КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Информатика»
Тема: Программирование на алгоритмическомязыке Бейсик
Содержание
Введение
1. Блок-схема алгоритма решениезадачи
2. Описание блок-схемы алгоритмарешения задачи
3. Распечатка программы на языкеБейсик
4. Распечатка исходных данных
5. Распечатка результатов расчета
Заключение
Литература
Введение
В настоящее время большоеместо в нашей жизни отведено различным устройствам предназначенным для созданиякомфорта в быту, облегчения выполнения работы и т.д. Одним из таких устройствявляется компьютер.
Хотя компьютерысоздавались для численных расчетов, скоро оказалось, что они могут обрабатыватьи другие виды информации. Для обработки различной информации на компьютере надоиметь средства для преобразования нужного вида информации в числовую форму иобратно. Сейчас с помощью компьютеров не только проводятся числовые расчеты, нои подготавливаются к печати книги, создаются рисунки, кинофильмы, музыка,осуществляется управление заводами и космическими кораблями и т.д. Компьютерыпревратились в универсальные средства обработки информации.
Язык БЕЙСИК, предназначенныйдля обучения программированию и получивший широкое распространение в видеразличных диалектов, прежде всего, как язык для домашних микрокомпьютеров.
Бейсик (BASIC — сокращение от англ. Beginner's All-purpose Symbolic Instruction Code — универсальный код символических инструкций для начинающих; англ. basic — основной, базовый) — семейство высокоуровневых языков программирования. Былразработан в 1963 профессорами Дартмутского колледжа Томасом Куртцом (Thomas E.Kurtz, 1928-) и Джоном Кемени (John G. Kemeny, 1926-1993).
Бейсик был спроектировантак, чтобы студенты могли писать программы, используя терминалы с разделениемвремени. Он создавался как решение для проблем, связанных со сложностью болеестарых языков. Он предназначался для более «простых» пользователей, не столькозаинтересованных в скорости программ, сколько просто в возможности использоватькомпьютер для решения своих задач.
Несмотря на то, что языкуже использовался на нескольких миникомпьютерах, его настоящее распространениеначалось с его появления на микрокомпьютере Altair 8800. Многие языкипрограммирования были слишком большими чтобы поместиться в небольшую память,которую пользователи таких машин могли себе позволить. Для машин с такиммедленным носителем как бумажная лента (позднее — аудиокассета) и безподходящего текстового редактора такой небольшой язык как Бейсик был отличнойнаходкой.
1. Блок-схемаалгоритма решения задачи
/>1
/>
2/>
DIM A(9), B(10)
/>/>3/>
S=0:X=0
/>4
/>
5
/>
/>6
/>
B(I)=A(I) 7/> /> /> /> /> /> /> /> />
/>8
/>/>9
/>
/>/>/>10
/>
11/>/> /> /> /> /> /> /> /> />
B(10)=R 12
/> /> /> /> /> /> /> /> />
/>13/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
14
/>
/>15
/>/>А
/>16
X=B(J): B(J)=B(J-1): B(J-1)=X
/>НЕТ
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>17/> /> /> /> /> /> /> /> />
/>/>18
/>
/>19
ДА
/>
/>20
/>
S=S+LOG(B(I)^2) НЕТ
/>
/>21
/>
/>22
2. Описание блок-схемы
Блок 1 — Предназначен дляначала программы.
Блок 2 — Для заданиямассивов А, В.
Блок 3 — Для записиусловия S=0, Х=0.
Блок 4 — Начало цикла,где I меняет свои значения от 1 до 9 сшагом 1. Предназначен для ввода переменных вектора А.
Блок 5 — Ввод значений вектораА с клавиатуры.
Блок 6 — Вывод введенных данныхна экран.
Блок 7 — Предназначен дляприсвоения элементу вектора В, значений элементов вектора А.
Блок 8- Ввод значения R с клавиатуры.
Блок 9 — Вывод значения R на печать.
Блок 10 — Начало цикла,для вывода исходных данных на печать.
Блок 11 — Распечатка созначениями переменной А.
Блок 12 — Для присвоениявектору В(10) значения R.
Блок 13- Начало цикла,где параметр I меняет значения от 2 до 10. Циклпредназначен для расстановки значений элементов вектора В в порядкевозрастания.
Блок 14 — Начало цикла,где параметр J меняет значение от 10 до 2 с шагом-1.
Блок 15 — блок передачиуправлений по условию. Если условие верно то выполняется 16 блок, если нет топрограмма продолжает работу игнорируя записанное условие в 16 блоке.
