Лекция 1: Общиесведения о HTML, принципы создания Web-узла
Общие принципы создания Web-узла
Вы решили создать иразместить в информационном пространстве WWW (World Wide Web, Всемирная паутина) собственный Web-узел. Какие же шаги надопредпринять, чтобы он был интересен, полезен и, что немаловажно, посещаем.Первый вопрос, на который необходимо дать четкий ответ: с какой целью создаетсяWeb-узел? От этого зависит многое: стильоформления, необходимые для создания и последующего функционирования затраты,формат представления информации для размещения в Web, инструментарий и требования, предъявляемые кпрограммному обеспечению Web-сервераи каналам связи с Internet. Здесьвозможно несколько вариантов. />Если вы создаете Web-узел для компании, реализующей какой-то товар, тоосновной целью может быть распространение информации о фирме и рекламапродукции, а также организация Web-магазина.При этом будут решены следующие задачи:
· изменение имиджаи поднятие престижа компании;
· продвижениеторговой марки;
· доступностьинформации о продукции и ценах для клиентов;
· поддержкадилерской сети, доступность информации о продукции и ценах для дилеров;
· прямая продажапродукции в Internet, организация Web-магазина;
· доступностьвнутренней информации для сотрудников, работающих вне офиса.
Другойвариант — создание Web-узланаучной или общеобразовательной организации, не занимающейся коммерцией в Internet, а распространяющей информацию. Вэтом случае речь пойдет о сборе, переработке и размещении на Web-узле больших массивов данных сорганизацией поиска и доступа к ним.
Ипоследний рассматриваемый вариант — когда вы считаете необходимым разместить в Internet свою личную страницу. />Для того,чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, необходимо сформироватькатегории пользователей, на которые рассчитан Web-узел. Исходя из их психологии, должна строиться информационнаяструктура, которая будет привлекать и удерживать клиентов. В дальнейшем всевопросы о целесообразности каких-либо действий, связанных с Web-узлом, должны рассматриваться всоответствии с тем, как отреагируют на них посетители, и насколько они будутспособствовать достижению главной цели. />После того, как сформулированы цели иопределены категории пользователей, необходимо распределить подготовленнуюинформацию по Web-документам, продумать связи междуними и предусмотреть дополнительные навигационные возможности, например,поисковую систему по содержимому Web-узла.
Типичнаяструктура Web-узла фирмыобычно представлена так:
Информацияо компании.Следует рассказать о целях и деловом облике фирмы, ее истории и т.д. Покажите,какую выгоду получат клиенты от сотрудничества именно с вами, а не с другимикомпаниями.
Информацияо продукции и услугах. Разместите на Web-страницефотографии или рисунки своей продукции. Опишите ее свойства и преимущества,приведите примеры использования. Если имеется бумажный каталог продукции, томожно перенести его структуру и содержание в Web-узел. Это облегчит создание и дальнейшее обновлениеэлектронного варианта каталога. Если планируется прием заказов на продукцию илиуслуги через Internet, то нужно разместить здесь бланкзаказа, который будет поступать по электронной почте. />
Информационнаяподдержка. В этомразделе публикуется дополнительная техническая информация, часто задаваемыевопросы, советы по устранению неисправностей и т.п.
Новости. Проинформируйте клиентов о новыхтоварах и услугах, предоставляемых фирмой, опубликуйте пресс-релизы и т.п.
Обратнаясвязь. Сообщите,как с вами можно связаться, где вы находитесь. Поместите форму для отзыва,гостевую книгу, адреса электронной почты, на которые клиент может отправитьзапрос, и т.п.
Принаполнении Web-узла всегданужно помнить два принципа: уникальность и достоверность публикуемыхматериалов. Уникальность является первоочередным требованием к содержанию. В WWW уже может существовать немалостраниц с похожими материалами. Ваш Web-узел должен чем-то отличаться от серверов с аналогичной тематикой, хотябы для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наличие уникальных материалов навашей странице увеличит ее посещаемость. Для того, чтобы создать уникальныйинформационный ресурс, не обязательно изобретать что-то принципиально новое,можно по-другому оформить уже существующие ресурсы, но при этом не заставлятьклиента тратить много времени на их поиск. Проверить же ресурсы на уникальностьможно с помощью поисковых серверов. Что касается авторитетности, то все зависитот того, насколько тщательно вы подберете информацию, проверите ее и будетесвоевременно обновлять. При создании Web-узла необходимо помнить, чтосоставляющие его отдельные документы должны быть объединены общим стилемоформления и средствами навигации. Единый стиль оформления — один изпоказателей, отличающих профессиональный Web-узел от любительского. Благодаря единообразносделанным документам пользователи будут отличать ваш Web-узел от других и запомнят его. Это не значит, чтодокументы должны быть похожи друг на друга как две капли воды, но общая идея,единый стиль, должны присутствовать непременно.
