видите папки своего факультета, прокрутите содержимоесписка горизонтальной полосой прокрутки. После того, как вы войдете в папку, убедитесь,что ее имя попало в список наверху окна вместо Мои документы. Есличто-то не получилось, обратитесь к преподавателю.
2)  Щелкните один раз встроку с именем файла «по умолчанию» (на рис. 2 в этой строке хранится имяDoc1, у вас может быть Документ1или другое). В этой строке появится курсор. Уберите имя «по умолчанию» инаберите нужное имя файла, например (фамилию напишите свою):
ПриглашениеИванов
Расширение.doc указывать не нужно, Word добавит егоавтоматически.
3)  Нажмите кнопку Сохранить.
4)  Убедитесь, что ваше имяфайла появилось в строке заголовка Word.
Имя файлудается ТОЛЬКО при первом сохранении документа. Впоследствии при выборекоманды ФайлÞСохранить новый вариант документабудет заменять старый в файле с тем же именем./>1.1.3. Оформление документа/>Настройка полей страницы
Приступим коформлению (форматированию) документа. Во-первых, надо установить размер полейстраницы. Поля – это белые области с четырех сторон страницы, на которых неттекста. Текст располагается между полями.
/>
Рис. 1.4. Окно настройкипараметров страницы
Для настройкиполей выберите команду ФайлÞПараметры страницы. В диалоговом окне (рис. 1.4) сделайте четыре поля – Верхнее,Нижнее, Левое и Правое – равными 2 см (для измененияразмера поля можно нажимать мышью маленькие кнопки со стрелками). Остальныепараметры (например, Переплет) НЕ ТРОГАЙТЕ!/>Выделение фрагментов текста
Дляоформления документа совершенно необходимо уметь выделять фрагменты (участки)текста – например, абзацы, слова или отдельные символы. Поскольку текст уженабран, чтобы оформить его, приходится ВЫДЕЛЯТЬ фрагменты текста и затемприменять команды оформления.
Выделенныйфрагмент помечается черным цветом. После того, как команда выполнена, оставлятьвыделение не нужно – его надо снять. Для этого достаточно один раз щелкнутьмышью в любом месте текста.
Нижеперечислены несколько способов выделения фрагментов текста. Попробуйте каждыйиз них. Вы должны знать все эти способы, поэтому, если не получится хотя быодин из них, обратитесь к преподавателю.
1) Выделениепроизвольного количества символов.
Нажмите левуюкнопку мыши на первом символе фрагмента и, не отпуская кнопку, растянитевыделение до конца фрагмента.
2) Выделениеслова.
Дваждыщелкните левой кнопкой мыши на выделяемом слове.
3) Выделениенескольких строк.
Поместитеуказатель мыши СЛЕВА от строки. Указатель должен превратиться извертикальной черточки в стрелку. Теперь нажмите левую кнопку мыши, и, не отпускаякнопку, переместите мышь вертикально вниз (или вверх) для выделения несколькихстрок.
4) Выделениефрагмента при помощи клавиатуры.
Поставьтекурсор (текстовый курсор, а не указатель мыши!) ПЕРЕД первым символомфрагмента. Нажмите клавишу [Shift] и, не отпуская ее, с помощью курсорныхклавиш-стрелок растяните выделение на весь фрагмент./>Оформление текста документа
Не изучаяпока возможности форматирования Word во всех деталях, выполните типичныеоперации форматирования согласно приведенным ниже инструкциям. В результате выполучите приглашение, похожее на образец, и усвоите, что:
для измененияоформления текста надо выделить нужный фрагмент, а затем изменить его свойствас помощью соответствующей команды Word.
Дальнейшее изучениеWord будет заключаться в том,что вы будете узнавать, какие объекты могут быть в документе, какие у них естьсвойства и какими командами их можно изменять.
1) Шрифтовоеоформление.
Выделитестроку 9 января 2006 г. и оформите ее полужирным шрифтом(т.е. нажмите кнопку /> на панели Форматирование).Теперь снимите выделение. Аналогичным образом выделите полужирным шрифтом 3строки:
Зимний отдых в 2006 г.
Продолжительность пребывания Тип1 Тип 2
С дружественным приветом.
Строку
Отель «Снежная долина», Бергштадт, Австрия.
оформитеполужирным подчеркнутым шрифтом (после выделения строки по очереди нажмитекнопки /> и />).
2) Вставкаверхнего индекса.
Сокращение кв.м надо заменить на обозначение с верхним индексом м2.Удалите символы кв., поставьте курсор после буквы м и выберитекоманду ФорматÞШрифтÞВерхний индекс. Теперь напечатайтецифру 2. Аналогичным образом замените второе сокращение кв. м.
3) Выравниваниеабзацев.
Word автоматически формируетстроки внутри абзацев. На панели инструментов Форматирование есть четырекнопки, с помощью которых можно задать способы выравнивания строк абзаца: полевому краю, по центру, по правому краю и по ширине(по обеим границам). Вот эти кнопки: />. Поместите указатель мыши на однуиз этих кнопок, но не нажимайте ее. Через 1–2 с появится подсказка с названиемкнопки. Посмотрите, как называется каждая из четырех кнопок.
Теперьпоставьте курсор в строку 9 января 2006 г. исоответствующей кнопкой панели инструментов выровняйте ее по правому краю.
4) Настройкаотступов после абзацев.
В образцеприглашения вы можете заметить, что между некоторыми абзацами есть пустоепространство. Эти промежутки можно было сделать при помощи пустых строк –нажимая лишний раз [Enter] при вводе текста. Этот способ неудобен тем, чторазмер промежутка, если потребуется, будет довольно сложно изменить – каждыйпридется менять по отдельности. Удобнее сделать отступы с помощью специальногосвойства абзаца – Интервал после.
Сейчасвыделите строки текста от строки
Цветочнаяулица, 34
до строки(включительно)
Вот наши цены:
Выберитекоманду ФорматÞАбзац. Появится окно со свойствами выделенныхабзацев (рис. 1.5). Установите свойство Интервал после равным 12 пт.
/>
Рис. 1.5. Окно свойств абзаца
Проверьте,помещается ли теперь весь документ на одну страницу. Если нет, то удалите однуили несколько пустых строк в верхней части текста.
5) Оформлениесписка.
