МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Факультетинформатики
КУРСОВАЯРАБОТА
Проектированиеи разработка электронного учебника
«Основытворческо–конструкторской деятельности»
г. Канск, 2008 г.
Содержание
Глава 1. Теоретические основыразработки и использования электронных учебников
1.1 Особенности организации учебногопроцесса с использованием электронных учебников
1.2 Основные компоненты и требованияк содержанию электронных учебников
Глава 2. Практическое руководство поЭУ «Основы творческо-конструкторской деятельности»
2.1 Информационное содержаниеэлектронного учебника
2.2 Программный инструментарий посозданию электронного учебника
2.3 Области применения УМП
Заключение
Список литературы
Введение
Постоянное увеличениеобъема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимостьинтенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий,базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активныхметодов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активныхметодов обучения – одна из основных задач дидактики, которая предполагаетактивизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов,способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительноймотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.
Развитие активного,деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческихспособностей каждого обучаемого осуществляются через формированиепознавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изученияучебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может бытьобеспечено созданием специальных электронных учебных пособий… Что обеспечитструктурирования учебной информации на разных уровнях, Систематизации процессапредъявления информации, специальной организации интерактивного общения.
Это актуализирует проблемуорганизации профессиональной подготовки специалиста в процессе изученияразличных образовательных областей посредством электронных учебных пособий поразличным дисциплинам, что и обуславливает выбор темы проекта.
Содержание курса «Основытворческо-конструкторской деятельности» изучается студентами Канскогопедагогического колледжа и филиала КГПУ им. В.П. Астафьева на четырех уровнях:
· в рамкахфакультатива «Технология творческо-конструкторской деятельности» студентамипервого курса колледжа факультета «Технология»;
· самостоятельногомодуля «Методика обучения старшеклассников творческой деятельности» в ходеизучения дисциплины специализации «Профильное образование» студентами третьегокурса факультета «Технология»;
· в рамкахдисциплины «Основы творческо-конструкторской деятельности и ДПТ» студентамифилиала КГПУ им. В.П. Астафьева.
Данные дисциплиныпредполагают формирование у студентов установки на творческий подход к решениюпроблем из любой сферы человеческой деятельности, на развитие своих творческихспособностей и творческих способностей своих учеников. Студенты знакомятся собщими методами достижения поставленных целей, этапами проектирования.Рассматривают взаимосвязь между техническими и художественными аспектами проектирования.
Это достигается путемзнакомства студентов с различными методами поиска решений различных проблем, втом числе технических и выполнения комплекса специальных заданий для развитиятворческих способностей.
Большое вниманиеуделяется методике использования изучаемых методов и упражнений на уроках“Технологии“ в школе, в том числе при руководстве проектной деятельностьюшкольников.
Студенты должны получитьпредставление о методах поиска и оценки информации, способах постановкипроблемы в профессиональной деятельности учителя технологии ипредпринимательства, способах защиты интеллектуальной собственности.
Так же студенты должныуметь применять изученные методы для решения конкретных задач, адаптироватьизученные методы и упражнения к возможностям и уровню знания школьников различныхклассов, знать этапы проектной деятельности, основные методы поиска решенийновых задач, методы проверки найденных решений.
Однако в ходепреподавания этих дисциплин были выявлены следующие проблемы:
· нехваткалитературы на всех этапах изучения, и, как следствие, сложность организациисамостоятельной работы;
· разноуровневыйподход при изучении дисциплины на разных этапах;
· переход намодульно-рейтинговую систему обучения студентов филиала, что значительноповышает требование к качеству УМКД.
Вышеуказанные аспектыопределили актуальность исследования и явились причиной начала курсовой работыпо теме «Проектирование и создание электронного учебника по дисциплине «Основытворческо-конструкторской деятельности». Мы считаем, что работа в данном направлениисоздаст предпосылки в решении выявленных проблем.
Объектом исследования являетсяобразовательный процесс: в Канском педагогическом колледже, филиале КГПУ им.В.П. Астафьева, в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательныхучреждениях, имеющих данное направление.
Предметом исследования является электронный учебник «Основытворческо–конструкторской деятельности» как средство методической поддержкиобразовательного процесса.
Цель исследования – разработка и создание электронногоучебника «Основы творческо–конструкторской деятельности».
