Введение
Концептуальная модель.
Содержательное описаниеобъекта
Базовые бизнес-процессы(уровень 1)
Базовые бизнес-процессы(уровень 2)
Базовые бизнес-процессы(уровень 3)
Базовые бизнес-процессы(уровень 4)
Базовые бизнес-процессы(уровень 5)
Базовые бизнес-процессы(уровень 6).
Базовые бизнес-процессы(уровень 7)
Базовые бизнес-процессы(уровень 8)
Описание проблемнойситуации
Функциональная структурапроектируемой системы
Уровень А0. Декомпозиция
Информационно-логическаямодель
UseCase – диаграммыпрецедентов
Диаграмма взаимодействий
Диаграмма обслуживанияабонентов
Взаимодействие операторас БД
Диаграмма взаимодействияадминистратора с БД
Диаграмма состояний
Процесс заключениядоговора
Физическая модель
Имитационная модель
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Введение
Целью курсовой работы являетсяпроектирование автоматизированной информационной системы «Работа с абонентами операторасотовой связи».
Существует два основных способапроектирования программных систем — структурное проектирование, основанное на алгоритмическойдекомпозиции и объектно-ориентированное проектирование, основанное на объектно-ориентированнойдекомпозиции.
Алгоритмическую декомпозициюможно представить как обычное разделение алгоритмов, где каждый модуль системы выполняетодин из этапов общего процесса. При объектно-ориентированной декомпозиции каждыйобъект обладает своим собственным поведением, и каждый из них моделирует некоторыйобъект реального мира. С этой точки зрения объект является вполне осязаемой вещью,которая демонстрирует вполне определенное поведение. Объекты что-то делают, и мыможем, послав им сообщение, попросить их выполнить некоторые операции.
Объектная декомпозиция имеетнесколько преимуществ перед алгоритмической:
Объектная декомпозиция уменьшаетразмер программных систем за счет повторного использования общих механизмов, чтоприводит к существенной экономии вычислительных средств;
Объектно-ориентированные системыболее гибки и проще эволюционируют со временем, потому что их схемы базируются наустойчивых промежуточных формах. Действительно, объектная декомпозиция существенноснижает риск при создании сложной программной системы. Так как она развивается изменьших систем, в которых мы уже уверены;
Объектная декомпозиция помогаетнам разобраться в сложной программной системе, предлагая нам разумные решения относительновыбора подпространства большого пространства состояний.
В объектно-ориентированноманализе существует четыре основных типа моделей: динамическая, статическая, логическаяи физическая. Через них можно выразить результаты анализа и проектирования. Выполненныев рамках любого проекта. Эти модели в совокупности семантически достаточно богатыи универсальны, чтобы разработчик мог выразить все заслуживающие внимания стратегическиеи тактические решения, которые он должен принять при анализе системы и формированииее архитектуры.
Структурный подход состоитв декомпозиции (разбиении) системы на элементарные функции, т.е. система разбиваетсяна функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, подразделяемыена задачи и т.д. Процесс разбиения продолжается вплоть до конкретных процедур. Приэтом создаваемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющиекомпоненты взаимосвязаны.
Концептуальнаямодель. Содержательное описание объекта
В курсовой работе объектомисследования является изучение технологического процесса работы биллинговой компании.
Инфраструктурапредоставления услуг связи
Для предоставления услуг связиоператору необходимо иметь определенную инфраструктуру, которая в минимальном вариантесостоит из компонентов, показанных на следующем рисунке.
/>
Рис. 1. Инфраструктура предоставленияуслуг связи
Также нужно средство контролялицевых счетов. При небольшом количестве абонентов это можно делать с помощью стандартнойпрограммы бухгалтерского учета, например, 1С-Бухгалтерия.
Базовые бизнес-процессы (уровень 1)
Список базовых бизнес процессовопределен уже для простейшей организации компании оператора сотовой связи. Предположим,что есть определенное количество постоянных абонентов. Кроме того, предположим,что ситуация статична, то есть, по меньшей мере, нет новых подключений, нет сментарифных планов, нет замен оборудования, нет работ по развитию сети и т.д.
В такой минимальной ситуацииимеют место следующие бизнес-процессы:
1) Контроль работоспособностиоборудования: отслеживание журналов сбоев оборудования, проведение регулярных тестови пр.
2) Изменение профиля периодическихуслуг абонента по его заказу. Абонент приходит в абонентский отдел, пишет заявление.В простейшем случае заявка фиксируется в бумажном виде (бумажная карточка абонента).Формируется запрос на программирование для операторов коммутатора. По запросу выполняетсяпрограммирование коммутатора, делается запись в журнал программирования услуг накоммутаторе.
3) Тарификации разговоров.На регулярной основе выполняется забор тарификационных данных коммутатора (именуемыхТТ-файлами). Выполняется тарификация записей о разговорах. Тарификация в простейшемслучае основывается на следующих параметрах звонка: типе, направлении, длительности,времени совершения. Далее выполняется соотнесение записей абонентам. Даже в простейшем случае должен существовать программный тарификатор.
4) Тарификации периодическихуслуг (подписок). На основании данных о подписках абонента выполняется расчет абонентскихплат. Может варьироваться политика начисления: кредит или аванс. Может использоватьсяпрограммное средство для начисления абонентской платы, либо эта операция может выполнятьсявручную.
5) Предоставление разовыхуслуг. Спектр разовых услуг, предоставляемых оператором, может быть весьма широк.Тем не менее, существуют услуги, предоставляемые даже в самом простом случае, например,разовая детализация разговоров. Реализация любой разовой услуги подразумевает какой-либоразовый сервис, за которым следует выписка счета-фактуры (и, возможно, счета наоплату). Формирование данных документов дает основание для выполнения проводок полицевым счетам в бухгалтерии.
6) Прием платежей от абонентов.Даже в самом простейшем случае компания оператор должна быть в состоянии приниматьплатежи от абонентов по крайней мере двумя способами: наличными и перечислениемс расчетного счета. При приеме платежа происходит обновление состояния лицевогосчета абонента, который ведется в бухгалтерской программе. Если платеж происходитчерез кассу оператора, то появляется документ: приходный кассовый ордер.
7) Закрытие периода и выставлениесчетов. Закрытие отчетного периода (месяца) подразумевает внесение в бухгалтерскуюпрограмму всех операций по лицевым счетам абонентов. Как было показано ранее, платежиуже внесены, по крайней мере, частично. Также внесены данные по разовым услугам.Остается только внести данные по начислениям за звонки и начислениям абонентскихплан. Необходимо отметить, что закрытие периода есть длительная операция. В частностиэто связано с тем, что на момент календарного окончания периода нет и не может бытьокончательных данных по всем операциям с лицевыми счетами. В частности, необходимополучить окончательные данные с коммутатора о звонках и провести «последнюю тарификацию»,а также данные о безналичных платежах. Таким образом, закрытие периода реально можетбыть выполнено не ранее двух-трех дней с календарного момента его окончания. Призакрытии отчетного периода выполняется выставление счетов. В простейшем случае врезультате закрытия периода для каждого лицевого счета образуется два печатных документа:счет к оплате и счет-фактура. Помимо того, может оказаться необходимым формироватьдля абонентов, являющихся юридическими лицами, акты выполненных работ, а для абонентов,являющихся физическими лицами, квитанции на оплату услуг наличными. Одной из типовыхуслуг является периодическая детализация звонков и услуг, которая также представляетсобой формируемый при биллинге документ. После того, как счета выставлены, их необходимонапечатать, отсортировать и принять минимальные меры по доставке.
