Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Разработка ПО ИС Аптеки

1.Постановказадачи.
 
РазработатьПО ИС аптеки:
 
1) с применениемструктурного подхода, создав: начальную контекстную диаграмму; концептуальнуюмодель данных с атрибутами; диаграммы потоков данных нулевого и последующихуровней для процессов ИС; диаграммы системных процессов нулевого и последующихуровней; диаграмму последовательности экранных форм.
2) с применением объектно-ориентированногоподхода в среде RationalRose реализовать: диаграмму вариантовиспользования; диаграмму классов; диаграмму последовательности; кооперативнуюдиаграмму; диаграмму пакетов; сетевую конфигурацию системы; диаграммусостояния.

2.Структурный подход к разработке ПО ИС Аптеки.
 
2.1.Жизненный цикл ПО ИС.
Одним из базовых понятийметодологии проектирования ИС является понятие жизненного цикла ее программногообеспечения (ЖЦ ПО). ЖЦ ПО — это непрерывный процесс, который начинается смомента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в моментего полного изъятия из эксплуатации.
Основным нормативнымдокументом, регламентирующим ЖЦ ПО, является международный стандарт ISO/IEC12207 [5] (ISO — International Organization of Standardization — Международнаяорганизация по стандартизации, IEC — International Electrotechnical Commission- Международная комиссия по электротехнике). Он определяет структуру ЖЦ, содержащуюпроцессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время созданияПО.
Структура ЖЦ ПО постандарту ISO/IEC 12207 базируется на трех группах процессов:
· основные процессы ЖЦ ПО(приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);
· вспомогательныепроцессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование,управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация,оценка, аудит, решение проблем);
· организационныепроцессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение,оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение).
Разработка включает всебя все работы по созданию ПО и его компонент в соответствии с заданнымитребованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации,подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности исоответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых дляорганизации обучения персонала и т.д. Разработка ПО включает в себя, какправило, анализ, проектирование и реализацию (программирование).
Эксплуатация включает всебя работы по внедрению компонентов ПО в эксплуатацию, в том числеконфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей, обеспечениеэксплуатационной документацией, проведение обучения персонала и т.д., инепосредственно эксплуатацию, в том числе локализацию проблем и устранениепричин их возникновения, модификацию ПО в рамках установленного регламента,подготовку предложений по совершенствованию, развитию и модернизации системы.
Управление проектомсвязано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективовразработчиков и контроля за сроками и качеством выполняемых работ. Техническоеи организационное обеспечение проекта включает выбор методов и инструментальныхсредств для реализации проекта, определение методов описания промежуточныхсостояний разработки, разработку методов и средств испытаний ПО, обучениеперсонала и т.п. Обеспечение качества проекта связано с проблемами верификации,проверки и тестирования ПО. Верификация — это процесс определения того,отвечает ли текущее состояние разработки, достигнутое на данном этапе,требованиям этого этапа. Проверка позволяет оценить соответствие параметровразработки с исходными требованиями. Проверка частично совпадает с тестированием,которое связано с идентификацией различий между действительными и ожидаемымирезультатами и оценкой соответствия характеристик ПО исходным требованиям. Впроцессе реализации проекта важное место занимают вопросы идентификации,описания и контроля конфигурации отдельных компонентов и всей системы в целом.
Управление конфигурациейявляется одним из вспомогательных процессов, поддерживающих основные процессыжизненного цикла ПО, прежде всего процессы разработки и сопровождения ПО. Присоздании проектов сложных ИС, состоящих из многих компонентов, каждый изкоторых может иметь разновидности или версии, возникает проблема учета ихсвязей и функций, создания унифицированной структуры и обеспечения развитиявсей системы. Управление конфигурацией позволяет организовать, систематическиучитывать и контролировать внесение изменений в ПО на всех стадиях ЖЦ. Общиепринципы и рекомендации конфигурационного учета, планирования и управленияконфигурациями ПО отражены в проекте стандарта ISO 12207-2 [5].
Каждый процессхарактеризуется определенными задачами и методами их решения, исходнымиданными, полученными на предыдущем этапе, и результатами. Результатами анализа,в частности, являются функциональные модели, информационные модели исоответствующие им диаграммы. ЖЦ ПО носит итерационный характер: результатыочередного этапа часто вызывают изменения в проектных решениях, выработанных наболее ранних этапах.
Моделижизненного цикла ПО
Стандарт ISO/IEC 12207 непредлагает конкретную модель ЖЦ и методы разработки ПО (под моделью ЖЦпонимается структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязипроцессов, действий и задач, выполняемых на протяжении ЖЦ. Модель ЖЦ зависит отспецифики ИС и специфики условий, в которых последняя создается и функционирует).Его регламенты являются общими для любых моделей ЖЦ, методологий и технологийразработки. Стандарт ISO/IEC 12207 описывает структуру процессов ЖЦ ПО, но неконкретизирует в деталях, как реализовать или выполнить действия и задачи,включенные в эти процессы.
К настоящему временинаибольшее распространение получили следующие две основные модели ЖЦ:
· каскадная модель (70-85г.г.);
· спиральная модель(86-90 г.г.).