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучитьлитературу по проблеме исследования;
2. Определитьтребования к электронным образовательным ресурсам;
3. Спроектироватьструктуру и создать дизайн электронного учебника;
4. Освоить Web-конструирование на примере языка HTML и других средств создания Web-страниц;
5. Систематизировать,оцифровать, и структурировать собранный материал;
6. Наполнитьсодержанием структуру электронного образовательного ресурса;
7. Разработатьпрактические рекомендации по использованию электронного учебника в учебномпроцессе.
Курсовая работа состоитиз Введения, двух глав и Заключения (общим объемом 28 страниц), Литературы (15наименований). В Главе 1 описаны теоретические основы разработки ииспользования электронных образовательных ресурсов вообще и электронныхучебников в частности. Вторая глава посвящена практическим аспектам разработки электронногоучебника по дисциплине «Основы творческо-конструкторской деятельности».
Итогом работы должностать электронный учебник «Основы – творческо–конструкторской деятельности»,содержащий материалы, которые помогут преподавателю в организацииобразовательной деятельности, а также студентам в самостоятельном изученииматериала по данному курсу.
/>/>Глава 1. Теоретические основы разработки ииспользования электронных учебников1.1 Особенностиорганизации учебного процесса с использованием электронных учебников
По мнению Н.И. Пака,создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающихсредств, в особенности на базе Интернет — технологий, представляет непростуютехнологическую и методическую задачу [3]. При этом большие трудозатраты поразработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностьюпо причине их быстрого устаревания. Тем не менее, индустрия компьютерныхучебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности исоциальной значимости.
В этой связи актуальнымявляется разработка концепций построения и использования компьютерных обучающихсредств, в частности электронных учебников, адекватных современным идеямразвития образования (открытое образование, дистанционное образование и др.)
Одним из наиболеепопулярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники,позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемогоматериала, тренировки в применении изученного материала, контроля исамоконтроля, систематизации усвоенных знаний и являющиеся таким образом многоцелевымсредством обучения.
По определению Л.Х. Зайнутдиновой:«Электронный учебник – это обучающая программа комплексного назначения,обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения,предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельностьи контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию,математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией исервисные функции при условии интерактивной обратной связи».
Электронный учебник — вотличие от «бумажного», является инструментом обучения и познания,его структура и содержание зависит от целей его использования. Он и репетитор, тренажери самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании втелекоммуникационных системах.
Многие педагоги склонныожидать повышения интенсификации учебного процесса за счет примененияэлектронных учебников, которые могут влиять на:
· повышениецеленаправленности;
· усилениемотивации;
· повышениеинформативной емкости учебного содержания;
· активизациюучебно-познавательной деятельности обучаемых;
· ускорение темпаучебных действий.
Электронный учебникэффективен когда
ü имеется практически мгновеннаяобратная связь;
ü имеется возможность быстрого поисканеобходимой справочной информации (контекстной и на выбор);
ü имеются демонстрационные примеры имодели (он рассказывает, показывает, объясняет, демонстрирует);
ü имеется контроль (тренаж,самоконтроль, тестирование).
Учебник должен бытьгибким, он может «настраиваться» на индивидуальные особенности обучаемого.Важно иметь возможность задействовать у пользователя все его каналы восприятияинформации: зрение, слух, подсознание и т.д. А если электронный учебникпозволяет представлять «параллельно» учебную информацию, то он не толькоинтенсифицирует обучение за счет интеграции всех своих психофизических усилий,но и косвенно развивает способность к параллельному восприятию мира.
Среди достоинств ЭУследует выделить следующие:
· облегчаетпонимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебнойлитературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие наслуховую и эмоциональную память и т.п.;
· допускаетадаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки,интеллектуальными возможностями и амбициями;
· освобождает отгромоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сутипредмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
· предоставляетширочайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
· дает возможностькрасиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла илираспечатки;
· выполняет рольбесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченноеколичество разъяснений, повторений, подсказок и проч. 1.2 Основныекомпоненты и требования к содержанию электронных учебников
Электронный учебник послеконвертирования представляет собой последовательность страниц, содержащихизображения, в которых заключен весь текстовый материал, формулы, графики ирисунки, а также вложенные видео- и звуковые материалы, тестовые блоки иэлементы навигации.
