Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Организационные формы и содержание внеклассной работы по информатике

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации внеклассной работы по информатике
1.1 Сущность внеклассной работы по информатике
1.2 Цель и задачи внеклассной работы по информатике
1.3 Содержание внеклассной работы по информатике
1.4 Формы внеклассной работы по информатике
Глава 2. Разработка внеклассного мероприятия по информатикечерез деловую игру
2.1 Деловая игра в практикевнеклассного занятия
2.2 Общие положения деловой игры «Чья фирмауспешнее?».
2.3 Этапы и содержание игры
Заключение
Использованная литература
Приложение
Введение
Актуальность.
Внеклассная работа являетсяодним из важных средств развития личности школьника, поэтому проблемаорганизации внеклассной работы по информатике имеет большое значение дляпрофессиональной подготовки будущего учителя информатики.
Являясь составной частьювоспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижениеобщей цели обучения и воспитания — усвоения ребенком необходимого для жизни вобществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системыценностей.
Разнообразная внекласснаядеятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка,которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельностиспособствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности всебе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся вразличные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания оразнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практическиеумения и навыки.
Педагогическая профессия требуетпостоянного творческого поиска, самосовершенствования, повышенияпрофессионального уровня. В наибольшей степени это касается учителя информатикивследствие непрерывного изменения содержания и целей обучения, возрастанияуровня компьютерной грамотности учащихся. Поэтому учитель информатики долженнепрерывно следить за публикациями в периодической печати (журналы «Информатикаи образование», «Компьютер в школе», «Компьютерныеинструменты в образовании» и т.п., газета «Информатика», другиеиздания компьютерной тематики). Мы надеемся, что в скором времени дляактивизации внеклассной работы учителя смогут воспользоваться новымивозможностями и информационными ресурсами, предоставляемыми сетью Интернет.
Объект исследования — образовательныйпроцесс в школе.
Предмет исследования — организациявнеклассной работы по информатике в старших классах.
Цель: Организация внеклассногомероприятия по информатике в старших классах
Задачи:
изучить литературу, электронныеобразовательные ресурсы по теме исследования;
выявить формы, методы исодержание организации внеклассной работы по информатике;
разработать и провестивнеклассное мероприятие по информатике в старших классах.
Гипотеза. Если будут выявленыоптимальные формы, методы, содержание внеклассной работы по информатике, то этобудет способствовать развитию интереса к предмету.
Методы исследования: изучение,анализ, сравнение, наблюдение, беседа.
Курсовая работа состоит извведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации внекласснойработы по информатике1.1 Сущность внеклассной работы по информатике
Понятие внеклассной работышироко и неоднозначно. Оно включает в себя различные по содержанию, назначению,методике проведения, формам и способам руководства занятия. Например, заседаниепредметного кружка, внеклассное чтение, проведение школьных праздников ивечеров относятся к внеклассной работе. Но в одних случаях (кружок, внеклассноечтение) ею руководит учитель, в других (организация досуга и развлечений) онаприобретает характер деятельности учащихся на основе самоуправления.
В связи с этим возникаетнеобходимость в дифференциации понятия «внеклассная работа», для чегов педагогической литературе и практике используются термины «внеучебнаяработа» и «внеурочная работа».
Согласно Малееву В.В. внекласснаяработа— это организация педагогом различных видов деятельности школьниковво внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализацииличности ребенка [17: 27].
Лизинский В.М.пишет, внекласснаяработа— эторазличные воспитательно-образовательные мероприятия,выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой вовнеурочное время [9: 69].
В своем исследовании мыпридерживаемся определения Малеева В.В.
Внеурочная работа поцелям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь егопродолжением во внеурочное время, и не всегда носит добровольный исамодеятельный характер [9: 75].
Определяющая роль в еепланировании и организации принадлежит педагогу. Примером тому может служитьработа, которую ведут учителя-предметники как по расширению и углублению знанийпрограммного материала со способными учащимися, так и в целях коррекции знанийслабоуспевающих.
Внеучебная работа — этоте внеклассные занятия, которые ведутся главным образом в ученическихколлективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности учащихсяпри направляющей роли учителей, классных руководителей [19: 35].
Внеклассная работа представляетсобой совокупность различных видов деятельности, обладает широкимивозможностями позитивного воздействия на учащихся и является самостоятельнойсферой учебно-воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи сработой на уроке.
Важно отметить, что внекласснаяработа по информатике может иметь межпредметный характер в силуразнообразия возможностей и средств, предоставляемых компьютером иинформационными технологиями. Компьютерные методы могут с успехом применятьсяво внеклассной работе по информатике, физике, иностранным языкам,изобразительному искусству, географии и т.д. Специфика таких видов внекласснойработы заключается в том, что соответствующие занятия объединяют учащихся сразными интересами, а ведут их учителя информатики и соответствующего предмета,поскольку обычно учителя-предметники не владеют в достаточной мереинформационными технологиями [19: 37].1.2 Цель и задачи внеклассной работы по информатике
Являясь составной частьювоспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижениеобщей цели обучения и воспитания — усвоения ребенком необходимого для жизни вобществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системыценностей.
Внеклассная работа направлена нарешение следующих задач [22: 27]:
1. Формирование у ребенкаположительной Я-концепции, характеризующейся следующими факторами: а) уверенностьюв доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешномовладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственнойзначимости. Положительная Я-концепция характеризует позитивное отношениеребенка к самому себе и объективность его самооценки, которая является основойдальнейшего развития индивидуальности ребенка [22: 29].
