Нотный набор и верстка
Музыканты-исполнителипри чтении нот обычно подсознательно выдвигают довольно высокие требования ккачеству напечатанных нот (даже если они сами об этом не догадываются). Поэтомудля программы нотного набора и верстки важнее всего не удобство набора дляпользователя компьютера и не количество возможностей, а то, как выглядитраспечатка набранного материала. По этим параметрам в последнее время лучшимиможно признать программу Sibelius (в которой, кстати, удобство для наборщика также на высоте) и программу MusiXTEX, являющуюся макрорасширениемизвестной системы наборы текстов ТЕХ. В этой главе мы рассмотрим программу Sibelius. Здесь же дан обзор программы Finale 2001, которая также является оченьпопулярной. Долгое время именно она являлась лидером среди программ этого класса.Материал этой главы дан достаточно сжато. Сразу оговоримся, что приведенныедалее примеры с нотами сняты с экрана и, следовательно, не дают представления окачестве распечатки из программ (хотя бы потому, что экранное разрешение всеголишь 72 dpi, в то время как печать нот обычнопроизводится с разрешением принтера 600 dpi и выше).
Программа SibeliusПринцип работы, навигация
Основноеокно программы Sibeliusизображено на рис. 9.1. Как видите, в программе используется аналогия с листамибумаги, на которых впоследствии будут напечатаны ноты. Перед вами как быстраницы будущей партитуры, развернутые в цепочку, один за другим. Если нажатьи удерживать нажатой кнопку мыши на любом «пустом» месте виртуального листабумаги, указатель мыши примет вид руки. Этой «рукой» можно перемещать листбумаги в любом направлении, чтобы добраться до тех мест, которые не были виднына экране. Если в партитуре много страниц, вся их цепочка будет перемещатьсяпараллельно. Таким образом можно добраться до любой страницы партитуры,зацепляя мышью и перемещая цепочку страниц.
Есть идругие способы навигации по партитуре. Если нажать комбинацию Ctrl-G, то откроется окно Go to Bar. В нем можно ввести номер такта, ккоторому необходимо переместиться. После нажатия кнопки ОК партитурапролистается к нужному такту, который будет выделен. Если нажать комбинацию Ctrl-Shift-G,откроется окно для ввода нужного номера страницы.
В левомнижнем углу окна программы расположено окно Navigator, в котором отображается сильноуменьшенная копия нескольких страниц партитуры (нотоносцы на ней представленыпросто гори-зонтальными линиями). В окне Navigator также расположен белыйпрямоугольник. Его положение показывает, какая часть страницы сейчас отображенана экране Перемещая этот белый прямоугольник, можно быстро перемещать всюпартитуру.
Внекоторых случаях, возможно, потребуется убрать окно Navigator с экрана Его отображением управляетпункт Navigator меню View Если снять отметку с этого пункта, окно Navigator отображаться не будет.Ввод нот в пошаговом режиме
Дляоблегчения начала работы в программе Sibelius рассмотрим сначала самый удобный способ ввода нот — ввод впошаговом режиме. Обратите внимание на небольшое окно, расположенное в правомнижнем углу основного окна программы (если его там не нет, отметьте пункт Keypad в меню View). Оно предназначено для выбора длительностей нот,знаков альтерации, артикуляции и пр. Все кнопки окна Keypad дублируются на цифровой клавиатуре компьютера Удобнеепользоваться клавишами цифровой клавиатуры, хотя все кнопки окна Keypad можно нажимать мышью непосредственнона экране (рис.9. 2).
Поумолчанию во всех пустых тактах на нотоносце расположена целотактовая пауза.Чтобы начать ввод нот, щелкните мышью на этой паузе в том такте, в которомхотите начать ввод нот (или на любой паузе или ноте). Она выделится синимцветом. Теперь выберите в окне keypadдлительность. Обратите внимание, что окно точно повторяет рисунок цифровойклавиатуры (если не считать двух верхних рядов, о которых речь пойдет позже),включая традиционную раскраску клавиш в белый и серый цвета. Соответствие междуклавишами цифровой клавиатуры и кнопками keypad легко установить чисто визуально. Так, нажатие наклавишу 4 цифровой клавиатуры означает выбор четвертной ноты, клавишу 5 —половинки, 6 — целой ноты, 3 — восьмушки, 2 — шестнадцатой и 1 — тридцатьвторойноты. Выбрав длительность (при этом стрелка указателя мыши «перевернется» ивыделится синим цветом), нажмите клавишу на MIDI-клавиатуре. На экране появится нота. После этогоможно вводить следующую ноту. Если она той же длительности, просто нажимайтеследующую клавишу на клавиатуре. Если нужна другая длительность, предварительновыберите ее клавишей цифровой клавиатуры. Так вводят последовательность нот.Если заданная длительность в такте не помещается, программа автоматическисоздаст ноту, залигованную с нотой следующего такта. Например, если в размере5/4 выбрать половинную ноту и нажать три клавиши друг за другом, получитсяприблизительно то, что на рис. 9. 3.
Кстати,пора сказать несколько слов о том, как установить музыкальный размер. Для этогодостаточно нажать клавишу Т. Откроется окно выбора музыкального размера (рис.9.4). Здесь можно установить переключатель на один из распро- страненныхразмеров или отметить пункт Otherи ввести музыкальный размер вручную.
При этомможно использовать составные размеры, например, такие, как на рис. 9.5, или ещеболее сложные.
Установкафлажка Allow Cautionary позволяет программе обозначитьразмер в конце предыдущего нотоносца, если такт, в котором происходит сменаразмера, оказывается первым на строчке. На панели Pickup можно сразу же определить наличие затакта в начале.На панели Beat Groups определяют, по сколько нот группировать. Например,если в размере 5/8 ввести в поле Beat Groups значение32, то ноты будут сгруппированы по умолчанию, как на рис. 9.6, а, а если 23, —то как на рис. 9.6. б. Когда размер выбран, нажмите кнопку Create. Указатель мыши выделится синимцветом. Щелкните в такте, в котором следует изменить размер, и новый размерпоявится на экране (если в том такте, где меняется размер, уже есть какие-либоноты, будет предложено перераспределить их по-новому).
Точнотаким же образом можно изменить ключ. Нажмите клавишу Y для открытия окна выбора ключа (рис. 9.7). Выбрав нужныйключ, нажмите кнопку Create.Указатель мыши выделится синим цветом, и останется только щелкнуть в том месте,где требуется сменить ключ, — он тут же появится в этом месте. Ноты, численныеранее, будут автоматически нотированы в новом ключе.
Еслисмена ключа происходит в начале нотной строки, в конце предыдущей строки онавтоматически появится перед тактовой чертой. Если же нет никакой необходимостив его появлении, щелкните на этом ключе правой кнопкой мыши и в контекстномменю выберите пункт Properties.Откроется окно свойств объекта (ключа), в котором можно снять флажок Visible. Ключ станет невидимым (правда, дотех пор, пока с него не будет снято выделение, он будет виден).
