ВВЕДЕНИЕ
Современная системаобразования все активнее использует информационные технологии и компьютерныетелекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционногообразования, чему способствует ряд факторов, и прежде всего – оснащениеобразовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообществасетей Интернет.
Лекционно-семинарнаяформа обучения давно потеряла свою эффективность — практика доказала, что почти50% учебного времени тратится впустую. Изучая зарубежный опыт, можно выделитьследующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации(как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда дажеколлеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активноучаствуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигатьсвои точки зрения, моделировать реальные ситуации.
Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальнуювозможность проведения занятий — внедрение дистанционной формы обучения. Она,во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения, во-вторых,дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционноеобразование в силу тех или иных причин, в-третьих, использовать в обученииновые информационные технологии, в четвертых, в определенной степени сокращаетрасходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливаетвозможности индивидуализации обучения.
Как правило, вдистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствамиэтих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых,доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватностьуровню развития современных научных знаний. С другой стороны, созданиеэлектронных учебников способствует также решению и такой проблемы, какпостоянное обновление информационного материала. В них также может содержатьсябольшое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамикеразличные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебниковосуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование.
На современном этапедистанционное обучение является очень популярной формой образования в мире.Сегодня сетью университетов и колледжей, обучающих дистанционным методом,покрыты пять континентов.
Практика использованияэлектронных учебников показала, что учащиеся качественно усваивают изложенныйматериал, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Таким образом,развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретенияновых методик в образовании и тем самым повысить его качество.
Целью данной работыявляется разработка электронного обучающего пособия по теме «Pascalработа с циклами» с использованием средства разработки SmartWeb Builder.
SmartWeb Builder- многофункциональный web-редактор для эффективного и качественного созданиясайтов и web-приложений. Сочетая простоту, гибкость и качество разработки,обладая профессиональными средствами контроля кода, SmartWeb Builderподходит как новичкам, так и профессионалам.
Простой,гибкий и интуитивно понятный интерфейс позволяет с удобством вести разработку.Мощные сервисные средства и инструменты делают процесс программирования болеекачественным и функциональным. Внушительное количество готовых к использованиюскриптов и шаблонов страниц уменьшает ресурсоемкость разработки. Поддержкапроектов даёт Вам полный контроль над разрабатываемым сайтом.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Выбор средств создания электронной системы
1.1.1Общие сведения об электронных учебниках
А теперь настало самоевремя попытаться ответить на вопрос:
«Что следуетпонимать под термином «Дистанционное обучение»?».
Дистанционное обучение- комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения спомощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейсяна средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение,радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-образовательная система ДОпредставляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных,информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного иорганизационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворениеобразовательных потребностей пользователей. ДО является одной из формнепрерывного образования, которое призвано реализовать права человека наобразование и получение информации.
Поскольку современныекомпьютеры позволяют с большой эффективностью воспроизводить практически всеизвестные до настоящего времени виды передачи информации, и, что нампредставляется наиболее важным, только они могут реализовать адаптивныеалгоритмы в обучении и обеспечить преподавателя объективной и оперативнойобратной связью о процессе усвоения учебного материала, то становитсясовершенно очевидным, что принципиальное отличие ДО в сегодняшнем его пониманииот традиционного заочного заключается не только в том, что «перо ибумагу» заменяет компьютер, а «голубиную почту» — Интернет.Мультимедийный компьютер — это не только новый интегрированный носитель информации,это — устройство наиболее полно и адекватно отображающее модель «face toface». Кроме этого, только в компьютерах могут быть реализованыинформационно-справочные системы на основе гипермедийных ссылок, что такжеявляется одной из важнейших составляющих индивидуализации обучения.
Что же такое«Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника? Обычноэлектронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих,моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом илигибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебнойдисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях,когда он:
· обеспечиваетпрактически мгновенную обратную связь;
· помогаетбыстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поисккоторой в обычном учебнике затруднен;
· существенноэкономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
· нарядус кратким текстом показывает, рассказывает, моделирует (именно здесьпроявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) и позволяетбыстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверитьзнания по определенному разделу.