В изначальносуществовавших однородных ИС каждое приложение представляло собой единое целое.Для разработки такого типа приложений применялся каскадный способ. Его основнойхарактеристикой является разбиение всей разработки на этапы, причем переход содного этапа на следующий происходит только после того, как будет полностьюзавершена работа на текущем. Каждый этап завершается выпуском полного комплектадокументации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолженадругой командой разработчиков.
Положительные стороныприменения каскадного подхода заключаются в следующем [2]:
· на каждом этапеформируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериямполноты и согласованности;
· выполняемые в логичнойпоследовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всехработ и соответствующие затраты.
2.1.3. СтандартISO 12207.
Стандарт ISO 12207 —Процессы жизненного цикла программного обеспечения — наиболее полно на уровнемеждународных стандартов отражает жизненный цикл, технологию разработки иобеспечения качества сложных программных средств. Жизненный цикл ПО представленнабором этапов, частных работ и операций в последовательности их выполнения ивзаимосвязи, регламентирующих ведения разработки на всех стадиях от подготовкитехнического задания до завершения испытаний ряда версий и окончанияэксплуатации ПО. В ЖЦ включаются описания исходной информации, способоввыполнения операций и работ, устанавливаются требования к результатам иправилам их контроля, а также к содержанию технологических и эксплуатационныхдокументов. Определяется организационная структура коллективов, распределение ипланирование работ, а также контроль за реализацией ЖЦ ПО.
Стандарт определяетархитектуру, процессы, разделы и подразделы ЖЦ ПО, а также перечень базовыхработ и детализирует содержание каждой из них. Архитектура ЖЦ ПО в стандартебазируется на трех крупных компонентах (Рис. 4):
·         основные процессыжизненного цикла ПО и определяющие работы (раздел 5);
·         вспомогательныепроцессы и работы, поддерживающие жизненный цикл ПО (раздел 6);
·         организационныепроцессы и управление жизненным циклом ПО (раздел 7).
Эти разделы стандартасостоят из ряда подразделов, в которых подробно раскрывается содержание каждойработы и комментируются особенности их выполнения. Рекомендации к каждомуподразделу состоят в среднем из 3-6 пунктов — работ (процедур). Общее числоработ и комментариев к ним в стандарте свыше 220.
В разделе 5 изложеныосновы ЖЦ и рекомендации по подготовке, разработке, эксплуатации исопровождению программных средств (см. Рис. 4). Процессы приобретения и/илиподготовки к созданию ПО должны начинаться с инициализации проекта, анализаконцепции, анализа рынка продуктов, выработки требований и составаподдерживающих документов, создания предварительного плана проекта. Основныеработы по созданию сложного комплекса программ рекомендуется начинать сопределения состава сопровождающих документов, выбора средств конфигурационногоуправления и обеспечения качества, а также выбора методов и средствтехнологического обеспечения разработки всей информационной системы.Кодирование и тестирование каждого компонента ПО должно быть оформленосовокупностью документов, удостоверяющих соответствие компонента первичнойспецификации, содержащих тесты и результаты тестирования.
Рекомендуетсяразрабатывать план работ, включающий комплексирование компонентов, тестированиепо всем разделам требований и показателям качества, а также документированиеплана, результатов интеграции, использованных тестов, критериев оценки и полученныхрезультатов. Далее ПО следует подвергать квалификационному (аттестационному)тестированию по всем разделам требований контракта, при широком варьированиитестов, изменениях значений критериев, а также тестировать полноту иадекватность технологической и пользовательской документации реальномупрограммному продукту. Проверенный таким образом комплекс программинтегрируется в вычислительные средства информационной системы, средствавизуализации и телекоммуникации.
Эти работывзаимодействуют с работами, обеспечивающими сопровождение ПО. Специалистыанализируют сообщения об ошибках и предложения на модификацию ПО, селектируютих на соответствие требованиям контракта и оценивают целесообразностьпроведения изменений. Подготовленные изменения тестируются и проверяются покритериям, определенным в документации.
Вспомогательные технологическиеработы, поддерживающие жизненный цикл ПО, и рекомендации по их выполнениюизложены в разделе 6. Процессы документирования ПО должны охватыватьпланирование и обеспечение документирования, рекомендации по стандартизации,проектированию и разработке, а также по производству, конфигурационномууправлению и сопровождению комплекта документации на ПО. Для обеспечениягарантий качества следует использовать планирование, методологию, процедуры истандарты поддержки качества ПО в соответствии с контрактом с учетом доступныхресурсов. Верификация ПО должна включать ее организацию, планирование итехническое обеспечение. Удостоверение правильности (аттестация) должнагарантировать полное соответствие программного продукта спецификациям, требованиями документации на ПО и возможность его надежного функционирования и безопасногоприменения пользователем.
Организации жизненногоцикла ПО посвящен раздел 7. Она включает основные работы по управлениюпроектом, производством и средствами для обеспечения процессов по разработке,эксплуатации и сопровождению. Процессы формирования инфраструктуры должнысостоять из выбора и установления аппаратных и программных средств, технологии,стандартов и обслуживания, используемых для разработки, сопровождения иобеспечения эксплуатации ПС. Процессы совершенствования жизненного цикла ПСсостоят в установлении, оценивании, измерении, контроле и корректировкепроцессов жизненного цикла конкретных ПО. Процессы обучения определяютсятребованиями к проекту, должны учитывать необходимые ресурсы, управление итехнические средства. Изложены рекомендации по преобразованию и адаптациибазовой структуры этого международного стандарта для конкретного проекта(приложение А) и руководство по их выполнению в ЖЦ ПО (приложение В).

