Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Разработка программной системы для работника деканата

Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Курский государственный технический университет»
Кафедра «Управление качеством, стандартизация и сертификация»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе по дисциплине
«Информационное обеспечение и базы данных»
на тему: «Разработка программной системы для работникадеканата»
Выполнил студент группы УК-51
А.Н. Руднева
Руководитель курсовой работы
В.В. Куц
Курск 2007
Аннотация
Курсовая работа на тему:«Разработка программной системы для работника деканата» состоит изпояснительной записки.
Пояснительная запискасодержит описание предметной области базы данных, инфологическую модельпредметной области, описание создания базы данных, включающее создание таблицбазы данных, построение запросов и создание форм и отчетов. Пояснительнаязаписка содержит также описание работы с базой данных при выполнениипоставленных задач.
Пояснительная запискавыполненана листах, содержит таблиц, рисунка.

Содержание
Аннотация
Введение
1. Описание предметной области
2. Построение инфологической модели предметной области
3. Создание базы данных в Microsoft Access 2000
3.1 Создание таблиц базы данных
3.2 Создание связей между таблицами базы данных
3.3 Построение запросов базы данных
3.4 Создание форм и отчетов
3.4.1 Создание форм базы данных
3.3.4 Создание отчетов базы данных
3.5 Создание элементов управления базой данных
Введение
База данных предназначена дляработника деканата. Она должна обеспечивать хранение сведений о группах истудентах, а также о результатах текущей сессии. Для каждого студента должныхраниться такие данные: фамилия, имя, отчество, номер зачетной книжки, адреспостоянной прописки и адрес, по которому студент проживает, получает или нетстипендию, а также оценки, полученные в текущей сессии, и отметки о сданных зачетах.Сведения о группе — это номер группы, факультет, кафедра, специальность, ккоторым она относиться, год формирования группы.
Работник деканата можетвносить следующие изменения:
Удалить или добавить в базустудента;
Поменять студенту номергруппы, специальность, кафедру, номер зачетки;
Занести оценки, полученныестудентами на экзаменах по каждому предмету;
По результатам сессииначислить стипендии студентам, которые имеют не более одной тройки. Право на50% повышения стипендии имеют студенты, получившие в сессию не более двух четверок,а на 100% повышение — студенты, сдавшие сессию на все пятерки.
Работнику деканата могутпотребоваться следующие сведения:
Студенты, обучающиеся наопределенной кафедре и не сдавшие хотя бы один экзамен, с указанием группы ипредмета, по которому оценка отсутствует или равна 2?
Средний бал студентов каждойгруппы указанного факультета?
Средний бал по каждомупредмету?
Список студентов указаннойкафедры, которые по итогам сессии могут получать стипендию?
Список студентов, подлежащихотчислению (не сдано более двух предметов) по всему факультету.
Количество студентовфакультета, не получающих стипендию, получающих обычную стипендию, с 50%надбавкой и со 100% надбавкой.
По какому предмету большевсего неудовлетворительных оценок?
Какой предмет студенты сдалилучше, чем другие предметы?
Необходимо предусмотретьвозможность получения отчета о студентах каждой группы факультета, получающихстипендию, с указанием оценок, полученных ими, и подсчетом среднего баллакаждого студента, среднего балла группы и факультета. Следует также подсчитатьв группе и на факультете общее количество студентов, количество студентов,получающих обычную стипендию, получающих повышенную стипендию и не получающихстипендию.
Все эти возможности исведения работник деканата сможет быстро и легко найти в грамотно составленнойбазе данных.
1. Описание предметной области
База данных предназначена дляхранения сведений об имеющихся в гостинице номерах, о проживающих в гостиницеклиентах и о служащих, убирающих в номерах.
Описание предметной областиможно свести к заполнению таблицы 1, в которой выделены объекты и атрибуты,относящиеся к данной предметной области.