Выделите триабзаца, которые надо оформить в виде списка (эти абзацы в образце приглашенияпомечены специальным значком – кружком – в начале первой строки абзаца). Послевыделения этих абзацев выберите команду ФорматÞСписок, перейдите на закладкуокна Маркированный и выберите подходящий тип списка./>Проверка результата
Сравниватьсвой документ с образцом удобно в режиме предварительного просмотра передпечатью. Выполните действия:
· Выберитекоманду ФайлÞПредварительный просмотр.
· Всписке Масштаб в панели инструментов установите масштаб Страница целиком.
· Щелчкомлевой кнопкой на странице вы можете переключать масштаб между увеличенным инормальным вариантами. Посмотрите на различные места документа. Обратитевнимание, что непечатаемые символы не видны.
· Нажмитекнопку Закрыть на панели инструментов для выхода из режимапредварительного просмотра./>Оформление таблицы
При наборетекста вы разделяли отдельные ячейки таблицы нажатием клавиши [Tab], а каждую строку вводилив отдельном абзаце. Набранные таким образом данные можно преобразовать втаблицу специальной командой Word (правда, в Word есть более удобныесредства работы с таблицами, но о них вы узнаете позже).
Выделитечетыре строки, относящиеся к таблице. Выберите команду ТаблицаÞПреобразовать в таблицу. В появившемсядиалоговом окне нажмите кнопку OK. Снимите выделение с таблицы.
Перетаскиваямышью вертикальные разделители столбцов таблицы (на них указатель мышипревращается в двойную стрелку), подберите их ширину. Первый столбец долженбыть достаточно широким, чтобы заголовок Продолжительность пребыванияне разбивался на две строки. Второй и третий столбец должны быть одинаковыми поширине, но уже, чем первый. Вся таблица по ширине должна занимать примерно 3/4ширины листа.
С помощьюкнопок панели Форматирование настройте выравнивание абзацев в ячейкахтаблицы:
1)  выделите строкузаголовков и отцентрируйте эти ячейки;
2)  выделите первый столбец иотцентрируйте эти ячейки;
3)  выделите ячейки с числамиво втором и третьем столбце (заголовки не выделяйте). Выровняйте эти ячейки поправому краю (числа удобно выравнивать по правому краю, чтобы сразу видетьстаршие разряды).
/>
Рис. 1.6. Окно Границы и заливка
По умолчанию Word присваивает таблицеобрамление типа Сетка (посмотрите в режиме предварительного просмотра,как выглядит таблица c таким обрамлением). Изменим обрамление так, чтобы в таблицене было внутренних вертикальных разделителей, и чтобы внешняя граница таблицыбыла обведена двойной линией.
Поставьтекурсор в любую ячейку таблицы (при этом ни одна из ячеек не должна бытьвыделена). Выберите команду ФорматÞГраницы и заливка. В диалоговом окне (рис. 1.6) выберите тип обрамленияДругая. С помощью списка типов линий (чтобы найти двойную линию,придется список прокрутить вниз) и кнопок включения / выключения граництаблицы присвойте одинарную линию внутренним горизонтальных разделителям идвойную линию – внешним границам (см. рис. 1.6). После настройки границнажмите OK.
Проверьтеоформление таблицы в режиме предварительного просмотра./>Вставка рисунка
Поставьтекурсор в одну из пустых строк в заголовке приглашения.
Выберитекоманду ВставкаÞРисунокÞИз файла. В разделе Работа 1(Общие документы) выберите рисунок (winter), и двойным щелчком добавьте его вдокумент. Если такого рисунка нет, то можете выбрать любой другой рисунок.
/>
Рис. 1.7. Диалоговое сосвойствами рисунка
По умолчаниюрисунок вставляется поверх текста, причем ему назначается тип обтекания текстомСверху и снизу, поэтому рисунок раздвигает текст. Чтобы расположитьрисунок, как в образце, надо отключить у него обтекание текстом, уменьшитьразмер и поместить рисунок в правый верхний угол страницы. Для этого выполнитеследующие действия:
1)  Щелкните на рисунке ПРАВОЙкнопкой мыши. В появившемся объектном меню выберите команду Формат рисунка.Появится диалоговое окно свойств рисунка. Перейдите в нем на закладку Обтекание(рис. 1.7). В качестве типа обтекания текстом выберите Нет. Выйдитеиз окна свойств с сохранением измененных параметров, т.е. нажатием кнопки OK.
2)  Щелкните в рисунок ЛЕВОЙкнопкой мыши ОДИН РАЗ. Обратите внимание, что на рамке рисунка появилисьмаленькие квадратики – маркеры размера. Если поместить на маркер размерауказатель мыши, то он превратится в двойную стрелку. Подберите размер рисунка,перетаскивая мышью один из угловых маркеров размера.
3)  Перетащите рисунок мышьюза внутреннюю область в правый верхний угол страницы. При необходимостиподберите размер рисунка еще раз./>Упражнения
1. Врежиме предварительного просмотра сравните документ с образцом. Найденныеразличия устраните. Сохраните документ.
2. Поставьтекурсор в абзац, начинающийся со слов
Отель «Снежнаядолина» – это туристический комплекс…
На примереэтого абзаца выясните, чем отличаются четыре способа выравнивания строк (полевому краю, по центру, по правому краю и по ширине, см. раздел 4.3).
3. Выделитев таблице строку заголовка. Выберите команду ФорматÞГраницы и заливка и на закладке Заливкаприсвойте выделенным ячейкам серый цвет фона.
4. Выделитевесь документ. С помощью списков панели инструментов Форматирование сменитешрифт с TimesNewRoman на CourierNew, а размер – с 14 птна 12 пт. Обратите внимание на вид символов шрифта CourierNew – это моноширинныйшрифт, в нем все символы одинаковой ширины. Шрифт TimesNewRoman – пропорциональный,например, символ «i» в нем уже, чем символ «ш».
5. КомандаПравкаÞОтменить позволяет отменить по очереди несколькопоследних команд Word. Выберите эту команду два раза, чтобы вернуть шрифтовое оформлениедокумента (Times New Roman, 14 пт).
6. КомандыПравкаÞКопировать / Вырезать и ПравкаÞВставить очень удобны длякомпоновки текста.