Разнообразная внекласснаядеятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка,которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельностиспособствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности всебе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся вразличные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания оразнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практическиеумения и навыки [1: 75].
2. Создание благоприятныхусловий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества. Учебныйтруд в силу его специфичности не может служить такой благоприятной основойсплочения коллектива, какой является внеклассная деятельность. Здесь учащиесявступают в многосторонние взаимоотношения между собой.
В различных формах внекласснойработы учащиеся не только проявляют свои индивидуальные особенности, но иучатся жить в коллективе. При этом внеклассная деятельность обогащает опытколлективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своейсовокупности дает большой учебно-воспитательный эффект [22: 30].
Формирование потребности впродуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомствос различными видами деятельности, формирование в соответствии с индивидуальныминаклонностями интереса к ним, необходимых умений и навыков.
Во внеклассной работе создаютсяусловия для формирования умений включаться в продуктивную, одобряемую обществомдеятельность и при необходимости самостоятельно ее организовывать. Этот моментособенно актуален в связи с ростом количества подростков, ведущихантиобщественный образ жизни (преступность, наркомания, алкоголизм и т.п.).
Формирование нравственного, эмоционального,волевого компонентов мировоззрения. Во внеклассной работе усваиваютсяморальные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональнаясфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности [22:37].
Развитие познавательногоинтереса. Данная задача внеклассной работы отражает преемственность учебнойи внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с учебно-воспитательнойработой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективностиучебного процесса.
Воспитание интересов учащихся впроцессе внеклассной работы связано с решением важной задачи — выборомшкольниками профессии и подготовкой их к труду. Известно, что различныевиды внеклассных занятий являются одним из основных источников возникновенияпрофессиональных интересов и профессиональной осведомленности учащихся,помогают им приобрести специальные знания, умения и навыки, проверить свои силыв избранной области деятельности [18: 91].
6. Организация свободноговремени учащихся. В настоящее время очень важно удлинить срокиорганизованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательныепоследствия детской безнадзорности.
Установлена зависимость междуповедением учащихся и тем, как они проводят свободное время. Педагогическизапущенные учащиеся в большинстве своем не занимаются в кружках, не имеютобщественных поручений, не интересуются жизнью класса и школы. По мереувеличения свободного времени проблема культуры его использования приобретаетвсе большее значение в обществе [22: 39].
Существует мнение, чтонеуспевающих учеников не следует отвлекать от учебных занятий. Это неверно, таккак именно им надо помочь правильно использовать свое свободное время. Информатикапредоставляет огромные возможности и для слабоуспевающих учащихся.
Перечисленные задачи определяютосновные возможности и направления внеклассной работы в достижении ее основнойцели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе ониконкретизируются в соответствии с особенностями класса, самого педагога, собщешкольной внеучебной работой и т.д.
Цель и задачи внеклассной работыопределяют ее функции — обучающую, воспитательную и развивающую.
Обучающая функция внекласснойработы не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внекласснойработе она является вспомогательной для более эффективной реализациивоспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системынаучных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкамповедения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Однако правильное сочетаниевнеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системыучебно-воспитательной деятельности. Внеклассная работа может служитьэффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохраненииединого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсироватьего недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за еебольшой насыщенности обязательными занятиями [9: 51].
Огромное значение во внекласснойработе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении иразвитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся черезвключение их в соответствующую деятельность. Например, ученика с артистическимиспособностями можно привлечь к участию в школьных праздниках, КВН и т.д., соспособностями к информатике — к участию в олимпиаде, разработке полезныхпрограмм, составлении дидактических материалов и т.д.1.3 Содержание внеклассной работы по информатике
Содержание внеклассной работыпредставляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые иреализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Спецификасодержания внеклассной работы характеризуется следующими факторами:
преобладанием эмоциональногоаспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействиятребуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму черезэмоции;
в содержании внеклассной работыопределяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержаниевнеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразныхумений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываютсяумения самостоятельной работы при поиске информации, организации различныхвнеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этическиенормы. Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспектпреобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельностиучащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта [13:89].
Познавательная деятельность вовнеклассной работе предназначена для формирования познавательного интереса,положительной мотивации учения, совершенствования учебных навыков. Она являетсяпродолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Это может бытькружок, «Турнир любознательных», «Что? Где? Когда?», КВН,экскурсия в вычислительный центр и т.д. [20: 88].
Внеклассные занятия могут бытьиспользованы для углубления знаний учащихся в области программного материала,развития их логического мышления, воображения, исследовательских навыков,усвоения языка информатики, для сообщения учащимся сведений из историиинформатики.
В воспитании школьников велика рольорганизованного и направляемого школой изучения дополнительной литературы. Задачаэтой работы состоит в том, чтобы научить учащихся видеть в книге источникзнания и помочь им овладеть культурой чтения.
Круг чтения старшеклассниковдолжен включать в себя не только художественную, но и научно-популярную,справочную литературу, а также книги, связанные с их интересами, имеющимипрофессиональную направленность. Полезны конференции и диспуты по прочитанному,занятия по библиографии. Этот вид деятельности может быть реализован приподготовке докладов, рефератов и т.д. [15: 24].
Досуговая (развлекательная) деятельностьнеобходима для организации полноценного отдыха учащихся, созданияположительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервногонапряжения. Эффективны такие формы, как КВН, «Огонек», «Компьютернаяюморина» и др. Очень часто во внеклассной работе объединяются именно этидва аспекта — познавательный и развлекательный. Например, «Поле чудес»,«Занимательная информатика», конкурс фантазеров, викторины и пр. Длятого чтобы определить, какой из аспектов преобладает, нужно проанализироватьцели, задачи, приоритетную функцию, реализуемые педагогом в конкретной форме [17:87].