Привводе нот в пошаговом режиме последняя введенная нота или аккорд остаютсявыделенными. Можно также выделить любую ноту, щелкнув на ней мышью. Чтобывыделить несколько нот, щелкните на них по очереди, удерживая клавишу Ctrl. Можно также выделить «пассаж» (такв терминологии программы) — это просто выделенная группа нот, обведенная синимпрямоугольником (рис. 9.8). Пассаж может состоять из нот одного такта — в этомслучае для его выделения достаточно щелкнуть мышью на пустом месте этого такта.Следите, чтобы при всех операциях выделения указатель мыши имел обычный вид.Если он развернут и выделен цветом, нажмите клавишу Esc, иначе любой щелчок мыши введет какой-либо объект.Для выделения пассажа можно также щелкнуть мышью на его первой ноте и затем,удерживая клавишу Shift, напоследней.
Квыделенным нотам или пассажу можно применять различные методы модификации.Если, например, нажать клавишу «стрелка вверх», выделенная нота переместится наступень вверх, а если «стрелка вниз» —на ступень вниз. Если при нажатии клавиш«стрелка вверх» или «стрелка вниз» удерживать клавишу Ctrl, то выделенная нота переместится на октаву. Стрелкамивправо и влево выделение перемещают. Можно выделять разные ноты аккорда,удерживая клавишу Alt и нажимаяклавиши-стрелки вверх и вниз.
Для осуществленияэнгармонической замены выделенной ноты (это бывает весьма полезно, если, например,вы ввели с MIDI-клавиатуры ноту ре-бемоль, а программа нотировала ее какдо-диез и т. д.) просто нажмите клавишу Enter ОСНОВНОЙ клавиатуры. Кроме того, нажимая на цифровойклавиатуре клавиши 7, 8 и 9 можно поставить у выделенной ноты бекар, диез или бемольсоответственно.
Вы спросите, а какпоставить дубль-диез или дубль-бемоль? Обратите внимание, что в окне keypad имеется ряд из пяти серых кнопок(второй сверху). Эти кнопки переключают режимы цифровой клавиатуры. Вместо нихможно использовать клавиши F8, F9, F10, F11 и F12. Для нашей текущей задачи следуетнажать клавишу F12. Вид окна keypad изменится, как показано на рис. 9.9.Теперь при нажатии клавиши / будет введен дубль-диез, а при нажатии клавиши * —дубль-бемоль. Если необходимо заключить знак в скобки, нажмите клавишу «точка».Для возврата в основной режим окна keypad нажмите клавишу F8.
Случайные знакиальтерации мы ставить научились, а как поставить знаки при ключе, — спроситевы. Для этого следует нажать клавишу К. Откроется окно выбора тональности (рис.9.10). Здесь можно выбрать тональность и, нажав кнопку ОК, щелкнуть мышью вместе смены знаков.
Итак, продолжим ввод нотв пошаговом режиме. Если требуется ввести паузу, вместо нажатия клавиши на MIDI-клавиатуре нажмите клавишу. Пробелили в дополнение к длительности нажмите 0 на цифровой клавиатуре (когда онанаходится в основном режиме) и после этого уже нажимайте на MIDI -клавиатуре любую клавишу. Для вводаслигованной ноты в дополнение к длительности нажмите клавишу + цифровойклавиатуры. (Здесь и далее, если нет дополнительных указаний, имеются в видуклавиши цифровой клавиатуры при нахождении keypad в основном режиме, в который его можно перевестиклавишей F8.)
Что делать, еслитребуется ввести более мелкие или более крупные длительности, чем те, которыедоступны в основном режиме keypad?Для этого нажмите клавишу F9(этот режим называется «дополнительные ноты»). Здесь клавишей 4 выбираетсяшестьдесятчетвертая нота, клавишей 5 — стодвадцатьвосьмая, 6 — двести-пятьдесятшестая и клавишей 7 — пятьсотдвенадцатая. Более мелкие ноты ввестинельзя (хотя можно воспользоваться искусственными методами). Клавишей 8 можновыбрать брэвис, а клавишей 9 — лонга.
В этом же режиме keypad предоставляет возможность установитьноту с двумя и тремя точками. Две точки добавляются к ноте нажатием клавиши 2,а три точки — клавишей 3. Иногда следует нажать клавишу Enter (цифровой клавиатуры), котораявсегда означает «редактировать текущую ноту». Чтобы ввести целотакто-вую паузу,используйте в этом же режиме клавишу 0.
Теперь несколько слов овводе триолей и других нерегулярных групп. Самый удобный способ ввода триолизаключается в следующем. Вы вводите первую ноту, нажимаете Ctrl-З — нота преобразуется в триольную,а затем введите остальные ноты триоли. Точно так же можно вводить другие группынот: Ctrl-2 используется для создания дуоли (2ноты вместо 3), Ctrl-4 — квартоли(4 вместо 6), Ctrl-5 — квинтоли (5 вместо 4) и т д.Если же требуется ввести более непривычную группу нот (например, 5 вместо 3 или11 вместо 8), придется воспользоваться обычным способом создания нерегулярнойгруппы. Как всегда введите первую ноту группы. Затем нажмите правую кнопку мышина пустом месте и выберите в контекстном меню пункт Tuplet. Откроется окно создания нерегулярной группы (рис.9.11).
Здесь в верхнем числовомполе задайте количество нот нерегулярной группы. Также можно указать полностью,сколько нот будет содержать нерегулярная группа. Например, если в ней будет 13нот вместо 7, следует написать 13:7. Далее, на панели Format укажите, в каком формате следует обозначитьнерегулярную группу в нотном тексте. Пункт Number означает, что следует указать только количество нот(например, 3 для триоли), пункт Ratio— полный формат (например, 3:2), пункт Ratio+note —то же с обозначением длительности, и пункт None — обозначение отсутствует. Кроме того, с помощьюпереключателя Bracket можно разрешить отображение скобки.
После этого следуетнажать кнопку ОК. Указатель мыши будет выделен цветом. Щелкните на первой нотебудущей нерегулярной группы, и затем вводите следующие ноты группы.
Обратите внимание, чтопри вводе таких групп длительности внутри них определяются первой введеннойнотой. А как быть, если необходимо ввести что-нибудь вроде того, что изображенона рисунке? Мы-то понимаем, что квинтоль здесь восьмушечная, но ведь перваянота — четверть!
В таких случаяхприходится идти на хитрость: введите сначала первую ноту как восьмушку, нажмитеCtrl-5, а затем снова выделите первуюноту и нажмите на цифровой клавиатуре (в основном режиме) клавишу 4 для выборачетвертной ноты и клавишу Enterдля применения редакции к текущей ноте. Теперь спокойно доизберите квинтоль.
На одном нотоносце можновводить до четырех независимых голосов. Для переключения между голосамииспользуют кнопки с цифрами 1,2,3 и 4 в верхнем ряду окна keypad или сочетания Alt-1, Alt-2, Alt-3и Alt-4. Чтобы не перепутать, какой голосвводится в данный момент, в каждом голосе указатель мыши выделяется своимцветом (упомянутый ранее синий цвет на самом деле актуален только для первого голоса)Соответствующими цветами выделяются и объекты в каждом голосе.