Блок 16 — Заданиеусловия. После выполнения которого, происходит переход к следующему значениюпараметра J из цикла. После завершения цикла J происходит переход к следующемузначению I.
Блоки 13, 14, 15 и 16предназначены для распределения значений вектора В в порядке возрастания (методвсплывающих пузырьков).
Блок 17 — Начало цикла I, с помощью которого выведем всезначения В на печать.
Блок 18 — Вывод значенийвектора В по возрастанию на печать.
Блок 19 — Блок передачиуправлений по условию для нахождения суммы логарифмов квадратов элементоввектора В.
Блок 20 — Вычисление S(суммы), после происходит возврат кначалу цикла, где меняется значение параметра I и так до конца завершения цикла.
Блок 21 — Вывод значение S на печать (распечатка).
Блок 22 — Конецпрограммы.
3. Распечатка программы
10REM DZIK
20 DIM A(9), B(10)
30 S=O:X=O
40 FOR I=1 TO 9
50 PRINT " A(";I;")",
60 INPUT A(I)
70 B(I)=A(I)
80 NEXT I
90 INPUT «R=»; R
100 LPRINT USING «R=##.##»; R
110 FOR I=1 TO 9
120 LPRINT USING «A(I)=##.##»; A(I)
130 NEXT I
140 B(10)=R
150 FOR I=2 TO 10
160 FOR J=10 TO I STEP -1
170 IF B(J-1)>B(J) THEN X=B(J): B(J)=B(J-1):B(J-1)=X
180 NEXT J
160 NEXT I
200 FOR I=1 TO 10
210 LPRINT USING «B(I)=##.##»; B(I)
220 IF I MOD 2=0 THEN S=S+LOG(B(I)^2)
230 NEXT I
240 LPRINT USING «S=##.##»; S
250END_
4. Распечатка исходныхданных
R= 2.30
A(I)= 9.60
A(I)= 7.40
A(I)= 4.10
A(I)= 4.00
A(I)= 3.80
A(I)= 2.50
A(I)= 2.40
A(I)= 2.20
A(I)= 1.70
5. Распечаткарезультатов расчета
B(I)=1.70
B(I)= 2.20
B(I)= 2.30
B(I)= 2.40
B(I)= 2.50
B(I)= 3.80
B(I)= 4.00
B(I)= 4.10
B(I)= 7.40
B(I)= 9.60
S=24.68
Заключение
В курсовой работе из данныхзначений вектора А=( 9,6 7,4 4,1 4,0 3,8 2,5 2,4 2,2 1,7), введенных склавиатуры и переменной R=2,3,рассчитаны значения вектора В=(9,6 7,4 4,1 4,0 3,8 2,5 2,4 2,2 1,7 2,3),методом «Всплывающих пузырьков» полученные значения вектора В были расположеныв порядке возрастания В=(1,7 2,2 2,3 2,4 2,5 3,8 4,0 4,1 7,4 9,6). Вычисленасумма логарифмов квадратов четных элементов вектора В. (S=24,68).
Для составление программыв курсовой работе использовались операторы:
REM — служит для записи комментариев ине влияют на выполнение программы.
DIM- Объявляет массивы с указанием размеров.
INPUT- подсказывает пользователю, что нужно ввести значениеодной или нескольких переменных. Оператор INPUT ждет, пока пользователь невведет данные с клавиатуры, и затем присваивает значения заданным переменным.
PRINT — служит для вывода данных на экран.
LPRINTUSING— вывод данных на принтер.
FOR-NEXT — для организации цикла. Выполнениеоператоров между FOR и NEXT повторяется и с каждым прохождением через циклзначение переменной увеличивается на величину шага. Если шаг опускается, пошаговоеприращение по умолчанию становится равным 1. Цикл завершается, когда переменнаясчетчика будет больше или равна той, что указана в операторе.
IF-THEN — проверяет условия и меняет ходвыполнения программы в соответствии с заданными условиям. Если выражениеследующее за IF верно, т.е. соблюдены заданныеусловия, то выполняется оператор(ы), следующий за THEN. Если выражение неверно, то все что стоит за THEN опускается, и программа продолжается выполнениемследующей строки программы.
END — Завершает выполнение программы.
Литература
1. «Методическиеуказания и контрольные задания» по дисциплине «Информатика», — Мн. 2001.
2. В.Э. Фигурнов,«IBM PC для пользователя», издание 7, Москва, ИНФРА-М, 1997.
3. «ОСНОВЫПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ» Раздел: Описание языка Турбо-Бейсик. Справочное пособиедля студентов всех специальностей, — Москва, 1994.