Выделитевторой пункт маркированного списка. Выберите команду ПравкаÞ/Вырезать. Фрагмент будет удалениз документа и помещен в буфер обмена Windows. Поставьте курсор вначало строки Вот наши цены. Выберите команду ПравкаÞВставить. Таким образом, спомощью буфера обмена вы переместили фрагмент текста. Восстановите виддокумента, выбрав несколько раз команду ПравкаÞОтменить.
7. Повторитепредыдущее упражнение, используя вместо команды ПравкаÞ/Вырезать команду ПравкаÞ/Копировать.1.2 Создать документ «Счет»
Документ «Счет»имеет сложное оформление, основанное на таблицах (см. образец к работе №2в файле shet.jpg). При подготовке документа потребуетсянастраивать размеры ячеек, обрамление таблиц, подбирать размеры шрифта,выравнивание абзацев внутри ячеек, пользоваться инструментами панели Рисованиедля создания рамок с текстом (в нижней части документа).1.2.1 Схема документа
Счет состоитиз 3-х таблиц. В верхней части документа расположена таблица из четырех строк безвертикальных разделителей, ниже находится таблица с перечислением предметовсчета и еще ниже – таблица, состоящая из двух строк и двух столбцов.
Расположениетаблиц на листе показано на следующей схеме:
9 пт 9 пт 24/30 пт 11 пт 12 пт 11/10 пт 10 пт 10 пт /> /> /> /> /> /> />
На этой схемепоказано количество таблиц и ширина столбцов и ячеек (без требуемогообрамления).
В документеиспользуется шрифт Arial. На схеме в верхней таблице приведенырекомендуемые размеры шрифта. Начертание и размеры шрифта в других местах документаподбирайте самостоятельно, так, чтобы оформление вашего документа совпадало собразцом. Размеры меньше 9 пт не используйте.1.2.2 Рекомендации по подготовке документа
1) Впустом документе установите поля по 1 см с каждой стороны страницы.
2) Установитешрифт Arial и размер 11 пт.
3) Наберитезаголовок.
4) Добавьтетаблицу из 4 строк и 3 столбцов.
5) Объединитепо две ячейки во всех строках, кроме первой. Подберите ширину ячеек.
6) Настройтеобрамление таблицы (вертикальных разделителей нет, горизонтальные разделители –сплошные линии толщиной 2,25 пт).
7) Введитетекст в ячейки верхней таблицы. Соблюдайте начертание согласно образцу и размерышрифта, показанные на схеме (см. предыдущий параграф). Для настройки расстояниямежду абзацами используйте свойство абзаца интервал перед / после.
/>
Рис. 1.8.Образец документа«счет»
8) Впервую ячейку вставьте рисунок из файла.
9) Пропуститестроку после верхней таблицы, добавьте надпись «стр. 1 из 1».
10) Сделайтетаблицу «Предмет счета».
11) Наберитетекст под таблицей «Предмет счета». Для сдвига слов Итого и Скидкапользуйтесь клавишей Tab. Для рисования прямоугольника включите панельинструментов Рисование и воспользуйтесь инструментом Прямоугольник.
12) Добавьтетаблицу и 2 строк и 2 столбцов в нижней части документа. Вертикальныеразделители отключите, горизонтальные сделайте толщиной 2,25 пт (как и втаблице в верхней части счета). У второй строки нижний горизонтальный разделительотключите.
13) Наберитецентрированный абзац в первой ячейке.
14) Подберитеширину всех ячеек нижней таблицы.
15) Длярисования 5 рамок с текстом во второй ячейки используйте инструмент Надписьс панели Рисование. У надписей в окне свойств отключите обтекание и установитепросветы равными 0 (чтобы текст прижимался к рамке).
16) Длярисования изогнутой стрелки в первой ячейке второй строки используйте команду ВставкаÞСимвол. Символ стрелки находитсяв шрифте Wingdings.
17) Спомощью команды ФайлÞПредварительный просмотр сравните документ собразцом. Устраните обнаруженные различия.1.3 Создать документа с формулами
В комплектпоставки MSWord входит программа MicrosoftEquation – Редактор Формул.С помощью этой программы можно создавать и редактировать математическиеформулы. Формула, созданная в MicrosoftEquation, является «объектом»,который занимает в документе прямоугольную область и может располагаться либоповерх текста, либо внутри текста. В данной работе рассматриваются основныевопросы использования редактора формул:
· вставкановой формулы;
· использованиешаблонов элементов формулы;
· перемещениепо элементам формулы;
· добавлениепробелов в формулу;
· расположениеформулы в тексте документа.
Формулы,которые содержат греческие и математические символы, но располагаются в однойстроке (т.е. в них нет дробей, интегралов и других многоуровневых элементовформул), можно набирать без использования Редактора формул, с помощьюкоманды ВставкаÞСимвол.1.3.1 Редактор формул
Ознакомьтесьс образцом документа (образец к работе №6 в приложении). У абзацев текстаустановлен отступ справа 5.5 см, чтобы на листе осталось место для рисункаи двух объектов-надписей, располагающихся под рисунком.
Задайте полястраницы равными 2 см. Установите шрифт TimesNewRoman, 14 пт и наберитепервые три абзаца текста, после которых должна располагаться формула (10.17).Установите у этих абзацев отступ справа 5.5 см.
Для созданияновой формулы сделайте новый абзац и выберите команду ВставкаÞОбъект. В диалоговом окне (рис. 3.1) в списке объектов спомощью вертикальной полосы прокрутки выберите MicrosoftEquation3.0, убедитесь, что флажок Поверхтекста выключен и нажмите кнопку OK. При выключенном флажке Поверхтекста формула будет помещена внутрь текста, и будет вести себя приформатировании как один большой символ.

/>
Рис. 1.9. Диалоговое окно Вставкаобъекта
После вставкиновой формулы вид окна Word изменится: будет создан новый объект-формула,занимающий в документе прямоугольную область, и запущена программа Редакторформул для работы с этим объектом (рис. 1.9). Обратите внимание, чтострока меню изменилась – вы вошли внутрь объекта, и меню Word было заменено на меню Редактораформул. В рабочей области Word прямоугольником выделена область объекта (принеобходимости она будет автоматически увеличиваться) и панель инструментов Редактораформул.
/>
Рис. 1.10. Окно Word с запущенным редакторомформул

В формулерусские и английские буквы, знаки арифметических операций и другие обычныесимволы надо набирать с клавиатуры. Специфические элементы формул – дроби,интегралы, знаки сумм, матрицы и т.п. вставляются с помощью шаблонов.