То жеотносится и к средствам навигации по страницам. Не стоит рассчитывать, чтопосетитель знает структуру Web-узлатак же хорошо, как вы. Он должен без труда понимать, где он находится сейчас икак можно попасть в любое другое место. Необходимо предусмотреть возможностьперехода к первому документу, программе поиска или к схеме Web-узла.
Крометого, единство стиля позволяет использовать шаблоны — страницы, содержащиетолько общие элементы оформления и навигации (без информационного наполнения).С их помощью можно быстро и эффективно создавать новые страницы и распределятьработу по их созданию между несколькими людьми. При использовании шаблона дляполучения готовой страницы достаточно лишь внести в него необходимуюинформацию. Последовательность, логичность, постоянство — вот необходимыекачества хорошего Web-узла.Значительно упростят работу по формированию и изменению стиля вашего Web-узла каскадные таблицы стилей,появившиеся в HTML 4.0. О некоторых их возможностяхбудет рассказано ниже, а полностью им посвящена отдельная глава. />После того,как определены цели, задана структура и собрана текстовая и графическаяинформация, необходимо разработать внешний вид Web-узла. Он также зависит от тех целей, которыенеобходимо достичь. Спектр возможных решений здесь очень широк: от просмотрауже существующих страниц и создания подобных, до обращения за помощью кпрофессиональным дизайнерам и художникам. В то же время, необходимо помнить онекоторых уже сложившихся правилах построения Web-документов, из которых состоит Web-узел. />
Структура. На сегодня представление о структуре документадостаточно устоялось. Web-документдолжен содержать в себе следующие разделы: заглавие, название компании,навигационную панель, собственно содержание, контактную информацию, дату ивремя обновления, авторские права и статус документа.
Логотип. Создавая Web-страницу, необходимо позаботиться о том, чтобы название фирмы всегдаприсутствовало на экране. Для этого в начале каждого Web-документа обычно помещается красочно оформленныйлоготип фирмы. Кроме того, название компании должно присутствовать и в выходныхданных ко всем документам.
Навигационнаяпанель. Одним из наиболее важных разделов Web-документа является навигационная панельили панель управления. WWWзавоевала весь мир во многом благодаря тому, что гипертекстовые ссылкиобеспечивают полную связность публикуемых материалов. Но эти же ссылки таят всебе опасность погружения в полный хаос, когда, пройдя цепочку из трех-четырехдокументов, вы уже не сможете вернуться обратно, запутавшись в обилии ссылок.Ваш Web-узел должен обеспечиватьпользователю ясные и интуитивно понятные навигационные маршруты.
Многочисленныеисследования показали, что посетители Web-серверов очень нетерпеливы и дальше, чем на два уровня документов,углубляться в содержание сервера не хотят. Поэтому, создавая Web-узел большого объема, следуетпредусмотреть промежуточные документы, обычно находящиеся на первом-второмуровнях, от которых любая информация находится не далее, чем в двух переходах. Навигационная панель вашего Web-узла должна присутствовать в каждом документе. Впервую очередь, она должна включать в себя направляющие ссылки типа «Вперед»-«Назад»(«Следующий»-«Предыдущий»), указывающие на соседниедокументы в структуре Web-узла.Далее от панели управления обязательно должны идти ссылки на все крупныеразделы Web-узла — так называемые разделыпервого уровня. И, наконец, пользователь всегда должен иметь возможностьмгновенно вернуться на главную страницу Web-узла. Помимо ссылок следует указать путь к локальнойпоисковой системе и индексу.
Содержание. Прежде всего, следует отметить, что содержание Web-документов должно в полной мереотвечать всем требованиям, предъявляемым к обычным газетным или журнальнымпубликациям: грамматическая и орфографическая корректность, точность идостоверность предлагаемых материалов, и многое другое. Кроме того, появляетсяцелый ряд специфических требований, которым должен удовлетворять Web-документ.