К недостаткам ЭУ можноотнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятияинформации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно иэффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
1.1.2Классификация средств создания электронных учебников
Средства создания электронных учебников можно разделить на группы,например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, какназначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению,особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующаяклассификация:
· традиционныеалгоритмические языки;
· инструментальныесредства общего назначения;
· средствамультимедиа;
· гипертекстовыеи гипермедиа средства;
Ниже приводятсяособенности и краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве техническойбазы в дальнейшем имеется в виду IBMсовместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране иимеющиеся в распоряжении университета.
1.1.3Традиционные алгоритмические языки
Характерные чертыэлектронных учебников, созданных средствами прямого программирования:
· разнообразиестилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура ЭУ, способ подачиматериала и т.д.);
· сложностьмодификации и сопровождения;
· большиезатраты времени и трудоемкость;
· отсутствиеаппаратных ограничений, т.е. возможность создания ЭУ, ориентированного наимеющуюся в наличие техническую базу.
1.1.4Инструментальные средства общего назначения
Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены длясоздания ЭУ пользователями, не являющимися квалифицированными программистами.ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило, обеспечивают следующиевозможности:
· формирование структуры ЭУ;
· ввод, редактирование иформатирования текста (текстовый редактор);
· подготовка статическойиллюстративной части (графический редактор);
· подготовка динамическойиллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);
· подключение исполняемых модулей,реализованных с применением других средств разработки и др.
К достоинствам инструментальных средств общего назначения следуетотнести:
· возможность создания ЭУ лицами,которые не являются квалифицированными программистами;
· существенное сокращениетрудоемкости и сроков разработки ЭУ;
· невысокие требования к компьютерами программному обеспечению.
Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как:
· далеко не дружественный интерфейс;
· меньшие, по сравнению смультимедиа и гипермедиа системами, возможности;
· отсутствие возможности созданияпрограмм дистанционного обучения.
В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис, АосМикро,Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.
1.2.1Средства мультимедиа
Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведямножество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала испособностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Еслиматериал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема. Еслиинформация была представлена визуально – около 1\3. При комбинированиивоздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, аесли человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемостьматериала повышалось до 75%.
Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачиинформации — текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиесяизображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) — в интерактивныйпродукт.
Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболееважным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению саудио видеоинформация представляется гораздо большим количеством используемыхэлементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которыеможно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. Кпервой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы вграфическом режиме. Ко второй — фотографии и сканированные изображения.
Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностейстатических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента: обычноевидео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12 фото в секунду), анимация.Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает решение значительнобольшего числа проблем, чем использование аудио. Среди них наиболее важнымиявляются: разрешающая способность экрана и количество цветов, а также объеминформации.
Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов информационныхресурсов является заметно больший информационный объем, поэтому в настоящеевремя основным носителем этих продуктов является оптический диск CD-ROMстандартной емкостью 640 Мбайт. Для профессиональных применений существует ряддругих устройств (CD-Worm, CD-Rewritaeble, DVD и др.), однако они имеют очень высокую стоимость.
1.2.2Гипертекстовые и гипермедиа средства
Гипертекст – это способнелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либообразом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам.Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, онможет отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. самуправляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качествефрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержатьтекст, графику, видеофрагменты, звук.
Использованиегипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым к учебникамтребованиям, как структурированность, удобство в обращении. При необходимоститакой учебник можно “выложить” на любом сервере и его можно легкокорректировать. Но, как правило, им свойственны неудачный дизайн, компоновка,структура и т.д.
В настоящее времясуществует множество различных гипертекстовых форматов (HTML, DHTML,PHP и др.).
1.2.3Критерии выбора средств
В настоящее время кучебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство вобращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворитьвышеперечисленные требования, целесообразно использование гипертекстовойтехнологии.
Электронный вариантучебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний являетсяодной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественной системеобразования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. Насовременном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно,не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимыенавыки, как анализирование, сопоставление и т.д. В системах дистанционногообучения применение новых технологии дает возможность качественно по-новомурешить проблему. Мы заложили в электронный вариант учебника.
Таким образом, можнонадеяться, что применение новых информационных технологий способствуютповышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом присамостоятельной подготовке обучающегося.