Программа Sibelius сама заботится о развороте штилей внужную сторону, однако в некоторых случаях может потребоваться самому управлятьэтим процессом Чтобы перевернуть штиль выделенной ноты, воспользуйтесь клавишейX — она переворачивает любой объект,который способен переворачиваться Можно также нажать клавишу F10 и затем клавишу «.» на цифровойклавиатуре.
Иногда возникаетнеобходимость выделить все верхние или все нижние ноты аккордов на некоторомотрезке. Для этого в программе Sibelius есть удобное средство. Выделите сначала нужный отрезок (щелчком напервой ноте и, удерживая клавишу Shift,на последней), а затем нажмите Ctrl-Alt-1 для выделения всех верхних нот,или Ctrl-Alt-2 для выделения всех вторых сверху нот, или Ctrl-Alt-З для выделения всех третьих сверху нот, или,наконец, Ctrl-Alt-B длявыделения всех нижних нот.
Ну, а что делать,спросите вы, если желательно набрать нотный текст, не используяМИДИ-клавиатуру? В этом случае можно использовать клавиши обычной компьютернойклавиатуры Клавиша С означает ноту «до», клавиша D — «ре», клавиша Е — «ми», F — «фа», G —«соль», А — «ля» и В — «си». Правда, здесь мы не имеем возможности заранееуказать, в какой октаве вводить нажатую ноту. Поэтому, если нота ввелась не втой октаве, после ее ввода нажмите сочетание Ctrl-стрелка вверх/вниз, чтобы переместить ноту в нужнуюоктаву. Следующая нота будет введена в той октаве, в которую переместилипредыдущую. Кроме того, можно вводить ноты, просто щелкая мышью в нужных местахэкрана, когда указатель мыши выделен цветом. Но это не самый удобный способ.
Настройка нотоносцев(инструментов)
Мы рассказали о вводесамих нот, однако ничего не сказали о создании нотоносцев для них Сейчас мывосполним этот пробел В программе Sibelius при создании нотоносцев используются понятия «инструментов»,чтобы облегчить работу по выделению партий из партитуры (ведь у некоторыхинструментов в партии бывает по два нотоносца или более, а у иных — по одному).
Давайте рассмотримпроцесс создания нотоносцев. Щелкните правой кнопкой мыши на пустом местепартитуры и выберите в контекстном меню пункт Instruments. Откроется окно создания инструмента(рис. 9.12). В нем можно выбрать в списке Section группу, содержащую инструмент, для которого создаетсянотоносец.
При этом в списке Available появятся названия инструментовданной группы. Из этого списка можно выбрать один или несколько инструментов(при выборе нескольких инструментов удерживайте клавишу Ctrl) и нажать кнопку Add, чтобы добавить выбранныеинструменты в список Instruments to create. После нажатия кнопки Create нотоносцы будут созданы именно дляинструментов, находящихся в этом списке. В раскрывающемся списке Play using this equipment можно выбрать MIDI-выход, на который следует направлятьсоздаваемые инструменты для прослушивания (об этом речь еще пойдет ниже). Еслиустановить флажок Create in normal order, инструменты сами расположатся в том порядке, в какомих принято располагать в партитуре. В противном случае они расположатся впорядке создания.
После того как всеготово, нажмите кнопку Create- нотоносцы будут отображены для всех выбранных инструментов.
Можно также создатьпросто нотоносец, выбрав в группе Keyboards инструменты treble staff или bass staff и затем вручную изменив их параметры. Для этогощелкните правой кнопкой мыши на нотоносце и выберите в контекстном меню пункт Properties. Откроется окно свойств нотоносца(рис. 9.13). Здесь можно изменить тип нотоносца, выбрав его в раскрывающемсясписке Staff Type. Если ни один из типов не подходит, далее мырасскажем, как создать собственный тип. Переключатель Small staff делает нотоносец уменьшенным. Наконец, для настройкисвойств инструмента можно нажать кнопку Instrument.
Здесь в поля Full Name и Short Name вводят полноеи сокращенное обозначение инструмента (сокращенное будет использоваться на всехсистемах, кроме первой). Кроме того, на панели Pitch Range можно ввести диапазон инструмента. Это делается дляпредупреждения случайного ввода нот, лежащих за границей диапазона инструмента,— такие ноты программа ввести позволит, но выделит красным цветом.
Если же инструмент,создаваемый вручную, должен быть транспонирующим, введите этот параметрследующим образом. Щелкните в пустом месте партитуры правой кнопкой мыши ивыберите в контекстном меню пункт Transposition Change.Откроется окно ввода транспозиции (рис. 9.14). Здесь можно ввести транспозициюинструмента, причем самым что ни на есть «описательным» способом: «еслизаписано среднее «до», то звучит...» Вот вам и нужно выбрать ноту, которая приэтом звучит. В верхнем раскрывающемся списке выберите ноту, а в нижнем —октаву.
Затем нажмите кнопку ОК.Указатель мыши будет выделен цветом. Щелкните в начале нотоносца — и к немуприменится транспозиция. Для переключения из обычного режима в режим записивсех инструментов по звучанию (на реальной высоте) и обратно, используйтекомбинацию Ctrl-Shift-T иликнопку Transp на панели инструментов.
Такую вставкутранспозиции можно производить не только в начало, но и в середину партитуры.Это бывает полезно, например, если у одного исполнителя используется дваинструмента в разных строях (например, вставить Transposition change полезно, если в партии валторны стоит надпись типа «corno (F) muta in corno (Es)»).
А теперь несколько слов отом, как создать тип нотоносца. Щелкните правой кнопкой на пустом месте ивыберите в контекстном меню пункт Staff Type Change. Откроется окно Staff Type, в котором перечислены все типы нотоносцев, скоторыми мы познакомились. Но здесь имеются такие важные кнопки, как Modify (изменить тип нотоносца) и New (создать новый тип) При нажатии этихкнопок открывается окно (рис. 9.15), в котором можно ввести параметрынотоносца. Если нотоносец имеет тип Pitched, то есть предназначен для записи обычных нот, нужно ввеститолько параметры внешнего вида. Если же нотоносец имеет тип Tablature (табулатура) или Drum set (набор ударных), то в окне появляется вторая вкладка,на которой следует указать, какому звуку соответствует какое обозначение. Послетого как тип нотоносца создан, его можно тут же выбрать и применить ксуществующему нотоносцу с любого места (не обязательно с начала).Прослушивание и проверка текста
Для оценки правильностивведенного нотного текста в программе Sibelius предусмотрена возможность его прослушивания, выделите ноту,с которой хотели бы начать прослушивание, и нажмите клавишу Р (или кнопку Play на инструментальной панели).Программа воспроизведет написанное по MIDI.
Создавая инструменты,программа Sibelius автоматически выбирает номера тембровв соответствии со стандартом General MIDI (например,фортепиано — 1, скрипка — 41 и т д.). Если есть необходимость, эти номера и ещенекоторые параметры можно изменить. Для этого нажмите клавишу I — откроется окно параметровинструментов (рис. 9.16).