Трудовая деятельность вовнеклассной работе отражает содержание различных видов труда. Для педагогапредставляет определенные трудности организация трудовой деятельности вовнеклассной работе, но его усилия стоят того воспитательного результата,который дает разнообразная систематическая трудовая деятельность учащихся.
Данный результат проявляется всформированной потребности к труду, в умении занять себя. Во внеклассной работеможно организовать изготовление наглядных пособий, работу по облагораживаниюкабинета, созданию педагогических программных средств и т.д.
Творческая деятельность предполагаетразвитие склонностей, интересов учащихся, раскрытие их творческого потенциала. Творческаядеятельность отражается в таких формах, как конкурсы программистов и смотрыкомпьютерной графики, творческих проектов и т.д.
Для вышеперечисленных видовдеятельности одной из задач является формирование нравственного, эмоциональногои волевого компонентов мировоззрения [17: 90].
Школа решает общие задачиэстетического воспитания: формирование эстетических чувств, эстетическоговкуса, умения воспринимать прекрасное, наслаждаться им, вносить красоту вокружающую жизнь; развитие правильных представлений о красоте в природе,обществе и поведении человека, творческих способностей, умений и навыков; расширениехудожественного кругозора; ознакомление учащихся с различными областямиискусства. Для решения этих задач необходимо воспитывать потребность вхудожественном творчестве, вовлекать учащихся во все виды художественнойдеятельности.
В рамках внеклассной работы поинформатике это могут быть занятия по компьютерной графике, анимации и музыке,разработке мультимедийных и гипертекстовых проектов эстетического,художественного направления. Большим интересом у учащихся пользуются занятия поWeb-графике и дизайну, другим видам Интернет-творчества[18: 46].
Интересным видом творческойдеятельности учащихся могут быть ученические журнал или газета, разработанные спомощью компьютера или представленные в электронном виде, в том числе в сетиИнтернет.
Неограниченные возможностиэстетического развития открывают школьные студии компьютерной анимации, которыеспособствуют воспитанию не только учащихся, занятых в созданиимультипликационных фильмов, но и юных зрителей.
Большой интерес для внекласснойработы представляют школьные видеостудии. Учителя получают возможность созданияс помощью компьютерных технологий учебных и художественных видеофильмов имультипликации, использования лучших фильмов для эстетического и нравственноговоспитания учащихся. Интерес учащихся вызывает, например, просмотр мультфильмовс целью их анализа на использование знаменитых «двенадцати принципованимации Диснея».
Интересный участок этойдеятельности — смотры различных видов компьютерного творчества.
Важнейшими составляющимимировоззрения школьников выступают экономические, экологические взгляды иубеждения. Они формируются при использовании таких форм, как компьютерныепроекты экологического и экономического содержания [18: 50].
Каждая школа и внешкольноеучреждение определяют содержание своей внеклассной работы с учетом имеющихся возможностейи условий.
Содержание внеклассной работыне во всех школах одинаковое. На него оказывают влияние следующие факторы:
Традиции и особенности школы. Например,если школа имеет предметные профили, то во внеклассной работе может преобладатьпознавательный аспект. Художественное, экономическое, физико-математическое и т.п.воспитание приоритетно в школах и классах соответствующего профиля.
Особенности возраста, класса,индивидуальности учащихся.
Возможности и особенностиимеющейся компьютерной техники, загруженность кабинета информатики и т.д. [19: 44].
3. Особенности самого учителя,его интересы, склонности, установки. Если учитель стремится к получению высокихрезультатов в обучении учащихся, то и во внеклассной работе он будет отбиратьто содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовыватьпознавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обученияформировать личность ученика, поэтому во внеклассной работе он будет отдаватьприоритет развивающей, творческой деятельности.
В пособии выделены лишьнекоторые направления внеклассной работы с учащимися и далеко не исчерпанобогатство содержания занятий, которые можно наблюдать на практике. Быстрый темпразвития информатики и компьютерных технологий делают подвижным содержаниевнеклассной работы по информатике, требуя от учителя гибкости в его определениидел. Целенаправленная индивидуальная работа учащихся необходима для того, чтобыкаждый из них мог в полной мере раскрыть и развить свои способности, выразитьсвою индивидуальность. Эта деятельность требует от воспитателей знанияиндивидуальных особенностей учащихся, изучения их интересов и стремлений,положения в коллективе сверстников, а также умения строить процесс воспитаниясо всем коллективом школьников и в отдельности с каждым из них [19: 50]. Виндивидуальной внеклассной работе наряду с запланированным компонентомсуществует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиесяиндикатором уровня педагогического профессионализма. Это могут быть, например,ответы на вопросы учащихся после уроков, оказание помощи учащимся в выбореконфигурации домашнего компьютера или его модернизации и т.п.1.4 Формы внеклассной работы по информатике
 
Первая группа — фронтальныеформы. Деятельность учащихся организована по принципу «рядом»: онине взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одинаковую деятельностьсамостоятельно. Педагог воздействует на каждого ребенка одновременно. Обратнаясвязь осуществляется с ограниченным количеством учащихся. По этому принципуорганизовано большинство общеклассных занятий [21: 15].
Вторая группа форморганизации внеклассной деятельности характеризуется принципом «вместе».Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и делает свойвклад в общий результат. От действий каждого зависит общий успех. В процессетакой организации учащиеся вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Деятельностьтакого рода получила название коллективной, а внеклассная работа — коллективнойвнеклассной работы. Педагог влияет не на каждого в отдельности, а на ихвзаимосвязь, что способствует лучшей обратной связи между ним и учащимися. Попринципу «вместе» может быть организована деятельность в парах, вмалых группах, в классе [21: 20].