Электронный учебник вобщем случае должен иметь следующую структуру:
1. Введение
2. Один илинесколько разделов;
2.1.Введение для каждогораздела (необязательно);
2.2.Последовательностьстраниц-слайдов для каждого раздела;
2.2.1.Основной материал,включая текст, формулы, графики, рисунки;
2.2.2.Вложенные видео- извуковые ролики;
2.2.3.Тестовый блок вконце страницы (необязательно);
2.3.Тестовый блок в концераздела (необязательно);
2.4.Рекомендованныематериалы для изучения (необязательно);
3.Заключение;
4.Тестовый блок в концеучебника (необязательно);
5.Рекомендованныематериалы для изучения.
Каждый электронныйучебник имеет стиль оформления, задающий, какой фон используется на егостраницах, как выглядит навигационная панель, а также каким образом элементырасполагаются на страницах. Резюмируя все вышесказанное, можно сформироватьследующие рекомендации для электронных учебников.
Первое: электронныйучебник должен использовать преимущества электронного формата перед печатным.Это значит, что в нем должны присутствовать активные объекты – видеоролики,звуковые вложения и другие объекты, предоставляющие интерактивность. Крометого, электронный учебник должен предоставлять удобную систему навигации понему, с возможностью произвольного выбора раздела и страницы для изучения,иначе говоря – активного оглавления. И, наконец, электронный учебник долженобладать встроенными средствами контроля качества усвоения знаний, иначе говоря– тестовые элементы.
Второе: электронныйучебник должен быть относительно мал по размеру и запускаться на большинствеперсональных компьютеров без установки дополнительных программ. Третье:электронный учебник должен позволять работать с ним как с веб-сайтаобразовательного учреждения, так и на локальном компьютере. Четвертое:электронный учебник должен предоставлять встроенные средства организацииобратной связи с автором.
Электронный учебник (дажесамый лучший) не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизациялитературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебникпринадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И также как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен,так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения иизучения обычного учебника (во всех случаях мы подразумеваем лучшие образцы любогожанра), а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.
Именно поэтому длясоздания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить егонавигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включаямультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебникне должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как егофункция принципиально иная.
Электронный учебникдолжен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а непассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая впроцесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга,в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерныеобъяснения.
Методические рекомендациипо разработке электронного учебника:
На первом этапе разработки ЭУ целесообразноподобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые наиболееполно соответствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для созданиягипертекстов, содержат большое количество примеров и задач,
имеются в удобныхформатах (принцип собираемости).
На втором этапе из полученного набора источниковотбираются те, которые имеют оптимальное соотношение цены и качества.
На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е.производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальныхпо объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий,которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух– или трехуровневыйиндекс).
На четвертом этапе перерабатываются тексты источников всоответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты,не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатываетсясистема контекстных справок (Help); определяются связи между модулями и другиегипертекстные связи.
Таким образом,подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.
На пятом этапе гипертекст реализуется в электроннойформе.
В результате создаетсяпримитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебныхцелях. Многие именно такое примитивное ЭИ и называют электронным учебником. Онопрактически не имеет шансов на коммерческий успех, потому что студенты не будутего покупать.
На шестом этапе разрабатывается компьютернаяподдержка: определяется, какие математические действия в каждом конкретномслучае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответкомпьютера; проектируется и реализуется ИЯ; разрабатываются инструкции дляпользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ для решенияматематических задач (правила набора математических выражений и взаимодействияс ИЯ).
В результате создаетсяработающий электронный учебник, который обладает свойствами, делающими егонеобходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным дляпреподавателей. Такой ЭУ может распространяться на коммерческой основе.
Теперь электронныйучебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) спомощью мультимедийных средств.
На седьмом этапе изменяются способы объясненияотдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийнымиматериалами.
На восьмом этапе разрабатываются тексты звуковогосопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовойинформации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания изапоминания изучаемого материала.
На девятом этапе разработанные тексты звуковогосопровождения записываются на диктофон и реализуются на компьютере.
