МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СПО САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ И СЕРВИСА
Рассмотрено: Утверждаю: цикловой комиссии Зам. директора экономических дисциплин по учебной работе Протокол №_____ Карташова В.Н. 0т "____"__________2007 г.
________________ Председатель____________ "____"________2007 г.
Методическая разработка на тему:
«Программное обеспечение.
Операционная система»
Для специальностей 2808, 2809, 0601,2311
1 курс
Выполнила:
А.В. Самохвалова –
преподаватель СТДОС
2007
Содержание
Введение 3 1 Основная часть 1.1 Планирование изучения темы 4 1.2 Учебно-техническая документация и дидактический материал, применяемый для изучения темы 4 1.3 Методические рекомендации по организации и методики проведения занятия 5 1.3.1 Структурный план занятия 5 – 7 1.4 Дидактический материал 8 2 Теоретический материал для проведения занятия 9 – 12 3 Заключение 13 4 Список использованных источников 14
Введение
Всоответствии с рабочей программой дисциплины «Информатика» (на базе основнойобщеобразовательной школы), тема занятия «Программное обеспечение компьютера.Операционная система» включена в раздел «Компьютер».
Наизучение данного раздела отводится 8 часов.
Врезультате изучения раздела студенты должны:
знать:
· общуюфункциональную схему компьютера;
· назначениеи основные характеристики устройств;
· назначениеи основные функции операционной системы;
уметь:
· работатьс файлами (создавать, копировать, переименовывать);
· вводитьи выводить данные;
· перечислятьсостав и назначение программного обеспечения компьютера;
· соблюдатьправила техники безопасности;
· работатьс носителями информации.
Учебныйматериал данного раздела можно охарактеризовать как материал средней степенисложности.
Изучениетемы «Программное обеспечение компьютера. Операционная система» позволитстудентам узнать, что такое программное обеспечение, для чего оно необходимо,из каких элементов оно состоит.
1 Основная часть
1.1 Планированиеизучения темы
Раздел«КОМПЬЮТЕР» планируется изучить на 4 занятиях.
Занятиена тему «Программное обеспечение компьютера.
Операционнаясистема» является завершающим лекционным занятием данного раздела. На егоизучение отводится 2 часа.
1.2 Учебно-техническаядокументация и дидактический материал, применяемый для изучения темы
· Плакат;
· Раздаточныйматериал;
· Литература:
o В.Э.Фигурнов, «ЭВМ для пользователя»
o А.Кушниренко «Информатика»
o С.В.Симонович «Информатика базовый курс»
1.3 Методическиерекомендации по организации и методики проведения занятия
1.3.1 Структурныйплан занятий
Тема раздела: «Компьютер»
Темазанятия: «Программноеобеспечение компьютера.
Операционная система»
Типзанятия: комбинированный.
Видзанятия: лекция
Технология:личностно-ориентированная.
Времяпроведения: второе занятие по теме «Компьютер».
1 Цели и задачи занятия
1.1 дидактическая:
o сообщить студентам новые знания по представленной теме,
o сформировать на их основе идейные взгляды, убеждения.
Задачи:
Усвоить на уровне осмысленноговоспроизведения схемы программного обеспечения ПК, конспектирования основныхпонятий по операционной системе
Уметь работать с дидактическим материалом.
1.2 развивающая:
o способствовать развитию информационной культуры, внимания,мышления, памяти, развивать их умственные способности;
o формировать положительное отношение к процессупознания, компетентности в данном вопросе,
o формировать общеучебные и общекультурные навыки работыс информацией, что включает в себя умение грамотно пользоваться источникоминформации, оценка достоверности информации и знания.
Задачи: студент должен иметь представлениеоб основных понятиях представленной темы: программном обеспечение ПК,операционной системе, уметь обобщать изученный материал, делать выводы.
1.3 воспитательная:
o формировать потребность в информационной культуре
o воспитание бережного отношения не только к имуществу,оборудованию, но и к окружающему миру,
o соблюдение правил и норм техники безопасности,
Задачи: воспитывать в студентах чувствоответственности
2.4 методическая: отработать методикуиспользования дидактического материала.
Задачи: научить студентов пользоватьсядидактическим материалом.
2 Средства обучения: раздаточныйматериал (схема), плакат.
