МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ СПОПЕРЕСЛАВСКИЙ КИНОФОТОХИМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БАЗЫ ДАННЫХ»
РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ «ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ090108
«ИНФОРМАЦИОННАЯБЕЗОПАСНОСТЬ»
Выполнил: АндрияновА.С.
Группа: 30-б
Руководитель работы:
Разумова Т.Ф.
г.Переславль-Залесский
2009 г.
Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
ГОУ СПОПереславский кинофотохимический колледж
Специальность: 090801«Информационная безопасность»
Курсовая работапо дисциплине «Базы данных»
Задание
студентуАндриянову Алексею Сергеевичу группы 30 Б
Тема курсовойработы: «Гостиничный комплекс»
Состав курсовой работы
Введение
1. Исходные данные
1.1 Входные данные
1.2 Выходные данные
2. Разработка базыданных
2.1Технологическийпроцесс обработки информации
2.1.1 Описаниепредметной области
2.1.2 Анализинформационных требований пользователя
2.1.3 Описание объектовданных
2.1.4 Проектирование БДи построение моделей БД
2.2 Описание принципаработы базы данных
2.3 Характеристика базыданных
3. Эксплуатация БД
Заключение
Литература
Приложение
Дата выдачи задания «4»сентября 2009
Дата окончаниявыполнения работы «11» декабря 2009
Руководитель работыРазумова Т.Ф. ____________________
Зав. кафедрой ИС МалыгинаС.Ю. ____________________
Содержание
Введение
1.Исходные данные
1.1Выходные данные
1.2Выходные данные
2.Разработка базы данных
2.1Технологическийпроцесс обработки информации
2.1.1Описание предметной области
2.1.2Анализ информационных требований пользователя
2.1.3Описание принципа работы базы данных
2.1.4Проектирование БД и построение моделей БД
2.2Описание принципа работы базы данных
2.3Характеристика базы данных
3.Эксплуатация БД
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Тема курсовой работы«Разработка базы данных «Гостиничный комплекс». Целью курсовой работы являетсяразработка базы данных «Гостиничный комплекс».
Задачами разработкикурсовой работы являются разработка и создание базы данных. Разработанная базадолжна выполнять следующие задачи:
— содержать подробныесведения о гостинице, номерах, клиентах, стоимости номеров, и т.д.;
— формироватьинформацию о купленных номерах;
-позволяет в любоевремя просматривать информацию о гостинице, номерах в них, а также легкомодифицировать ее (добавлять, редактировать, удалять: при работе с нейадминистрации);
-обеспечивает поискконкретного покупателя путем указания его фамилии, а также вывод информации попокупателям в конкретной гостинице конкретного номера;
— обеспечиваеторганизацию защиты посредством логина и пароля;
— базаданных позволяет полностью автоматизировать информацию о номерах гостиницы, атакже облегчает рабочую деятельность гостиниц.
Разработкаинформационной модели базы данных представляет собой проведение подробногословесного описания объектов предметной области и реальных связей, которыеприсутствуют между описываемыми объектами. Нам требуется разработатьинформационную базу данных, которая будет содержать:
-сведения о гостинице;
-сведения о составеномеров в гостинице и обстановке в них;
-регистрацияпокупателей в гостинице;
-ведение учетапокупателей и данные о них.
В системе должен бытьпредусмотрен режим администрирования, то есть режим просмотра и изменения базыданных (регистрация покупателей в номерах, удаление покупателей при их выездеиз гостиницы и т.д.).
Разработка структурыбазы данных начинается с выбора типа базы данных.
Мы будем использоватьнаиболее распространенные базы данных, которыми являются реляционные базыданных. Реляционная модель будет реализована на основе инфологической модели«сущность – связь»
База данных будетсоздаваться в СУБД MSAccess.
1. Исходныеданные
1.1Входные данные
Разрабатываемая базаданных содержит в себе данные о гостинице, номерах, стоимости номеров повыходным и будням, дополнительных местах в гостинице, а также данные опокупателях номеров в гостинице, которые приведены в следующих таблицах.