8) Формирование бухгалтерскойотчетности. По результатам закрытия периода необходимо выполнить формирование бухгалтерскойотчетности для последующей сдачи ее в налоговую инспекцию. Так или иначе но должнабыть сформирована книга продаж, которая включает в себя все выписанные счета-фактуры.Кроме того, книга продаж включает особый вид счета-фактуры – фактуру на сформированныеавансы.
9) Взаимодействие с компаниями-провайдерами.В простейшем случае (в рассматриваемой статической ситуации) взаимодействие с компаниями-провайдерамиподразумевает оплату их услуг по результатам закрытия биллингового периода.
10) Информационное обслуживаниеабонента. В любой момент оператор должен быть готов ответить на определенные вопросыабонентов, начиная от справочной информации общего характера (тарифы), и заканчиваяинформацией о состоянии лицевого счета. Последнее не так уж и просто, если данныео тарификации звонков и начисления абонентских плат не сводятся с состоянием лицевыхсчетов с какой-либо разумной периодичностью. Надо также учитывать, что выполнятьбухгалтерские проводки на самом деле неправильно, поскольку в течение месяца невыписываются счета-фактуры.
11) Формирование отчетов дляГСН. В зависимости от действующего в настоящий момент законодательства, возможнобудет необходимым формировать отчеты по абонентской базе для Гос-Связь-Надзора.Базовые бизнес-процессы(уровень 2)
В природе практически не существуетоператоров связи, которые не развиваются в сторону расширения абонентской базы.Реально ограничениями могут служить: отсутствие номерной емкости, невозможностьразвития сети, устаревание стандарта, жесткая конкуренция. Допустим, что операторразвивается нормально. В этом случае дополнительно появляются следующие бизнес процессы.
1) Получение SIM-карт и предпродажнаяподготовка. Оператор получает SIM-карты от изготовителя вместе с данными аутентификации.Последние представляют собой файл, в котором указаны SIM, IMSI, коды pin и puk,а также ключ Ki. Для того, чтобы SIM-карты правильно воспринималась коммутатором,необходимо загрузить в него аутентификационную информацию, а именно связки IMSI-Ki.Дальнейшие действия по предпродажной подготовке SIM-карт зависят от оператора. Возможныследующие подходы:
a) Предпрограммация картыс активацией. Этот подход подразумевает предварительное связывание IMSI-MSISDN ипрограммирование этой связки на коммутаторе. Кроме того, после программированиясозданный на коммутаторе профиль активируется. Таким образом, карта поступает впродажу готовой к использованию. Этот метод наиболее популярен, когда управлениепрофилями абонентов на коммутаторе происходит вручную.
b) Предпрограммация картыбез активации. Этот способ аналогичен предыдущему с тем исключением, что профильна коммутаторе не активируется до специального распоряжения, которое дается по фактуподключения.
c) Постпрограммирование карты.При таком подходе связки IMSI-MSISDN не создаются на коммутаторе до момента фактическогоподключения. Данный способ является наиболее гибким, потому что облегчается задачавыбора MSISDN при наличии на руках у продавца конкретной SIM-карты. Кроме того,этот способ наиболее защищен от злоупотреблений. Тем не менее, способ наиболее трудоемкий,потому что необходимо выполнять создание и активацию связок IMSI-MSISDN на коммутаторе«на лету», а также нужна общая база данных по свободным номерам.
После того, как SIM-картыдолжным образом подготовлены, они поступают на склад.
2) Получение терминальногооборудования и его предпродажная подготовка. В рассматриваемой нами ситуации операторвынужден торговать не только SIM-картами и «подключениями», но и терминальным оборудованием.Наиболее важно то, что терминальное оборудование поступает на склад оператора идолжно отслеживаться. Кроме того, в зависимости от стандарта сотовой связи, можетпотребоваться предпродажная подготовка. Это наименее актуально для стандартов, подразумевающихиспользование SIM-карт. Тем не менее, как правило новое оборудование тестируетсяна предмет его работоспособности.
3) Подключение абонента. Этоодин из самых длинных и сложных бизнес-процессов, в ходе которого совершается объемныйдокументооборот, а также выполняется масса разнообразных действий. Классическаясхема подключения является одновременно наиболее сложной из всех. Рассмотрим еепо шагам.
a) Проверка существующей базы.Когда приходит очередной желающий подключиться к сети оператора связи, последнийвынужден выполнить проверку своей абонентской базы во избежание мошенничества приподключении (Subscription fraud). В случае бумажной абонентской базы это весьманелегкая операция.
b) Создание карточки абонента.Если вновь подключающийся абонент «чист», оператор должен зафиксировать его реквизитыв карточке абонента, которая в простейшем случае ведется на бумаге. В этот моменттакже создается лицевой счет: в наихудшем случае прямо на карточке, в наилучшем– в бухгалтерской программе.
c) Резервирование номера,оборудования, SIM-карты. Далее торговый представитель оператора должен зарезервироватьпо выбору абонента оборудование и абонентский номер, а также по собственному усмотрениюSIM-карту. Необходимо отметить, что выбор номера по усмотрению абонента, как правило,является платной разовой услугой. Есть такие термины «золотой» или «серебряный»номер, отражающие его престиж. При резервировании, естественно, необходимо выполнитьпроверку, есть ли требуемое оборудование на складе, а также запомнить факт резервирования.
d) Выбор параметров подключения.В простейшем случае при подключении абонент также выбирает тарифный план, заказываетдополнительные периодические услуги, а также вариант исходящего доступа. Эта информациятакже фиксируется в карточке абонента.
e) Выписка счета на оплатуподключения. Счет на оплату подключения выписывается для предоставления абонентуоснования для первого платежа.
f) Ожидание оплаты. Далееоператор вынужден ожидать оплаты счета. Здесь возникает масса проблем. Первая изних – отказ от оплаты. В этом случае оператор должен отслеживать «незавершенные»подключения с тем, чтобы снимать резервирование оборудования, номеров и SIM-картна складе. Более сложная проблема связана с несвоевременной оплатой счета в условияхсмены курса валюты.
g) Создание лицевого счетаи прием платежа. Прием платежа выполняется точно так же, как мы рассмотрели ранее.Однако, предварительно надо создать лицевой счет. Создавать его заранее, вероятно,не имеет смысла, так как платеж может «не случиться никогда».
h) Активация. Этот шаг имеетместо только в том случае, если для оборудования практикуется постпрограммация илипредпрограммация без активации.
i) Выписка счета-фактуры,выдача оборудования. В качестве завершающего шага выполняется выписка счета-фактуры(по факту реализации подключения), выписка накладной и выдача оборудования со склада.С этого момента абонент передается для текущего обслуживания абонентскому отделу.
4) Ведение базы данных реквизитовабонентов. Реквизиты абонентов не являются статичной информацией. Время от временивозникает необходимость их изменения: могут измениться паспортные данные, платежныереквизиты, адреса доставки счетов. Данная операция выполняется оператором абонентскогоотдела по просьбе абонента и фиксируется в карточке абонента.Базовые бизнес-процессы(уровень 3)
Там где есть рост абонентскойбазы, там неизбежно появляются «ненадежные» абоненты. Это приводит к ряду бизнес-процессов,которые трудно назвать простыми. Все они направлены на минимизацию дебиторской задолженности,на соблюдение условий договоров, на повторное использование оборудования и номернойемкости, на предотвращение мошенничества.