Частовозникает вопрос о размерах документа: какое число страниц являетсяоптимальным? Ответ на первый взгляд может показаться странным: одна экраннаястраница или вообще никаких ограничений. Многочисленные исследования показали,что пользователи не любят работать с полосами прокрутки браузеров. Больше всегоим нравятся документы, которые размещаются на одной экранной странице. Так и в WWW — вы никоим образом не сможете датьпользователю больше информации, чем в концентрированном изложении на однойстранице. Если все-таки вы не укладываетесь в эти рамки, создайте еще одиндокумент. Одна экранная страница оказалась подходящей меройпредставления информации. Если размер документа превышает одну страницу, то вбольшинстве случаев он может быть поделен на несколько логических частей,каждая из которых будет занимать не более одной страницы. Если же логическогоделения информации произвести не удается, то необходимо переработать стильизложения, а может быть, и сами материалы. Сейчас выработалось единое мнение,что Web-сервер необходимо строить на основеодноэкранных документов. Есть только два исключения из этого правила. Оно нераспространяется на статьи, публикуемые в WWW, и второе исключение — анкетные формы, которые,естественно, нельзя разрывать.
Графика. При разработке Web-страницы нужно очень внимательно выбирать оптимальноесоотношение графических и текстовых материалов. Одна хорошая картинка можетзаменить тысячу строк текста, но и загружаться по сети она будет в тысячу раздольше. Поэтому графикой нужно пользоваться осторожно. Можно исходить из того,что графики на странице должно быть чуть меньше, чем хочется Web-мастеру. Пользователям может простоне хватить терпения, и они закроют документ еще до того, как он полностьюзагрузится. Задержка отклика системы вызывает у пользователя раздражение. Всепонимают, как тяжело сейчас обстоят дела с канальной инфраструктурой в Internet. Поэтому время задержки возрастает взависимости от времени суток, по разным оценкам до 15-60 секунд. Теперьпредставьте, что у клиента только модем на 19200 бит/с. Большего на российскихтелефонных линиях достичь очень тяжело. Тогда за минуту, то есть до того, какклиент потеряет терпение, можно передать только около 170 Кбайт данных.Следовательно, размер документа не должен превышать этого значения. Следует отметить, что обычно панель управления, логотип и названиефирмы выполняются в виде графических элементов. После создания макета можноприступить к его реализации с помощью языка HTML и иных средств, предлагаемых современнымитехнологиями WWW.
Завершив создание Web-узла, необходимо разместить его в Internet. Здесь возможны два варианта: первый— использовать компьютер, который вместе с Web-сервером и Web-узлом находится в вашем офисе и подключается к Internet по выделенной или коммутируемойлинии; второй — воспользоваться для размещения Web-узла услугами специальных организаций.
Рассмотрим второйвариант. Правильный выбор провайдера, предоставляющего доступ к Web-странице, позволит вашим клиентам смаксимальным удобством получать необходимую информацию. Кроме того, поддержка Web-сервером специальных возможностейзначительно облегчит разработку Web-узла.
На что следуетобратить внимание при выборе провайдера, размещающего ваш Web-узел на своем сервере?