Таблица 1 — Описаниепредметной областиОбъекты Атрибуты Описание атрибута 1. Факультет
1.1 Код факультета
(первич. ключ) Счетчик 1.2 Факультета Наименование факультета 2. Кафедра 2.1 Код кафедры (первич. ключ) Счетчик 2.2 Код деканата (внешний ключ) Цифровой код 2.3 Кафедра Наименование кафедры 3. Специальность 3.1 Код специальности (первич. ключ) Счетчик 3.2 Код кафедры (внешний ключ)  Цифровой код 3.3 Специальность Наименование специальности 3.4 Шифр специальности  Шестизначное число 4. Группа
4.1 Код группы
(первич. ключ) Счетчик 4.2 Код специальности (внешний ключ) Цифровой 4.3 Год формирования Четырехзначное число 4.4 Обозначение Буквенно-цифровое обозначение (2 буквы и 2 цифры) 5. Студент 5.1. Код студента (первич. ключ)  Счетчик 5.2. Фамилия студента  Фамилия студента 5.3. Имя студента  Имя студента 5.4 Отчество студента Отчество студента 5.5 Адрес прописки Буквенно — цифровое обозначение 5.6 Адрес проживания Буквенно — цифровое обозначение 5.7 Номер зачетки Шестизначное число 5.8 Иногородний/ не иногородний Иногородний, не иногородний 5.9 Код группы (внеш. ключ)  Цифровой код 6. Сессия 6.1. Оценка Оценка на экзамене (5/4/3/2/не сдан) 6.2. Дата сдачи экзамена дд. мм. гг (число, месяц, год сдачи студентом экзамена) 6.3. Код студента (внеш. ключ) Цифровой код 6.4 Код предметов Цифровой код 7. Предмет 7.1. Код предмета (первич. ключ) Счетчик 7.2 Предмет Наименование предмета 8. Стипендия 8.1 Код стипендии (первич. ключ) Счетчик 8.2 Код студента (внеш. ключ) Цифровой код 8.3 Стипендия Размер стипендии (Четырехзначное число) 9. Зачеты 9.1 Код студента (внеш. ключ) Цифровой код 9.2 Код предмета (внеш. ключ) Цифровой код 9.3 Оценка на зачете Оценка на зачете (зачтено/не зачтено) 10. Предметы по специальности 10.1 Код специальности (внеш. ключ) Цифровой код 10.2 Код предметов (внеш. ключ) Цифровой код
2. Построение инфологической модели предметной области
Анализ определенных вышеобъектов и атрибутов позволяет выделить сущности проектируемой базы данных ипостроить ее инфологическую модель.
К стержневым сущностям можноотнести:
Факультет (Код факультета,Факультет)
Предмет (Код предмета,Предмет)
К обозначениям можно отнести:
Студент (Код студента,Фамилия студента, Имя студента, Отчество студента, Адрес прописки, Адреспроживания, Номер зачетки, Иногородний/ не иногородний, Код группы)
Группа (Код группы, Кодспециальности, Год формирования, Обозначение)
Специальность (Код кафедры,Код специальности, Специальность, Шифр специальности)
Кафедра (Код кафедры,Кафедра, Код деканата)
Стержневые сущности иобозначения связаны между собой ассоциациями:
Зачеты (Код студента, Кодпредмета, Оценка на зачете)
Сессия (Оценка, Дата сдачиэкзамена, Код студента, Код предметов)
Предметы по специальности (Кодстудента, Код специальности)
Инфологическая модельпредставлена на рисунке 1.
3. Создание базы данных в Microsoft Access 20003.1 Создание таблиц базы данных
Каждая сущностьинфологической модели, представленной выше, реализуется в виде таблицы саналогичным именем и соответствующими полями.
В процессе проектированиябазы данных «Система для деканата» были созданы следующие таблицы:
Факультет
Кафедра
Специальность
Группа
Студент
Сессия
Предметы
Стипендия
Зачеты
Предметы по специальности
Структуры созданных таблицприведены ниже.
Таблица 2 — Структурысозданных таблиц
Название
таблицы Название поля Тип данных поля Свойства поля
  Факультет Код факультета Счетчик
Размер поля: Длинное целое
Новые значения: Последовательные
Индексированное поле: Да (Совпадения не допускаются)
  Факультет Текстовый
Размер поля: 25
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет
 
  Кафедра Код кафедры Счетчик
Размер поля: Длинное целое
Новые значения: Последовательные
Индексированное поле: Да (Совпадения не допускаются)
 
  Кафедра Текстовый
Размер поля: 25
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет
 
  Код деканата Числовой
Размер поля: Длинное целое
Число десятичных знаков: Авто
Значение по умолчанию: 0
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет
 