На десятом этапе разрабатываются сценариивизуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальнойразгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памятиучащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
На одиннадцатом этапе производится визуализация текстов,т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков,графиков и, возможно, анимации (нужно иметь в виду, что анимация стоит оченьдорого).
На этом заканчиваетсяразработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, чтоподготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции егосодержательной и мультимедийной компонент.
Глава 2. Практическое руководство по ЭУ «Основы творческо-конструкторскойдеятельности»2.1Информационное содержание электронного учебника
Значимость компьютерныхтехнологий в современной методике преподавания технологических дисциплинопределяет актуальность данного электронного пособия, а также его новизну,поскольку в области методики технологии вопрос применения компьютеровпрактически не разработан.
Информационный продукт «Основытворческо-конструкторской деятельности» для среднего специального образованияпредставляет собой электронный учебно-методическое пособие, включающее в себясовокупность графической, текстовой и другой информации по данной теме ипредназначенное для студентов. Оно позволяет оперативно ориентироватьсяпользователю в содержании, выявлять возможности для повышения уровня своихзнаний и педагогического мастерства, подготовиться к занятиям.
Предлагаемый ЭУ по курсу«Основы творческо-конструкторской деятельности» призван обеспечитьинформационную поддержку научно-методической деятельности студентов, улучшитькачество их подготовки к занятиям по данному курсу; интенсифицировать обучения,в том числе и за счет оперативного подбора материала по интересующейпользователей тематике; увеличить полноценность и качество самостоятельной работыстудентов, осуществляя их саморазвитие, самообразование./>.
/>Задачи проекта «Основы творческо–конструкторскойдеятельности» через создание электронного учебника:
· обеспечить информационнуюподдержку научно-методической деятельности студентов;
· улучшить качествоих подготовки как к занятиям по технологии, так и к различным видам практик вшколе;
· интенсифицироватьобучение, в том числе и за счет оперативного подбора материала по интересующейпользователей тематике;
· увеличитьполноценность и качество самостоятельной работы студентов, осуществляя ихсаморазвитие, самообразование.
Являясь своеобразнымбанком методических данных, проект «Основы творческо-конструкторской деятельности»,представляет собой конструктивную модель комплексного информационногоучебно-методического обеспечения, реализованного в форме электронного учебника,аккумулирующего предметный учебно-методический материал.
/>В структуре разработанного ЭУ «Основытворческо–конструкторской деятельности» можно выделить 6 разделов:
1-й — «Основы творческо –конструкторской деятельности». Данный раздел ориентирован для изучениястаршеклассниками и студентами колледжа, в него входит: лекционный ипрактический материалы, тесты, вопросы, рабочая тетрадь, в которой представленызадачи и примеры. Рабочая тетрадь предполагает индивидуальное использование,что позволяет организовать своевременный контроль за качеством обучения (мониторинг)и создать предпосылки для дистанционного обучения.
Необходимо отметитьособенности оформления данного раздела. Исходя из возраста пользователей, былииспользованы анимированные картинки, своеобразный дизайн, презентации клекционным и практическим материалам, содержание которых раскрывает какособенности материала, так и биографии создателей основных методовтворческо-конструкторской деятельности.
2-й — «Основы творческо–конструкторскойдеятельности: методы и организация» составляет основное содержание электронногоучебника, содержит разнообразный лекционный материал, имеющий методическую ценность,т.к. направлен на повышение эффективности уроков технологии;
3-й — «Методика обучениястаршеклассников» представлен дополнительным лекционным материалом в видедокумента Microsoft Word, которым может воспользоваться любой читатель;
4-й — «Основыклассической ТРИЗ» представлен дополнительным лекционным материалом.Рекомендован для самостоятельного развития систематического, направленного,изобретательного мышления студентами.
5-й – Глоссарий,представленный терминами не только данной дисциплины, но и терминами смежными сней дисциплинами. К глоссарию студент может обратиться в любой момент.
6-й – «Рабочая тетрадь» — данный раздел предназначен для индивидуальной работы студента с цельюзакрепления изученного материала. В нем представлены:
Ø вопросы;
Ø задачи;
Ø тесты;
Ø ключи квопросникам;
Ø примеры решениязадач;
Ø практическиезадания.
Информационная система обеспечиваетоперативный доступ к массивам разнообразной полнотекстовой информации, котораяструктурирована с учетом специфики предмета и облегченного доступа к нейпользователей.