Пропускнаяспособность каналов. Чтобы вашим посетителям не пришлось слишком долго ждать загрузкистраниц, провайдер должен обладать надежным высокоскоростным соединениемпорядка 1-2 Мбит в секунду. Поддержка сервером провайдера SSI (Server Side Includes, вставки на стороне сервера).Использование SSI позволяет Web-серверу вставлять небольшие объемы динамическихданных непосредственно в пересылаемый пользователю HTML-документ. Запрошенная HTML-страница «просматривается» в поискахэлементов SSI. Обнаружив такой элемент, сервервставляет требуемую динамическую информацию. С помощью SSI можно включать один файл в состав другого, исполнять CGI-сценарии и передавать другуюинформацию. Необходимо уточнить, какие именно функции SSI поддерживаются на сервере провайдера. Поддержкасервером провайдера CGI-сценариев. CGI (Common GatewayInterface, общий шлюзовой интерфейс) —спецификация, позволяющая Web-серверувыполнять произвольные прикладные программы. В результате работы таких программ(сценариев, или «скриптов») создаются HTML-документы. С помощью CGI-сценариев могут приниматься данные от пользователя,они позволяют организовать диалог на Web-страницах, запросы к базам данных и т.д. Создать CGI-сценарий можно с помощью любогопопулярного языка программирования: Perl, Basic, C, C++, Pascal и т.п. Поддержкамоментальной перекодировки. К сожалению, для русского языка в Internet при работе на разных платформах (Windows, Mac, Unix ит.д.) приняты различные кодировки. Чтобы пользователю было легко просматриватьстраницы, Web-сервер провайдера должен уметьавтоматически перекодировать документы в зависимости от поступившего запроса. Впротивном случае либо содержание вашего Web-узла для некоторых посетителей будет нечитаемым, либопридется обеспечивать несколько копий Web-узла — по одной на каждую поддерживаемую кодировку. Способобновления страниц. Обычно страницы обновляются по протоколу FTP (File Transfer Protocol, протокол передачи файлов).Некоторые FTP-клиенты позволяют работать с файламина компьютере провайдера так же, как с собственным диском, — копировать,удалять, переименовывать и т.п.
Как правило, возможностьразмещения Web-узла провайдер предоставляет своимпользователям за небольшую плату или бесплатно.
Существуютслужбы, которые предоставляют место под Web-узлы бесплатно вместе с адресом электронной почты идругими услугами. Как правило, условием такого «бесплатного» размещения является выделениена ваших страницах некоторого места под рекламу. Кроме того, накладываются ограниченияна размер ваших файлов.
История развития HTML
В 1989 году ТимБернерс-Ли предложил руководству Европейского Центра ядерных исследований (CERN) проект распределеннойгипертекстовой системы, которую он назвал World Wide Web (WWW),Всемирная паутина. Первоначально идея системы состояла в том, чтобы при помощигипертекстовой навигационной системы объединить все множество информационныхресурсов CERN в единую информационную систему.Технология оказалась настолько удачной, что дала толчок к развитию одной изсамых популярных в мире глобальных информационных систем. Практически всознании большинства пользователей глобальной компьютерной сети Internet сама эта сеть ассоциируется с тремяосновными информационными технологиями:
· электроннаяпочта (e-mail);
· файловыеархивы FTP;
· WorldWide Web.
Причем последняятехнология постепенно перемещается на первое место.
Успех технологии World Wide Web определен двумя основными факторами: простотой ииспользованием протоколов межсетевого обмена семейства TCP/IP, (Transmission Control Protocol, протокол управления передачей/Internet Protocol, протокол Internet), которые являются основой Internet.
Практическивсе пользователи Сети одновременно получили возможность попробовать себя вкачестве создателей и читателей информационных материалов, опубликованных воВсемирной паутине. Но и популярность самого Internet во многом вызвана появлением World Wide Web, так как это первая сетевая технология, которая предоставилапользователю простой современный интерфейс для доступа к разнообразным сетевымресурсам. Простота и удобство применения привели к росту числа пользователей WWW и привлекли внимание коммерческихструктур. Далее процесс роста числа пользователей стал лавинообразным, и такпродолжается до сих пор.
При этом сама технологияна начальном этапе была чрезвычайно проста. Дело в том, что при разработкеразличных компонентов технологии (языка гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language, язык разметки гипертекста),протокола обмена гипертекстовой информацией HTTP, спецификации разработки прикладного программногообеспечения CGI и др.) предполагалось, чтоквалификация авторов информационных ресурсов и их оснащенность средствамивычислительной техники будут минимальными. Одним из компонентов технологиисоздания распределенной гипертекстовой системы World Wide Web стал язык гипертекстовой разметки HTML, разработанный Тимом Бернерсом-Ли наоснове стандарта языка разметки печатных документов — SGML (StandardGeneralised Markup Language, стандартный обобщенный языкразметки). Дэниел В. Конноли написал для него Document Type Definition — формальное описание синтаксиса HTML в терминах SGML.
Разработчики HTML смогли решить две задачи:
· предоставитьдизайнерам гипертекстовых баз данных простое средство создания документов;
· сделать этосредство достаточно мощным, чтобы отразить имевшиеся на тот моментпредставления об интерфейсе пользователя гипертекстовых баз данных.