Шаблон – это элемент формулы,содержащий постоянную и изменяемую части. Например, в шаблоне интегралапостоянная часть – знак интеграла, а изменяемые части – пределы интегрированияи подынтегральное выражение. Пустые изменяемые части шаблонов на экранеобводятся пунктирной рамкой. Внутрь изменяемой части можно поместить любоеколичество других шаблонов. Постоянная часть шаблона автоматическимасштабируется так, чтобы соответствовать размеру изменяемых частей.
Все шаблоныразделены на несколько групп. Списки шаблонов каждой группы вызываются кнопкамипанели инструментов редактора формул (рис. 1.10).
Поставьтеуказатель мыши поочередно на каждую из кнопок панели инструментов и запишитеконтекстную подсказку к каждой кнопке (она появляется примерно через 1 спосле позиционирования указателя на кнопку). На рис. 2 показан списокшаблонов, открытый по нажатию кнопки Греческие буквы (прописные).
Далееподробно описывается порядок набора фрагмента формулы (1):
/>,     (1)
который имеетвид
/>
Для набораэтой части формулы выполните действия:
1)  Наберите английскую буквуB
2)  Откройте шаблоны Верхнихи нижних индексов.
3)  Из списка шаблоноввыберите шаблон Нижний индекс (см. название шаблона в строке состояния).
4)  Справа внизу от буквы Bпоявится пунктирный прямоугольник. Наберите в нем индекс z
5)  Сейчас формула состоит издвух символов. Попробуйте перемещаться по ним стрелками курсора вправо и влево.Вы увидите, как курсор проходит по всем шаблонам формулы и меняет размер.
6)  Поставьте курсор в конецформулы (после индекса z нажмите стрелку вправо еще раз, убедитесь, чтопо высоте курсор соответствует высоте формулы, а не высоте нижнего индекса).
7)  Для вставки пробеланажмите комбинацию клавиш [Shift]+[Ctrl]+[пробел]
8)  Напечатайте знакравенства.
9)  После знака равенстванапечатайте пробел.
10) Откройтесписок Шаблонов дробей и радикалов (щелкните по этой кнопке панелиинструментов). Выберите шаблон Вертикальная дробь.
11) Из спискашаблонов Греческие буквы (строчные) выберите букву m.
12) Проставьтеиндекс у буквы m (так же, как в п. 4).
13) Взнаменателе дроби наберите 2, в числителе дроби напечатайте I и r (если надо перемещатьсяпо формуле, пользуйтесь стрелками курсора).
14) Длянабора нижнего и верхнего индексов у буквы r (в числителе дроби)выберите соответствующий шаблон среди верхних и нижних индексов.
Запомните: Движение по «элементамформулы» выполняется с помощью клавиш курсора. Размер курсора указывает, вкаком именно элементе вы находитесь (в индексе, на основном уровне формулы идр.).
Для наборавыражения, которое стоит в формуле (1) в квадратных скобках, сначала выберите Шаблоныскобок, затем шаблон квадратных скобок. Набор части формулы, котораязаключена в квадратных скобках, производится с помощью шаблонов дроби ишаблонов нижних и верхних индексов. Круглые скобки высотой в один символ можнонабирать с клавиатуры (если высота круглых скобок несколько символов, топридется выбирать шаблон – он может автоматически увеличиваться).1.3.2 Создание простых формул с помощью таблицы символов
Еслитребуется набрать не очень сложное математическое выражение (без подуровней, водну строку), то можно использовать таблицу символов (она вызывается командой ВставкаÞСимвол, рис. 1.11) и оформление символов ввиде нижнего и верхнего индекса с помощью команды ФорматÞШрифтÞНижний (верхний) индекс.
В диалоговомокне с таблицей символов (рис. 1.11) есть список шрифтов, установленных в Windows. Для вставки греческихбукв и математических символов в этом списке должен быть выбран шрифт Symbol (как на рис. 1.11). Для вставки символа впозицию курсора надо выбрать его в таблице символов и нажать кнопку Вставитьв нижней части окна.
/>
Рис. 1.11. Таблица символов
Задание. Наберите следующие формулы.
/>1.4 Создание документа «Рекламный лист»
В этой работеописывается создание документа со сложным оформлением – рекламного листа.Основной текст документа разбит на две колонки. Текст в верхней и нижней частилиста оформлен в одну колонку. В документе есть 4 изображения и 2 графическихобъекта (надписи).
Почти весьтекст рекламного листа уже набран и сохранен в файле-заготовке. Поэтому выможете скопировать этот текст в свой документ и основное внимание уделитьоформлению документа, а не печатанию. В работе описано, какие командыформатирования и в каком порядке удобнее применять для оформления рекламного листа.1.4.1 Оформление текста
В редакторе Word документ с рисунками, укоторых задано обтекание текстом, обрабатывается существенно медленнее, чем безрисунков. Замедление работы особенно заметно в режиме отображения Разметкастраницы – медленнее происходит прокрутка документа, перемещение фрагментовтекста и т.п. Поэтому при оформлении рекламного листа удобнее сначалаотформатировать текст, а затем перейти к добавлению рисунков.Использованиефайла-заготовки
Создайтеновый документ (команда ФайлÞСоздать). В пустой документ добавьтетекст из файла TEXT.DOCиз разделаРабота 4(команда ВставкаÞФайл). На возможный вопрос опреобразовании файла ответьте OK.
Установитеполя по 1,5 см с каждой стороны (команда ФайлÞПараметры страницы).
Устранитеорфографические ошибки. Если название TeachPro помечается как ошибочное слово (значит,слова нет в словаре Word), то исключите его из проверки. Для этогощелкните на слове правой кнопкой мыши и в появившемся объектном меню выберитекоманду Пропустить все.Оформлениешапки и заключительной части документа
Отделитешапку документа от основного текста (который будет оформлен в две колонки),двумя пустыми строками. Аналогично, двумя пустыми строками отделите отосновного текста весь текст в нижней части документа, начиная от абзаца «Предложенияпо сотрудничеству».
Оформитешапку, подобрав нужные шрифты и выравнивание (заголовок – полужирный, размер 18пт, выравнивание по центру; подзаголовок – курсив, 11 пт, по центру). Переченьпродуктов отформатируйте как нумерованный список (шрифт полужирный, 11 пт).