Это окно организовано ввиде таблицы. В левом столбце, Staff,отображен список нотоносцев партитуры. Для каждого из них можно настроитьпараметры в остальных столбцах:
• Sound — раскрывающийся список выбораинструментов из набора General MIDI;
• Mute —если в этом столбце расположензакрашенный круг, воспроизведение идет в нормальном режиме, если наполовинузакрашенный — с половинной громкостью и если пустой — содержимое нотоносца невоспроизводиться ;
• Balance — относительная громкостьинструментов;
• Pan — расположение в пространстве(значение -127 означает крайнее левое положение, 127 — крайнее правое);
• Distance — уровень реверберации (передаетсяпо MIDI, чтобы слышать этот эффект,необходимо прослушивать или через управляемый по MIDI блок эффектов, или на XG-совместимом устройстве);
• Bank — номер банка;
• Program — номер программы (инструмента) вбанке;
• Channel — MIDI-канал;
• Equipment — выходное MIDI-устройство.
Таким образом, можновручную выбрать номер банка и программы, если планируется воспроизвестипартитуру не на GМ-устройстве.
Для регулирования темпавоспроизведения воспользуйтесь регулятором, который появляется в панелиинструментов в режиме воспроизведения (рис 9.17).
Впрочем, если в партитуреприсутствуют обозначения метронома, то программа их воспримет и будет всоответствии с ними менять темп. Чтобы поставить метрономическое обозначение,нажмите Ctrl-M Указатель мыши выделится цветом. По щелчку в нужном тактеоткроется текстовое поле ввода. Введите туда обозначение, аналогичное представленномуна рисунке При этом для ввода нотных длительностей используйте сочетание Ctrl с клавишей цифровой клавиатуры (какв окне keypad 4 — четвертная нота, 3 — восьмушка ит. д.).
Метрономическиеобозначения будут восприняты и в том случае, если их включить, например, втемповое указание. Для добавления темпового указания, вообще говоря, следует,щелкнув правой кнопкой мыши на пустом месте, выбрать в контекстном меню пункт Text и далее Tempo Указатель мыши выделится, после чего следует щелкнутьв нужном такте. Откроется текстовое поле ввода, куда можно ввести обозначениетемпа (например, Allegro, Andante и т. д.).
Если же в это поле в томже формате, как выше, включить обозначение метронома, оно тоже будет воспринятопри воспроизведении. Кстати, можно ставить такие обозначения только дляпрослушивания, если не хотите их печатать. Для этого просто поставьте передними знак ~ (тильда), а перед печатью нажмите комбинацию Ctrl-H. Затем в открывшемся окне выберите вкладку Text и снимите флажок Show text after tilde. Вообще говоря, обратите внимание на это окнонастроек (House Style). В нем по своему усмотрению можно настроить кучупараметров отображения и печати.
Что касаетсявоспроизведения, то программа Sibelius может выполнить большое число указаний. Она «понимает» динамическиеоттенки, «вилки» crescendo/ decrescendo, точки стаккато, акценты и другую артикуляцию, лиги, можетменять тембр, встретив указания pizzicato и arco, исполняет ферматы, трели, обозначения вроде «Meno mosso» и многое другое. И все же помните, что совершенногоисполнения от программы нотного набора ожидать не стоит.
Разработчики программыпостарались предоставить возможность избежать излишней механистичностиисполнения. Попробуйте прослушать партитуру, выбирая различную степеньвыразительности. Для этого в меню Play/Flexi-time выберите пункт Espressivo и далее отметьте один из подпунктов.Также можно воспользоваться пунктом Swing из того же меню для исполнения со свингом (сдвига вправо каждой слабойдоли).Копирование, добавление и удаление материала
Если в партитуревстречаются одинаковые или похожие такты или фрагменты, можно не вводить многораз одно и то же, а скопировать введенный один раз материал. Для этого выделитенужный фрагмент как пассаж и нажмите комбинацию Ctrl-С для копирования в буфер. Чтобы вставить в нужноеместо находящийся в буфере материал, нажмите комбинацию Ctrl -V. Указатель мыши будет выделен цветом. Щелкнитенепосредственно на той доле, начиная с которой требуется разместить материал, ион добавится на это место.
Если, выделив пассаж,нажать комбинацию Ctrl-X, он будет не скопирован, а перенесенв буфер, а если нажать клавишу Delete— просто удален. При этом количество тактов не изменится, просто из выделенныхтактов удалятся ноты.
Если же необходимоудалить такт (или несколько) как структурную единицу, сделайте следующее.Удерживая клавишу Ctrl, щелкните нанужном такте. Он будет выделен двойным прямоугольником (рис. 9.18). Еслинеобходимо выделить несколько тактов, сначала выделите указанным способомпервый из них, а затем, удерживая клавишу Shift, щелкните на последнем из выделяемых тактов. Теперьможно нажать клавишу Delete.Такты удалятся, а не просто очистятся.
При вводе нот в пошаговомрежиме или реальном времени новые такты автоматически добавляются в конце. Однакоиногда возникает необходимость добавить такты вручную. Для этого есть следующиеспособы:
• Нажмите комбинацию Ctrl-В для добавления такта в конецпартитуры;
• Нажмите комбинацию Ctrl-Shift-B длядобавления такта в любое место партитуры. Указатель мыши выделится цветом.Щелкните на такте, перед которым следует вставить новый такт;
• Нажмите комбинацию Shift-Alt-В для добавления любого количества тактов. Откроетсяокно (рис. 9.19.), в котором можно ввести количество добавляемых тактов, атакже задать их величину (переключатель Same as time signature означает, что эти такты будут иметьтот же музыкальный размер, что и следующий за ними, а переключатель irregular позволяет ввести «затактные» такты).
И напоследок еще одиночень удобный способ копирования любого материала в программе Sibelius (правда, обычно он применяется длякопирования динамических оттенков и прочих указаний, но применим к любомуматериалу вообще). Если выделить какой-либо фрагмент, а затем, удерживаяклавишу Alt, щелкнуть на любом другом местепартитуры, выделенный материал скопируется в указанное место. Это, пожалуй,самый быстрый и гибкий способ копирования в программе.Расстановка динамических оттенков и указаний
А теперь посмотрим, какрасставить в партитуре обозначения динамических оттенков и различныхисполнительских указаний.
Чтобы ввести динамическоеобозначение, нажмите сочетание Ctrl-E и затем щелкните в нужном местенужного такта на нужном нотоносце. Под нотоносцем откроется текстовое полеввода. Сюда можно ввести любое обозначение, например, rubato, diminuendo, espressivo и т. д. Обратите внимание, что поумолчанию программа ставит такие обозначения под нотоносцем (печатаются ониобычно курсивом). Для ввода символа forte нажмите комбинацию —Ctrl-F, символа piano — Ctrl-P. Для ввода обозначений используйтетакже клавишу Ctrl в сочетании с буквами S, Z, М и R.
Для выбора в поле вводанужного символа или слова из библиотеки (рис. 9.20) нажмите правую кнопку мыши.