Первая задача была решеназа счет выбора теговой модели описания документа. Такая модель широкоприменяется в системах подготовки документов для печати. Примером такой системыможет служить хорошо известный язык разметки научных документов TeX, который был создан Дональдом Кнутоми предложен Американским математическим обществом, и программы егоинтерпретации. Язык НТМL позволяет размечать электронный документ, которыйотображается на экране с полиграфическим уровнем оформления; результирующийдокумент может содержать самые разнообразные метки, иллюстрации, аудио- ивидеофрагменты и так далее. В состав языка вошли развитые средства для созданияразличных уровней заголовков, шрифтовых выделений, различные списки, таблицы имногое другое. Вторым важным моментом, повлиявшим на судьбу HTML, стало то, что в качестве основы былвыбран обычный текстовый файл. Выбор был сделан под влиянием следующихфакторов:
· такой файл можносоздать в любом текстовом редакторе на любой аппаратной платформе в среде какойугодно операционной системы;
· к моментуразработки HTML существовал американский стандартдля разработки сетевых информационных систем — Z39.50, в котором в качестве единицы хранения указывалсяпростой текстовый файл в кодировке LATIN1, что соответствует US ASCII.
Такимобразом, гипертекстовая база данных в концепции WWW — это набор текстовых файлов, размеченных на языке HTML, который определяет формупредставления информации (разметка) и структуру связей между этими файлами идругими информационными ресурсами (гипертекстовые ссылки). Гипертекстовыессылки, устанавливающие связи между текстовыми документами, постепенно сталиобъединять самые различные информационные ресурсы, в том числе звук и видео; врезультате возникло новое понятие — гипермедиа. Такой подход предполагаетналичие еще одного компонента технологии — интерпретатора языка. В World Wide Web функции интерпретатора разделены между Web-сервером гипертекстовой базы данныхи интерфейсом пользователя. Сервер, кроме доступа к документам и обработки гипертекстовыхссылок, обеспечивает предпроцессорную обработку документов, в то время какинтерфейс пользователя осуществляет интерпретацию конструкций языка, связанныхс представлением информации. Первая версия языка (HTML 1.0) была направлена на представление языка кактакового, где описание его возможностей носило скорее рекомендательныйхарактер. Вторая версия языка (HTML2.0) фиксировала практику использования его конструкций. Версия ++ (HTML++) представляла новые возможности,расширяя набор тегов HTML всторону отображения научной информации и таблиц, а также улучшения стилякомпоновки изображений и текста. Версия 3.2 смогла упорядочить все нововведенияи согласовать их с существующей практикой. HTML 3.2 позволяет реализовать использование таблиц, выполнениекодов языка Java, обтекание графики текстом, а такжеотображение верхних и нижних индексов. Сейчас World Wide Web Consortium (W3C) — международнаяорганизация, которая занимается подготовкой и распространением документации наописание новых версий HTML —уже опубликовала материалы спецификации HTML 4.01. Кроме возможностей разметки текста, включениямультимедиа и формирования гипертекстовых связей, уже существовавших впредыдущих версиях HTML, в версию4.01 включены дополнительные средства работы с мультимедиа, языкипрограммирования, таблицы стилей, упрощенные средства печати изображений идокументов. Для управления сценариями просмотра страниц Website (гипертекстовой базы данных,выполненной в технологии World Wide Web) можно использовать языки программированияэтих сценариев, например, JavaScript, Java и VBScript. Усложнение HTML и появление языков программированияпривело к тому, что разработка Web-узловстала делом высокопрофессиональным, требующим специализации по направлениямдеятельности и постоянного изучения новых Web-технологий. Но возможности Internet позволяют пользователям, владеющимосновами HTML, создавать и размещать собственные Web-узлы без больших затрат. Именно на такихпользователей и рассчитан предлагаемый курс.Принципы гипертекстовой разметки
HTML является описательным языкомразметки документов, в нем используются указатели разметки (теги). Теговаямодель описывает документ как совокупность контейнеров, каждый из которыхначинается и заканчивается тегами, то есть документ НТМL представляет собой не что иное, как обычный АSСII-файл, с добавленными в него управляющими НТМL-кодами (тегами). Поскольку HTML произошел от SGML, в нем разрешено использовать толькотри управляющих символа: горизонтальную табуляцию, перевод каретки и переводстроки. Это облегчает взаимодействие с различными операционными системами. Теги НТМL-документовв большинстве своем просты и понятны, ибо они образованы с помощьюобщеупотребительных слов английского языка, понятных сокращений и обозначений.НТМL-тег состоит из имени, за которымможет следовать необязательный список атрибутов тега. Текст тега заключается вугловые скобки (""). Простейший вариант тега — имя, заключенное в угловыескобки, например, или . Для ряда тегов характерноналичие атрибутов, которые могут иметь конкретные значения, устанавливаемыеавтором для изменения функции тега.