2.2.Диаграммы, реализованные в структурном подходе.
1.  Начальная контекстная диаграмма ПО ИС Аптеки:
/>

/>                                                                                                                          
                                                           /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>Чек                                                                                                 Документы
/>/>/>/>/>Полученноелекарство                                                                              Заказ (опт)
/>/>/>База лекарств                                                                                      
/>/>/>Заявкана лекарство                                                                          ТТН
/>

                                                                                                               Заказот Зав. Аптеки
/>

/>Заявка налекарство                                                                       Документы 
/>/>/>/>/>/>/>/>/>База лекарств                                                                              
/>/>                                                                               
/>                         Лекарство                                                           Отправказаказа на лекарства/> /> /> /> /> /> /> /> /> />

                                    Чек                                                         ТТН
/>/>/>/>     
                                                                                               Заказ(опт)
/>/>      Наличиеданного лекарства                                                                /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

2.         Концептуальнаямодель данных с атрибутами.
 
/>/>
Менеджер   />/>/>
Заведующий аптекой                (0,N)                                                                                         (1,1)
/>

/>                                              (1,1)                             (0,N
                                                                                                                           (0,N)
_________Заказ___________
 
Идентификационный №
Наименование лекарства
Фирма-производитель
Страна
Стоимость
Количество                              
/>

                                                                                             (0,N)                                                                                                                                      
/>

                                                                                                                          (1,1)/>
_____Лекарство__________
Идентификационный №
Наименование лекарства
Фирма-производитель
Страна
Стоимость
Количество  

/>/>                                                                          (1,1)
                                              
/>                                                                                                                                          (N,N)
                                                                                                                            (1,1)        
/>                        (1,1)
/>/>/>                                                                                                                                                           (1,1)
                                                                                                                           (1,1)/> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>                                               (0,N)                        (1,1)
Покупатель                                                                                                                      
                                                                                                                   (1,1)
                           /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Кассир   /> /> /> />

                                                                                                                    

3.   Диаграмма потоков 0-го уровня./> /> /> /> /> /> />

/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

                                  
/>

/>/>/>/>           
                                                                                                          
            1     База лекарств/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

                                                                /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>/>/>                       
/>

/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> />/> /> /> /> /> /> /> /> />

 
/>

4. Диаграмма потоков данных первого уровня дляпроцесса 2./> /> /> /> /> /> /> /> />

                        Покупатели/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>                 
                  Лекарства/> /> /> /> /> /> /> /> /> />


5. Диаграмма потоков данных второго уровня дляпроцесса 2.1.
/>/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>                                                                                                             
                                                                                             Покупатели

