ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙТЕХНИКИ
Пояснительнаязаписка
ккурсовой работе
по дисциплине «WEB-ДИЗАЙН ИWEB-ПРОГРАММИРОВАНИЕ»
“Разработка электронного учебногопособия
на тему «Линейноепрограммирование»
Специальность080801
«Прикладнаяинформатика (в социальной сфере)»
Студент
Руководитель
Тольятти — 2010г.
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ предметной области
1.1 Анализ предметной области
1.2 Требования к разработке
1.3 Анализ подобных систем
1.4 Выбор средств реализации
1.5 Требования к программному обеспечению
1.6 Дополнительные требования
Глава 2. Проектирование структуры электронного учебника
2.1 Требования к ИС
2.2 Проектирование компонентов ИС
2.3 Проектирование базы данных
2.4 Наглядная схема структуры сайта
2.5 Итог
Глава 3. Разработка сайта
3.1 Разработка компонентов ИС
3.2 Аннотация
3.4 Библиографический список
3.5 Содержание
3.6 Самостоятельная работа
3.7 Точка зрения
Заключение
Список используемой литературы
Словарь терминов
Приложение
Введение
Современныйпериод развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
Информатизацияобщества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит втом, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производстваявляется сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача ииспользование информации, осуществляемые на основе современных средствмикропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразныхсредств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:
активноеиспользование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества,сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и другихвидах деятельности его членов;
интеграциюинформационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитиевсех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
высокийуровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества кисточникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации,существенность используемых данных.
Однимиз приоритетных направлений процесса информатизации современного обществаявляется информатизация образования — внедрение средств новых информационныхтехнологий в систему образования. Это сделает возможным:
совершенствованиемеханизмов у правления системой образования на основе использования автоматизированныхбанков данных научно-педагогической информации, информационно-методическихматериалов, а также коммуникационных сетей;
совершенствованиеметодологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных формобучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современныхусловиях информатизации общества;
созданиеметодических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуальногопотенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретатьзнания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально — исследовательскуюдеятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработкеинформации;
созданиеи использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих иоценивающих систем.
Всвоей курсовой работея рассмотрела одну из сторон процесса информатизации общества и образования — созданиеодной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий- электронного учебника.
Актуальность темы. Проблема.
Постоянное увеличение объема информации и ограниченностьучебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения,разработки и внедрения технологий, базирующихся на использовании вычислительнойтехники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности.
В ходе анализа были выявлены следующие проблемы:
нехватка литературы на всех этапах изучения, и, какследствие, сложность организации самостоятельной работы;
разноуровневый подход при изучении дисциплины на разныхэтапах;
большие трудозатраты по разработке электронных обучающихсредств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине быстрогоустаревания информации.
Вышеуказанные аспекты определили актуальность исследования иявились причиной начала курсовой работы — разработка и создание электронногоучебного пособия на тему «Линейное программирование».
Цель курсовой работы — создать и администрироватьэлектронное учебное пособие на тему «Линейное программирование».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
изучить литературу по теме курсовой работы;
определить требования к электронным образовательным ресурсам;
выбрать наиболее подходящие средства реализации;
спроектировать структуру и создать дизайн электронногоучебника;
систематизировать, оцифровать, и структурировать собранныйматериал;
наполнить содержанием структуру электронногообразовательного ресурса;
разработать модуль администратора.
Итогом работы должно стать электронное учебное пособие«Практикум по экономико-математическим методам», который поможет преподавателюв организации образовательной деятельности, а также студентам в самостоятельномизучении материала на тему «Линейное программирование».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы, постановкацели и задачи. В 1 главе рассматривает: анализ предметной области, требования кразработке, анализ подобных систем, выбор средств реализации и требования кпрограммному обеспечению. Во 2 главе описывается: требования к ИС,проектирование структуры сайта и базы данных. В 3 главе описываетсяразработанная ИС. В заключении делаются выводы по выполненной работе.
Глава 1. Анализ предметной области1.1 Анализ предметной области
Запоследние десятилетия наблюдается существенное увеличение объемов и сложностиучебных материалов, изучаемых во многих учебных заведениях. Большие трудностичасто возникают при оперативной подготовке, изготовлении и распространенииучебных пособий различных видов. Указанные факторы негативно сказываются накачестве подготовки обучаемых. В связи с этим большое внимание уделяетсяприменению прогрессивных методик обучения, в том числе предполагающихиспользование вычислительной техники. Это позволяет существенно повысить качествои эффективность учебного процесса. Одной из форм повышения эффективностиобучения являются электронные учебники.
Внастоящее время существует множество определений электронного учебника, вотнекоторые из них:
этокомпьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первуюочередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания,служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее вограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого;
этоэлектронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебнойдисциплины или ее раздела, части, соответствующий государственному стандарту иучебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания;
этокомплекс информационных, методических и программных средств, которыйпредназначен для изучения отдельного предмета.
Электронныеучебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:
начальноеознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;
базоваяподготовка на разных уровнях глубины и детальности;
развитиеспособностей к определенным видам деятельности;
восстановлениезнаний и умений.