3 Методы обучения и формы ихреализации, приемы:
3.1 Методы обучения
— репродуктивный метод:информационно-рецептивный, направленный на первичное овладение знаниями: объяснительно-иллюстративноеизложение
3.2 Формы реализации методов обучения
— объяснительно — иллюстративная лекция
3.3 Приемы – объяснение,конспектирование.
4 Материально-техническое и дидактическое оснащение занятия:
o Раздаточныйматериал;
o Наглядныепособия;
o Литература:
1. В.Э.Фигурнов, «ЭВМ для пользователя»
2. С.В.Симонович «Информатика базовый курс»
5. Ход и содержание занятия:№ элемента Структурные элементы занятия Содержание элемента занятия. Используемые методы и приемы Время, мин Методическое обеспечение 1 Организационное начало Приветствие студентов. Проверка присутствующих и готовности к занятию. Выдача раздаточного материала. 2 - 2 Постановка целей и задач
Сообщение темы, целей и задач.
Планирование предстоящей деятельности.
Прием – повествовательное изложение; форма – рассказ-вступление. 2 - 3 Повторение и закрепление предыдущего материала. Фронтальная беседа по ранее изученному. Прием – репродуктивный диалог; форма – беседа репродуктивного типа. Метод – фронтальный устный опрос. 5 - 4 Изложение нового материала. Формирование новых знаний
Рассматриваемые вопросы:
1. Основные понятия. Классификация ПО.
2. Операционная система. Основные понятия. Виды.
3. Прикладные программы
Методы: объяснительно — иллюстративное изложение (форма реализации метода – лекция объяснительно – иллюстративного типа); иллюстративный; информационно–рецептивный. Прием – репродуктивное изложение. Через 35 минут после начала изложения рекомендуется провести гимнастику на 3-5 минут 75 Плакаты. Наглядные пособия 5 Систематизация знаний. Закрепление нового материала
Вопросы для закрепления:
o Что такое программное обеспечение?
o Перечислите виды ПО?
o Что такое операционная система?
o Из каких элементов состоит ОС?
o Что такое файл?
o Как вы понимаете, чем путь файла отличается от полного имени файла?
Прием – репродуктивный диалог; форма – беседа репродуктивного типа. 5
Конспекты,
Схемы 6 Подведение итогов занятия Анализ качества работы студентов индивидуально и всей группы в целом. Оценка работы (количественная и качественная). Ориентация на следующее занятие. Прием — повествовательное изложение; форма — рассказ-заключение. 5 - 7 Домашнее задание Самостоятельная работа с конспектом лекции. Повторить материал по темам: Устройство ПК 3 -
Дидактическийматериал
2 Теоретический материал для проведения занятия
Программноеобеспечение компьютера.
Операционнаясистема
Основныепонятия
ОПР.Программа – упорядоченная последовательность команд компьютера для решениязадачи
ОПРПрограммноеобеспечение (software)– совокупностьпрограмм обработки данных и необходимых для их эксплуатации документов
Программыпредназначены для машинной реализации задач
ОПР Задача– проблема, подлежащая решению.
ОПР Приложение(application)- программная реализацияна компьютере решения задачи.
Классификацияпрограммных продуктов по характеру
использования
Утилитарные программы (утилиты)– предназначенные для удовлетворения нужд их разработчиков
Программные продукты – предназначенные для удовлетворения потребностей пользователей, широкого распространения и продажи
/>/> Платные Бесплатные
/> Лицензионные
/> Freeware Shareware Trial ОЕМ
КлассификацияПО
П.О.включает в себя:
/> СистемноеПО
/> ПрикладноеПО
/> ИнструментальноеПО
СистемноеПОнеобходимо для обеспечения работы компьютера. С помощью этих программпроисходит управление всеми ресурсами ПК. Они обеспечивают работу другихпрограмм. Оно включает в себя:
/> базовоепрограммное обеспечение
/> сервисноепрограммное обеспечение
ПрикладноеПО ориентированына конкретное выполнение необходимых пользователю работ.
Проблемно-ориентированныеПО
ПОавтоматического проектирования
ПОобщего назначения
ОфисноеПО
Настольныеиздательские системы
СистемыИИ
ИнструментальноеПО (системыпрограммирования) обеспечивают создание новых программ для компьютера: средствадля создания приложений и информационных систем
Базовоепрограммное обеспечение включает в себя:
операционныесистемы (ОС)
сетевоеПО
Ксервисному ПО относятся:
драйверыустройств
утилиты
антивирусноеПО
архиваторы
ОПРОперационная система (ОС) – совокупность программ, котораяначинает свою работу (загружается) при включении ПК.