Данные о гостинице:
— название гостиницы;
— адрес в стране;
— телефон;
— директор;
— наличие пунктапитания;
-наличие автостоянки;
— отзывы.
Данные о заказах:
— номер заказа;
— дата заказа;
— дата прибытия;
— дата выезда;
— № номера;
— стоимость.
Данные об используемыхуслугах:
— номер заказа;
— номер услуги;
— дата;
— количество;
— общая стоимость.
Данные о классеобслуживания:
— вид номера;
— стоимость номера;
— периодичностьобслуживания.
Данные о клиентах:
— номер клиента;
— ФИО;
— номер паспорта;
— серия паспорта;
— адрес;
— гражданство.
Данные об описанииномера:
— № номера;
— расположение;
— вид номера.
Данные о перечне услугявляются:
— номер услуги;
— наименование;
— стоимость;
— единицы измерения.
1.2Выходные данные
У администратора ипокупателей должны быть разные права на доступ к базе данных, последствием чегоявляется установка логина и пароля для администрации в гостинице.
При работе с базойданных в гостинице покупатель имеет возможности такие, как:
1. Просмотрналичия свободных номеров в гостинице и их характеристики;
2. Выборнужного номера из свободных;
3. Регистрациячерез Интернет или по телефону;
4. Знаниестоимости каждого номера в отдельности.
При работе с базойданных администратор должен уметь решать следующие задачи такие, как:
1. приеми регистрация новых покупателей в свободные номера, которые выбирают покупателигостиницы;
2. размещениепокупателей в свободные номера, которые выбирают покупатели гостиниц;
3. проведениеопроса покупателей, например, для чего или с какой целью прибыли в наш город?
4. Заполнениекниги регистрации или бюллетень покупателей номеров гостиниц;
5. Проведениепроверки свободных или купленных номеров;
6. Ведениеучета, сколько, какие номера свободны или куплены покупателями и сколько повремени они будут заняты.
2. Разработка базы данных
2.1 Технологический процесс обработки информации
2.1.1 Описание предметной области
Гостиничный комплекс, которыймы будем рассматривать в данной работе, будет содержать одну гостиницу, пунктпитания и автостоянку.
Гостиница даетвозможность покупателям забронировать номера, ведет бюллетень по покупателям:туристам, командировочным. Для того, чтобы продать номер клиенту, необходимыследующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные,гражданство, адрес места жительства, время заселения и время отъезда, сумма коплате за предоставленные услуги. При регистрации клиента, как покупателя,клиент должен предъявить паспортные данные или документы удостоверяющие личность,и оплатить стоимость номера. Гостиница хранит информацию о номерах в гостинице,которые заняты клиентами. В случае, если бронирование номеров гостиницыпереносится на более позднее время или дату, изменения должны быть внесены вбюллетень покупателей, зарегистрированных в этот номер гостиницы, сообщеныпокупателю и должна быть предоплата за бронирование номера. Базой данных можетпользоваться администратор и покупатель номера, только у каждого разные правадоступа к ней: администратор просматривает базу, вносит изменения, а покупательможет только просматривать. Следовательно, база данных должна быть защищена отнесанкционированных действий злоумышленников паролем на вход.
Анализ информационныхтребований пользователя.
База данных«Гостиничный комплекс» должна выполнять следующие основные задачи:
— хранить сведения обовсех номерах гостиницы;
— хранить сведения озабронированных номерах клиентов;
— обеспечивать поискнужного номера;
— обеспечиватьоформление номера на нужного покупателя.
База данных должна бытьнастроенной, то есть в ней должна присутствовать возможность изменения, дополнения,в том числе и удаления следующих параметров:
— клиента и (или)номера (при въезде или отъезде клиента);
— наличие и возможностьпредоставления услуг.