Электронныеучебники могут быть использованы на всех уровнях образования: в школах иколледжах, институтах и университетах, для повышения квалификации.
В ходе анализа были выявлены следующие проблемы:
нехватка литературы на всех этапах изучения, и, какследствие, сложность организации самостоятельной работы;
разноуровневый подход при изучении дисциплины на разныхэтапах;
большие трудозатраты по разработке электронных обучающихсредств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине быстрогоустаревания информации.
Вышеуказанные аспекты явились причиной начала курсовойработы.1.2 Требования к разработке
Основные требования к разработке электронного учебника:
Простота использования;
Удобный интерфейс;
Осуществления поиска по книге;
Принятие участия в голосованиях и опросах;
Добавление новой информации;
Удаление устаревших данных.1.3 Анализ подобных систем
Существует множество различных электронных учебников,посвященных множеству различных тем. Наглядно был рассмотрен примерэлектронного учебника на тему «Основы творческо-конструкторской деятельности».На примере необходимо выявить недостатки и достоинства будущей системы.
Данный учебник по курсу «Основытворческо-конструкторской деятельности» призван обеспечить информационнуюподдержку научно-методической деятельности студентов, улучшить качество ихподготовки к занятиям по данному курсу; интенсифицировать обучения, в том числеи за счет оперативного подбора материала по интересующей пользователей тематике;увеличить полноценность и качество самостоятельной работы студентов,осуществляя их саморазвитие, самообразование.
Главная навигационная панель представлена в виде отдельной HTML-страницы (Рис.1).
/>
Рис.1. Главная навигационная панель
В ней расположены название дисциплины и ниже слева направоссылки: раздел 1, раздел 2, раздел 3,раздел 4, об авторах. При нажатии на раздел появляется содержание данногораздела, при нажатии на параграф раздела появляется название параграфа илекционный материал по нему.
При реализации навигации по электронному учебнику, дляудобства работы горизонтальное меню для ссылок «программа», «электронныйучебник» и др., написано на JavaScript, а самиссылки размещены в таблице. При написании горизонтального меню использованафункция «openIt (x)», которая позволяет при наведении курсора мыши нассылку показать подсылки.
Каждая ссылка включает в себя подссылки (например, дляссылки «раздел 1» — подсылки: "§1", "§2", "§3","§4"), ссылающиеся на подразделы одной или нескольких различных HTML-страниц. При загрузке любой из подссылок, рабочаяобласть будет загружаться одним окном с двумя панелями навигации.
На каждой странице учебника присутствуют две навигационныепанели: справа и слева страницы (Рис.2).
/>
Рис.2. Страница учебника
Панель справа страницы можно передвигать по всей страницы иоставлять там, где удобно пользователю. Эти панели призваны обеспечиватьнавигацию внутри текущего раздела учебника и содержат следующие кнопки дляперехода:
первая панель (слева страницы) содержит:
первый раздел;
второй раздел;
третий раздел;
четвертый раздел;
страницу об авторах;
глоссарий;
рабочую тетрадь.
вторая панель (справа страницы) содержит:
термины;
тест;
практическую работу;
презентацию.
Данный электронный учебник построен в формате языка разметкигипертекстов HTML и представляет собой массив из HTML-файлов. Все ссылки представляют собой обыкновенныессылки на HTML-страницы с соответствующей информацией.
В итоге было получено электронное издание по теме «Основытворческо-конструкторской деятельности», содержащее в себе 60 html документа, в которых содержится теоретический,практический, дополнительный материал; 159 рисунков, 120 таблиц и схем, 44презентации обеспечивающих наглядность и понятность теоретического материала.
Итак, на примере электронного учебника на тему «Основытворческо-конструкторской деятельности» были выявлены следующие недостатки:
расположение навигационных панелей не совсем удобно дляпользователя;
цветовая гамма учебника многим пользователям может бытьнеприятна;
отсутствие страницы голосований. Это может сказаться наколичестве заинтересованных книгой постоянных пользователей;
отсутствие поиска по книге;
отсутствие функций добавление нового, редактированиеимеющегося и удаление устаревшего теоретического материала;
отсутствие функций добавление новых, редактированиеимеющихся и удаление устаревших практических задач.