В нижнейчасти документа используйте курсивный шрифт, 11 пт. Для адресов и телефонов –полужирный шрифт, 10 пт.
/>
Рис. 1.12.Образец документа «Рекламный лист»
Оформлениеосновного текста
Основнойтекст надо разбить на две колонки. Выделите его и выберите команду ФорматÞКолонки. В диалоговом окневыберите вариант «две колонки» и задайте промежуток между колонками 1,0 см.Установите в основном тексте шрифт TimesNewRoman, размер 8 пт.
Выровняйтеабзацы основного текста по ширине. Включите в документе перенос слов (команда СервисÞЯзыкÞРасстановка переносов).
Длязаголовков в основном тексте (например, «Методика обучения» и «Режимыпроведения занятий») используйте полужирный курсив, 11 пт. У этих заголовковкомандой ФорматÞАбзац задайте Интервал перед равным 3пт.
Подзаголовкипунктов (напр., «Непрерывный» и «Пошаговый») оформите шрифтом 10 пт, курсив,подчеркнутый.
Еслиподзаголовок «Контрольный» перешел в первую колонку, то надо специальнозафиксировать его как начальную строку второй колонки. Для этого перед абзацемнадо вставить разрыв колонки:
1)  поставьте курсор передбуквой «К» в подзаголовке «Контрольный»;
2)  выберите команду ВставкаÞРазрыв и вариант Начатьновую колонку.Контрольтекущего состояния документа
Просмотритедокумент в режиме предварительного просмотра (команда ФайлÞПредварительный просмотр). По высоте в нижнейчасти листа должно оставаться 15–20% пустого пространства, чтобы можно быловставить рисунки и добавить надписи в рамках.1.4.2. Вставка рисунков
Теперь можно добавитьв рекламный лист изображения. Выполните следующие действия:
1)  Поставьте курсор примернов то место, где должен быть первый рисунок (в первую или вторую строку левойколонки основного текста).
2)  Выберите команду ВставкаÞРисунокÞИз файла.
3)  В диалоговом окне вставкирисунка (рис. 1) перейдите в папку Общие документы\Практикум поИТ\Практические работы по Word\Работа 4 и выберите файл REKL1.GIF. Перед тем, как нажатькнопку Добавить, убедитесь, что в окне включен флажок Поверх текста(рис. 4.1). В режиме «Внутри текста» рисунку нельзя будет назначитьобтекание текстом.
/>
Рис. 4.1. Диалоговое окновставки рисунка из файла
Посмотрите,как выглядит документ. Очевидно, нужно менять формат рисунка.
Выделитерисунок. Возьмите мышью маркер на правом нижнем углу рисунка (дляпропорционального изменения размеров) и перетащите маркер так, чтобы уменьшитьрисунок до примерно половины ширины колонки.
Теперьзадайте обтекание рисунка текстом. Нажмите правую кнопку мыши на рисунке. Изобъектного (контекстного) меню рисунка выберите команду Формат рисунка,затем закладку Обтекание и вариант По контуру.
У рисункасправа и снизу есть лишние белые области. Их надо обрезать. Включите панельинструментов Настройка изображения (команда ВидÞПанели инструментовÞНастройка изображения). Выделите рисунок. Напанели Настройка изображения (рис. 1.13) выберите инструмент Обрезка.Мышью перетащите маркеры на серединах правой и нижней сторон рисунка так, чтобыудалить белые поля.

/>
Рис. 1.13. Панель инструментов Настройкаизображения
Переместитерисунок так, чтобы над ним было две полных строки и немного влево так, чтобырисунок выступал за текст.
Теперьсделайте так, чтобы расстояние от рисунка до текста было одинаковым: назакладке Обтекание задайте Расстояние от текста слева / справапо 0,1 см.
В Word рисунки, вставленныеповерх текста, автоматические привязываются к одному из абзацев около позициивставки. Когда рисунок выделен, его точка привязки отображается в виде якоря(если включен показ непечатаемых символов).
При перемещениитекста (например, при удалении или добавлении нескольких абзацев) рисункиавтоматически перемещаются вместе с текстом. В некоторых случаях это бываетнеудобно – например, когда положение рисунков на листе жестко определено.
Чтобы рисунокне перемещался вместе с текстом, снимите у него флажок командой объектного менюФормат рисункаÞПоложениеÞПеремешать вместе стекстом.
На той жезакладке диалогового окна (Положение) установите привязку рисунка не кабзацам текста, а к полям страницы: для свойств Положение по вертикали/погоризонтали выберите вариант «От поля» (рис. 1.14).

/>
Рис. 1.14. Параметры положениярисунка, жестко закрепляющие его на странице
Оформлениепервого рисунка завершено. Для вставки второго рисунка выполните следующиедействия:
1)  Добавьте в документрисунок из файла REKL2.GIF.
2)  Уменьшите размер рисунка.
3)  Переместите второйрисунок примерно в то место, где он должен быть.
4)  Обрежьте у рисунка белыеобласти.
5)  Нужно, чтобы размерырисунков были одинаковы. Как это сделать? Выделите первый рисунок и выберитекоманду Формат рисункаÞРазмер. Запишите значениявысоты и ширины первого рисунка. Теперь выделите второй рисунок и установите теже самые значения высоты и ширины.
6)  Назначьте рисунку Обтеканиетекстом по контуру.
7)  На закладке Обтеканиеустановите Расстояние от текста слева и справа по 0,1 см.
8)  Отключите у рисункафлажок перемещения вместе с текстом и на закладке Положение установитепривязку «Положение по вертикали/по горизонтали» типа «От поля» (рис. 1.14).
9)  Переместите второйрисунок так, чтобы он накладывался на первый рисунок. Если потребуется,измените размеры рисунков одинаковым способом.
Аналогичнымобразом вставьте в документ два оставшихся рисунка.1.4.3 Добавление надписей
В рекламномлисте есть две надписи – графических объекта в виде рамок с текстом. Внутриобъекта-надписи можно поместить любое количество абзацев текста. Надписьявляется графическим объектом, расположенным поверх текста.
Ниже подробноописано, как сделать надпись в центральной части рекламного листа.