Необходимо реализоватьбазу поиска по следующим параметрам:
— хранить сведения датыбронирования номера;
— хранить сведения датыотъезда покупателя номера.
Поиск лучшеосуществлять в виде запроса, например, выводить перечень всех номеров,удовлетворяющих введенным условиям.
Для осуществленияпроцесса оформления номера необходимо ввести фамилию, имя, отчество,гражданство, серию и номер паспорта, по которому зарегистрирован клиент. Послепокупки номера клиентом необходима сохранность информации о клиенте, но кромеэтого, о номере. Должна быть возможность просматривать списокзарегистрированных клиентов и покупателей, их паспортные данные, и т.д. (толькодля администрации).
Описание объектовданных.
Основными объектами(сущностями) в описании предметной области с точки зрения базы данных являются:
— гостиница;
— перечень услуг;
— описание номера;
— заказ;
— класс обслуживания;
— используемые услуги;
— клиент.
Атрибутами гостиницыявляются:
— название гостиницы;
— адрес в стране;
— телефон;
— директор;
— наличие пунктапитания;
-наличие автостоянки;
— отзывы.
Атрибутами заказаявляются:
— номер заказа;
— дата заказа;
— дата прибытия;
— дата выезда;
— № номера;
— стоимость.
Атрибуты используемыхуслуг:
— номер заказа;
— номер услуги;
— дата;
— количество;
— общая стоимость.
Атрибутами классаобслуживания являются:
— вид номера;
— стоимость номера;
— периодичностьобслуживания.
Атрибутами клиентовявляются:
— номер клиента;
— ФИО;
— номер паспорта;
— серия паспорта;
— адрес;
— гражданство.
Атрибутами описанияномера являются:
— № номера;
— расположение;
— вид номера.
Атрибутами перечняуслуг являются:
— номер услуги;
— наименование;
— стоимость;
— единицы измерения.
Построение базы данныхи построение моделей базы данных
На описание предметнойобласти, а также описанных сущностей и их атрибутов можно выделить следующиевиды связей между сущностями базы данных.
/>
Рисунок 1:Инфологическая модель базы данных.
Описание принципаработы базы данных
После завершения этапапроектирования структуры базы данных и инфологической модели базы данныхприступим к описанию принципа работы клиентской части и администрации.
/>
Рисунок 2. Реляционнаямодель базы данных.
2.1.2 Описаниепринципа работы клиентской части
Клиентская формаразделена на три основные составляющие: запросы таблицы, авторизация (дляадминистратора).
Результатом авторизацииадминистратора базы данных является переход с клиентской формы на формуадминистрации. Авторизация осуществляется путем ввода логина и пароля всоответствующие поля.
2.1.3 Описаниепринципа работы администрации
Описание формыадминистрации разделено на три основные составляющие: запросы, таблицы,изменение логина и пароля для администрации.
Запрос на поискпокупателей конкретного номера в конкретной гостинице в случае необходимостивыполняется поиск информации о покупателе с конкретным номером и конкретнойфамилией.
Изменение логина ипароля для администрации гостиниц происходит путем указания нового логина ипароля, и подтверждения путем повторения ввода.
2.2 Характеристика базы данных
Разработанная базаобладает следующими характеристиками:
— содержит подробныесведения о гостинице, номерах, о покупателях, о стоимости номеров и об услугах,предоставляемых гостиницей.
— формирует информациюо купленных номерах;
-позволяет в любоевремя просматривать информацию о конкретных номерах в гостинице, а также легкомодифицировать ее (добавлять, редактировать, удалять);
-обеспечивает поискконкретного покупателя путем указания его фамилии, а также вывод информации попокупателям в конкретной гостинице конкретного номера;
— обеспечиваеторганизацию защиты посредством логина и пароля;
— базаданных позволяет полностью автоматизировать информацию гостиницы о ее номерах,а также облегчает деятельность обслуживающего персонала гостиницы.