Известно, что для активного овладения конкретной предметной областьюнеобходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки врешении задач. Для этого нужно научиться строить математические моделиизучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и реализовыватьих в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ включена сериямодельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию структуры и работыалгоритмов, что позволяет не только повысить степень их понимания, но испособствует развитию у студента интуиции и образного мышления.
/>
1.3 Интерфейс программы. Настройкаинтерфейса
Smart WebBuilder поддерживает возможность гибкой индивидуальной настройки интерфейса.Интерфейс может быть полностью изменён пользователем. Среди возможностей:
· Скрытиеи показ всех панелей инструментов.
· Назначениегорячих клавиш для элементов главного меню.
· Сменаязыка интерфейса программы прямо в процессе работы.
· Гибкиенастройки внешнего вида редактора кода. Настройка интерфейса.
· Назначениегорячих клавиш на элементы меню.
· Скрытиеи показ всех панелей инструментов.
· Сменаязыка интерфейса программы в процессе работы.
· Настройкиокна редактирования, поля отступа и пр. 1.4 Средства программирования идизайнаСервисные средства
· Суфлёркода JavaScript и HTML облегчают создание страниц и сценариев, уменьшая времяразработки.
· Оптимизацияи проверка HTML-кода позволит легко создавать кроссбраузерные страницы.
· Вставкаhtml-кодов специальных символов поможет сэкономить Вам время без необходимостизапоминания значений символьных примитивов.
· Подборцвета в трёх шкалах: RGB, HSV, CMYK и встроенное средство определения цветапикселя на экране. />/>/>/>/>/>Сервисные средства.
· FTP-эксплорер.
· Автоматическаязамена.
· Вставказакладок.
· Подсветкасинтаксиса языков программирования (Assembler, ASP, Bat, C++, CORBA IDL, CSS,Html, Ini, Java, JavaScript, Pascal, Perl, PHP, Python, SQL, Tcl/Tk, UNIX Shell,VBScript, XML).
· Подсветкапарных скобок.
· Расширенныйпоиск и замена (поддержка регулярных выражений).
· Удобныйподбор цвета в трёх шкалах (RGB, HSV, CMYK).
· Экспортисходного кода в Html, RTF, TeX с учётом подсветки синтаксиса. 1.5 Проекты
· Созданиеи управление проектами.
· Импортпроектов из других редакторов.
HTML-редакторпредоставляет пользователю:
· Простой,гибкий и интуитивно понятный интерфейс с возможностью гибкой индивидуальнойнастройки, который позволяет с удобством вести разработку.
· Мощныесервисные средства и инструменты вставки HTML-кода, делающие процесс созданияweb-страниц быстрым, качественным и функциональным. Далее будут рассматриватьсяименно эти возможности редактора.
· Внушительноеколичество готовых к использованию скриптов и шаблонов страниц уменьшающих ресурсоемкостьразработки.
· Менеджерсайтов, который позволяет создать проект и с удобством управлять им. Благодарявысокой скорости загрузки может быть обеспечена работа с большими проектами, от1000 файлов и более.
1.6Структура главного меню и работа с программой
Файл:
/>
Рис. 1.1
Новое окно- создаёт новое пустое окноредактирования.
Новое избуфера обмена — создаётновое окно редактирования в отдельной закладке и заполняет его содержимымбуфера обмена.
Создать новый документ- открываетокно выбора типа нового документа.
Открыть — открываетдиалог выбора файла. Выбранный файл (или несколько файлов) будут открыты вновых окнах редактирования.
Последние- содержит список из10 документов, открытых или сохранённых последними.
Перезагрузитьфайл — открываетредактируемый документ с диска в том же окне редактирования, не сохраняяизменений.
Сохранить- сохранениеизменённого документа.
Сохранитькак — открываетдиалог сохранения документа.
Сохранитькопию — сохраняет копиютекущего документа.
Сохранитьвсё — сохраняетизменения во всех открытых документах.
Экспорт — сохраняет или помещает в буфер обмена текущий документ вформате HTML, RTF или TeX с учётом подсветки синтаксиса.
Свойствафайла — открывает стандартный диалог Windows«Свойства файла» для текущего файла в окне редактирования.