После ввода указаниящелкните мышью в любом месте экрана. Если вы недовольны его местоположением,перетащите мышью обозначение на любое другое место. Можно также выделить егощелчком мыши и перемещать с помощью клавиш-стрелок. При этом следует удерживатьклавишу Ctrl, чтобы обозначение передвигалось сбольшим шагом.
Если необходимо ввеститехническое указание (вроде pizz.,collegno и т. д.) нажмите комбинацию Ctrl-T (такие обозначения следует располагать над нотоносцем иотображать прямым шрифтом, что программа и делает). В остальном вводобозначений ничем не отличается от описанного выше. Правда, в «библиотеке» принажатии правой кнопки мыши будет отображен набор совсем других обозначений.
При расстановке иперетаскивании обозначений будьте внимательны, если планируется выделить партиииз партитуры. Необходимо проследить, чтобы каждое указание было прикрепленоименно к тому нотоносцу, к которому оно относится. При плотном расположениинотоносцев и наличии нот на добавочных линейках можно случайно не заметить иприкрепить указание не к тому нотоносцу.
Обратите внимание, чтодля контроля при выделении текстового обозначения появляется тонкая пунктирнаялиния, показывающая, к какому нотоносцу (и какому его месту) прикреплено данноеуказание. Если линия не отображается, установите флажок Attachment в меню View.Расстановка артикуляционных обозначений
Чтобы поставитьартикуляционное обозначение, в программе Sibelius достаточно выделить нужную ноту илигруппу нот и нажать соответствующую клавишу на цифровой клавиатуре. Вы,вероятно, уже заметили, что три наиболее распространенных артикуляционныхобозначения здесь вынесены в основной режим keypad Так, нажатие клавиши / добавляет к выделенной нотеакцент, нажатие клавиши * добавляет точку стаккато, а нажатие клавиши — —«черточку» marcato.
Можно одновременнодобавить несколько обозначений, при этом они автоматически сместятся, чтобы ненакладываться друг на друга.
При вводе нот вместе сдлительностью можно выделить и артикуляционное обозначение, и тогда всевведенные ноты будут вводиться вместе с этими обозначениями.
Чтобы перевести окно keypad в режим дополнительныхартикуляционных обозначений, нажмите клавишу F11. Окно keypadпримет вид, показанный на рисунке. Как видите, здесь есть еще некоторыеартикуляционные обозначения, скрипичные штрихи, а также три вида фермат
Если требуется ввести что-нибудьеще, просто нажмите клавишу Z —откроется окно выбора символа, содержащее множество музыкальных символов иобозначений (рис. 9.21).
В нем можно выбрать любойсимвол, а переключателем Sizeопределить, какого он будет размера: Normal — обычного, Cue —уменьшенного, Grace — маленького (как форшлаг), Cue Grace — миниатюрного. После этого нажмите кнопку ОК. Наэкране появится символ, и его можно будет перетаскивать мышью иликлавишами-стрелками так же, как и текстовые обозначения.Ввод подстрочного текста
При наборе вокальноймузыки для пения со словами (рис. 9.22) понадобится вводить подстрочный текст.Для этого нажмите комбинацию клавиш Ctrl-L. Указатель мыши выделится цветом.Щелкните на той ноте, под которой должен быть первый слог. Под ней откроетсяполе ввода. Введите туда слог или односложное слово.
После нажатия клавишиПробел или Дефис текстовое поле переместится под следующую ноту. Таким образом,можно печатать текст, разбивая слоги дефисами, а программа сама будет размещатьих под нотами.
Если под какой-то из нотне должно быть слога (например, при распеве одного слога на несколько нот, какна рис. 9.22), нажмите под «ненужными» нотами дефис или пробел. Программаавтоматически сдвинет разделительный дефис или поставит их несколько, еслирасстояние между слогами будет уж слишком большим. Если образуется слишкомбольшой пробел, поставит горизонтальную черту, как принято при окончании слована распеве.
При необходимости вводапробела в середине «слога» (например, «В лес» должно явно петься на одну ноту),используйте вместо пробела комбинацию клавиш Ctrl-пробел. Точно таким же образом можно ввести дефис всередине «слога», нажав комбинацию Ctrl-дефис.
Иногда, если в песнемузыкальный материал повторяется, необходимо ввести два или более разных вариантаслов под одними и теми же нотами (например, слова второго куплета). Для вводавторого куплета нажмите правую кнопку на пустомместе и выберите в контекстном меню пункт Text и далее подпункт Lyrics verse 2. После этого так же, как и в прошлом случае, щелкнитемышью на первой ноте, под которой должен появиться текст, и вводите его. Текствторого куплета автоматически располагается ниже. При необходимости можновыбрать в контекстном меню пункт Text идалее подпункт Other Staff Text, и вы увидите подпункты Lyrics verse 3, Lyrics verse 4, и Lyrics verse 5. Каждый из этих пунктов вводит подстрочный текст насвоей высоте Кроме того, при необходимости можно перетаскивать мышью слогиподстрочного текста, как обычные обозначения.Создание тремоло
С точки зрения наборщиканот создание обычного тремоло в программе Sibelius ничем не отличается от вводаартикуляционных обозначений Нажмите клавишу F10 Окно keypadпримет вид, как показано на рисунке. Теперь клавиша 1 ставит на выделенные нотыодинарное тремоло, клавиша 2 — двойное (две черточки) и так далее, до клавиши5. Клавиша 0 убирает тремоло с выделенных нот Два различных обозначения тремолоне могут быть одновременно применены к одной ноте.
Несколько отличается отописанного способа создание так называемого фортепианного тремоло
Чтобы создать такоетремоло, сначала введите обе его ноты, обозначив их вдвое мень шимидлительностями (например, на рис 9.23. для получения половинок сначала первыедве ноты были введены как четверти). Затем, нажав клавишу F10, выделите первую из двух нотбудущего тремоло, нажмите клавишу + цифровой клавиатуры. Ноты будутпреобразованы в тремоло с двумя черточками. Затем при желании изменитеколичество черточек (внутренние длительности тремоло), нажимая те же клавиши с1 до 5.Группировка нот и создание межстрочных групп
По умолчанию при вводенот программа группирует более мелкие ноты по долям. Однако во многих случаяхможет потребоваться перегруппировать ноты (рис. 9.24).
Чтобы это сделать,нажмите клавишу F10 и еще разпосмотрите на окно keypad, котороеиллюстрирует значение клавиш.
Если теперь выделить нотуи нажать клавишу 7 цифровой клавиатуры, выделенная нота станет начинать группу,то есть не сможет быть связана ребром с предыдущей нотой, но сможет бытьсвязана с последующей.
Если, выделив ноту,нажать клавишу 8 цифровой клавиатуры, выделенная нота по возможности соединитсяребром и с предыдущей, и с последующей нотой (именно по возможности — если,например, следующая нота находится в режиме начала группы, как описано впредыдущем абзаце, то ребро между этими нотами не появится).
Если же нажать клавишу 9 цифровойклавиатуры, то выделенная нота будет отделена от всех остальных (не сможет бытьсгруппирована).