Также было выявлены достоинства системы:
обеспечена оптимальная последовательность действий впроцессе самостоятельного обучения, включая произвольную последовательностьизучения по усмотрению обучаемого;
вывод информации организован таким образом, чтобы в каждыймомент времени концентрировать внимание пользователя на необходимой информации.1.4 Выбор средств реализации
Для создания электронного учебника был выбран язык PHP. PHP (англ. PHP: Hypertext Preprocessor — «PHP: процессор гипертекста», англ. PersonalHome Page Tools(устар) — «Инструменты для создания персональных Web-страниц»)- скриптовый язык программированияобщего назначения, интенсивно применяющийся для разработки Web-приложений. Вобласти программированиядля сети, PHP- один из популярнейших скриптовых языков (наряду с JSP, Perl иязыками, используемыми в ASP.net) благодаря:
традиционности — код РНР очень похож на тот, которыйвстречается в типичных программах на С или Pascal. Это заметно снижаетначальные усилия при изучении РНР;
простоте — сценарий РНР может состоять из 10 000 строк илииз одной строки — все зависит от специфики задачи. Не нужно подгружатьбиблиотеки, указывать специальные параметры компиляции или что-нибудь в этомроде. Механизм РНР просто начинает выполнять код после первой экранирующейпоследовательности ();
эффективности — очень важное преимущество PHP заключается вего «движке» www.php.su/php/?phpengine. «Движок» PHPне является ни компилятором, ни интерпретатором. Он является транслирующиминтерпретатором. Такое устройство «движка» PHP позволяет обрабатыватьсценарии с достаточно высокой скоростью;
безопасности — РНР предоставляет в распоряжениеразработчиков и администраторов гибкие и эффективные средства безопасности,которые условно делятся на две категории: средства системного уровня и средствауровня приложения;
гибкости -Apache, Microsoft IIS, Netscape Enterprise Server,Stronghold и Zeus — РНР работает на всех перечисленных серверах. Поскольку этисерверы работают на разных платформах, РНР в целом являетсяплатформенно-независимым языком и существует на таких платформах, как UNIX,Solaris, FreeBSD и Windows 95/98/NT/2000/XP/2003. Средства РНР позволяютпрограммисту работать с внешними компонентами, такими как Enterprise Java Beansили СОМ-объекты Win32.
В качестве наиболее подходящей СУБД была выбрана MySQL. MySQL (официально произносится «май-эс-кью-эль»,сленг. «мускул», «мускуль») — свободная системауправления базами данных (СУБД). Это одна из самых популярных ираспространенных СУБД в Интернете. Она не предназначена для работы с большимиобъемами информации, но ее применение идеально для Интернет сайтов, какнебольших, так и достаточно крупных. MySQL отличатсяхорошей скоростью работы, надежностью, гибкостью. Работа с ней, как правило, невызывает больших трудностей. Задача длительного хранения информации очень частовстречается в программировании Web-приложений: хранениечисла голосов в различных опросах, подсчёт посетителей в счётчике, хранениесообщений в гостевой книге и т.д. Базы обеспечивают безопасность информации,сортируют ее и позволяют извлекать и размещать информацию при помощи однойстрочки.
Код с использованием базы данных получается болеекомпактным, и отлаживать его гораздо легче. Кроме того, не нужно забывать и оскорости — выборка информации из базы данных происходит быстро. Основные преимуществаMySQL:
многопоточность, поддержка нескольких одновременных запросов;
оптимизация связей с присоединением многих данных за одинпроход;
записи фиксированной и переменной длины;
ODBC драйвер;
гибкая система привилегий и паролей;
гибкая поддержка форматов чисел, строк переменной длины и метоквремени;
интерфейс с языками C и Perl, PHP;
быстрая работа, масштабируемость;
совместимость с ANSI SQL;
бесплатна в большинстве случаев;
хорошая поддержка со стороны провайдеров услуг хостинга;
быстрая поддержка транзакций через механизм InnoDB.
Для редактирования и создания кодов был выбран PHP-редактор DreamWeaver CS4. Пакет AdobeDreamWeaver CS4 от компании Adobe,считается лидером по производству программ для создания веб-сайтов, а такжезаконодателем моды в этой области.
Для сжатия используемых изображений была выбрана программаEasy Image Compressor, предназначенная для уменьшения размера рисунков в байтахперед пересылкой через e-mail, публикации на WWW, а также записи на переноснойноситель информации. После сжатия изображений, страницы электронного изданиязначительно быстрее загружаются, и само издание занимает меньше места.
Дляпостроения схем базы данных была выбрана программа MicroOLAP Database Designerfor MySQL — визуальная система, предназначенная для разработки, моделирования,создания, модификации и генерации баз данных. Продукт специально разработан дляпопулярной базы данных MySQL и учитывает ее особенности. MicroOLAP DatabaseDesigner for MySQL позволяет разрабатывать базы данных, работая с графическимпредставлением таблиц, колонок и взаимосвязей между ними.1.5 Требования к программному обеспечению
Для работы ИС требуется:
Web-сервер Apacheверсии не ниже 1.3.33;
интерпретатор PHP версии не ниже 4.4;
СУБД MySQL;
Операционная система Windows/Linux.1.6 Дополнительные требования
Для работы с ИС особых знаний языка программирования PHP и знаний о работе с СУБД MySQL отпользователя не требуются. Единственные необходимые навыки — умение работы с программойпросмотра для WWW и начальные знания о языкегипертекстовой разметки HTML.