Например, при описаниитаблицы открывающий тег с атрибутами может выглядеть так:
CELLSPACING=2 BORDER=16>
Эта запись означаетследующее: таблица шириной 570 пикселов, выравнена по центру, поле между рамкойи содержимым ячеек 10 пикселов, поле рамки 2 пиксела, ширина бордюра 16пикселов.
Атрибуты тега следуют заименем и отделяются друг от друга одним или несколькими знаками табуляции,пробелами или символами возврата к началу строки. Порядок записи атрибутов втеге значения не имеет. Значение атрибута, если таковое имеется, следует зазнаком равенства, стоящим после имени атрибута. Если значение атрибута — однослово или число, то его можно просто указать после знака равенства, не выделяядополнительно. Все остальные значения необходимо заключать в одинарные илидвойные кавычки, особенно если они содержат несколько разделенных пробеламислов. Длина значения атрибута ограничена 1024 символами. Регистр символов вименах тегов и атрибутов не учитывается, чего нельзя сказать о значенияхатрибутов. Например, особенно важно использовать нужный регистр при вводе URL (Uniform Resource Locator, унифицированный указатель ресурса) других документовв качестве значения атрибута HREF.
Чащевсего элементы разметки HTMLили HTML-контейнеры состоят из начального иконечного компонентов, между которыми размещаются текст и другие элементыдокумента. Имя конечного тега идентично имени начального, но перед именемконечного тега ставится косая черта (/) (например, для тега стиля шрифта —курсив закрывающая пара представляетсобой , для тега заголовка закрывающей парой будет ). Конечныетеги никогда не содержат атрибутов. По своему значению теги близки к понятиюскобок «begin/end» в универсальных языках программирования,которые задают области действия имен локальных переменных и т.п. Тегиопределяют область действия правил интерпретации текстовых документов. При использовании вложенных элементов разметки в документе следуетсоблюдать особую аккуратность. Вложенные теги нужно закрывать, начиная споследнего. Некоторые элементы разметки не имеют конечного компонента, посколькуявляются автономными элементами. Например, тег изображения , который служит для вставки вдокумент графического изображения, конечного компонента не требует. Кавтономным элементам разметки также относятся разрыв строки (), горизонтальная линейка () и теги, содержащие такуюинформацию о документе, которая не влияет на его отображаемое содержимое,например, теги и . В некоторыхслучаях конечные теги в документе можно опускать. Большинство браузеровустроено так, что при обработке текста документа начальный тег воспринимаетсякак конечный тег предыдущего. Самый распространенный тег такого типа — тегабзаца . Поскольку он используется в документе очень часто, егообычно ставят только в начале каждого абзаца. Когда один абзац заканчивается,следующий тег сигнализирует браузеру о том, что нужно завершитьданный абзац и начать следующий. Большинство авторов тегом конца абзаца непользуются. Есть и другие конечные теги, без которых браузерыотлично работают, например, конечный тег . Тем не менее, рекомендуется включать повозможности больше конечных тегов, чтобы избежать путаницы и ошибок привоспроизведении документа. Для краткости и образности мы будемв ряде случаев вместо словосочетания «элемент разметки» применятьтермин «контейнер». Общая схема построения контейнера в формате HTML может быть записана в следующемвиде:
«контейнер»=
содержаниеконтейнера
Следует отметить, что влитературе кроме термина «контейнер»еще используется и термин «элемент». Следует быть внимательным, чтобыне путать контейнер (например, BODY)и тег (BODY), используемый при формированииконтейнера. Кроме тегов, элементами HTML являются CER (Character Entity Reference), они предназначены дляпредставления специальных символов в документе HTML, которые могут быть неверно обработаны браузером.Предположим, создается документ HTML,речь в котором идет об элементах данного языка. Если указать имя тега просто в документе, браузер может воспринять егокак непосредственно старт-тег. Для вывода таких символов и используется CER. Например, чтобыпредставить символ "" — на >. То есть, если указать в тексте HTML строку , она будет выглядеть на экране кактекст .