И наконец, если нажать клавишу «/»цифровой клавиатуры, выделенная нота будет начинать подгруппу, то есть еслинота связана ребром с предыдущей нотой, то такое ребро будет одинарным (такаянота есть во второй группе
Все эти режимы можно одновременноприменить к нескольким выделенным нотам. Не забудьте, что паузы по умолчаниюнаходятся в режиме 9, то есть от всего отделены Поэтому если нужно, чтобы реброшло через паузу (рис. 9 25), выделите паузы и нажмите клавишу 8 на цифровойклавиатуре.
Иногда в процессе набораможет потребоваться создание межстрочной группы (рис. 9.26). Для этого наберитесначала все ноты группы на одной строке, а затем выделите те ноты, которыенужно перенести на нижнюю (верхнюю) строку и нажмите комбинацию Ctrl-Shift-стрелка вниз (или вверх). Межстрочная группа создана.Иногда может возникнуть необходимость удалить «лишние» паузы (например, впримере на рис. 9 26 все ноты были набраны на верхней строке и, соответственно,в нижней сохранилась целотактовая пауза). Для этого достаточно выделить этипаузы и нажать клавишу Delete.В некоторых случаях программа предупредит, «что мы делаем что-то, что применимолишь в специальных случаях». Поскольку межстрочная группа — именно такойспециальный случай, в ответ на предупреждение спокойно нажимайте кнопку Да. Вследующий раз программа переспрашивать уже не будет.Разделы формы
По умолчанию такты впрограмме разделены обычными тактовыми чертами. Однако на разделах формы частоприменяется двойная черта, между пьесами — концевая (двойная с жирной второйлинией), а в некоторых случаях может потребоваться пунктирная или вообще невидимаятактовая черта. Все эти разделители, а также знаки репризы собраны в программе Sibelius в одно и то же подменю.
Если щелкнуть правойкнопкой мыши на пустом месте и выбрать в контекстном меню пункт Barline, откроется подменю, в котором можновыбрать нужный тип тактовой черты:
• Double — двойная черта;
• Start repeat — начало репризы (место, откуда начинать повтор);
• End repeat — реприза;
• Dashed — пунктирная черта;
• Final — концевая двойная черта;
• Invisible — невидимая черта.
Выбрав нужный пункт,щелкните на любой тактовой черте или даже просто между нотами Выбранная чертапоявится в указанном месте, причем заменит обычную черту. Если потребуетсявернуться к виду обычной тактовой черты, выделите новую черту и нажмите клавишуDelete.
Необходимо заметить, чтознаки репризы являются действующими, то есть при проигрывании по MIDI материал между ними повторяется.
Иногда бывает необходимоначать новый раздел формы с новой строки или новой страницы. Для этого сделайтеследующее. Для разрыва строки выделите тактовую черту и нажмите клавишу Enter на основной клавиатуре, а дляразрыва страницы — комбинацию Ctrl-Enter. Если требуется отменить разрывстроки или страницы, повторите ввод.
Создание лиг, вилок crescendo и других линейных обозначений
Мы уже рассмотрелисоздание залиго-ванных нот в разделе о вводе нот в пошаговом режиме. Здесь мырассмотрим создание лиг, обозначающих legato (или распевы, как на рис 9.22.).
Длясоздания лиги, расположенной со стороны нотных головок, выделите ноту, скоторой она должна начинаться, и нажмите клавишу S. Появится лига, тянущаяся до следующей ноты. Нажимая клавишуПробел, ее можно расширить — каждое нажатие отодвигает конец лиги к следующейноте (а сочетание Shift-пробел,наоборот, сужает до предыдущей ноты) Если щелкнуть на конце лиги, на немпоявится манипулятор (квадратик). За этот квадратик можно произвольноперемещать конец лиги как мышью, так и курсорными клавишами.
Еслипотянуть мышью за середину лиги, можно изменить ее кривизну или вообщеперевернуть (оставив концы на прежних местах). Если требуется перевернуть лигутак, чтобы она оказалась не со стороны нот, а со стороны штилей, выделите ее инажмите клавишу X. Кстати, можносразу создать лигу со стороны штилей, если вместо клавиши S нажать комбинацию Shift-S .
Можнотакже создать « висячую» лигу, не привязанную к нотам (ее, например, можноиспользовать в качестве «французской лиги») Для этого убедитесь, что ни однанота не выделена, и нажмите клавишу S (если лига должна быть выгнута вверх) или Shift-S (длялиги, выгнутой вниз). Указатель мыши выделится цветом. Нажмите в нужном местекнопку мыши и, не отпуская кнопки, ведите мышь вправо. Лига будет«растягиваться». В месте предполагаемого окончания лиги отпустите кнопку мыши.При выделении «висячие» лиги всегда отображаются на экране красным цветом.Иногда может потребоваться лига, концы которой смотрят в разные стороны (рис9.27). Для создания такой лиги сначала создайте обычную лигу, а затем, выделиводин из ее концов, нажмите комбинацию Ctrl-Shift-A. Затем подкорректируйте и расположение другого конца лиги, иместа излома, где также появляется мани пулятор На одной лиге можно создаватьсколько угодно точек излома.
Процесссоздания «вилок» crescendo и decrescendo очень похож на процесс создания лиг.Выделите ноту, под которой должна будет начинаться «вилка», и нажмите клавишу Ндля создания вилки crescendo иликомбинацию Ctrl-H для вилки decrescendo Далее нажимайте клавишу. Пробел для расширения лиги или комбинацию Shift-пробел для ее сокращения.
Другойспособ создания вилок состоит в следующем. Нажмите клавишу L. Откроется окно создания линейныхобозначений (рис 9 28). Выберите в нем вилку и нажмите кнопку Create. Указатель мыши будет выделенцветом. Нажмите кнопку мыши в месте начала вилки и, не отпуская кнопку, ведитемышь до места окончания вилки, а затем отпустите кнопку мыши.
Таким жеобразом можно создавать и другие растягивающиеся линейные обозначения, такие,как трель, обычная линия, знак октавного повышения, стрелка и пр. Прокрутивокно Line (рис. 9.28), можно увидеть всеварианты линейных обозначений, доступные в программе. Кроме того, можномодифицировать любое из растягивающихся обозначений, нажав в окне созданиялинейного обозначения кнопку Modify,или создать новое с помощью кнопки New.Изменение формы нотных головок
Вомногих случаях требуется изменить форму нотных головок, например, дляобозначения флажолетов, металлических ударных в наборе ударных и т. д. Впрограмме Sibelius имеется довольно большой наборнотных головок. Можно перебирать все виды головок по очереди, выделив ноту (илинесколько нот) и нажимая комбинацию Shift-стрелка вверх/вниз. Нотные головки можно выбирать и с помощью цифровыхклавиш на ОСНОВНОЙ клавиатуре. Например, нажатие клавиши 2 означает ромбовиднуюголовку, клавиши 1 — крестообразную, клавиши 8 — невидимую, и т. д. Более того,допускается использовать не только числа от 0 до 9, но и двузначные. Если,например, выделив ноту, быстро набрать на основной клавиатуре число 10 (нажать1 и сразу же 0), нотная головка примет вид смотрящего вниз треугольника, а еслинабрать 11, треугольник будет смотреть вверх. Нажатие 16 превращает нотнуюголовку в квадратную, и т. д.