Глава 2. Проектирование структуры электронногоучебника2.1 Требования к ИС
Создание и организация учебных курсов с использованиемэлектронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет-технологий,представляет непростую технологическую и методическую задачу. Электронныйучебник должен максимально облегчить понимание и запоминание наиболеесущественных понятий, утверждений и примеров. При этом большие трудозатраты поразработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются ихэффективностью по причине быстрого устаревания информации. В этой связиактуальным является разработка компьютерного обучающего средства, в частностиэлектронного учебника с возможностью своевременного обновления информации. Такимобразом, разрабатываемая ИС должна выполнять следующие функции:
хранение всего теоретического материала и его просмотр;
хранение практических заданий и их просмотр;
разработка удобного разноуровневого меню;
возможность осуществления поиска в теоретическом материале;
возможность принять участие в опросе;
возможность дополнять, редактировать материал электронного учебника в процессеэксплуатации, то есть поддерживать учебник в актуальном состоянии.2.2 Проектирование компонентов ИС
Специфика предметной области предусматривает разработкукомпонентов системы, которые бы обеспечивали концентрацию внимания нанеобходимой информации и возникновение интереса у пользователя ксамостоятельному обучению, так как цель самого учебника — помочь не только закрепить лекционный материал, но инаучитьстудентовсамостоятельно решать задачи, большое количество которых разбирается в учебникеи дается для самостоятельного решения. Для выполнения данной цели спроектированы следующие компонентыпользовательского модуля ИС:
Аннотация
Настранице «Аннотация» пользователь сможет ознакомиться с краткойхарактеристикой книги. Данная страница будет содержать основную тему книги и основныеположения описываемого источника.
Предисловие
Настранице «Предисловие» пользователь сможет ознакомиться свспомогательным текстом от авторов с указанием: назначения книги; историиразработки освещенного в ней вопроса; суть отдельных глав и разделов и др.
Библиографический список
На странице «Библиографический список» пользовательсможет ознакомиться со списком рекомендуемой литературы для дополнительногоизучения.
Содержание
В разделе «Содержание» будут располагаться ссылкина главы учебника, переходя по которым будет загружаться страница, срасположенным на ней текстом конкретной главы и ссылками на подглавы. Припереходе на подглаву будет загружаться ее название и лекционный материал.
Самостоятельная работа
В разделе «Самостоятельная работа» будутрасполагаться ссылки на главы учебника, переходя по которым будет загружатьсястраница, с расположенным на ней текстом и ссылками на разделы задач,подготовленных к конкретной главе. При переходе на раздел задач будетзагружаться его задание и задачи для самостоятельного решения.
Точка зрения
В разделе «Точка зрения», при желании,пользователь сможет ответить на заинтересовавшие его вопросы.
Поиск
Для удобства в учебнике будет создан раздел поискаинформации, который позволит сэкономить время и облегчить работу пользователя.
Администрация
Для удобства администратора в учебнике будет создана ссылкадля перехода на страницу блока администратора, которая будет выводить окно дляввода и проверки логина и пароля.
Статистика
Данный раздел будет выводить на экран статистические данные:количество рассматриваемых тем, количество разделов задач и количествопроводимых опросов.
В связи с быстрым устареванием информации, актуальнымявляется разработка компьютерного обучающего средства, в частности электронногоучебника с возможностью дополнятьи редактировать материал электронного учебника в процессе эксплуатации, то естьподдержание учебника в актуальном состоянии. Для выполнения данной цели спроектированыследующие компоненты модуля администрирования ИС:
Главы
Данный раздел будет позволять администратору выполнятьследующие функции: добавление новых глав, редактирование имеющихся и удалениеустаревших.
Подглавы
Данный раздел будет позволять администратору выполнятьследующие функции: добавление новых подглав, редактирование имеющихся иудаление подглав с устаревшей информацией.
Задачи
Данный раздел будет позволять администратору выполнятьследующие функции: добавление новых разделов задач для самостоятельногорешения, редактирование имеющихся и удаление устаревших.
Голосование
Данный раздел будет позволять администратору выполнятьследующие функции: просмотр результатов опросов, добавление новых опросов, сбросрезультатов и удаление устаревших опросов.
Тексты
Данный раздел будет позволять администратору редактироватьтексты страниц «Аннотация», «Предисловие», «Библиографическийсписок».