6. Диаграмма потоков данных первого уровня дляпроцесса 2/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />/>/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>/>/>                                                            
/>                                                                               
                                                                     Лекарства
/>



7. Диаграмма системных процессовнулевого уровня
/>/>/>/>/>/>/>/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />/>/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> />/>/>

/>
/>

/>/>
/>
/>                                                                                  
/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>

/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>

/>
/>/>


8. Диаграмма системных процессовпервого уровня/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>/>

                             
/>

                                                                               1      БД ИС Аптеки
9. Диаграмма последовательности экранных форм./> /> /> /> /> /> /> /> />


3. Объектно-ориентированный подход к разработке ПО ИСАптеки
 

1. Use- CaseDiagram.
/>

2. Sequence Diagram.
/>
3.Traceabilities./>

4. Сетевая конфигурация системы.
/>

5. Collaboration Diagram.
/>

Заключение.
В данной курсовой работеразработана информационная система аптеки в Case-средстве Rational Rose корпорации Rational.
В ходе работы быласоздана начальная контекстная диаграмма, которая является основной припостроении диаграмм DFD, разбивающаясяна диаграммы потоков нулевого и последующих уровней для процессов ИС. Такжебыла сконструирована концептуальная модель с атрибутами, т.е. диаграмма ERD, являющаяся прототипом базы данных,которая включает в себя базу данных заказов и лекарств в аптечной сети.
Для представлениядиаграмм на физическом уровне были созданы диаграммы системных процессов,отображающие взаимосвязь компьютеров, людей посредством ЛВС и сетей Интернет.
Структурный подход даетоснову для создания диаграмм объектно-ориентированного подхода в среде Rational Rose.
Объектно-ориентированныйподход включает в себя в первую очередь диаграмму вариантов использования,которая представляет из себя действующих лиц, которые участвуют в создании ИСАптеки (менеджер оптовой фирмы, заведующий аптекой, кассир, покупатель) исвязанные с их деятельностью варианты использования.
Из диаграммы вариантовиспользования вытекают диаграммы последовательностей, позволяющие разбивать иуточнять каждый вариант использования.
Следующим этапомобъектно-ориентированного подхода является создание классов с соответствующимиатрибутами (с определением стереотипов классов) и взаимодействие междуклассами.
Диаграмма сетевой конфигурациисистемы показывает, что менеджеру, заведующему аптекой, кассиру, покупателю необходимыкомпьютеры, выделенный сервер для хранения заявок от покупателя, документов дляполучения заказов, базу данных медицинских лекарств. Компьютеры менеджеров, атакже покупателей, с сервером будут соединятся с помощью глобальной сетиИнтернет.
Соответственно,компьютеры заведующей и кассира могут быть соединены с помощью ЛВС, и тожемогут работать с сервером через сеть Интернет.
В дальнейшем для этойинформационной системы должны быть созданы программистами пользовательскиеприложения отдельно для клиентов, кассира, менеджеров, заведующей аптеки.

Список использованнойлитературы.
1. Мироненкова Ж.В.Развитие информационных сетей в фармацевтической отрасли / Мироненкова Ж.В.,Лозовая Г.Ф. // В сб.: Материалы Х Российского национального конгресса «Человеки лекарство». – М., 2003. – С. 12.
2. ref.ruscore.ru/rqref/part6/item7101.html
3. www.klubok.net/downloads2.html
4. inform-referats.narod.ru/informatic-all.htm
5. rational.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Таллар, Камиль д`Отен де ла Бом
Реферат Immortality And Mortality In The Economic Sciences
Реферат «Мелодией одной звучат печаль и радость...» (Тема любви в лирике А.Блока.)
Реферат Анализ рынка предприятия с помощью маркетингового исследования на примере гостиницы Ковров
Реферат Інформаційна картка про порядок надання послуги
Реферат Издание классических литературных текстов в интернете
Реферат All The Time Essay Research Paper A
Реферат Стандарты аудита
Реферат Внешний контроль качества работы аудиторов
Реферат Оценка качества общего образования глазами школьников
Реферат Оптимизация кредитного портфеля (на примере Красноярского Городского отделения Сбербанка России № 161)
Реферат Основные модели макроэкономического равновесия
Реферат Bird Imagery In Portrait Of The Artist
Реферат Imperialism And India Essay Research Paper Imperialism
Реферат Анализ рекламной практики на материалах ОАО "Комитекс"