Первая группа отличаетсяпростотой организации для педагога, но мало формирует навыки коллективноговзаимодействия. Вторая группа незаменима для развития умений сотрудничать,оказывать помощь друг другу, брать на себя ответственность. Однако в силувозрастных особенностей младших школьников (они не видят в другом равноправногочеловека, не умеют договариваться, общаться) организация коллективных формтребует от педагога больших временных затрат и определенных организаторскихумений. В этом заключается ее сложность для педагога. Каждое направление имеетсвои преимущества и ограничения, они взаимосвязаны и дополняют друг друга [17: 87].
Особенностью некоторых формвнеклассной работы в школе является то, что часто используются популярныеформы, пришедшие из телевидения: КВН, «Что? Где? Когда?», «Угадаймелодию», «Поле чудес», «Огонек» и т.д.
Выбирая форму внекласснойработы, следует оценить ее учебно-воспитательное значение с позиций цели,задачи, функций [16: 43].
Формы массовой внекласснойработы позволяют педагогу косвенно воздействовать на каждого учащегосячерез коллектив. Они способствуют развитию умений понимать другого,взаимодействовать в коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Согласно Калечиц Т.Н., кромеиндивидуальной выделяют кружковые (групповые), объединяющие и массовые формывнеклассной работы [9: 23].
Кружковая (групповая) внекласснаяработа способствует выявлению и развитию интересов и творческихспособностей учащихся в определенных областях науки, техники, искусства,спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения,формирует умения и навыки.
Кружок — одна из основныхформ внеучебной деятельности по информатике. Содержание его работыопределяется в основном интересами и подготовкой учащихся, хотя для некоторыхсуществуют и программы. Кружки по информатике могут иметь различнуюнаправленность в соответствии с разнообразными возможностями компьютера: компьютернойграфики, программирования, компьютерного моделирования и т.п. В кружкахпроводятся занятия разного типа. Это могут быть доклады, работа над проектами,экскурсии, изготовление наглядных пособий и оборудования для кабинетов,лабораторные занятия, встречи с интересными людьми, виртуальные путешествия и т.п.[9: 32].
Учет работы кружка ведется вдневнике. Отчет может проводиться в виде вечера, конференции, выставки, смотра.В некоторых школах итоги деятельности подводятся на школьных праздниках,являющихся смотром проделанной за год работы, например, при проведенииобщешкольной недели информатики.
К объединяющим формам работы относятсяклубы, школьные музеи, общества, временные коллективы и т.д.
Широкое распространение внедалеком прошлом имели клубы — политические, пионерские, комсомольские,интернациональной дружбы, старшеклассников, выходного дня, интересных встреч и т.д.,действовавшие на началах самоуправления, имевшие названия, эмблемы, уставы иположения [17: 49].
Работа клубов может бытьвозрождена на основе новых информационных технологий. Так, в настоящее времямногие школы поддерживают связи с зарубежными школами. На этой основе могутбыть возрождены клубы интернациональной дружбы, имеющие секции переводчиков,истории, географии, культуры страны, в которой находится школа, и т.д. В работеклубов могут широко применяться возможности Интернет для сбора информации ивыполнения общих проектов, электронной почты для переписки и т.д.
Учащиеся ряда школ судовольствием занимаются созданием виртуальных (электронных, представленных всети Интернет) музеев, выставок и галерей. Этот вид работы может выступать икак самостоятельная форма деятельности, и как вспомогательная для реальносуществующих школьных музеев, выставок и галерей и т.п.
Формы массовой работыпринадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они очень разнообразны ипо сравнению с другими формами внеклассной и внешкольной работы имеютпреимущество в том, что рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, имсвойственны такие специфические особенности, как красочность, торжественность,яркость, большое эмоциональное воздействие на учащихся.
Во внеклассной деятельностиследует широко использовать такие формы массовой работы, как соревнование,конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют активность, развивают инициативу,укрепляют коллектив. Массовая работа содержит в себе большие возможностиактивизации учащихся, хотя степень ее может быть различной. Так, конкурс,олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. Припроведении же бесед, вечеров лишь часть учащихся выступает в качествеорганизаторов и исполнителей. А в таких мероприятиях, как посещениевычислительного центра, просмотр кинофильма, встреча с интересными людьми,лекция, все участники являются зрителями или слушателями [18: 73].
В последнее время все большуюпопулярность среди учащихся, проявляющих к изучению информатики повышенныйинтерес и способности, завоевывают такие формы углубленной подготовки,примыкающие к внеклассной работе, как юношеские школы информатики, заочныефизико-математические школы (ЗФМШ), школы и классы с уклоном по информатике,летние компьютерные лагеря и т.п.
В качестве средств навнеклассном занятии могут выступать: оформление класса; музыкальное оформление,игровые атрибуты, видеоматериалы, книги, программные средства.
Некоторые формы внеклассныхмероприятий.
Вечер информатики — этосвоеобразная форма подведения итогов работы класса или кружка за год. Совместнос учителем учащиеся подробно продумывают программу вечера, виды занятий иразвлечений, подбирают материал для вечера: задачи-шутки, задачи насообразительность, исторические сведения, ребусы, софизмы, шарады, кроссворды,вопросы для викторин; готовят необходимые модели, плакаты, лозунги, оформляюткласс. Мероприятие имеет важное воспитательное значение: во-первых, учащиесявместе борются за честь своего класса; во-вторых, это соревнование вырабатываету школьников выдержку, спокойствие и упорство в достижении победы [22: 83].