Можетвозникнуть вопрос: как быть с символами "", "&" и со специальнымисимволами, типа знака ударения? Можно выводить их, используя соответствующие CER, например для "&" этобудет &, и т. д. Еслипосмотреть на структуру любого документа HTML, поскольку каждый из них начинается с амперсанда "&". В отличие отнаименований тегов HTML, наименованияCER чувствительны к регистру символов.Также наименования CER могутзадаваться не в виде имени, а с помощью трехзначных кодов символов в видеnnn;. Далее в таблице приведены наиболеечасто используемые CER исоответствующие им числовые коды. Числовой код Именная замена Символ Описание " " " Кавычка & & & Амперсанд > > Больше Неразрывный пробел ¡ ¡ ¡ Перевернутый восклицательный знак ¢ ¢ ¢ Цент £ £ £ Фунт ¤ ¤ ¤ Валюта ¥ ¥ ¥ Йена ¨ ¨ ¨ Умляут © © © Копирайт « « « Левая угловая кавычка ® ® ® Зарегистрированная торговая марка ± ± ± Плюс или минус » » » Правая угловая кавычка Группы тегов НТМL
Все теги НТМL по их назначению и области действияможно разделить на следующие основные группы:
· определяющиеструктуру документа;
· оформление блоковгипертекста (параграфы, списки, таблицы, картинки);
· гипертекстовыессылки и закладки;
· формыдля организации диалога;
· вызовпрограмм.
Структура гипертекстовойсети задается гипертекстовыми ссылками. Гипертекстовая ссылка — это адресдругого HTML-документа или информационногоресурса Internet, который тематически, логически иликаким-либо другим способом связан с документом, в котором ссылка определена. Естественно,при таких условиях очень важна схема адресации всех имеющихся информационныхресурсов.
Реальный механизминтерпретации идентификатора ресурса, опирающийся на URI (Uniform ResourceIdentifier, универсальный идентификаторресурса), называется URL, ипользователи WWW имеют дело именно с ним.
Типичнымпримером использования такой записи можно считать следующий пример:
Этоттекст содержит:
гипертекстовуюссылку
Выглядетьэто будет следующим образом:(открыть)
Вприведенном выше примере тег «A»,который в HTML называют якорем (anchor), использует атрибут HREF, обозначающий гипертекстовую ссылку(Hypertext Reference), для записи этой ссылки в форме URL. Данная ссылка указывает на документс именем «index.html» в каталоге «help» на сервере «www.intuit.ru»,доступ к которому осуществляется по протоколу HTTP. Гипертекстовые ссылки в HTML делятся на два класса: контекстныегипертекстовые ссылки и общие. Контекстные ссылки вмонтированы в телодокумента, как это было продемонстрировано в предыдущем примере, в то время какобщие ссылки связаны со всем документом в целом и могут использоваться припросмотре любого фрагмента документа. Оба класса ссылок изначально присутствуютв стандарте языка, однако первое время наибольшей популярностью пользовалиськонтекстные ссылки. Эта популярность привела к тому, что механизм использованияобщих ссылок практически полностью «атрофировался». В данном примере мы заключили URL в двойные кавычки. На самом деле,это необязательно. Кавычки (двойные или одинарные) применяются только тогда,когда внутри значения URLпоявляются символы-разделители (пробел, табуляция, неотображаемые символы). Нотакого сорта URL следует всячески избегать. Структура HTML-документапозволяет задействовать вложенные друг в друга контейнеры. Собственно, сам документ — этоодин большой контейнер, который начинается с тега и заканчивается тегом .
В заключение отметим, чтопри подготовке документов HTMLиспользуется идентификатор текста DTD (Document Type Definition, определение типа документа) вкачестве первой строки. Это позволяет браузеру идентифицировать документ каксоответствующий стандарту HTML.Обычно (но не обязательно) каждый документ HTML начинается со строки типа:
Transitional//EN">
Здесь содержитсяинформация о том, что документ соответствует версии HTML 4.0; разработанной W3C; используемыйязык — английский.