  Специальность Код специальности Счетчик
Размер поля: Длинное целое
Новые значения: Последовательные
Индексированное поле: Да (Совпадения не допускаются)
 
  Код кафедры Числовой
Размер поля: Длинное целое
Число десятичных знаков: Авто
Значение по умолчанию: 0
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет
 
  Специальность Текстовый
Размер поля: 25
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет
 
  Шифр специальности Текстовый
Размер поля: 6
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет
 
  Группа Код группы Счетчик
Размер поля: Длинное целое
Новые значения: Последовательные
Индексированное поле: Да (Совпадения не допускаются)
 
  Код специальности Числовой
Размер поля: Длинное целое
Число десятичных знаков: Авто
Значение по умолчанию: 0
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет
 
  Год формирования Текстовый
Размер поля: 4
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет
 
  Обозначение Текстовый
Размер поля: 5
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет
  Студент Код студента Счетчик
Размер поля: Длинное целое
Новые значения: Последовательные
Индексированное поле: Да (Совпадения не допускаются)
  Фамилия студента Текстовый
Размер поля: 20
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет
  Имя студента Текстовый
Размер поля: 20
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет
  Отчество студента Текстовый
Размер поля: 20
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет
  Адрес прописки Текстовый
Размер поля: 50
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет
  Адрес проживания Текстовый
Размер поля: 50
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет
  Номер зачетки Текстовый
Размер поля: 6
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет
  Код группы Числовой
Размер поля: Длинное целое
Число десятичных знаков: Авто
Значение по умолчанию: 0
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет
  Иногородний/ не иногородний Текстовый
Размер поля: 14
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет
  Сессия Оценка Числовой
Размер поля: Длинное целое
Число десятичных знаков: Авто
Значение по умолчанию: 0
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет
  Дата сдачи экзамена Дата/время
Формат поля: Краткий формат даты
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет
  Код студента Числовой
Размер поля: Длинное целое
Число десятичных знаков: Авто
Значение по умолчанию: 0
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет
  Код предметов Числовой
Размер поля: Длинное целое
Число десятичных знаков: Авто
Значение по умолчанию: 0
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет Предметы Код предмета Счетчик
Размер поля: Длинное целое
Новые значения: Последовательные
Индексированное поле: Да (Совпадения не допускаются) Предмет Текстовый
Размер поля: 20
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет Стипендия Код стипендии Счетчик
Размер поля: Длинное целое
Новые значения: Последовательные
Индексированное поле: Да (Совпадения не допускаются) Код студента Числовой
Размер поля: Длинное целое
Число десятичных знаков: Авто
Значение по умолчанию: 0
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет Стипендия Денежный
Формат поля: Денежный
Число десятичных знаков: Авто
Значение по умолчанию: 0
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет Зачеты Код студента Числовой
Размер поля: Длинное целое
Число десятичных знаков: Авто
Значение по умолчанию: 0
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет Код предмета Числовой
Размер поля: Длинное целое
Число десятичных знаков: Авто
Значение по умолчанию: 0
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет Оценка на зачете Текстовый
Размер поля: 11
Обязательное поле: Да
Пустые строки: Нет
Индексированное поле: Нет Предметы по специальности Код специальности Числовой
Размер поля: Длинное целое
Число десятичных знаков: Авто
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет Код предметов Числовой
Размер поля: Длинное целое
Число десятичных знаков: Авто
Значение по умолчанию: 0
Обязательное поле: Да
Индексированное поле: Нет /> /> /> /> /> /> /> /> />
После создания всех таблиц вокне базы данных должны быть записаны имена всех таблиц. Окно базы данных«Система для деканата» со всеми созданными таблицами представлено нарисунке 2.

/>
Рисунок 2 — Окно базы данных«Система для деканата» с таблицами3.2 Создание связей между таблицами базы данных
При создании связи междутаблицами связываемые поля могут иметь разные имена. Однако связываемые полядолжны иметь одинаковый тип данных, за исключением случая, когда полепервичного ключа является полем типа Счетчик. Поле счетчика связывается счисловым полем, если значения свойства «Размер поля» обоих полейсовпадают.
Устанавливаем связи междутаблицами базы данных «Система для деканата» согласно инфологическоймодели. Полученная таким образом схема данных (совокупность таблиц, связанныхмежду собой) представлена на рисунке 3.