1) Кредитный контроль. Сутькредитного контроля – проверка состояния лицевых счетов на регулярной основе с цельюограничения подписки абонентов, которое в свою очередь приводит к снижению возможностейпо увеличению дебиторской задолженности. Последним шагом по ограничению подпискиявляется полная блокировка абонента. Обратной операцией является «разблокировка»при погашении задолженности. Уровень автоматизации данных процессов напрямую зависитот возможностей по вычислению квази-четких балансов и по управлению коммутатором.В простейшем случае, сведение балансов выполняется вручную по бумажным карточкамабонентов. Далее формируется пакет заявок для операторов коммутатора на ограничение/расширениеподписок. Заявки отрабатываются операторами с записью (подшивкой) в журнал. Ясно,что добиться высокого качества кредитного контроля невозможно при низком уровнеавтоматизации.
2) Работа с блокированнымиабонентами. Работа с блокированными абонентами, по большому счету, ведется тольков двух направлениях. Во-первых, могут рассматриваться вопросы типа «а не было лисделано неправомерных начислений, с которыми абонент, тем не менее, согласен». Во-вторых,при определенных сроках пребывания абонента в блокированном состоянии возможно начислениепени.
3) Расторжение договоров сдолжниками. При пассивности абонента в течение определенного промежутка времени,как правило, оператор расторгает договор в одностороннем порядке. Данный процесспозволяет вернуть номерную емкость в оборот для повторного использования. Так же,как и при реализации кредитного контроля, требуется выполнять определенную пакетнуюобработку данных о лицевых счетах: необходимо проверить наличие операций по лицевомусчету. Естественно, эффективность процесса зависит от уровня автоматизации.
4) «Отстой» номеров. При расторжениидоговоров высвобожденная номерная емкость возвращается в оборот. С одной стороны,особенность заключается в том, что возможно повторное ее использование, с другойстороны в том, что это повторное использование не может быть начато ранее определенногосрока (во избежание неудобств и жалоб «новых» абонентов при использовании «старых»номеров). В определенных случаях возможно также повторное использование терминальногооборудования и SIM-карт. Суть «отстоя» номеров заключается в выдержке определенноговремени до того момента, когда номер поступает в повторную реализацию. Так же, каки в бизнес-процессах, описанных выше в данном разделе, эффективная реализация «отстоя»номеров возможна только при достаточном уровне автоматизации данного процесса.
5) Черные списки IMEI. Ведениечерных списков IMEI является одним из способов борьбы с мошенничеством и направленона предотвращение повторного подключения краденого/утерянного оборудования. Не смотряна то, что стандарт GSM подразумевает возможность использования регистра EIR дляконтроля черных списков, в России данное решение считается дорогим и популярностьюне пользуется. Поэтому реализация черных списков выполняется какими-либо сторонними(менее затратными, и в то же время, менее эффективными) средствами. Реализация черныхсписков опирается на использование тарификационных данных коммутатора и регистрациюсерийных номеров при подключении. Эффективность черных списков, опять же, зависитот уровня автоматизации и при бумажной технологии выполняется ограниченно: естьвозможность лишь воспрепятствовать повторному подключению краденого/утерянного оборудования.Базовые бизнес-процессы(уровень 4)
При реальной работе с абонентамивозникают дополнительные бизнес-процессы, назовем их «продвинутыми». Мы выносимих в уровень 4 только потому, что они не являются частыми (хотя и обязательно встречаются),либо потому, что необходимость в них возникает только при существенном росте абонентскойбазы.
Предварительные замечанияпо поводу термина «тарифный план». Под тарифным планом понимается набор правил,в соответствии с которыми обслуживается абонент. Эти правила делятся на две части:(1) тарифы и (2) ограничения на подписки.
1) Смена тарифного плана позаказу абонента. Абонент приходит в абонентский отдел и пишет заявление на сменутарифного плана. Далее это заявление отрабатывается в абонентском отделе на предметрасчетов, и в конце концов может завершаться отработкой заявок на коммутаторе. Еслиуровень автоматизации невысок, то наверняка смены тарифных планов будут допустимытолько с первого числа месяца. Вообще говоря, при смене тарифного плана надо полностьюрассчитаться за подписки и звонки по старому тарифному плану, затем изменить профильподписки, и, если это нужно начислить авансовые абонентские платы.
2) Смена тарифного плана поинициативе оператора. Как правило смена тарифного плана по инициативе операторапроисходит в случае устаревания какого-либо тарифного плана. Обычно это событиепроисходит на границе отчетных периодов. В качестве особенностей можно отметитьмассовость изменений.
3) Ожидаемый платеж. Данныймеханизм вводится для определенной компенсации задержек при приеме безналичных платежей.При должном уровне автоматизации, этот механизм может также использоваться для повышенияудобства абонентов.
4) Регистрация и разбор конфликтови претензий абонентов. Претензии абонентов могут обусловливаться различными причинами,например, проблемами с оборудованием, ошибками при начислениях за звонки или услуги,ошибками в расчете налогов и т.д., либо несоблюдением условий договора той или инойстороной. Разрешение таких конфликтов ложится на абонентский отдел, в худшем случаедело может дойти до разборок в суде. При существенном росте абонентской базы возникаетнеобходимость фиксации претензий.
5) Возврат средств. Абонентв праве потребовать возврата аванса со своего лицевого счета. Также возврат средствможет быть необходим при расторжении договора. В простейшем случае возврат средстввыполняется через кассу с выпиской расходного кассового ордера. В случае, когдаабонент является юридическим лицом, возврат средств может быть сделан перечислениемс расчетного счета оператора.
6) Решение проблемы инкассации.Проблема инкассации заключается в несоответствии расписания работы кассы оператораи службы инкассации. Проблема решается путем выписки приходных кассовых ордеровбудущей датой.
7) Расторжение договора. Расторжениедоговора может выполняться как по желанию абонента, так и оператором в одностороннемпорядке. В общем случае при расторжении необходимо выполнить следующие шаги:
a) Прекращение обслуживаниявсех абонентских номеров данного абонента.
b) Сбор всех операций по лицевомусчету.
c) Отмена всех ожидаемых платежей.
d) Проведение внеочередногобиллинга.
e) Прием оплаты или возвратсредств.
8) Контроль доставки счетов.Включает печать реестров счетов и квитанций на подпись по факту доставки. Данныедокументы используются отделом доставки или сторонними курьерскими организациямидля формирования отчетности по успешно доставленным счетам. Регистрация факта успешнойдоставки избавляет оператора от претензий недобросовестных абонентов типа «услугине оплачены, потому что счет не доставлен».
9) Замена оборудования, SIM-карты,номера. Данные операции выполняются на основании заявления абонента. Замена оборудованиябывает гарантийная или в порядке апгрэйда. Замена SIM-карт бывает по причине утери,поломки, блокировки или апгрэйда. При замене работоспособного оборудования или SIM-картыпоследние возвращаются на склад, поэтому должен быть соответствующий складской документооборот.При замене номера высвобожденный номер помещается в «Отстой» для повторного использованияв будущем. Замена SIM-карты может сопровождаться заменой номера.
Базовые бизнес-процессы (уровень 5)
Дальнейшим развитием нашеймодели будет участие оператора в соглашениях по обеспечению автоматического роуминга.Инфраструктура в этом случае будет выглядеть так, как показано на рисунке 2.
/>
Рассмотрим возникающие бизнес-процессы.