3. Эксплуатация базы данных
Под эксплуатацией базыданных понимается инструкция по работе с базой данных, которая позволяетадминистратору изменять, просматривать информацию, создавать учетные записипользователей, пользователю – просматривать, копировать информацию (только спомощью администратора), создавать файлы и документы.
Для этого нужно создатьучетную запись: Администратор. При описании учетных записей нужно указать, вкаких режимах и с какими базами данных разрешено работать пользователям.
Отдельно должен стоятьАдминистратор, имеющий право работать со всеми режимами, изменять любыенастройки.
При работе с базойданных необходимо предусматривать ограничение прав доступа пользователей кзадачам базы данных. Для осуществления этого имеются следующие пути решения:
— определение правдоступа каждого пользователя к каждой задаче базы данных;
— определение правдоступа группы пользователей к каждой задаче базы данных;
— определение правдоступа группы пользователей к группе задач базы данных.
Важная информация,которая хранится в базе данных, должна быть защищена от постороннеговмешательства, такого, например, как чтение, лицами, не имеющими доступа ипреднамеренного изменения информации.
3.1 Инструкция для клиентов
Для поиска покупателейнужных гостиниц по определенным критериям необходимо выполнить запрос на форме.
Запрос имеет несколькоопций и аспектов:
— автоматическийпереход (автоматически перескакивает на выбор следующего критерия запроса,установления галочки)
— критерии «времяпребывания» и «время отъезда».
Запрос реализован такимобразом, что после каждого вашего действия в окне «Гостиничный комплекс» будетотображен перечень всех предлагаемых услуг.
Для того, чтобызарегистрироваться через Интернет, следует заполнить форму регистрированияпокупателя (смотрите в приложении рисунок …. «форма регистрирования покупателя»).
3.2 Инструкция для администратора
Для того, чтобы увидетьинформацию о покупателях номеров гостиницы, администратор должен обязательноввести свой логин и пароль, после этого на экране появятся данные о покупателяхномеров гостиницы (смотрите в приложении рисунок … «данные о покупателяхномеров гостиницы»).
Также администраторможет редактировать, добавлять или удалять покупателей номеров. Для этого,например, нужно выбрать номер, из которого выехал покупатель, и, нажав кнопку«Удалить», после этого номер будет пуст.
Заключение
Целью курсовой работыбыло разработать базу данных «Гостиничный комплекс». Цель, поставленная передначалом разработки, достигнута.
Данная база данныхобладает рядом преимуществ и недостатков.
Преимуществамиявляются:
— легкость и удобство висполнении;
— широкие возможностирасширения базы данных;
— быстрый поискнеобходимых данных;
— легко переносится содного компьютера на другой;
— возможностьредактирования результатов запросов.
Недостатками являются:
— очень громоздкие базыданных;
— не очень высокийуровень безопасности.
Литература:
1. АгальцовВ.П. «Базы данных» Москва 2007
2. ГолицынаО.Л., Максимов Н.В., Попов Н.И. «Базы данных», Москва 2007 год;
3. ГринченкоН.Н., Гусев Е.В., Макаров Н.П., и др. «Проектирование баз данных СУБД MicrosoftAccess» 2004 год;
4. КарповаТ. «Базы данных. Модели, разработка, реализация» 2001 год;
5. ДжеффриП. Мак – Манус. «Обработка Баз Данных на VisualBasic 6» Москва 2001 год;
6. КузинА.В., Демин В.М. «Разработка баз данных в системе MicrosoftAccess», 2007 год;
7. СемакинИ., Залогова Л., Русаков С., и др. «Информатика. Базовый курс», Москва 2002год;
8. ТомасКоннолли, Королин Бегг, Анна Строган «Базы данных»; Москва 2007 год.
Приложение
/>
Форма регистрированияпокупателей через Интернет (после просмотра свободных номеров клиент выбираетнужный ему, вводя свои данные)
/>
запрос: поиск номера позаданным параметрам
/>
Форма, в которойвыводятся данные о клиенте.
/>
Отчет о перечнепредоставляемых услуг.