О.С.осуществляет:
o управлениеПК;
o диалогс пользователем;
o запускдругих программ.
Примеры:MS DOS, MS WINDOWS 95, 98, ME, 2000, XP,LINUX идр.
КомпонентамиО.С. являются:
файловаясистема
драйверавнешних устройств
командныйязык
ОПР.Файловая система – хранилище программ и данных.
Файловаясистема состоит из файлов.
Файл– место постоянного хранения информации (текста, изображения, рисунка,таблицы). Каждый файл имеет свое имя. Имя файла состоит из 2 частей: именифайла, которое присваивает пользователь и расширения. Обе части разделены междусобой точкой. Имя файла может быть произвольным, а расширение устанавливаетсятой программой, в которой был создан этот файл. Имя файла содержит произвольноеколичество символов (макс. количество символов — 255), расширение – не болеетрех символов. Имена файлов могут содержать как русские, так и английскиебуквы, а также любые символы, кроме / | \: *? “. Имя файла можетсостоять из нескольких слов.
Пример:p1.txt
Каждыйфайл содержится в каталоге. Каталог – это папка, директория, в которой хранятсяфайлы и другие каталоги, способ группировки файлов по какому–либо признаку.Имена папкам задаются по тем же правилам, что и файлам.
Есликаталог Х содержится в каталоге У, то говорят, что Х – подкаталог У, а У надкаталогХ.
Вложеннаяпапка – папка, которая находится внутри другой папки.
Текущаяпапка – папка, с содержимым которой работаем в данный момент.
Накаждом ПК имеется несколько корневых папок. По-другому их можно назвать либо накопители,либо диски. Обычно на ПК их 4: диск для ГМД, 2 диска – винчестер, 1 CD-ROM(DVD).Каждый диск имеет свое имя. A:C: D:E:
Путьк файлу – полная информация о местоположениифайла, включая имя диска и перечень папок, которые нужно открыть
Полноеимя файла – путь к файлу и его имя.
Драйвер–программа, отвечающая за работу какого-либо устройства ПК.
Например,драйвер мыши, драйвер принтера. Без драйвера устройство просто не будетработать. Драйверы расширяют возможности операционной системы по управлениюконтроллерами внешних устройств.
Командныйязыксостоит из команд, которые подает пользователь при работе за ПК.
Пример,длятого чтобы вставить один блок текста в другой текст, необходимо вначале датькоманду копирования, а затем команду вставить
Вспомогательныепрограммы (утилиты). Эти программы облегчают работупользователя за ПК.
Прикладныепрограммы
Прикладныепрограммы применяются для решения различного рода задач, стоящие передпользователем. В целом все прикладные программы можно разделить на несколькочастей:
КлассификацияПрикладного ПО
Класс
Подкласс
Примеры программ Проблемно-ориентированные 1С (бухгалтерия,…), БизнесПак, Парус Автоматического проектирования AutoCad,AutoVision, Общего назначения СУБД – система управления БД Access, Paradox, Oracle. Текстовые процессоры Лексикон, WordPerfect Табличные процессоры Lotus, Quattro Pro. Средства презентационной графики Multimedia Viewer Графические редакторы Corel, Adobe. Интегрированные среды MSOffice: MSWord, MSExel, MSPowerPoint, Binder … Офисные Переводчики, средства проверки орфографии, распознавания текста и коммуникационные системы Stylus, PoliGlossum, Socrat, FineReader, WinFax. Настольные издательские системы PageMaker, Corel, Publisher.
Заключение
Врезультате изучения представленной темы раздела студент знакомиться с программнымобеспечением компьютера, видами ПО, файловой системой ПК, узнает назначение иосновные функции операционной системы, умеет перечислять состав и назначениепрограммного обеспечения компьютера.
Списокиспользуемых источников
1. В.А.Молодцов, Н.Б. Рыжикова, Современные открытые уроки информатики 8-11 классы,Ростов н / Д., Феникс, 2002 г.
2. С.В.Симонович, Г.А. Евсеев, Практическая информатика, Уч. пособие – СПб, 2000 г.
3. В.А.Каймин, Информатика – М., ИНФРА-М, 2000 г.
4. www.informika.ru