Печать — открываетдиалог предварительного просмотра документа перед печатью.
Настройкапечати — открываетстандартный диалог настройки печати с выбором принтера, размера и ориентациибумаги при печати.
Выход — выход из редактора.
Правка:
/>
Рис.1.2
Отменить — отменяет последниедействия, совершённые пользователем.
Вернуть — возвращает последние действия,отменённые до этого пользователем.
Вырезать.Копировать — вырезаетили копирует выделенный блок текста в буфер обмена.
Вставить — вставляет содержимоебуфера обмена в документ.
Выделитьвсё — выделяет весьтекст текущего документа.
Выделение- группа операций над выделенным текстоми видом выделения.
Регистр — управление регистром выделенного текста.
Загрузитьиз файла — вставляетв текущую позицию курсора или заменяет выделенный текст на строки из указанногофайла.
Сохранитьв файл — сохраняет вуказанный файл выделенные строки.
Удалитьпустые строки — удаляет пустые строки в выделенном тексте.
Обрезать пробелы — обрезает ведущие и замыкающиепробелы в строках выделенного текста.
Пронумероватьстроки — нумеруетвыделенные строки по возрастанию.
Повозрастанию — сортирует выделенные строки по возрастанию.
Поубыванию — сортируетвыделенные строки по убыванию.
Вслучайном порядке — перемешивает выделенные строки в случайном порядке.
Показатькурсор — прокручиваетредактор к текущему местоположению курсора.
Закомментировать- заключаетвыделенный текст в комментарии.
Поиск:
/>
Рис. 1.3
Поиск — открывает диалоговое окно поисказаданной строки в тексте документа.
«Найтипредыдущее»(соответственно, поиск вниз или вверх по тексту).
Замена – производит замену текста.
Поставитьзакладку — устанавливаетуказанную закладку в поле отступа.
Перейти кзакладке — переходитк указанной закладке.
Перейти — диалоговое окно перехода к требуемойпозиции в тексте. Можно выбрать переход к определённой строке и колонке(верхняя группа) или к абсолютной позиции текста (порядковый номер символа).
Вставка:
/>
Рис. 1.4
Символhtml — позволяетвставить в окно редактирования html-коды всех основных нестандартных символов.Выпадающий список внизу содержит разделы, по которым распределены все символы.
Скрипт — конфигурирование и вставка в окноредактирования шаблонных скриптов для web-странички.
Дата ивремя — открываетдиалоговое окно вставки даты и времени. В основном списке будут отображены вседоступные для вставки форматы даты и времени
Имя файла- вставляет имяфайла, открытого в текущем окне редактирования.
Путь и имяфайла — вставляетполный путь и имя файла, открытого в текущем окне редактирования.
Случайноечисло 0...10 — вставляет случайное целое число из промежутка от 0 до 10.
Случайноечисло 0...100 — вставляет случайное целое число из промежутка от 0 до 100.
Номерстроки — вставканомера строки, на которой находится курсор в соответствии с форматом нумерациистрок в поле отступа.
Дублироватьстроку — дублируеттекущую строку — вставляет после текущей строки её копию.
HTMLтеги:
/>
Рис. 1.5
Пункты меню«Head», «Текст», «Таблицы», «Фреймы»,«Списки», «Формы», «Нестандартные» позволяютосуществить быструю вставку всех основных тегов html в текущее окноредактирования.
ОбъектFlash — вставка тега , являющегося контейнером дляпараметров Flash-ролика.
Body — вставкатега с его основнымипараметрами.
Бегущаястрока. Вставка инастройка тега .
Изображение. Вставка тега с егоосновными параметрами.
Ссылка.Диалоговое окно вставки ссылки (тег ).
Таблица
Вставить новую таблицу — открываетдиалоговое окно вставки новой таблицы (тег ), со всеми егоосновными параметрами.
Вставитьстроку. Вставляетстроку таблицы (тег ).
Группа«Ячейки».
«Количествоячеек» — количествоячеек, которые необходимо вставить в строку.
Группа«Выравнивание» — выравнивание текста в ячейках строки по вертикали и горизонтали.