Пароли
Данный раздел будет позволять администратору добавлять новыеи удалять неиспользуемые пароли.2.3 Проектирование базы данных
При проектировании базы данных информационнойсистемы необходимо провести анализ целей этой системы и выявитьтребования к ней отдельных пользователей. После чего провести нормализациюпроектируемой базы данных. Нормализация — это разбиение таблицы на двеили более, обладающих лучшими свойствами при включении, изменении и удаленииданных. Окончательная цель нормализации сводится к получению такого проектабазы данных, в котором каждый факт появляется лишь в одном месте, т.е. исключенаизбыточность информации. Это делается не столько с целью экономии памяти,сколько для исключения возможной противоречивости хранимых данных. Отсюда следует, основная цель/> проектирования база данных — это сокращениеизбыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемойпамяти, уменьшение затрат на многократные операции обновления избыточных копийи устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разныхместах сведений об одном и том же объекте. Для выполнения данной цели будетразработана база данных «phpbook», которая будет включать в себя следующие блоки:
Блок,отвечающий за работу с главными страницами учебника. Он представлен в видеодной таблицы, в которой хранится материал таких компонентов ИС, как «Аннотация»,«Предисловие», «Библиографический список». Он имеетследующую структуру (Таблица 1) и вид (Схема 1):
Таблица 1. Структура блока, отвечающего за работу с главнымистраницамиНазвание поля в таблице Описание назначения поля id Уникальный идентификатор title Хранение названия компонентов text Хранение полного текста компонентов page Хранение названия страниц
/>
Схема 1. Блок, отвечающий за работу с главными страницами
Блок, отвечающий за работу с содержимым учебника. Это,пожалуй, самый важный блок во всей ИС, так как в нем хранится большая частьинформации, с которой работают пользователи. Он представлен в виде трех таблиц, в которых хранится материалтаких компонентов ИС, как «Содержание», «Самостоятельная работа»,также на его основе работают компоненты «Поиск», «Статистика».Он имеет следующую структуру (Таблица 2) и взаимосвязь таблиц (Схема 2):
Таблица 2. Структура блока, отвечающего за работу ссодержимым учебникаНазвание таблицы в базе данных Описание назначения таблицы categories Хранение информации о главах учебника data Хранение информации о подглавах учебника и о принадлежности подглав к конкретной главе tasks Хранение информации о разделах задач учебника и о принадлежности раздела задач к конкретной главе
/>
Схема 2. Блок, отвечающий за работу с содержимым учебника
Блок, отвечающий за работу с опросами и голосованиями,проводящимися в учебнике. Он представлен в виде трех таблиц, в которых хранится материал такогокомпонента ИС, как «Точка зрения». Он имеет следующуюструктуру (Таблица 3) и взаимосвязь таблиц (Схема 3):
Таблица 3. Структура блока, отвечающего за работу с опросамии голосованиямиНазвание таблицы в базе данных Описание назначения таблицы questions Хранение информации о вопросах голосований answers Хранение информации об ответах на вопросы голосований, о принадлежности ответа к конкретному вопросу и количестве голосов на каждый вариант ответа test Хранение информации о пользователях, ответивших на вопросы голосований, с целью запрета голосования дважды за один и тот же материал
/>
Схема 3. Блок, отвечающий за работу с опросами иголосованиями
Блок,в котором хранятся данные для авторизации администратора. Он представлен в видеодной таблицы, в которой хранится материал такого компонента ИС, как «Администрация».Он имеет следующую структуру (Таблица 4) и вид (Схема 4):
Таблица 4. Структура блока, в котором хранятся данные дляавторизации администратораНазвание поля в таблице Описание назначения поля id Уникальный идентификатор user Хранение логинов администратора pass Хранение паролей администратора
Схема 4. Блок, в котором хранятся данные для авторизацииадминистратора2.4 Наглядная схема структуры сайта
Схема 5. Пользовательский блок
/>
Схема 6. Блок администратора
/> 2.5 Итог
В результате спроектирован электронный учебник, которыйобладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным дляаудиторных занятий и удобным для преподавателей.
Глава 3. Разработка сайта3.1 Разработка компонентов ИС
В результате разработки были созданы следующие компоненты пользовательскогомодуля ИС:3.2 Аннотация
Настранице «Аннотация» (Рис.3), которая является также и главнойстраницей электронного учебника пользователь может ознакомиться с краткойхарактеристикой книги. Данная страница содержит основную тему книги и основныеположения описываемого источника.
/>
Рис.3.Страница «Аннотация»
3.3 Предисловие
Настранице «Предисловие» (Рис.4) пользователь может ознакомиться свспомогательным текстом от авторов с указанием: назначения книги; историиразработки освещенного в ней вопроса; суть отдельных глав и разделов и др.
/>
Рис.4.Страница «Предисловие»
3.4 Библиографический список
На странице «Библиографический список» (Рис.5) пользовательможет ознакомиться со списком рекомендуемой литературы для дополнительногоизучения.
/>
Рис.5. Страница «Библиографический список»3.5 Содержание
В разделе «Содержание» (Рис.6) располагаютсяссылки на главы учебника, переходя по которым загружается страница, срасположенным на ней текстом конкретной главы и ссылками на подглавы (Рис.7). Припереходе на подглаву загружается ее название и лекционный материал.
/>
Рис.6. Раздел «Содержание»
/>
Рис.7. Содержание «Главы 3»3.6 Самостоятельная работа
В разделе «Самостоятельная работа» (Рис.8) располагаютсяссылки на главы учебника, переходя по которым загружается страница, срасположенным на ней текстом и ссылками на разделы задач, подготовленных кконкретной главе. При переходе на раздел задач загружается его задание и задачидля самостоятельного решения (Рис.9).
/>
Рис.8. Раздел «Самостоятельная работа»
/>
Рис.9. Задачи для самостоятельного решения «Главы 1»
3.7 Точка зрения
На странице «Точка зрения» (Рис.10), при желании,пользователь может ответить на заинтересовавшие его вопросы.
/>
Рис.10. Страница «Точка зрения»
Поиск
Для удобства в учебнике создан раздел поиска информации(Рис.11), который позволит сэкономить время и облегчить работу пользователя.
/>
Рис.11. Раздел «Поиск»
Администрация
Для удобства администратора в учебнике создана ссылка дляперехода на страницу блока администратора (Рис.12), которая будет выводить окнодля ввода, проверки логина и пароля.