Викторина по информатике — это своего рода игра. Викторину лучше всего проводить или на занятиях кружка,или в виде соревнования между отдельными классами (во внеурочное время). Заданиядля викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие, нетребующие записей, в большинстве своем доступные для решения в уме. Задачитиповые, решаемые обычно на уроках, неинтересны для викторины. Помимо задач ввикторину можно включить также различного рода вопросы по информатике. Ввикторину включают также задачи-шутки. Викторины могут быть посвящены целикомкакой-нибудь одной теме, но лучше всего предлагать комбинированные викторины.
Встречи с интересными людьмиявляются важным средством формирования подрастающего поколения. Такие встречимогут быть классными или общешкольными, иметь самостоятельный характер иливходить в другие формы внеклассной работы. Встречи могут быть организованы спредставителями «компьютерных» профессий; с представителями другихпрофессий, использующими компьютеры; с выпускниками школы, выбравшимисоответствующие профессии и т.д. [22: 94].
Глава 2. Разработка внеклассного мероприятия поинформатике через деловую игру2.1 Деловая игра в практике внеклассного занятия
 
Деловые игры — активныйметод обучения, использующий имитацию реального изучаемых объекта или ситуациидля создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в ролилица, принимающего решения. Они направлены на решение так называемыхинструментальных задач: построение реальной деятельности, достижение конкретныхцелей, структурирование системы деловых отношений участников. Деловые игры сдетьми обычно имеют несложный сюжет, могут проходить в виде организационногосеминара. Основными признаками деловых игр В.Я. Платов считает [24: 38]:
Наличие модели объекта;
Наличие ролей;
Различие ролевых целей привыработке решений;
Взаимодействие участников,исполняющих те или иные роли;
Наличие общей цели у всегоигрового коллектива;
Коллективная выработка решенийучастниками игры;
Реализация в процессе игры«цепочки решений»;
Многовариантность решений;
Управление эмоциональнымнапряжением;
10. Разветвленная системаиндивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
В деловых играх учащиесяпланируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеетнекоторую игровую структуру, которая от этапа к этапу отслеживается ведущими. Сюдаже могут быть отнесены коллективные творческие дела, в которыхшкольники, играя, планируют и осуществляют реальную общественную деятельность.
Деловые игры достаточно сложныдля школьников, так как в них нет четкой сюжетной линии, нет заданного извнеэмоционального фона отношений. Для участников необходимо создавать мотивацию иподдерживать ее в процессе мероприятия. Во-первых, участникам интереснозаниматься настоящим, серьезным, взрослым делом. Во-вторых, работа должна бытьорганизована в творческих группах, созданных по интересам. В-третьих, онидолжны видеть реальные результаты своей работы: алгоритм решения задачи, планмероприятия и т.д. [24: 41]:
Деловые игры во внекласснойработе — перспективное направление. Такие игры учат строить свою деятельность,налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальныеотношения со взрослыми. Особенно ценными являются совместные деловые игрышкольников и взрослых — педагогов, родителей.
Деловые игры должныразрабатываться специально для определенного возраста, учитывающегопсихофизиологические особенности учащихся. Можно выделить четыре типа деловыхигр, которые могут найти применение во внеклассной работе: крупномасштабные (несколькоклассов) и длительные (несколько месяцев) деловые игры; игры, основанные наанализе фактической информации; краткосрочные деловые игры, в которых занятвесь класс; настольные деловые игры [24: 40]:2.2 Общие положения деловой игры «Чья фирмауспешнее?».
1. Игра проходит между двумягруппами учащихся из 6 — 8 человек в каждой, которые образуют «фирму»(это могут быть ученики одного или разных классов). В фирме выбираютсясотрудники-специалисты: президент, финансист, два программиста и менеджеры. Ребятапридумывают все атрибуты фирмы (название и др.) сами.
Кроме того, из числа лучшихучащихся выбираются 3-4 независимых эксперта [25: 30].
2. Оборудование для проведенияигры:
компьютер учителя с проектором (приналичии);
8 персональных компьютеров дляучастников игры (по 4 каждой фирме); сетевой принтер (при наличии).
3. Программное обеспечение:
на компьютере учителя: программаподготовки презентаций Microsoft PowerPoint;
на компьютерах для участниковигры: текстовый редактор Microsoft Word и электронная таблица Microsoft Excel.
4. Другая информация на компьютерах:
на компьютере учителя — файл" Презентация. ppt";
на компьютерах для участниковигры — папка «Игра» с файлами, необходимыми для проведения игры:«Журнал учета денежных средств. xls»,«KpoccBopд. doc», «ДополнительныеBonpocbi. doc», «Сканвордос»(каждый из этих файлов должен быть только на одном из компьютеров), и неимеющими отношения к игре «лишними» файлами.
5. Реквизит:
документы, необходимые дляпроведения игры: 6 карточек с вопросами для конкурса президентов (с указанием«стоимости» вопроса), 2 экземпляра комментариев для программистов поподготовке журнала учета денежных средств, 2 экземпляра ответов на вопросыкроссворда, на дополнительные задания к кроссворду и на вопросы к сканворду (дляэкспертов), 2 экземпляра журнала учета денежных средств по каждой фирме (дляэкспертов);
купюры условных денежных единиц(набор разного достоинства), аудиоаппаратура, часы, призы и награды; чистыелисты для записей и ответов [25: 32].