Если панельинструментов Рисование отсутствует, включите ее (команда ВидÞПанели инструментов). Выберите инструмент Надпись(рис. 1.15) и нарисуйте прямоугольник слева от последнего рисунка. Размерынадписи можно будет изменить в любой момент. Назначьте надписи параметрыобтекания текстом так же, как делали это для рисунков.
/>
Рис. 1.15. Кнопка Надпись напанели инструментов Рисование
Внутринадписи напечатайте текст шрифтом 11 пт, полужирный, курсив. Выровняйте абзацпо ширине.
Подберитеразмеры и расположение надписи. На небольшие расстояния выделенную надписьудобно перемещать клавишами курсора.
С помощьюобъектного меню надписи вызовите окно свойств (щелкните правой кнопкой нарамке надписи и выберите команду Формат надписи). В окне свойств назакладке Цвета и линии установите серый цвет заливки и увеличьте толщинулинии обрамления до 1,5 пт.
Теперьсделайте вторую надпись в нижней части рекламного листа. Слова «Предложения посотрудничеству» внутрь надписи можете перенести из нижней части документа спомощью буфера обмена (командами ПравкаÞВырезать / ПравкаÞВставить). Выровняйте абзацвнутри надписи по центру.Завершение оформления
Сравните свойдокумент с образцом в режиме предварительного просмотра. Устраните различия.Если документ не помещается на одном листе, возможно, следует уменьшить размерырисунков и надписей.
2. Работас Microsoft Excel2.1 Основыработы в MS Excel
Знакомство сприложением MS Excel. Приобретение элементарных навыков работы в среде пакета.Ввод и редактирования данных.
Основные принципыввода и редактирования данных изложены во многих книгах по основам работы в MSExcel. Рассмотрим работу в среде пакета на конкретном примере.
Пример 2.1.
1. Ввестиданные указанные в таблице на первый рабочий лист.
 
I
II
III a 5,4 1,9 1,7 b 5 3 7 c 4,2 15,1 3,72 m 0,35 0,36 0,73 n 23,73 14,78 11,23
2. Добавитьзаголовок, расположив его по центру таблицы, шапку таблицы набрать полужирнымшрифтом, первый столбец – курсивом. Шапку и первый столбец выполнить в цвете(шрифт и фон). Оформить таблицу с помощью обрамления.
3. Переименоватьлист книги по смыслу введенной информации.
4. Скопироватьтаблицу на второй лист книги, дальнейшие действия выполнять на втором листекниги.
5. Выполнитьвычисления по формуле:
/>

6. Используя«Мастер функций» вычислить сумму и среднее арифметическое для трех наборовданных.
7. Увеличитьразмер шрифта в полученных результатах вычислений.
8. Сохранитьфайл.
2.1.1Реализацияпоставленной задачи
Введемисходные данные на первый рабочий лист MS Excel. Для этого в ячейки A2,A3, A4, A5 и A6 введем имена переменных: a, b, c, n и m.В ячейки B1, С1 и D1 введем номера наборов данных: I, II, III.Затем заполним ячейки B2:D6 в соответствии с заданной таблицей. Фрагментрабочего листа MS Excel будет иметь вид, изображенный на рис. 2.1.
/>
Рис. 2.1
Для того,чтобы можно было добавить к полученной таблице заголовок, необходимо вначаледобавить пустую строку. Установим курсор в ячейку А1 и выполним команду Вставка/>Строки иликоманду контекстного меню Добавить ячейки…, выполнение которой влечет засобой появление окна изображенного на рис. 2.2.

/>
Рис. 2.2
Отметим, чтодля того, чтобы добавить пустой столбец можно воспользоваться командами Вставка/>Строки илиДобавить ячейки…
Введем фразу «Лабораторнаяработа» в ячейку А1, которая теперь свободна, т. к. вся таблица сместиласьвниз на одну строку. Для оформления заголовка выделим ячейки А1:D1 (см. рис. 2.3). Затем выполнимкоманду Формат />Ячейки />Выравниваниеи установим опции «Объединение ячеек» и «По центру», либовоспользоваться соответствующими кнопками на панели инструментов />, />.
/>
Рис. 2.3
Дляобрамления таблицы необходимо выделить всю таблицу и в контекстном меню выбратьпункт Формат ячеек…, а в открывшемся диалоговом окне вкладку Граница,либо воспользоваться кнопкой «Границы» />на панелиинструментов.
Изменениешрифта осуществляется с помощью пункта меню Формат />Ячейки… />Шрифт,либо с помощью кнопок «Полужирный», «Курсив», «Подчеркивание» на панелиинструментов />.
Изменениецвета шрифта и фона выполняется с помощью пункта меню Формат Ячейки… />Шрифт, Формат />Ячейки… />Вид, либо спомощью кнопок «Цвет заливки», «Цвет шрифта» на панели инструментов />.
Изменениетипа, фона и цвета шрифта происходит в текущей ячейке или в выделенной области.Например, в нашем случае, для изменения типа шрифта необходимо выделитьдиапазон A1:D2 и воспользоваться кнопкой «Полужирный», затем выделить диапазонА3: А7 и нажать кнопку «Курсив».
Переименоватьлист можно несколькими способами:
· спомощью пункта меню Формат />Лист />Переименовать;
· щелкнутьправой клавишей мыши на ярлыке листа, в появившемся контекстном меню выбратьпунктПереименовать;
· щелкнутьдважды левой клавишей мыши на ярлыке листа.
Копирование(перенос) таблицы на активный, или любой другой лист данной рабочей книги,можно выполнить несколькими способами, предварительно выделив необходимыйдиапазон ячеек (в нашем случае это А1:D10):
· спомощью пункта главного меню Правка />Копировать(Правка />Вырезать)
· спомощью пункта контекстного меню Копировать (Вырезать)
· воспользовавшиськнопкой «Копировать» />(«Вырезать» />) на панелиинструментов
Затемнеобходимо установить курсор в ячейку, в которой будет находиться левый верхнийугол копируемой (перемещаемой) области и выполнить одну из команд:
· пунктглавного меню Правка />Вставить
· пунктконтекстного меню Вставить
· воспользоватьсякнопкой «Вставить» />на панелиинструментов.
Для нашегопримера последовательность действий будет выглядеть следующим образом:
· выделимобласть А1:D7;
· выполнимкоманду Правка />Копировать;
· перейдемна Лист 2, щелкнув по ярлыку листа левой кнопкой мыши;
· установимкурсор в ячейку А1 на Листе 2;
· выполнимкоманду Правка />Вставить.