Если,выделив нужные ноты, выбрать в меню Notes пункт Noteheads, нотные головки можно будет выбиратьиз таблицы, расположенной в окне выбора нотной головки (рис. 9.29). Здесьотображаются все доступные наборы нотных головок. Кстати, номера около наборовсоответствуют тем числовым клавишам на клавиатуре, которые надо нажимать длявыбора нужной головки.
В каждомнаборе имеется четыре головки (для четвертной и более мелких нот, дляполовинных нот, для целых нот и для брэвиса). Выбрав нужный набор, нажмитекнопку Apply.
Крометого, в этом окне можно нажать кнопку Modify для изменения существующего набора нотных головок или кнопку New для создания нового набора. При этомоткрывается специальное окно (рис. 9.30). В нем можно выбрать одну из нотныхголовок и нажать кнопку Change Symbol для выборанового вида нотной головки.
Ностройкарасстояний между системами и нотоносцами, форматирование страниц
Впрограмме Sibelius изменение расстояний междунотоносцами на одной системе производится графически. Чтобы изменить расстояниемежду двумя нотоносцами, нажмите кнопку мыши на нижнем из них (только непопадите на ноту или какой-нибудь другой элемент) и потяните вниз дляувеличения расстояния или вверх для его уменьшения.
Впринципе неважно, в каком именно такте это сделано, однако запомните, чтоизменение расстояния связано внутри программы именно с тактом. Если, например,на системе было три такта и мы изменили расстояние между нотоносцами, «потянув»мышью в третьем из них, а третий такт впоследствии переместился на следующуюсистему (вследствие изменений внутри тактов), то на этой системе расстояниемежду нотоносцами вернется к первоначальному. Так что если вы, например,раздвигаете нотоносцы для того, чтобы между ними уместились все дополнительныеобозначения, делайте это именно в том такте, в котором имеются эти обозначения.
Расстояниямежду системами, если их на одной странице несколько, изменяются таким жеобразом —перетаскиванием мышью верхнего нотоносца нижней системы.
Внекоторых случаях можно заметить, что расстояния между нотоносцами илисистемами вдруг сами собой расширились и их не удается сократить. Этопроисходит потому, что при определенном заполнении страницы (по умолчанию болееполовины) программа считает, что нужно оптимизировать расстояния так, чтобынотный текст равномерно заполнил всю страницу. Если в этом нужды нет, нажмите восновном окне комбинацию Ctrl-H, откройте вкладку Staves и в поле Justify staves when page is at least...% fullизмените значение на 100. Тогда программа не будет пытаться сама оптимизироватьрасстояния. Можно также по своему усмотрению установить это значение,определяющее, при каком заполнении страницы нужно начинать оптимизациюрасстояний
Прочиеже параметры форматирования страницы можно задать, нажав комбинацию Ctrl-Shift-D.Откроется окно параметров страницы (рис. 9.31). Здесь можно изменить размерстраницы, либо выбрав его раскрывающегося списка Paper Size, либо вводя вручную в поля Width и Heightзначения соответственно ширины и высоты страницы. Далее, в поле Staff size можно указать размер нотоносца в миллиметрах.Уменьшение или увеличение этого параметра приводит к соответственномумасштабированию всего нотного текста.
Напанели Margins изменяют размер полей страницы.Кстати, в основном окне границы полей можно видеть, если в меню View установить флажок Page Margins.
Дополнительныенотоносцы и ossiа.
Внекоторых сочинениях могут встречаться системы с числом нотоносцев, отличном отчисла используемых в большей части сочинения. Например, в сочинении дляфортепиано (2 нотоносца) отдельные места могут быть записаны на системе из трехнотоносцев.
Длясоздания дополнительного нотоносца следует выделить пассаж, включающий тетакты, в которых требуется этот дополнительный нотоносец, затем щелкнуть правойкнопкой на пустом месте и в контекстном меню выбрать пункт Extra Staff. Откроется подменю, в верхней части которогонаходится всего два пункта — Aboveи Below, указывающие на то, сверху или снизуот выделенного пассажа следует создать дополнительный нотоносец. После выбораодного из этих пунктов дополнительный нотоносец будет создан. Он в любом случаебудет охватывать систему (или системы) целиком, то есть не будет начинаться илиобрываться посередине одной системы.
Насоздание дополнительных нотоносцев очень похоже создание так называемых блоков ossia, которые могут содержать вариантыисполнения (отсюда их название, ведь ossia по-итальянски означает «или»), расшифровку мелизмов и т. д. Примерприведен на рис. 9.32.
Чтобысоздать нечто подобное, выделите такт или такты (как пассаж), над (или под)которыми должен располагаться блок ossia. Затем нажмите правую кнопку мыши на пустом месте и снова выбери-те вконтекстном меню пункт Extra Staff, но воткрывшемся подменю выберите пункт Ossia Above (для блока ossia сверху) или Ossia Below (для блока ossia снизу). Дополнительный нотоносец появится точно над теми тактами,которые были выделены, до и после них он будет обрываться.
Обратитевнимание, что при создании дополнительных нотоносцев и ossia после выделения пассажа для открывания контекстногоменю щелкать правой кнопкой мыши следует именно на пустом месте, но никак невнутри выделенного пассажа (иначе откроется совсем другое контекстное меню).Разделение систем и способы нестандартной нотации
В этомразделе мы рассмотрим несколько случаев нестандартной нотации. Первый, наиболеетрадиционный из них, — это разделение системы по середине. Этот вариант можетпотребоваться в случаях, подобных представленному на рис. 9.33.
Чтобыдостичь подобного результата, достаточно выделить тактовую черту в местеразделения и выбрать в меню Layoutпункт Divide System Система будет разделена на две!
Следующийслучай — это так называемая четвертитоновая нотация. Как известно, знакичетвертитоновой альтерации до сих пор толком не стандартизированы. Тем не менеев программе Sibelius имеются наиболее распространенныезнаки четвертитоновой альтерации (рис. 9.34).
Онидоступны в окне keypad в режимедополнительных знаков альтерации, который открывается клавишей F12. Здесь клавиши 2 и 5 означаютсоответственно повышение на три четверти и на четверть тона, а клавиши 3 и 6 —понижение на три четверти и на четверть тона.
Еслипредпочтение отдается знакам четвертитоновой альтерации какого-либо другоговида, например, как на рис. 9.35, то их придется ставить искусственнымспособом. Нажмите клавишу Z, —откроется уже знакомое окно выбора символов Найдите в нем раздел Accidentals (знаки альтерации) и выберитеподходящий. После нажатия кнопки ОК его придется вручную «подогнать» к ноте.