2.3 Этапы и содержание игры
Ведущий игру учитель сообщает,что, для того чтобы начать игру, фирмам надо заработать начальный капитал,ответив на вопросы кроссворда. Для этого программистам необходимо найти файл скроссвордом на одном из четырех компьютеров фирмы (путь к папке игры, в которойнаходится кроссворд, указывается, но трудность в том, что в ней находятся идругие файлы; кроме того, кроссворд имеется только на одном компьютере). Сотрудникифирмы должны решить кроссворд и готовый «продукт» в распечатанномвиде предъявить экспертам1. В кроссворде 16 слов, цена каждого слова- 100 условных денежных единиц (у. е), то есть максимальный начальный капиталможет быть 1600 у.е. На решение кроссворда фирмам выделяется 10-15 минут.
Кроссворд по теме «Компьютер.Программное обеспечение. ОС Windows»
Вопросы к кроссворду
По горизонтали:
Так называют совокупностьаппаратных и программных средств компьютера, обеспечивающих работу с графикой,звуком, видеоинформацией.
Простейший текстовый редактор всоставе ОС Windows.
8. Устройство ввода информации вкомпьютер.
Разговорное название жесткогомагнитного диска.
Вид программы, к которомуотносится программа WordPad.
Кнопка на рабочем столе Windows, при щелчке на которой на экране появляется главноеменю.
Универсальное устройство дляобработки информации.
16. Сведения об окружающем мире,повышающие уровень осведомленности человека [25: 30].
По вертикали:
Папка, предназначенная длявременного хранения удаленных файлов, папок, ярлыков.
Одна из мультимедиапрограмм.
Это устройство может бытьматричным, струйным, лазерным.
Вид памяти, хранящей программы иданные, обрабатывающиеся процессором в данный момент времени.
Одна из служебных программ дляработы с диском, выполняющая «сбор» отдельных частей файла,размещенных в разных местах диска, в одну непрерывную часть.
9. Вид программы, к которомуотносится программа «Очистка диска».
Устройство для передачиинформации по телефонным каналам связи [25: 31].
Носитель информации с наименьшейинформационной емкостью.
За время решения кроссвордапрограммисты должны найти на одном из трех других компьютеров фирмы в папкеигры журнал учета денежных средств. Журнал является файлом в формате Microsoft Excel(имя файла должно быть соответствующим — «Журнал учета денежных средстн. х1.ч»). Этот журнал представлен в правой колонке.
Программисты должны оформить еготаким образом, чтобы все расчеты проходили автоматически по мере внесениярезультатов отдельных этапов игры в рабочий лист. При этом количество формул,вводимых вручную, должно быть минимально возможным. Для проведения этой работыпрограммистам каждой фирмы должны быть даны (в бумажном виде) комментарии, вкоторых рассказывается о том, что, кроме решения кроссворда, по итогам которогокаждая фирма создает начальный капитал, она должна:
пройти второй этап, включающий15 вопросов (за каждый правильный ответ фирма получит какое-то количествоусловных единиц, за неправильный
будет оштрафована на такую жесумму); содержание этого этапа будет раскрыто во время игры;
ответить на 8 дополнительныхвопросов к кроссворду (здесь также за каждый правильный ответ фирма получиткакое-то количество условных единиц, за неправильный — будет оштрафована натакую же сумму);
решить сканворд;
участвовать в конкурсепрезидентов фирм [25: 31].
По истечении выделенного длярешения кроссворда времени подводятся итоги. Эксперты, которым каждая фирмапередает (или предъявляет на экране) решение кроссворда, определяют количествоправильных ответов у каждой фирмы и объявляют результат.
Финансисты обеих фирм получают уучителя (или у экспертов) заработанные условные денежные единицы, апрограммисты учитывают полученные средства в журнале учета.
В ходе всей игры эксперты ведутсвой учет средств по каждой фирме.
После этого начинается второйэтап игры, в котором каждая фирма «проверяет» своих сотрудников нато, как они понимают своего президента. Последнему нужно жестами и мимикой какможно точнее объяснить некоторые слова, связанные с информатикой, а сотрудникифирмы должны отгадать объясняемое слово.
Первыми проходят «проверку»сотрудники фирмы, у которой будет наибольший объем начального капитала. Импредлагается выбрать любые три раздела «проверки». Перечень разделови соответствующие термины приведены в табл.1 (естественно, сначала терминыучастникам игры не видны). При наличии проектора перечень разделовдемонстрируется на нем (из презентации, которая будет описана ниже), впротивном случае он оформляется на большом листе бумаги [25: 32].
Для проведения этого этапа накомпьютере учителя необходимо подготовить презентацию PowerPoint.Президент фирмы занимает место за компьютером учителя. На первом слайдепрезентации представлен перечень разделов. После выбора разделов проекторотключается. По щелчку на выбранном разделе осуществляется переход на слайд спервым термином этого раздела. Термины появляются на слайде по одному словудруг за другом по щелчку мыши. По кнопке возврата можно вернуться на слайд сперечнем разделов. На «демонстрацию» (и отгадывание) каждого терминадается 3 попытки.
За слово, отгаданное с первойпопытки, фирма получает 100 у. е., со второй — 80, с третьей — 60; в случаенеотгаданного или неправильно отгаданного термина фирма «штрафуется» на100 у. е. (эта сумма вычитается из общего капитала фирмы). Финансист фирмыполучает или отдает соответствующую сумму средств, программисты учитывают это вжурнале.