/>
Рисунок 3 — Схема данных
 3.3 Построение запросов базы данных
Работа с любой базой данныхпредполагает получение (выбор из совокупности данных) необходимой пользователюинформации. С этой целью разрабатываются запросы, в содержании которыхопределяется информация, которая может понадобиться пользователю, и процесс еепоиска и вывода.
Работнику деканата могутпотребоваться следующие сведения:
Студенты, обучающиеся наопределенной кафедре и не сдавшие хотя бы один экзамен, с указанием группы ипредметы, оценка по которому отсутствует или равна 2;
Средний балл каждой группы;
Средний балл по каждомупредмету;
Список студентов указаннойкафедры, которые по итогам сессии могут получать стипендию;
Список студентов, подлежащихотчислению;
Количество студентов, неполучающих стипендию; получающих обычную стипендию; получающих стипендию с 50%-ной надбавкой; получающих стипендию со 100% -ной надбавкой;
Какой предмет студенты сдалихуже других предметов;
Какой предмет студенты сдалилучше других предметов.
Согласно этим пунктам впроцессе разработки базы данных созданы запросы, позволяющие пользователю, тоесть работнику деканата, быстро и без особых усилий найти необходимую емуинформацию: об успеваемости студентов с указанием их фамилий, о средних баллахпо предметам, о средней успеваемости каждой группы, о студентах, получающихопределенную стипендию и др.
Запрос, выводящий фамилиистудентов определенной кафедры с указанием группы и предмета, по которомуоценка отсутствует или равна 2, ссылается на связанные между собой таблицы«Кафедра», «Специальность», «Группа», «Студент»,«Предметы», «Сессия». Структура запроса представлена нарисунке 4.
/>
Рисунок 4 — Запрос остудентах обучающихся на определенной кафедре и не сдавшие хотя бы одинэкзамен, с указанием группы и предметы, оценка по которому отсутствует илиравна 2;
Запрос, в результате действиякоторого выводятся данные о среднем балле студентов каждой группы, ссылается натаблицы «Факультет», «Кафедра», «Специальность»,«Группа», «Студент», «Сессия».
Структура запросапредставлена на рисунке 5.
/>
Рисунок 5 — Запрос о среднембалле по каждой группе
Запрос, в результате действиякоторого выводятся данные о среднем балле по каждому сдаваемому студентамипредмету, ссылается на таблицы «Сессия» и «Предметы».
Структура запросапредставлена на рисунке 6
/>
Рисунок 6 — Запрос о среднембалле по предмету.

В результате работы запроса«Студенты, которые могут получать стипендию» выводятся фамилии,инициалы студентов и размер стипендии. Данный запрос ссылается на таблицы«Стипендия» и «Студент».
Структура запросапредставлена на рисунке 7.
/>
Рисунок 7 — Запрос остудентах, которые по результатам сессии могут получать стипендию
В результате работы запроса«список студентов, подлежащих отчислению», выводятся фамилиястудента, количество несданных зачетов и экзаменов. Этот запрос ссылается назапросы «Кол-во несданных зачетов» и «Кол-во несданных экзаменов».Структура запроса представлена на рисунке 8.
/>
Рисунок 8 — Запрос о студентах,которые по результатам сессии могут быть отчислены.

Запросы о количествестудентов, не получающих стипендию, получающих обычную стипендию, получающихстипендию с 50% -ной надбавкой и получающих стипендию со 100% -ной надбавкойссылаются на одну и ту же таблицу «Стипендия». Структуры этихзапросов представлены соответственно на рисунках 9, 10, 11 и 12.
/>
Рисунок 9 — Запрос околичестве студентов, не получающих стипендию
/>
Рисунок 10 — Запрос околичестве студентов, получающих обычную стипендию.

/>
Рисунок 11 — Запрос околичестве студентов, получающих стипендию с 50% -ной надбавкой
/>
Рисунок 12- Запрос околичестве студентов, получающих стипендию со 100% -ной надбавкой
Запрос, выводящий названиянаиболее плохо сданных предметов, ссылается на запрос «Кол-во 2 попредметам». Структура запроса представлена на рисунках 13.

