Содержание практики.
Цель практики предполагает повышение уровня компьютерной грамотностистудентов и использование полученных навыков для решения задач менеджмента.
Задачи практики предполагают работу с электронными таблицами и построениебаз данных, а так же ознакомление с формами статистической отчетностипредприятий и соответствующими информационными системами.
Гостиничный бизнес Севастополя.
Севастополь обладает достаточно высоким рекреационным потенциалом.Потенциальная емкость побережья, общая протяженность которого более 100 км, оценивается в 130 тыс. мест курортной сети. По количеству солнечных дней Севастополь занимаетпервое место в Украине, среднегодовая температура воздуха и воды здесь,соответственно + 12 и + 14 градусов. Территория города, включает Национальныйисторико-культурный заповедник «Херсонес Таврический», четырегосударственных заказника. Севастопольский регион обладает огромнымрекреационным потенциалом, большей частью невостребованным, и в перспективеименно рекреация должна стать одной из основных отраслей специализации региона.
Рекреационные территории Севастопольского региона представлены четырьмяосновными зонами: Балаклаво-Гасфортская, Долина бухты Ласпи, Зона «МысФиолент — Балаклава», Зона «Мыс Лукулл-Кача-Любимовка». В городе2004 памятника археологии, истории, культуры и архитектуры, 49 км пляжей и зон отдыха, 16 гостиниц. Индивидуальные частные средства размещения (меблированныепомещения, домики отдыха и т.д.), сдающиеся в наем, — не поддаются учету,(сертифицировано в рамках добровольной сертификации — 5). В Севастополе,расположены 7 санаториев и пансионатов, 13 туристических баз и лагерей, 11детских оздоровительных центров.
В перспективе Севастополь следует рассматривать (наряду с Ялтой) какцентр международного туризма Крыма. Если в 2003 году туристическойдеятельностью занимались 189 фирмы Севастополя, то в 2007-м появилось уже 378турфирм. Соответственно, растет и число «культурно обслуженных» туристов, в2003 году — 315 тысяч человек, а в 2007-м – 427 тысяч человек. Это мало, еслиучесть, что в летний период только в самом Севастополе население за счет гостейгорода увеличивается более чем на миллион человек. И эта цифра из года в годрастет!
Общее количество туристов возросло в 2007 году по сравнению с прошлым на26,1%, в том числе детей — 30,2%, а объем предоставленных услуг возрос на40,2%. После анализа лета-2007 выяснилось, что объем продаж, оформленныйрасчетными чеками, возрос по сравнению с 2006 годом на четверть. В городрегулярно приезжают туристы из 40 стран мира. Севастополь сейчас увереннолидирует среди городов Крыма по количеству иностранных туристов, прежде всегоиз Англии, Франции и Италии, посещающих места героических сражений Крымскойвойны 1854-56 годов. В городе за курортный сезон 2004 года по сравнению саналогичным периодом прошлого года на 53% возросло количество иностранныхтуристов. Это определяет, среди прочего, и самые высокие в Крыму цены нагостиничные услуги.
Разработка базы данных для гостиницы.
Для создания базы данных MS Access я начала с того, что использовала Конструктор таблиц,который позволяет определить требуемую структуру таблицы. Для отображенияполной информации по состоянию гостиницы, направлениям её деятельности иотчётности по выполненным работам, я создала 10 таблиц:
1. «Сотрудники»
Таблица имеет следующие поля: код сотрудника (ключевое поле)- типданных: счётчик; фамилия, имя, отчество – тип данных: текстовый, размер– 20, обязательное, совпадения не допускаются; дата рождения –типданных: дата\время, обязательное; образование –тип данных: мастерподстановок – набор фиксированных данных (высшее, среднее); должность–мастер подстановок(список имеющихся должностей); адрес – тип данных:текстовый, размер-20, обязательное; телефон – тип данных: числовой, поленеобязательное; заработная плата – тип данных: денежный, формат поля –евро, обязательное. Таблица в режиме конструктора имеет вид:
/>
После заполнения полей соответствующей информацией она будет выглядетьтак:
/>
2. «Должности»
Данная таблица имеет следующие поля: код должности – счётчик(ключевое поле); должность – тип данных: мастер подстановок (наборосновных должностей).
3. «Номера»
Эта таблица имеет такие поля: код номера – тип данных счётчик (ключевоеполе); категория – тип данных: мастер постановок ( одноместный,двухместный, полулюкс, люкс)
4. «Категории номеров»
Поля: код категории – тип данных: счётчик (ключевое поле), категория– текстовый, размер поля- 20, обязательное; количество мест – типданных: числовой длинное целое, обязательное; количество комнат –аналогично; дополнительная информация – тип данных: МЕМО; стоимость всутки – тип данных: денежный, формат – евро, обязательное.