Как показывает опыт, во времяпроведения этого этапа игры в зрительном зале наблюдается большое оживление (смех,шум и т.п.), поэтому проводить в это время другие этапы второй фирменецелесообразно. Здесь возможны два варианта:
сотрудники второй фирмы ждутсвоей очереди проводить «проверку»;
сотрудники второй фирмыпереходят в другое помещение и выполняют там дополнительные задания ккроссворду (приведены ниже) [25: 32].
После окончания «проверки»сотрудников первой фирмы «проверяются» сотрудники второй (действия«конкурирующей» фирмы аналогичны).
Таблица 1. Раздел Термины «Она в 101 класс ходила» Основание, цифра, разряд, система счисления, 0 и 1 «С азбукой Морзе дружны» Точка и тире, кодирование, 1 бит, алфавит, 1 байт «На звук и цвет товарищей нет» Наушники, RGB (красный, зеленый, синий), разрешающая способность экрана, глубина цвета, частота звука «Устройства разные бывают» Мышь, графопостроитель (плоттер), джойстик, принтер, жидкокристаллический монитор «Всех излечит Айболит» Вирус, интернет-черви, ревизор, антивирусная программа, блокировщик (брандмауэр) «Этих окон (Windows) негасимый свет» Окно приложения, ярлык, папка, панель задач, кнопка Развернуть
Дополнительные задания ккроссворду
1. Перечислите вседополнительные (нестандартные) устройства компьютера, использованные вкроссворде. Дайте определение каждому из них.
Ответы: принтер,микрофон, модем.
Принтер — устройство выводаинформации.
Микрофон — устройство вводазвуковой информации.
Модем — устройство для передачиинформации между компьютерами по телефонным каналам связи.
2. Нарисуйте схемуфункциональной организации компьютера. Впишите устройства, указанные вкроссворде, в соответствии с их видом, в нужные блоки схемы. Ответ: Процессор Оперативная память Шина данных Шина адреса Магистраль Шина управления Устройства ввода Долговременная память Устройства вывода Сетевые устройства Микрофон Винчестер Принтер Модем /> /> /> /> />
3. Из терминов, имеющихся вкроссворде, образуйте пары слов по принципу: прилагательное — существительное. Прилагательное- вид программы, а существительное — одна из программ данного вида. Укажите ещенесколько примеров программ для каждого вида.
Ответ: Стандартная — Блокнот.Служебная. — Дефрагментация.
Стандартные: Калькулятор,Проводник, WordPad, Paint.
Служебные: Проверка диска,Сведения о системе, Очистка диска, Архивация данных, Сжатие данных.
4. Назовите примерымультимедиапрограмм, не использованных в кроссворде. Наличие каких устройствдает возможность работы с данным видом программ?
Ответ: Лазерный проигрыватель,Регулятор громкости, Универсальный проигрыватель. Необходимы: звуковая карта смикрофоном и колонками.
5. Перечислите носителиинформации из кроссворда в порядке убывающей последовательности их объемов. Дляпоследнего носителя укажите его информационную емкость.
Ответ: Винчестер, дискета.Емкость дискеты диаметром 3,5 дюйма равна 1,44 Мб.
6. Укажите неиспользованные вкроссворде носители информации, распределив их по группам с общим признаком.
Первый вариант ответа: группыпо принципу работы с информацией на носителе:
CD-DOM, DVD-DOM;
CD-R, DVD-R;
CD-RW, DVD-RW.
Второй вариант ответа: группыпо виду носителя информации:
CD-DOM, CD-R,CD-RW;
DVD-DOM, DVD-R,DVD-RW.
7. Назовите объекты рабочегостола Windows, использованные в кроссворде. Укажите другиеобъекты, которые также можно разместить на рабочем столе.
Ответ: Корзина, кнопкаПуск. Можно разместить другие папки, документы, ярлыки.
8. Перечислите слова изкроссворда, которые не были использованы в вопросах 1-7 и ответах на них. Дайтеопределение одному их этих слов-терминов так, чтобы все оставшиеся слова былииспользованы при объяснении этого термина [25: 32].
(Слова: оперативная, компьютер,информация. Определение: оперативная память компьютера — память,хранящая информацию, которую обрабатывает процессор в данный моментвремени)
Максимальное количество средствза каждый вопрос — 100 у. е. Сумма средств, выделяемых за ответ, определяетсяучителем совместно с экспертами в зависимости от полноты ответа, правильностиданных определений, комментариев и т.п.
На следующем этапе игры фирмыдолжны решить сканворд: Л Е К т Е р ш В Е Ъ 3 ф А и ф К О Б А л К л т О н 3 П и В м А с Ц А Р т О р п и д Н И с ф к с ь т О ц А п и Е л и Р о В о * Ы Е
В нем записаны термины,связанные с информатикой. Слова можно читать по горизонтали (слева направо илисправа налево) и по вертикали (снизу верх и сверху вниз), но не по диагонали. Однаи та же буква может использоваться в нескольких терминах. Необходимо найтизаписанные слова, а из букв, не использованных в названиях терминов, составитьназвание еще одного термина [25: 33].
Обе фирмы начинают решениесканворда одновременно. Время, выделяемое на решение: 5-10 минут или до моментарешения одной из фирм. Фирма, первая решившая сканворд, «зарабатывает»200 у. е, Эта сумма выделяется ей и учитывается в журнале учета.
Заключительный этап игры — «Конкурс президентов»
Содержание конкурса аналогичноэтапу, на котором проходила «проверка» сотрудников. Здесь вопросызадает один из экспертов, а отвечают по очереди президенты. Термины (всего 6) подготовленына карточках и выбираются экспертом случайным образом. Стоимость терминовразная: «файл» — 100 у. е., «курсор» — 150 у. е., «вектор»- 200 у. е., «подложка» — 300 у. е., «мантисса» — 350 у. е.,«колонтитул» — 500 у. е.