1) Проведение тестов IREG.21,обмен тестовыми SIM-картами. Когда у оператора появляются партнеры по роумингу,сфера его ответственности расширяется, в частности он должен гарантировать работуавтоматического роуминга как для своих абонентов в сети партнера, так и для абонентовпартнера в своей сети. Способом контроля является регулярное проведение IREG.21тестов. Они основаны на обмене между операторами тестовыми SIM-картами и регулярномвыполнении тестовых звонков.
2) Тарификация звонков гостевыхабонентов. Тарификация звонков гостевых абонентов в целом выполняется абсолютнотак же, как и тарификация звонков своих абонентов. Особенность состоит в учете такихразговоров. Для учета необходим лицевой счет партнера по роумингу, на который будутотноситься все звонки абонентов данного партнера в сети нашего оператора. Отнесениезвонков на такой лицевой счет основано на том, что принадлежность звонка абонентуидентифицируется по IMSI абонента, а IMSI для конкретного оператора выбираются вовсене произвольно, и возможно выделить префикс в IMSI, по которому и определить принадлежностьабонента конкретному оператору.
3) Тарификация звонков типа«транзитный в роуминг». Звонки типа «транзитный в руоминг» (Т/Р) возникают, когдасовершается входящий звонок для нашего абонента, находящегося в сети партнера пороумингу. Т/Р – это «часть» звонка между домашним коммутатором абонента и обслуживающимкоммутатором. При этом на нашем коммутаторе звонок фиксируется как звонок нашегоабонента, находящегося в роуминге, на специальный временный номер (MSRN) в той сети,где он находится в роуминге. По номеру MSRN можно определить направление звонкаи тарифицировать его.
4) Контроль за тестовыми SIM-картами.Тестовые SIM-карты – это типовые карты оператора, точно такие же, с которыми онподключает абонентов. Тестовые звонки точно так же тарифицируются, как и любые другие,и включаются в роуминговый счет. Кроме роуминговых тестовых карт оператор, как правило,имеет также определенное количество служебных карт и карт, предназначенных для выполнениятестов в своей сети. Все звонки этих карт также тарифицируются. Существуют нормативы,определяющие максимальную стоимость тестовых и служебных звонков, которую можноотнести к расходам (порядка 2% трафика).
5) Fraud-контроль для визитеров.Один из видов Fraud-контроля для визитеров заключается в том, что ежедневно рассчитываетсясуммарная стоимость звонков по каждому гостевому абоненту и в случае превышениясуммой определенного порога (оговоренного в роуминговом соглашении) высылается fraudreport. Рассылка происходит по электронной почте или факсом. Fraud report содержитсписок подозрительных IMSI и стоимость их разговоров за последние сутки. На основаниипринятого fraud report’a оператор может принять решение о блокировании своего абонента.
6) Обмен роуминговыми тарификационнымифайлами. Клиринговые центры. Для проведения текущих расчетов с абонентами, бывающимив роуминге, операторы обмениваются между собой на регулярной основе роуминговымитарификационными файлами (TAP-файлами). TAP-файл содержит детализацию звонков (иуслуг), совершенных абонентами нашего оператора в сети партнера по роумингу. Наоснове TAP-файлов делаются начисления абонентам за звонки в роуминге. Обмен TAP-файламивыполняется по электронной почте. Когда партнеров по роумингу становится очень много,становится неудобным обмениваться TAP-файлами по принципу «каждый с каждым». Дляуменьшения трафика TAP-файлов вводятся клиринговые центры.
7) Выставление роуминговыхсчетов. По окончание отчетного периода партнеры по роумингу выставляют друг другусчета за услуги, предоставленные гостевым абонентам. Особенность состоит в том,что счета выставляются на основе отправленных TAP-файлов. При наличии клиринговогоцентра счета выставляются ему, а не каждому оператору, в сети которого наши абонентыбыли в роуминге.Базовые бизнес-процессы(уровень 6).
Рассмотрим бизнес-процессы,возникающие у оператора при внедрении им системы предоплаченного обслуживания (prepaid).Оператор может внедрить только поддержку системы карт экспресс-оплаты, но мы небудем рассматривать отдельно бизнес-процессы, связанные с этим, поскольку все онибудут перечислены в данном разделе.
Не зависимо от того, какимобразом реализована prepaid-платформа, набор бизнес-процессов оператора пополняетсяследующим образом.
1) Обеспечение жизненногоцикла карты экспресс-оплаты. Жизненный цикл карты экспресс-оплаты состоит из следующихэтапов:
a) Генерация. Генерация заключаетсяв формировании номеров и pin-кодов карт. Основная проблема – получить надежно засекреченнуюинформацию о pin-кодах.
b) Изготовление и получение.Изготовлением карт занимаются самостоятельные организации, причем основной проблемойявляется секретность при передаче данных о pin-кодах производителю карт. После того,как карты изготовлены и получены оператором от производителя, они помещаются насклад.
c) Блокирование и разблокирование.Если при доставке карт от производителя они были похищены, а также в других подобныхслучаях, произошедших до момента реализации карты абоненту, необходимо блокироватьвозможность зачисления данной серии карт. Если карты будут найдены целыми и невредимыми,то возможность зачисления серии надо разблокировать.
d) Инициализация и реализация.Непосредственно перед выдачей карт на реализацию их необходимо инициализировать– привести в состояние, когда они могут быть зачислены. Далее реализация может осуществлятьсячерез дилерскую сеть, через собственный магазин оператора или через какую-либо ещесеть продавцов.
e) Активация. Активация картможет осуществляться с привлечением оператора или без него. Активация без привлеченияоператора может выполняться в том случае, если она поддерживается платформой (сучетом текущего местоположения абонента и доступных ему средств). Возможность активациичерез оператора должна быть всегда.
f) Гашение. Карты, не зачисленныеза установленный срок необходимо гасить – переводить в состояние, когда их уже нельзязачислить.
2) Обнуление балансов препэйдныхабонентов. Это мероприятие нацелено на принуждение препэйдных абонентов вноситьплатежи. Это особенно важно в том случае, если тарифные планы для препэйдных абонентовпродуманы плохо, например, если абонент может совершать бесплатные звонки в полезныхдля него направлениях (например, пэйджинговая служба). Также необходимо учитывать,что абонентской платы для препэйдных абонентов как правило нет. Поэтому единственнымнадежным способом списания средств с лицевого счета препэйдного абонента являетсяобнуление баланса.
3) Бухгалтерский учет картэкспресс-оплаты. Это достаточно сложный вопрос, потому что имеются определенныетехнические проблемы. Например, нет реальной возможности отследить факт продажиконкретной карты, что может быть важно в случае, если абонент потерял только чтокупленную карту, не успев ее зачислить. В связи с этим встает вопрос, как проводитьпо бухгалтерии продажу карт и активацию карт.
4) Подключение препэйдногоабонента по «коробочному варианту» (опционально). Данный процесс включает следующиешаги:
a) Предпрограммирование оборудования.Выполняется так же, как было описано в бизнес-процессе Предпрограммация карты сактивацией.
b) Комплектация наборов. Процессзаключается в сборе наборов, которые, как правило, состоят из SIM-карты, недорогоготелефона, одной карты экспресс-оплаты, комплекта документации и анкеты.
c) Реализация через розничнуюсеть. При реализации покупатель должен заполнить анкету, которая впоследствии будетиспользоваться для актуализации данных в базе prepaid-платформы.
d) Создание абонента в базеданных prepaid-платформы. Этот процесс автоматически происходит в момент первогозачисления карты экспресс-платы.
e) Актуализация данных в абонентскойкарточке. Поскольку абонент создается в базе данных prepaid-платформы автоматическив момент первого зачисления, то, очевидно, это происходит в произвольный моментвремени и, вероятно, в условиях отсутствия личных данных абонента. В результатеприходится актуализировать эти данные по анкетам в ручном режиме позднее.