Горизонтальное(атрибут align):
· left- по левому краю;
· center- по центру;
· right- по правому краю;
· justify- по ширине.
Вертикальное (атрибутvalign):
· top- выравнивание по верху;
· middle- выравнивание по середине;
· bottom- выравнивание по низу;
· baseline- выравнивание по основной линии.
Группа «Цветфона» — цвет фона строки (атрибут bgcolor).
Группа«Границы» — настройки границ строки.
«Цвет» — цвет границ.
«Цвет затемнённойчасти границы», «Цвет светлой части границы» — цвета затемнённых и осветлённых участков границ строки таблицы.
Вставить ячейку.
Группа«Атрибуты» — настройки атрибутов ячейки таблицы.
«Ширина» — ширина ячейки (атрибут width).
«Высота» — высота ячейки (атрибут height).
«Числообъединённых столбцов» — количество колонок таблицы,которые объединяет данная ячейка (атрибут colspan).
«Числообъединённых строк» — количество строк таблицы,которые объединяет данная ячейка (атрибут rowspan).
«Не переноситьтекст внутри ячейки» — не разрывать текст ячейкипереносами строки (атрибут nowrap).
Группа«Выравнивание» — настройки выравнивания текста вячейке.
Горизонтальное (атрибутalign):
· left- по левому краю;
· center- по центру;
· right- по правому краю;
· justify- по ширине.
Вертикальное (атрибутvalign):
· top- выравнивание по верху;
· middle- выравнивание по середине;
· bottom- выравнивание по низу;
· baseline- выравнивание по основной линии.
Группа«Границы» — настройки границ ячейки.
«Цвет» — цвет границ.
«Цвет затемнённойчасти границы», «Цвет светлой части границы» — цвета затемнённых и осветлённых участков границ ячейки таблицы.
«Заголовоктаблицы» — является ли данная ячейка ячейкойзаголовка таблицы. В этом случае вместо тега вставляется тег.
Вкладка«Текст». Вверхней части располагается область предварительного просмотра. Прямо под ней — поле ввода строки форматируемого текста.
Вкладка«Списки».
Выпадающийсписок.
Теги формы.
Конфигурирование ивставка тегов формы: формы
Просмотр:/>
Рис. 1.6
Просмотр — просмотр редактируемойweb-страницы в указанных в настройках браузерах и под сервером.
Инструменты:
/>
Рис. 1.7
Инструменты- дополнительныеинструменты.
HTML — дополнительные инструменты работы сhtml.
Оптимизаторhtml — мощноесредство контроля, проверки и оптимизации html-кода страницы.
Генераторmeta-тегов — удобноесредство редактирования meta-тегов страницы.
Кодировщикurl — небольшоесредство для кодирования и декодирования безопасных URL-адресов.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Постановка задачи ивыбор способа ее решения. Описание структуры размещение материала
Задачей дипломнойработы являлась разработка электронно-обучающего пособия «Pascalработа с циклами».
Разработку электронно-обучающегопособия «Pascal работа сциклами» было решено осуществлять на языке размещения гипертекста HTML,а в качестве визуального редактора языка HTMLбыл выбран программный продукт SmartWeb Builder,который, сочетая простоту, гибкость и качество разработки и обладаяпрофессиональными средствами контроля кода, подходит как новичкам, так ипрофессионалам.
Всё пособие состоит изшести разделов:
Условный оператор
Оператор выбора
Циклы с логическимиусловиями
Оператор цикла спараметром
Дополнительно
Итоговые задания
Зайдя вэлектронно-обучающие пособие, пользователь попадает на титульную (первую)страницу. Окно титульной страницы разбито на три части, на одной которых онможет коротко узнать общие сведения о программе Pascalи осуществить выбор интересующей его главы, каждая из которых на этой страницеобозначены в словесной форме.
Выбрав главу, передобучающимся открывается следующее окно, которое так же разбито на три части:
— верхняя (постоянная).На ней отображено название пособия и глава, в которой находитесь;
— левая (содержание). Являетсяпостоянной, на ней обозначены главы и дальнейшее, детальное разбиение глав длямаксимальной локализации необходимого материала;
— правая. Обладаетсамой большой частью экрана, так как на ней непосредственно и отображаетсяучебный материал.