Чтобывычислить значения F, S и SR для первого набора данных в ячейки А8: А10введем соответствующие имена переменных (см. рис. 2.4). Затем введем следующиеформулы:
В8=(COS(ПИ()/3)*(B3-B4)*B6^2)/(B5-B7^0,5), для вычисления значения F по заданнойформуле;
В9=СУММ(B3:B7),для вычисления сумы значений первого набора данных;
В10=СРЗНАЧ(B3:B7),для вычисления среднего значения первого набора данных;
/>
Рис. 2.4

Вычислениезначений F, S и SR для двух других наборов данных произойдетавтоматически, если формулы из ячеек В8, В9 и В10 скопировать вследующие по строке ячейки. Сделать это можно при помощи маркера автозаполнения– черная точка в нижнем правом углу ячейки. Например, для копирования формулыиз ячейки В8, ее необходимо выделить, затем установить курсор в маркеравтозаполнения (добиться того, чтобы он принял вид черного крестика) иудерживая левую кнопку мыши заполнить необходимый диапазон, в нашем случае этоячейки С8 иD8. Копирование формул из ячеек В9 и В10происходит аналогично (см. рис. 2.4).
Для тогочтобы изменить размер шрифта можно воспользоваться командой главного меню Формат/>Ячейки… />Шрифт,командой контекстного меню Формат ячейки… />Шрифт илисоответствующей кнопкой на панели инструментов />. В нашем случаенеобходимо выделить диапазон А8:D10, выполнить одну из перечисленных вышекоманд и установить необходимый размер шрифта.
Сохранитьсозданный файл можно нескольким способами:
· припомощи команды главного меню Файл />Сохранить;
· припомощи команды контекстного меню Сохранить;
· припомощи соответствующей кнопки на панели инструментов />.
Если файлсохраняется впервые, то на экране появится диалоговое окно, в которомпользователю будет предложено указать имя, под которым будет храниться файл.При всех последующих сохранениях, в файл вносятся соответствующие изменения, ион сохраняется под тем же именем.
Для того,чтобы открыть уже созданный файл, можно использовать один из следующихспособов:
· выполнитькоманду главного меню Файл />Открыть;
· выполнитькоманду контекстного меню Открыть;
· использоватьсоответствующую кнопку на панели инструментов />.
Выполнениеодной из этих команд приведет к появлению диалогового окна, в котором можнобудет указать или выбрать из списка имя необходимого файла.
2.2Созданиеи редактирование таблиц, построение диаграмм
Изучениевозможностей пакета MS Excel при создании и редактировании таблиц. Приобретениенавыков работы с таблицами и формулами.
Рассмотримосновные этапы выполнения лабораторной работы на примере.
Пример 2.2Наименование товара Стоимость 1 кг (грн.) Продано за 1 полугодие прошлого года (т) Продано за 1 полугодие текущего года (т) Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Сахар 1,2 40 5 7 10 11 12 20 Соль 0,25 7 0,5 0,8 0,75 1 0,9 1,2 Рис. 1,4 38 6 5,6 5,7 6 5,9 4,2 Мука 0,8 52 12 8,3 15 11,3 9,6 5,3
Найти:
1. Среднееколичество проданного товара каждого наименования за текущий год.
2. Выручкуот продажи товара каждого наименования за текущий год и от продажи всех товаровза каждый месяц текущего года.
3. Общееколичество проданных товаров за каждый месяц.
4. Минимальноеи максимальное количество товаров за полугодие, количество максимальных продаж.
5. Вклад(в%) продажи сахара в общее количество проданного товара за предыдущееполугодие и каждый месяц текущего года.
Введемисходные данные в рабочий лист MS Excel (рис. 2.5), оформим таб-лицу спомощью обрамления, добавим заголовок, расположив его по центру таблицы, шапкутаблицы выполним в цвете (шрифт и фон), полужирным шрифтом (рис. 2.6). Выполнение этихопераций подробно было описано в ПРИМЕРЕ 1.1.
текстовый табличный редактор диаграмма
/>
Рис. 2.5
/>
Рис. 2.6

Рассмотримнекоторые особенности ввода текста в ячейки рабочего листа. Текст «Наименование»,который вводится в ячейку А1, целиком в этой ячейке не помещается изанимает еще и ячейку В1 (рис. 2.7). Поскольку в ячейку В1не было введено никакой информации, текст виден полностью. При вводе в ячейку В1текста «Стоимость», текст в А1 будет виден частично, в пределах границстолбца А.
Если привводе информации ширина столбца оказалась недостаточной для полного выводасодержимого ячейки, необходимо либо изменить ширину всего столбца, либоотформатировать одну ячейку. Изменить ширину столбца можно несколькимиспособами:
1. Пометитьстолбец (столбцы). Выбрать в меню Формат />Столбец />Ширина. Впоявившемся окне указать нужную ширину столбца.
2. Установитьширину столбца по самому длинному в нем значению: дважды щелкнуть по линии,отделяющей его заголовок от заголовка столбца справа.
3. Изменитьширину столбца с помощью мыши: установить указатель мыши в области заголовковстолбцов на линии, отделяющей этот столбец от соседнего справа столбца.Указатель мыши примет форму обоюдонаправленной стрелки. Удерживая левую кнопкумыши, необходимо перетащить линию раздела столбцов вправо или влево. Ширинастолбца выводится в поле имени в строке формул. Кнопку мыши можно отпустить,когда ширина столбца достигнет нужного размера.
/>        />
Рис. 2.7                                            Рис. 2.8

Кроме того,для форматирования текста в ячейке можно воспользоваться командой главного менюФормат />Ячейки… ивыбрать вкладку Выравнивание. Опция «Перенос по словам» позволяетувидеть весь введенный в ячейку текст, при этом изменяется не ширина столбца, аширина строки.
Дляавтоматизации ввода часто повторяющихся последовательностей данных (дни недели,названия месяцев, фамилии и т.д.) в MS Excel существует специальная вкладка Спискименю Сервис />Параметры….Если необходимой последовательности данных в списках нет, ее можно добавить(рис. 2.9).Элементы вводить обязательно в том порядке, в котором они должны будутпоявляться на рабочем листе.