/>
Рис.12. Раздел «Администрация»
Статистика
Данный раздел выводит на экран статистические данные: количестворассматриваемых тем, количество разделов задач и количество проводимых опросов(Рис.13).
/>
Рис.13. Раздел «Статистика»
В результате разработки были созданы следующие компоненты модуляадминистрирования ИС:
Главы
Данный раздел (Рис.14) позволяет администратору выполнятьследующие функции: добавление новых глав (Рис.15), редактирование имеющихся иудаление неактуальных.
/>
Рис.14. Раздел «Главы»
/>
Рис.15. Добавление главы
Подглавы
Данный раздел (Рис.16) позволяет администратору выполнятьследующие функции: добавление новых подглав, редактирование имеющихся иудаление подглав с неактуальной информацией (Рис.17).
/>
Рис.16. Раздел «Подглавы»
/>
Рис.17. Удаление подглавы
Задачи
Данный раздел (Рис.18) позволяет администратору выполнятьследующие функции: добавление новых разделов задач для самостоятельногорешения, редактирование имеющихся (Рис. 19) и удаление неактуальных.
/>
Рис.18. Раздел «Задачи»
/>
Рис. 19. Редактирование задачи
Голосование
Данный раздел (Рис. 20) позволяет администратору выполнятьследующие функции: просмотр результатов опросов (Рис.21), добавление новыхопросов, сброс результатов и удаление устаревших опросов.
/>
Рис. 20. Раздел «Голосование»
/>
Рис.21. Результаты опроса
Тексты
Данный раздел (Рис.22) позволяет администраторуредактировать тексты страниц «Аннотация», «Предисловие»,«Библиографический список».
/>
Рис.22. Раздел «Тексты»
Пароли
Данный раздел (Рис.23) позволяет администратору добавлять(Рис.24) новые и удалять неиспользуемые пароли.
/>
Рис.23.Раздел «Пароли»
/>
Рис.24.Добавление пароля администратора
Итог
В результате создан электронный учебник, который обладаетсвойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторныхзанятий и удобным для преподавателей.
Заключение
Целью курсовой работы была разработка электронного учебногопособия на тему «Линейное программирование» средствами языкапрограммирования PHP и СУБД MySQL.
Для достижения поставленной цели были решены следующиезадачи:
изучить литературу по теме курсовой работы;
определить требования к электронным образовательным ресурсам;
выбрать наиболее подходящие средства реализации;
спроектировать структуру и создать дизайн электронногоучебника;
систематизировать, оцифровать, и структурировать собранныйматериал;
наполнить содержанием структуру электронногообразовательного ресурса;
разработать модуль администратора.
На основе изученных подходов по созданию электронныхучебников была разработана концепция электронного учебника на тему «Линейноепрограммирование». По разработанной концепции создан и наполненэлектронный учебник в формате языка PHP сиспользованием СУБД MySQL.
Цель работы достигнута. Электронный учебник «Практикумпо экономико-математическим методам» спроектирован и разработан с учетомвсех требований к данному виду электронного образовательного ресурса.
Список используемой литературы
1. Кузнецов М.В., Симдянов И.В. PHP 5/6. — СПб.: БХВ-Петербург,2010. — 1024 с.
2. Кузнецов М.В., Симдянов И.В. MySQL 5. — СПб.: БХВ-Петербург,2006. — 1024 с.
3. Ульман Л. Учебник MySQL. — СПб.: Питер, 2007,217 с.
4. КотеровД.В., Костарев А.Ф. РНР 5. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 1120 с.
5. РатшиллерТ., Геркен Т. PHP4: разработка Web-приложений. — СПб: Петербург, 2001. — 384 с.
6. ТомсонЛ., Веллинг Л. Разработка Web-приложений на PHP и MySQL. — К.: «ДиаСофт»,2001. — 672 с.
7. КачановА. Букварь по PHP и MySQL. — СПб.: БХВ-Петербург, 2008. — 530 с.
8. Ильченко А.Н., Ксенофонтова О.Л., Канакина Г.В. Практикум поэкономико-математическим методам. — М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. — 288 с.: ил.
Список используемых Интернет-ресурсов:
9. http://expert. isuct.ru
10. http://php. spb.ru
11. http://ru. wikipedia.org/wiki/PHP
12. http://ru. wikipedia.org/wiki/MySQL
13. http://www.php. su
14. http://www.mysql.ru
15. http://www.spravkaweb.ru/php/db/mysql/db
16. http://phpclub.ru
Словарь терминов
Авторизация — процесс, а также результат процесса проверкинеобходимых параметров и предоставление определенных полномочий лицу или группелиц прав доступа на выполнение некоторых действий в системах с ограниченнымдоступом.
Администратор — распорядитель в учреждении, коллективе, атакже специалист по обслуживанию баз данных информационных систем.
База данных (БД) — поименованная совокупность структурныхданных, относящихся к определенной области и предназначенных для хранения,обработки и накопления с помощью ЭВМ.
Веб-сайт (англ. Website,от web — паутина и site — «место») — в компьютерной сетиобъединённая под одним адресом совокупность документов частного лица илиорганизации. По умолчанию подразумевается что сайт располагается в сетиИнтернет.