Еще одинслучай — ввод пассажей, написанных мелкими нотами. Это было оченьраспространено в романтической музыке (рис. 9.36). Чтобы ввести такой пассаж,надо сначала набрать его нотами обычной величины, позаботившись о правильномопределении нерегулярной группы (в данном примере пришлось определить группу25:16), а также отсутствии отображения атрибутов нерегулярной группы — скобки ичислового обозначения. Затем следует выбрать все ноты, которые надлежит сделатьмелкими, и нажать последовательно клавиши цифровой клавиатуры F9 и + (в этом режиме эта клавиша вокне keypad обозначена словом Cue). Выбранные ноты станут мелкими.Повторное нажатие клавиши + вернет выделенным нотам нормальный размер.
Кстати,следует различать мелкие ноты и форшлаги (которые визуально должны быть ещеменьше). Для создания форшлага используйте клавиши «.» (основной клавиатуры) и/(также основной клавиатуры). Первая из этих клавиш используется для неперечеркнутогофоршлага, а вторая — для перечеркнутого.
Инаконец, последний случай, который мы сегодня рассмотрим. В современной музыкечасто оформляют партитуры так, что в местах, где у какого-либо инструментапаузы, его нотоносец не виден вообще (рис. 9.37).
Чтобыдостичь такого результата, в тех местах, где нотоносец «исчезает», следуетизменить его тип на безлинейный, а в тех, где появляется — на обычный. Длясмены типа нотоносца выберите в контекстном меню (после щелчка правой кнопкойна пустом месте) пункт Staff Type Change. Откроется окно выбора типанотоносца, которое мы уже упоминали ранее. Теперь для смены типа на безлинейныйдостаточно выбрать тип No lines (hidden), а для смены типа на обычный — 5 lines. После нажатия на кнопку Create указатель мыши выделится цветом.Останется только щелкнуть в месте смены типа нотоносца. Впоследствии эту точкуможно будет передвинуть, зацепив ее мышью (при этом она выделится синимпрямоугольником).Ввод нот в реальном времени
Впрограмме Sibelius предусмотрен такой тип ввода нот.как ввод в реальном времени. Такой способ ввода назван в программе красивымсловом Flexi-time. Это одна из попыток реализации общей великой мечты:один раз сыграл — автоматически получил ноты. Однако, как правило, эта идеябывает реализована на довольно низком уровне. Разработчики программы Sibelius попытались исправить положение,разрешив при вводе нот в реальном времени немного отклоняться от строгоготемпа.
Передначалом записи нажмите комбинацию Ctrl-Alt-F для настройки параметров нотации записываемого материала.
Откроетсяокно настройки (рис. 9.38). Здесь в большинстве случаев нужно установить флажокAdjust rhythms, иначе программа будет записывать ритмы, сыгранныечеловеком, точно, а это чревато большими сложностями последующей обработки материала,даже если вы обладаете феноменальным чувством ритма. Далее необходимо враскрывающемся списке Minimum note-value выбрать минимальную длительность,которую программе разрешается использовать при нотации.
Еслизаписывать музыку на два нотоносца одновременно, программа может попытатьсяпроследить за линией каждой руки для ее записи на «свой» нотоносец. Чтобыразрешить это сделать, установите флажок Auto-Ranging split-point. В противном случае программа простозапишет все ноты выше среднего «до» на верхний нотоносец, а остальные — нанижний. На панели Articulationможете определить, должна ли программа следить за артикуляцией и обозначать staccato и tenuto (для этого предназначены два соответствующихпереключателя). На панели Tupletsнеобходимо отметить, какие из нерегулярных групп будут встречаться в записи.Кроме того, здесь имеется флажок Brackets, установка которого разрешает программе обозначать нерегулярные группыквадратной скобкой.
Инаконец, на панели Flexi-time можно установить глобальные параметрызаписи. В раскрывающемся списке Flexibility of tempo можно выбрать, в какой степенибудете проходить при записи отклонение от точного ритма. Пункт None означает точное исполнение, пункт Low — небольшие отклонения, пункт Medium — нормальное rubato и пункт High — очень сильные отклонения от ритмической сетки (вразумных пределах, разумеется).
Крометого, в поле Scale tempo by можно указать, во сколько раз медленнее или быстрее, чемнужно, вы будете играть. В поле Introduction задается количество пустых тактов, которые будут отсчитаны перед началомзаписи, а в поле Record up to… barsможно ограничить количество записываемых тактов.
Поумолчанию во время записи программа будет отсчитывать доли (с помощьюметронома), чтобы было легче не сбиться с доли. Если же почему-либо нет желанияслышать метроном при записи, выберите в меню Play/Flexi-time пункт Options и снимите флажок Click When Recording. Если в том же меню выбрать пункт Click, откроется окно настройки метронома (рис. 9.39).Здесь нужно определить, какую MIDI-нотуследует использовать в качестве метронома, на каком канале какого MIDI-выхода, и какой передать туда номербанка и инструмента
Когдавсе готово, для начала записи нажмите комбинацию Ctrl-F (иликнопку Flexi-time на панели управления). После указанного количествапустых тактов начнется запись. Программа будет нотировать сыгранное прямо вовремя исполнения, с отставанием приблизительно на три-четыре доли. По окончаниизаписи нажмите клавишу О.
Вбольшинстве случаев после ввода нот в реальном времени получившийся нотныйтекст необходимо немного подправить. Однако сначала лучше просмотреть егоцеликом — возможно, параметры записи были выбраны неправильно и, вместо того,чтобы исправлять, лучше записать нотный текст еще раз, предварительно выбравнужные параметры.
Другиеспособы ввода и экспорт результатов
Помимоописанных выше способов ввода нот в программе Sibelius существуют и другие способы.Во-первых, можно вводить ноты, просто щелкая мышью в нужных местах нотоносцев.При этом длительности можно выбирать тем же способом, что был описан выше (сцифровой клавиатуры), а можно и мышью в окне keypad. Однако этот способ не особенно удобен, посколькумышь — не самое точное устройство ввода (кстати, этот способ ввода нот гораздоудобнее применять при наличии графического планшета).
Крометого, используя сканер, можно ввести нотный текст с помощью программы Neuration Photoscore, облегченный вариант которойпоставляется вместе с программой Sibelius и вызывается из нее как подключаемый модуль. Однако это все же отдельнаяпрограмма, описывать которую мы сейчас не будем.
Результатыработы сохраняются в файле с расширением sib. Чтобы эти файлы были доступны всем пользователямкомпьютеров, даже тем, у кого нет программы Sibelius, разработчики выпустили бесплатнуюпрограмму scorch, из которой можно просмотреть ираспечатать ноты, набранные в программе Sibelius.
Помимораспечатки на принтере, партитуру, набранную в программе Sibelius, можно преобразовать в типографскийформат EPS. Для того чтобы извлечь партии изпартитуры, выберите в меню File пунктExtract Parts. По умолчанию программа извлекает партии для каждогоиспользуемого инструмента, однако их настройку можно менять. Партии могут бытьсохранены на диске или тут же распечатаны. По ходу дела их можно под-корректировать(если в окне создания партий установить флажок View Parts, все создаваемые партии тут же откроются в окнепрограммы).