В данном проектеобеспечена оптимальная последовательность действий в процессе самостоятельногообучения, включая произвольную последовательность изучения по усмотрениюобучаемого.
Навигация осуществляетсяв интерактивном режиме и предполагает локальное ориентирование.Последовательность действий, заложенных в подсистеме навигации студента, неисключает произвольной последовательности изучения по усмотрению обучаемого.
Основной фактор,определяющий удобство работы пользователя в диалоговом интерфейсе, является егостандартизация. Наряду со стандартными компонентами интерфейса, важная задача — организовать вывод информации таким образом, чтобы в каждый момент времениконцентрировать внимание пользователя на необходимой информации. На каждойстранице учебника присутствуют две навигационные панели: слева и слева страницы(рисунок 1). Важно отметить, что панель справа страницы (рисунок 2)можно передвигатьпо всей страницы и оставлять там, где удобно пользователю. Эти панели призваныобеспечивать навигацию внутри текущего раздела учебника и содержат следующиекнопки для перехода:
Первая панель (слевастраницы)
· содержаниепервого раздела,
· содержаниевторого раздела,
· третий раздел,
· четвертый раздел,
· глоссарий,
· страницу обавторах,
· рабочую тетрадь.
/>
Рис. 1. Раздел 1.
Вторая панель (справастраницы) в первом разделе;
· термины,
· практическаяработа,
· тест,
· вопросы,
· лекции,
· презентации,
· рабочая тетрадь,
· примеры.
/>
Рис.2 Раздел 1.
2.2 Программныйинструментарий по созданию электронного учебника/>/>
Ниже представлено краткоеописание программного инструментария, который был использован при создании ЭУ «Основытворческо–конструкторской деятельности».
/>HTML(HyperText Markuj Language — «Язык разметкигипертекстов»). HTMLбыл разработан для того, чтобы, создавая документ, можно было не думать оразличии в программном иаппаратном обеспечении компьютеров, на которыхэтот документ будет просматриваться. />/>Присоздании документа в HTMLделается акцент на его структуре. Для сравнения: любой текстовый редакторконцентрирует внимание на внешнем виде документа. Возможность созданиядокумента, который может быть просмотрен на любом компьютере, большой шагвперед по сравнению с использованием таких текстовых редакторов, как, например,Microsoft Word.
/>HTML определяет формат представленияинформации, при использовании которого не нужно думать о форматировании текста,а можно полностью сосредоточиться на его содержании. HTML очень прост в использовании, но требует отработающего с ним человека мышления в пределах строгих правил.
Анимации для первогораздела были спроектированы и разработаны студентами 4 курса филиала КГПУ им.В. П. Астафьева в г. Канске в рамках дисциплины Компьютерная графика.
Используемые картинкисжимались в программеEasy Image Compressor, которая предназначена для уменьшения размера рисунков вбайтах перед пересылкой через e-mail, публикации на WWW, а также записи напереносной носитель информации. После сжатия картинок, страницы электронногоиздания значительно быстрее загружаются, и само издание занимает меньше места.
/>При создании ЭУ для обработкиграфических объектов был использован графический редактор компании AdobePhotoShop8.0.
/>Компания Adobe Systems Inc. славится прекрасными и мощными графическимипакетами. Adobe PhotoShop давно зарекомендовал себя каксредство профессиональной обработки графики. Это целый комплекс, включающиймножество сложнейших инструментов модификации растрового рисунка, добавленияспецэффектов, поддерживающий многоуровневые слои и имеющий богатые возможностиработы с цветом. В наши дни PhotoShop стал рабочим инструментом миллионов пользователей, имеющих самуюразличную подготовку и профессиональные интересы. Photoshop, использование которого былокогда-то уделом лишь профессиональных фотографов, художников и работниковполиграфической отрасли сегодня проникает буквально в каждую компьютернуюсистему. На данный момент без использования этого продукта не может обойтись неодин Web-дизайнер, т.к. это очень гибкийпакет, который включает в себя огромное количество инструментов для работы сграфикой. Вероятно, это самый мощный редактор растровой графики на сегодняшнийдень.
Главная навигационнаяпанель, представленная на рисунке 3, дает возможность пользователю, не знающемуязыков программирования, менять содержание электронного курса.