Страницы, которыеотображаются в правой части, являются, по сути дела, финальными в поискеконкретной части лекционного курса, но и они содержат ссылки. Ссылки помогают влюбой момент вернуться на титульную (первую) страницу, перемещаться в любыестороны, и также позволяют сразу приступить к проверке навыков изученного материала.
2.2 Создание электронно-обучающего пособия
В данномэлектронно-обучающем пособии “Pascal:работа с циклами” использовались почти все возможности программы Smart Web Builder.
Начнём попорядку. При создании главного заголовка использовалась бегущая строка.В обычных случаях её приходится прописывать виде HTML-тега и задавать параметры строки, но в данном случае можновоспользоваться пунктом меню HTML-теги/бегущаястрока.
/>
Рис. 2.1
Создаваястраницы учебника, использовались многие функции формата текста,применялись различные стили текста, табуляция, задавался цвет фона.
/>
Рис. 2.2
Для этогоиспользовались кнопки на панели инструментов и некоторые функции из пункта HTML-теги. В основном пригодилась вкладка«текст», открыв её можно было сразу же просмотреть все функции формата текста и,ещё не применив тег, увидеть то, что получится, так как программа обладаетвстроенной функцией авто-просмотра.
Еще одним элементомв пособии являются кнопки, они есть на каждой странице учебника.
/>
Рис. 2.3
Кнопки создавалисьс помощью вкладки «формы» на панели инструментов.
Ещеэлектронно-обучающее пособие включает в себя большое количество ссылок ифреймов. Все эти операции выполняются с помощью пункта меню HTML-теги/фреймы и HTML-теги/ссылки.
/>
Рис. 2.4
Отличительнымэлементом этого электронно-обучающего пособия “Pascal: работа с циклами” являются скрипты. Скрипты в данномпособии используются для создания контекстного меню, установкидаты и создания кнопки «распечатать страницы» на каждой странице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная степеньразвития коммуникационных ресурсов открыла перед разумным человечеством новыегоризонты на поле образовательной деятельности, но при этом поставила и новыезадачи. Решение одной из них — суть проделанной работы.
Бурное развитиеинформационных технологий, медленное, но неуклонное превращение компьютера изсакрального предмета, доступного лишь узкому кругу посвященных, в явлениеповседневной обыденности, появление Internet и т.д. – все это рано или позднодолжно было затронуть и такую традиционно консервативную область, какобразование. В последние годы все мы стали свидетелями появления электронныхэнциклопедий, предоставляющих пользователям принципиально новые «степенисвободы», нежели их традиционные, «бумажные» аналоги. Отсюда ужеодин шаг оставался до попыток создать принципиально новые учебные пособия –электронные учебники. В настоящее время, когда процесс создания таких учебниковуже вышел за рамки отдельных частных экспериментов, когда предпринимаютсяактивные попытки внедрить их в учебный процесс, когда на этом пути уже накопленнекоторый опыт, можно, наконец, говорить о том, что определение самого термина«электронный учебник» и его концепция, которую первопроходцы-энтузиастынащупывали практически вслепую, начинает, наконец, проясняться.
Цель моей дипломнойработы — создание пособия на языке программирования HTML для того, чтобыпользователи, интересующиеся курсом «Pascalработа с циклами» могли беспрепятственно получать необходимую информациюпо данной теме.
Результатом работыявляется электронный обучающий комплекс. Он состоит из следующих разделов:
обложка;
главное меню,позволяющее перемещаться по главам, а также предоставляющее возможность выхода;
главы; их пять, сразличным количеством пунктов в каждой и тестом;
итоговый тест,включающий в себя вопросы по всем разделам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГончаровА. Самоучитель HTMLМ.:Наука, 1999. – 310 с.
2. Гультяев А.Разработка мультимедийных учебных курсов. СПб.: Учитель и ученик: КОРОНАпринт., 2002. – 400 с.
3. ЛеонтьевБ. Web-дизайн: Тонкости, хитрости и секреты. М.: Познавательная книга плюс,1999. — 192 с.
4. Матвеева Т., ХилМ. Язык HTML. l'Age d'Homme, 199.8 – 456 с.