Базовые бизнес-процессы(уровень 7)
В определенный момент развитияоператор начинает работать с дилерской сетью, при этом дилерам делегируются, поменьшей мере, следующие функции:
1) Реализация оборудования(составляет основную часть доходов дилера).
2) Подключение абонентов (дилерполучает от оператора определенное вознаграждение за подключения).
3) Реализация карт экспресс-оплаты.
4) Текущее обслуживание абонентов:
a) Информационное
b) Изменение профиля подписок
5) Прием платежей от абонентов(имеются особенности законодательства, например, плательщиком налога с продаж являетсядилер).
Рассмотрим бизнес-процессыоператора, возникающие при появлении дилерской сети.
1) Передача терминальногооборудования на реализацию. Обычно дилеры не пользуются оборудованием, предоставляемымоператором, то есть сами ищут поставщиков. Однако, все зависит от условий дилерскогодоговора. Если оператор предоставляет дилеру оборудование на реализацию, то имеетместо операция выдачи дилеру оборудования со склада оператора по накладной. Обратнаясвязь (по факту продажи оборудования) реализуется с помощью документа типа актапередачи материальных ценностей.
2) Передача SIM-карт на реализацию.В простейшем случае, при использовании бумажных технологий, при работе с дилерамииспользуется предпрограммированное терминальное оборудование. Документооборот аналогиченвозникающему при работе с терминальным оборудованием: выдача по накладной, подтверждениереализации по акту. Предпрограммация оборудования оставляет простор для злоупотребленийдилером. Поэтому необходимо предпринимать какие-либо административные меры и осуществлятьтекущий контроль.
3) Передача карт экспресс-оплатына реализацию. Карты экспресс-оплаты выдаются дилеру со склада оператора по накладной.Как было отмечено ранее, составляет определенную проблему проконтролировать фактпродажи карты экспресс-оплаты (именно продажи, а не активации). Очевидно, что выписыватькакой-либо документ по факту реализации карты экспресс-оплаты не представляетсяразумным. Поэтому обратная связь, отражающая реализацию, должна организовыватьсяс помощью специального документа – ежемесячного отчета по реализации. Опираясь наданный отчет можно проконтролировать сумму, которую дилер должен выплатить операторуза реализованные карты. Для дополнительного контроля необходимо использовать данныеprepaid-платформы, показывающей статистику активации карт.
4) Ведение лицевого счетадилера. Лицевой счет дилера ведется оператором в бухгалтерии для контроля приемаоплаты услуг связи абонентами через дилера, реализации оборудования, SIM-карт, картэкспресс-оплаты и дилерских платежей.
5) Прием платежей от дилера.Оператор должен принимать платежи дилера в счет оплаты реализованных оборудования,SIM-карт, карт экспресс оплаты, подключений, а также платежей, принятых от абонентовв счет оплаты услуг связи.
6) Выплата вознагражденийза подключение. Механизм выплаты вознаграждений определяется дилерским договором.Например, по итогам отчетного периода (количеству подключений, количеству и номиналупроданных карт экспресс-оплаты и т.п.) оператор выплачивает дилеру определеннуюсумму, либо предоставляет какие-либо льготы.
7) Предоставление льгот. Дилеры,как правило, являются абонентами оператора, но в отличие от регулярных абонентов,обычно, обслуживаются по специальным тарифным планам. Оператор разрабатывает и поддерживаеттакие тарифные планы специально для своих партнеров по бизнесу.
8) Поддержка инфраструктурыдля автоматизации дилерской деятельности. В простейшем случае автоматизировать повседневнуюдеятельность дилера можно с помощью электронной почты, либо web-технологий.Базовые бизнес-процессы(уровень 8)
Для привлечения новых клиентов,повышения качества услуг, а также в рамках конкурентной борьбы оператор должен,по крайней мере, развивать сеть и вводить новые тарифные планы. В связи с этим возникаютбизнес-процессы статистического анализа и моделирования:
1) Анализ загрузки сети. Выполняетсяна двух уровнях. Во-первых, коммутатор сам производит замеры по количеству абонентовпо сотам, по количеству разговоров по сотам и т.п. Во-вторых, оператор может производитьанализ тарификационных файлов коммутатора. Это помогает правильно развивать сеть,например, устанавливать новые базовые станции.
2) Анализ эффективности тарифныхпланов. Оператор должен время от времени анализировать свои тарифные планы на предметрешения задач, поставленных при создании того или иного тарифного плана. Для этогонеобходимо считать статистики: подключений по тарифным планам, отключений по тарифнымпланам, смены тарифных планов, начислений по тарифным планам за периодические услуги,разовые услуги, звонки, оборудование и т.п. Все эти статистики надо рассчитыватьпо маркетинговым категориям клиентов.
3) Моделирование тарифныхпланов. После принятия решения о необходимости внедрения нового тарифного плананеобходимо проводить моделирование, чтобы проверить, оправдает ли новый тарифныйплан возлагаемые на него надежды. Например, если предполагается ввести новый тарифныйплан с тем, чтобы существующие клиенты перешли на него, необходимо собрать данныепо подключениям, отключениям, начислениям данных абонентов за прошлые периоды ипросчитать все эти события по новому плану. Далее оценивается эффективность решения. Описание проблемной ситуации
Ежедневно к оператору сотовойсвязи «подключаются» десятки тысяч людей, которые являются как первичными абонентами,так и повторными. На каждого абонента заводится личная карточка, присваивается определенныйидентификационный номер. Сотовый оператор, в определенный момент развития, начинаетработать с дилерами, над которыми должен осуществляться контроль.
Цели и задач проектируемойинформационной системы:
— обеспечить ведение абонентскойбазы (ввод, редактирование, удаление информации)
— обеспечить заключение/расторжениедоговоров с абонентами
— контролировать прием платежейот абонентов
— обеспечить тарификацию разговоров,услуг
— производить смену тарифногоплана по запросу абонента
— обеспечить формированиеотчетов
Функциональнаяструктура проектируемой системы
Функциональная модель являетсяструктурированным изображением функций проектируемой организационно-техническойсистемы, а также информации, поддерживающей выполнение этих функций. На этапе проектированияфункциональная модель используется для анализа существующих систем и механизмовреализации этих функций. При этом оценивается распределение функций между подразделениями,взаимодействие подразделений, распределение ответственности, документооборот, достоверностьполучаемой информации, порядок принятия решений и эффективность функционированиясистемы управления.
В процессе декомпозиции выявляютсязадачи, обеспечивающие достижение поставленной цели.
Границы модели определяютсяпосредством описания внешних интерфейсов. На функциональных и информационных моделяхвсе стрелки, выходящие извне, — внешние интерфейсы.
Модель, основанная на методологииIDEF, позволяет описать структуру объекта в виде многоуровневой иерархической системыобъектов с необходимой глубиной проникновения, сделать информационные и материальныепотоки, а также взаимосвязь их и подсистем объекта максимально “прозрачными”.
Блоки на диаграмме размещаютсяпо ступенчатой схеме в соответствии с их доминированием. Согласно этому принципурасположения в левом верхнем углу располагается самый важный процесс или процесс,выполняемый по времени первым. Далее вправо вниз располагаются менее важные иливыполняемые позже процессы. Такое расположение облегчает чтение диаграмм. (BPwinавтоматически располагает блоки по ступенчатой схеме). Кроме того, блоки должныбыть пронумерованы, в соответствии с их доминированием.