/>
Рис. 3. Главнаянавигационная панель.
Файловая системареализована разноуровневой иерархии. В корневом каталоге ЭУ находятся файлыотносящиеся непосредственно к основным разделам (Папки: Razdel1, Razdel2, Razdel3,Razdel4, Chapter1, Файлы: index.htm — фаил загрузки и др.).
Редактирование и созданиекодов производилось исключительно с помощью стандартной программы ²Блокнот² и html-редактора DreamWeaver 4.0.
При создании ЭУ для написанияhtml-страниц мной был использован пакет MacromediaDreamWeaver 4.0 от компании Macromedia, считающейся лидером по производствупрограмм для создания веб-сайтов, а также законодателем моды в этой области.HTML-редактора этой компании — DreamWeaver 4.0 относится к категорииWYSIWYG-редакторов, и этот пакет имеет очень много достоинств: удобныйинтерфейс, настройка функций, поддержка больших проектов и ShockWave технологий,возможность закачки файлов через FTP, поддержка SSI и многое другое. Для работыв этой программе не нужно досконально знать HTML (в этом и заключается преимуществотехнологии WYSIWYG — что вижу, то и получаю). Но DreamWeaver на несколько шаговопережает другие редакторы, использующие технологию WYSIWYG, в первую очередьтем, что генерирует очень чистый HTML-код.
Главная навигационнаяпанель в виде отдельной HTML-страницы.В ней расположены название дисциплины и ниже слева направо ссылки: раздел 1, раздел 2, раздел 3, раздел3, об авторах. При нажатии на раздел появляется содержание данного раздела, принажатии на параграф раздела появляется название параграфа и лекционный материалпо нему.
При реализации навигациипо ЭУ, для удобства работы горизонтальное меню для ссылок «программа»,«электронный учебник» и др., написано на JavaScript, а сами ссылки размещены в таблицесо значением границы border0. При написании горизонтального меню использована функция «openIt(x)», котораяпозволяет при наведении курсора мыши на ссылку показать подсылки.
Каждая ссылка включает всебя подссылки (например, для ссылки «раздел1» – подсылки: «§1», «§2», «§3», «§4»),ссылающиеся на подразделы одной или нескольких различных HTML-страниц. При загрузке любой изподссылок рабочая область будет загружаться одним окном с двумя панеляминавигации.
С помощью скриптовсоздано две панели меню данного электронного издания.
Программа весьма полезнав организации удобной навигации по сайту. Внешний вид программы первого менюпредставляет собой выдвигающуюся при наведении панель с левой стороны страницы,вторая панель представляет собой меню, состоящее из ячеек таблицы, котороепользователь может передвигать по всему окну ЭУ, при нажатии левой кнопки мыши,так же можно оставить меню в любом месте окна и при спуске вниз страницы данноеменю проследует за страницей.
Все ссылки представляютсобой обыкновенные ссылки на HTML-страницыс соответствующей информацией.
В итоге было полученоэлектронное издание по теме «Основы творческо – конструкторской деятельности»,содержащее в себе 60 htmlдокумента, в которых содержится теоретический, практический, дополнительныйматериал; 159 рисунков, 120 таблиц и схем, 44 презентации обеспечивающихнаглядность и понятность теоретического материала.2.3 Областиприменения УМП
/>Предлагаемое пособие предназначенодля студентов />/>Канского педагогического колледжа ифилиала КГПУ им. В.П. Астафьева, а также старшеклассников, посещающихэлективные курсы.
Использование ресурсовсоздаваемой информационной среды может найти применение в представлениирезультатов научно-методической и исследовательской деятельности студентов икафедры технологии;
усовершенствованиетехнологии обучения студентов-практикантов;
Возможно, внедрениепроекта в процесс обучения облегчит работу библиотекаря.
Также обеспечиваетсядоступ студентов к передовым новейшим достижениям в области методики иинформационным ресурсам периодики, предоставляется методическая поддержка, а вперспективе — информационно-справочная поддержка по основнымпрактико-ориентированным вопросам методической значимости и система контроля исамоконтроля по основным разделам курса. Электронный учебник позволитсущественно демократизировать учебный процесс, вовлечь студентов в болееактивную самостоятельную работу по «добыванию» знаний.