Web (веб) страница— это html-документ, документнаписанный на языке программирования, например PHP, который находиться вовсемирной сети для просмотра посетителями. Web (веб) страница является неотъемлемой частьювеб сайта. На Web (веб) странице размещается все что видете настранице.
Информационная система (ИС) — система, реализующаяавтоматизированный сбор и обработку информации, манипулирование данными, атакже включающая средства обработки данных ПО и обслуживающий персонал.
Модуль — это небольшой блок на сайте, отображаемый накакой-либо заранее определенной в шаблоне позиции, расширяющий возможностикомпонентов и представляющий небольшой кусочек информации помимо основной,центральной части сайта.
Система управления базами данных (СУБД) — набор языковых ипрограммных средств, необходимых для создания БД, поддержания их в актуальномсостоянии и организации поиска информации.
Приложение
Код верхней навигационной панели:
if ($n==1) {
echo «class='nav_a'»; }
else {
echo «class='nav_t'»; }}
? >> Аннотация
if ($n==2) {
echo «class='nav_a'»; }
else {
echo «class='nav_t'»; }}
? >>Предисловие
if ($n==3) {
echo «class='nav_a'»; }
else {
echo «class='nav_t'»; }}
? >> Библиографическийсписок
Код левой навигационной панели:
Содержание
$result2 = mysql_query («SELECT * FROMcategories», $db);
if (! $result2) {
echo "Запрос на выборку данных из базы непрошел. Напишите об этом администратору belova_pi302@mail.ru.
Код ошибки: ";
exit (mysql_error ()); }
if (mysql_num_rows ($result2) >0) {
$myrow2 = mysql_fetch_array ($result2);
do {
printf ("%s", $myrow2[«id»], $myrow2 [«title»]); }
while ($myrow2 = mysql_fetch_array ($result2));}
else {
echo "Информация по запросу не может бытьизвлечена — в таблице нет записей. ";
exit (); }? >
Самостоятельнаяработа
$result3 = mysql_query («SELECT * FROMcategories», $db);
if (! $result3) {
echo "Запрос на выборку данных из базы непрошел. Напишите об этом администратору belova_pi302@mail.ru.
Код ошибки: ";
exit (mysql_error ()); }
if (mysql_num_rows ($result3) >0) {
$myrow3 = mysql_fetch_array ($result3);
do {
printf ("%s",$myrow3 [«id»], $myrow3 [«title»]); }
while ($myrow3 = mysql_fetch_array ($result3));}
else {
echo "Информация по запросу не может бытьизвлечена — в таблице нет записей. ";
exit (); }? >
Точказрения
Страницаголосования
Поиск
Поисковый запрос должен быть не менее 4-хсимволов
Администрация
Страницаадминистратора
Статистика
$result11 = mysql_query («SELECT COUNT(*) FROM data», $db);
$sum1 = mysql_fetch_array ($result11);
$result12 = mysql_query («SELECT COUNT(*) FROM tasks», $db);
$sum2 = mysql_fetch_array ($result12);
$result13 = mysql_query («SELECT COUNT(*) FROM questions», $db);
$sum3 = mysql_fetch_array ($result13);
echo "Рассматриваемыхтем: $sum1 [0] Разделов задач: $sum2 [0] Опросов: $sum3 [0] ";
? >
Код главной страницы:
$result = mysql_query («SELECTtitle,text FROM settings WHERE page='index'», $db);
if (! $result) {
echo "Запрос на выборку данных из базы непрошел. Напишите об этом администратору belova_pi302@mail.ru.
Код ошибки: ";
exit (mysql_error ()); }
if (mysql_num_rows ($result) >0) {
$myrow = mysql_fetch_array ($result); }
else {
echo "Информация по запросу не может бытьизвлечена — в таблице нет записей. ";
exit (); }? >
Часть кода страницы для просмотра подглав:
$result = mysql_query («SELECTtitle,text FROM settings WHERE page='index'», $db);
if (! $result) { echo "Запрос на выборкуданных из базы не прошел. Напишите об этом администратору belova_pi302@mail.ru.