/>
Рис. 2.9
Данные изсуществующего списка можно ввести в диапазон ячеек следующим образом:
1. Ввестиназвание первого элемента (не обязательно первого элемента списка), например,Январь, и нажать клавишу Enter.
2. Перетащитьмаркер заполнения в нужном направлении на число ячеек, равное количествуэлементов, которые необходимо включить в список.
Работа сформулами и описание использования мастера функций изложены в. Ниже приведеныосновные функции, используемые при выполнении данной работы:
1. Математические:
· СУММ –сумма аргументов;
· ПРОИЗВЕД– произведение аргументов;
· СУММПРОИЗВ– сумма произведений соответствующих массивов.
2. Статистические:
· СРЗНАЧ– среднее арифметическое аргументов;
· МАКС –максимальное значение из списка аргументов;
· МИН –минимальное значение из списка аргументов;
· СЧЕТЕСЛИ– подсчитывает количество непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданномуусловию (в MS EXCEL.5 эта функция – математическая).
На рис. 2.10 приведен фрагментрабочего листа MS EXCEL с используемыми формулами. В ячейках J5:J8производится расчет среднего количества проданного товара по каждомунаименованию за текущий год. Ячейки K5:K8 содержат вычисления выручки отпродажи товара каждого наименования за текущий год. В диапазоне D10:I10подсчитывается количество товаров проданных за каждый месяц текущего года. Вячейки D9:I9 введена формула для расчета ежемесячной выручки: D9=СУММПРОИЗВ($B5:$B8; D5:D8), которая означает, что столбец B5:B8последовательно умножается на столбцы D5:D8, Е5: Е8 и т.д.

/>
Рис. 2.10
На рис. 2.11. показано каквыполняется определение минимального (В11) и максимального (В12)количества товаров за полугодие, количество максимальных продаж (В13) ивклад от продажи сахара в общее количество проданного товара (D14:I14).Результаты вычислений приведены на рис. 2.12.
/>
Рис. 2.11

/>
Рис. 2.12
2.2.1Построениедиаграмм в MS EXCEL
Построитьдиаграмму в MS EXCEL очень просто: вы вводите данные в таблицу, выделяете их ивыполняете команду Вставка />Диаграммаили щелкаете по значку Диаграмма на панели инструментов.
Данные, покоторым вы будете строить диаграмму, должны удовлетворять следующимтребованиям:
· данныедолжны быть введены в ячейки, которые составляют прямоугольные блоки;
· еслив выделенной для построения диаграммы области столбцов больше чем строк, торядами (сериями) данных будут строки, иначе рядами данных будут столбцы, но впроцессе построения диаграммы вы сможете это переопределить;
· еслипервый столбец(строка) выделенного диапазона содержит текст (скажем, заголовкистолбцов) или значения даты, то эти данные наносятся на ось X, или, как она ещеназывается, ось категорий.
Элементыдвумерной диаграммы
Любаядиаграмма состоит из нескольких стандартных элементов. Большую часть этихэлементов можно изменять и создавать отдельно. На рис. 2.13 приведен пример диаграммы.
/>
Рис. 2.13– Двумерная диаграмма
Рассмотримосновные элементы двумерной диаграммы:
· осьY, или осьзначений, по которой откладываются точки данных;
· осьX или оськатегорий, на которой указываются категории, к которым относятся точкиданных;
· названиедиаграммы;
· имякатегории,которое указывает, какие данные наносятся на ось Y;
· легенда, содержащая обозначенияи названия рядов данных, условное обозначение слева от названий рядов данныхсостоит из знака и цвета, присвоенных ряду данных; легенда располагается надиаграмме (обычно справа, но вы можете переместить);
· маркерыданных,использующиеся для того, чтобы легко было отличить одну серию данных от другой;
· засечки, представляют собоймаленькие отрезки, которые располагаются на осях;
· линиисетки,которые могут быть нанесены параллельно обеим осям;
· меткизначенийили метки данных, которые иногда появляются для того, чтобы показать значениеодной точки данных.
2.2.2 Элементы объемнойдиаграммы
Объемнаядиаграмма располагает рядом дополнительных элементов, которые можно увидеть нарис. 2.14.
· осьZ, или осьзначений, по которой откладываются точки данных;
· осьX, или оськатегорий, которая ничем не отличается от оси X двумерной диаграммы;
· осьY, или осьрядов, на которой указываются отдельные ряды. Эта ось создает объемноепредставление диаграммы;
· стена, которая рассматриваетсякак фон для диаграммы;
· углы, с помощью которых можноизменить расположение диаграммы;
· основание – прямоугольная область,на которой построена объемная диаграммы.
/>
Рис. 2.14– Объемная диаграмма

Инструменты именю для работы с диаграммой
MS Excelрасполагает рядом инструментов и меню, которые помогут в создании иредактировании диаграмм. Давайте рассмотрим процесс построения диаграммы. Дляэтого введем в таблицу следующие данные:
Таблица 2.1
1911
1941
1961
1979
1996
Донецк 20 200 400 1000 1100
Харьков 100 400 1000 1200 1500
Киев 100 420 1100 2000 2200
Выделимобласть с этими данными в электронной таблице, выберем пункт Диаграммаиз меню Вставка. На экране последовательно будут появляться диалоговыеокна, в которых вы должны указывать параметры для создания диаграммы.Рассмотрим панель инструментов Диаграмма (см. рис. 2.15), на которой расположеныинструменты форматирования.
/>
Рис. 2.15– Панель инструментов Диаграмма
Список литературы
1. Олифер В.Г. Компьютерные сети. Принципы,технологии, протоколы: Учеб. пособие для студ. вузов/-3-е изд.-М.; СПБ.; НижнийНовгород: Питер, 2006.-958 с.
2. Петров В.Н. Информационныесистемы Учебное пособие СПб; Питер 2002.
3. Попов Э.В. Экспертныесистемы М.; Наука 2000
4. Бройдо В.Л.Офисные пакетыWord 2000 и Excel 2000. СПб.: ГИЭУ, 2001. 232 с.
5. Леонтьев В. Новейшаяэнциклопедия персонального компьютера. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005–880 с.
6. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационныетехнологии в образовании. Учебное пособие. М.: Изд. МГТУ им. Н. Баумана. 2002–336 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.