Компьютерная поддержкакурса – это наиболее быстрый путь повышения интеллектуального потенциалаобучаемых; доступность их ко всему арсеналу средств обучения; адаптивность куровню профессиональной подготовки и особенностям студентов, к их материальномуположению, месту жительства.
ЭУ можно рекомендоватьдля организации самостоятельной работы студентов на занятиях и во внеурочноевремя, так и рекомендовать для самостоятельного изучения материала.
/>Для работы с УМП необходимовыполнение следующих технических требований:
/>ü технические характеристики компьютерадолжны соответствовать требованиям, операционной системы Windows 95 и выше;
/>ü монитор должен поддерживатьразрешение 800х600 и более;
/>ü на компьютере должна быть установленаоперационная система Windows95 и выше;
/>ü дополнительно рекомендуется наличиебраузера Internet Explorer 5.0 и выше;
/>ü в настройках браузера рекомендуетсяне отключать вывод изображений и поддержку настроек разработчика.
Заключение
В результате проделаннойработы была изучена концепция построения электронных учебников. И на основеизучения различных подходов по созданию электронных учебников, разработанаконцепция электронного учебника по теме «Основы творческо-конструкторскойдеятельности». По разработанной концепции спроектирован и наполнен электронныйучебник в формате языка разметки гипертекстов HTML.
Даны также методическиерекомендации по использованию данного электронного учебника в учебном процессе.Обозначены необходимые технические требования для работы с ЭУ
Пользователями данногоэлектронного учебника могут быть как студенты, так и преподаватели ССУЗа и ВУЗа.
Нужно отметить, чтопоставленные цели и задачи в ходе работы полностью реализованы, о чем можносудить по представленному электронному ресурсу. />Студенты разных ступеней образования и преподаватели кафедрысмогут безвозмездно получать копии программно-информационных ресурсов надискетах или других носителях информации, в том числе и на CD ROM, либо работать с ними на компьютерах.
Так как объемполучившегося ЭУ достаточно велик, за счет большого количества презентационныхматериалов, то его использование в сети Internet может привести к возникновениюошибок. Помимо этого потребуется время чтобы страница отразилась на экране,поэтому данную версию ЭУ рекомендуется разместить на внешнем носителе либоорганизовать доступ читателям в режиме локальной сети.
Электронное пособиеудобно по форме, т.к. рубрикация в нём открыта: возможно его дополнение,изменение, сопровождающееся перекомпоновкой материала (в случае если он можетбыть отнесён к разным разделам), вычленением новых тематических групп.
Цель работы достигнута.Электронный учебник «Основы творческо-конструкторской деятельности»спроектирован и разработан с учетом всех требований к данному виду электронногообразовательного ресурса.
Литература
1. Анищенко Ю. WWW-редактор: больше, чем просто HTML. // Подводнаялодка. 2002. №4. C.84-90
2. Горюнова М.А.,Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Электронные образовательныеиздания. Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.
3. Заёнчик В. М.«Основы творческо–конструкторской деятельности: Методы и организация» М.: Изда.центр «Академия», 2004. – 256с.
4. Иванов Г.И.«Формулы творчества», М.: Просвещение, 1994 – 208с.
/>5. Кирсанов Д.В.Краткая история HTML. www.kirsanov.com/
6. Кругликов Г.И,Симоненко В.Д. «Методика обучения старшеклассников творческой деятельности»,Курск, 1998. – 321с.
7. Могилев А.В.,Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; — М.: Изд.центр «Академия», 2001. – 816 с.
8. Немов Р.С.Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. ин-тов и работников системыподготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. — М.:Просвещение, 1990. — 301 с.
9. Орлов М.А. «Основы классической ТРИЗ Практическое руководстводля изобретательного мышления», Москва, 2005. – 416с.
10. Пак Н.И.Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации: Учебное пособие.Красноярск: РИО КГПУ, 2004
11. Роберт И.В.Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы;перспективы использования. // М.: ШколаПресс, – 1994.
12. Роберт И.В.Информационные технологии в науке и образовании. Учебно-методическое пособие.// М.: Школа педагогического мастерства, – 1999.
13. Симоненко В.Д.,Очинин О.П., Матяш Н.В. “Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательныхучреждений”, Москва, 2002./>– 192с.