Блоки на диаграммах изображаютсяпрямоугольниками и сопровождаются текстом, описывающим подпроцесс. Каждая сторонаблока имеет вполне определенное назначение: левая сторона блока предназначена длявходов (материал или информация, которые используются или преобразуются для получениярезультата), верхняя — для управления (правила, стратегии, стандарты), правая — для выходов (материал или информация, получаемые в результате выполнения процесса),нижняя — для механизмов (ресурсы, которые выполняют процесс). Такое обозначениеотражает определенные принципы активности: входы преобразуются в выходы, управленияограничивают или предписывают условия выполнения, исполнители описывают, за счетчего выполняются преобразования. Уровень А0. Декомпозиция
После создания контекстнойдиаграммы, которая представляет собой описание контекста моделируемой системы, проводитсяфункциональная декомпозиция – система разбивается на подсистемы и каждая подсистемаописывается в том же синтаксисе, что и система в целом. Затем каждая подсистемаразбивается на более мелкие и так до достижения нужного уровня подробности. В результатетакого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции.Диаграмма декомпозиции предназначена для детализации работы.
При декомпозиции процессавсе стрелки, входящие или исходящие из него, должны быть перенесены на диаграммунижнего уровня и использованы при ее построении. При этом запрещены всякие новыестрелки, выходящие за пределы новой диаграммы, кроме специальных, так называемых«тоннелированных» стрелок.
/> Информационно-логическая модель
Первым шагом при созданиилогической модели БД является построение диаграммы ERD (Entity Relationship Diagram).ERD-диаграммы состоят из трех частей: сущностей, атрибутов и взаимосвязей. Сущностямиявляются существительные, атрибуты – прилагательными или модификаторами, взаимосвязи– глаголами.
ERD — диаграмма позволяетрассмотреть систему целиком и выяснить требования, необходимые для ее разработки,касающиеся хранения информации.
ERD — диаграмма графическипредставляет структуру данных проектируемой информационной системы.
Первым этапом является определениесущностей и атрибутов. В БД будут храниться записи об абонентах, следовательно,сущностью будет абонентская база.
Таблица 1. Атрибуты сущности«Абонентская база».Атрибут Описание № договора Уникальный номер для идентификации заключенного договора с абонентом Дата заключения Дата Абонент Фамилия, имя, отчество абонента, паспортные данные Лицевой счет Информация о состоянии счета обонента Тарифный план Список тарифов для выбора абонентом Услуги Список предоставляемых услуг Состояние договора Физическое состояние договора (например: заключен, расторгнут, приостановлен)
В полученном списке существуютатрибуты, которые нельзя определить в виде одного поля БД. Такие атрибуты требуютдополнительных определений и должны рассматриваться как сущности, состоящие, в своюочередь, из атрибутов. К таковым относятся: Абонент, Тарифный план, Лицевой счет,Услуги.
Таблица 2. Атрибуты Сущности«Абонент».Атрибут Описание ФИО абонента Фамилия, имя, отчество абонента Серия паспорта Паспортные данные № паспорта Дата рождения Дата рождения Адрес Адрес по прописке
Таблица 3. Атрибуты сущности«Тарифный план»Атрибут Описание Тариф Наименование тарифного плана Ст вх вн с Стоимость входящих звонков внутри сети Ст исх вн с Стоимость исходящих звонков внутри сети Ст вх с др с оп Стоимость входящих звонков с телефонов других сотовых операторов Ст исх с др с оп Стоимость исходящих звонков с телефонов других сотовых операторов Ст вх с гор тел Стоимость входящих звонков с городских телефонов Ст исх с гор тел Стоимость исходящих звонков с городских телефонов Sms Стоимость исходящих sms сообщений (за шт)
Таблица 4. Атрибуты сущности«Лицевой счет»Атрибут Описание № лицевого счета Уникальный номер для оплаты услуг оператора Дата Дата внесения денежных средств Сумма Сумма внесенных денежных средств
Таблица 5. Атрибуты сущности«Услуга»Атрибут Описание Код услуги Уникальный код для идентификации предоставляемой услуги Описание Описание услуги Примечание Правила предоставления услуги Стоимость Стоимость услуги
Составим ERD-диаграмму, определяятипы атрибутов и проставляя связи сущностями.
/>
Следующим этапом построениялогической модели является определение типов атрибутов.
Таблица 6. Типы атрибутов.Атрибут Тип № договора Integer Дата заключения Date ФИО абонента String Серия паспорта Integer № паспорта Integer Дата рождения Date Адрес String № абонента Integer Состояние договора String Тариф String Ст вх вн с Float Ст исх вн с Float Ст вх с др с оп Float Ст исх с др с оп Float Ст вх с гор тел Float Ст исх с гор тел Float Sms Float № лицевого счета Float Дата Date Сумма Float Код услуги Integer Описание String Примечание String Стоимость Float UseCase– диаграммы прецедентов
Прецедентом (Use case) называетсяописание множества последовательностей действий (включая варианты), выполняемыхсистемой для того, чтобы актер мог получить определенный результат. Графически прецедентизображается в виде эллипса. Нотация прецедента похожа на нотацию кооперации.
Диаграммы прецедентов представляютсобой один из пяти типов диаграмм, применяемых в UML для моделирования динамическихаспектов. Диаграммы прецедентов играют основную роль в моделировании поведения системы,подсистемы или класса. Каждая такая диаграмма показывает множество прецедентов,актеров и отношения между ними.
Диаграммы прецедентов применяютсядля моделирования вида системы с точки зрения варианта использования. Чаще всегоэто предполагает моделирование контекста системы, подсистемы или класса либо моделированиетребований, предъявляемых к поведению указанных элементов.
Диаграммы прецедентов имеютбольшое значение для визуализации, специфицирования и документирования поведенияэлемента. Они облегчают понимание систем, подсистем или классов, представляя взглядизвне на то, как данные элементы могут быть использованы в соответствующем контексте.Кроме того, такие диаграммы важны для тестирования исполняемых систем в процессепрямого проектирования и для понимания их внутреннего устройства при обратном проектировании.
Диаграммой прецедентов, илииспользования (Use case diagram), называется диаграмма, на которой показана совокупностьпрецедентов и актеров, а также отношения между ними.
Диаграммы Use Case определяютповедение системы с точки зрения пользователя. Элемент Use Case описывает, что должнаделать система, но не определяет, как она должна это делать. Это позволяет отделитьвнешнее представление от внутреннего представления.
Вершинами в этой д. являютсяактеры и элементы Use Case, которые представляют собой действия, выполняемые системойв интересах актеров.
Актер – роль объекта вне системы.Актер прямо взаимодействует с ее частью – конкретным элементом Use Case. Различаютактеров и пользователей. Пользователь может играть несколько ролей и моделироватьсянесколькими актерами. Набор всех элементов Use Case определяет полные функциональныевозможности системы.
/>
АбонентОсновной Альтернативный Заключить контракт на обслуживание
Предоставить личные данные (паспортные данные)
Открыть лицевой счет
Выдать копию договора
Ввести информацию об абоненте в БД Если отсутствуют личные данные – договор не заключать. Запрос информации о состоянии счета
Идентификация пользователя
Запрос баланса на счете
Выдать отчет Если абонент не идентифицирован – запрос не выполнять. Заказать услугу
Идентификация абонента
Проверка состояния лицевого счета
Выбор услуги
Выдать подтверждение
Если абонент не идентифицирован – запрос не выполнять.