/>
Рисунок 13 — Запрос,выводящий наиболее плохо сданный предмет
Запрос, выводящий названиянаиболее плохо сданных предметов, ссылается на запрос «Средний бал попредмету». Структура запросов представлены соответственно на рисунках 13.
/>
3.4 Создание форм и отчетов3.4.1 Создание форм базы данных
Работа с данными в MicrosoftAccess осуществляется в основном с помощью форм. Любая форма содержит окна — поля, которые предназначены для ввода информации.
Для ввода и редактированияданных были созданы следующие формы:
«Данные о студентов»;
«Студент»;
«Начисление стипендии».
В процессе работы с формой«Данные о студентов» работник деканата может с помощью нее удалитьили добавить в базу студента, а также поменять студенту номер группы,специальность, кафедру, номер зачетки. Источником данных для данной формыявляются запрос «Для формы студенты». Форма выглядит, как показано нарисунке 14.
/>
Рисунок 14 — Форма «Данныео студентах»
Форма «Студент» содержитполя, в которых работник деканата (пользователь разрабатываемой базы данных) можетвнести оценки по каждому предмету, сданному студентом в течение сессии. Созданиеданной формы сопровождалось созданием подчиненной формы «Сессия.
Форма „Студент“ представленана рисунке 15.

/>
Рисунок 15 — Форма „Студент“
С помощью формы „Начислениестипендии“ работник деканата имеет возможность по результатам сессииначислить студенту соответствующую стипендию. Данная форма ссылается на запрос»Начисление стипендии". Форма представлена на рисунке 16.
/>
Рисунок 16 — Форма «Начислениестипендии»
 3.3.4 Создание отчетов базы данных
Хотя таблицы и формы можнонапечатать, часто возникает необходимость преобразовать их в отчеты, которыепредназначены для пользователей, занимающихся анализом информации. Отчетвключает в себя сведения из таблицы или запроса, которые являются источникомданных, содержащихся в этом отчете.
Процесс проектирования базыданных в соответствии с заданием были созданы отчеты о студентах каждой группыфакультета, получающих стипендию, с указанием их оценок, полученных ими,подсчетом среднего балла каждого студента, подсчетом среднего балла группы ифакультета. Следует также подсчитать количество студентов, не получающихстипендию, получающих обычную стипендию и получающих повышенную стипендию.
Рисунок 17 — Отчет остудентах каждой группы факультета, получающих стипендию, с указанием их ФИО, иразмере стипендии.
/>
Рисунок 18 — Отчет о подсчетесреднего балла каждого студента

/>
Рисунок 19 — Отчет о подсчетесреднего балла по группам
/>
Рисунок 20 — Отчет о подсчетесреднего балла по факультету
/>
Рисунок 21 — Отчет о подсчетеколичества студентов в группах

/>
Рисунок 22 — Отчет о подсчетеколичества студентов на факультете
/>
Рисунок 23 — Отчет о подсчетеколичества студентов не получающих стипендию
/>
Рисунок 24 — Отчет о подсчетеколичества студентов получающих обычную стипендию.
/>
Рисунок 25 — Отчет о подсчетеколичества студентов получающих стипендию + 50% надбавкой.
/>
Рисунок 26 — Отчет о подсчетеколичества студентов получающих стипендию + 100% надбавкой.

/>
Рисунок 27 — Фрагмент (1из5стр) отчета о студентах каждой группы факультета, получающих стипендию, суказанием их оценок, полученных ими.
/>3.5 Создание элементов управления базой данных
После создания форм изапросов была создана форма для управления всей базой данных — главнаякнопочная форма «Система для деканата» (рисунок 28).

/>
Рисунок 28 — Главнаякнопочная форма «Информация для деканата».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Blah Essay Research Paper For my senior
Реферат Экологическая безопасность и экологические риски
Реферат Насилие и жестокость
Реферат Век глобализации
Реферат Расчет показателей по труду и заработной плате
Реферат Деньги и денежная система в рыночной экономике
Реферат Экономическая и социальная география
Реферат Донецький економічний район Роль агропромислового комплексу в економіці України
Реферат Психоаналитическая теория невроза
Реферат Догляд за хворими з хронічною серцевою недостатністю
Реферат 1. Экономическая теория в системе экономических наук
Реферат Принцип золотого перетину
Реферат Особенности логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Реферат Критические периоды развития двигательных качеств девушек, их учет при планировании учебно-тренировочного процесса
Реферат Исследование особенностей ресурсного состояния