5. «Состояние номера»
Поля: код номера – тип данных матер подстановок (аналогичное полеиз таблицы «Номера», ключевое поле; код сотрудника (горничной) - мастер подстановок ( из таблицы «сотрудники»), бронь, заезд, выезд –тип данных: дата\время, поле обязательное; сумма – денежный, формат –евро.
6. «Клиенты»
Поля: код клиента – тип данных: счётчик(ключевое поле); фамилия,имя, отчество –тип данных: текстовый, размер поля- 20, обязательное,совпадения не допускаются; дата рождения - тип данных: дата\время,обязательное; пол — мастер постановок (муж, жен); вид документа –текстовый, рамер поля- 20, обязательное; серия — текстовый, обязательное; номер– числовой, обязательное; кем выдан – текстовый, размер поля – 50,обязательное.
7. «Бронь»
Поля: код брони – тип данных: счётчик( ключевое поле); кодсостояния – тип данных: мастер подстановок (поля бронь, заезд, выезд изтаблицы «состояние номера»); список фамилий – мастер подстановок изтаблицы «Клиенты»
8. «Дети»
Поля: код ребёнка – тип данных: счётчик (ключевое поле); кодклиента – тип данных: мастер подстановок ( аналогичное поле из таблицы«клиенты»); фамилия, имя, отчество – тип данных: текстовый, размер поля– 20, обязательное, совпадения не допускаются; дата рождения – типданных: дата\время, обязательное.
9. «Способ оплаты»
Поля: код клиента – мастер подстановок ( из таблицы «клиенты») (ключевое поле); форма оплаты – мастер подстановок (наличная,безналичная); предоплата – тип данных: числовой, формат поля – евро,обязательное.
10. «Заказ завтрака в номер»
Поля: код клиента – мастер подставовок ( из таблицы «клиенты»)(ключевое поле); код номера – мастер подстановок; количество персон –числовой, длинное целое, обязательное; время подачи – тип данных: дата\время,обязательное; заказ по меню – мастер подстановок (завтрак«континентальный», завтрак «весенний»); стоимость завтрака на 1 персону– тип данных: денежный, формат поля – евро, обязательное.
Схема данных имеет вид:
/>
2. Формирование запросов к полученным таблицам.
После заполнения таблиц необходимой информацией я создала 10 запросов в режимеКонструктора.
Запрос №1 – «Бронь-фамилия».
Для данного запроса я добавила таблицы «Состояние номера» и «бронь». Запросотображает информацию о забронированных номерах и клиентах, осуществившихбронь.
/>
Запрос №2 – «Занятые номера»
Для данного запроса были выбраны таблицы «состояние номера» и «клиенты».Данный запрос отображает информацию о занятых номерах и клиентах.
/>
Запрос №3 — «Заезд в номера»
Данный запрос отображает информацию о числах, когда был заезд в номера.Это упрощает поиск свободных номеров на конкретную дату.
/>
Запрос №4 – «Выезд из номеров»
Данный запрос аналогичен предыдущему, с той лишь разницей, чтоотображается информация о выезде.
/>
Запрос№5 – «Сотрудники с высшим образованием»
Данный запрос имеет условие выбора, который заключается в отборесотрудников с высшим образованием. Для этого в поле «условие отбора» вводимзначение — «высшее» и не выводим данное поле на экран.
/>
Запрос №6 – «Клиенты с детьми»
Данный запрос систематизирует информацию о наличии у клиентов детей,которая необходима для опредёленных скидок, льгот и т.д.
/>
Запрос №7 – «Наличная оплата»
Данный запрос отображает информацию о наличном способе оплаты, т.е.выведены фамилии клиентов, осуществивших эту форму оплаты, а также суммаоплаты. Здесь также есть условие отбора со значением «наличная» без вывод анэкран.
/>
Запрос №8 – «Безналичная оплата»
Данный запрос аналогичен предыдущему. Условие отбора – «безналичная».
/>
Запрос №9 – «Средняя зарплата по должностям».
Данный запрос показывает информацию о среднем показатели заработной платепо каждой должности. Для данной операции необходимо выбрать в поле «Групповаяоперация» значение – Avg (среднее).
/>
Запрос №10 – « Подача завтрака с 9:00»
Данный запрос показывает информацию о заказах завтраках в номер сконкретного времени, например с 9:00 утра. Для этого необходимо создать условие- >#9:00:00# .
/>
Создание этих запросов значительно упрощает деятельность по отчётности вгостинице, удобно систематизирует информацию, и позволяет оперативно еёиспользовать и вносить изменения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе прохождения практики, я повысилауровень компьютерной грамотности и использование полученных навыков для решениязадач менеджмента.
Также в ходе практики я разработалаконцептуальную схему базы данных для гостиницы, написала десять запросов к базеданных.
Выполнив работу, связанную непосредственнос составлением реляционной базы данных, я получила навыки работы с данными припомощи простых запросов, организации сортировки и поиска данных из областейзначений различных типов.
Также я освоила основные принципы работы имеханизмы функционирования гостиниц.