Если средств на счете не достаточно – услугу не предоставлять.
ОператорОсновной Альтернативный Ввод информации в БД
Получить доступ к БД
Ввести информацию в БД Если доступ закрыт – выход из системы. Обслуживание абонента
Выбор предоставляемой услуги
Ввод информации о предоставляемой услуге Если средств на лицевом счете не достаточно – не предоставлять обслуживание.
Диаграммавзаимодействий
На диаграммах взаимодействийпоказывают связи, включающие множество объектов и отношений между ними, в том числесообщения, которыми объекты обмениваются. При этом диаграмма последовательностейакцентирует внимание на временной упорядоченности сообщений, а диаграмма кооперации- на структурной организации посылающих и принимающих сообщения объектов.
Диаграммы взаимодействий используютсядля моделирования динамических аспектов системы. Сюда входит моделирование конкретныхи прототипических экземпляров классов, интерфейсов, компонентов и узлов, а такжесообщений, которыми они обмениваются, — и все это в контексте сценария, иллюстрирующегоданное поведение. Диаграммы взаимодействий могут существовать автономно и служитьдля визуализации, специфицирования, конструирования и документирования динамикиконкретного сообщества объектов, а могут использоваться для моделирования отдельногопотока управления в составе прецедента.
Диаграммы взаимодействий важныне только для моделирования динамических аспектов системы, но и для создания исполняемыхсистем посредством прямого и обратного проектирования.
Диаграмма взаимодействий (Interactiondiagram) описывает взаимодействия, состоящие из множества объектов и отношений междуними, включая сообщения, которыми они обмениваются. Диаграммой последовательностей(Sequence diagram) называется диаграмма взаимодействий, акцентирующая внимание навременной упорядоченности сообщений. Графически такая диаграмма представляет собойтаблицу, объекты в которой располагаются вдоль оси X, а сообщения в порядке возрастаниявремени — вдоль оси Y. Диаграммой кооперации (Collaboration diagram) называетсядиаграмма взаимодействий, основное внимание в которой уделяется структурной организацииобъектов, принимающих и отправляющих сообщения. Графически такая диаграмма представляетсобой граф из вершин и ребер.
Диаграмма обслуживанияабонентов
/>
Взаимодействие операторас БД
/>Диаграмма взаимодействияадминистратора с БД
/>
Диаграммасостояний Процесс заключения договора
Диаграммы состояний являютсяхорошо известным средством описания поведения системы. Они определяют все возможныесостояния, в которых может находиться конкретный объект, а также процесс смены состоянийобъекта в результате влияния некоторых событий.
/>
Физическаямодель
При построении физическоймодели необходимо скорректировать типы и размеры полей.
Таблица 7. Свойства колоноктаблиц физической модели БД студентов.Колонка Name Type Width Key № договора № dog Integer + Дата заключения Datazak Date ФИО абонента Fio_ab String 64 + Серия паспорта Serpas Integer № паспорта Nompas Integer Дата рождения Datarogd Date Адрес Adres String 100 № абонента Nom_ab integer Состояние договора Sostdog String 60 Тариф Tariff String 60 + Ст вх вн с St_vh_vn_s Float Ст исх вн с Ct_ish_vn_s Float Ст вх с др с оп St_vh_s_dr_s_op Float Ст исх с др с оп Et_ish_s_dr_s_op Float Ст вх с гор тел St_vh_s_gor_tel Float Ст исх с гор тел St_ish_s_gor_tel Float Sms St_sms Float № лицевого счета Nom_lic_s Integer + Дата Data_vnes Date Сумма Summa Float Код услуги Kod_usl Integer + Описание Opisanie String 150 Примечание Prim String 200 Стоимость Stoim Float
/>
Имитационнаямодель
Имитационная модель отражаетдинамические аспекты функционирования системы и предназначена для анализа основныхпроцессов с учетом альтернативных вариантов их организации.
Для разработки интерфейснойчасти продукта выбрана среда разработки Delphi 7 от компании Borland.
Ниже приведены скриншоты интерфейснойчасти продукта.
/>
Окно «Идентификация» предназначенодля ввода пользователем имени и пароля, которые необходимы для получения полномочийконкретному пользователю. При неправильном вводе окно появляется повторно, а приправильном – появляется главное окно абонентской базы.
/>
Окно «Абонентская база» предназначенов основном для ускоренной навигации по программе, а также содержит стандартные пунктыменю, такие как: файл, правка и окно.
/>
Рассмотрим подробнее главноеменю программы.
/>
Пункт меню «Файл» содержитподпункты «Параметры печати» — для настройки принтера и «Выход» для выхода в окно«Идентификация».
Пункт меню «Правка» содержитстандартный набор подпунктов: «Отмена», «Вырезать», «Копировать». «Вставить», «Удалить»,и «Выделить все».
/>
Пункт меню «Справочники» имеет подпункты «Абонентская база, «Абонент», «Тарифный план», «Услуга», «Лицевой счет».Данные пункты предназначены для вывода одноименных окон для просмотра или редактированияинформации.
Пункт меню «Запрос» предназначендля вызова одноименного окна, в котором вводятся пользовательские запросы.
/>/>
Пункт меню «Окно» содержитстандартный набор подпунктов для работы с окнами: «Каскад», «По горизонтали», «Повертикали», «Скрыть все» и «Закрыть». При работе программы под подпунктом «Закрыть»появляются наименования открытых оконных форм.
Далее рассмотрены оконныеформы для просмотра и редактирования информации.
/>
/> />
/>
/>
Заключение
Целью проекта являлась проектированиеавтоматизированной информационной системы «Работа с абонентами оператора сотовойсвязи».
На основе выполненной работыможно сделать выводы:
1. В процессе разработки проектабыли пройдены все этапы: описание предметной области, постановка требований и задачк проектируемой системе, построение концептуальной, функциональной, логической,физической и имитационной модели системы;
2. Разработанный проект позволяетосуществить поставленные задачи;
3. Разработан удобный и понятныйинтерфейс.
Глоссарий
IMEI — (InternationalMobile Equipment Identity)
уникальный международный идентификатормобильного оборудования.
IMSI — (InternationalMobile Subscriber Identity)
уникальный международный идентификаторабонента.
PIN (Personal IdentificationNumber — персональный идентификационный номер) — персональный код, используемыйдля установления подлинности пользователя с целью предотвращения несанкционированногодоступа в сеть. В системе мобильной связи стандарта GSM код, известный только абоненту,который служит для защиты от несанкционированного использования SIM-карты. Обычнопредоставляется вместе с SIM-картой и содержит от 4 до 8 цифр. Если запрос PIN-кодавключен в меню мобильного телефона, его значение необходимо вводить каждый раз привключении телефона. После трех неверных попыток набора PIN-кода SIM-карта блокируется.Блокировка может быть снята либо набором дополнительного кода — персонального кодаразблокировки (PUK), либо по команде из центра коммутации. Значение PIN-кода можетбыть изменено по желанию абонента.
Roaming (роуминг)
предоставление услуг сотовойсвязи абоненту сети одного оператора в сети другого оператора с обязательным сохранениемпервоначальной регистрации пользователя в своей сети.
Router (маршрутизатор)
устройство, обеспечивающеепередачу данных между двумя логически разными (имеющими разные сетевые адреса) локальнымисетями. Отвечает за выбор маршрута передачи пакетов между узлами.