Код ошибки: ";
exit (mysql_error ()); }
if (mysql_num_rows ($result) >0) {$myrow = mysql_fetch_array ($result); }
else {
echo "Информация по запросу не может бытьизвлечена — в таблице нет записей. ";
exit (); }? >
Часть кода страницы «Поиск»:
if (isset ($_POST ['submit_s'])) {$submit_s = $_POST ['submit_s']; }
if (isset ($_POST ['search'])) { $search =$_POST ['search']; }
if (isset ($submit_s)) { if (empty ($search)or strlen ($search)
exit ("Поисковый запрос не введен, либо онменее 4-х символов. "); }
$search = trim ($search); /*Удаление лишних пробелов*/
$search = stripslashes ($search); /*Удаление обратных "/",которые ставит php для апострофов из запроса*/
$search = htmlspecialchars ($search); /*Замена исполняемыхкодов, тегов на специальные мнемоники*/
} else { exit ("Вы обратились к файлу безнеобходимых параметров. "); }? >
Данные по запросу — '$search'. ";
$result = mysql_query («SELECTid,title,description,date,view FROM data WHERE text LIKE '%». $search. "%' ",$db); /*Выбираем поля из таблицыdata, где найдено соответствие в поле text со словом $search*/
if (! $result) {
echo "Запрос на выборку данных из базы непрошел. Напишите об этом администратору belova_pi302@mail.ru. Код ошибки: ";
exit (mysql_error ()); }
if (mysql_num_rows ($result) > 0) {$myrow = mysql_fetch_array ($result);
do {
printf ("
%s
Дата добавления:%s
%s
Просмотров:%s
", $myrow['id'], $myrow ['title'], $myrow ['date'], $myrow ['description'], $myrow ['view']);}
while ($myrow = mysql_fetch_array ($result));}
else { echo "Информация по Вашему запросу вучебнике не найдена. ";
exit (); }? >
Часть кода страницы «Введение данных новой задачи в БД»:
include («lock. php»);
include («blocks/bd. php»);
if (isset ($_POST ['title'])) {$title =$_POST ['title']; if ($title== '') {unset ($title); }}
if (isset ($_POST ['date'])) {$date =$_POST ['date']; if ($date== '') {unset ($date); }}
if (isset ($_POST ['description'])) {$description= $_POST ['description']; if ($description== '') {unset ($description); }}
if (isset ($_POST ['text'])) {$text =$_POST ['text']; if ($text== '') {unset ($text); }}
if (isset ($_POST ['cat'])) {$cat = $_POST['cat']; if ($cat== '') {unset ($cat); }}? >
if (isset ($title) && isset ($date)&& isset ($description) && isset ($text) && isset ($cat)){
$result = mysql_query («INSERT INTOtasks (title,date,description,text,cat) VALUES ('$title','$date','$description','$text','$cat')»);
if ($result=='true') {echo "Ваша задача успешно добавлена! ";}
else {echo "Ваша задача не добавлена! ";} }
else {
echo "Вы ввели не всю информацию, поэтомузадача в базу не может быть добавлена. "; }? >
Часть кода страницы «Удаление данных задачи из БД»:
include («lock.php»);
include («blocks/bd. php»);
if (isset ($_POST ['id'])) {$id = $_POST ['id']; }
? >
if (isset ($id)) {
$result = mysql_query («DELETE FROMtasks WHERE id='$id'»);
if ($result=='true') {echo "Ваша задача успешно удалена! ";}
else {echo "Ваша задача не удалена! ";} }
else {
echo "Вы запустили данный файл без параметраid, поэтому удалить задачу невозможно (скорее всего, Вы не выбрали радиокнопкуна предыдущем шаге). "; }? >
Часть кода страницы «Добавление нового опроса»:
include («lock.php»);
include («blocks/bd. php»);? >
Добавление опроса";
if ($_GET ['action'] =='new') {
if ($_GET ['step'] =='') {
echo '
Введите вопрос:
Введите число ответов:
'; }
// Шаг первый: создаем
if ($_GET ['step'] =='1') {
$q1 = @mysql_query («INSERT INTOquestions (question) VALUES ('». addslashes ($_POST ['q']). "')");
// Находим id этоговопроса
$q2 = @mysql_query («SELECT MAX (id) FROMquestions»);
echo 'На вопрос: '. $_POST ['q']. ' — заполнитеварианты ответов: ';
echo '';
for ($i=0; $i
echo ''; }
echo '';
echo '';
echo ''; }
if ($_GET ['step'] =='2') {
$limit=count ($_POST ['answ']);
for ($i=0; $i
@mysql_query («INSERT INTO answers (numb,var,kol)VALUES ('». $_POST ['numb']. "','". $_POST ['answ'] [$i]. "','0')");}
echo 'Ответы сохранены в базе. Вернуться на главную страницу. ';}}? >
Часть кода страницы «Просмотр результатов голосования»:
include («lock.php»);
include («blocks/bd. php»);
if (isset ($_POST ['id'])) {$numb = $_POST['id']; if ($cat== '') {unset ($numb); }}
? >
Выберите опрос:
$result1 = mysql_query («SELECTid,question FROM questions», $db);
if (! $result1)
{echo "Запрос на выборку данных из базы непрошел. Напишите об этом администратору belova_pi302@mail.ru. Код ошибки: ";
exit (mysql_error ()); }
if (mysql_num_rows ($result1) >0) {
$myrow1 = mysql_fetch_array ($result1);
do {
printf ("%s", $myrow1 [«id»], $myrow1 [«question»]);}
while ($myrow1 = mysql_fetch_array ($result1));}? >
$cat = $_POST ['cat'] ;
if ($cat) {
$result2 = mysql_query («SELECT * FROManswers WHERE numb='$cat' ORDER BY kol DESC», $db);
$myrow2 = mysql_fetch_array ($result2);
echo "Результаты опроса: ";
echo "Варианты ответаКоличество голосов";
do{
echo "". $myrow2 ['var']. "". $myrow2 ['kol']. "";}
while ($myrow2 = mysql_fetch_array ($result2));
echo ""; }? >