За каждое правильно отгаданноеслово президент (и его фирма) получает соответствующую сумму, в случаенеправильно отгаданного слова фирма «штрафуется» На 100 у. е. закаждый такой ответ (эта сумма вычитается из общего капитала фирмы). Финансистфирмы получает или отдает соответствующую сумму средств, программисты учитываютэто в журнале [25: 33].
Подведение итогов игры
При подведении окончательныхитогов игры:
учитываются средства, оставшиесяна счету каждой фирмы, и правильность их расчетов (как указывалось, в ходе всейигры эксперты ведут свой учет средств по каждой фирме);
должно быть учтено качествооформления журнала учета денежных средств — при оптимальном варианте оформленияфирма получает дополнительно 300 у.е., при неоптимальном — 100-200 у.е.
В результате определяетсяконечный итог и объявляется лучшая фирма. Происходит вручение призов (желательноне только фирме-победительнице) [25: 33].
Заключение
Рассмотрев сущность внекласснойработы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы и средства, можноопределить ее особенности:
Внеклассная работа представляетсобой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых всовокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формируетличностные качества учащихся.
Отсроченность во времени. Внекласснаяработа — это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которыхотдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.
Отсутствие жестких регламентаций.Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методоввнеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это даетвозможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. Сдругой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Крометого, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.
Отсутствие контроля результатоввнеклассной работы. Если обязательный элемент урока — контроль за процессомовладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такогоконтроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченное результатов. Результатывоспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися вразличных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы можетшкольный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило,общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективностьконкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность,осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественнаяобстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения,связанного с оценкой результатов.
Внеклассная работаосуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, наканикулах, т.е. во внеучебное время.
Внеклассная работа имеет широкиевозможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.
Использованная литература
1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. — Минск: Высшая школа,1998. — 431с.
2. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовкиучителя // Педагогика. — 2003. — № 8. — С.53-59.
3. Гейн А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники.10-11кл. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
4. Гин АА. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость.Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — 3-е изд. — М.:Вита-Пресс, 2001. — 88 с.
5. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика(концепции, состояние, перспективы). — Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1979.
6. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок // Завуч. — 2000.- № 7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. — М.: Академия,2001.192 с.
8. Информатика. Методическое пособие для учителей.9 класс / Под ред.проф. Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2003. — 240 с.
9. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися.- М.: Просвещение, 1980. — 87 с.
10. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе // Информатикаи образование. — 2000. — № 2. — С.17-22.
11. Кравченко Г.Г., Цалюк В.З. Выбор программных средств для изученияв курсе информатики // Информатика и образование. — 1998. — № 7. — С.93-99.
12. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. — М.:Владос-Пресс, 2001. — 368 с.
13. Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатикев средней школе: Автореф. дисс… докт. пед. наук. — М., 1988. — 47 с.
14. Леднев B. C., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. О теоретических основахсодержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование.- 2000. — №2. — С.13-16.
15. Леднев B. C., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. Состояние и перспективыразвития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование.- 1998. — № 3. — С.76-78.
16. Лизинский В.М. О методической работе в школе. — М.: ПедагогическийПоиск. — 2004. — 160 с.
17 Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическоепособие для студентов физико-математического факультета. — Воронеж: ВГПУ, 2003.- 152с. — (Серия «Теория и методика обучения информатике»).
18. Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическоепособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. — Ч.I. Дидактическиеосновы внеклассной работы. — Воронеж: ВГПУ, 2001. — 64 с.
19. Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическоепособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. — Ч.П. Методикавне классной работы по информатике. — Воронеж: ВГПУ, 2002. — 128 с.
20. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология созданияи использования. — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 204 с.
21. Педагогика / В.А. Сластенин и др. — М.: Школа-Пресс, 1998. — 512с.
22. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред.С.А. Смирнова. — М.: Академия, 1998. — 512 с.
23. Педагогические технологии / Под общ. ред. B. C. Кукушина. — М.- Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.
24. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.- М.: Профиздат, 1991. — 80 с.
Приложение
Ответы к кроссворду
По горизонтали: 2.Мультимедиа.6. Блокнот. 8. Микрофон. 10. винчестер. 11. Стандартная. 12. «Пуск». 13.Компьютер. 16. Информация.
По вертикали:
1.Корзина. 2. Звукозапись.3. Принтер. 6. Оперативная. 7. Дефрагментация. 9. Служебная (Служебные). 14. Модем.15. Дискета.
Оптимальный вариант оформленияжурнала учета денежных средств
Формула в ячейке D5: =С2+В5-С5. Она распространяется (копируется) на ячейки D6: D19.
Формула в ячейке D21: =D19+B21.Она распространяется (копируется) на ячейки D22: D28.
Формула в ячейке D31: =D28+B29+B31-C31. Она распространяется (копируется)на ячейки D32: D33.
Формула в ячейке В34: =D33.
Образец журнала учета денежныхсредств А В С | D 1 Журнал учета денежных средств 2 1. Решение кроссворда Начальный капитал: 3 2. Второй этап 4 Приход Расход Остаток 5 Вопрос 1 в Вопрос 2 19 Вопрос 15 20 3. Дополнительные вопросы к кроссворду Приход Остаток 21 Вопрос 1 22 Вопрос 2 28 Вопрос 8 29 4. Решение сканворда 30 5. Конкурс президентов Приход Расход Остаток 31 Термин 1 32 Термин 2 33 Термин 3 34 Общий итог:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.