Миниатюрная пластиковая картас интегрированным кремниевым чипом, на котором записана информация о конкретномабоненте, пользующемся услугами сотовой связи в стандарте GSM. С ее помощью выполняютсяфункции идентификации пользователя в сети (одновременно проводится проверка на наличие«двойников»), проверка подлинности абонента, связь с базовой станцией. SIM-картатакже несет в себе все установки, необходимые для работы аппарата в сети. Вставивв новый аппарат свою SIM-карту, пользователь сохраняет все сетевые установки и свойтелефонный номер. SIM-карта одинакова для всех трех модификаций GSM-900, GSM-1800и GSM-1900.
UML (Unified Modeling Language)- Унифицированный язык моделирования, предназначенный для визуализации, специфицирования,конструирования и документирования артефактов программных систем.
Абонент
лицо, физическое или юридическое,заключающее договор с оператором сотовой связи и пользующееся его услугами.
/>/>/>Актер — множество логически связанныхролей, исполняемых при взаимодействии с прецедентами.
/>Ассоциация — структурное отношение, описывающеенабор связей, в котором каждая из них представляет собой соединение между объектами;семантическое отношение между двумя или более классификаторами, в котором участвуютсоединения между их экземплярами.
/>/>/>Базовая станция (BSS, Base Station System)
основной элемент сотовой сетилюбого стандарта. Занимается распределением звонков и аутентификацией пользователей.
Баланс — состояние лицевогосчета абонента.
Взаимодействие — поведение,описываемое набором сообщений, которыми обмениваются между собой объекты в некоторомконтексте для достижения определенной цели.
/>Диаграмма — графическое представлениемножества элементов. Обычно изображается в виде графа с вершинами (сущностями) иребрами (отношениями).
/>Диаграмма взаимодействия — диаграмма,на которой представлено взаимодействие, состоящее из множества объектов и отношениймежду ними, включая и сообщения, которыми они обмениваются. Диаграммы взаимодействияотносятся к динамическому виду системы. Этот обобщенный термин применяется к несколькимвидам диаграмм, в которых делается акцент на взаимодействии объектов, в том числек диаграммам кооперации, последовательности и деятельности.
/>Диаграмма классов — диаграмма, на которойпредставлено множество классов, интерфейсов, коопераций и отношений между ними;диаграммы классов относятся к статическому виду системы. Иными словами, это диаграмма,на которой показано множество декларативных (статических) элементов.
/>Диаграмма прецедентов — диаграмма, накоторой представлено множество прецедентов и актеров, а также отношения между ними.Диаграммы прецедентов относятся к статическому виду системы.
Единица тарификации разговораоплачиваемая единица продолжительности телефонного разговора (соединения), котораязависит от системы тарификации, выбранной оператором связи (отсчет по целым минутамили по периодическим импульсам).
/>Задача — путь выполнения программы, динамическоймодели или иного представления потока управления; процесс или нить.
Зона действия оператора связи
территория, на которой операторсвязи уполномочен оказывать услуги связи в соответствии с лицензией (не совпадаетс зоной покрытия).
Зона покрытия
территория, на которой можнопользоваться услугами оператора сотовой связи, к ней не относится территория, накоторой предоставляется роуминг.
Идентификация пользователя
опознавание пользователей(по фамилии и паролю) для определения его полномочий — права на доступ к данными выбора режима их использования.
/>Интерфейс — множество операций, составляющееспецификацию услуг, которые предоставляет класс или компонент.
/>Исполнение — прогон динамической модели.
/>Класс — описание множества объектов, обладающихобщими атрибутами, операциями, отношениями и семантикой.
/>Линия жизни объекта — линия на диаграммепоследовательностей, которая описывает существование объекта на протяжении некоторогопромежутка времени.
/>Маршрутизация(routing)
процесс определения в коммуникационнойсети пути, по которому вызов либо блок данных может достигнуть адресата.
Местная телефонная связь
телефонное соединение междупользователями, находящимися в пределах одного населенного пункта или административногорайона.
Метод — реализация операции.
Модель — упрощение реальности,создаваемое для лучшего понимания разрабатываемой системы; семантически замкнутаяабстракция системы.
Объект — конкретная материализацияабстракции; сущность с хорошо определенными границами, в которой инкапсулированысостояние и поведение; экземпляр класса.
Оператор
компания, предоставляющаяуслуги сотовой связи; набор услуг и тарифы у различных операторов могут отличаться.
Пакет
производственная единица информации,передаваемая по сети или по каналу связи. Размер пакета определяется используемымпротоколом, но в принципе пакет — это набор байтов, содержащий собственно передаваемыеданные и информацию об отправителе и адресате; так же используется в значении «набор».
Прецедент — описание множествапоследовательных событий (включая варианты), выполняемых системой, которые приводятк наблюдаемому актером результату.
Процесс — ресурсоемкий потокуправления, который может выполняться параллельно с другими процессами.
Роль — поведение сущности,участвующей в конкретном контексте.
/>/>/>Роуминг
предоставление услуг сотовойсвязи абоненту одного оператора в системе другого. Для реализации роуминга необходимане только техническая совместимость телефона и сети, но и наличие роумингового соглашениямежду операторами.
Связь — семантическое соединениемежду объектами; экземпляр ассоциации.
/>Система — множество элементов, организованныхдля достижения конкретной цели, иногда разложенное на несколько подсистем и описываемоенабором моделей, возможно с различных точек зрения.
/>Сообщение — спецификация передачи информациимежду объектами в расчете на то, что за этим последует некоторая деятельность; приемсообщения обычно трактуется как возникновение события.
/>Состояние — ситуация в жизненном циклеобъекта, во время которой он удовлетворяет некоторому условию, выполняет определеннуюдеятельность или ожидает какого-то события.
Служба отсутствующих абонентов
автоматическое оповещениевызывающего лица или абонентского устройства с помощью сигнала о том, что по инициативевызываемого абонента его абонентское устройство не доступно для вызова.
Сота
площадь, покрываемая однимприемопередатчиком. Различные стандарты имеют разную площадь соты, а также различноеколичество абонентов внутри нее.
Сотовая связь
беспроводная персональнаятелекоммуникационная система, которая использует контроллеры базовой станции, имеющиемультинаправленные антенны, для создания пространственных ячеек с целью многократногоиспользования одной и той же полосы частот благодаря пространственному разделению.
Тарифный план
условия, на которых операторпредлагает пользоваться услугами предоставления сотовой связи, с четко определеннымиразмерами ежемесячной абонентской платы, стоимости минуты разговора, услуг, тарификацииэфирного времени и т.д.
Телефонная сеть
комплекс технических сооруженийи оборудования, предназначенный для оказания услуг телефонной связи.
Целостность — правильностьи согласованность взаимодействия различных сущностей.
/>Экземпляр- конкретная материализация абстракции. К этой сущности могут быть применены операции;она обладает состоянием, в котором запоминаются результаты операций.
Элемент — атомарная составляющаямодели.
Электронная коммутирующаястанция (Electronic Switching Station)
станция, непосредственно соединяющаяабонентов. Имеет специальный интерфейс для работы.
Библиографическийсписок
1. Б.Б.Зобнин, Моделированиесистем, Конспект лекций, Екатеринбург, 2001
2. Б.Б. Зобнин, Задания иметодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Моделированиесистем» для студентов профилизации «Автоматизированные системы обработки информациии управления»направления 552800 – «Информатика и вычислительная техника», Екатеринбург,2003.
3. Джонатан Генник, SQL.Карманный справочник, — СПб.: Питер, 2004.
4. В.Н. Петров. Информационныесистемы – СПб.: Питер, 2003.